Симулякры в современном мире
Для постсекулярной религиозной
реальности характерно
стремление к организованным акциям, объединяющим людей
во всем мире и знаменующих собой что-то
абстрактно-благородное и высокодуховное, не требующее
усилий, но не приносящее реальной пользы. При этом
эти действия не требуют от нас выхода из зоны комфорта,
но позволяют легко получить
удовлетворение от своей собственной значимости, никак не
соотносящейся с реальностью.
Жители Томска вечером в
понедельник начали приносить к ТРЦ "Изумрудный город"
(!) на проспекте Комсомольском игрушки и цветы в память
о жертвах пожара, который произошел в воскресенье 25
марта, в торговом центре Кемерово. Как хочется показать,
какой ты сострадательный! Да желательно там, где всегда
много людей! Если дома просто молиться, тихо перевести
помощь на счет пострадавших, кто это увидит? Фото РИА
Томск
***
Сегодня суеверия так же распространены,
как и в век летучей мыши, просто они мимикрируют,
приобретают иную окраску стремясь соответствовать
потребностям современности. В эпоху Возрождения люди
боялись ведьм и сглаза, в век науки (XIX
век) считали, что мир погубит чрезмерное распространение
лошадей (и навоза ими производимого), в
XX веке – наибольшим страхом
была атомная война. А сегодня лидирует страх случайной
смерти, бессмысленной трагедии, вызванной чужой волей
(терроризм) или халатностью (техногенная катастрофа).
Чтобы избыть такой страх, люди прибегают к ритуалам
таким же бессмысленным и бесполезным как лошадиная
подкова над дверью, порождают идеи по бессмысленности
сопоставимые с судебными процессами над животными.
Сегодня в родительских группах нашего
города был распространен призыв объявить забастовку
торговым центрам в связи с трагедией в ТЦ Кемерова. По
мнению автора этой идеи, пустота в
торгово-развлекательных центрах заставит их владельцев
задуматься о том, соблюдают ли они правила
противопожарной безопасности.
Честно говоря, я не вижу связи между
отказом от шопинга и мыслительным процессом владельцев
ТЦ г. Уфы. Но именно эта полуистерическая реакция
вызывала у меня желание понять, чем руководствуются
авторы подобных вбросов в месссенджерах и социальных
сетях, а заодно и организаторы экологических флешмобов в
реальной жизни. Оставим в стороне домыслы о коммерческой
и/или политической природе подобных акций, вернемся к
тому, что мне близко профессионально - к философии и
религии.
***
Читайте также по теме:
***
Для постсекулярной религиозной
реальности (термин введен М. Эпштейном) характерно
стремление к организованным акциям, объединяющим людей
во всем мире и знаменующих собой что-то
абстрактно-благородное и высокодуховное, не требующее
усилий и не приносящее реальной пользы.
Призывы к таким акциям звучат все чаще.
Их можно разделить на локальные и общепринятые.
Локальными, например, можно назвать акции по посадке
кедров приверженцами Владимира Мэгре. Так, весной 2016 в
Уфе были высажены кедры и дубы в лесном массиве возле
Городского Дворца культуры. Посадки погибли через месяц,
но горожане почувствовали себя причастными к сохранению
природной среды. Никто из участников акции не задался
вопросом: зачем мы в этом участвуем? Есть ли польза для
природы в этой акции или мы просто создаем красивую
картинку для съезда поклонников Анастасии?
Если в Уфе забытые подсадки погибли через месяц, то
в Туле уже через два дня после организации
загорелся мемориал памяти кемеровской трагедии возле
детской библиотеки, у скульптуры "Место встречи" -
сгорели цветы и игрушки. Предположительно это произошло
от свечей, которые сюда приносили
Прошла ровно неделя... И всё это
выражение псевдодуховности отправилось на помойку
***
Аналогичный характер имеет акция – час
Земли которая традиционно проводится в марте. Все, кто
услышал зов природы должны на 1 час отказаться от
использования электрических приборов, потому что это
помогает экологии – отказываясь от их использования мы
экономим электроэнергию и, тем самым, снижаем нагрузку
на экологию. При этом никто не задумывается о том, что
электростанции продолжают работать и останавливать их на
1 час – просто глупость, поскольку ресурсов на их
остановку и включение заново потребуется больше чем при
эксплуатации в штатном режиме.
Таким образом, никакой экономии не
получается. Поклонники акции немедленно возразят мне,
что это символ экологического мышления, что такое
поведение стимулирует человека к тому, чтобы задуматься
об обществе потребления и своем месте и роли в нем.
Действительно, задуматься об экологии - это важно, но не
слишком ли легко ощутить свою причастность к чему-то
великому один раз в год выключив свет и отказавшись от
ПК на 1 час?
***
Переписка учащихся одного из коллежей
(пишут, что из структуры МВД). Обратите внимание, какую
агрессию у девушек (!) вызывали слова юноши, указавшего
что это показуха и пустая трата денег, а людям лучше
помочь деньками, а не гелиевыми шариками...
***
Как известно, любому педагогу-практику
научение каким-либо действиям в игре – не гарантия, что
ребенок применит полученные навыки в реальном мире,
именно поэтому новый ФГОС требует от образовательного
процесса реализации компетентностного (целостного)
подхода. Действительно ли участие в акции "Час земли"
способствует развитию (формированию) экологического
мышления, если уж такая акция носит исключительно
символический характер? По сути, участие в таких акциях
– симулякр духовности, игра для взрослых за которым не
стоит реального содержания.
На съезде тех же поклонников Анастасии
меня поразило выступление одного из жителей
экологических поселений – родовых поместий. Он, явно
гордясь своим образом жизни, отрицающим городские
ценности, роль промышленности в современном мире,
демонстрировал залу презентацию, созданную с помощью
компьютерных программ из фотографий, сделанных
фотоаппаратом – продуктов того мира, который он и его
образ жизни так яростно презирают и стремятся избегать.
Более того, под конец выступления, он заявил, что в их
поселении есть интернет и они пользуются всеми благами
цивилизации – например, связываются с родственниками и
друзьями по скайпу.
У меня возник вполне закономерный
вопрос: как нарочитое отрицание ценностей цивилизации
сочетается с постоянным использованием тех благ, которые
она предлагает и которые являются результатом ущерба
нанесенного природе. Такое поведение – симулякр
духовности, именно то, что Ж. Бодрийяр назвал пустотой
под маской, ложью самому себе о себе самом.
Мы предполагаем, что причиной активного
участия в таких бессмысленных, но красивых акциях –
жестах является создаваемое ими убеждение в собственной
правоте, в собственной важности и духовном развитии.
Современный человек нередко осознает, что его жизнь не
соответствует его представлениям о себе-идеальном, и он
стремится компенсировать эту раздвоенность. Г. Мехта
проницательно заметила, что религия в современном мире
должна сакрализовывать саму реальность, не побуждать к
развитию и преодолению себя, а создавать комфортное
представление о себе и своей роли в этом мире.
Когда мы совершаем действие, в
котором нет реальной ценности, мы достигаем гармонии,
выкупая у реальности право на моральную раздвоенность,
право не задумываться о последствиях своих повседневных
действий. Как часто мы слышим призыв – "что-то надо
делать" или перефразируя: "но мы сделали хоть что-то". В
симулякре первостепенную важность приобретает само
действие, а не его результат. Час земли, бойкот ТЦ в
определенный день – это действия, не требующие от нас
выхода из зоны комфорта, но позволяющие легко получить
удовлетворение от своей собственной значимости, никак не
соотносящейся с реальностью. Можете обвинять меня в
американофилии, но речь адмирала Уильяма Макрейвена
перед выпускниками Техасского университета в 2014 г.
впечатляет меня больше, чем абстрактные призывы к
доброте и взаимопониманию. Если вы хотите изменить мир,
сначала заправьте кровать.
P.S. Не стоит думать, что я не
сочувствую жертвам трагедии. Следует разделять частную
жизнь и изучение социальных закономерностей.
Марина Бигнова
В Контакте – 27.03.2018.
|