Психология: между практической пользой и духовным вредом
Психология становится
популярнее с каждым днем. Теперь это не просто одна из наук,
это одна из самых актуальных практических-прикладных
дисциплин, входящих в нашу жизнь: издаются журналы по
психологии, книги на околопсихологические темы распродаются
все большими тиражами, многие привыкают регулярно
наведываться к психологу. Все чаще задают вопросы о
психологии и нам на сайт. Мы хотим познакомить читателей с
ответами на некоторые из них, и на которые ответил
священник Михаил Самохин.
- В последнее время я увлекся
книгами по психологии, хотелось бы знать отношение
Православной Церкви к этой науке. Игорь
- Здравствуйте, Игорь! В Основах социальной концепции
Русской Православной Церкви", принятых Юбилейным
Архиерейским Собором 2000 года, читаем: "ХI.5. Церковь
рассматривает психические заболевания как одно из проявлений
общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя
в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни
ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся
"от естества", и недуги, вызванные бесовским воздействием
либо ставшие следствиями поработивших человека страстей.
В соответствии с этим различением представляется
одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям
одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение
чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых
духовных расстройств исключительно клиническими методами. В
области психотерапии оказывается наиболее плодотворным
сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при
надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника".
То есть Церковь за плодотворное сотрудничество с психологией и психотерапией
при условии адекватного разграничения методов воздействия и
сфер компетенции в соответствии с ситуацией каждого человека.
- Здравствуйте, батюшка! В
практической психологии есть метод направленной
визуализации. Когда клиент представляет различные образы,
которые предлагает психолог. Это должно способствовать
улучшению самочувствия клиента. Чаще всего это природные
образы: почувствовать прохладную воду ручейка, запах цветов,
представить себя летящей бабочкой и т.д. Но бывает и такое,
что предлагается представить, например, водопад света, как
он согревает, успокаивает, а затем нужно поблагодарить этот
водопад за помощь. На мой взгляд, это входит в противоречие
с православным учением. Не могли бы вы пояснить, в какой
мере оправдано применение этого метода. Заранее вам благодарна. Екатерина, детский психолог.
- Христос Воскресе! Ваши сомнения в правомерности применения направленной визуализации в
варианте диалога вполне оправданны. Слишком велика
опасность, что духовный ответ на поиск в таком состоянии
будет дан извне. И именно со стороны инфернальных сил зла.
Хотя сам по себе метод нейтрален, очень мощный и позволяет иметь дело
напрямую с подсознанием, применять его, особенно у детей, лучше без диалога.
- Многие мои знакомые увлечены
психологической теорией под названием "Трансерфинг
реальности" это мощная техника, дающая власть творить
невозможные, с обыденной точки зрения, вещи, а именно
управлять судьбой по своему усмотрению. (Цитата из книги) Но
помимо этого еще и считают эту теорию близкой Православной
вере. Споры у нас жаркие. Хотелось бы узнать Ваше мнение о
подобных учениях, утверждающих, что человек может все. А
также посоветуйте мне, пожалуйста, литературу по данному вопросу. Заранее благодарна. Мария.
- Здравствуйте, Мария! Магические
методы и представления книг Вадима Зеланда, на
мой взгляд, ничего общего с Православием не имеют. Скорее
учение об энергиях, маятниках и тому подобном ближе к
оккультной мистике. Описываемые видения также не имеют
отношения к Православию. Что касается проповеди
человеческого всемогущества, то у апостола Павла читаем:
"Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе". (Флп.4:13)В
теории же трансерфинга места Христу нет. А идеи
человеческого всемогущества без Христа не просто находятся
вне Православия, но носят явный антихристианский характер.
***
Читайте также другие критические
материалы о Трансерфинге реальности Вадима Зеланда:
***
- Скажите пожалуйста не вредна
ли книга Лууле Виилма "Прощаю себе"? Если да то скажите
почему! Спасибо большое! Храни Вас Господи! Юлия.
- Здравствуйте, Юлия! Метод
Лууле Виилма только на первый взгляд напоминает православное
покаяние. Сама она считает себя парапсихологом и
ясновидящей. Утверждается некая энергетическая природа
болезней. В ее концепции прощения нет места Богу. Человек
прощает все себе сам. Это скрытое воспитание гордости и
превозношения над окружающими. Опасность данной книги в том,
что она говорит не ложь, но полуправду. Безусловная
необходимость примирения с ближними возведена в ранг вершины
духовности, тогда как православие говорит о необходимости
покаяния перед Богом. Конечно, и данная книга может стать
первой ступенью на пути к истинному покаянию. Но, весьма
вероятно, может завести в тупик энергетически-
парапсихологических оккультных изысканий.
- Здравствуйте! Я работаю
преподавателем в ВУЗе, интересуюсь психологией межличностных
отношений. Для личностного роста посещаю иногда тренинги. У
меня к Вам такой вопрос. Мне предложили пройти тренинг
"Танец жизни", т.е. по названию понятно, что там будет
применена методика с помощью танца раскрыть внутренний
потенциал и вывести на сознательный уровень то, что в душе.
Я хочу спросить: как Православие относится к такого рода
действиям? Можно ли идти на такой тренинг или это не от Бога? Очень жду ответа, заранее благодарю. Мария.
- Здравствуйте, Татьяна! Названный Вами тренинг часть направления
телесно-ориентированной психотерапии. Это весьма интересный
психологический метод, но он никак не связан с Православием.
Святоотеческое душепопечение предполагает путь покаяния и
молитвы. Мне он кажется гораздо прямее и эффективнее
способов современной психологии. В то же время участие в
таком тренинге не является грехом и может принести некоторую
пользу, если в ходе тренинга не будут допускаться ситуации,
провоцирующие нецеломудренные помыслы.
- Здравствуйте батюшка, у меня
к Вам вопрос: Знаете ли вы такую книгу "Учимся говорить
публично", которую написал Владимир Шахиджанян? Мой брат полностью
ушел с головой в это, так называемое, произведение. Я как
сестра переживаю за него, тем более, что у него скоро родится ребенок. Лично мне показалась эта
книга сильно подозрительной. Так как в ней преподаватель
учит молодежь, которая читает его книги, бредовому мышлению,
и составлению несуразных предложений, задаванию вопросов
людям, которые не знают ответа на эти вопросы, например: где
купить крокодила или как пройти до театра, хотя сам знает как пройти до него. Светлана.
- Здравствуйте, Светлана!
Книга известного психолога В.В. Шахиджаняна построена на
психологических принципах. Один из которых состоит в том,
чтобы поставить человека в необычную ситуацию и тем самым
отвлечь от страха общения. Это вполне действенный прием. Так
что ничего душевредного эта книга не несет. Духовная
проблема, которая может возникнуть – рост гордыни и
самолюбия у людей, которые начали заниматься, будучи
движимы идеями собственного величия. Также не стоит
читать книг Н. Козлова, о котором упоминает Шахиджанян.
Сейчас из добросовестного психолога он превратился в
основателя сектантской организации "Синтон". Читайте о
нем, например, здесь
- Как относится Русская
Православная Церковь к работам основателя современной
гуманистической психологии Абрахама Маслоу? Антоний.
- Здравствуйте, Антоний! Отношение к тому или иному
феномену Русской Православной Церкви может быть выражено
только в постановлениях Поместного, Архиерейского Соборов
или указах Священного Синода, Святейшего Патриарха. Учение
А. Маслоу не относится к таким проблемам православного
душепопечения, по которым имеются подобные общецерковные могут не вполне совпадать.
Сам факт того, что в своей
целостно-динамической концепции личности А. Маслоу ушел от
фрейдизма и выдвинул идею о самоактуализации, как
побудительном мотиве развития человека заслуживает уважения.
Тезис о том, что превращение личности в полноценную, есть
развитие высших форм мотивации, заложенных в человека,
вполне согласуется с православной антропологией. Но уже В.
Франкл отмечал, что Маслоу не предполагает для человека
выхода за пределы самого себя в поисках смысла жизни. Тогда
как в Православии без такого выхода духовное развитие в принципе невозможно.
Ограниченность теории Маслоу
в том, что самовыражение личностью ее аутентичных мотиваций
не может быть истинным смыслом жизни. Мало выразить
мотивацию. Ее надо прожить, то есть реализовать. Без ущерба
для своего духовного состояния и для окружающих человек
может реализовывать высшие мотивации только в заповеданном
ему Богообщении. И только религия, и Православие в
частности, может помочь человеку в этом и уберечь от
многочисленных ловушек, подстерегающих на пути.
- Добрый день, батюшка.
Ответьте, пожалуйста, как относиться к настроям Сытина?
Пишут, что даже космонавты ими пользовались, был результат.
Некоторые мои знакомые (правда, люди нецерковные), тоже
ощущали облегчение состояния. А я что-то опасаюсь. С уважением, Лия.
- Здравствуйте, Лия! Настрои, как метод
позитивной психологии применяет не только Г.Н. Сытин, но и Н.
Правдина, Луиза Хей и многие другие. Настрои – суррогат
молитвы, своеобразное уговаривание самого себя. Оно
действует как психологическое обезболивающее. Опасность
подобной терапии в том, что реальная проблема, часто
восходящая к греху, не решается, а загоняется вовнутрь.
Но беда в том, что она все
равно проявится через другой грех, соматическое заболевание
или иным образом. Еще один вред от подобного суррогата для
православного человека в том, что он пытается заменить собой
молитву, то есть отвращает от истинного Врача душ и телес наших Господа Иисуса Христа.
- Здравствуйте! Батюшка,
недавно в мои руки попали книги Валерия Синельникова. Я
воцерковленный уже более года назад человек и ко всей
нецерковной литературе отношусь настороженно. В
действительности это достаточно сложно, потому что еще нет
того духовного опыта, который бы позволял относиться к этому
более спокойно, поэтому прошу Вашей помощи. Дело в том, что
кое-что, там действительно представляет интерес и может быть
взято на вооружение. Но некоторые вещи вызывают у меня
сомнения, так как не согласуются с тем, что я читала в
церковной литературе. Скажите, насколько внимательно нужно
относиться к книгам именно этого автора? Могут ли они быть полезными? Александра.
- Здравствуйте, Александра! Опасность писаний Валерия
Синельникова и других представителей школы "позитивной
психологии" (Л. Хей, Н. Правдиной и др.) в том, что они как
обезболивающие лекарства заглушают с помощью внушения
духовные проблемы, не исцеляя их причин, кроющихся в грехах.
Вместо спасения души человек возвеличивает свою гордость.
Проблемы не решаются, а загоняются в глубь души, что затем
оборачивается новыми совершенно неожиданными проблемами. Так
что вряд ли они могут быть духовно полезными православному христианину.
- Батюшка, здравствуйте!
Сегодня издается очень много литературы по психологии
(например, книги Андрея Курпатова и многие другие) об
отношениях мужчины и женщины. Скажите, пожалуйста, может ли
она быть полезной как для женатого человека,
так и для человека еще не вступившего в брак? Заранее благодарю! Александра.
- Здравствуйте, Александра! К
сожалению, в большинстве подобных книг, в том числе и д-ра
Курпатова основой взаимоотношений мужчины и женщины в браке
представляется физиология интимных отношений. С православной
точки зрения семья создается для взаимной помощи в деле
спасения души, в житейских трудностях. О том, что семья это,
прежде всего союз любви, дружбы и взаимного уважения, и
только потом союз интимный современная психология совершенно забывает.
При всей важности данной
сферы семейной жизни излишнее фокусирование внимания только
на ней может ввести в заблуждение человека при размышлении о
побудительных мотивах действий супруга или супруги. Их
далеко не всегда следует искать в постели.
- Здравствуйте! Пишет Вам
Марина, очень благодарна за Ваш ответ и снова обращаюсь с
вопросом. Я педагог-психолог, работаю с детьми из
неблагополучных семей и детьми сиротами. По моим наблюдениям
практически у всех детей (и этому, конечно, есть свои
причины) очень пессимистический взгляд на жизнь, они не
видят ни в настоящем хорошего ни перспективы в будущем. Мне
бы хотелось помочь им научиться радоваться жизни и строить
положительные модели будущего. Скажите пожалуйста, как
Православие относится к техникам позитивного мышления, тем,
конечно, которые не имеют в себе мистического подтекста. Заранее Вам благодарна!
- Здравствуйте, Марина!
Общецерковного суждения, выраженного в документах
священноначалия, по т.н. "позитивной психологии" нет, в силу
того, что она подпадает под понятие современного оккультизма.
Как специалист Вы наверняка
видите, что школа позитивной психологии, создавая свои
аффирмации, пародирует молитвы, перенося их из сферы личного
общения человека с Богом, на некие мистически и оккультно
понимаемые силы природы. Кроме того, вместо решения
внутренних проблем, имеющих корни в грехе человека или его
родителей, она предлагает простое утешение, некое духовное
обезболивание. Но духовные противоречия в такой личности,
противопоставление себя Богу и миру данной техникой
только "загоняются" вовнутрь.
Гораздо плодотворнее для
детей осознание присутствия Бога и его промысла в мире,
обретение глубокой любви к Нему и смирения перед Его пусть
непонятной нам, но всегда благой волей. Это сложнее
психологических техник, но адаптирует человека к миру, не
надевая на него розовые очки. К сожалению, вере нельзя
научить, ее можно только показать. Дай Бог, чтобы Ваша
искренняя личная вера помогла поверить детям-сиротам.
Молитесь об этом, и Господь поможет Вам.
Православие и Мир - 02.06.2008.
|