Психотерапия, рукоблудие и молитва. Записки
психотерапевта
От редакции Предания. Многие
православные не знают, как справляться со своей
сексуальностью. Поэтому при встрече с ней бросаются из
крайности в крайность – от болезненного переживания
своей плохости и невротической невозможности вступить в
интимные отношения в браке к выводу о нормальности любых
путей реализации своей сексуальности – включая
рукоблудие и гомосексуальные отношения. К выводу о
нормальности люди часто приходят после долгих лет
безуспешной борьбы и понимания, что эта борьба и мысль о
своей плохости не приближает их к Богу. Мы публикуем это
свидетельство в помощь тем, кто измучен этой борьбой – в
надежде, что оно поможет им найти царский путь
по-настоящему христианских отношений со своей
сексуальностью, без упомянутых выше крайностей.

***
Примечание редактора
Миссионерско-апологетического проекта "К Истине" -
Максима Степаненко.
То, как помогла молодому человеку Марина Филоник меня не удовлетворило. Это какая-то фарисейская
лицемерная эквилибристика между тем, чтобы сказать: нельзя так виноватить себя за свою сексуальность и
угождении православным фарисеям, чтобы не быть
обвиненной в потакании "греху". По этому после этой
статьи рекомендую прочитать вот эти материалы. Они о
том, что люди виноватят себя за то, что Бог не признал
грехом. И о том, как не искалечить мальчика подростка:
Впрочем, приведенный случай хороший
пример, что пример, что подавление мужской сексуальности в молодости приводит к
чудовищным комплексам, самокастрации и препятствует заключению брака.
Это хороший пример, что мастурбация опасно только для
тех, кто себя за это невротически виноватит.
***
Случай, о котором пойдет речь, произошел
несколько лет назад. Это была третья консультация с
клиентом (назовем его Максим), и между нами уже
сложилась атмосфера тепла и доверия, заботы и
безопасности. Так бывает не всегда, но в отношениях с
Максимом доверие росло довольно быстро.
Клиент – молодой мужчина, программист,
воспитанный, с высоким интеллектом и многоэтажной
рефлексией (удерживает большие блоки информации, плохо
соотносящиеся с чувствами) – преодолевая стыд и
смущение, похоже, хочет начать говорить о проблеме,
которая его сильно беспокоит. Но пока мы говорим о
каких-то еще немаловажных проблемах, коих, очевидно,
всегда больше, чем одна. "И что-то просится наружу".
Но обратимся немного к началу.
"Терапия отношениями"
На первой встрече Максим боялся
заговорить о своей самой постыдной, как ему кажется,
проблеме. Страх осуждения, отвержения, неприятия.
Выяснилось, что он в принципе может открываться лишь
тогда, когда уверен, что в отношениях с собеседником
есть что-то большее, чем то ужасное, что он скажет о
себе. То есть если есть уверенность, что обнажение не
разрушит отношения, тогда можно рискнуть. А пока страшно
(1).
На второй встрече я, ощущая затянувшееся
хождение "вокруг да около", позволила себе высказать
предположение, что, возможно, часть болезненных
переживаний клиента как-то связаны с сексуальной сферой.
Уже было известно, что у Максима есть девушка, они
встречаются несколько месяцев, она тоже верующая.
Вопрос
оказался точным, атмосфера консультации резко сменилась
с вяло-пустоватой на энергично-наполненную. Максим как
будто ждал такого вопроса как помощи, чтобы начать
говорить "о самом страшном", потому что сам решиться не
мог. В конце второй консультации он озвучил свою
проблему. Это – рукоблудие. Старательная борьба,
воздержание, порой долгие перерывы, а потом опять
"срыв". И после этого жгучее чувство вины, ощущение
собственной плохости и ужасности, потоки самообвинений и
т. п. Я несколько удивлена: это и есть то самое
страшное, о чем Вы боялись сказать на первой встрече?
Ответ утвердительный. Обоим "полегчало".
Борьба, победы и поражения
На третьей консультации Максим настоял
на том, чтобы говорить об обозначенной проблеме. Он
описывает разные способы борьбы с ней. Больше всего это
похоже на то, как будто один подросток (та часть души,
которая испытывает влечение) задирает другого (того, кто
хочет побороть страсть) и второй, хотя боится и хочет
заплакать, делает вид, что с бравадой готов принять
вызов, мол, давай-давай, ударь еще, посмотрим, на что ты
способен, я выдержу. Но в итоге он терпит поражение –
битва опять проиграна. И тогда наступает всепоглощающее
недовольство собой, самоуничижение и самоукорение,
злость на себя и порой на Бога, иногда – сомнения в Его
существовании (ведь молился, а Он не помог, может быть,
Его вообще нет?). В те разы, когда битву получается
выиграть, не удается избежать самодовольства от ощущения
своей силы и победы. Должен быть сильным, должен держать
себя в руках, а свое тело – в узде, нельзя позволять ему
владеть тобой, ведь это серьезнейшее поражение, падение
на уровень животного – таковы убеждения клиента.
И вроде бы неплохие убеждения. Но уж
очень много в этих переживаниях надрыва, войны, своего
рода зацикленности. Мне вспомнились слова одного
покойного священника: "Что ты носишься со своим грехом,
как белка с орехом?" – имелась в виду белка из
мультфильма "Ледниковый период". "Да, ношусь", – грустно
вздыхает Максим и продолжает говорить о проблеме.
За все благодарите (1 Фес 5:18)
По мере слушания мне пришла идея
предложить клиенту благодарить Бога. Но за что именно? –
крутилось у меня в голове, – за что конкретно? В
процессе внутреннего поиска предмета благодарения стали
рождаться примерно такие слова молитвы, которую хотелось
предложить собеседнику: "Господи, я благодарю Тебя за
эту ситуацию, когда я опять встречаюсь со своим
бессилием. Ты видишь, что я опять испытываю эти ощущения
и ничего не могу с ними поделать, хотя чего только не
пробовал, как только не боролся. Может быть, Ты даешь
мне эту ситуацию, чтобы я, наконец, увидел свою
слабость, свою малость, когда я сам не могу ничего. И
тогда я смогу искренне взывать к Тебе о помощи, потому
что когда я думаю, что могу справиться, то моя молитва о
помощи оказывается лицемерной. Упованием на себя я мешаю
действовать Тебе. Благодарю Тебя за эту встречу с моей
слабостью, за помощь осознать свое бессилие и прошу Тебя
– Ты Сам приди в эту ситуацию и сделай что-нибудь,
потому что я не могу".
В конце консультации, среди прочего,
начинаю озвучивать свое предложение о
молитве-благодарении. Мой мотив – предложить благодарить
за ситуацию встречи с бессилием, признать свою немощь,
что было бы противоположно войне, истерике, надрыву,
которых у Максима очень много. Прежде чем начать
говорить о таких достаточно интимных вещах как искренняя
молитва, мне важно было помолиться про себя, попросить
Бога присутствовать в этом разговоре и вести его.
Святой Дух – Тот, Кто наставляет нас
И вот, совершенно неожиданно для меня,
когда я открыла рот и начала говорить о благодарении,
вырвались слова о том, что, может быть, стоит
попробовать благодарить Бога за сами эти сексуальные
ощущения, за свою природу как таковую. Сначала я немного
смутилась и была сильно удивлена сказанному, потому что
мысли такой у меня вообще не было. Но увидела в ответ
сильное оживление и радость на лице Максима. Он как
будто жадно схватился за эти слова как за что-то
особенно важное для него сейчас. Далее я все же
высказала идею о благодарении за слабость и проч. – по
"заготовке" (зря, что ли, я ее вынашивала). В итоге тема
благодарения разделилась на две линии, одна из которых
оказалась принципиально значимой для клиента –
благодарение за свое тело, данное Творцом, и за
различные его части и проявления. Нам вспомнились слова
ап. Павла о важности разных частей тела (1 Кор., глава
12). Благодарение за сексуальность как дар, благодарение
за устроение своей природы.
По ощущениям (моим и клиента) именно
этот момент был самым важным за три встречи. Я
"ляпнула", неожиданно для себя, но именно это оказалось
принципиально значимым, дало новый разворот терапии,
запустило в клиенте важные процессы переосмысления своей
ситуации, представлений о себе и отношений с Богом.
Путь из фарисеев в мытари
Поздно вечером в тот день, когда тело
уже почти засыпало на одре своем после трудового дня,
мне пришло желание помолиться о Максиме (таковое бывает
нечасто, я не молюсь старательно за всех клиентов).
Памятуя об опыте консультации с ее неожиданностями, я
решила довериться этому желанию и все же встать, хотя
все мои намерения были уже направлены на сон. Молитва
была посвящена благодарности Богу за эту удивительную
встречу, а также просьбам, чтобы Он вошел в ситуацию
Максима, в его жизнь, дал ему возможность услышать Его
мнение по поводу мучающих его вопросов, дал возможность
клиенту увидеть себя и свою ситуацию глазами Бога. В
голову приходили мысли о любви Бога к этому молодому
мужчине – вроде бы банальные, но как-то особым образом
живо звучащие в контексте конкретной ситуации
конкретного человека, о котором была молитва…
И в какой-то момент в процессе
молитвенных размышлений и вопрошаний о Максиме было
открыто Евангелие – Лк 18:13 – "Мытарь же, стоя вдали,
не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в
грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!".
Ага, о мытаре и фарисее, – подумалось в ту ночь усталому
психологу, – а ведь как много мы говорили, по сути, о
фарисействе в жизни клиента, которое особенно
проявляется в требованиях к себе и отчасти в идеальном
образе себя. Гордость, когда удается победить, упование
на свои силы, война и надрыв, требование быть сильным,
управляющим, контролирующим, соответствующим нормам и
правилам – всему этому так хотелось противопоставить
спокойное смирение, без истерики, с адекватным взглядом
на себя перед лицом Любви, а не перед лицом
невротизированных субличностей, которые могут только
обвинять и осуждать.
И голоса которых, кстати, люди
нередко принимают за голос совести. Хотя даже святой
Никодим Святогорец пишет: "погрешают те, которые
почитают добродетелью чрезмерную печаль, бывающую у них
после учинения греха, не разумея, что это происходит у
них от гордости и самомнения, утверждающихся на том, что
они слишком много надеются на себя и на силы свои. Видя
же теперь из опыта своего падения, что в них нет никакой
силы, они изумляются, как встречающие нечто неожиданное,
мятутся и малодушествуют, ибо видят падшим и простертым
на земле тот самый истукан, т. е. себя самих, на который
возлагали все свои чаяния и надежды. Но этого не бывает
со смиренным, который на Единого Бога уповает, ничего
решительно доброго не чая от себя самого".
Не могу молчать!
Я написала Максиму письмо с предложением
поразмышлять над притчей о мытаре и фарисее (Лк, 18
глава), где мытарь осознает свою немощь и смиряется, а
фарисей гордится своей правильностью. И фарисей тысячу
раз молодец, у него нет таких грехов, как у мытаря, но
сказано, что "сей пошел оправданным в дом свой более,
нежели тот", а в одном из переводов: "этот пошел в дом
свой оправданным, а не тот" (Лк 18:14). Также в письме
было напоминание о том, что "Бог любит Вас независимо от
того, делаете Вы что-то или нет". И еще я привела
рассказ об одной святой, которая очень сокрушалась о
своих грехах и считала, что она недостойна идти
причащаться, но Бог ответил ей, что Его не так
расстраивают ее грехи, как то, что она не хочет быть с
Ним. Я высказала предположение, что, может быть, стоит
сместить фокус с борьбы на движение к смирению и
позволять Богу себя любить, а также предложила
помолиться вместе.
Блудница омывает ноги Христа
Для читателя хочу уточнить, что я ни в
коем случае не проповедую, что всем надо заниматься
самоудовлетворением. Тем более что кроме греховного
аспекта (который я не отрицаю – чтобы не быть
неправильно понятой), особенно если речь идет о
зависимости, это еще и психологически неоднозначная
практика, потенциально мешающая центрации на другом – на
любимом человеке, а также нередко ведущая к ощущению
душевной опустошенности. Подробнее – тема отдельной
статьи, однако есть немало публикаций на эту тему (в
частности, работы Зеньковского).
Есть немало свидетельств о том, какие
серьезные изменения происходят в духовной жизни, когда
человек начинает благодарить. По слову апостола "за все
благодарите" (1 Фес 5:18), "ибо такова о вас воля
Божия". Позиция благодарения выводит нас на иной уровень
отношений с Богом по сравнению, например, с позицией
"дай".
Благодарность за данную Богом
сексуальность – не повод заниматься рукоблудием, а
способ выйти на новый уровень отношений с Богом и со
своей сексуальностью, в том числе чтобы может быть
направить эту энергию в продуктивное, например,
творческое русло. Протоиерей Василий Зеньковский
замечательно описал, что принятие сексуальности дает
доступ к тому, чтобы из "половой" ее претворить в
"энергию пола", ресурс полноценной мужественности.
Ответ Максима
"Спасибо Вам огромное, что позволили
через переписку побыть и в терапии, и в человеческом, в
т. ч. духовном общении… Ваши слова не воспринимались как
проповедь, скорее, я теперь с тоской/надеждой/трепетом
чувствую утраченную живую веру и, пожалуй, вижу послание
Бога в том, о чем Вы говорите. Это очень сильно. Про
принятие Богом, любовь, мое смирение – я думал об этом
всем, но с Вами как-то прочувствовал это и испытываю
теперь "к настоящему притяжение". Про совместную молитву
– да, было бы здорово, спасибо!"
Еще Максим приложил стихотворение
Вознесенского, из которого мне особенно запомнилось
второе четверостишие:
Будто послушник хочет к Господу,
ну а доступ лишь к настоятелю —
так и я умоляю доступа
без посредников к настоящему.
Мне очень хочется, чтобы этот молодой
человек прорвался таки к Живому Богу, "без посредников к
настоящему".
Последние заметки: христоцентричность и
грехоцентричность
Очень важно, на чем (или на Ком) я
центрируюсь, куда уходят мои силы и время, а в пределе –
жизнь. Идеи борьбы с грехом могут превратиться в почти
навязчивый культ, где под видом благочестия и аскетики
кормится желание стать чистеньким и хорошим, а лучше –
стерильным, чтобы что? Чтобы избавиться от ядовитого
чувства вины, поставить галочку, что я молодец? Чтобы
заслужить любовь Бога? Но мы забываем одну очень важную
вещь: Бог меня УЖЕ любит, любит бесконечно и безусловно,
даже в тот момент, когда я делаю грех. В это бывает
трудно поверить, т. к. нам в принципе бывает трудно
поверить, что меня, такого, какой я есть на самом деле,
можно любить.
Я не хочу сказать, что греху в себе надо
говорить "да". При этом важно отделять себя от греха, не
забывать, что я не равно то, что я делаю. Иначе все то
время, которое я трачу на невротическое самопоедание,
самобичевание и прочее само-, я центрируюсь на себе и
своей плохости, и просто физически не могу удерживать
внимание на чем-то еще – например, на Боге. На Боге,
Который тихо стоит рядом и скромно ждет, когда я обращу
на Него внимание, совершу поворот от себя к Нему,
который и называется покаянием.
И тут можно вспомнить о том, что мы
призваны к богообщению. Что Бог безумно хочет со мной
личных отношений, чтобы я и на Него смотрел, а не только
на себя – великого и ужасного грешника. И что Христос
хочет быть моим другом.
И можно попробовать представить на
минуточку: если мой самый близкий друг – Иисус из
Назарета… Всерьез, по-настоящему. То как я буду жить? И
что будет с моим рукоблудием, в частности?
П. С. Спустя годы, когда мы готовили
этот текст к публикации, Максим рассказал о влиянии той
сессии на его жизнь. Об этом будет следующая статья.
1 В итоге первая встреча была посвящена
разным темам, и особое место в ней заняло прояснение
чувств, переживаний клиента по отношению к психологу,
возникающих здесь-и-сейчас в ситуации консультации.
Стыд, страх, фантазии о том, что психолог подумает или
почувствует и как потом будет относиться. Страх диктует
клиенту, что я буду думать о нем что-то плохое,
чувствовать буду отвращение и непринятие, а сам клиент
перестанет вызывать у меня интерес и симпатию. То есть,
по сути, должно произойти отвержение и, скорее всего,
осуждение, ведь как еще можно отнестись к такому
человеку, если он скажет самую страшную правду о себе.
Ситуация нередкая, но каждый обычно переживает ее как
уникальную (только я такой ужасный, всех остальных
принимать можно, но только не меня, и т. п.). Нетрудно
догадаться, что примерно такая же модель отношений будет
проявляться у Максима в отношениях с Богом, хотя об этом
мы пока не говорили (Максим верующий).
Действительно, подобные переживания
знакомы многим, когда речь идет о самораскрытии,
обнажении, близости, и в ситуации психотерапии они
актуализируются порой довольно остро. И важно помочь
клиенту встретиться с реальностью, с живым Другим – в
данном случае со мной, с моими конкретными чувствами и
настоящим отношением, – чтобы через это преодолеть миф о
том, как к нему "надо" относиться. "Терапия отношениями"
– так шутят иногда коллеги-психотерапевты, когда говорят
о том, что для какого-то клиента особенно целительны
именно сами отношения с психологом, в которых постепенно
преодолеваются, в частности, подобные мифы клиента о
том, какие у него "должны быть" отношения с другими
людьми, как другие "должны" к нему относиться и т. п. Я
должна была бы чувствовать отвращение / брезгливость /
непринятие / желание сбежать или хотя бы отдалиться /
осуждение / раздражение (нужное подчеркнуть и / или
продолжить список). А у меня почему-то, наоборот,
расцветают тепло – забота – доверие – благодарность –
уважение - бережность и иже с ними, и так происходит
далеко не только со мной. Это феномен близости,
искренности, открытости. Но это уже тема отдельного разговора.
Марина Филоник, психотерапевт
Предание.Ru - 15.05.20217.
|