Поучение о религиозном невежестве
К стыду вашему скажу, некоторые из вас не
знают Бога (1Кор.15, 34).
Свадьба Мопса и Нисы или Грязной Невесты. Питер ван
дер Хейден, 1570
Упрекнуть кого-либо в невежестве, назвать
невеждой – одно из самых чувствительных оскорблений, какое
можно сделать в наше просвещенное время современному
человеку. Обладать знаниями в таких делах, которые не имеют
непосредственного отношения и прямого приложения к нам,
вменяется в особую похвалу и достоинство для человека
образованного, хотя и не считается стыдом не иметь таких
знаний. В обществе высоко ценится, если например, юрист
обладает и некоторыми медицинскими познаниями, медик знает
нечто и по юридическим делам, горожанин знаком с
хлебопашеством, а крестьянин с каким-нибудь ремеслом, все
это, говорю, высоко ценится, но не может быть требуемо от
каждого.
Никому не придет на ум порицать нас за недостаток
познаний таких предметов, которые не входят в круг наших
занятий и обязанностей. Но от каждого везде требуется и
должно быть требуемо знание того, что прямо относится к нам,
к нашим обязанностям, к нашей должности. Незнание,
невежество в этом отношении составляет стыд и срам для нас.
– Но вот мы – все православные христиане, религия для
каждого из нас, к какому бы званию и состоянию ни
принадлежал он, составляет прирожденную, существенную,
неотложную необходимость; от каждого из нас требуется и
должно быть требуемо надлежащее познание истин своей
православной веры. Если же для нас стыд и срам не знать
.того, что относится к нашим занятиям, к нашим делам, если
мы оскорбляемся, когда кто упрекнет нас в таком невежестве,
– то какой должен быть стыд, какой срам – невежество в делах
своей веры, своей религии? Не наша это мысль и не наше
выражение. Апостол считает стыдом недостаток полного и
основательного религиозного познания: к стыду вашему скажу,
пишет апостол Павел, некоторые из вас не знают Бога
(1Кор. 15:34).
Если, далее, от каждого ожидается знание и
понимание того, что относится к роду его занятий, требуется
знание мельчайших подробностей, то тем более это необходимо
относительно того, что составляет величайшую важность. Вера
и религия составляет для всех нас не только важное, но и
важнейшее из всего, что только может быть на земле. Верою мы
познаем Бога и Его святую волю, узнаем образ и способ
служения Ему, средства к достижению спасения. Конечно, и
другие познания могут иметь для нас большую важность, но эти
познания относятся только к земному благополучию, чести или
бесчестию человека. Важно для купца основательно и вполне
знать свое дело, для ремесленника – свое ремесло, для
земледельца – хлебопашество. Этим они снискивают себе
средства для жизни, применением таких знаний они могут
достигнуть благосостояния, богатства и уважения; но что это
в сравнении с тем, что доставляет вера? – Только посредством
веры можно угодить Богу, только религия может даровать
внутренний мир, без которого при всем внешнем благосостоянии
немыслимо в этой жизни истинное счастье. Всякое знание
человеческое, уклоняющееся от Бога и святой Его воли, суетно
и опасно. Подлинно суетны люди, у которых нет ведения о
Боге, говорится в книге Премудрости (13:1), и в Евангелии
Иоанна читаем, какое познание важнейшее и необходимейшее:
сия есть жизнь вечная, да знают Тебя единого истинного Бога,
и посланного Тобою Иисуса Христа (17:3). – Знать Бога,
любить Его и служить Ему составляет важнейшее из всех дел
наших на земле. Человеку естественно желание знать многое,
но к чему все такое знание, если нет у него самого главного
и основного знания – о Боге?
Поелику же религия составляет самое важное
для каждого из нас, то поэтому и стараются с самых ранних
лет детства знакомить нас с ее учением и требованиями.
Христианские родители еще до того, когда начинают знакомить
своих детей с делами житейскими, уже беседуют с ними о
небесном милосердом Отце и о том, что Ему угодно и что Его
оскорбляет. В школе, во все продолжение учения, обучение
закону Божию стоит во главе всех других классных занятий. В
храмах Божиих, при воскресном и праздничном богослужении,
слышится проповедь о вере и нравственности христианской.
Пастыри наши во всякое время готовы предложить свои знания
всякому, кто захочет приобрести их. В прежнее время, когда
меньше было грамотных, меньше было и одним средством к
приобретению религиозных познаний. Теперь всякий грамотный
человек в книгах религиозного содержания может найти
восполнение, освежение и оживление своих религиозных
познаний. Каждый пастырь с охотою укажет такие книги.
Если же религия, чего никто из нас не станет
отрицать, самое важное для каждого человека, если нет у нас
недостатка в средствах и случаях к приобретению надлежащих
религиозных сведений, то невежество в истинах веры и
христианских обязанностях должно быть признано в высшей
степени постыдным. Оно происходит вследствие того, что хотя
и сознают важность дела, но не употребляют средств, но не
хотят пользоваться случаями. Обращу внимание на последнее из
указанных средств, на чтение религиозных книг.
Не постыдно ли приобретенное в школе умение
читать, по выходе из школы совсем забывать или же
употреблять оное на дурное и вредное чтение? Большею частью
грамотные и в руки не берут книги, а если же и берут, то
читают (разумею простолюдинов) сказки, сонники, песенники и
т.п. бесполезные, а нередко вредные книжки. Пусть бы читали
хотя такие книги, которые могут доставить полезные сведения
по хозяйству, по ремеслам: мы бы не порицали такого чтения,
хотя и заметили бы, что самое лучшее чтение – чтение
религиозных книг, так как из них приобретается важнейшее из
всех знаний – знание святой нашей веры.
Несомненно, таким образом, что религиозное
невежество в высшей степени постыдно; но это еще не все: оно
в высшей степени вредно и пагубно. Укажем на некоторые из
печальных последствий религиозного невежества.
Вера потому только есть высочайшее благо в
этой жизни, что в ней и чрез нее может быть достигаемо
высочайшее блаженство в будущей жизни. Но вера тогда только
делает нас блаженными, если она твердо сохраняется в сердце
и верно исполняется в жизни. Кто обладает каким-либо благом,
но не сознает его достоинства, тот и ценить и любить его
будет не так, как следовало бы, и не будет заботиться о
сохранении его. Невежественный в своей вере православный
слишком мало знает свою православную веру, превосходство ее,
святость и божественность ее требований, чтобы он мог с
совершеннейшим убеждением любить и почитать ее как свое
величайшее благо. Он считает себя православным не столько
вследствие твердого убеждения, сколько вследствие привычки,
сколько вследствие рождения и воспитания в православии.
Поэтому, если он слышит возражения против своей веры, то он
легко поддается сомнениям и колебаниям; а чтобы защищать
свою веру против других – об этом не может быть уже и речи.
Вера есть корень богоугодной жизни, только происходящее из
оснований веры имеет цену пред Богом. Повредивши корень,
вернее всего можно испортить все дерево с его ветвями,
цветами и плодами.
Враг издавна вернее всегда успевает,
когда в состоянии бывает подкопать веру. Поэтому искушения
его особенно к тому направлены, чтобы возбудить в человеке
религиозное сомнение. В этом он имеет себе, особенно в наше
время, немало помощников. Против религии и веры многое можно
слышать теперь в обществе, иногда наталкиваться при чтении
книг и газет; не редкость, что соблюдающие веру и требования
ее подвергаются насмешкам. Православный, не имеющий
основательных познаний своей веры и не проникнутый ею, едва
ли принесет за нее жертву, когда обстоятельства потребуют
таковой; станете даже стыдиться ее, когда начнут глумиться
над нею и над исполняющим ее требования. Такой православный
принадлежит к числу тех, которых апостол называет
младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром
учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству
обольщения (Еф. 4:14).
Странно, что невежество, служащее
основанием равнодушия и нетвердости в вере, приводит
нередко, я мог бы сказать – к излишеству в вере, к тому
именно, что верят в то, что не заслуживает веры, к суеверию.
Весьма нередко можно встретить людей, которые довольно
холодны и равнодушны к делам веры, и между тем в высшей
степени бывают суеверны. Нередко приписывают большую
важность второстепенным вещам и не обращают внимания на
главное, разные обычаи и несущественные обряды исполняют
добросовестнее, точнее и усерднее, чем заповеди Божии,
приписывают сверхъестественную силу таким средствам, которые
ни по своим естественным свойствам, ни благословением и
освящением церкви, не могут служить тем целям, которых
желают достигнуть. И кто больше всего прибегает к таким
суеверным средствам, как не те, у которых нет основательных
религиозных познаний?
Невежество, недостаток знаний в делах веры и
совести служит вообще матерью различных грехов, которые
бывают частью естественным этого следствием, а частью
наказанием Божиим. Вследствие недостаточного знания веры и
сердечного ею проникновения нарушаются важнейшие заповеди
Божии, не исполняются священнейшие обязанности. Есть,
правда, поговорка “неведение греха не творит”; но это может
относиться только к неведению, в котором мы не виновны,
которого мы не могли устранить. Если же это неведение само
виновато, если была возможность устранить неведение, то и
совершаемые с ним поступки вменяются как пороки и
преступления. Поелику же мы, как уже сказано, имеем немало
средств и способов к познанию своей веры, то невежество наше
не может быть названо невиновным.
***
Читайте также по теме:
***
Поэтому Иисус Христос
говорил об иудейском народе: “Если бы Я не пришел и не
говорил им, то не имели бы греха: а теперь не имеют
извинения во грехе своем” (Ин.15:22). Пророк Осия
указывает гнусные пороки, происходящие от недостаточного
религиозного познания. Сказавши, что “нет Богопознания на
земле”, он вслед за тем присовокупляет: “клянутся и лгут, и
убивают, и крадут, и прелюбодействуют, буйствуют и кровь за
кровью следует” (Осия. 4:1–2). Когда вследствие своего
равнодушия к священнейшему и важнейшему в жизни, люди
оставляют свои естественные склонности и увлекаются ко злу,
то мы должны также считать это следствием наказующей правды
Божией. Это можем видеть из послания апостола Павла к
Римлянам, где он говорит о виновном невежестве и
проистекающих из него грехах: и как они не заботились иметь
Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать
непотребства, так что они исполнены всякой неправды,
лукавства и т.д. (Рим.1:28–29).
Таким образом, мы видим, что религиозное
невежество и постыдно, и погибельно для нас. Много порочных
дел и беззаконных явлений исчезло бы в жизни человеческой,
если бы больше религиозных познаний было между людьми.
Спаситель, говоря о беззаконных действиях человечества в
отношении к проповедникам Евангелия, присовокупил: так будут
поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня (Ин. 16:3). То же можем сказать и о многих современных нам
беззаконниках: так поступают они, потому что не знают ни
Отца, ни Сына, ни Святого Духа и, вообще, не знают своей
веры. Аминь.
Ириней Орловский, епископ
Православная газета - 01.02.2002.
|