Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Основы православной культуры


"Основы духовно-нравственной культуры народов" России ОДНКНР никому не нужны?

Дети изучали "Основы духовно-нравственной культуры народов России" либо на тематических занятиях, либо в составе других предметов, но... Министерство просвещения России предлагает исключить из школьного курса учебный предмет "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (ОДНКНР). Вызвано это, в свою очередь, изменениями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) основного общего образования в части дополнения учебного предмета "История". Дополнять будут учебным курсом "История нашего края".

Минпрос предлагает исключить предметную область ОДНКНР, а также учебный предмет ОДНКНР из школьных программ. Их могут интегрировать в учебный курс "История нашего края".

Минпрос предлагает исключить предметную область ОДНКНР, а также учебный предмет ОДНКНР из школьных программ. Их могут интегрировать в учебный курс "История нашего края". Ожидается, что изменения вступят в силу с 1 сентября 2025 года. Кроме этого, к этой дате планируется разработать "единые учебники по истории, которые будут использоваться во всех образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего образования", – отмечается в пояснительной записке к документу.

Сразу заметим, что у курса ОДНКНР насыщенная история: в качестве факультатива и в составе других предметов он преподается с 2015 года. Однако с 1 сентября 2022 года в школе преподавание этого предмета ведется по новым стандартам. В соответствии с ними ОДНКНР из предметной области превратился в самостоятельный предмет. Это превращение проходило не без трудностей: жители регионов жаловались в середине сентября на нехватку учебников и рабочих тетрадей по предмету. Хотя сам учебник существует и представлен публике. ОДНКНР преподается с 5-го класса, ему отводится не менее одного часа в неделю, и он является обязательным для изучения в 5–9-х классах. Кстати, оценка за предмет выставляется в 9-м классе в итоговый документ. Занятия ведут учителя-предметники по гуманитарным дисциплинам, прошедшие переподготовку по данному предмету.

Напомним, что предмет "Основы духовно-нравственной культуры народов России" – это продолжение курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ), который изучается в начальной школе. Эта дисциплина посвящена основам православной, исламской, буддийской, иудейской культуры, а также светской этике. В Концепции преподавания ОДНКНР написано, что "сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей является важнейшим приоритетом РФ на современном этапе. Именно эти ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство". Появление предмета в школе, по замыслу его авторов, должно пробудить интерес к культуре других народов, сформировать представления о светской этике и религиозной культуре народов России.

Как заявляют авторы курса, предмет ОДНКНР построен таким образом, чтобы школьники могли систематизировать, расширить и углубить полученные ранее знания из общественно-научных дисциплин. Это касается знаний о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, о духовно-нравственной культуре России. В материалах курса сочетается макроуровень (Россия в целом как многонациональное государство с общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) и микроуровень (собственная идентичность обучающегося, осознанная им как часть малой родины, семейных традиций, этнической и религиозной истории).

***

Читайте также по теме:

***

В Концепции также говорится о том, что исторический аспект формирования ценностей раскрывается через историко-культурные экскурсы в историю России и ее регионов, народов и государствообразующих религий, фольклор, историю языка, литературы. Культурный компонент – это не только знакомство с достижениями культуры народов России, в том числе современной, но и изучение закономерностей функционирования культуры, ее особенностей и аксиологических оснований. Религиозный компонент предмета – история государствообразующих конфессий, духовно-нравственные принципы религий. Учителям предлагается строить работу по курсу, используя культурологический принцип, принцип историзма и принцип научности.

Почему сегодня решили отказаться от самостоятельности данного предмета? Скорее всего чтобы решить накопившиеся методические проблемы. Хоть ОДНКНР является смысловым продолжением "Основ религиозных культур и светской этики", но занятия по основам духовно-нравственной культуры народов РФ не были ранее описаны во ФГОС как отдельный предмет. При этом в обязательную программу 5–9-х классов они входили начиная с 2015 года. Дети изучали эту тему либо непосредственно на тематических занятиях, включенных в часть учебного плана, либо в составе других предметов и предметных областей, либо в формате внеурочной деятельности. И к этому в школах уже привыкли. Заметим, что ОРКСЭ – предмет, введенный в школьную программу в 2012 году и это самостоятельная учебная дисциплина.

Вдобавок за годы преподавания ОДНКНР в школах так и не была выработана система подготовки и дополнительного образования учителей этой предметной области. Решающую роль сыграло усиление предмета "История". Стало понятно, что здесь важно не перегнуть палку в перенасыщенности школьной повестки.

Конечно, немаловажную роль в этом вопросе могло сыграть отношение родителей. В соцсетях время от времени публиковались жалобы несогласных граждан. В них отмечали, что "этот предмет излишен и не является необходимым для учебного процесса в школе", "усвоение основ духовно-нравственной культуры народов России должно происходить естественным путем в повседневной жизни детей, общении с окружающими и сверстниками".

ЕГЭ

В итоге, похоже, Минпросвещения нашло оптимальный вариант... Но остается вопрос: с сентября 2023 года "Основы духовно-нравственной культуры народов России" стал отдельным учебным предметом, на который должны быть выделены часы в расписании. Например, сообщение в Telegram-канале "Кипящий МИФИ" просто вопиет: "Все изменения в школьной программе направлены на увеличение роли любых дисциплин, кроме технических. Может быть, Министерство просвещения или депутаты рекомендовали всем увеличить число часов математики? Расширить изучение физики обязательным модулем по естественно-научной грамотности? Или предложили заменить информатику на программирование? А может, теперь все обязаны знать робототехнику? Или, на худой конец, пользоваться ИИ?"

Как мы теперь понимаем, эти вопросы так и остаются риторическими. 

Наталья Савицкая

Новая газета - 24.01.2024.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Основы православной культуры - в помощь учителям и родителям"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2025

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru