Расстановки по Хеллингеру: стоит ли
подставляться?
Около десяти лет назад я впервые увидела
рекламу расстановок по Хеллингеру в российском
информационном пространстве. Так как на тот момент я
была в курсе содержательной части этого нового для нашей
страны явления, я решила, что достаточно быстро эта
практика естественным путём отойдёт в мир "оккультных
услуг". Через год, обнаружив расстановки в прайсе
нескольких достаточно крупных психологических центров,
которые никак не ассоциируют себя с магией, я решила
сходить туда и посмотреть, что же именно там делают и
как профессиональные психологи себе объясняют
правомерность применения этой практики.
Антон Хеллингер ("Берт" – это его кличка из
католического ордена)
Возможность появилась сама и очень
быстро: на глаза мне попалось объявление о поиске так
называемых "заместителей" - важных участников самого
распространённого вида расстановки. Мы с мужем
записались в "заместители", естественно, не сообщая ни о
своей мотивации, ни о профессиональной принадлежности
(справедливости ради: нас об этом никто и не спрашивал).
Сразу оговорюсь: форматы проведения расстановок могут
отличаться, но содержательно опираются на одну и ту же
идею. И называться они могут по-разному: системные
семейные расстановки, просто системные расстановки и ещё
множество вариаций на тему. Приведённый ниже кейс служит
для иллюстрации "работы" метода, а также материалом для
критического разбора, который следует ниже.
Итак, расстановка проводилась для
молодого мужчины. Он под руководством психолога,
ведущего расстановку, назначил каждому из заместителей
роль кого-то из членов его семьи (пока только живых) и
расставил нас по комнате. Несколько расстановщиков
остались без ролей. А дальше началась фантасмагория:
"опытные заместители" (из числа сотрудников центра)
начали сообщать о "тяжести в сердце", "щекотке в пятке"
и прочих загадочных ощущениях от стояния рядом с кем-то
или, напротив, из-за удалённости кого-то. И только мы
стояли на своих местах и не испытывали ничего, кроме
любопытства.
Потом каким-то непостижимым для меня
путём один из "заместителей" (испытывавший острое
желание излить любовь и сожаление клиенту) "оказался"
абортированным ребёнком клиента, ещё несколько человек
"оказались" давно почившими родственниками… начался
спиритический сеанс. Потом произошло нечто, похожее на психодраму с
мистическим уклоном. И завершилось всё это жёстким
указанием расстановщика из разряда "встань и иди!".
Естественно, я задержалась, сообщила
расстановщику свою профессиональную принадлежность и
поинтересовалась тем, что это было, где он учился и как
ему не стыдно. В ответ получила поток сознания "есть
многое на свете, друг Горацио…" на тему существования
ещё неизвестных науке явлений и неких полей, к которым
надо подключаться для получения знаний.
Тогда я решила, что при таком уровне
бредовости эта услуга сослужит хорошую службу клиентам:
поможет им отличать действительно профессиональных
психологов от шарлатанов, не имеющих никакого отношения
к научному знанию.
Мне казалось очевидным, что разумный
человек, прежде чем отдавать свои деньги за какую-либо
услугу, погуглит о ней. При поиске информации про
расстановки по Хеллингеру практически сразу находится,
пожалуй, наиболее систематизированное в русскоязычном
сегменте краткое описание методики: Веселаго Е.В.
Системные расстановки по Берту Хеллингеру: история,
философия, технология. // Психотерапия. № 7, 2010. № 1,
2011.
***
Читайте также по теме:
***
Прочтения этой статьи, на мой взгляд,
достаточно, чтобы понять, что к психологии как науке
данная методика не имеет никакого отношения ни в какой
"реинкарнации". А нижеприведённый абзац (там же, с. 14)
даёт понять, что и к понятию нормы в любом смысле
расстановки имеют такое же отношение, как и к науке:
"Хеллингер говорит, что его работа ― это не
психотерапия, это практическая философия. Мне хочется
добавить: "А также практическое богословие". И в этой
практике мы иной раз достигаем пределов: пугающих,
неприемлемых, неправильных, "аморальных" движений
(событий, историй). Ведь если нет ни плохого, ни
хорошего и всё движется так, как оно движется, то как же
быть, например, с ситуациями инцеста? Насилия, убийства,
абортов? Фашизма, геноцида? Много раз свидетели
расстановочной работы Хеллингера сталкивались с
неприемлемым: например, в расстановке дочь, состоящая в
сексуальной связи с отцом, говорит матери: "Мама, я рада
делать это для тебя". Через эту фразу, произнесённую в
расстановке, приходит дух "зрячей" любви и примирения,
связь открывает свой смысл и перестаёт быть нужной. Но
при этом поднимается волна возмущения от защитников
жертв насилия и жестокого обращения, от женщин, от
мужчин, от социальных работников и многих других, в чьём
понимании верной является идея защиты жертвы от
насильника и соответствующего наказания для него".
Но, судя по распространённости
расстановок, практически полному отсутствию критики в
русскоязычном сегменте Сети и научных источниках,
проникновению методик уже в систему государственного
образования и науки, этот вопрос остро нуждается в
обсуждении.
Итак, метод системных семейных
расстановок Берта Хеллингера получил широкое
распространение во второй половине прошлого века как
помогающая психологическая практика. Считается, что
базовые принципы метода соответствуют системному и
феноменологическому подходу, однако их трактовка
осуществляется автором крайне неортодоксально. Исходя из
системных предпосылок, Хеллингер предлагает
рассматривать в терапии весь комплекс семейных отношений
в их взаимосвязи и иерархии, включая межпоколенные (в
том числе между живущими и уже умершими родственниками).
Феноменологичность же метода подразумевает приоритет
непосредственного субъективного опыта и ощущений
участников расстановок.
По мнению сторонников метода, отношения,
переживания и ощущения членов семейной системы находятся
в некоем "поле", и, будучи помещёнными в соответствующие
роли, совершенно посторонние люди как бы включаются в
это поле и начинают воспроизводить характерные ощущения
его членов, даже не обладая никакой предварительной
информацией о них. Взаимодействуя с этими
"заместителями", участник получает возможность
отработать свои личностные проблемы и вопросы отношений
с родственниками, коллегами по работе и даже
абстрактными понятиями.
На мой взгляд, уже перечисленного должно
было бы хватить для того, чтобы понять ненаучность и
бесполезность "метода" расстановок, однако на тот
случай, если у читателя ещё остались сомнения,
остановимся чуть более подробно на наиболее одиозных
положениях (постараюсь обойтись без узкоспециальных
терминов).
Во-первых, в основе "механики"
расстановок лежит так называемый феномен замещающего
восприятия, когда заместитель начинает не просто
представлять, а чувствовать и переживать то, что
чувствует и переживает его реальный живущий или давно
умерший прототип, черпая информацию напрямую из
"информационного поля". Механизм этого замещающего
восприятия и способа передачи информации между её
носителем и его заместителем, впрочем, никак не
формализуется и не объясняется - зато проверить и
опровергнуть нельзя.
Во-вторых, здравая в принципе идея о
том, что индивид не живёт в вакууме и на него влияют
члены семьи (кстати, не только они, но и масса других
социальных субъектов и агентов социализации), доводится
здесь до абсурда и человек оказывается не просто связан,
а тесно переплетён (и речь не о генетике!) в своей
судьбе с судьбами предков - даже тех, о которых он не
знает и никогда не мог узнать в принципе. В итоге
утверждается, что он может проживать не свою судьбу и
выполнять не свои задачи, поскольку сколько-то поколений
назад образовалась психологическая проблема, которую так
до сих пор и не решили. Ни современная психология, ни
нейрофизиология не обладают научными объяснениями такого
феномена, и способов проверить, действительно ли клиент
мучается за грехи прабабушки, тоже нет.
Если убрать философскую и мистическую
составляющую, то сама по себе техника расстановок, по
сути, является попыткой проекции сознательных и
бессознательных представлений клиента о структуре и
характере межличностных отношений внутри семьи - и это
могло бы иметь ограниченное практическое применение, но
подобные методики уже существуют (например, психодрама),
так что новизны, очевидно, удаётся достичь только путём
мистификации и оперирования квазинаучными понятиями
вроде "психической энергии", "информационного поля",
"замещающего восприятия" и прочих. Но, может быть,
ничего страшного в этом нет и пусть клиенты
"расстановщиков" платят своеобразный "налог на
невежество"?..
Отнюдь. Метод не является "этически
нейтральным" и содержит несколько весьма опасных для
клиента элементов.
Во-первых, самое простое возражение - в
том, что использование "кривого" метода уводит вас с
правильного пути и убеждённость в том, что корень
проблем надо искать "вниз по генеалогическому древу",
прислушиваясь к ощущениям, вызванным у вас чужими
людьми, на которых возложены роли всевозможных
родственников, помешает вам увидеть реальную проблему.
Это в лучшем случае. В худшем - вы укрепитесь в своих
заблуждениях и искажённом восприятии.
Во-вторых, неформализуемый метод с
неверифицируемыми результатами оставляет чересчур
широкий простор для работы "расстановщика" - и
предъявляет крайне высокие требования к его
профессионализму, этичности и способности к критической
рефлексии. Что-то подсказывает мне, что у людей,
практикующих (зачастую на коммерческой основе) ненаучный
метод с мутными полуэзотерическими предпосылками, могут
быть серьёзные проблемы с этими качествами. Более того,
людям в пограничных состояниях опыт расстановок (в любой
роли) может быть опасен провокацией развития полноценной
психиатрии.
В-третьих, в своей основе идеи
Хеллингера о "порядках любви" воспроизводят
патриархальные модели гендерных и межпоколенческих
отношений, фактически предписывая клиентам определённые
(и довольно жёсткие) принципы восприятия и поведения.
Нашумевшая интерпретация Хеллингером инцеста как вины
матери в том, что она не удовлетворяла в достаточной
степени сексуальных интересов своего мужа, в результате
чего ему пришлось заняться сексом с дочерью, не только
создаёт почву для культивирования чувства вины у матери
(которая, возможно, по вполне логичным причинам
отдалилась от мужа), но и принуждает жертву инцеста
"принять с уважением" акт насилия над собой. Не говоря
уже о том, что для самого насильника подобная
интерпретация не даёт никакого шанса осознать свою
ответственность за совершённое и отработать причины,
которые привели к этому акту.
Я допускаю, что те психологи и педагоги,
которые ссылаются на идеи Хеллингера и внедряют их в
свою практику и учебные планы, не
принимают всех положений "системно-семейной" терапии, но
тогда это свидетельствует либо об их невежестве, либо о
научной некомпетентности. Всё, что в расстановках
"работает", не является специфическими особенностями
расстановок, а вполне исчерпывается другими, вполне
научными методиками. А то, что в них есть уникального,
не является ни психологией конкретно, ни наукой вообще,
и поэтому не работает и работать не может.
Тем не менее встречаются и те, кто
"проходил" и кому "помогло". Почему же в их случае
"сработало"?
Существуют такие понятия, как эффект
Барнума и гало-эффект. Именно они дают ощущение
правдивости всего происходящего на расстановках. Здесь
термины и ссылки даю осознанно, для ознакомления:
понимание этих эффектов способно уберечь читателя от
множества неприятностей.
В классической психологической
консультации одним из важных элементов является
определение контекста проблемы. Естественно, в первую
очередь рассматривается именно семья: именно она во
многом определила (генетически, через воспитание, опыт и
прочее) структуру той личности, которая обратилась за
помощью. Зачастую семья является неотъемлемой частью
заявленной проблемы. Поэтому сам факт определения
семейной структуры и актуализация для клиента анализа
внутрисемейных отношений способны оказать значительную
помощь в видении проблемы и поиске её решения.
Когда человек переживает неприятности,
мечется в поиске решения проблемы, все эти процессы
происходят внутри и сопровождаются, как правило, если не
острой душевной болью, то достаточно сильным
беспокойством и переживаниями. Вынос проблемы вовне
позволяет психике клиента словно несколько
дистанцироваться от ситуации, посмотреть на неё менее
включённо и, как следствие, более объективно.
В методике используются элементы
множества действительно работающих практик, таких как
транзактный анализ, арт-терапия и прочие. Кроме того,
использование элементов драма-терапии помогает выразить
эмоции.
Многих завораживает тот факт, что
"заместители" начинают себя вести очень похоже на тех
родственников, роли которых им назначены. Здесь могут
играть роль способность людей передавать и считывать
невербальную информацию и устойчивые архетипические
паттерны (например, очевидно, что "заместитель" в роли
"абортированного ребёнка" будет "плакать и тянуть к
родителям ручки", в роли пережившей войну бабушки будет
бояться голода и прочее).
А ещё помните в "Обыкновенном чуде"
слова Короля:
"- Видите, что делаю? О! И самое
обидное, не я в этом виноват. Правда?
- Правда.
- Ну иди, всё, свободен. Не виноват!
Предки виноваты! Прадеды-прабабки, внучатые дяди-тёти
разные, праотцы, ну и праматери, угу. В жизни вели себя
как свиньи последние, а сейчас я расхлёбывай их прошлое.
Ну паразиты, вот, одно слово, извините за тонкость такую
грубость выражения, резкость, сейчас сказать, паразиты,
вот и всё. А сам я по натуре добряк, умница, люблю
стихи, прозу, музыку, живопись, рыбную ловлю люблю.
Кошек, да, я кошек люблю. Но иногда такое выкинешь, что
просто на душе становится…" и "Зачем я его слушал!
Разбудил во мне тётю, которую каждый мог убедить в чём
угодно. Бедняжка 18 раз была замужем, не считая лёгких
увлечений".
Многим людям намного легче жить, считая,
что они ни в чём не виноваты. Виновато "поле семьи"
которое заставило, например, повторять судьбу изгнанного
родственника. А чувство вины - одна из очень частых
проблем, с которыми обращаются за помощью.
Так как в расстановках используются
элементы из пунктов 2–4, существуют счастливчики,
которым расстановки помогли и, возможно, даже сильно не
навредили. Хотя вред в виде мифологизации сознания им
однозначно причинён! Такой же вред причиняется и
"заместителям". Говорить же о подтверждённой
эффективности данного метода вообще не стоит, ибо нет ни
одного исследования в этой области.
За ряд противоречивых высказываний и
методов Хеллингера было исключили из Немецкой ассоциации
системных расстановок его же бывшие последователи, но
при этом продолжили заниматься расстановками, убрав имя
Берта Хеллингера и спорные с точки зрения морали
установки. Справедливости ради надо отметить, что
нашлись и те специалисты, которые хоть и признают
потенциал в этом эклектичном методе, но считают его
небезопасным для пациентов.
К сожалению, в настоящее время
расстановки получают всё более широкое распространение
как услуга. Но самое ужасное - начинают занимать
неприлично большое пространство в среде профессионалов,
включаются в образовательные программы и практики,
включаются в публикации, индексируемые РИНЦ.
Недавно я обнаружила расстановки в
учебных программах некоторых государственных
вузов, курсы по расстановкам, ведущиеся в АНО на базе
государственных (sic!) психиатрических учреждений и
позволяющие получить свидетельство государственного
образца!
В своих попытках легитимации метода
расстановок сторонники подхода не брезгуют и
фальсификациями: так, статья о системной семейной
психотерапии в русскоязычной "Википедии" написана явно
адептами этой методики. Смелое утверждение о том, что
"около 80 рандомизированных и контролируемых
исследований смогли подтвердить, что системная и
семейная терапия представляет собой эффективный и
экономичный метод психотерапии, обладающий очень хорошим
долгосрочным эффектом" ссылается на некоего Бернарда
Шорна и его "труд" под названием "Научное исследование
доказывает эффективность и долгосрочные успехи". Поиск в
русскоязычном и англоязычном сегментах интернета не
помог мне раскрыть таинственную личность этого человека.
Ну и соответствующего труда я, естественно, тоже не
нашла.
Ну и напоследок сообщаю вам, что всё
большее распространение получают нынче расстановки для
бизнес-систем, расстановки на курс валют и прочие
экономические вопросы. Что лично у меня вызывает
смешанные чувства: смешно, конечно, но… если люди
бизнеса и банкиры начнут опираться в принятии решений на
результаты оккультных практик, то что нас будет ждать в
будущем? О_о
Ольга Фидря
Движение Брайтс - 25.09.2016.
Иллюстрации Лизы Еленской
P.S. Некоторые вузы, в учебные программы
которых включены системные семейные расстановки по
Хеллингеру:
Рабочая программа Кафедры общей
психологии Бюджетного учреждения высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутский
государственный педагогический университет".
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального
образования "Челябинский государственный педагогический
университет": рабочая программа дисциплины "Системная
семейная терапия".
Рабочая программа дисциплины
"Клинико-психологические подходы в работе с семьей"
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего профессионального
образования "Белгородский государственный национальный
исследовательский университет".
ФГБОУ ВПО "Российская академия народного
хозяйства и государственной службы при Президенте
Российской Федерации", волгоградский филиал, УМК
"Психология семейных отношений, консультирование и
психотерапия".
P.P.S. Некоторые публикации,
индексируемые РИНЦ, в которых рассматривается применение
метода системных семейных расстановок по Хеллингеру:
- Локтева Т. Павлычева Т.Н. Подход Б. Хеллингера при разрешении психологических проблем // Формирование экономики знаний в России: вузы, предприятия и институты. Материалы научной конференции студентов и молодых учёных НИМБ. Научная редакция: Гуськова И.В., Шагалова Т.В. - 2015. С. 111–114.
- Миронов В.В. Методика системных расстановок // Психология и соционика межличностных отношений. - 2013, № 2. - С. 5–12.
- Стасенков Ю.А. Системные бизнес-расстановки: эффективный инструмент диагностики бизнес-решений // Актуальные проблемы современной науки. - 2010, № 5 (55). - С. 13-17.
- Шахворостова Т.В. Психолого-акмеологические факторы эффективного сохранения репродуктивного здоровья женщин // Мир науки, культуры, образования. - 2015, № 3 (52). - С. 277–280.
|