О псевдококошниках, лентах хиппи и стереотипах
Одежда – один из основных ключей к
разгадке того, как человек воспринимает окружающий мир и
себя в этом мире, уверены эксперты форума "Русские
сезоны", который проходит в Томском государственном
университете. В материале РИА Томск член международной
Ассоциации искусствоведов и художественных критиков
(AIS) Андрей Боровский и куратор форума Даниил Крапчунов
рассказали, почему культура Сибири самобытна, а
стереотипные представления о кокошниках и сарафанах –
ошибочны, а глава управления информационной политики ТГУ
Юлия Эмер – о том, почему форум об одежде нужен вузу.
О чем "молчит" платье
– В ТГУ стартовал форум "Русские
сезоны". Хотелось бы понять, в первую очередь, чем он
так значим, какие вопросы поднимает, а, возможно, и
помогает решить.
Андрей Боровский:
– Самый первый, самый главный вопрос –
это вопрос самоидентификации. Труды классических
энтографов и антропологов хороши, но они не могут ничего
сказать человеку, который задается этим вопросом в XXI
веке и выбирает для себя, кем он будет.
Искусствовед, музеолог, член
международной Ассоциации искусствоведов и художественных
критиков (AIS), сотрудник Еврейского музея и центра
толерантности в Москве, художник-декоративист, историк
моды Андрей Боровский (Москва)
В равной степени мы, например, русские,
так как владеем русским языком, и украинцы, если живем
на территории Украины. Мы живем в ситуации, когда
зачастую наше имя имеет другую "национальность", чем
наша фамилия; когда наше вероисповедание абсолютно не
связано с местом, где мы находимся; когда наши
стереотипы или, наоборот, новые идеи не связаны с нашим
образованием.
Мы все очень разные, и каждый выбирает,
кем быть. И то, каким образом вопрос национальной
самоидентификации поднимается в этом проекте, мне очень
импонирует, потому что он ставит базовые вопросы, на
которые можно ответить абсолютно по-разному. Даже
бывает, что существует не один, а много правильных
ответов.
Юлия Эмер:
– Недавно Высшая школа экономики провела
опрос, и россияне отметили, что идет большая
популяризация науки, но 60% недовольны тем, что не
хватает материалов о повышении духовности человека.
Начальник управления информационной
политики ТГУ Юлия Эмер
Общий тренд в искусстве, в
кинематографии, в науке – это то, что в центре внимания
оказывается человек. И мы предлагаем ему самому создать
себе биографию. Кто-то предлагает внешность как способ
самоидентификации, а мы предлагаем одежду.
– Но как связаны проблема
самоидентификации и русский национальный костюм?
Андрей Боровский:
– Мы говорим об архетипе восприятия
человека в этом мире через одежду. Да, тема связана с
самым простым, утилитарным, как кому-то кажется, – с
одеждой. Но человека встречают именно "по одежке",
человек осваивает мир, создавая вокруг себя "оболочки",
из которых одежда – первая. И мы стараемся смотреть на
одежду не как на текстиль, а как на отражение
человеческих цивилизаций.
Одна из сессий у нас называется "Кимоно
VS понева: традиционная одежда снаружи и изнутри". Мы
сравним, казалось бы, не имеющие ничего общего традиции
японской одежды и русской.
В одежде отражаются и личность, и
общество, и религия, и каноны красоты, и представление
мужчины о женщине… Действительно, в каждом человеке
заложено национальное восприятие мира. Сразу видно, что
на юге одеваются не так, как на севере. В одних регионах
предпочитают делать акцент на одно, в других – на что-то
иное.
– А можно сказать, какие, с этой точки
зрения, особенности у сибиряков?
– Для Сибири этот аспект исследования
очень интересен. С одной стороны, здесь своя очень
старая культура. С другой – пришлые русские люди,
которые принесли что-то свое и из-за культурной изоляции
сохранили это лучше, чем в "метрополии" – центральной
России. Третье – определенная отдаленность, отрыв от
центра, что не позволило все это уничтожить, когда
советская идеология стирала грани и объединяла всех в
единый Советский Союз.
На мой взгляд, благодаря этому сибиряки
в большей степени сохраняют самость – в собственном
мнении, в собственной идентификации, в собственной
одежде. Может быть, это не всегда видно. Но эта самость
– отличительная черта сибирской антропологии.
Даниил Крапчунов:
– Параллельно со всеми мероприятиями
будет проходить выставка костюмов из запасов музея
археологии и этнографии ТГУ. Эти костюмы со всей Сибири,
например, эвенков и шорцев.
Куратор форума "Русские сезоны" Даниил
Крапчунов
Почему я вспомнил про это? Сказано,
например: "Шабур шорский. XIX век". И я понимаю, что для
меня здесь, в Сибири, это элемент русской одежды. И где
границы, кто от кого усваивал? То ли сибиряки коренные
влияли на пришлых русских, то ли русские влияли на них.
Это действительно огромное белое пятно – национальный
русский костюм.
Мы выпустили календарь, где представлены
костюмы разных регионов России. Это та самая история,
когда мы показывали образец и спрашивали: "Как вы
думаете, костюмы каких народов вы наблюдаете?" И
варианты были самые разные: индейский, якутский,
белорусский, тувинский. А это все – русские костюмы.
Сарафан – от персов, очелье – от хиппи
– Но специалистов по истории костюма –
немного. Как часто люди ошибаются, принимая миф за
реальность?
Даиниил Крапчунов:
– На самом деле, среднестатистический
россиянин ничего не знает о русском костюме, как и о
русских песнях, русской еде, русских обрядах и
праздниках, хотя все это очень востребовано. Но из-за
незнания в обществе приживаются псевдонациональные
традиции.
Сейчас и в нашем городе эта же тенденция
присутствует, в том числе среди студентов, когда
конструируется некая альтернативная национальная
социальная идентичность через псевдонациональные
костюмы. И поэтому важно сейчас говорить о подлинном
костюме, его красоте, глубине – как элементе
национальной безопасности.
Этой проблеме в субботу будет посвящена
целая лекция, посвященная "комплексу Шабельской".
Заблуждения и мифы о русском костюме – это целый
комплекс явлений.
Андрей Боровский:
– Эти заблуждения – стереотип
восприятия, что такое русский костюм.
Если мы выйдем на улицу и спросим: "Что
самый русский и женский элемент одежды?", нам ответят,
что сарафан. Но это самый поздний элемент одежды,
который стал русским на рубеже XVII и XVIII веков. Он
пришел из Персии, где слово "сарафан" означало "одетый с
головы до ног". И изначально так называли распашную
мужскую одежду.
– Второй элемент, который озвучивают, –
это кокошник. Но та картинка, что вы себе сразу
представляете, не имеет никакого отношения к этому
головному убору.
Еще один пример воплощения
"альтернативной" истории – хайратник или очелье. Это
некая повязочка, ленточка, берестяное нечто на голове
как у мужчин, так и у женщин, причем независимо от
прически. Это якобы отсыл к чему-то праславянскому, но,
как мне кажется, больше восходит к культуре хиппи.
– В таком случае, есть ли что-то стоящее
для обсуждения современного российского костюма или же
все – полнейшая эклектика?
Даниил Крапчунов:
– Национальный костюм сейчас – одна из
немногих оставшихся зацепок для тех, кто боится
раствориться в глобализирующемся мире, кто пытается
держаться корней. И сейчас есть уникальные современные
коллекции, авторы которых переосмысливают традиционный
русский костюм.
На "Этнофоруме" в августе мы
представляли коллекцию нового бренда "Варвара", который
тогда только-только запустился. В Томске был первый
показ этой коллекции. Думали, что он будет пробный, а
все разобрали – ничего не осталось от первой партии, уже
и вторая ушла: очень востребовано оказалось именно
переосмысление традиций, их интеграция в современность.
И на форуме "Русские сезоны" у нас тоже
один из уникальных показов коллекции, которая идет в
ногу с такими домами мод как Chanel или Versace, но
основана на русских традициях. Все современно, там не
будет павловопосадских платков.
Найти себя
– Но не только же об одежде, наверное,
должна идти речь, когда мы говорим о самоидентификации в
современном мире…
Юлия Эмер:
– Для меня этот вопрос очень интересный
– а что является способом самоидентификации? Я уже
говорила, что то, что сейчас будет на "Русских сезонах",
позволит по-новому поставить вопрос и каждому
самоопределиться здесь.
Одежда была единственным средством
самоидентификации в XIX и ХХ веках. А сейчас мы
наблюдаем тенденцию, что на ее место выходит что-то
другое. И вот здесь активно обсуждается – а что
становится способом самоидентификации, если не одежда?
Это важно и для ТГУ. Сейчас общая
проблема – и вузов, и брендов – в том, что они выходят
на глобальный уровень, и вопрос в том, как мы в эти
глобальные коммуникации впишемся и что станет ценностным
стержнем.
РИА Новости-Томск - 19.12.2015.
***
Смотрите видеозаписи других мероприятий "Русских сезонов" 18 - 19 декабря 2015 года:
- "Русский венец: технологии, принципы и материалы реконструкции головных уборов XVIII - XIX веков". Творческая лаборатория - Юханн Никадимус (Москва): этномузыкант, дизайнер вышивки, реконструктор, мастер техники "сажение по бели"
- "Живая живопись". Интерактивный перформанс - костюмированные инсталляции, повторяющие полотна художников, лекция-экскурсия об истории создания полотен
- "Мужчины об одежде: истории с разоблачением". Нескучный разговор о восприятии традиции в наши дни и прогнозах о её будущем с показом коллекции современной дизайнерской одежды "Russkoe" и реплик головных уборов XVIII - XIX веков, реконструкции традиций и обрядов сибиряков - Андрей Боровский, Юханн Никадимус, Андрей Скатков (Москва) при участии арт-проекта "Васильев вечер" (Томск)
- "Архитектоника и реконструкция северного косоклинного сарафана". Творческая лаборатория - дизайн-группа "Samo - Skatkov Adrey Maria Orlova": Андрей Скатков и Мария Орлова (Москва): художники театра и кино, реконструкторы и коллекционеры костюма, члены международной федерации художников.
- "Комплекс Шабельской": вехи мифологизации народного костюма в ХХ веке" - Андрей Боровский (Москва): исследователь народного костюма, художник, искусствовед, музеолог
- "Кимоно VS понёва: традиционная одежда снаружи и изнутри". Лекция с демонстрацией надевания парадного комплекса женского японского костюма и "русского наряда" праздничного костюма молодухи Белгородской области - Андрей Скатков, Мария Орлова, Андрей Боровский (Москва): коллекционеры и исследователи костюма
- О псевдококошниках, лентах хиппи и стереотипах - РИА Томск
Видео и фотоматериалы записал и подготовил к публикации:
Максим Степаненко, сотрудник
Миссионерского отдела
Томской епархии Русской Православной Церкви
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - 22.12.2015.
Русские сезоны в ТГУ https://vk.com/russkoe_tomsk
|