Напутствие христианина перед смертью и заупокойные молитвы
Кончина человека и приготовление усопшего к погребению
Если положение больного безнадежно, то
при явных признаках приближающейся смерти священник
читает отходную молитву - "Канон молебный при разлучении
души от тела" или более полно он называется "Канон
молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой
Богородице Матери Господни при разлучении души от тела
всякаго правовернаго". Родственники сами могут прочитать
этот канон, если невозможно пригласить священника, кроме
чтения "молитвы, от иерея глаголемой на исход души",
которая находится в конце канона. Этот канон читается
"от лица человека с душею разлучающагося и не могущаго
глаголати" и имеется в православных молитвословах.
Чтение канона мирскими людьми начинается возгласом:
"Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже
наш, помилуй нас", затем следуют предначинательные
молитвы: "Трисвятое", "Пресвятая Троице", "Отче наш" и
далее по молитвослову.
При чтении канона возжигается свеча и
лампадка перед домашней святой иконой. Если дома иконы
нет, то нужно обязательно приобрести в храме иконы
Спасителя и Божией Матери. Для умирающих младенцев
(детей до семи лет) из-за отсутствия грехов,
перечисляемых в каноне, которые несвойственны им по
малолетству, канон не читается.
Кроме канона при разлучении души от тела
еще существует "Чин, бываемый на разлучение души от
тела, когда человек долго страждет". Этот чин читается
над человеком, который испытывает тяжкие предсмертные
мучения и никак не может умереть (как правило, читается
священником).
После смерти человека над ним немедленно
читается Последование по исходе души от тела.
***
Умерших мы именуем усопшими, то есть
уснувшими. Называем их мы так по нашей христианской
вере, что души после смерти не уничтожаются, не исчезают
в небытии, а отлучаются от тела и переходят из этой
жизни в другую - загробную. Там пребывают они после
частного суда по делам земным в приличествующем им месте
до Страшного суда Божия, когда по слову Господа души
всех умерших людей воссоединяться с телами и воскреснут.
И тогда окончательно определится участь каждого:
праведные наследуют Царство Небесное, блаженную вечность
с Богом, а грешные - вечное наказание.
Историческое обоснование погребения
усопших дано в образе погребения Иисуса Христа. По
примеру благочестивой древности и в настоящее время
погребение предваряется совершением различных
многозначительных символических действий.
Тело усопшего омывают теплой водой,
чтобы предстал он перед Богом по воскресении в чистоте и
непорочности. При омовении читают "Трисвятое": "Святый
Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас"
или "Господи, помилуй". Возжигается лампадка или свеча и
горит до тех пор, пока в доме находится покойник. После
омовения тело христианина одевают в чистые и, по
возможности, новые одежды - по званию и служению его, на
усопшем обязательно должен быть нательный крестик.
Омовение обычно совершают люди старшего возраста, а если
таковых нет, то омыть тело усопшего может любой из
родственников, за исключением женщин, находящихся в
данный момент в естественной нечистоте. Обычай
указывает, что в омовении тела женщины участвуют только
женщины. Если известно, что почивший был монахом
(монахиней) или священнослужителем, то надо о его
кончине сообщить в храм. Тело покойного полагают на
стол, покрывают белым покрывалом - саваном. Затем
умершего покрывают особым освященным покровом
(погребальным покрывалом), на котором изображены крест,
лики святых и молитвенные надписи. Все это означает, что
умерший оставался верным Богу и теперь остается под
покровом Божиим. Глаза должны быть закрыты, уста
сомкнуты, руки сложены крестообразно, правая поверх
левой. Руки и ноги усопшего связывают, чтобы развязать
перед последним прощанием. В руки покойного полагают
погребальный крест, на грудь кладут святую икону, для
мужчин - образ Спасителя, для женщин - образ Божией
Матери. На лоб умершего возлагают венчик - полоску
бумаги с изображением Спасителя, Божией Матери и Иоанна
Предтечи. Изображения эти обрамлены надписью "Трисвятого".
Венчик, символизирующий соблюдение веры усопшим
христианином и совершение им христианского жизненного
подвига, возлагается в надежде, что почивший в вере
получит по воскресении от Бога небесную награду и
нетленный венец. Как правило, венчик отпечатан на одном
листке с разрешительной молитвой. После приобретения
молитвы-венчика в храме венчик отрезается ножницами
(после отпевания листок с молитвой будет вложен в руку
почившего). Перед положением усопшего во гроб тело его и
гроб окропляют святой водой, причем гроб окропляют извне
и изнутри. В гроб покойного полагают лицом вверх, под
голову кладут подушку, набитую соломой или опилками.
Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед домашними
иконами, головой к образам. Вокруг гроба возжигают
четыре свечи: у головы, в ногах и по обеим сторонам на
уровне скрещенных рук. Возженные свечи вместе изображают
крест и символизируют переход умершего в Царство
Истинного Света.
К православным традициям не относятся
бытующие во многих семьях различные суеверия, связанные
с покойником, такие, как занавешивание зеркал, отказ
пользоваться вилками во время поминальной трапезы,
обычай оставлять часть блюд или стакан с водой (а еще
хуже с водкой) перед портретом усопшего и т.п.
Все эти суеверия никакого отношения к
Православию не имеют. Занавешивание зеркал в доме, где
лежит тело покойного, оправдано лишь в том случае, когда
мы, думая об усопшем, уходим от внешней суеты и отдаём
свой последний молитвенный вздох об упокоении
преставльшейся души.
Смотрите также наш раздел
"Православное учение о смерти"
|