"Развели по-божески": как устроен бизнес
бродячих "батюшек"
Почти в каждом крупном городе можно
встретить людей в рясах, собирающих на восстановление
какого-нибудь храма или монастыря в глубинке. Но стоит
ли им доверять, доходят ли собираемые ежедневно тысячи
рублей до адресатов? Как устроен темный бизнес
"священников" и "монахов" - разбирался корреспондент РИА
Новости.
РИА Новости / Валерий Шустов
Затерянный монастырь
У выхода из метро Улица 1905 года
пожилая женщина в черном стоит и молится, несмотря
на дождь и сильный ветер. "Святителю отче Николае, моли
Бога о нас", - разносится на всю площадь. Примерно
каждые две-три минуты к ней подходят неравнодушные люди:
кто-то избавляется от мелочи, кто-то достает из кошелька
сторублевую купюру и бросает ее в небольшой ящичек
с надписью "Пожертвование на истинно-православный храм
Иоанна Богослова". Богомолка в ответ спрашивает имена
и записывает их в блокнот.
Сборщица пожертвований у станции метро
Улица 1905 года в Москве
Подхожу узнать, где находится этот
"истинно-православный храм". "Вообще-то это монастырь. В
Липецкой области находится. Cобираем деньги
на реставрацию", - оживляется сборщица, закрыв
молитвенник.
"Известный монастырь?" - интересуюсь я.
"Был бы он неизвестным, я бы тут
не стояла", - бросает она и продолжает нараспев читать
молитвы, но, услышав вой полицейской сирены, тревожно
озирается по сторонам.
Звоню в Липецкую епархию. Взявшая трубку
сотрудница заверяет, что у них вообще нет монастыря
Иоанна Богослова, есть только несколько небольших
сельских храмов, которые известными уж точно
не назовешь. А вот новость о сборщиках на храм в их
области ее не удивляет вовсе.
"Возможно, те люди в Москве, о которых
вы говорите, имеют отношение к одной известной у нас
"монахине". Она в социальных сетях в личной переписке
предлагала перевести пожертвования на ее "монастырь",
даже фото показывала. Вся эта информация была нами
передана юристу, а через какое-то время ее страницу
закрыли. Но факт мошенничества доказать было очень
сложно", - рассказывает собеседница.
***
Читайте также по теме:
***
"Есть указание священноначалия: если
кто-то что-то делает, то должен иметь благословение. А
вообще, все эти собирающие в принципе не могут где-либо
стоять, кроме как по отдельным разрешениям. Все
остальные стоят по собственной инициативе и не относятся
к клиру Русской православной церкви", - объясняет глава
синодального отдела Московского патриархата
по взаимодействию с Вооруженными силами
и правоохранительными органами протоиерей Сергей
Привалов.
В РПЦ отмечают, что у сборщиков
пожертвований должна быть при себе бумага от правящего
архиерея с разрешением осуществлять подобную
деятельность. Причем документ этот легален только
в границах одной конкретной епархии. А если, например,
в Туле собирают деньги на храм в Курской области, то
митрополит Курский обязан уведомить об этом митрополита
Тульского. Далеко не все об этом знают, чем и пользуются
разного рода "монахи" и "священники".
"В свое время святейший патриарх Алексий
II возбранял подобные вещи, потому что под видом
собирающих пожертвования часто скрываются мошенники", -
замечает настоятель храма Святой Троицы в Хохлах
протоиерей Алексий Уминский.
"Разводка" по-монашески
По выходным дням в московском Донском
монастыре нет отбоя от паломников. А в минувшую субботу
там служил сам патриарх, что, конечно, вызвало ажиотаж.
Вдоль высоких стен обители стоят в основном бабушки
с пластиковыми стаканчиками, прося "подать во славу
Божию". Поодаль от них, метрах в 50 от ворот, -
коренастый рыжебородый парень в монашеском одеянии
с большим ящиком с фотографией Вознесенского женского
монастыря города Козельска. Проезжающая мимо на самокате
женщина останавливается, говорит человеку в рясе, что
была там, и кладет в ящик тысячу рублей.
На мою просьбу показать разрешение
Козельского епископа монах Алексий (так он представился)
без промедления достает документ с печатью и подписью. В
нем же указаны паспортные данные сборщика, который,
правда, сфотографировать себя и официальную бумагу
не разрешил.
"Стою в основном по выходным. Есть еще
две точки, помимо Донского: Данилов монастырь
и Даниловское кладбище. Вот между ними и курсирую", -
с улыбкой рассказывает он.
Сбор пожертвований у стен Донского
монастыря в Москве
А вот на вопрос, осведомлено ли о его
деятельности руководство Донского монастыря, глаза
монаха забегали. После неловкой паузы он выдает:
"Бывает, конечно, что гоняют, - у того же Данилова
монастыря. А тут разрешили. Скажем, по старой дружбе. Я
ведь до того, как стал возрождать обитель в Козельске,
несколько лет был келарем в Донском монастыре. С
монахами до сих пор общаюсь, многих знаю: отца Виктора,
отца Мельхиседека".
Однако в пресс-службе Донского монастыря
меня уверили, что монах Алексий не был у них келарем.
"Если человек хочет собирать пожертвования на свой храм,
то должен получить разрешение наместника Донского
монастыря. Но только в том случае, если предоставляет
все бумаги, которые проверяются. Вообще, у нас
на территории запрещено собирать какие-либо
пожертвования. Поэтому, если он все-таки сюда пролез, то
это дело его совести. Просто в субботу его не увидели,
а то выдворили бы за порог", - заверили в обители.
В Козельской же епархии сильно
удивились, узнав, что монах Алексий собирает в Москве
деньги на Вознесенский монастырь. Оказывается, что
данное епископом разрешение недействительно.
"Оказалось, что он вообще послушник и не
является монахом. И мы его отозвали. Сейчас у нас сбором
пожертвований на монастырь занимаются только два
человека: либо священник Антоний, либо его помощник
Ярослав. А этот послушник так и не появлялся", -
проясняют в епархии.
"Невозможно уличить"
Попрошаек в рясах в крупных городах
можно увидеть практически в любом людном месте, будь то
площадь или ворота известного монастыря. Только в Москве
они встречаются у Даниловского, Донского, Новоспасского
и Покровского монастырей, а также у храма Христа
Спасителя.
Некоторые из них умудряются
попрошайничать в вагонах метро. Еще одно прибыльное
место - маршруты традиционных массовых крестных ходов,
например Великорецкого в Кировской области. В
зависимости от числа сердобольных жертвователей
ежедневная выручка, по оценкам экспертов, составляет
от одной до 15 тысяч рублей.
"Часто эти люди пользуются поддельными
документами. Но бывает, что храмы и монастыри дают своим
сборщикам средств какие-то бумаги, которые потом
тиражируются. В монастырь или храм вряд ли что
поступает, но их именами пользуются", - отмечает
настоятель храма Феодора Студита у Никитских ворот,
протоиерей Всеволод Чаплин.
Так было с участниками секты "бога
Кузи", которые приходили в различные храмы и монастыри
и предлагали помощь в сборе денег. А заполучив нужные
документы, исчезали вместе с собранными деньгами.
Аналогичный случай произошел два года
в городе Ачинске Красноярского края. Там группа
мошенников в рясах ходила по домам, собирая деньги
на несуществующие храмы на востоке Украины. Как только
ими заинтересовалась полиция, лжесвященники вмиг
испарились.
Фото предоставлено общиной храма
Святителя Николая на Монастырском острове. Сборщик пожертвований на храм на Украине
С поимкой сборщиков "на храмы" все
не так просто. В МВД подчеркивают, что те подпадают
под действие Административного, а не Уголовного кодекса.
В свою очередь, адвокат Алексей Синицын отмечает, что
прямой ответственности за попрошайничество в Кодексе
об административных правонарушениях и в Уголовном
кодексе нет.
"Это, к примеру, можно квалифицировать
как незаконную предпринимательскую деятельность. Плюс
в Административном кодексе города Москвы предусмотрена
ответственность за приставание к прохожим", -
разъясняет юрист.
По его словам, если такие мошенники
действуют в группе, то доказать их вину "не составляет
проблем - один из задержанных участников дает показания
на других, отслеживаются финансовые потоки". А вот если
действует одиночка, то это "практически недоказуемо".
***
***
Битва за лепту
Вместе с тем неумолимые правила бизнеса
работают и тут: чем прибыльнее "точка", тем яростнее
конкуренция. Так, в окрестностях столичного Покровского
монастыря, где хранятся мощи Матроны Московской,
разворачивается настоящая борьба между лжемонахинями
и цыганками.
"Недавно милиция приезжала и всех
разогнала. Я сама от них спряталась в магазине,
а монахини куда-то скрылись. На следующий день прихожу
сюда и вижу: цыганки заняли их место. Мало того, что они
назойливые, так еще и никого близко не подпускают. А
матушек с ящичками вообще терпеть не могут", - делится
пожилая женщина по имени Людмила, держа в руках белый
пластиковый стаканчик с мелочью. Уже больше года она
собирает "для себя" милостыню напротив Покровской
обители. В последнее время ее доходы падают: паломники
все чаще проходят мимо попрошаек, предпочитая оставлять
свои пожертвования непосредственно в монастыре.
Священнослужители РПЦ отмечают, что люди
все меньше доверяют сборщикам милостыни. Церковь
на разных уровнях постоянно говорит о том, что им верить
нельзя.
Протоиерей Алексий Уминский признается,
что ни разу не видел, чтобы попрошайки в рясах
осмеливались зайти в храм. Все дело в том, что
в приходах существует правило, по которому все должно
осуществляться только по благословению настоятеля.
"Принцип содержания храма - это прежде
всего пожертвования прихожан. Вообще сомневаюсь, что
какой-либо настоятель даст незнакомым людям
благословение собирать деньги на другой храм. Если
кто-то из духовенства знает о нуждах своих
товарищей-священников, живущих в отдаленных местах, то
он сам обратится к своим прихожанам с просьбой им
помочь", - поясняет Уминский.
Поэтому при желании подать милостыню
нужно прежде всего поинтересоваться, где находится
представляемый им храм или монастырь, и попросить
показать документы с благословением архиерея на сбор
денег. А потом, советуют священники, лучше всего взять
реквизиты банковского счета храма или монастыря, куда
можно перевести пожертвование. Такие счета есть
практически у каждого храма. Если же собиратели
отказываются реквизиты предоставить, то это обман, а не
богоугодное дело.
Антон Скрипунов
РИА "Новости" - 22.11.2017.
|