Преподобный Афанасий Афонский
Память 5 / 18 июля
Афанасий Афонский [Греч. ὁ ̓Αθωνίτης] (ок.
925 или 930, Трапезунд - 5.07. ок. 1000, Афон), прп. (пам.
5 июля и в Соборе Афонских преподобных), основатель Вел.
лавры на Афоне, названной впосл. в его честь. В Крещении
получил имя Авраамий. Происходил от благородных и
знатных родителей: отец был родом из Антиохии, мать - из
Колхиды. Они рано умерли, и мальчик воспитывался в семье
родственницы матери. Для продолжения обучения в 945 г.
он прибыл в К-поль, где поступил в школу к известному
ритору Афанасию.
Преподобный Афанасий Афонский. Миниатюра из рукописи
XV века
Вскоре Авраамий превзошел своего
наставника и был назначен учителем, но, тяготясь славою,
оставил преподавание. Однажды он сопровождал в поездке
своего родственника на о-в Лемнос и впервые проплыл мимо
Афона. Вернувшись в К-поль, Авраамий познакомился с прп.
Михаилом Малеином, игум. Киминского мон-ря в Вифинии, и
встретился с Никифором II Фокой, выдающимся
военачальником, впосл. имп. Византии (963-969). Авраамий
вслед за Михаилом отправился на Кимин и принял в его
мон-ре постриг с именем Афанасий. В этой обители он
прожил 4 года, занимаясь переписыванием рукописей, потом
он вступил на поприще безмолвия, удалившись в уединенное
место. Никифор Фока посетил А. А., долго беседовал с ним
и открыл ему свое желание стать монахом. Когда прп.
Михаил Малеин захотел сделать А. А. игуменом своего
мон-ря, тот, считая себя недостойным начальствования и
избегая мира, ушел на Афон (958/59).
Преподобный Афанасий Афонский. Икона, XV век
(Великая Лавра на Афоне)
Поскольку Никифор Фока повсюду
разыскивал Афанасия, он решил скрыть свое наст. имя,
назвался Варнавой и стал учеником одного благочестивого
старца. Вскоре ему пришлось открыть свое наст. имя. Брат
Никифора Фоки Лев, доместик схол Запада, посетил А. А. и
дал деньги на храм в Карее. Преподобный удалился на
крайнюю оконечность полуострова, в место, называемое
Мелана, где год предавался подвигам аскезы, после чего
получил дар умиления. Когда Никифор Фока отправился
освобождать Крит от араб. пиратов, он попросил А. А.
приехать к нему и молитвенно поддержать. Считая помощь
мирянам обязанностью инока, А. А. приехал на Крит в нач.
961 г. После победы над арабами (961) Никифор Фока решил
осуществить давно возникший у него план построить мон-рь,
где бы он смог подвизаться вместе с А. А. С иноком
Мефодием в кон. 962 - нач. 963 г. Никифор прислал А. А.
деньги, необходимые для постройки мон-ря. В том же году
была построена келья для Никифора, храм во имя Предтечи
Иоанна, а затем начали воздвигать храм в честь Пресв.
Богородицы. В то же время А. А. принял великую схиму. 16
авг. 963 г. Никифор Фока был провозглашен императором
Византии. А. А., узнав об этом и поняв, что Никифор не
сможет исполнить свой обет стать монахом, покинул Афон и
отправился на Кипр, где подвизался в мон-ре Агиа-Мони
(около Пафоса). В это время в его лавре воцарилось
безначалие, монахи стали разбегаться. По Божественному
внушению А. А. вернулся в лавру.
Явление Божией Матери, понуждающей преподобного
Афанасия возобновить строительство в монастыре. Божия
Матерь изводит источник из скалы. Клеймо иконы Божией
Матери "Экономисса" с житием Афанасия Афонского,
XVIII век
В нач. 964 г. он прибыл в К-поль. Имп.
Никифор убедил его продолжить строительство и издал ряд
хрисовулов, касавшихся лавры, из к-рых сохранился только
один от 964 г. Император передал А. А. для лавры частицу
Честного Древа, главу св. Василия Великого и мощи др.
святых. В др. хрисовуле Никифор назначил А. А. игуменом
лавры с 80 монахами и постановил, что лавра должна
навсегда оставаться независимым мон-рем, не подчиняясь
ни светским, ни церковным лицам.
Вид Великой Лавры на Афоне. Фрагмент иконы Божией
Матери "Экономисса" c житием преподобного Афанасия
Афонского, XVIII век
Вернувшись на Афон, А. А. продолжил
строительство мон-ря, возвел братский корпус, трапезную,
кельи, больницу, мельницу и пристань, провел водопровод.
Однако деятельность А. А. вызывала раздражение у др.
афонских отшельников. Они, воспользовавшись тем, что
Никифор Фока, покровительствовавший А. А., был убит (10
дек. 969) и императором провозглашен Иоанн I Цимисхий,
отправили в К-поль делегацию с жалобами на преподобного.
А. А. (по др. версии, это был Иоанн Мтацминдели, ученик
А. А.) также поехал в столицу империи. Новый император
не только подтвердил все хрисовулы имп. Никифора, но и
приказал ежегодно выдавать лавре по 244 золотых номисмы.
Чтобы разобраться в разногласиях между А. А. и игуменами
и старцами Афона, император отправил на Св. гору мон.
Евфимия, игум. Студийского мон-ря в К-поле. В результате
проведенного Евфимием расследования и во избежание
дальнейших споров между афонскими монахами был составлен
афонский устав, т. н. Типикон Иоанна Цимисхия, или "Трагос"
(971-972). Предположительно в 973-975 гг. А. А. составил
Устав лавры (τυπικόν, διαθήκη, κανονικόν). Помощь
императора позволила лавре возвыситься над остальными
мон-рями и стать крупнейшим, по-видимому первым,
общежительным мон-рем на Св. горе. Молва об А. А.
распространилась по всей Византийской империи и за ее
пределами, и к нему стали приходить иноки, даже из таких
отдаленных земель, как Грузия, Армения, Италия и
Калабрия. В конце своей жизни А. А. написал "Завещание"
(Διατύπωσις; см. Диатипосис прп. Афанасия), в к-ром
содержатся предписания о порядке поставления игумена, о
преемниках А. А., богослужебные указания, составленные
на основе студийского "Ипотипосиса". Завещание дополняет
положения Устава лавры. При жизни А. А. неск. раз
удостаивался видения Божией Матери, совершал чудеса,
исцелял тяжелобольных и предвидел грядущие события, в т.
ч. свою трагическую кончину.
Святитель Николай Чудотворец, преподобные Антоний
Великий и Афанасий Афонский, Икона, середина XVI века
В день смерти он осматривал строившийся
свод и купол церкви, к-рую сам проектировал, как вдруг
каменная кладка рухнула, и он вместе с 6 монахами
оказался под обломками. 5 монахов погибли сразу же, а
молитвы преподобного братия слышала в течение неск.
часов. Мощи его находятся под спудом в приделе
Севастийских мучеников кафоликона Вел. лавры. Рядом
стоит металлический жезл преподобного. Сохранился крест
А. А. (весом ок. 3 кг), к-рый он не снимал даже когда
спал.
Сохранилось 2 пространных греч. жития А.
А. Одно написано мон. Афанасием (̓Αθανάσιος τοῦ
Παναγίου) в 1-й четв. XI в. (BHG, N 187), другое -
неизвестным монахом из Вел. лавры во 2-й пол. XI - 1-й
пол. XII в. (BHG, N 188). Вскоре после смерти А. А. его
память была включена в греч. богослужебные книги:
Канонник 1022 г. (ГИМ. Син. греч. 299) и Стишной
синаксарь Христофора Митилинского XI в. (Cristoforo
Mitileneo. Calendari. Т. 2. Р. 345).
В рус. календарях память А. А.
появляется в кон. XIV в. с распространением
Иерусалимского устава: К-польское Евангелие 1383 г. (ГИМ.
Син. № 742. Л. 275 об.), Евангелие Кошки 1392 г. (РГБ.
Троиц. Ризница. № 4. Л. 322).
В XIV в. на слав. язык было переведено
анонимное житие А. А. (BHG, N 188). Оно входит в состав
агиографического Сборника прп. Нила Сорского (РГБ. МДА.
№ 207; кон. XV - нач. XVI в.), являющегося автографом
преподобного. Известно, что это житие дважды
копировалось в XVI в.: Гурием Тушиным (РНБ. Кир.-Бел. №
141/1218) и в Троице-Сергиевой лавре (РГБ. Троиц. №
685). Анонимное пространное житие помещено также в ВМЧ
(Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 298-301 (2-я паг.)).
П.И. Жаворонков
Использованная литература
BHG, N 187-191f;
Meyer Ph. Die Haupturkunden für die
Geschichte der Athosklöster. Lpz., 1894. S. 21-29,
102-140;
Помяловский И. В. Житие прп. Афанасия
Афонского. СПб., 1895;
Афонский патерик. Ч. 2. С. 5-58;
Halkin F. Éloge inédit de S. Athanase
l'Athonite // AnBoll. 1961. Vol. 79. P. 26-39;
Κομίνης Α. ῾Υμνογραφικὰ εἰς ὅσιον
̓Αθανάσιον τὸν ̓Αθωνίτην // ΕΕΒΣ. 1963. Т. 32. Р.
262-313;
Un canone inedito in onore de Sant'
Atanasio l'Atonita // Le Millénaire du Mont Athos,
963-1963: Études et mélanges. Chevetogne, 1963. Т. 1. Р.
135-143; Noret J. Vitae duae antiquae Sancti Athanasii
Athonitae.
Соколов И. Житие прп. Афанасия Афонского
// ВВ. 1896. Т. 3. С. 644-662;
Leroy J. La conversion de St. Athanase
l'Athonite à idéal cénobitique et l'influence studite //
Le Millénaire du Mont Athos. Т. 1. Р. 101-120;
Lemerle P. La Vie ancienne de St.
Athanase l'Athonite composée au début du XIe siècle par
Athanase de Lavra // Ibid. Т. 1. Р. 59-100;
La chronologie de Lavra des origines à
1204 // Actes de Lavra. P., 1970. Pt. 1. Р. 14-48;
Amand de Mendieta E. Mount Athos: The
Garden of the Panaghia. B.; Amst., 1972. Р. 60-73;
Galavaris G. The Portraits of St.
Athanasius of Athos // Byzantine Stud. 1978. Т. 5. Р.
96-124;
Карпов С. П. Трапезундская империя и
Афон // ВВ. 1984. Т. 45. С. 95-101;
Noret J. La vie la plus ancienne
d'Athanase l'Athonite confrontée à d'autres vies de
saints // AnBoll. 1985. Vol. 103. Р. 243-252.
Гимнография
Богородица-Экономисса с
преподобными Афанасием Афонским и Михаилом Синаитом,
житием преподобного Афанасия. Икона, XVIII век
В различных редакциях Студийского устава
и в ранних редакциях Иерусалимского устава память А. А.
отсутствует. Согласно большинству афонских Типиконов
XIV-XIX вв. (см., напр.: Дмитриевский. Описание. Т. 3.
С. 203, 510-511), его память имеет однодневные
предпразднство и попразднство, что свидетельствует об
особом почитании А. А. на Афоне. Последования этих дней
представляют собой соединение служб преподобного и
рядового святого, причем служба, совершаемая 4 июля,
аналогична шестеричной (см. Знаки праздников
месяцеслова), а 6 июля - славословной, но без канонов
Октоиха. В день памяти А. А. совершается бденная служба.
Аналогичные особенности имеют нек-рые неафонские
Типиконы (Там же. С. 244), что свидетельствует о влиянии
богослужебных обычаев Афона на богослужение правосл.
Церкви в целом. В совр. богослужебной практике греч.
Церквей (Δίπτυχα. 1999. Σ. 162; Μηναῖον. ̓Ιούλιος. Σ.
37), а также по Типикону, используемому ныне в РПЦ
(Типикон. Т. 2. С. 698), А. А. не полагается
предпразднства и попразднства, а в день его памяти
совершается полиелейная служба, причем, согласно
печатным Минеям, используемым ныне в греч. Церквах, она
соединяется со службой прп. Лампада Иринопольского, в
печатных Минеях, используемых в РПЦ, помещены только
тексты А. А., их состав соответствует бденной службе. В
совр. богослужебной практике РПЦ 5 июля совершается
служба обретению мощей прп. Сергия Радонежского.
Преподобный Афанасий избавляет бывших с ним в
лодке монахов от потопления. Клеймо иконы Божией Матери
"Экономисса" с житием Афанасия Афонского. XVI I век
Последование святого, помещенное в греч.
и рус. печатных Минеях, состоит из канона А. А. 4-го
плагального, т. е. 8-го, гласа с акростихом "̓Αθανάσιον
ὑμνῶν, ἀρετὴν ἐπαινέσω. ̓Αμήν" (Воспевая Афанасия,
восхваляю добродетель. Аминь), тропаря 3-го гласа "Τὴν
ἐν σαρκὶ ζωήν σοῦ"), циклов стихир на "Господи, воззвах",
стиховных и хвалитных, а также самогласных стихир на
литии "Τὸν ἀνέσπερον φωστῆρα τῆς οἰκουμένης"
Преставление преподобного Афанасия. Клеймо иконы
Божией Матери "Экономисса" с житием Афанасия
Афонского, XVIII век
По греч. рукописям известен еще один
канон А. А. с акростихом "̀ρδβλθυοτεΑιδω τὸν ὕμνον
̓Αθανασίῳ λόγοις" (Пою песнь Афанасию словами), не
вошедший в печатные богослужебные книги (Ταμεῖον. Ν(?)
25. Σ. 285). Тексты последований дней пред- и
попразднства, указанные в описаниях упомянутых афонских
Типиконов, не вошли в печатные богослужебные книги.
В гимнографических текстах описаны факты
из жития А. А.: следование за Христом с малых лет -
тропарь 1-й песни канона утрени), воспитание в юношестве
- тропарь 3-й песни). Во мн. текстах последования
описаны труды А. А. по устроению Вел. лавры - славник
стихир на "Господи, воззвах" малой вечерни - стихира на
литии), а также забота о душепопечении и назидании
славник стихир на стиховне). Скорбь братии по
преставлении А.А. покрывалась заступничеством прп. отца
перед Богом - славник стихир на "Господи, воззвах").
После смерти А. А. его память не была предана забвению
- стиховная стихира малой вечерни), мощи преподобного
стали источником - тропарь 8-й песни).
Ольга. Венцель
Иконография
Преподобный Афанасий Афонский. Фрагмент иконы
"Преподобные Афанасий Афонский, Варлаам и Иоасаф",
начало XVI века
Изображения А. А. были особенно
распространены во фресковых циклах на Афоне и в
балканских странах, а также известны иконы и миниатюры в
рукописях. Одним из наиболее ранних является фронтиспис
кодекса из Вел. лавры на Афоне (Ath. Lavr. K 122 (2060).
Vol. 4v, сер. XI в.), где А. А. представлен в монашеской
мантии в молении (жест оранта). Изображения преподобного
в храмовой росписи: на фреске в ц. Богородицы мон-ря
Студеница (Сербия), 1208-1209 гг.,- в рост, со свитком в
руке, борода седая, овальной формы, по грудь, почти не
раздваивается, лицо удлиненное, аскетическое, лоб
высокий; в ц. св. Никиты в Чучере (Македония), до 1316
г.,- А. А. в монашеском одеянии, с поднятой в молении
правой рукой и свитком в левой, с кудрявой бородой
средней величины, разделенной на 2 пряди, на макушке
отделившаяся прядь; в ц. Афендико в Мистре (Греция),
1311-1312 гг.; на юж. стене диаконника ц. вмч. Георгия в
Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг. В алтаре ц.
свт. Николая в Рамаче (Сербия; ок. 1395) А. А.
представлен необычно: в святительском облачении, с
омофором. На Афоне его изображения известны в ц.
Пантанассы мон-ря Протат, нач. XIV в., мастер Мануил
Панселин; на фрагменте фрески из мон-ря св. Павла, 1447
г.; в трапезной Вел. лавры, 1512 г.,- неск. изображений
в разных местах, среди преподобных; в трапезной мон-ря
Воскресения Христова, 1512 г.; в мон-ре Протат,
1512-1540 гг.,- седой, с разделенной надвое, повитой
бородой, с залысинами, с прядью на макушке, с крестом и
свитком в руках; в кафоликонах Вел. лавры, 1535 г.;
Хиландарского мон-ря, 1535 г.; мон-ря Дионисиат, 1547
г., мастер Зорзис Критянин; в капелле вмч. Георгия
мон-ря Ксиропотам, 1555 г.
Преподобный Афанасий превращает молитвой
соленую воду в питьевую. Клеймо иконы Божией Матери "Экономисса"
с житием Афанасия Афонского. XVIII век
Прп. Афанасий превращает молитвой
соленую воду в питьевую. Клеймо иконы Божией Матери "Экономисса"
с житием прп. Афанасия Афонского. XVIII-XIX вв. (ЦМиАР)
Образ А. А. представлен на обороте
двухсторонней иконы "Спас Вседержитель", 60-80-е гг. XIV
в., и на иконе "Прп. Афанасий Афонский", XV в. (мон-рь
Пантократор на Афоне), с развернутым свитком в руках; на
прориси XVI в. (мон-рь Симонопетра на Афоне). Также в
рус. памятниках: на новгородской таблетке "Преподобные
Афанасий Афонский, Варлаам, царевич Иоасаф", кон. XV в.
(НГОМЗ),- А. А. в монашеской мантии, концы к-рой внизу
связаны узлом, с благословляющей десницей и свитком в
левой руке, с темными волосами и длинной клинообразной
бородой, книзу раздвоенной; на таблетке "Преподобные
Онуфрий Великий, Афанасий Афонский, Макарий Калязинский",
сер. XVI в. (ГТГ); на иконе "Святые Николай Чудотворец,
Антоний Великий, Афанасий Афонский", сер. XVI в. (ЦМиАР);
иконе "О Тебе радуется", 2-я пол. XVI в. (ГТГ),- в
группе преподобных.
Преподобный Афанасий изгоняет бесов из мон-ря.
Клеймо иконы Божией Матери "Экономисса" с житием
Афанасия Афонского. XVIII век
Прп. Афанасий изгоняет бесов из мон-ря.
Клеймо иконы Божией Матери "Экономисса" с житием прп.
Афанасия Афонского. XVIII-XIX вв. (ЦМиАР)
На иконе Божией Матери "Экономисса с
преподобными Афанасием Афонским и Михаилом Синадским
(?)", XVIII в. (ЦМиАР), написанной рус. мастером с греч.
гравюры, по сторонам от средника расположены 10 сюжетов
из жития А. А., в т. ч. исцеления больного водянкой и
мон. Антония, А. А. превращает соленую воду в питьевую,
явление Богородицы преподобному, изведение Ею источника
из скалы, А. А. изгоняет бесов из мон-ря и др.; внизу -
вид Вел. лавры, подобное изображение А. А. вместе с прп.
Антонием Киево-Печерским - на гравюре сер. XVIII в.,
отпечатанной в Вене (Ровинский. Народные картинки. С.
455. № 1158). Сохранился складень с образом преподобного
и 10 клеймами жития, кон. XVIII в. (ГИМ). Существовали
отдельные изображения на сюжет "Богородица изводит
источник из скалы" (литография, в издании А. В.
Морозова, 1868 (РГБ); икона 2-й пол. XIX в. из ц. вмч.
Никиты за Яузой в Москве; ныне подворье Афонского
Пантелеимонова мон-ря).
В "Ерминии" Дионисия Фурноаграфиота, нач.
XVIII в., А. А. описан как "старец плешивый, с
остроконечною бородою, к-рый напоминает о том, что
"ничто столько не вредит монахам и не радует бесов, как
утаение своих помыслов" (Ч. 3. § 13. № 8). В Софийском
иконописном подлиннике кон. XVI в. отмечено, что А. А.
"сед, плешив, брада Сергиева, ряска санкирь с белилы"; в
сводном подлиннике Г. Д. Филимонова, XVIII в.: "Подобием
главою плешив, власы сед изтемна, брада аки Григория
Богослова, мало поуже, ризы преподобническия, на главе
имый священный куколь, в руке свиток" (Филимонов. С.
381); у С. Т. Большакова (XVIII в.): "сед, плешив, брада
Сергиева, седина темна, риза багор, испод санкир, с
белилом, в руке свиток, а в нем писано: поспешим, убо и
потрудимся, да царствие небесное обрящем" (Подлинник
иконописный. С. 113); подобное описание дано и в
иконописном подлиннике XVIII в. (РНБ. Тит. 4765. 5
июля).
Т.Н. Нечаева
Использованная литература
Иконописный подлинник новгородской
редакции по Софийскому списку XVI в. С вариантами из
списков Забелина и Филимонова. М., 1873. С. 118;
Петковић Р. Манастир Студеница. Београд,
1924. С. 58, илл. 50; Petkovič. Vol. 2. Pl. IV;
Millet. Athos; Millet, Frolow A. Bd. 3.
Tf. 47,3;
Xyngopoulos A. Nouveaux temoignages de
l'activité des peintures macedoniens au Mont-Athos // BZ.
1959. Bd. 52. S. 62-64;
Galavaris G. The Portraits of St.
Athanasius of Athos // Byzantine Stud. 1978. T. 5. P.
96-124;
Радоjчић С. Старо српско сликарство.
Београд, 1966. С. 190-191; LCI. Bd. 5. S. 210;
Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко
Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV в. М., 1982. С.
301, 307, 316. Илл. С. 516;
Гравюра греческого мира в московских
собраниях: Кат. выст. М., 1997. С. 25. Кат. 40;
Treasures of Mount Athos. Thessaloniki,
1997. P. 3, 43, 85-87, 165-166, 202;
Нечаева Т. Н., Тарасенко Л. П. Из
истории северной русской живописи (три памятника
ростово-новгородской традиции) // ПКНО, 1996. М., 1998.
С. 286-298;
Джурич В. Византийские фрески. М., 2000.
С. 288, 308.
Православная энциклопедия
***
Молитва преподобному Афанасию Афонскому:
-
Молитва преподобному Афанасию Афонскому.
Великий аскет, образованный христианин, мудрый
руководитель и пастырь. Победив духовную тоску и
уныние, получил от Бога дар умиления и радости. Его
молитва была сильна и на исцеление людей от болезни,
и на изгнания бесов и их влияния на людей. Положил
начало общежительному житию на Афоне, строительству
монастырей и храмов, социально-медицинской помощи
больным (прокаженным). Преподобному Афанасию
Афонскому обращаются за молитвенной помощью за
ревностью в вере и аскетическом делании, при унынии
(депрессии), маловерии, в болезнях, для защиты от
бесовских нападок. Покровитель монахов, настоятелей
монастырей, храмоздателей. Христиане, занимающие
руководящие должности, могут молиться ему о
даровании мудрости и авторитета в управлении, чтобы
служить по слову Божьему: "Больший из вас да будет
вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен
будет, а кто унижает себя, тот возвысится" (Мф.
23:11-12).
Акафист преподобному Афанасию Афонскому:
Канон преподобному Афанасию Афонскому:
- Канон преподобному Афанасию Афонскому
Житийная и научно-историческая литература о
преподобном Афанасии Афонском:
|