Союз независимых евангельских христиан баптистов: как стать "жертвами гонений" в эпоху религиозной
свободы
Интересная история разыгралась в г.
Таганроге Ростовской области вокруг одного строения в
частном секторе на пересечении 10-го переулка и улицы
Розы Люксембург.
Здание по виду почти как частный дом. Но
со своими особенностями. И владельцы здания оказались
загадочными. С виду обычные люди, но со странностями... баптисты.
Когда в своё время у сотрудников
городского комитета по архитектуре возник вопрос к
проекту (здание внутри представляет собой один большой
зал с высоким потолком и несколько подсобных помещений),
хозяева принялись утверждать, что это такой частный дом.
Интерес сотрудников администрации был
резонен. Строительство культового объекта в частном
секторе должно пройти через особое согласование и
общественные слушания. Было понятно, что строители
что-то мудрят – дом явно не для проживания. Но в итоге
его построили, и в нем "закипела" жизнь. По определенным
дням – автомобили на парковке, объявления в окнах и
плакаты на фасаде. Для администрации города и иных
любопытных – ответ был стандартным: "Здесь частный дом!"
Но горожанам при этом довольно часто на улицах стали
вручать буклеты и приглашения посетить богослужения в
этом "частном доме".
Бесконечно долго эта история длиться не
могла: вопрос о том, что же на самом деле происходит в
доме по адресу: ул. Розы Люксембург, 223, в городе стал
интересовать многих.
Для сотрудников правоохранительных
органов увиденное сенсацией не оказалось. В здании
проходило богослужение некоей религиозной общины.
Входила она в организацию МСЦ ЕХБ (Международный совет
церквей евангельских христиан-баптистов). Специалистам
они также известны под такими названиями, как
"автономные баптисты", "отделенные баптисты",
"незарегистрированные баптисты". А в советский период их
еще именовали "инициативники", "отделенцы",
"баптисты-раскольники" и т.д.
Про советский период я упомянул
неслучайно. Последователи этого религиозного объединения
как будто застряли в прошлом веке, а именно во временах
хрущевской антирелигиозной кампании.
Всё началось в 60-е годы прошлого века,
когда в Советском Союзе Всесоюзный Совет ЕХБ
(Евангельских христиан-баптистов) разработал
"Инструктивное письмо старшим пресвитерам ВСЕХБ".
Содержание этой инструкции сводилось к рекомендациям
проявлять лояльность и не провоцировать советские
надзорные органы.
Однако среди баптистов нашлись те, кто
расценил эту, в общем-то безобидную инструкцию, как
прямое вероотступничество руководителей ЕХБ. Так в
Советском Союзе среди баптистов возник раскол, приведший
к созданию в середине 60-х годов Союза независимых
евангельских христиан баптистов (СНЕХБ).
Разумеется, в хрущёвский период жизнь
для таких баптистов спокойной быть не могла. Им
отказывали в регистрации, последовали конфликты,
административные взыскания, штрафы. 16 мая 1966 года в
Москве у здания ЦК КПСС "независимые баптисты"
организовали и провели демонстрацию. Закончилось это
мероприятие разгоном и арестами. Организаторы Геннадий
Крючков и Георгий Винс получили по 3 года тюрьмы.
До конца 80-х годов СНЕХБ действовал
подпольно. В 1979 году Георгий Винс был лишен
гражданства СССР и как диссидент выслан в США. Авторитет
вышедшего из тюрьмы Геннадия Крючкова внутри организации
стал непререкаемым. В методах руководства появились
признаки авторитаризма, а само движение становилось все
более консервативным и изолированным. Государственная
регистрация прямо была объявлена делом греховным. Отказ
от любых форм взаимодействия с государством существует и
по сей день. Именно поэтому "отделенные баптисты"
по-прежнему скрывают назначение своих молельных домов.
Притеснений со стороны государства уже 30 лет как нет, а
игры в подпольщиков остались. Добавим к этому жёсткий
запрет на браки с "иноверцами", уклонение от участия в
общественной деятельности, а также абсолютный авторитет
руководителей общин.
***
Читайте также по теме:
***
Так некогда открытая протестантская
организация стала все больше приобретать черты
самозамкнутой, изолированной тоталитарной секты. В речах
проповедников в словах "администрация", "демонстрация"
характерным стал акцент на сочетание "Ад" и "Демон". Не
беда, что слова эти происходят совсем от другого корня,
главное, что для прихожан это звучит зловеще и
угрожающе. Ну как же можно иметь дела с руководством
города, если оно представляет организацию, чье название
начинается со слова "Ад"? Но всё же в своих взглядах на
внешний мир сектанты оказались последовательными не до
конца – перед деньгами руководство организации страха
вовсе не испытывало – прихожан призывали платить
"десятину" т.е. десятую часть от всех своих доходов. Вся
эта риторика о том, что грешно иметь связь с внешним
миром, использовалась лишь для того, чтобы не проходить
положенные по закону процедуры по узаконению
деятельности религиозной организации – тайком построить
культовый объект и уклоняться от иных обязанностей
юридического лица.
В итоге претензии у правоохранительных
органов к этим "секретным баптистам" возникли не за то,
что они веруют в Бога как баптисты, а за то, что
нарушили целый ряд вполне светских законов (статьи 8.8,
5.26 КоАП РФ и др.), от соблюдения которых "свобода
совести", увы, не освобождает. Теперь руководству общины
все-таки придется приобрести полезный опыт общения с
представителями государственной власти (в судебных
инстанциях), а заодно вернуться в реальность, узнав, что
власть эта вовсе не "адская" и не "демоническая".
Прослыть мучениками за веру всё же не получится – нынче
за такую самодеятельность, конечно, строго пожурят, но
никого в тюрьму не посадят.
Кирилл Фёдоров
Центр свщмч. Иринея Лионского - 19.07.2019.
|