Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Психокульты и опасные психотренинги / Берт Хеллингер


Расстановки по Хеллингеру: стоит ли подставляться?

Около десяти лет назад я впервые увидела рекламу расстановок по Хеллингеру в российском информационном пространстве. Так как на тот момент я была в курсе содержательной части этого нового для нашей страны явления, я решила, что достаточно быстро эта практика естественным путём отойдёт в мир "оккультных услуг". Через год, обнаружив расстановки в прайсе нескольких достаточно крупных психологических центров, которые никак не ассоциируют себя с магией, я решила сходить туда и посмотреть, что же именно там делают и как профессиональные психологи себе объясняют правомерность применения этой практики.

Антон Хеллингер ("Берт" – это его кличка из католического ордена)

Антон Хеллингер ("Берт" – это его кличка из католического ордена)

Возможность появилась сама и очень быстро: на глаза мне попалось объявление о поиске так называемых "заместителей" - важных участников самого распространённого вида расстановки. Мы с мужем записались в "заместители", естественно, не сообщая ни о своей мотивации, ни о профессиональной принадлежности (справедливости ради: нас об этом никто и не спрашивал). Сразу оговорюсь: форматы проведения расстановок могут отличаться, но содержательно опираются на одну и ту же идею. И называться они могут по-разному: системные семейные расстановки, просто системные расстановки и ещё множество вариаций на тему. Приведённый ниже кейс служит для иллюстрации "работы" метода, а также материалом для критического разбора, который следует ниже.

Итак, расстановка проводилась для молодого мужчины. Он под руководством психолога, ведущего расстановку, назначил каждому из заместителей роль кого-то из членов его семьи (пока только живых) и расставил нас по комнате. Несколько расстановщиков остались без ролей. А дальше началась фантасмагория: "опытные заместители" (из числа сотрудников центра) начали сообщать о "тяжести в сердце", "щекотке в пятке" и прочих загадочных ощущениях от стояния рядом с кем-то или, напротив, из-за удалённости кого-то. И только мы стояли на своих местах и не испытывали ничего, кроме любопытства.

Потом каким-то непостижимым для меня путём один из "заместителей" (испытывавший острое желание излить любовь и сожаление клиенту) "оказался" абортированным ребёнком клиента, ещё несколько человек "оказались" давно почившими родственниками… начался спиритический сеанс. Потом произошло нечто, похожее на психодраму с мистическим уклоном. И завершилось всё это жёстким указанием расстановщика из разряда "встань и иди!".

Естественно, я задержалась, сообщила расстановщику свою профессиональную принадлежность и поинтересовалась тем, что это было, где он учился и как ему не стыдно. В ответ получила поток сознания "есть многое на свете, друг Горацио…" на тему существования ещё неизвестных науке явлений и неких полей, к которым надо подключаться для получения знаний.

Тогда я решила, что при таком уровне бредовости эта услуга сослужит хорошую службу клиентам: поможет им отличать действительно профессиональных психологов от шарлатанов, не имеющих никакого отношения к научному знанию.

Мне казалось очевидным, что разумный человек, прежде чем отдавать свои деньги за какую-либо услугу, погуглит о ней. При поиске информации про расстановки по Хеллингеру практически сразу находится, пожалуй, наиболее систематизированное в русскоязычном сегменте краткое описание методики: Веселаго Е.В. Системные расстановки по Берту Хеллингеру: история, философия, технология. // Психотерапия. № 7, 2010. № 1, 2011.

***

Читайте также по теме:

***

Прочтения этой статьи, на мой взгляд, достаточно, чтобы понять, что к психологии как науке данная методика не имеет никакого отношения ни в какой "реинкарнации". А нижеприведённый абзац (там же, с. 14) даёт понять, что и к понятию нормы в любом смысле расстановки имеют такое же отношение, как и к науке: "Хеллингер говорит, что его работа ― это не психотерапия, это практическая философия. Мне хочется добавить: "А также практическое богословие". И в этой практике мы иной раз достигаем пределов: пугающих, неприемлемых, неправильных, "аморальных" движений (событий, историй). Ведь если нет ни плохого, ни хорошего и всё движется так, как оно движется, то как же быть, например, с ситуациями инцеста? Насилия, убийства, абортов? Фашизма, геноцида? Много раз свидетели расстановочной работы Хеллингера сталкивались с неприемлемым: например, в расстановке дочь, состоящая в сексуальной связи с отцом, говорит матери: "Мама, я рада делать это для тебя". Через эту фразу, произнесённую в расстановке, приходит дух "зрячей" любви и примирения, связь открывает свой смысл и перестаёт быть нужной. Но при этом поднимается волна возмущения от защитников жертв насилия и жестокого обращения, от женщин, от мужчин, от социальных работников и многих других, в чьём понимании верной является идея защиты жертвы от насильника и соответствующего наказания для него".

Расстановки по Хеллингеру

Но, судя по распространённости расстановок, практически полному отсутствию критики в русскоязычном сегменте Сети и научных источниках, проникновению методик уже в систему государственного образования и науки, этот вопрос остро нуждается в обсуждении.

Итак, метод системных семейных расстановок Берта Хеллингера получил широкое распространение во второй половине прошлого века как помогающая психологическая практика. Считается, что базовые принципы метода соответствуют системному и феноменологическому подходу, однако их трактовка осуществляется автором крайне неортодоксально. Исходя из системных предпосылок, Хеллингер предлагает рассматривать в терапии весь комплекс семейных отношений в их взаимосвязи и иерархии, включая межпоколенные (в том числе между живущими и уже умершими родственниками). Феноменологичность же метода подразумевает приоритет непосредственного субъективного опыта и ощущений участников расстановок.

По мнению сторонников метода, отношения, переживания и ощущения членов семейной системы находятся в некоем "поле", и, будучи помещёнными в соответствующие роли, совершенно посторонние люди как бы включаются в это поле и начинают воспроизводить характерные ощущения его членов, даже не обладая никакой предварительной информацией о них. Взаимодействуя с этими "заместителями", участник получает возможность отработать свои личностные проблемы и вопросы отношений с родственниками, коллегами по работе и даже абстрактными понятиями.

На мой взгляд, уже перечисленного должно было бы хватить для того, чтобы понять ненаучность и бесполезность "метода" расстановок, однако на тот случай, если у читателя ещё остались сомнения, остановимся чуть более подробно на наиболее одиозных положениях (постараюсь обойтись без узкоспециальных терминов).

Во-первых, в основе "механики" расстановок лежит так называемый феномен замещающего восприятия, когда заместитель начинает не просто представлять, а чувствовать и переживать то, что чувствует и переживает его реальный живущий или давно умерший прототип, черпая информацию напрямую из "информационного поля". Механизм этого замещающего восприятия и способа передачи информации между её носителем и его заместителем, впрочем, никак не формализуется и не объясняется - зато проверить и опровергнуть нельзя.

Во-вторых, здравая в принципе идея о том, что индивид не живёт в вакууме и на него влияют члены семьи (кстати, не только они, но и масса других социальных субъектов и агентов социализации), доводится здесь до абсурда и человек оказывается не просто связан, а тесно переплетён (и речь не о генетике!) в своей судьбе с судьбами предков - даже тех, о которых он не знает и никогда не мог узнать в принципе. В итоге утверждается, что он может проживать не свою судьбу и выполнять не свои задачи, поскольку сколько-то поколений назад образовалась психологическая проблема, которую так до сих пор и не решили. Ни современная психология, ни нейрофизиология не обладают научными объяснениями такого феномена, и способов проверить, действительно ли клиент мучается за грехи прабабушки, тоже нет.

Если убрать философскую и мистическую составляющую, то сама по себе техника расстановок, по сути, является попыткой проекции сознательных и бессознательных представлений клиента о структуре и характере межличностных отношений внутри семьи - и это могло бы иметь ограниченное практическое применение, но подобные методики уже существуют (например, психодрама), так что новизны, очевидно, удаётся достичь только путём мистификации и оперирования квазинаучными понятиями вроде "психической энергии", "информационного поля", "замещающего восприятия" и прочих. Но, может быть, ничего страшного в этом нет и пусть клиенты "расстановщиков" платят своеобразный "налог на невежество"?..

Отнюдь. Метод не является "этически нейтральным" и содержит несколько весьма опасных для клиента элементов.

Во-первых, самое простое возражение - в том, что использование "кривого" метода уводит вас с правильного пути и убеждённость в том, что корень проблем надо искать "вниз по генеалогическому древу", прислушиваясь к ощущениям, вызванным у вас чужими людьми, на которых возложены роли всевозможных родственников, помешает вам увидеть реальную проблему. Это в лучшем случае. В худшем - вы укрепитесь в своих заблуждениях и искажённом восприятии.

Во-вторых, неформализуемый метод с неверифицируемыми результатами оставляет чересчур широкий простор для работы "расстановщика" - и предъявляет крайне высокие требования к его профессионализму, этичности и способности к критической рефлексии. Что-то подсказывает мне, что у людей, практикующих (зачастую на коммерческой основе) ненаучный метод с мутными полуэзотерическими предпосылками, могут быть серьёзные проблемы с этими качествами. Более того, людям в пограничных состояниях опыт расстановок (в любой роли) может быть опасен провокацией развития полноценной психиатрии.

В-третьих, в своей основе идеи Хеллингера о "порядках любви" воспроизводят патриархальные модели гендерных и межпоколенческих отношений, фактически предписывая клиентам определённые (и довольно жёсткие) принципы восприятия и поведения. Нашумевшая интерпретация Хеллингером инцеста как вины матери в том, что она не удовлетворяла в достаточной степени сексуальных интересов своего мужа, в результате чего ему пришлось заняться сексом с дочерью, не только создаёт почву для культивирования чувства вины у матери (которая, возможно, по вполне логичным причинам отдалилась от мужа), но и принуждает жертву инцеста "принять с уважением" акт насилия над собой. Не говоря уже о том, что для самого насильника подобная интерпретация не даёт никакого шанса осознать свою ответственность за совершённое и отработать причины, которые привели к этому акту.

Я допускаю, что те психологи и педагоги, которые ссылаются на идеи Хеллингера и внедряют их в свою практику и учебные планы, не принимают всех положений "системно-семейной" терапии, но тогда это свидетельствует либо об их невежестве, либо о научной некомпетентности. Всё, что в расстановках "работает", не является специфическими особенностями расстановок, а вполне исчерпывается другими, вполне научными методиками. А то, что в них есть уникального, не является ни психологией конкретно, ни наукой вообще, и поэтому не работает и работать не может.

Тем не менее встречаются и те, кто "проходил" и кому "помогло". Почему же в их случае "сработало"?

Существуют такие понятия, как эффект Барнума и гало-эффект. Именно они дают ощущение правдивости всего происходящего на расстановках. Здесь термины и ссылки даю осознанно, для ознакомления: понимание этих эффектов способно уберечь читателя от множества неприятностей.

В классической психологической консультации одним из важных элементов является определение контекста проблемы. Естественно, в первую очередь рассматривается именно семья: именно она во многом определила (генетически, через воспитание, опыт и прочее) структуру той личности, которая обратилась за помощью. Зачастую семья является неотъемлемой частью заявленной проблемы. Поэтому сам факт определения семейной структуры и актуализация для клиента анализа внутрисемейных отношений способны оказать значительную помощь в видении проблемы и поиске её решения.

Когда человек переживает неприятности, мечется в поиске решения проблемы, все эти процессы происходят внутри и сопровождаются, как правило, если не острой душевной болью, то достаточно сильным беспокойством и переживаниями. Вынос проблемы вовне позволяет психике клиента словно несколько дистанцироваться от ситуации, посмотреть на неё менее включённо и, как следствие, более объективно.

В методике используются элементы множества действительно работающих практик, таких как транзактный анализ, арт-терапия и прочие. Кроме того, использование элементов драма-терапии помогает выразить эмоции.

Многих завораживает тот факт, что "заместители" начинают себя вести очень похоже на тех родственников, роли которых им назначены. Здесь могут играть роль способность людей передавать и считывать невербальную информацию и устойчивые архетипические паттерны (например, очевидно, что "заместитель" в роли "абортированного ребёнка" будет "плакать и тянуть к родителям ручки", в роли пережившей войну бабушки будет бояться голода и прочее).

А ещё помните в "Обыкновенном чуде" слова Короля:

"- Видите, что делаю? О! И самое обидное, не я в этом виноват. Правда?

- Правда.

- Ну иди, всё, свободен. Не виноват! Предки виноваты! Прадеды-прабабки, внучатые дяди-тёти разные, праотцы, ну и праматери, угу. В жизни вели себя как свиньи последние, а сейчас я расхлёбывай их прошлое. Ну паразиты, вот, одно слово, извините за тонкость такую грубость выражения, резкость, сейчас сказать, паразиты, вот и всё. А сам я по натуре добряк, умница, люблю стихи, прозу, музыку, живопись, рыбную ловлю люблю. Кошек, да, я кошек люблю. Но иногда такое выкинешь, что просто на душе становится…" и "Зачем я его слушал! Разбудил во мне тётю, которую каждый мог убедить в чём угодно. Бедняжка 18 раз была замужем, не считая лёгких увлечений".

Многим людям намного легче жить, считая, что они ни в чём не виноваты. Виновато "поле семьи" которое заставило, например, повторять судьбу изгнанного родственника. А чувство вины - одна из очень частых проблем, с которыми обращаются за помощью.

Так как в расстановках используются элементы из пунктов 2–4, существуют счастливчики, которым расстановки помогли и, возможно, даже сильно не навредили. Хотя вред в виде мифологизации сознания им однозначно причинён! Такой же вред причиняется и "заместителям". Говорить же о подтверждённой эффективности данного метода вообще не стоит, ибо нет ни одного исследования в этой области.

За ряд противоречивых высказываний и методов Хеллингера было исключили из Немецкой ассоциации системных расстановок его же бывшие последователи, но при этом продолжили заниматься расстановками, убрав имя Берта Хеллингера и спорные с точки зрения морали установки. Справедливости ради надо отметить, что нашлись и те специалисты, которые хоть и признают потенциал в этом эклектичном методе, но считают его небезопасным для пациентов.

К сожалению, в настоящее время расстановки получают всё более широкое распространение как услуга. Но самое ужасное - начинают занимать неприлично большое пространство в среде профессионалов, включаются в образовательные программы и практики, включаются в публикации, индексируемые РИНЦ.

Недавно я обнаружила расстановки в учебных программах некоторых государственных вузов, курсы по расстановкам, ведущиеся в АНО на базе государственных (sic!) психиатрических учреждений и позволяющие получить свидетельство государственного образца!

В своих попытках легитимации метода расстановок сторонники подхода не брезгуют и фальсификациями: так, статья о системной семейной психотерапии в русскоязычной "Википедии" написана явно адептами этой методики. Смелое утверждение о том, что "около 80 рандомизированных и контролируемых исследований смогли подтвердить, что системная и семейная терапия представляет собой эффективный и экономичный метод психотерапии, обладающий очень хорошим долгосрочным эффектом" ссылается на некоего Бернарда Шорна и его "труд" под названием "Научное исследование доказывает эффективность и долгосрочные успехи". Поиск в русскоязычном и англоязычном сегментах интернета не помог мне раскрыть таинственную личность этого человека. Ну и соответствующего труда я, естественно, тоже не нашла.

Ну и напоследок сообщаю вам, что всё большее распространение получают нынче расстановки для бизнес-систем, расстановки на курс валют и прочие экономические вопросы. Что лично у меня вызывает смешанные чувства: смешно, конечно, но… если люди бизнеса и банкиры начнут опираться в принятии решений на результаты оккультных практик, то что нас будет ждать в будущем? О_о

Ольга Фидря

Движение Брайтс - 25.09.2016.

Иллюстрации Лизы Еленской

 

P.S. Некоторые вузы, в учебные программы которых включены системные семейные расстановки по Хеллингеру:

Рабочая программа Кафедры общей психологии Бюджетного учреждения высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутский государственный педагогический университет".

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Челябинский государственный педагогический университет": рабочая программа дисциплины "Системная семейная терапия".

Рабочая программа дисциплины "Клинико-психологические подходы в работе с семьей" Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Белгородский государственный национальный исследовательский университет".

ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", волгоградский филиал, УМК "Психология семейных отношений, консультирование и психотерапия".

P.P.S. Некоторые публикации, индексируемые РИНЦ, в которых рассматривается применение метода системных семейных расстановок по Хеллингеру:

  • Локтева Т. Павлычева Т.Н. Подход Б. Хеллингера при разрешении психологических проблем // Формирование экономики знаний в России: вузы, предприятия и институты. Материалы научной конференции студентов и молодых учёных НИМБ. Научная редакция: Гуськова И.В., Шагалова Т.В. - 2015. С. 111–114.
  • Миронов В.В. Методика системных расстановок // Психология и соционика межличностных отношений. - 2013, № 2. - С. 5–12.
  • Стасенков Ю.А. Системные бизнес-расстановки: эффективный инструмент диагностики бизнес-решений // Актуальные проблемы современной науки. - 2010, № 5 (55). - С. 13-17.
  • Шахворостова Т.В. Психолого-акмеологические факторы эффективного сохранения репродуктивного здоровья женщин // Мир науки, культуры, образования. - 2015, № 3 (52). - С. 277–280.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Психокульты и опасные психотренинги"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru