"Развели по-божески": как устроен бизнес
бродячих "батюшек"
Почти в каждом крупном городе можно
встретить людей в рясах, собирающих на восстановление
какого-нибудь храма или монастыря в глубинке. Но стоит
ли им доверять, доходят ли собираемые ежедневно тысячи
рублей до адресатов? Как устроен темный бизнес
"священников" и "монахов" - разбирался корреспондент РИА
Новости.
![РИА Новости / Валерий Шустов](../images/faith/pseudoconfession-31.jpg)
РИА Новости / Валерий Шустов
Затерянный монастырь
У выхода из метро Улица 1905 года
пожилая женщина в черном стоит и молится, несмотря
на дождь и сильный ветер. "Святителю отче Николае, моли
Бога о нас", - разносится на всю площадь. Примерно
каждые две-три минуты к ней подходят неравнодушные люди:
кто-то избавляется от мелочи, кто-то достает из кошелька
сторублевую купюру и бросает ее в небольшой ящичек
с надписью "Пожертвование на истинно-православный храм
Иоанна Богослова". Богомолка в ответ спрашивает имена
и записывает их в блокнот.
![Сборщица пожертвований у станции метро Улица 1905 года в Москве](../images/faith/pseudoconfession-32.jpg)
Сборщица пожертвований у станции метро
Улица 1905 года в Москве
Подхожу узнать, где находится этот
"истинно-православный храм". "Вообще-то это монастырь. В
Липецкой области находится. Cобираем деньги
на реставрацию", - оживляется сборщица, закрыв
молитвенник.
"Известный монастырь?" - интересуюсь я.
"Был бы он неизвестным, я бы тут
не стояла", - бросает она и продолжает нараспев читать
молитвы, но, услышав вой полицейской сирены, тревожно
озирается по сторонам.
Звоню в Липецкую епархию. Взявшая трубку
сотрудница заверяет, что у них вообще нет монастыря
Иоанна Богослова, есть только несколько небольших
сельских храмов, которые известными уж точно
не назовешь. А вот новость о сборщиках на храм в их
области ее не удивляет вовсе.
"Возможно, те люди в Москве, о которых
вы говорите, имеют отношение к одной известной у нас
"монахине". Она в социальных сетях в личной переписке
предлагала перевести пожертвования на ее "монастырь",
даже фото показывала. Вся эта информация была нами
передана юристу, а через какое-то время ее страницу
закрыли. Но факт мошенничества доказать было очень
сложно", - рассказывает собеседница.
***
Читайте также по теме:
***
"Есть указание священноначалия: если
кто-то что-то делает, то должен иметь благословение. А
вообще, все эти собирающие в принципе не могут где-либо
стоять, кроме как по отдельным разрешениям. Все
остальные стоят по собственной инициативе и не относятся
к клиру Русской православной церкви", - объясняет глава
синодального отдела Московского патриархата
по взаимодействию с Вооруженными силами
и правоохранительными органами протоиерей Сергей
Привалов.
В РПЦ отмечают, что у сборщиков
пожертвований должна быть при себе бумага от правящего
архиерея с разрешением осуществлять подобную
деятельность. Причем документ этот легален только
в границах одной конкретной епархии. А если, например,
в Туле собирают деньги на храм в Курской области, то
митрополит Курский обязан уведомить об этом митрополита
Тульского. Далеко не все об этом знают, чем и пользуются
разного рода "монахи" и "священники".
"В свое время святейший патриарх Алексий
II возбранял подобные вещи, потому что под видом
собирающих пожертвования часто скрываются мошенники", -
замечает настоятель храма Святой Троицы в Хохлах
протоиерей Алексий Уминский.
"Разводка" по-монашески
По выходным дням в московском Донском
монастыре нет отбоя от паломников. А в минувшую субботу
там служил сам патриарх, что, конечно, вызвало ажиотаж.
Вдоль высоких стен обители стоят в основном бабушки
с пластиковыми стаканчиками, прося "подать во славу
Божию". Поодаль от них, метрах в 50 от ворот, -
коренастый рыжебородый парень в монашеском одеянии
с большим ящиком с фотографией Вознесенского женского
монастыря города Козельска. Проезжающая мимо на самокате
женщина останавливается, говорит человеку в рясе, что
была там, и кладет в ящик тысячу рублей.
На мою просьбу показать разрешение
Козельского епископа монах Алексий (так он представился)
без промедления достает документ с печатью и подписью. В
нем же указаны паспортные данные сборщика, который,
правда, сфотографировать себя и официальную бумагу
не разрешил.
"Стою в основном по выходным. Есть еще
две точки, помимо Донского: Данилов монастырь
и Даниловское кладбище. Вот между ними и курсирую", -
с улыбкой рассказывает он.
![Сбор пожертвований у стен Донского монастыря в Москве](../images/faith/pseudoconfession-33.jpg)
Сбор пожертвований у стен Донского
монастыря в Москве
А вот на вопрос, осведомлено ли о его
деятельности руководство Донского монастыря, глаза
монаха забегали. После неловкой паузы он выдает:
"Бывает, конечно, что гоняют, - у того же Данилова
монастыря. А тут разрешили. Скажем, по старой дружбе. Я
ведь до того, как стал возрождать обитель в Козельске,
несколько лет был келарем в Донском монастыре. С
монахами до сих пор общаюсь, многих знаю: отца Виктора,
отца Мельхиседека".
Однако в пресс-службе Донского монастыря
меня уверили, что монах Алексий не был у них келарем.
"Если человек хочет собирать пожертвования на свой храм,
то должен получить разрешение наместника Донского
монастыря. Но только в том случае, если предоставляет
все бумаги, которые проверяются. Вообще, у нас
на территории запрещено собирать какие-либо
пожертвования. Поэтому, если он все-таки сюда пролез, то
это дело его совести. Просто в субботу его не увидели,
а то выдворили бы за порог", - заверили в обители.
В Козельской же епархии сильно
удивились, узнав, что монах Алексий собирает в Москве
деньги на Вознесенский монастырь. Оказывается, что
данное епископом разрешение недействительно.
"Оказалось, что он вообще послушник и не
является монахом. И мы его отозвали. Сейчас у нас сбором
пожертвований на монастырь занимаются только два
человека: либо священник Антоний, либо его помощник
Ярослав. А этот послушник так и не появлялся", -
проясняют в епархии.
"Невозможно уличить"
Попрошаек в рясах в крупных городах
можно увидеть практически в любом людном месте, будь то
площадь или ворота известного монастыря. Только в Москве
они встречаются у Даниловского, Донского, Новоспасского
и Покровского монастырей, а также у храма Христа
Спасителя.
Некоторые из них умудряются
попрошайничать в вагонах метро. Еще одно прибыльное
место - маршруты традиционных массовых крестных ходов,
например Великорецкого в Кировской области. В
зависимости от числа сердобольных жертвователей
ежедневная выручка, по оценкам экспертов, составляет
от одной до 15 тысяч рублей.
"Часто эти люди пользуются поддельными
документами. Но бывает, что храмы и монастыри дают своим
сборщикам средств какие-то бумаги, которые потом
тиражируются. В монастырь или храм вряд ли что
поступает, но их именами пользуются", - отмечает
настоятель храма Феодора Студита у Никитских ворот,
протоиерей Всеволод Чаплин.
Так было с участниками секты "бога
Кузи", которые приходили в различные храмы и монастыри
и предлагали помощь в сборе денег. А заполучив нужные
документы, исчезали вместе с собранными деньгами.
Аналогичный случай произошел два года
в городе Ачинске Красноярского края. Там группа
мошенников в рясах ходила по домам, собирая деньги
на несуществующие храмы на востоке Украины. Как только
ими заинтересовалась полиция, лжесвященники вмиг
испарились.
![Фото предоставлено общиной храма Святителя Николая на Монастырском острове. Сборщик пожертвований на храм на Украине](../images/faith/pseudoconfession-34.jpg)
Фото предоставлено общиной храма
Святителя Николая на Монастырском острове. Сборщик пожертвований на храм на Украине
С поимкой сборщиков "на храмы" все
не так просто. В МВД подчеркивают, что те подпадают
под действие Административного, а не Уголовного кодекса.
В свою очередь, адвокат Алексей Синицын отмечает, что
прямой ответственности за попрошайничество в Кодексе
об административных правонарушениях и в Уголовном
кодексе нет.
"Это, к примеру, можно квалифицировать
как незаконную предпринимательскую деятельность. Плюс
в Административном кодексе города Москвы предусмотрена
ответственность за приставание к прохожим", -
разъясняет юрист.
По его словам, если такие мошенники
действуют в группе, то доказать их вину "не составляет
проблем - один из задержанных участников дает показания
на других, отслеживаются финансовые потоки". А вот если
действует одиночка, то это "практически недоказуемо".
***
***
Битва за лепту
Вместе с тем неумолимые правила бизнеса
работают и тут: чем прибыльнее "точка", тем яростнее
конкуренция. Так, в окрестностях столичного Покровского
монастыря, где хранятся мощи Матроны Московской,
разворачивается настоящая борьба между лжемонахинями
и цыганками.
"Недавно милиция приезжала и всех
разогнала. Я сама от них спряталась в магазине,
а монахини куда-то скрылись. На следующий день прихожу
сюда и вижу: цыганки заняли их место. Мало того, что они
назойливые, так еще и никого близко не подпускают. А
матушек с ящичками вообще терпеть не могут", - делится
пожилая женщина по имени Людмила, держа в руках белый
пластиковый стаканчик с мелочью. Уже больше года она
собирает "для себя" милостыню напротив Покровской
обители. В последнее время ее доходы падают: паломники
все чаще проходят мимо попрошаек, предпочитая оставлять
свои пожертвования непосредственно в монастыре.
Священнослужители РПЦ отмечают, что люди
все меньше доверяют сборщикам милостыни. Церковь
на разных уровнях постоянно говорит о том, что им верить
нельзя.
Протоиерей Алексий Уминский признается,
что ни разу не видел, чтобы попрошайки в рясах
осмеливались зайти в храм. Все дело в том, что
в приходах существует правило, по которому все должно
осуществляться только по благословению настоятеля.
"Принцип содержания храма - это прежде
всего пожертвования прихожан. Вообще сомневаюсь, что
какой-либо настоятель даст незнакомым людям
благословение собирать деньги на другой храм. Если
кто-то из духовенства знает о нуждах своих
товарищей-священников, живущих в отдаленных местах, то
он сам обратится к своим прихожанам с просьбой им
помочь", - поясняет Уминский.
Поэтому при желании подать милостыню
нужно прежде всего поинтересоваться, где находится
представляемый им храм или монастырь, и попросить
показать документы с благословением архиерея на сбор
денег. А потом, советуют священники, лучше всего взять
реквизиты банковского счета храма или монастыря, куда
можно перевести пожертвование. Такие счета есть
практически у каждого храма. Если же собиратели
отказываются реквизиты предоставить, то это обман, а не
богоугодное дело.
Антон Скрипунов
РИА "Новости" - 22.11.2017.
|