Врагу не сдается наш гордый "Варяг"!
Обстоятельное описание подвига экипажей
легендарных крейсера "Варяг" и канонерки "Кореец".
Крейсер "Варяг"
Канонерка "Кореец"
***
Вспоминаю из фильма "Белое солнце пустыни" Верещагина,
который сказал: "За Державу обидно!" Еще более обидно за
русских, которые забывают о своих мужественных предках, а
еще хуже - частенько и вспоминать-то не хотят. Даже
иностранцы, которых свои средства массовой информации
настраивают против русского народа, так и те зачастую лучше
нас с вами знают наших героев и даже сочиняют о них песни.
В 1908 году в итальянском городе Мессина случилось
землетрясение. По счастью, там находились корабли русского
флота, моряки которого спасли тысячи итальянских жизней. В
России подвиг наших соотечественников остался незамеченным,
а итальянцы в благодарность поставили нашим морякам
памятник... Кто из современных русских знает об этом? Единицы...
В 1904 году был совершен подвиг матросами легендарного
крейсера "Варяг" и канонерки "Кореец". Была сочинена всем
известная песня "Врагу не сдается наш гордый "Варяг", слова
которой написал... немец Рудольф Грейнц, восхищенный русской
доблестью. В том же году в десятом номере мюнхенского
журнала "Югенд" было опубликовано стихотворение Грейнца, а
через несколько недель Н.К. Мельников и Е. Студенская
опубликовали каждый по своему переводу этого стихотворения в
наших изданиях, причем, перевод г-жи Студенской больше
понравился русскому обществу. И вскоре музыкант 12-го
гренадерского Астраханского полка А.С. Турищев, принимавший
участие в торжественной встрече героев "Варяга" и "Корейца",
положил эти стихи на музыку. Так родилась столь любимая
всеми песня "Врагу не сдается наш гордый "Варяг".
Песню, конечно, знают многие, но вот в чем состоял подвиг
"Варяга", думаю многие, особенно молодые люди, не вспомнят.
Правда, не без добрых в этом помощников. Так, первый
советский историк М.Н. Покровский в "Русской Истории"
написал следующие строки: "Заперев русский флот (два
крейсера, забытые в Корее, были японцами уничтожены), Япония
... могла беспрепятственно высаживаться на материке". Что ни
слово - то ложь! И каким пренебрежительным тоном описана
трагедия! У читателя обязательно должно сложиться мнение,
что русские корабли потоплены японцами мимоходом, без
всякого сопротивления. К сожалению, у М.Н. Покровского и иже
с ним есть достойные продолжатели и в наше время. Некоторые
современные "историки" ничего героического в подвиге
"Варяга" не видят и цинично заявляют: "В высших кругах
Российской империи было решено использовать бой при
Чемпульпо для подъема национальных чувств россиян и
попытаться превратить войну с Японией в народную. Вокруг
"героев Чемпульпо" была раздута героическая шумиха, за свой
"подвиг" все офицеры и матросы "Варяга" и "Корейца" были
неоднократно награждены. Подвиг "Варяга" - один из первых
искусственно сотворенных мифов в Российской истории XX века.
Его можно рассматривать и как первую масштабную и успешную
PR-акцию" (Доценко В. Д., Мифы и легенды русской морской
истории. - С.-Пб., 1997. -С. 82-103). Ну, да Бог им судья!
Вспомним же, дорогие соотечественники, что крейсер "Варяг"
вовсе не по забывчивости командования находился в корейском
порту Чемульпо, но обеспечивал нормальную работу посольства
России в этой стране. "Варяг" был сильнейшим и самым
быстроходным кораблем в своем классе. При водоизмещении в
6500 тонн, он имел скорость хода 24 узла (44 километра в
час), нес 36 орудий, из них 24 - крупнокалиберных, а также
четыре торпедные установки. Экипаж состоял из 18 офицеров и
535 матросов. Командовал крейсером капитан первого ранга
Всеволод Федорович Руднев, потомственный моряк.
Узнав о разрыве дипломатических отношений между Россией и
Японией, Руднев просит разрешения у русского посланника в
Сеуле на уход корабля в Порт-Артур, но получает отказ, так
как официального объявления войны еще не последовало.
"Варяг" остался выполнять свою миссию в Сеуле. Кстати,
любопытную запись оставил в своем дневнике один японский
офицер: "... мы не будем заранее объявлять войну, так как
это совершенно непонятный, глупый европейский обычай". Да,
войну страна "восходящего солнца" начала по всем самурайским
правилам - вероломно.
Японцы были верны себе и неожиданно атаковали канонерскую
лодку "Кореец", когда та 26 января шла с депешей в
Порт-Артур. В двух милях от Чемульпо путь "Корейцу"
преградила эскадра адмирала Уриу. И хотя три торпеды,
выпущенные с кораблей вражеской эскадры, прошли мимо,
"Корейцу" срочно пришлось вернуться в порт Чемульпо. Итак,
два наших корабля, "Кореец" и "Варяг", оказались "запертыми"
в этом порту, и утром 27 января Рудневу вручили ультиматум
от японского адмирала:
Его Императорского Величества корабль "Нанива",
26 января, 1904 год.
Старшему из русских офицеров.
Сэр. Ввиду существующих в настоящее время вражеских действий
между правительствами Японии и России, я почтеннейше прошу
Вас покинуть порт Чемульпо с силами, состоящими под Вашей
командой, до полудня 27 января 1904 года. В противном случае
я буду обязан открыть против Вас огонь в порту. Имею честь
быть, сэр, Вашим покорнейшим слугой.
С. Уриу,
Контр-адмирал,
командующий эскадрой Императорского Японского флота
Руднев прочел письмо несколько раз, посмотрел на часы.
Половина десятого. Письмо же было датировано вчерашним днем.
Трудно предположить, чтобы Уриу не имел возможности
доставить его на "Варяг" раньше, как на другие иностранные
корабли, стоящие на рейде в Чемульпо. Накануне поздно
вечером такие же уведомления были вручены старшим офицерам
английского военного судна "Тэлбот", французского крейсера
"Паскаль", итальянского "Эльба" и американского "Виксбурга".
Не было сомнений, что не находись в этом порту иностранных
военных судов, "Варяг" был бы атакован без всяких
предупреждений. Только из-за боязни нанести повреждения
иностранных судам в нейтральном порту, Уриу не решился
нападать на "Варяг".
К чести командиров трех иностранных судов, они выразили
письменный протест командующему японской эскадрой:
Сото Кичи Уриу,
контр-адмиралу,
командующему эскадрой
Императорского Японского флота
Сэр. Мы, ниже подписавшиеся, командующие тремя нейтральными
военными судами Англии, Франции и Италии, узнав из
полученного от Вас письма от 26 января о предполагаемой Вами
сегодня в 4 часа дня атаке русских военных судов, стоящих на
рейде Чемульпо, имеем честь обратить Ваше внимание на
следующее обстоятельство. Мы признаем, что, так как на
основании общепризнанных положений международного права порт
Чемульпо является нейтральным, то никакая нация не имеет
права атаковать суда других наций, находящихся в этом порту,
и держава, которая переступает этот закон, является вполне
ответственной за всякий вред, причиненный жизни или
собственности в этом порту. Поэтому настоящим письмом мы
энергично протестуем против такого нарушения нейтралитета и
будем рады слышать Ваше мнение по этому предмету.
Бейли, командир корабля Его Величества "Тэлбот".
Бореа, командир корабля "Эльба".
Сэнэс, командир корабля "Паскаль"
Как видите, под этим письмом нет только подписи командира
американского "Виксбурга" - капитана второго ранга Маршалла.
Когда им выгодно, американцы кричат о международном праве,
когда не выгодно - хранят молчание.
Между тем Всеволод Федорович Руднев огласил ультиматум
экипажу со словами: "Вызов более чем дерзок, но я принимаю
его. Я не уклоняюсь от боя, хотя не имею от своего
правительства официального сообщения о войне. Уверен в
одном: команды "Варяга" и "Корейца" будут сражаться до
последней капли крови, показывая всем пример бесстрашия в
бою и презрение к смерти". Мичман Падалко ответил за всю
команду: "Все мы: и "Варяг", и "Кореец", будем защищать
родной андреевский флаг, его славу, честь и достоинство,
сознавая, что на нас смотрит весь мир".
Русские моряки решили дать бой в открытом море. Полные
решимости и отваги, не желая подвергать опасности
иностранные военные корабли, 27 января 1904 года в 11 часов
20 минут крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец"
снялись с якоря. Моряки иностранных судов выстроились на
палубах. Волнение было неописуемое, некоторые из матросов
плакали. Никогда не приходилось им видеть более возвышенной
и трагической сцены. На мостике "Варяга" стоял его командир,
ведущий корабль на последний парад. Громовое "Ура" вырвалось
из груди всех свидетелей драмы, все салютовали героям,
идущим на верную смерть.
Командующий японской эскадрой уже предвкушал победу. Первые
трофеи войны - два русских корабля - он мысленно преподносил
в подарок Императору ко дню его восшествия на престол. И для
такой уверенности были все основания.
Крейсер "Варяг" и канонерскую лодку "Кореец" в открытом море
ждала эскадра из шести бронированных крейсеров и восьми
эсминцев. Один лишь бронированный крейсер "Асама" имел на
борту пять торпедных установок и тридцать семь орудий.
"Варяг" же не имел бортовой брони и бронированных щитов на
орудиях.
Японцы выбросили сигнал - "сдаться на милость победителя".
Командир "Варяга" в ответ на это отдал приказ поднять боевые
флаги. В 11.45 с крейсера "Асама" грянул первый выстрел,
вслед за которым за всего одну минуту орудия японцев
выпустили 200 снарядов - около семи тонн смертоносного
металла. Весь огонь японская эскадра сосредоточила на
"Варяге", игнорируя "Корейца". Они считали, что легко
потопят его после гибели основного противника. На "Варяге"
горели разбитые шлюпки, вода вокруг него кипела от взрывов,
остатки корабельных надстроек с грохотом падали на палубу,
погребая под собой русских матросов. Замолкали один за
другим подбитые орудия, вокруг которых лежали убитые.
Японская картечь сыпалась дождем, палуба "Варяга"
превратилась в овощную терку. Несмотря на шквальный огонь и
огромные разрушения, "Варяг" все же вел прицельный огонь по
японским судам из оставшихся орудий. Даже раненые не
отходили от своих боевых постов. Грохот стоял такой, что у
матросов в буквальном смысле этого слова лопались барабанные перепонки.
"Варяг" сосредоточил огонь на "Асаме". Командир "Асамы" лишь
поражался количеству выстрелов из орудий русского крейсера и
быстроте, с которой они делались.
Вскоре по "Корейцу" стала "работать" артиллерия крейсера
"Чиода". Японцы были уверены, что этого огня более чем
достаточно для того, чтобы маленькую русскую канонерку
отправить вместе с матросами в "царство теней", поэтому
особого внимания более ей не уделяли. "Кореец"
воспользовался таким к себе отношением и нанес серьезные
повреждения японской эскадре.
***
Читайте также по теме:
***
Не терял даром времени и "Варяг". В течение часа он выпустил
1105 снарядов по японцам, в результате чего на "Асаме"
начался пожар, обвалился капитанский мостик и был убит
командир корабля. Крейсер "Акаси" получил столь внушительный
удар, что потом его ремонтировали более года. Еще два других
крейсера получили не менее тяжелые повреждения. Один из
миноносцев, получив порцию русского металла, затонул во
время боя, а другой - по пути в порт Сасебо. В общей
сложности японцы привезли на берег тридцать убитых и двести
раненых, не считая тех, кто погиб вместе со своими
кораблями. Противник не смог ни затопить, ни захватить
русские суда. Да, это была победа русского флота! Но какой
страшной ценой она далась! В порт изувеченные русские суда
добрались с огромным трудом.
Вспоминает капитан Сэнэс, поднявшийся на палубу "Варяга"
сразу после боя: "Я никогда не забуду потрясающего зрелища,
представившегося мне. Палуба залита кровью, всюду валяются
трупы и части тел. Ничто не избежало разрушения".
Действительно, разрушено было практически все. Из 36 орудий
остались более-менее целыми лишь семь. Обнаружено четыре
огромные пробоины. Самым серьезным повреждением было
разрушение магистрали, в которой проходили все рулевые
приводы. Это сделало корабль практически неуправляемым. Из
состава команды, находившейся на верхней палубе, погибло 33
моряка и 120 были ранены. Капитан Руднев получил тяжелое
ранение в голову. Чтобы не допустить захвата безоружных
кораблей японцами, канонерскую лодку "Кореец" решено было
взорвать, а на "Варяге" открыли кингстоны. Оставшихся в
живых русских героев разместили на иностранных судах.
Английский "Тэлбот" принял на борт 242 человека, итальянский
корабль взял 179 русских моряков, остальных разместил на
своем борту французский "Паскаль". Американский корабль
раненых не принял.
Спустя некоторое время японцы подняли "Варяга",
отремонтировали и ввели его в состав своего флота под именем
"Сойя". 22 марта 1916 года корабль был выкуплен Русским
Царем и зачислен в состав Балтийского флота под прежним
именем "Варяг". 25 февраля изношенный крейсер убыл для
ремонта в союзническую Англию. Русский флот ждал возвращения
славного крейсера для участия в войне с Германией. После
октябрьского переворота английские военные власти разоружили
"Варяг", отправили экипаж на Родину, а сам корабль...
продали в 1918 году частному предпринимателю. Когда "Варяг"
попытались отбуксировать к месту будущей стоянки, вблизи
города Лендалфута разразился шторм, и крейсер был выброшен
на камни. В 1925 году остатки "Варяга" цивилизованные
англичане разобрали на металл. Так закончил свое
существование самый знаменитый крейсер русского флота.
Капитан Руднев умер в Туле в 1913 году. В 1956 году на
родине ему установлен памятник. Памятники героям "Варяга"
установлены в порту Чемульпо и на Морском кладбище Владивостока.
Слава русским героям! Вечная им память!
29 апреля 1904 года в Зимнем дворце Николай II чествовал
моряков "Варяга". В этот день впервые и прозвучала песня,
похожая больше на гимн:
Наверх, вы, товарищи, все по местам,
Последний парад наступает.
Врагу не сдается наш гордый "Варяг",
Пощады никто не желает!
Все вымпелы вьются и цепи гремят,
Наверх якоря поднимая,
Готовятся к бою орудия в ряд,
На солнце зловеще сверкая!
Свистит и гремит, и грохочет кругом.
Гром пушек, шипенье снарядов,
И стал наш бессмертный и гордый "Варяг"
Подобен кромешному аду.
В предсмертных мученьях трепещут тела,
Гром пушек, и дым, и стенанья,
И судно охвачено морем огня,
Настала минута прощанья.
Прощайте, товарищи! С Богом, ура!
Кипящее море под нами!
Не думали, братцы, мы с вами вчера,
Что нынче умрем под волнами.
Не скажут ни камень, ни крест, где легли
Во славу мы русского флага,
Лишь волны морские прославят одни
Геройскую гибель "Варяга"!
Олег Сваталов
Голос Совести № 12, 2002
|