Боголюбский монастырь - "самое миссионерское место
на земле"?!
"Боголюбская обитель – самое
миссионерское место на земле"
Владимир Семенко
Скандал с побегом девочки из
Боголюбского монастыря обратил внимание на личность
и деятельность его настоятеля - архимандрита Петр
Кучера. Именно об этом и пойдет речь в нижеприведенной
нами подборке публикаций. Мы сознательно не будем
касаться педагогических недостатков (их наличие официально подтверждено
синодальной комиссией) воспитания сирот в этом монастыре
- дело это сложное даже, когда у воспитателей с их
православностью совершенно все в порядке. Сколько ошибок
совершают родители воспитывая своих родных детей, что
говорить о воспитании чужих детей, покалеченных и
психически и духовно своими настоящими родителями?
Предмет рассмотрения - дух
раскольничества и псевдоправославия в этой обители,
руководимой архимандритом Петром Кучерой. Кстати именно
этот дух мог послужить основой и педагогических ошибок в
воспитании детей-сирот.
В одной из своих статей одиозный
обличитель "модернизма" и современных миссионеров,
любимый автор "Русской народной линии"
Владимир Семенко
заявил: "Боголюбская обитель – самое миссионерское место
на земле".
Не скрою - это заявление меня
возмутило своей странной (может кривой?)
избирательностью видения Православия в Боголюбово РНЛ,
Семенко и Ко. Как и постоянные оскорбления своих
оппонентов и просто не согласных людей, как это
например, делает Александр Разумовский, назвавший свою
статью "Духовные власовцы против ветерана".
Читая потоки оскорблений, гнусных ярлыков и яда
презрения и ненависти, извергаемых "защитниками"
архимандрита Петра Кучера на ИА "Русская народная
линия", вспоминается "Кто говорит, что он во
свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме"
(1Ин.2:9).
Предоставляем возможность читателю
самому увидеть то, что не видят или умалчивают
архимандрит Петр Кучера, Владимир Семенко и РНЛ, а
именно, - миссию псевдоправославия и
раскольничества.
Здесь уместно будет процитировать слова протодиакона
Андрей Кураева:
"В период возрождения монашеской жизни,
в 90-е годы, многие принимали монашеский постриг, будучи
совершенно не готовыми к этому, не имея элементарного
богословского образования. Складывается удивительная
ситуация, когда в церковном народе авторитет монахов
чрезвычайно высок, притом что это самая богословски
невежественная группа церковных служителей. В силу этого
они легко воспринимают и распространяют самые дикие
суеверия, выдавая их за православие...
Но, с другой стороны, это традиционная
проблема Церкви. Важно понять, что монашество – не
"церковная гвардия", хотя многие монахи по своему
высокому самомнению и уверены в этом. Это своего рода
"казаки" или "партизаны" со своей вольницей, которые
могут учинить бучу или вести войну, не спрашивая мнения
царя. Да, монашество – очень яркая краска в палитре
церковной жизни, это очень высокое служение, если оно
удается. А если не удается, грозит опасностью подмен...
Бороться с этим можно. Для этого
необходимо развивать духовное образование на всех
уровнях церковной жизни. И в первую очередь необходимо
создать сеть миссионерских монашеских семинарий, в
которых все монахи должны получить систематическое
богословское образование. Такая практика принята,
например, в Румынской Церкви".
Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела
Томской епархии Русской Православной Церкви
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - 21.07.2010.
"Мировоззренческие позиции, исповедуемые
архимандритом Петром (Кучером), его духовными чадами и
насельниками Боголюбского монастыря, безусловно,
вызывают настороженность и требуют отдельного
исследования, тем более что в известной степени эти
мировоззренческие позиции могут повлечь за собой
противопоставление себя Церкви по целому ряду
богословских, церковно-общественных и общественных вопросов".
Из Заявления Управления делами Московской Патриархии в связи с ситуацией вокруг Боголюбского монастыря Владимирской епархии - 11.11.2010.
Рекомендуем:
Идеологические основы мировоззрения архимандрита Петра Кучера - профессор Александр Дворкин
Новейшая история Боголюбского монастыря
В 1997 г. сестры Преображенского
монастыря - духовных чад о. Петра Кучера - потребовали
от правящего архиерея и Патриарха Алексия снять
настоятельницу обители игуменью Дорофею Ермачкову,
которая, по их словам, погрязла в грехах. Что касается
самого о. Петра, то он, помимо прочего, увлекался
политикой и во время одной из праздничных проповедей
несколько часов к ряду агитировал за Зюганова,
рассказывал, что ему в видении явился сам ап. Павел и
указал ему на "раба Божия Геннадия".
В монастыре создалась крайне нездоровая
обстановка, и руководство Воронежской епархии приняло
решение удалить из обители инициаторов непослушания
настоятельнице. Изгонять их пришлось с ОМОНом. В
результате 60 из 76 насельниц вместе с духовником были
насильно выселены из монастыря и долгое время жили на
железнодорожном вокзале.
Но выход был найден. О. Петр как
говорят, "по совету опытных людей", ушел из Московской
патриархии и перешел к суздальским раскольникам (РПАЦ).
Под Суздалем, в селе Омутское, о. Петр создал монастырь.
Через месяц, под официальным предлогом скудости
монашеского питания, о. Петр с сестрами попросился во
Владимирскую епархию МП, куда и был мгновенно принят.
Сам о. Петр и бывшие сестры Задонской обители написали
покаянное письмо на имя архиепископа Владимирского и
Суздальского Евлогия и самого Патриарха Алексия с
просьбой снова принять их в лоно Русской Православной
Церкви. "Мы нарушили свои иноческие обеты смирения и
послушания своему священноначалию, - говорится в письме.
- Более того, мы произвели соблазн и смущение многих и
многих тысяч верующих, узнавших о нас через различные
виды информационной печати, что могло повлечь за собой
церковную смуту".
По распоряжению архиепископа Евлогия для
вновь прибывших монахинь быстро освободили находившийся
в запустении Боголюбовский монастырь, формально
считавшийся мужским и действующим с 1991 года.
14 января 1997 г. в Боголюбовскую
обитель были переведены 63 сестры. Часть сестер
архиепископ Евлогий попробовал вывести из-под
"сектантского влияния" о. Петра, расселив их по разным
обителям. Отказавшиеся от послушания своему "старцу"
сестры были прокляты о. Петром, а остальным было
запрещено с ними общаться. Несколько десятков сестер и
новых послушниц о. Петр расселил по различным селам и
деревням Владимирской области, где монастырю были
пожертвованы или проданы дома, - там организовались
многочисленные скиты, подворья и пустыни обители, не
имеющие официального статуса в епархии и государственной
регистрации. Одновременно в монастырь и скиты стали
съезжаться мирские женщины со всей России - как духовные
чада о. Петра, так и просто социально неустроенные, не
имеющие места жительства, беженки, инвалиды и проч.
Наиболее удивительное чудо было связано
с тем, что на куполе уцелевшего храма вместо
сохранившейся фрески "Господь Саваоф" стал проявляться
лик "Царя-искупителя Николая II".
"Правая.Ru"
так воспроизводит диалоги своего корреспондента с
боголюбскими монахинями по этому поводу:
"Мон.: Лик Царя появился, когда мы сюда
приехали. Когда мы все расчистили и отслужили первую
Литургию, в день Торжества Православия. И вот когда
отслужили эту Литургию, наш старец вышел и сказал, что
такое Православие, проповедь такую… И в это время
проявился Царь у нас… У нас очень много было фотографий
его, в журнале "Русский Дом" было, приезжали, снимали…
Народ очень много просит, а они нам запрещают даже
фотографии сделать. Вот сейчас вот запрещают. Оно не в
красках было, оно было, вы понимаете, как вот
фломастером таким жирным, черным все нарисовано. Да это
уже давно было, сразу, как мы сюда приехали в 1997 году.
Собор был весь в запущенном состоянии, фрески еще после
революции замазывались известкой и их пытались вытравить
кислотой. Поэтому стены все были грязно-серые. И потом
на алтарной части, на куполе, там, где обычно
изображается Господь Вседержитель, обнаружили, что там
проступил лик черно-белый, контуры, очень похожие на лик
Царя-мученика Николая II, причем мы даже не сами первые
это обнаружили, приехали паломники и сказали: "Смотрите,
у вас чудо!"
Правая: Т.е. он проявился на месте
иконы?
Мон.: Да, на месте, где изображен
Господь, Царь славы. На месте, где был лик Царя
Небесного, проступал лик царя земного: т.е. Господь
показал, что Он его прославил".
У монастыря появилась масса
высокопоставленных покровителей во Владимире, Москве и
других регионах, которые часто приезжали в обитель и
делали щедрые пожертвования. Был организован
Попечительский совет монастыря, персональный состав
которого не обнародуется, однако в монастыре объясняют
это тем, что он состоит из очень высокопоставленных
чиновников, генералов спецслужб и крупных бизнесменов,
которые не хотят или не могут афишировать свое членство
в совете. Известно, что Боголюбскому монастырю
покровительствовал руководитель УФСБ по Владимирской
области Рюрик Сиванов. Осенью 2002 г. о. Петр
организовал коллективный протест против принятия
обителями РПЦ МП ИНН. В преддверии скорого воцарения
антихриста монастырь в огромных количествах стал скупать
продукты питания и предметы первой необходимости. По
приказу о. Петра все запасы были закопаны в землю на
территории обители и в прилегающих местах. В 2003 году,
по благословению "старца", боголюбские монахини написали
заявления, в которых отказывались от всякой помощи со
стороны сатанинского государства, от пенсий и пособий.
Их примеру последовали многие прихожане и паломники
обители, так что, например, в Суздальском районе, на
территории которого расположен монастырь, заметная часть
пенсионеров не получает пенсии "по религиозным
соображениям".
В качестве "предварительного
предупреждения" о. Петру Священный Синод РПЦ МП 7 мая
2003 г. освободил архимандрита от управления мужской
частью Боголюбского монастыря, а его братия была
переведена "под надзор" в Константино-Еленинский приход
г. Владимира. Поскольку монахини о. Петра настроены
непримиримо, священноначалие до их пор опасается их
"разгонять", предполагая повторение задонских событий
1997 г.
На заявление монахинь с отказом
принимать паспорта нового образца, архиепископ Евлогий
наложил резолюцию: "Это состояние наших насельников явно
не здоровое, а прямо болезненное, и на церковном языке
есть духовная прелесть, мнимая праведность, страшнее
коей ничего нет на свете, пленником которой стал даже
высший дух из ангелов – Денница" (опубликовано в газете
"Русский вестник" 19 сентября 2003 г.). На монастырь
была наложена епитимья - запрещено служить литургии в
будние дни в период Успенского поста.
Вскоре у архимандрита Петра возникла
новая идея - организовать всемирное покаяние русского
народа. В подмосковных Мытищах перед статуей царя
Николая им были организованы особые покаянные собрания,
на которые приходили тысячи людей (что говорит о
масштабах влияния Боголюбского монастыря и его
духовника). Города и городки центральной России были
обклеены объявлениями, в которых граждане призывались в
Мытищи каяться в грехах. По местным теле- и радиоканалам
крутились рекламные ролики. В специально разработанном
старцем и изданном чине народ каялся за "участие в
цареубийстве", за то, что "пропил свои ваучеры", "мылся
в одной бане с иудеями", каялся за восстание декабристов
и т.д. Недавно в интервью одной из местных газет
руководитель молодёжного отдела Воронежской епархии РПЦ
МП священник Олег Шамаев рассказал о хорошо поставленном
бизнесе на "чине покаяния", к которому не вполне
открыто, но всё же причастна часть духовенства многих
епархий РПЦ МП. Также, по его признанию,
священнослужители Воронежской епархии РПЦ МП в последнее
время часто слышат на исповедях от верующих признание в
грехе цареубийства. А, по словам настоятеля воронежского
кафедрального Покровского собора РПЦ МП, то, что
происходит в Тайнинском – это "страшное язычество, ведь,
по сути, являет собой пример поклонения статуе".
Как сообщалось в СМИ, накануне и во
время так называемого "диомидовского раскола" в РПЦ МП,
именно на "чине покаяния" в Тайнинском широко
распространялись воззвания опального Чукотского епископа
и выражалась ему всенародная поддержка. Молебны у
памятника царю-мученику Николаю совершал брат епископа
Диомида епископ Феофил. Разумеется, недоверие и критика
официального руководства РПЦ МП, особенно после начала
патриаршества Кирилла, являются обычным явлением на
собраниях в Тайнинском.
Всероссийскую славу Боголюбскому
монастырю и архимандриту Петру принесла активная борьба
против новых паспортов "с микрочипом" (электронно
считываемой записью) и ИНН. В проповедях и беседах о.
Петр заявлял: "Принятие цифрового идентификатора есть,
можно так выразиться, принятие веры антихристовой. Вот
так. Вхождение в Царство антихриста".
Как и раньше в Задонске, в Боголюбово у
старца возник конфликт с игуменией, причины которого
доподлинно неизвестны. Поскольку, как и в Задонске,
епархиальное начальство поддержало смещаемую игумению и
сместила архимандрита, о. Петр обратился за поддержкой к
своим духовным чадам. 2 апреля 2004 г. по Владимиру
прошло гигантское шествие "в защиту опального старца".
Для участия в акции протеста автобусами из разных
городов России и ближнего зарубежья были доставлены
тысячи людей. Пройдя из Боголюбова до Золотых ворот
Владимира (местная милиция не могла пресечь столь
массовую акцию и была явно растеряна), протестующие
потребовали от Евлогия "вернуть старца", что и было
тотчас сделано.
Живой журнал - 05.11.2010.
P.S. Вот еще один пример религиозного
лицемерия боголюбских ревнителей "православия" (Светлана
Солодовник. Боголюбская мозаика. - Ежедневный журнал 01.11.2010.):
Привратница у ворот, пока журналисты
ждут матушку Антонию:
- Что это у вас, мобильный? Нет уж,
мобильный вы оставьте за воротами монастыря. Мобильные у
нас запрещены. Вы разве не знаете, что это космическая
антенна, которая связывает вас с мировым правительством?
Они каждый шаг ваш выследить могут, вот вы здесь, а они
за вами.
Позже вижу в руках у матушки Антонии
мобильный телефон. "Как же так?" – спрашиваю у трудницы
Кати Вус:
- У матушки Антонии мобильный по
благословению, потому что у них начальство, связи, нужно
много говорить. Вообще отец Петр не то чтобы не
благословляет мобильный телефон, но зачем он мне нужен?
Я могу от матушки домой позвонить.
О пребывании детей с родителями на
территории Боголюбовского женского монастыря в п.
Боголюбово Суздальского района
В конце 90-х ггг. 20 в. при
Боголюбовском женском монастыре в силу ряда негативных
социально-экономических условий сложилось сообщество
родителей с детьми, получавших от обители работу,
материальную и духовную помощь.
Таким образом, в определенной мере
стихийно сложилось некое подобие социального учреждения,
занимающегося попечением о воспитании несовершеннолетних
граждан.
В 2004 году родительское сообщество при
Боголюбовском монастыре обратилось к Управляющему
Владимирской епархией Архиепископу Евлогию с просьбой о
создании учреждения интернатного типа при Боголюбском
женском монастыре. После изучения данной ситуации, с
цель ввести происходящие процессы в правовое поле и
защиты интересов несовершеннолетних граждан, было дано
распоряжение Епархии о создании приюта как новой формы
социального служения монастыря.
Этот образовываемый приют находился в
ведении социального отдела Епархии, как учреждение,
занимающееся социально-благотворительной деятельностью.
Куратор данного направления – секретарь Епархии
архимандрит Иннокентий (Яковлев) и секретарь по
монастырям архимандрит Нил (Сычев). От монастыря было
выделено специальное лицо, ведающее вопросами пребывания
несовершеннолетних на территории Боголюбовского
монастыря – инокиня Антония (Давидовская).
В феврале 2010 года после решения о
создании отдела по приютам при Синодальном отделе
религиозного образования и катехизации Московского
Патриархата означенное учреждение было передано в
ведение и контроль Епархиального отдела религиозного
образования и катехизации (руководитель Епархиального
ОРОиК– священник Сергий Минин, руководитель комиссии по
приютам – священник Евгений Липатов).
При реализации данного социального
проекты (приюта при монастыре) Епархия и сам монастырь
столкнулись с рядом проблем объективного и субъективного
характера.
Одним из основных препятствий было
отсутствие помещения для приюта, отвечающего принятым
санитарно-гигиеническим нормам. Для решения этой
проблемы Епархия и монастырь обращались неоднократно к
администрации Владимирской области с просьбой о
выделении земли и возвращении обители бывшего здания
монастырской гостиницы, находящегося ныне за
монастырской стеной, для устройства православной
гимназию с правом интернатно¬го проживания детей.
Передача монастырю двух зданий, исторически
принадлежавших Боголюбовской обители, но ныне
находящихся в муниципальной собственности (поселковая
больница), могло решить вопрос, как соблюдения
санитарно-гигиенических норм, так и нормальной
организации в приюте учебно-воспитательного процесса.
Монастырь взял бы на себя духовно-богослужебное
окормление детей и их материальное обеспечение в приюте,
находящемся за стенами иноческой обители. Вопросами
образования и воспитания занимались бы гражданские лица
(миряне), имеющие специальную педагогическую
квалификацию. Были бы созданы более благоприятных
условий жизнедеятельности приюта – в частности,
устройству спортплощадки, детского игрового комплекса и
т.д. за стена¬ми монастыря
Нехватка жилых корпусов послужила
причиной вынужден¬ного размещения "приюта"
непосредственно в монастыре. Ситуация, когда дети
оказались в монашеской среде, когда границы монастыря и
детского приюта оказались размытыми, способствовал
впоследствии возникновению конфликтной ситуации в
обители.
Особенностью данного социального
учреждения (в дальнейшем условно именуемого "приютом")
являлся сам контингент воспитанников, большая часть,
которых поступила из со¬циально запущенных,
неблагополучных, в основном неполных семей. В
подростковый период при воспитании таких детей часто
возникают конфликтные ситуации, обусловленные
отрицательной наследственностью. Возникают также
конфликты при общении с родственниками детей,
находящихся в данном социальном учреждении. Специфика
"приюта" состояла в том, что многих детей на воспитание
передавали родители, проживающие при монастыре, или же
в рамках института опекунства по решению Суздальской
опеки. Приезжающие к несовершеннолетним детям
родственники создавали конфликтные ситуации, не
соглашаясь с образом жизни детей при монастыре.
Особую сложность в организации
учреждения интернатного типа представляли
мировоззренческие особенности взглядов руководства
монастыря и его насельниц на вопросы гражданского
порядка. В среде насельниц монастыря возникло стойкое
предубеждение к характеру новых документов,
удостоверяющих личность, и системы идентификации при
налогообложении, медицинском обслуживании и т.д. Это
проявилось в массовом отказе от паспортов гражданина РФ
нового образца, установлении индивидуального номера
налогоплательщика (ИНН), штрих-кодах на упаковке
продовольственных и иных товаров, участии в таких
гражданских делах как Всероссийская перепись населения и
т.д.
Епархиальное руководство неоднократно
обращалось к духовнику обители архимандриту Петру
Кучеру с увещаниями о необходимости соблюдений
установлений гражданского характера. В этих обращениях
указывалось, что "основа монастыря совершенно одна –
полное послушание своему Правящему архиерею, у которого
не может быть одно благословение действительным, как
освящение св. Даров, а другое –недействительным, как
выполнение гражданского долга, которого не чуждался Сам
Христос, живя в мире, "лежащем во зле".
Попечение над детьми, оказавшимися в
сложных жизненных обстоятельствах, не имеющих родителей
или оказавшихся сиротами в социальном плане, является
областью общей заботы государства, общество и Церкви.
Для решения возникающих проблем
Епархиальное руководство, монастырь тесно сотрудничали с
отделом опеки Суздальского района (Федулова Е.В.). Было
определено закрепление детей, находящихся на территории
Боголюбовского женского монастыря, за Новосельской
школой. В качестве формы обучения по просьбе родителей
был определен экстернат.
К 2009 году в Боголюбовском монастыре
проживало 46 несовершеннолетних граждан обоего пола. Для
27 воспитанниц был построен новый двухэтажный корпус с
мансардным помещением, где расположены учебные классы.
Занятия в школе включали в себя все предметы школьной
программы, а также дополнительные занятия по Закону
Божию, церковному искусству (вышивка, роспись шкатулок,
поделки из глины, основы иконописи), хоровому пению и
сольфеджио. Раз в неделю хор девочек самостоятельно пел
за вечерним богослужением и литургией, а в праздничные и
воскресные дни помогал основному монастырскому хору.
Трапезная для несовершеннолетних находилась в детском
корпусе. Воспитанники получали навыки самообслуживания,
накрывали и убирали столы, а также чистили овощи на
общемонастырской трапезной. По графику дежурств убирали
помещения своего детского корпуса. В период летних
каникул дети выезжали в лес за ягодами, лекарственными
травами, купались в реке под наблюдением воспитателей,
помогали на прополке полей, уборке сена. В выходные дни
воспитанницы ездили на экскурсии в паломнические
поездки, смотрели фильмы духовного содержания. Детям
было обеспечено четырехразовое питание, которое
составлено в соответствии с медицинскими требованиями и
включало в себя все необходимые продукты для растущего
детского организма. В монастырском медпункте
врачами-специалистами и медсестрами из числа насельниц
оказывалась детям квалифицированная помощь и необходимое
лечение. Для мальчиков было определена своя программа
воспитания, включающая в себя возможность физического
развития и занятия спортом. По договоренности с
руководством Владимирского государственного университета
мальчики занимались в спортивной секции при ВлГУ.
В числе несовершеннолетних граждан,
проживающих на территории Боголюбовского монастыря,
оказались несколько детей, не имеющих в силу
определенных обстоятельств своих законных представителей
в лице родителей. В их числе были сестры Перовы –
Евгения, Валентина и Мария. Мать девочек Перова Татьяна
Анатольевна после развода со свои мужем Перовым Евгением
Михайловичем в 2001 г. вместе со своими детьми оказалась
в Боголюбовском монастыре. Мать устроилась трудницей
монастыря, а дети были распределены в социальное
учреждение при монастыре. Мать девочек Перовых заболела
раком и скончалась в 2003 году. По желанию матери
девочки остались при монастыре и над несовершеннолетними
девочками было оформлено опекунство Суздальской опекой в
лице монахини Георгии Курчевской. В сентябре 2009 года
Валентина Перова покинула Боголюбовский монастырь и
11.09.2009 обратилась с письмом Президенту Российской
Федерации Д.А. Медведеву, Патриарху Московскому и всея
Руси Кириллу, Генеральному прокурору РФ и
Уполномоченному по правам ребёнка при президенте РФ с
заявлением о жестком обращении с ней в означенном
монастыре.
Заявление Вали Перовой вызвало большой
общественный резонанс и пристальное внимание масс-медиа.
В связи были с этим заявлением были созданы для
расследования всех обстоятельств этого дела комиссия
Владимирское епархии (06.10.2009 г.), комиссия
Московской Патриархии, комиссия Общественной палаты во
главе с известным адвокатом Анатолием Кучереной,
комиссия Администрации Владимирской области.
Следственный комитет Генпрокуратуры проводил проверку
фактов, изложенных в заявлении Вали Перовой.
Расследование взял под личный контроль Святейший
Патриарх Кирилл.
В целях обеспечения условий для
содержания, воспитания, образования, на соблюдения права
детей на охрану здоровья и медицинское обслуживание
Епархиальной комиссией были даны следующие предписания
для руководством означенного монастыря:
1. Оформления необходимых документов:
медицинских полисов, паспортов – с 14 лет, лицевых
счетов в банке, для детей, проживающих на территории
монастыря;
2. Устранению замечаний по пребыванию
детей и подростков на территории монастыря со стороны
государственных органов образования и прокурорского
надзора;
3. Оформление в установленном порядке
договора о патронатном воспитании с государственным
учреждением для детей-сирот;
4. Назначение опекунства для детей,
проживающих в монастыре без правовых оснований;
5. Разработать и утвердить распорядок
дня для детей, включая их участие в богослужения,
согласно их возрастным особенностями и в соответствии с
принятыми санитарно-гигиеническими нормами;
6. Меры духовно-нравственного и
дисциплинарно-педагогического воздействия на
несовершеннолетних должны соотноситься с самим духом
Евангельского учения о милосердии и не быть сопряжены с
каким-либо унижением человеческого достоинства;
7. Без рассмотрения Епархиальной
комиссией и благословения Правящего архиерея впредь не
принимать на воспитание несовершеннолетних детей.
8. Отделу религиозного образования
подготовить методическую базу и программы воспитания для
всех детских домов Владимирского епархии.
9. Органу опеки и попечительства
Суздальского района предложено не принимать решения об
установлении опеки (попечительства) над
несовершеннолетними гражданами лицами из числа насельниц
монастыря без надлежащего согласования с Епархиальным
начальством, в ведении которого находится Боголюбский
женский монастырь.
По итогам проверки комиссии пришли к
выводам, совпадающим в своих основных положениях. В
частности было отмечено, что положение, в котором
находятся несовершеннолетние граждане на территории
монастыря, во многом противоречит нормам и правилам,
принятым для образовательных и социальных учреждений.
Так, продолжительность сна у детей составляет 7,5 часов
при норме от 8,5 до 11 часов. Общий подъем детей
происходит в 05:30, в распорядке их дня не предусмотрено
свободное время. В рационе питания отсутствуют мясо и
птица. Не соблюдается режим питания. Зарегистрированы
нарушения санитарно-эпидемиологического режима,
организации диспансеризации детей. По распоряжению
настоятельницы монастыря матери Георгии (Курчевской)
дети не изучают информатику.
Выявленные нарушения послужили
основанием для лишения настоятельницы права опекунства.
В "приюте" проживают 46
несовершеннолетних, 24 из них живут при монастыре вместе
с родителями, на 12 оформлено опекунство на имя
настоятельницы. В ходе проверки выяснилось, что десять
детей, оказавшихся на территории монастыря, вообще не
имеют законных представителей. При этом, хотя в личных
делах воспитанников содержатся нотариально заверенные
копии паспортов и свидетельств о рождении, самих
документов у детей нет. Последний факт, руководство
монастыря объясняет спецификой своего мировоззрения и по
своим религиозным убеждениям насельницы монастыря
отказываются оформлять удостоверения личности с
использованием цифровой символики. Таким образом, и
дети, и их опекуны лишены права на получение пенсий по
потере кормильца, оформление гражданства и медицинских
полисов, взыскание алиментов с родителей, не исполняющих
своих обязанностей, а также получение социальных выплат
и пособий. В то же время проверка не подтвердила факты
жестокого обращения монахинь с обитателями приюта,
которые были изложены в письме бывшей воспитанницы
приюта Валентины Перовой президенту и патриарху. Рабочая
группа отметила, что условия проживания детей в
монастыре близки к домашним, дети и подростки обеспечены
помещениями для жилья, питания, учебы, личной гигиены, в
монастыре по договору работает врач-педиатр, имеется
медицинский изолятор, врачебный и процедурный кабинеты,
физиокабинет.
По итогам проверки во Владимирскую
епархию были направлены предложения по устранению
выявленных недостатков, одновременно на восьмерых
несовершеннолетних был оформлен патронат монастыря по
договору с Камешковским детским домом, пятерых детей
забрали родители.
19 октября 2009 года заместитель
руководителя Октябрьского межрайонного следственного
отдела Следственного управления Следственного комитета
при Прокуратуре России по Владимирской области
А.Н.Гущин, рассмотрев материалы проверки о жестоком
обращении с несовершеннолетними В.Е.Перовой и
К.С.Федоровой со стороны служителей Боголюбовского
монастыря, установил, что факт лишения свободы девушек
служителями Боголюбовского монастыря в ходе проведения
проверки не нашел своего объективного подтверждения.
"Несовершеннолетняя Перова В.Е. в силу своего
несовершеннолетия и отсутствия у нее жизненного опыта не
осознавала возможные последствия своих заявлений,
опубликованных в средствах массовой информации, что
свидетельствует об отсутствии в действиях Перовой В.Е. с
субъективной стороны состава преступления,
предусмотренного ст. 306 УК РФ (заведомо ложный донос)",
– говорится в постановлении следствия. На основании
изложенного, следователь А.Н.Гущин постановил, что в
возбуждении уголовного дела по обращению Перовой В.Е. о
незаконных действиях служителей Боголюбовского женского
монастыря отказать на основании п.1 ч.1 ст.24 УПК РФ,
т.е. за отсутствием события преступления.
Исполняя предложенные рекомендации по
устранению недостатков в деятельности "приюта",
епархиальное руководство и монастырь встретились прежде
всего с существенным затруднением в его исполнении,
заключающемся в том, что в монастыре не было здания,
отвечающего необходимым санитарно-гигиеническим нормам
для размещения в нем детей. В связи с этим по
письменному заявлению родителей в декабре 2009 г. 34
воспитанника были определены для обучения и проживания в
Епархиальную школу-пансион в Михалях г. Суздаля.
Условием их пребывания в этом учреждении интернатного
типа было исполнение всех норм учебно-воспитательной
деятельности школы-пансиона, включая форму одежды,
распорядок дня, питание, полное участие бывших
воспитанников боголюбовского "приюта" во всех
мероприятиях школы. Другими словами, родители должны
были видеть в своих детях полноценных воспитанников
Епархиальной школы. Эти рекомендации были переданы также
руководству Епархиальной школы-пансиона. Часть детей, не
имеющих своих законных представителей, были переданы в
Камешковский детский дом. По просьбе родителей и детей
оставить их при монастыре для 5 воспитанниц (10-11
классов) было сделано исключение, обоснованное тем, что
девочки завершали свое обучение в Новосельской школе и
не хотели менять образовательное учреждение.
25-26 мая 2010 года прошла проверка
исполнения рекомендаций по пребываю несовершеннолетних
граждан на территории Боголюбского женского монастыря
комиссии Синодального отдела религиозного образования и
катехизации Русской Православной Церкви. В состав
комиссии вошли заведующий Сектором православного
образования иеродиакон Лаврентий (Полешкевич),
специалист по дошкольному образованию А.С. Алексеева и
юрист Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и
общества О.М. Трайнин. При проведении проверки
Синодальную комиссию сопровождали архимандрит Иннокентий
(Яковлев), секретарь Епархии, и священник Сергий Минин,
руководитель Епархиального ОРОиК. Целью поездки было
посещение детского "приюта" при Боголюбовском женском
монастыре п. Боголюбово Владимирской епархии с целью
проверки исполнения рекомендаций комиссии Московской
Патриархии, сформулированных по итогам инспектирования
приюта 28 октября 2009 года. В ходе проверки члены
комиссии беседовали с инокиней Антонией (Давидовской) и
детьми, оставшимися на территории монастыря, включая
Викторию Сарину и Светлану Кузнецову. Беседа с детьми
проходила наедине без представителей Епархии и
монастыря. Виктория Сарина и Светлана Кузнецова
высказали свое удовлетворение тем, что они находятся при
монастыре и могут успешно закончить свое образование в
Новосельской школе. Комиссия также ознакомилась с
работой епархиальной школы-пансиона им. святителя
Арсения Суздальского г. Суздаля, в которую были
переведены воспитанники "приюта" при Боголюбском
монастыре. При личной беседе с бывшими воспитанниками
монастыря от них никаких жалоб или заявлений не
поступало. Руководство Епархиальной-школы в Михалях и
бывшие воспитанники утверждали, что инцидент полностью
исчерпан, и они полностью удовлетворены своим
положением.
5 октября 2010 г. две ученицы 11 класса
Новосельской школы 17-летние Сарина Виктория и Кузнецова
Светлана, проживающие вместе со своими родителями на
территории Боголюбовского монастыря, обратились к
инспектору по делам несовершеннолетних п. Боголюбово
Т.А. Ястребовой с просьбой передать их на обучение и
проживание в Епархиальную школу-пансион г. Суздаля. До
выяснения всех обстоятельств и заявлений девочек по
согласованию с Епархиальным руководством их поместили в
означенную школу-пансион. Законные представители детей –
матери, которых дети не поставили в известность о своем
поступке, обратились в прокуратуру с заявлением о
незаконном удержании детей в Епархиальной школы без их
родительского согласия. После встречи с родителями
Епархиальное руководство рекомендовало в данной
конфликтной ситуации найти решение, учитывающее как
интересы детей, так и законные права родителей, а
именно: детей не возвращать в монастырь и не идти против
законных требований родителей. Было предложено,
возвратиться по месту своего первоначального жительства
в Воронежскую область и Татарстан для воспитания детей в
домашних условиях. 10 октября родители, согласившиеся на
данные условия при материальной поддержке монастыря на
проезд и т.д., забрали своих детей из школы-пансиона и
вернулись на свое первоначальное место жительства, что и
нашло подтверждение проверкой Суздальской опеки.
Заявления девочек Сариной Вероники и Кузнецовой
Виктории, а также их родителей на школу-пансион, были
ими отозваны из прокуратуры. В частности, Светлана
Кузнецова в своем заявлении в прокуратуру от 10 октября
указывает мотивы своих обвинительных утверждений против
служителей монастыря, объясняя свой поступок тем, что
она "не хотела возвращаться в монастырь. Это заявление в
прокуратуру меня заставили написать под диктовку женщины
из органов опеки, заявив, что тогда меня точно не
заберут в монастырь".
6 октября 2010 г. в связи с фактическим
прекращением деятельности "приюта" при монастыре и
отсутствием несовершеннолетних на территории
Боголюбовской обители, переводом детей согласно прошению
их родителей в Епархиальную школу-пансион в Михалях г.
Суздаля и другие лицензированные учреждения для детей
(Камешковский детский дом), невозможностью для монастыря
обеспечить установленные санитарно-гигиенические нормы
для их проживания на территории означенной обители, в
т.ч. отсутствия надлежащего здания, в соответствии с
Рекомендациями Комиссии Московской Патриархии по
изучению ситуации в Боголюбовском женском монастыре (№
7899 от 26.11.2009г., пункт 13), указывающем, что
неисполнение означенных рекомендаций...повлечет за с
собой полный запрет на пребывание детей при монастыре"
было принято решение:
1. Считать распоряжение № 217р от
17.06.2004 г. о разрешении проживания и воспитания детей
в приюте при Свято-Боголюбовском монастыре утратившим
силу и данный приют считать упраздненным.
2. Исключить дальнейшее пребывание в
монастыре (в качестве трудников, трудниц или послушниц)
родителей с детьми.
3. Обратиться в органы опеки и
попечительства Суздальского района с обращением, не
принимать решения об установлении опеки (попечительства)
над несовершеннолетними гражданами из числа насельниц
монастыря без надлежашего согласования с Епархиальным
начальством.
4. Приезжающие в монастырь на богомолье
могут оставаться в монастыре только в качестве
паломников, на срок не более 3-5 дней с обязательной
записью в журнале посетителей.
5. Указать руководству означенного
монастыря на недопустимость в области духовной миссии,
при общении с паломниками, тем более имеющими
несовершеннолетних детей, насилия над душой, лишая их
свободного выбора между монашеством и богоугодной жизнью
в миру как равных перед Богом в деле спасения.
6. Насельницы монастыря во время
богослужения должны располагаться отдельно от молящихся
мирян в определенном месте.
7. Миряне и паломники располагаются
отдельно, включая родителей с детьми, приехавшими на
богомолье.
8. Полностью исключить проживание на
территории монастыря несовершеннолетних граждан, как
паломников, без присутствия их законных представителей.
9. Трапеза паломников и насельниц
монастыря проводится отдельно.
Контроль за исполнением данного
распоряжения был возложен на секретаря по монастырям
архимандрита Нила (Сычева) и руководителя Епархиальной
комиссии по приютам священника Евгения Липатова.
20 октября 2010 г. в газете "Известия"
вышло интервью с директором школы-пансиона священником
Виталием Рысевым и бывшими воспитанниками боголюбовского
"приюта" Степаном Вус, Ксенией Головченко и Мариной
Лойко, выступившими с резкими обличениями Боголюбовского
монастыря в жестоком обращении с несовершеннолетними.
Ситуацию незамедлительно взяли под свой
контроль Уполномоченный при президенте по правам ребенка
П. А. Астахов, уполномоченный по правам человека в РФ
В.П. Лукин, Генеральная прокуратура, Администрация
Владимирской области. Заместитель управляющего делами
Московской патриархии игумен Савва (Тутунов) заявил, что
в связи с появлением новой информации относительно
содержания детей в Боголюбском монастыре обстоятельства
дела будут заново рассмотрены. В частности, было
сказано, что "поступили новые сведения, которые
противоречат тем, что были в прошлом году. Будем теперь
дополнительно иметь суждение".
21 октября сего года комиссия в составе
советника Уполномоченного по правам человека в РФ Н.А.
Яковлевой, уполномоченной по правам ребенка во
Владимирской области Л.И. Кац и руководителя
Епархиального отдела религиозного образования и
катехизации священника Сергия Минина посетили
Боголюбовский монастырь и Епархиальную школу-пансион в
Михалях, где встречались с бывшими воспитанниками
"приюта" и их родителями. Было выяснено, что на
территории монастыря не проживают несовершеннолетние
дети, распоряжение о запрещении монастырю заниматься
подобного рода социальной деятельностью исполняется. При
посещении школы–пансиона было выяснено, что в новом
учебном году произошел массовый отток бывших
воспитанников монастырского "приюта" их Епархиальной
школы пансиона. Из 34 воспитанников в стенах
школы-пансиона осталось только 7. Родители объясняли
свой решение передать детей в иные образовательные
учреждения (кадетский корпус в Радужном, Новосельская
школа) неудовлетворительным состоянием
учебно-воспитательной деятельности в означенной школе.
Руководство школы-пансиона не поставило
в известность о происходящем Епархиальное руководство,
хотя имело в сентябре этого года предписание представить
рапорт о начале нового учебного года с точным указанием
классов и воспитанников. Таким образом, летом 2010 года
между родительским сообществом бывших воспитанников
"приюта" и руководством школы-пансиона возник конфликт,
проявившийся во взаимных обвинениях и уходе из
школы-пансиона. В настоящее время в школе-пансионе
обучаются 71 воспитанник при наличии 200 мест для
учащихся. В устной беседе с членами комиссии ряд бывших
воспитанников "приюта" заявил о жестоком обращении с
ними со стороны конкретных воспитателей монастыря. Речь
шла о возможных фактах, происшедших от полутора до трех
лет тому назад.
Члены комиссии по проверке фактов,
созданной в октябре 2010 года по распоряжению
губернатора Владимирской области, призывают внимательно
изучить все обстоятельства этого дела и причины,
побудившие детей менять свои показания или от них
отказываться и вновь через год выступить с обвинениями в
адрес служителей Боголюбовского монастыря. Так О.А.
Беляева, заместитель директора областного департамента
образования указывает, что важным является ответ на
вопрос, "что могло послужить массовой причиной оттока из
этой школы, из 34 человек остается семеро. Это должна
быть какая-то причина. Может, причина в том, что
мировоззрение, взгляды, определенные позиции не сошлись
у родителей и руководителей этого образовательного
учреждения? Но может, здесь другие причины".
Многие указывают на возможность
манипуляциями детьми для решения проблем, находящихся за
пределами проблемы жестокого обращения с детьми.
Так уполномоченный по правам ребёнка
П.А. Астахов отметил, что "дети, к сожалению, стали в
этой ситуации заложницами сложных отношений между
взрослыми, и, к сожалению, они ими манипулируют".
Павел Алексеевич Астахов призвал
тщательно исследовать все обстоятельства дела и не
торопиться с выводами. По его словам "надо обстоятельнее
исследовать сами заявления, которые сделали дети. ...
Одних заявлений детей здесь не достаточно для того,
чтобы сказать, что именно так и было, потому что дети
сами дважды отказались от этих заявлений."
Проверка продолжается.
Отдел религиозного образования и катехизации Владимирской епархии.
Сайт Владимирской епархии - 01.11.2010.
Александр Дворкин считает последователей
архимандрита Петра Кучера тоталитарной сектой
Сторонники и духовные чада архимандрита
Петра Кучера являются сектой, а инциденты с
воспитанниками бывшего приюта Боголюбского монастыря –
прямые следствия учения о. Петра. В этом, а также в том,
что жестокое обращение с детьми в Боголюбском монастыре
имело место, не сомневается профессор ПСТГУ Александр
Дворкин. Об этом он заявил 10 ноября во время видеомоста
Москва – Ереван – Тбилиси – Киев на тему: "Секты на
постсоветском пространстве: степень угрозы и духовная
безопасность" в РИА Новости.
"То, что там было жестокое обращение с
детьми – это несомненно, – сказал А. Дворкин. – Не знаю,
до какой степени, но понятно, что детям было очень-очень
плохо. Неважно, 200 поклонов они делали или 1000", –
отметил он в беседе с "Благовест-инфо".
Жестокое отношение к детям в Боголюбской
обители известный сектовед связывает с особенностями
учения духовника монастыря: "Объяснение того, что
происходило в Боголюбском монастыре в отношении детей, и
даже избиение детей, коренится в трудах о. Петра и его
проповедях. Это, несомненно, секта".
Комментируя по просьбе "Благовест-инфо"
свою точку зрения по окончании видеомоста, Дворкин
отметил, что общность, сформировавшаяся вокруг духовного
наставника Боголюбской обители, имеет все признаки
секты: "Я внимательно изучил его книгу "Блюдите, яко
опасно ходите". Эта книга признана еретической
Издательским советом РПЦ, но он не отказался от этой
книги, не признал своих ошибок, но при этом он не
запрещенный клирик РПЦ. Там, в этой книге, есть все
основания для жестокого обращения с детьми. Раньше
прошел слух, что он ставит пример ваххабитов, как они
насильно распространяют свою веру, и как это правильно и
хорошо. Нет, я не хотел верить, но в книге нашел этому
подтверждение".
Кроме того, Дворкин отметил, что учение
отца Петра находит своих сторонников не только в
Боголюбово: "Заметьте: пензенские закопанцы – они все
познакомились в Тайнинском (подмосковное село, где
сторонники о. Петра Кучера совершали т.н. "чин
всенародного покаяния", несмотря на запрет
священноначалия РПЦ – прим. ред.) Это единая тусовка, у
них общие принципы: отказ от новых паспортов, ИНН,
царь-искупитель, который дополняет работу Христа и
завершает искупление. Требование канонизации Ивана
Грозного, Распутина, Сталина, а дальше возможны
варианты: Игоря Талькова, Чапаева и других персон".
Благовест-инфо - 10.11.2010.
Примечание
МС. Корень проблем, возникших в Боголюбском монастыре -
потерянность архимандрита Петра Кучера в Ветхом Завете.
"Лелей дитя, и оно устрашит тебя; играй с ним, и оно
опечалит тебя. Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним
и после не скрежетать зубами своими. Не давай ему воли в
юности и не потворствуй неразумию его. Нагибай выю его в
юности и сокрушай ребра его, доколе оно молодо, дабы,
сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе"
(Сир. 30:10-12).
Архимандрит Петр Кучер отправлен на покой
Архиепископ Владимирский и Суздальский
Евлогий принял целый ряд кадровых решений в связи с
конфликтной ситуацией вокруг Боголюбского монастыря,
откуда недавно сбежали двое воспитанников.
Своим распоряжением, текст которого был
передан в субботу в "Интерфакс-Религия", правящий
архиерей отправил на покой с правом проживания в
Боголюбской обители ее духовника архимандрита Петра
Кучера.
Кроме того, монахиню Георгию Курчевскую
архиепископ освободил тем же распоряжением от исполнения
обязанностей настоятельницы Боголюбского монастыря,
отметив необходимость назначения в обитель новой
настоятельницы "в соответствии с нормами устава Русской
Православной Церкви и требованиями российского
законодательства".
Главный критик монастыря священник
Виталий Рысев освобождается от должности благочинного
Суздальского района и директора епархиальной
школы-пансиона в Суздале с сохранением должности
настоятеля Михаило-Архангельской церкви Суздаля.
Епархиальная школа-пансион при этом
храме решением архиерея будет преобразована в
православную общеобразовательную школу с продленным
днем, а проживание при этой школе детей будет исключено.
Руководству же Боголюбского монастыря
предписано неукоснительно соблюдать прежде данные
архиепископом Евлогием распоряжения о запрете на
проживание несовершеннолетних на территории монастыря и
исключить проживание при обители трудников или трудниц с
детьми.
Как сказано в распоряжении, все эти меры
необходимы "с целью оздоровления атмосферы" и принимая
во внимание "личностный аспект" сложившейся конфликтной
ситуации.
Как сообщалось, прошлой осенью из приюта
при Боголюбском монастыре сбежали две воспитанницы с
жалобами на жестокое обращение с ними со стороны
воспитателей. Тогда к делу подключились Общественная
палата и СКП.
По результатам доследственной проверки
по обращению воспитанницы приюта Валентины Перовой о
незаконном лишении ее свободы СКП РФ принял решение не
возбуждать уголовное дело.
В ноябре 2009 года комиссия Московской
патриархии по изучению ситуации в Боголюбовском
монастыре обнаружила педагогические ошибки, а также
констатировала "ряд принципиальных ошибок в организации
жизни детей, пребывающих при монастыре". Руководству
обители были даны рекомендации по исправлению
сложившейся ситуации.
В декабре настоятельницу обители лишили
права опекунства в отношении содержащихся в приюте по
итогам деятельности рабочей группы, созданной
постановлением главы региона Николая Виноградова.
Интерфакс-Религия - 15.11.2010.
Распоряжение
По Свято-Боголюбскому женскому монастырю посёлка
Боголюбова Суздальского района и НОУ "Епархиальной школе-пансиону" г. Суздаля
За последние два месяца чрезвычайно
сложная обстановка вокруг Свято-Боголюбского
епархиального женского монастыря и Епархиальной
школы-пансиона, что в Михалях г. Суздаля, Владимирской
епархии широко обсуждалась в церковном и светском
обществе. При этом, ситуация подвергалась совершенно
разным, подчас противоречивым оценкам.
С целью оздоровления атмосферы, принимая во внимание
личностный аспект сложившейся конфликтной ситуации,
согласно определению Нашему от 13-го ноября 2010-го
года.
БЛАГОСЛОВЛЯЕТСЯ:
1. Руководству Свято-Боголюбского
женского монастыря неукоснительно соблюдать прежде
данные мною распоряжения о запрете на проживание
несовершеннолетних на территории монастыря и исключить
проживание при обители трудников или трудниц с детьми.
2. Освободить монахиню Георгию
(Курчевскую) от исполнения обязанностей настоятельницы
Боголюбского монастыря, отметив необходимость назначения
в обитель новой настоятельницы в соответствии с нормами
Устава Русской Православной Церкви и требованиями
российского законодательства.
3. Настоятеля храмов и духовника
Боголюбского монастыря архимандрита Петра (Кучера)
почислить на покой с правом проживания в Боголюбском
монастыре.
4. Священника Виталия Германовича Рысева
освободить от должности благочинного Суздальского района
и директора Епархиальной школы-пансиона в Михалях г.
Суздаля с сохранением должности настоятеля
Михаило-Архангельского прихода г. Суздаля.
5. Епархиальную школу-пансион, что при
Михаило-Архангельском приходе города Суздаля,
преобразовать в православную общеобразовательную школу с
продлённым днём, исключив проживание при ней детей.
6. На основании настоящего Распоряжения
выдать соответствующие Указы.
Евлогий
Архиепископ Владимирский и Суздальский
Владимирская епархия 13.11.2010.
Примечание МС. Правильное
решение, которое запоздало ровно на один год...
Биография архимандрита Петра Кучера, духовника
Боголюбовского женского монастыря, Владимирской области
Петр Петрович Кучер родился 11 июля 1926
года на Украине.
В сентябре 1943 года 17-летним юношей
был призван в действующую армию. После обучения в
полковой школе получил специальность артиллериста, в
декабре 1943 года попал на фронт. Награжден несколькими
боевыми наградами, среди которых – орден Славы (III
степени), орден Великой Отечественной войны (II
степени), медали "За отвагу", "За освобождение
Белграда", "За взятие Будапешта", "За взятие Вены".
Демобилизовался в 1950 году, майор в
отставке. Работал ветеринарным врачом.
10 августа 1975 года был рукоположен в
сан священника архиепископом Рижским и Латвийским
Леонидом (Поляковым). Пастырское служение начал вторым
священником в кафедральном соборе Даугавпилса.
В 1979-1991 годах выполнял обязанности
духовника Спасо-Преображенской пустыни близ Елгавы, от
Рижского Свято-Троицкого женского монастыря. Продолжил
пастырскую деятельность архимандрита Тавриона (Батозского),
предыдущего скитского духовника. В этот период отца
Петра "несколько раз вызывали в Елгаву чекисты –
"сватали" на них работать, давать сведения в КГБ",
однако он "отказался напрочь, решительно", и те
священника зауважали. (из книги архим.Петра (Кучера)
"Блюдите убо, како опасно ходите", Боголюбово, 2006. с. 17).
В 1991 году стал духовником Задонского
Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря в
Липецкой области.
На выборах президента России в июне-июле
1996 года призывал паломников монастыря голосовать за
лидера КПРФ Геннадия Зюганова. В одной из проповедей
заявлял, что голосовать за "раба Божиего Геннадия" ему
рекомендовал апостол Павел. Газета "Советская Россия"
спустя два месяца после выборов, упоминая отца Петра в
числе священников, агитировавших голосовать за
Г.Зюганова, выражала надежду, что именно их позиция была
"понята нашим народом как истинно церковная позиция,
выверенная по евангельским и святоотеческим заповедям"
(Советская Россия. 26.09.1996).
В июле 1996 года отказался уйти за штат
по указанию митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия
(Немцова). После конфликта с настоятельницей обители
игуменией Дорофеей (Ермачковой) и правящим архиереем 3
сентября с привлечением отрядом ОМОНа и епархиальной
службы безопасности был выселен из Задонского монастыря
вместе с 60 насельницами. Некоторое время проживал
вместе с женской общиной на Липецком железнодорожном вокзале.
Осенью 1996 года перешел вместе с
общиной бывших насельниц Задонского монастыря из
Московского патриархата в раскольническую Российскую
православную свободную церковь, возглавляемую Валентином
Русанцовым. Предпринял попытку организовать монастырь "в
лоне Суздальской епархии" РПСЦ в селе Омутское под
Суздалем, однако спустя месяц принес покаяние и вернулся
в Московский патриархат. Как отмечается в протоколе
заседания съезда "Суздальской епархии" РПСЦ от 6 августа
1997 года, отец Петр, оказавшись у раскольников,
"задохнулся <...> без материальной поддержки своих
знакомых спонсоров, узнавших, что он ушел из Московской
патриархии". "Контраст между благодатью, окружавшей нас
в храмах Московского Патриархата, и бездуховностью
суздальских псевдоиерархов был столь разителен, что
сомнения наши вмиг рассеялись", – признавались сами
сестры монастыря в интервью СМИ (Советская Россия. 26.06.1997).
В конце 1996 года вместе с женской
общиной был определен в Покровский женский монастырь
Суздаля.
14 января 1997 года был переведен вместе
с 63 насельницами в Свято-Боголюбовский монастырь.
Благодаря проповедям отца Петра конца
1990-х – начала 2000-х годов Боголюбовский монастырь
приобрел славу всероссийского центра борьбы с ИНН и
паспортами с электронно считываемой записью. Насельницы
монастыря в массовом порядке начали подавать заявления в
отделы соцзащиты с отказом "от сатанинской пенсионной
карточки, от ее компьютерного номера, всяких знаков и
символов на ней" и просьбами навсегда исключить их из
списка пенсионеров "нашего безбожного государства".
Кроме того, широкую огласку получили регулярные
"отчитки" бесноватых, проводимые архимандритом Петром.
Осенью 2002 года организовал
коллективный протест против принятия обителями России
ИНН. Среди сестер распространились эсхатологические
веяния, страх антихриста. Боголюбовским монастырем были
закуплены оптовые партии продуктов питания и по
распоряжению духовника обители закопаны в землю в окрестностях.
Во главе группы духовенства отказался
выполнять распоряжение правящего архиерея о переезде в
другой монастырь во Владимирской области, поскольку
последнему был присвоен ИНН.
7 мая 2003 года решением Священного
Синода Русской православной церкви, в соответствии с
прошением архиепископа Владимирского и Суздальского
Евлогия, освобожден от обязанностей наместника
Боголюбовского мужского монастыря, братия монастыря была
переведена в Константино-Еленинский приход Владимира.
Женская монашеская община под руководством отца Петра
продолжила жить в Боголюбове, однако на монастырь была
наложена епитимья в виде запрета служить литургии в
будние дни в период Успенского поста.
1 октября 2004 года в Москве был впервые
проведен "чин всенародного покаяния" – чтения соборных
клятв 1612 года и коллективного раскаяния группы
духовенства и верующих за "богоотступничество,
клятвопреступление и цареубийство", совершенные русским
народом в ХХ веке. Отец Петр (Кучер) был одним из
главных идеологов "покаянного чина". В дальнейшем местом
его проведения стало подмосковное село Тайнинское под
Мытищами. Перед установленным здесь памятником Николая
II работы Вячеслава Клыкова ежемесячно начали собираться
на "покаянные собрания" тысячи верующих. В различных
регионах Центрального федерального округа стали
распространяться объявления и листовки с призывами
принять участие в мытищинском чине. На тайнинских
собраниях также распространялись письма лишенного сана
епископа Чукотского Диомида с критикой священноначалия и
деятельности Русской церкви. Молебны у памятника
царю-мученику Николаю совершал брат епископа Диомида
Феофил Дзюбан, провозгласивший себя "епископом
Богородским и председателем Святейшего
правительствующего синода".
Православные богословы и публицисты
несколько лет назад начали предупреждать о том, что "в
Мытищах открыто зарождается псевдоправославная секта",
во главе которой стоит отец Петр (Кучер). О том, что
тайнинский "покаянный акт" "недопустим и душевреден" и
участие в нем священнослужителей и мирян "недопустимо",
заявлял патриарх Алексий II.
Весной 2006 был отправлен за штат и
запрещен в служении архиепископом Владимирским и
Суздальским Евлогием за самовольное изгнание
настоятельницы Боголюбовского монастыря игумении
Иулиании. Сестрами и многочисленными паломниками
монастыря из России и ближнего зарубежья был организован
коллективный протест, переросший в волнения. Из
монастыря к епархиальному управлению во Владимире прошел
крестный ход в несколько тысяч человек в поддержку
боголюбовского духовника. Архимандрит Петр был
восстановлен в служении, сестры принесли покаяние и
согласились принять игумению.
В ноябре 2007 года выступил с поддержкой
Партии социальной справедливости благословил на участие
в выборах в Государственную Думу РФ. На выборах-2007
первую тройку списка партии составили Алексей
Подберезкин, Максим Лесков и Валерий Воротников, среди
кандидатов были также Виктор Аксючиц и Мария Арбатова. В
сентябре 2008 года на внеочередном съезде партии было
принято решение о ее ликвидации.
Интерфакс-Религия - 19.10.2009.
Пенсия уходит в небо
Зачем сатана "закодировал" ИНН, деньги и
новые российские паспорта? О массовом психозе в
Боголюбовском женском монастыре
"Я, раб(а) Божия, трижды каюсь и
отрекаюсь от сатанинской пенсионной карточки, от ее
компьютерного номера, всяких знаков и символов на ней.
Требую, чтобы мою пенсию никому из родных не отдавали,
на сберкнижку ее не переводили. Я требую навсегда
исключить меня из списка пенсионеров нашего безбожного
государства! Если будете присылать мне денежные
довольствия, я подам на вас в суд!"
Таких заявлений, написанных как под
копирку, в российских отделах соцзащиты уже более 500.
Как оказалось, все эти послания пришли от разгневанных
рабов Божьих из православного Боголюбовского женского
монастыря во Владимирской области. Корреспондент "МК"
отправился в обитель, чтобы воочию убедиться, насколько
серьезна угроза массового психоза.
Узница Боголюбовской обители
– Как же такое может быть, что моя
Аленушка поехала по святым местам и пропала без вести? –
плачет 68-летняя старушка. В октябре прошлого года ее
дочь купила путевку на автобусную экскурсию и не
вернулась. – Мы посылали запросы в десятки монастырей по
всей России. Но никто мою Леночку не видел.
42-летняя Елена Волгина работала
инженером на заводе. Несколько лет назад она развелась с
мужем, но в монастырь уходить не собиралась. По словам
родственников, Елена набожностью не отличалась, а на
экскурсию поехала просто развеяться. После того как она
не вернулась в срок, родственники забили тревогу. Брат
Елены и муж ее сестры Николай, сотрудники милиции,
объявили женщину в розыск.
– Когда мы начали поиски, то пришли в
ужас, – рассказывает Николай. – Выяснилось, что в
монастырях не ведется регистрация прибывших паломников.
Приезжает новичок – для монахов он всего лишь раб Божий
Иван или Марья, никто не знает ни фамилии его, ни даты,
ни места рождения. И если паломник в монастыре умер от
старости или болезни – считайте, что он пропал без
вести. Родственники уже навряд ли смогут поплакать на
его могиле...
Благодаря связям в "органах" Елену
удалось обнаружить в Боголюбовской обители во
Владимирской области. Живой. Но не совсем здоровой.
– Когда мы в первый раз попали в
монастырь, его настоятельница часов десять мурыжила нас
на улице, а потом заявила, что Елены здесь нет, –
вспоминает Николай. – Во второй раз мы приехали уже с
местным участковым. Только тогда монахиня призналась,
что Лена в монастыре. Но она занята: несет послушание –
пасет коров, поэтому духовник монастыря отец Петр не
дает своего благословения на встречу с ней.
Увидеть Елену родственникам удалось
только с третьей попытки. Матушка-настоятельница все
время находилась рядом. Мол, у духовных сестер секретов
от нее нет.
– Когда Елена нас увидела, то
расплакалась. И вдруг как будто бы на нее нашло
просветление. Она заявила, что не понимает, что делает в
монастыре, – рассказывает ее брат. – Лена тут же
побежала за вещами. Сказала, что придет – только
попросит благословения у отца Петра...
Вернулась Елена другим человеком. Как
зомби бормотала, что должна остаться в обители и
молиться за свой род, умерших и живущих, ради вечной
жизни на небесах.
– Сестра рыдала и падала на колени, –
вздыхает Владимир.
– Мы были шокированы, но ничего не
могли поделать. Отец Петр был вне себя от гнева: кричал,
что мы бесы, сбиваем Елену с истинного пути, щедро
окроплял нас святой водой и грозился вызвать ОМОН. Нам
пришлось уйти...
А через неделю мать Елены получила
странное письмо, к которому дочь приложила заявление
"Отречение от пенсии". Лена убеждала всех престарелых
родственников добровольно отказаться от зарплат и
пенсий, уничтожить ИНН, пластиковые карточки и
страховки. Мол, верующим людям ничего от сатанинского
государства не нужно. Деньги – зло. Человек истинно
верующий проживет и так. Мать-старушка должна молиться,
и Бог не даст умереть ей с голоду.
Свидание по законам зоны
Скит Боголюбовского монастыря, где
поселили Елену, напоминает засекреченное предприятие: 15
км мы едем по извилистым лесным дорожкам. Вход на
территорию обители преграждает шлагбаум. В сторожевой
будке вместо солдата с ружьем стоит монашка с псалтырем.
Мы ловим на себе холодный и цепкий взгляд богомолки.
– Вам сюда не положено! – она враждебно
уставилась на нашу делегацию. – Здесь не место для
развлечений. Тут люди с Богом общаются!
По заснеженному двору мальчишки лет 5-6
возят вязанки дров на самодельных санях. Из взрослых ни
души – с раннего утра до поздней ночи насельницы несут
послушания: убираются в храме, пасут коров, ухаживают за
курами и свиньями, пекут хлеб и солят капусту.
Настоятельница скита, матушка Саломея,
встретила нас настороженно и долго допытывалась, зачем
мы приехали к Елене.
– Сейчас она к вам выйдет, – с неохотой
дает разрешение монахиня. – Но учтите, что по нашему
монастырскому уставу на встречи полагается не более 15
минут.
– Да в тюрьме свидания длятся больше! –
возмущается Николай. – У вас же монастырь!..
В ожидании Елены изучаю объявления на
двери. "Хор: начало в 17 часов, за опоздание – 3 земных
поклона", "Сольфеджио в 18.00, за опоздание – 5 земных
поклонов", "Вокал – 19.00, за неявку: 10 поясных и 15
земных поклонов".
Елену приводят в сопровождении
послушницы и монахини. На всегда хорошо одетой и
элегантной женщине теперь грязная телогрейка и черный
засаленный платок.
– Аленушка, ты так исхудала, – мать не
сразу признала в этой изможденной женщине родную дочь. –
Тебя что же, голодом и работой истязают?..
Ответа не последовало. Елена словно не
узнает родных, с равнодушным, отрешенным взглядом
перебирает четки. На все наши вопросы Саломея отвечает
сама. Матушка-настоятельница, как надзиратель в женской
колонии, встала между Еленой и родственниками.
– Елена не хочет уезжать домой, отныне
она невеста Христова, – категорично заявляет монахиня. –
Родственники сегодня есть, завтра – нет: человек
смертен. У нас же духовная семья, и никому не позволено
ее разбивать.
– В монастыре мы никого насильно не
удерживаем, – тут же вторит ей другая монахиня. – Но
представьте, одной послушнице захочется навестить родню
в Рязани, а другой – в Магадане, так весь монастырь и
разбежится. Кто будет трудиться и молиться? Кроме того,
в миру легко впасть во искушение и согрешить, поэтому
наш духовник не благословляет покидать обитель...
За окном раздался протяжный гудок. У
входа в монастырь припарковался новенький джип.
Водителем шикарного авто оказалась дородная монахиня.
Из-под дорогого кожаного пальто почти не видно черной
рясы. Женщина услужливо открыла дверь перед высоким
поджарым стариком с длиннющей бородой.
– Отец Петр приехал, – благоговейно
прошептала нам одна из послушниц, – идите скорее за
благословением.
78-летний отец Петр, одетый по последней
моде, без умолку трещал по мобильному телефону. Он
скорее напоминал "крестного отца", чем "отпускателя"
грехов в монастыре. Тяжелой поступью в добротных унтах
духовник направился к нам.
– Время свидания закончено, – трижды
перекрестившись, пропел отец Петр. – Эй! Братья! Идите
сюда, гоните вон этих нарушителей монастырского уклада!
Мы так и не дождались от него
благословения. Впрочем, Елену он тоже оставил у себя...
Ушел в монастырь – приведи родню
В Боголюбовском монастыре вместе со
скитом и подворьем живет около 300 насельниц: монахини,
послушники, дети, чьи родители день и ночь трудятся в
обители, сироты. Каждый день приезжают десятки автобусов
с паломниками.
Я с обычной экскурсией, как в свое время
и Елена, подалась в монастырь. Прямо у входа группу
встречают послушницы – сердечно, как родных. Меня
подхватывает под руку насельница, рядом пожилую женщину
монахиня буквально обнимает, словно давнюю приятельницу.
Слово за слово – послушница расспрашивает, с кем и как я
живу. Тут же в толпе слышу, как пожилая паломница сетует
на жизнь. Мол, и денег нет, и сын алкоголик. Монахиня
достает платочек, утирает ей слезы и пытается успокоить.
Поговорив с человеком "за жизнь", монахиня переходит к
философским темам: предназначении человека на земле,
суетности и бренности бытия. Неоднократно мне
приходилось наблюдать, как аналогичные способы
"вербовки" используют Свидетели Иеговы, приставая к
прохожим на улицах.
Не могу не согласиться с монахиней, что
сейчас много наркоманов, по телевизору показывают
криминал да убийства... Невольно оказываюсь вовлеченной
в разговор. Монахиня из моих же слов делает складный
вывод, что монастырская жизнь – правильная, а мирская –
грешная и суетная. Тут же предлагает мне остаться в
монастыре. Конечно же, не для того, чтобы сходу постричь
меня в монахини, а так, пожить и потрудиться.
– Иди свечку за здравие поставь, –
говорит мне монахиня. – Видишь, благодать у нас здесь
какая. А с детьми сколько приезжают! Целыми семьями
остаются.
– Как же так? – удивляюсь я. – Разве в
монастыре можно жить семьей?!
– Расскажу тебе свою историю, – говорит
монахиня. – Мою 16-летнюю дочь одноклассники дразнили
монашкой: одевалась она в длинные юбки, косы носила...
Бедняжка моя так переживала! Вот и поехала в ближайший
монастырь – Боголюбовский, – чтобы убедиться, что не
похожа она на монашку. Прошло несколько дней, но дочь
так и не вернулась. Я места себе не находила. Приехала
за ней. Упала в ноги отцу Петру: мол, отпустите,
батюшка, несовершеннолетняя она, не понимает, что
делает. Старец сказал, что он ее насильно не держит, но
Господь избрал для моей дочери духовный путь, и мы
должны с этим смириться... Однако если я хочу быть с
дочерью, то могу остаться пожить в монастыре сколько
душе угодно. Через полгода и я постриглась в монахини.
– У вас не было мужа? – недоумеваю я.
– У меня не только был муж, но и
маленький сынок, ему еще и года не было. Я разрывалась
между семьей и дочерью. В итоге малыша я привезла с
собой в монастырь... Муж пожил один-одинешенек без нас,
тосковал так, что чуть руки на себя не наложил. Через
год он тоже принял постриг.
– Получается, что ради веры вы свою
семью разрушили?
– У нас духовная семья, – объясняет
монахиня, – хотя мы друг друга уже лет восемь не видели.
Ведь мужчины и женщины не могут жить в одном монастыре.
Духовник расселил нас в обителях по всей России: я – во
Владимирской области, дочь – в Читинской, муж – в
Рязанской, сын – в Калужской.
– Но ведь ваш сын был совсем маленьким,
как же он жил в монастыре?
– Малыши живут вместе с воспитательницей
– монахиней, на которую наложено это послушание (типа
детского сада. – Авт.). Для монастырской воспитательницы
все младенцы – духовные чада. Родители целый день несут
послушания: им некогда нянчиться со своими детьми.
Поэтому малыши с родной мамой видятся не каждый день, а
только когда духовник благословит...
Иду на трапезу вместе с паломниками. Во
время обеда замечаю, что у соседки по столу в псалтыре
вместо закладки лежит заявление: "Отречение от пенсии",
отпечатанное в типографии. Такие "листовки" можно
увидеть в монастыре везде: на столе в кельях,
библиотеке...
Уже второй год в монастыре всем
паломникам рассказывают легенду. Якобы духовнику
монастыря, отцу Петру, было видение во сне: у храма
стоит многотысячная толпа народа, и все люди падают
замертво, потому как не отреклись от пенсий и ИНН.
Старец на полтора часа закатил проповедь, в которой
истолковал свой сон: Господь простит грехи лишь тем, кто
отрекся от всех госдотаций. Разумеется, что видение отца
Петра прихожане восприняли как знак свыше и добровольно
написали заявления.
– Почему верующему человеку нельзя
получать пенсию? – спрашиваю у монахини.
– Чтобы иметь денежное довольствие,
нужно получить ИНН, – объясняет монахиня. – В нем
зашифровано число 666 – сатанинское клеймо. Кто его себе
поставит, тот Бога предает и попадает в ад.
– А при чем здесь новые паспорта?
– Штрихкод на документе – тоже печать
сатаны. Мы не имеем ничего против старых паспортов, на
которых нет личного кода.
– Но как быть человеку, если, пожив в
монастыре, он захочет вернуться в мир?
– В миру нет жизни, – объясняет
монахиня. – Живи себе в обители как у Христа за пазухой:
одет, обут. Ушел – значит, от Бога отвернулся. Пеняй сам
на себя. Да и не было у нас таких перебежчиков.
Секта под крышей Бога
Боголюбовский женский монастырь – своего
рода автономная республика в РПЦ. А отец Петр – тот же
диктатор, только в рясе.
Так, в 1996 году духовник собрал
тысячную толпу паломников и агитировал их голосовать за
Зюганова. Как вспоминают монахини, тогда отцу Петру во
сне сам апостол Павел указал на кандидатуру раба Божьего
Геннадия. Скандал докатился до Патриархии: монахам
запрещено вмешиваться в государственную политику. Однако
отцу Петру все сошло с рук его не наказали за пропаганду
и не лишили сана, как, например, Глеба Якунина.
Теперь старец возглавил антипенсионную
кампанию, которая идет в разрез с официальной позицией
РПЦ. Патриарх неоднократно говорил, что ИНН, пенсионные
карточки получать верующим не только можно, но и нужно.
Родственники насельниц жаловались митрополиту
Владимирской области: мол, убеждения отца Петра калечат
судьбы их родных. После таких заявлений-отречений,
которые "зомбированные" отправляют в отделы соцзащиты и
паспортные столы, им отрезан путь в мир. Некоторые
насельницы отослали еще письма по месту бывшей работы,
где просят не выплачивать им компенсаций по увольнению,
а также уничтожить их трудовые книжки.
Секретарь Владимирской епархии игумен
Иннокентий так прокомментировал "МК" позицию митрополита
Евлогия, в чьей вотчине находится Боголюбовский
монастырь:
– Призывы отца Петра отказываться от
пенсий нам, священнослужителям, тоже не нравятся, потому
что подобные крайности схожи с религиозным фанатизмом.
Но епархия не может наказать духовника или заставить его
отказаться от своих убеждений: за ним идут верующие.
Кроме того, паломники и послушницы взрослые люди и
должны сами нести ответственность за свои поступки:
никто не заставляет их насильно отрекаться от пенсий.
Раз они это делают значит, безоговорочно верят отцу
Петру, что говорит лишь о его высокой духовности и силе молитвы.
Протоиерей Михаил Ардов, настоятель
храма во имя Царя-Мученика Николая II, писатель и
публицист, придерживается совсем иного мнения:
– Как утверждает ученый и публицист
Николай Митрохин, с экономической точки зрения
Московская Патриархия уже давно превратилась в некую
коммерческую корпорацию, которая объединяет огромное
количество самостоятельных агентов: приходов, монастырей
и отдельных священников. Цель их – заработать и принести деньги.
Все монастыри можно разделить на две
группы: туристические центры, которые живут только за
счет доходов от паломников, а также обители, в которых
насельники живут по принципу колхозов: изнуренные
послушники пашут за тарелку супа.
По моему убеждению, нынешние монастыри
схожи с тоталитарными сектами. А послушание в них
напоминает армейскую дисциплину: приказ духовника слепо
исполняется, каким бы абсурдным он ни был. Например,
выйти замуж или жениться без всякой любви, просто по
послушанию, бросить институт на одном из последних
курсов – якобы потому, что обучение в светском вузе
вредно для души, пожертвовать монастырю благоустроенную
квартиру и поселиться в глухой деревушке...
Во многих монастырях настоятель – тот же
глава секты, лишь с той разницей, что он проповедует под
крышей Патриархии. На самом деле собственная личность
духовника и его амбиции стоят выше веры и Бога. Отец
Петр – одиозная личность, известная на всю Патриархию.
Еще до призывов голосовать за коммунистов он
"прославился" тем, что сбежал с несколькими монахинями
из Задонского монастыря...
Его призывы отказываться от пенсий, от
единственного источника существования для престарелых
людей, – безобразие. Он уподобляется евангельским
фарисеям, которые предъявляли людям невыполнимые
требования, а сами отлынивали от этого. Неплохо жить
отцу Петру со своими келейницами в одном из самых
популярных туристических центров России – Боголюбовском
монастыре! Разумеется, ему пенсия не нужна: паломники и
так обеспечат ему безбедное существование, а о том, что
будет есть старушка, которая живет одна-одинешенька в
деревне, он не думает.
ИНН и штрихкоды – это еще далеко не
печать антихриста. Число 666 в православной церкви имеет
много толкований. Но при этом самих шестерок бояться не
следует – по той простой причине, что, когда апостол и
евангелист Иоанн Богослов писал в своем "Откровении" о
сатанинском знаке, так называемых арабских чисел еще не
было.
Мне искренне жаль людей, которые будут
коротать свой век в подобных сектах, где предан полному
забвению призыв апостола Павла: "Не делайтесь рабами человеков!"
Есть еще один хороший завет: "Не сотвори
себе кумира!" Любой глубоко верующий человек знает, что
именно эту заповедь через Моисея передал людям сам
Господь. Батюшка в церкви, если слепо боготворить его, –
тот же кумир. А это значит, что самые богобоязненные и
верующие люди, запирая себя в монастырях-сектах, как раз
и нарушают именно то, что заповедовал им Всевышний.
Екатерина Беляева
Московский комсомолец - 31.03.2005.
|