Пророк и первосвященник Аарон
Память: предпоследняя неделя перед Рождеством
(Неделя Святых праотец); 20 июля / 2 августа
Аарон - первый ветхозаветный
первосвященник. Этимология имени неясна, хотя окончание
"-он" указывает на принадлежность к западносемитским
именам. Аарон происходил из колена Левина
(Левий-Кааф-Амрам-Мариам, Аарон, Моисей; Исх 6. 16-23) и
был на 3 года старше своего брата Моисея (Исх 7.7; Числ
26. 59). Библейские сведения об Аароне до его призвания
Господом очень скудны: от своей жены Елисаветы, дочери
Аминадава, Аарон имел 4 сыновей: Надава, Авиуда, Елеазара и
Ифамара (Исх 6:23).
Пророк и первосвященник Аарон. Икона
Господь призвал Аарона на служение в
возрасте 83 лет (Исх. 7:7). Первоначально деятельность
Аарона
была связана с миссией Моисея, к-рый, ссылаясь на свое
косноязычие, хотел отказаться от поручения вывести из
Египта народ израильский (Исх. 4:10; 6:30). Тогда Господь
указал на Аарона как на помощника, способного говорить: "Ты
(Моисей) будешь ему говорить и влагать слова в уста его,
а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить
вас, что вам делать. И будет он говорить вместо тебя к
народу" (Исх. 4:15-16; 6:30-7. 2). С горы Божией Моисей и
Аарон сошли в Египет, где Аарон убеждал сынов Израилевых,
пересказывая им слова, сказанные Господом Моисею (Исх 4.
29-30). Вместе с Моисеем Аарон участвовал в споре с
фараоном, устрашая его знамениями. Он превратил свой
жезл в змея, а после того как то же самое сделали егип.
маги, жезл Аарона поглотил жезлы егип. магов (Исх 7:10-12).
Аарон устрашал фараона 10 знамениями, причем первые 3 -
превращение воды в кровь (Исх. 7:20), изведение жаб (Исх
8:5-6), явление мошек (Исх. 8:16-17) - совершались рукою
Аарона (см. Казни египетские). Аарон и Моисей получили от
Господа устав Пасхи (Исх. 12:1-20; 12:43-49). Вдвоем с
Ором Аарон поддерживал ослабевшие руки Моисея до
окончательной победы над амаликитянами (Исх. 17:12).
Вместе с сыновьями Надавом и Авиудом и 70 старейшинами
Израилевыми Аарон сопровождал Моисея на г. Синай, где
Моисей один приблизился к Господу, а сопровождавшие
издали поклонились Ему "и видели [место стояния] Бога
Израилева" (Исх. 24:1-2, 9-11). Во время сорокадневного
пребывания Моисея на Синае Аарон, принуждаемый народом,
изготовил золотого тельца (Исх 32:4). Грех поклонения
идолу едва не привел к гибели как необузданного народа,
так и самого Аарона, спасенного лишь заступничеством Моисея
(Исх. 32:7-14; Втор. 9:19-20).
В период странствия по пустыне Аарон всегда
рядом с Моисеем: они вели учет годных для войны
израильтян (Числ 1:3); сносили ропот и угрозы народа
(Числ. 14:2-10); молились о прощении "всего общества"
(Числ. 16:22) и, наконец, разделили общую судьбу: за
неверие у вод Меривы Аарон и Моисей были признаны Господом
недостойными войти в Землю обетованную (Числ 20:8-13).
Лишь однажды Аарон вместе с Мариам упрекал Моисея за то,
что тот взял себе в жены эфиоплянку. Однако в отличие от
Мариам Аарон не был наказан проказой (Числ. 12).
Как первосвященник Аарон был призван на
служение Господом и посвящен прор. Моисеем (Исх. 29:4-21;
40:12-15; Лев. 8:1-30; Евр 5:4), к-рый облачил его и
помазал елеем перед входом в скинию собрания, т. о.
установив право ветхозаветных священников совершать
богослужебные действия (Исх. 27:21-22, 28; 29:4-21; Лев.
8:1-30). В лице Аарона и его сыновей Др. Израиль получил
институциональное священство (см. Священство
ветхозаветное). Деятельность Аарона как первосвященника
включала не только культовое, но и судебное, а также
учительное служение (Сир 45:20-21). В обязанности Аарона
входили ежедневные богослужебные действия в скинии
собрания: курение благовоний (Исх 30:7-8), приготовление
и возжигание лампад (Исх 27:20-21; 30:8). В субботу
Аарон
полагал 12 свежих хлебов с ладаном и солью на чистом
столе перед Господом (Лев 16:33). Священник наделялся
правами последней судебной инстанции (Втор. 17:12; 19:17;
21:5; 33:10). Аарон и его сыновья должны были "научать
сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь
чрез Моисея" (Лев 10:11). За нарушение культовых
постановлений 2 старших сына Аарона были сожжены "огнем от
Господа", причем Аарон молча перенес их смерть (Лев.
10:1-7).
Когда Корей и др. знатные мужи
домогались равного с Аароном священства (Числ 16:1-3),
Господь подтвердил избрание Аарона и его сыновей: Корей, Дафан и Авирон были поглощены землей, а в народе начался
мор. По приказу Моисея Аарон "стал... между мертвыми и
живыми" и совершил умилостивительное каждение, чем
прекратил поражение, совершенное Господом в народе (Числ
16:24-40). Подтверждением избрания Аарона было также чудо с
жезлом Аарона, к-рый был положен в скинию собрания вместе с
жезлами 12 старейшин и найден чудесно расцветшим (Числ
17) (см. Ааронов жезл). Заступничество Аарона, отведшего
гнев Божий, воспевается более поздними библейскими
авторами (Прем. 18: 20-25; Пс 76:21; 105:16). Аарон умер в
возрасте 123 лет на вершине г. Ор (согласно Втор 10. 6,
это произошло в местности Мозер; см. Аарона могила).
Моисей снял с Аарона священнические одежды и облек в них его
сына и преемника Елеазара (Числ. 20:27-28; 33:39). Народ
Израиля оплакивал Аарона 30 дней.
В НЗ говорится, что к Аарону восходит род
прав. Елисаветы, матери Иоанна Крестителя (Лк. 1:5). В
послании ап. Павла к Евреям подчеркивается преходящее
значение священства Аарона, "ибо с ним сопряжен закон" (Евр.
7:11). Его сменяет "Христос, Первосвященник будущих
благ" (Евр. 9:11), Который восстанет по чину Мелхиседека
(Евр. 7:11-17).
Владимир Кильчевский,
иерей
Гимнография
Хотя в Месяцесловах, принятых в
поместных правосл. Церквах, Аарон не имеет отдельной
памяти, его имя упоминается вместе с именами др.
ветхозаветных праведников в службах Недель праотец и
отец перед Рождеством Христовым (см. Праотец святых
неделя, Отец святых неделя), а также вместе с именем прор. Моисея в аллилуиарии на литургии и в седальне
канона святых пророков на малом повечерии в первую
неделю Великого поста (см. Православия неделя). Нек-рые
древние Месяцесловы указывают праздновать память Аарону 20
июля вместе с памятями пророков Моисея, Елисея, Самуила
и Илии (пам. прор. Илии 20 июля указана в большинстве
Месяцесловов, в т. ч. и в совр.- Сергий (Спасский).
Месяцеслов. Т. 2. С. 219). В службе 20 авг. прор. и
свящ. Самуил неоднократно сравнивается с Аароном (напр.,
тропарь 8-й песни канона утрени - Минея (СТ). Август. Л.
169). В зап. Иеронимовом мартирологе память Аарону указана
под 1 июля, в копт. месяцеслове - под 28 марта. В правосл. гимнографических и евхологических текстах
воспевается первосвященническое достоинство Аарона (см.,
напр., "молитву приношения" литургии свт. Василия
Великого); особо упоминается жезл Аарона, часто как один из
прообразов Божией Матери. Великий канон Андрея
Критского противопоставляет Аарона нечестивым священникам Офни и Финеесу (тропарь 5-й песни: Триодь Постная. Ч. 1.
Л. 303). По греч. рукописи XIV в. (Sin. Gr. 672)
известны 2 не вошедших в печатные Минеи канона Аарона,
помещенные под 8 авг.
М. С. Желтов
Иконография
Изображения Аарона известны по памятникам христ. искусства в основном в сценах Исхода. Одно из
древнейших сохранилось в росписях синагоги в
Дура-Европос (Сирия), 245-250 гг.: Аарон представлен
старцем в одеждах первосвященника (облачен в ефод,
наперсник, подир, на голове кидар) внутри храма, где был
поставлен Ковчег завета.
В большинстве ранневизант.
памятников Аарон предстает в облике юноши в античном
одеянии (мозаики Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-440
гг.). Устойчивая иконография Аарона складывается в эпоху
Македонской династии (IX - XI вв.) - он изображается
седовласым, длиннобородым старцем, в священническом
облачении, с жезлом и кадилом (или ларцом) в руках.
Пророк и первосвященник Аарон. Книжная миниатюра
Эта
иконография известна по книжным миниатюрам (напр., Хлудовская Псалтирь, IX в., л. 98об.) и иллюстрациям
Октатевхов XI-XIII вв., где Аарон представлен в ряде
сюжетов: жезл Аарона превращается перед фараоном в змея и
поглощает жезлы егип. чародеев (Исх. 7:10-12) (одно из
ранних изображений - на вратах ц. св. Сабины в Риме, ок.
430 г.); Аарон и Ор поддерживают руки Моисея в битве с амаликитянами (Исх. 17:12) и др. (см. Ааронов жезл).
Аарон. Мозаика собора Святой Софии в Киеве, середина XI века
В XI
в. образ Аарона появляется в монументальной живописи,
изображение его помещалось в росписи объема алтаря (Св.
София Киевская, сер. XI в., Антониев Римлянина монастырь,
1117-1119 гг.). Эта традиция в рус. памятниках
удерживается вплоть до XVI в. (собор Ферапонтова
монастыря,
1502 г.). Образ Аарона входил в пророческий ряд высокого
иконостаса, где изображался обычно с развернутым свитком
или с процветшим жезлом в руке; среди наиболее ранних -
изображения Аарона в иконостасах 50-70-х гг. XVI в. собора
Рождества Богородицы Антониева монастыря, ц. Петра и Павла
в Кожевниках в Новгороде.
В. Д. Сарабьянов
Аарон в иудейской традиции
В период Второго храма фигура Аарона нередко
приобретала символический смысл. Это видно, в частности,
из кумран. документов (III в. до Р. Х.- I в. по Р. Х.).
В них Аарон - условное обозначение ветхозаветного
священства. Кумраниты верили, что Помазанников Божиих
будет двое - первосвященник и царь. В "Уставе общины"
предвещается приход "Мессий Аарона и Израиля" (1QS
9:11). В кумран. текстах Аарон - образ
Мессии-Первосвященника. "Дамасский документ", возможно,
говорит лишь об одном Мессии: "Восстанет Мессия Аарона и
Израиля" (CD 12:23-13. 1); "Мессия Аарона и Израиля
очистит их грех" (CD 14:19) и др. В "Дополнениях к
Уставу общины" сообщается о некоем мессианском пире, на
к-ром "сыны Аарона" имеют привилегированное положение:
они садятся прежде Мессии Израиля (царя, в данном
случае, видимо, отличного от "Мессии Аарона" - 1QSa
2:12-14).
Раввинистическую лит-ру отличает особая
любовь к личности Аарона. Раввины описывают Аарона как великого
миротворца, к-рый "не уйдет, покуда не увидит, что не
осталось более ни капли злобы в душе... человека" (Авот
р. Натана 12). Высказывалось мнение, что и поведение
Аарона
в истории с золотым тельцом (Исх. 32) объясняется его
кротостью: он мог покарать смертью идолопоклонников, но
пожалел их. В I в. до Р. Х. знаменитый фарисей Гиллель
говорил: "Будь учеником Аарона - люби мир и стремись к
миру, люби людей и приближай их к Закону Божиему" (Пирке
Авот 1:12). Согласно одному из комментариев, именно за
эти качества Бог сделал Аарона первосвященником (Шемот Рабба
37:2). Было и др. объяснение поведения Аарона в Исх. 32:
Аарон боялся, что его постигнет та же судьба,
что и Ора, которого убили при попытке противостать грешникам (Шемот
Рабба 41:9; Санхедрин 7a).
Сообщалось о мужестве Аарона при известии о
смерти его сыновей Надава и Авиуда (Лев 10): он видел,
как искупались в своей крови 2 его "птенца", но молчал
(Вайикра Рабба 20:4); "несчастье было с благородством
перенесено им, с одной стороны, потому, что он обладал
большой твердостью духа, а с другой - оттого, что видел
в этом горе проявление воли Божией" (Иосиф Флавий. Иуд.
древн. III 8. 7). Подобно Аврааму, безропотно
согласившемуся принести в жертву Исаака (Быт 22), Аарон не
спорил с Богом (Сифра 46a).
Традиция называет Аарона в числе немногих
избранников Божиих, котоые умерли не вследствие
собственной греховности, но "из-за козней змея", т. е.
греха Адама (Сифре Втор 338-339). Предание утверждало,
что после смерти Аарона израильтяне горевали больше, чем
после смерти Моисея (Сифра 45д). Смерть Аарона описывается в мидраше Петират Ахарон.
Г. Г. Ястребов
Аарон в мусульманской традиции
Аарон известен как Харун ибн Имран, старший
брат Мусы (Моисея). В Коране отражена библейская
традиция, согласно к-рой Аарон был назначен помощником
косноязычного Моисея. Однако, по Корану (20:90/87-88),
инициатива сооружения золотого тельца принадлежала не
Аарону, а некоему самаритянину. Аарон не смог воспрепятствовать
израильтянам, когда те стали поклоняться тельцу
(7:148/146-151/150; 20:29/30-33/34. 90/92-94/95;
28:34-35). Гора у Петры в Юж. Иордании, где, по
преданию, погребен Аарон, до сих пор почитается у мусульман
(см. Аарона могила).
Православная энциклопедия
***
Молитва пророку и первосвященнику Аарону:
- Молитва пророку и первосвященнику Аарону.
Аарон - старший брат пророка Моисея, первый ветхозаветный первосвященник. Был голосом
косноязычного Моисея, являясь перед фараоном как
представитель пророка. Аарон участвовал в сорокалетнем странствовании евреев по
пустыне, где и был по велению Божию поставлен
первосвященником. Ему молятся для вразумления и
покровительства в священническом служении, о даре
красноречия, просят помощи понять волю Божию о себе,
умиротворить враждующих.
Акафист пророку и первосвященнику Аарону:
Житийная и научно-историческая литература о пророке и первосвященнике Аароне:
|