Мы глупеем, когда видим свой телефон
Цифровая зависимость опаснее и ближе к
нам, чем кажется. Мы глупеем, делегируя гаджетам свои
когнитивные функции и отрицая авторитеты. Процесс не
повернуть вспять, но его можно замедлить. Это особенно
важно для наших детей, которые с раннего возраста
попадают в ловушки цифровой зависимости.
Работа по изучению мозга идёт
одновременно с развитием новых технологий - в частности,
искусственного интеллекта. Важен баланс: не понимая, как
работает мозг, мы просто застрянем в машинном обучении,
и наш искусственный интеллект будет так себе.
В области нейрофизиологии происходят
настоящие чудеса, но Дэниел Деннет, один из величайших
ныне живущих философов, предупреждает: по мере развития
технологии, мы передаём им свои интеллектуальные навыки,
создаём "когнитивные костыли", и сами превращаемся в
людей, у которых с интеллектом всё хуже. С одной стороны
- прорывы в нейрофизиологии, а с другой - постепенное
оглупление людей ввиду развития технологий.
Всё это происходит быстро: условный
"Яндекс" появился в начале 2000-х годов, а уже сегодня
мы не можем представить жизнь без гаджетов и
интернет-платформ. Взрывной рост можно измерить в объёме
информации, а он растёт экспоненциально. Количество
контента, которое мы потребляем, несравнимо с тем, что
было ещё 10 лет назад. Наши мозги, рассчитанные на жизнь
в условном лесу, "переваривают" огромные массивы данных.
Каждую минуту люди в мире смахивают в "Тиндере" более 1
млн потенциальных кандидатов, и отправляют 16 млн
сообщений только в одном из популярных мессенджеров.
В зависимости от того, сможем ли мы (и
как быстро) идентифицировать опасность, зависит наше
выживание. Поэтому желание получать информацию - это
биологический фактор нашего инстинкта самосохранения.
Помимо калорий, огромную ценность для нашего мозга
представляет информация - мы биологически зависим от
неё.
В следующем издании "Медицинской
классификации болезней" от ВОЗ появится диагноз
"цифровая зависимость". Она приводит детей к "цифровому
слабоумию", а взрослых - к "информационной
псевдодебильности", когда вроде бы нормальные мозги не
способны вникнуть в суть вопроса.
Взрослый британец ежедневно тратит на
цифровое потребление больше, чем на сон - 11 часов в
сутки. Молодёжь - до 14.
По исследованию "Лаборатории
Касперского" за 2018 год, в России 40% детей в возрасте
до 10 лет почти постоянно находятся онлайн - родители
используют гаджеты как няню. В категории 14-18 лет всё
время в сети уже 68% подростков. Есть мнение, что это
хорошо: якобы они вырастут умными, потому что потребляют
много информации.
Но тест Торренса показывает обратное: он
показывает, насколько хорошо ребёнок будет думать в
будущем. И сейчас наши дети думают всё хуже.
Психологи проанализировали 300 тысяч
анкет этого теста за все 50 лет его существования.
Оказалось, что с момента вхождения в информационную
эпоху (с 60-х, когда в домах стали появляться
телевизоры), уровень креативности у детей рос. С
появлением кабельных каналов в США в середине 80-х
наступила стагнация. А с 90-х годов уровень креативности
только снижается. В 2008 году 85% детей получили в
среднем более низкие баллы, чем их сверстники в 1984
году.
В США в 2016 году цифровой зависимостью
страдало 15% детей, в Южной Корее - 35%. При цифровой
зависимости количество нервных связей между клетками
коры головного мозга сокращается на 10-20%,
вычислительные способности существенно снижаются.
***
Читайте также по теме:
***
Нейрофизиологическая и биохимическая
реакция мозга на гаджет у "цифрозависимых" такая же, как
и у людей, страдающих наркоманией. По сути, это
фундаментальное психическое расстройство.
Отключите уведомления на гаджетах. У
многих это вызывает острое чувство тревоги, но, если вы
сможете прожить так какое-то время, вам значительно
полегчает.
Физическое присутствие гаджетов в поле
зрения снижает наши интеллектуальные функции. Когда мы
не видим свой смартфон, рабочая память (то, чем мы
думаем в данный момент) резко увеличивается. Вырастают и
показатели подвижного интеллекта (то, как мы используем
актуальные знания). Мы глупеем, когда видим свой
телефон! Думаем, что можем расслабиться, ведь под рукой
смартфон с доступом к любой информации.
А ваш телефон давно лежал в другой
комнате?!
Гиперинформационная среда приводит и к
эскалации примитивного контента. Когнитивная нагрузка
при освоении сложных вещей заставляет нас переключиться
на что-то более простое. Поэтому создатели контента
делают его всё более примитивным. А мы - это то, что мы
потребляем. Не только калории, но и информацию.
Возникает вопрос: у нас есть телефон, или мы есть у
телефона?
Большинство людей постоянно на связи,
онлайн. Но для того, чтобы мозг сосредоточился на
решении важного вопроса, ему в среднем нужно 23 минуты
15 секунд - за это время он выгружает другие
интеллектуальные объекты.
Есть три базовые системы мозга,
определяющие интеллектуальную деятельность:
- Нижняя центральная исполнительская сеть. Обрабатывает потребляемую информацию.
- Сеть выявления значимости. Выявляет актуальные раздражители во внешнем мире.
- Дефолт-система. Она "думает", и работает,
когда мы сознательно "выключаемся".
В норме 46% времени мозг должен уходить
в "забытье". Мы иногда сталкиваемся с этим, когда
читаем: взгляд скользит по строчкам, и в какой-то момент
мы говорим сами себе: "А про что там было?". Или когда
глубоко задумываемся, но не можем ответить другим, о чём
размышляли. В эти моменты включается дефолт-система
мозга, отвечающая за интеллектуальную деятельность. Её
работу точно и метафорично описал психолог Лев
Выготский: "Облака мысли, гонимые ветрами мотивов,
проливаются дождём слов".
Самое важное: эти три системы -
антагонисты. Если у нас включена центральная
исполнительская сеть и сеть выявления значимости, то
дефолт-система мозга блокируется. Другими словами, если
мы постоянно потребляем информацию, часть мозга,
отвечающая за мышление и структурирование информации, не
работает.
Те, кто имеют возможность делать перерыв
каждые 90 минут, вовлечены в работу на 30% больше: они
позволяют мозгу осмыслить информацию. А люди, способные
концентрировать на одной задаче, удовлетворены своей
работой на 60% больше! У них есть всё те же 23 минуты 15
секунд, и нет режима многозадачности.
Объём нашего мозга напрямую соотносится
с размерами нашей "стаи": чем больше социальных связей,
тем больше неокортекс.
В соответствии с "числом Данбара", в
нашем ближайшем круге пять человек, и мозг не способен
на большее. Ему нужно очень много времени, чтобы
сформировать внутри своей дефолт-системы соответствующие
образы других людей. Только для того, чтобы человек стал
знакомым, с ним нужно проводить хотя бы час в неделю.
Дефолт-система развивается, если у нас
есть глубокое социальное взаимодействие. Вот почему наши
дети должны общаться с другими людьми, а не с гаджетами!
В противном случае их дефолт-система просто не
построится.
Очень тяжело заставить мозг "загрузить"
в себя другого человека: думать о нём, понимать его,
входить в его положение. Раньше мы были вынуждены делать
это, потому что люди были источниками информации.
Сейчас такая потребность исчезает, и
современный человек:
- потребляет краткую и обязательно наглядную информацию;
- с трудом концентрирует внимание;
- нуждается в коммуникации, но не имеет навыка коммуникации;
- не хочет идентифицироваться с группой, считает себя индивидуалистом;
- хочет, чтобы всё было как можно проще и понятнее.
Это сплошное ощущение гедонизма касается
и работы: люди хотят получать на ней удовольствие, но
при этом не доверяют работодателям и боятся принимать
решения. В результате мы имеем нерешительного, но
предельно самоуверенного индивида. Он хочет получать
бесконечное удовольствие, но не может сделать простой
выбор.
Мы инстинктивно учимся только у тех,
кого воспринимаем как авторитетов. Но когда у нас нет
авторитетов, а личное мнение имеет право на
существование только потому, что оно "личное", мы
переходим от вертикальной структуры общества к
горизонтальной.
Когда мы утрачиваем авторитеты, наш мозг
перестаёт учиться и придумывать оригинальные решения
задач. Когда особь достигает высшей иерархической
ступени, её перестаёт интересовать новизна, она
консервирует своё положение. Только если мы ощущаем себя
субдоминантной особью, мы продолжаем искать решения. И
для этого нужна иерархия и авторитеты!
Если же мы думаем, что умнее всех на
свете, то в своём субъективном пространстве мы уже
доминантная особь, которой абсолютно не светят
креативные решения.
***
Садитесь на цифровую диету. Данные о
15-35% больных цифровой зависимостью - это очень
оптимистичные цифры. Мы начинаем и заканчиваем день
мобильным телефоном, он стал новым "нательным
крестиком". Цифровая зависимость делает нас глупее.
Тренируйте навыки мышления. И это не
касается сложных интеллектуальных задач. Мышление - это
создание условий, при которых наш мозг способен
обрабатывать загруженную информацию.
Социализируйтесь. В основе всего
вышесказанного лежат наши эффективные социальные
взаимодействия. Важнейшая часть мозга, дефолт-система,
строится при контакте с людьми.
Мы живём в очень интересное и очень
опасное время. Его главная опасность в том, что
технологии, которые мы создаём, будут недостаточно зрелы
для того, чтобы управлять нашим миром. И тогда мы все
впадём в инфантильное детство, потеряв остатки мозгов
где-нибудь в TikTok.
Больше всего опасения у меня вызывают
наши дети. Они попадают в цифровую зависимость, у них не
формируются нейронные связи, способные избавить их от СДВГ (синдром
дефицита внимания и гиперактивности). 70% детей не
перерастают СДВГ и приходят с ним во взрослую жизнь.
Я тревожусь и "рекламирую" тревогу. Если
люди будут больше тревожиться, то хоть что-то замотивирует их "включать" голову. А если людей не
напугать, они не будут ничего делать.
Александр Литвин
Альфа-Банк
|