Антипсихология
Приложение 5. Методика профилактической работы с подростками
Автор: Бедило Михаил
Тех. помощник: Соломатин Олег
Цель: сформировать у подростка
"психологический иммунитет" к опасным социальным и
психологическим влияниям; обману, путём манипуляции (в
системе личность-личность, личность-группа),
активизировать критическое мышление.
Задача: информировать подростка о
структуре секты; процессах и механизмах влияния на
личность в секте.
Форма занятия: лекция-беседа
(подразумевает интерактивность, открытый диалог, вопросы
аудитории)
Материалы: маркеры (2-3 цвета), листы
ватмана (либо листы бумаги формата А3), наглядные
материалы (плакаты, брошюры, документы).
Общее описание: Методика содержит
структурированный, хорошо запоминающийся материал.
Лекция-беседа состоит из отдельных информационных
блоков, логически связанных между собой. Каждый блок
освещает отдельный аспект проблемы, например,
какой-нибудь процесс, происходящий с личностью в секте.
Первый информационный блок носит
провокационный характер и посвящён проблеме
психологической защиты личности и определению пределов,
за которыми начинается интимное личностное пространство.
В нём также рассказывается о содержании интимной сферы
жизни личности и о том влиянии, которое могут оказать на
человека разные люди в разных ситуациях.
Во втором информационном блоке
описывается то, каким образом секта пытается проникнуть
в интимную сферу жизни личности и какие последствия
ведёт за собой это проникновение. В блоке также
рассказывается о признаках вербовщика и объясняется
принцип свободы информации.
Третий блок информации рассказывает о
том, какие этапы психологической обработки проходит
личность в секте, и каковы причины попадания молодых
людей в секты. В блоке также анализируются те изменения,
что происходят с личностью в секте.
Четвёртый информационный блок содержит
сведения о признаках поведения человека, попавшего в
психологическую зависимость от деструктивной группы, и
рассказывается о принципе "двойной морали".
Пятый блок целиком посвящён структуре
секты. В нём подробно анализируются все её составляющие.
В шестом блоке рассматриваются стратегии
поведения, которые повышают автономность личности и её
защищённость от опасных влияний группы или отдельных
людей, а также освещены этические аспекты, связанные с
проблемой деструктивных культов.
В процессе общения аудитории и лектора
происходит демонстрация материалов, привлечение примеров
(реальных фактов) из жизни, из среды близкой подросткам,
дополнительно иллюстрирующих материал; используются
наглядные схемы.
Методика подразумевает хорошо
ориентированного в теме, обладающего элементарными
риторическими навыками лектора не младше 16 лет.
Лекция-беседа рассчитана на 40 - 45 минут
и предназначена для учеников 8 - 11 классов.
Описание апробаций методики
Для проверки эффективности,
выработанной нами методики, была проведена её апробация
на трёх группах испытуемых.
Проверка эффективности лекции-беседы
осуществлялась с помощью методов наблюдения, беседы,
опроса участников профилактической работы и экспертных
оценок психологов, педагогов и специалистов по
деструктивным культам.
Методика оценивалась по критериям
интереса её содержания для подростков; приложения к
практике, представленного в лекции материала; новизны
материала; лёгкости запоминания материала, участниками
профилактической работы.
Характеристика экспериментальной группы
(I)
В состав первой группы испытуемых
входило 29 человек возрастом 16-17 лет (11 юношей и 18
девушек), волонтёрах, участников молодёжных проектов
Автономной Некоммерческой Организации "Живая Сеть" (г.
Балабаново). Участники профилактической работы являлись
учениками 10-х классов Обнинской средней школы N 11 и
Балабановских средних школ N 1, 3 и 4.
Описание хода апробации и анализ
полученных результатов
Лекция-беседа была проведена без
предварительного уведомления группы, после посещения
подростками Обнинского клуба практической психологии
"Синтон", где нами были выявлены некоторые деструктивные
моменты в проведённых тренерами клуба упражнений, а
также непрофессионализм ведущих тренинга.
Основная цель проведения
профилактической работы (лекции-беседы) состояла в том,
чтобы активизировать критическое мышление подростка и
побудить самостоятельно проанализировать проведённые в
"Синтоне" упражнения. При этом сам клуб "Синтон" в ходе
лекции-беседы не упоминался, а говорилось исключительно
о механизмах разрушения психологической защиты личности
в секте.
Мы предположили, что методику можно
будет считать эффективной, если вышеизложенная цель
будет достигнута, даже на ограниченном количестве
участников лекции-беседы.
Провокационное начало лекции прошло
успешно, аудитория проявляла интерес. Был достигнут
эффект стопроцентного внимания. Тема лекции оказалась
подростком близка и знакома. Они, не отвлекаясь,
прослушали все информационные блоки представленного в
методике материала.
В ходе лекции аудитория проявляла
активность, подростки задавали вопросы (уточняли
названия деструктивных культов, осведомлялись о
тонкостях процесса вербовки человека в секту, просили
подробно изложить, как именно меняется личность человека
под давлением группы). Многие проводили параллель между
деструктивной группой и авторитарными аспектами жизни
человека в семье, школе, спортивных секциях и т.п.
Примерно на середине хода
профилактической работы один из участников лекции задал
вопрос, который звучал так: "А не являетесь ли вы сами
вербовщиком от какой-либо организации?". Мы
предполагаем, что данный вопрос свидетельствует об
активизации критического мышления.
Некоторые из участников по ходу
изложения материала делали записи, а также зарисовывали
предлагаемые нами схемы, а также фиксировали названия
тоталитарных сект. Это свидетельствует о том, что
подростки посчитали предоставляемую им информацию
значимой и нужной в их повседневной жизни. Это также
подтверждается утвердительным ответом подавляющего
большинства аудитории на вопрос о том, как они считают,
- является ли изложенный в методике материал новым и
пригодится ли им в жизни.
Стоит отметить, что, не смотря на
серьёзность темы, в процессе профилактической работы,
аудитория реагировала смехом на некоторые моменты, что
также является положительным признаком и подтверждает
интерес подростков к лекции.
По окончанию методики была проведена
дискуссия, в ходе которой некоторые из участников
рассказали о своём опыте общения с адептами сект и
неудачных попытках завербовать их в какую-либо
организацию. Звучащие фразы: "Если бы я знал об этом
раньше...", "Теперь я понимаю, в чём было дело...", -
подтверждает эффективность материала и его интерес. В
процессе дискуссии был также поднят вопрос об опасности
для личности, так называемых "поп-терапий". С
подростками была достигнута договорённость о том, что
они, прежде чем согласиться на какой-либо психотренинг в
любой форме, будут уточнять квалификацию специалистов и
то, что за организация проводит занятия.
По просьбе самих участников, нами были
даны подробные рекомендации о том, как поступать и что
делать подростку, если его близкий друг, родственник,
член семьи, одноклассник и т.п., решил посещать
"сомнительную" организацию, либо подростка самого
заинтересовала какая-нибудь группа, но он сомневается в
её абсолютной для него безопасности.
Всё время профилактической работы
составило 1 час 42 минуты, что почти в два с половиной
раза превышает время, отведённое нами на выступление
лектора и ответы на вопросы. Это также подтверждает
интересность для подростков предоставленного материала и
его ценность.
Спустя сутки после лекции, в приватной
беседе часть участников лекции уточнила насколько
деструктивными можно считать посещённое ими упражнение в
клубе практической психологии "Синтон". С ними была
проведена отдельная работа по тщательному анализу тех
аспектов клубной деятельности, которые могут
представлять опасность для личности и какие стратегии
поведения следует принять тем, кто собирается посещать
клуб в дальнейшем.
Вышеизложенный факт свидетельствует о
достижении основной цели методики, планируемой нами,
наряду с дополнительными.
На данный момент известно, что никто из
участников лекции-беседы не стал продолжать занятия в
клубе практической психологии "Синтон", сочтя работу
тренеров не достаточно профессиональной, а содержание
некоторых занятий недоброкачественными, с точки зрения
психоэкологии.
Характеристика экспериментальной группы
(II)
В состав второй группы испытуемых
входило 62 человека возрастом от 12 до 17 лет (37
девушек и 25 юношей), учеников ряда московских школ,
участвующих в профилактическом лагере на базе "Дома
отдыха" (г. Балабаново), организованным московским
Городским Центром "Дети улиц".
Описание хода апробации и анализ
полученных результатов
Лекция-беседа была проведена в рамках
программы профилактического лагеря, одной из основный
целей которой было - проведение работы в целях
предупреждения и защиты подростка от вредных
зависимостей (как физических, так и психологических) и
деструктивного влияния, которое могут оказать на
личность определённая группа, либо отдельный человек.
Цель проведения методики заключалась в
том, чтобы активизировать критическое мышление
подростка, повысить психологическую защиту, в целом -
исключить попадание подростка в тоталитарную секту.
Провокационное начало лекции прошло
успешно. Подростки с интересом восприняли предложенную
им тему. Многие сразу эффективно включились в работу
лектора, пытались дополнять и корректировать излагаемый
материал. Эффект стопроцентного внимая был достигнут.
В процессе лекции подростки задавали
вопросы, уточняли названия об особенности деятельности
отдельных деструктивных групп и просили конкретных
рекомендаций, по типу: "Как поступить, если...", "Что
мне делать, если... "
Один из участников лекции попросил
подробнее рассказать о том, чем религиозная организация
и традиционные религиозные течения отличаются от
тоталитарных сект.
В ходе профилактической работы нами были
зафиксированы следующие вопросы, задаваемые участниками:
- Как относятся к Богу адепты секты?
- Как отличить вербовщика из секты?
- Сколько потребуется времени, чтобы
вывести человека из под влияния секты?
- Как долго надо человеку пробыть в
секте, чтобы это сказалось на его психическом здоровье?
- Что такое промывка мозгов?
- Люди из секты - они зомби? и т.п.
Наличие подобных вопросов подтверждает
эффективность изложенного в лекции материале,
заинтересованность подростков в нём и активизацию
критического мышления.
В целом лекция прошла легко, без
эксцессов, состояние аудитории на протяжении
профилактической работы менялось от напряженного
внимания, до расслабленности и смеха.
После лекции подростками было задано
большое количество вопросов касающихся механизмов
разрушения личности в секте, а также обсуждению реальных
случаев вербовки и попадания молодых людей в секты.
Некоторые из участников лагеря рассказывали о своём
опыте общения с адептами сект.
По окончанию дискуссии подросткам были
даны дополнительные рекомендации о том, что делать если
кто-либо из знакомых попал в секту. Были также повторены
основные информационные блоки лекции.
Всего время проведения лекции-беседы
составило 1 час 24 минуты.
Через сутки, после проведения
профилактической работы двое подростков, возрастом
двенадцати и тринадцати лет, обратились с целью
консультации по поводу их опыта культовой жизни (7 дней
и 32 дня). Оказалась, что лекция позволила им по-новому
взглянуть на то, что происходило с ними в организации, и
сняла некоторые вопросы, ответы на которые они не могли
найти.
Спустя 3 дня 8 человек из участников
проведённой профилактической работы были опрошены на
факт запоминания материала, изложенного в лекции.
Большинство из них смогло без нашей помощи вспомнить
основные информационные блоки проведённой лекции-беседы.
Характеристика экспериментальной группы
(III)
В состав третьей группы испытуемых
входило 22 человека возрастом от 16 до 17 лет (13
девушек и 9 юношей), учеников Балабановских средних школ
N 1,3 и 4, участвующих в программе эффективного
психотренинга "Сатинские Переделки", проводящейся АНКО
"Живая Сеть".
Описание хода апробации и анализ
полученных результатов
Лекция-беседа была проведена в рамках
программы эффективного психотренинга "Сатинские
Переделки", направленного на личностный рост подростка,
одной из фундаментальных целей которой было -
обеспечение и укрепление психологической защиты
личности.
Цель осуществления профилактической
работы заключалась в том, чтобы активизировать
критическое мышление подростка, повысить психологическую
защиту личности, обеспечить "психологический иммунитет"
ко всякого рода опасным социально-психологическим
воздействиям.
Провокационное начало лекции прошло
успешно. Подростки выразили свою заинтересованность
материалом, некоторые стали свободно включаться в
обсуждение, предлагаемых нами вопросов и тем. Для
некоторых понятие "тайной сферы" личности оказалось
личным открытием.
В ходе лекции, участники
профилактической работы проявляли активность, задавали
вопросы, возникали просьбы о более подробном изложении
некоторых аспектов разрушения личности под влиянием
секты и причинах попадания личности в секту. Из наиболее
интересных вопросов и мнений нами были зафиксированы
следующие:
- Почему вывести из секты человека так
трудно?
- Я знаю одного сектанта, он выглядит
вполне счастливым, так что с трудом верится в то, что вы
рассказываете...
- Зачем сектанты делают подарки? и т.п.
Примерно на середине хода лекции, один
из участников спросил лектора, не является ли он сам
членом какой-либо деструктивной организации.
Вышеизложенное свидетельствует об
интересе подростков к предложенному им материалу,
активизации критического мышления.
Общий тон лекции и эмоциональное
состояние аудитории можно было характеризовать как
положительное, бодрое, возбуждённое.
После проведения беседы состоялась
небольшая дискуссия о этичности использования разных
психологических механизмов, в ходе которой подросткам
были даны конкретные рекомендации, как им действовать,
если кто-то из их знакомых попал или может попасть в
секту.
Всего время проведения лекции-беседы
составило 1 час 17 минут.
Спустя сутки после проведения
профилактической работы, один из подростков в беседе
проанализировал некоторые из психологических механизмов
которые были задействованны в ходе основного тренинга
"Сатинские Переделки". Были подробно обсуждены
проведённые упражнения с точки зрения их безопасности
для личности.
Практические рекомендации по
использованию методики
Выработанная нами методика,
предназначена для использования её в старших классах
любого образовательного учреждения, дающее общее среднее
образование (школы, гимназии, пансионы, интернаты, лицеи
и т.п.). Профилактическая работа может осуществляться
как в рамках школьного курса психологии, так и в форме
внеклассной работы (классных часов, лекций). Возможно
использование методики на обширных аудиториях (до 100
человек), например, в актовых залах, залах кинотеатров и
т.п.
Методика не предполагает обязательное
наличие у лектора психологического образования. Та
форма, в которой излагается материал, делает его
доступным для осмысления и передачи, даже подростком,
что является эффективным педагогическим приёмом (когда
нечто рассказывает человек, близкий по возрасту
аудитории).
Потенциальному лектору, однако, надо
быть хорошо информированным о тех процессах, что
происходят с личностью в секте и о деятельности
крупнейших деструктивных культов России. Кроме этого,
лектору надо обладать элементарными риторическими
навыками:
- хорошо поставленным голосом и речью;
- умением держать во внимании аудиторию
долгое время;
- умением свободно и интересно излагать
материал;
- соответствующими мимикой и жестами;
- умением естественно вести себя в
присутствии большой аудитории;
- умение грамотно отвечать на вопросы;
А также некоторыми личностными
качествами (не являющиеся обязательными, но во много раз
увеличивают эффективность лекции-беседы), такими как:
- чувство юмора;
- коммуникабельность;
- умение легко выходить их
затруднительных ситуаций и быстро находить нужное
решение проблемы;
- пластичность;
- обаяние;
Требования к профессиональным знаниям
лектора относительно темы деструктивных культов
реализуются с помощью обширной тренинговой программы для
специалистов, предлагаемой нами, предназначенной для
передачи навыков профилактической работы и подготовки
лекторов. В ходе данной программы нами даются конкретные
рекомендации по использованию методики. Для приобретения
риторических навыков и личностных качеств потенциальному
лектору следует поработать самостоятельно.
|