"Основы духовно-нравственной культуры народов"
России ОДНКНР никому не нужны?
Дети изучали "Основы
духовно-нравственной культуры народов России" либо
на тематических занятиях, либо в составе других
предметов, но... Министерство просвещения России
предлагает исключить из школьного курса учебный предмет
"Основы духовно-нравственной культуры народов России"
(ОДНКНР). Вызвано это, в свою очередь, изменениями
федеральных государственных образовательных стандартов
(ФГОС) основного общего образования в части дополнения
учебного предмета "История". Дополнять будут учебным
курсом "История нашего края".

Минпрос предлагает исключить предметную
область ОДНКНР, а также учебный предмет ОДНКНР из
школьных программ. Их могут интегрировать в учебный курс
"История нашего края". Ожидается, что изменения вступят
в силу с 1 сентября 2025 года. Кроме этого, к этой дате
планируется разработать "единые учебники по истории,
которые будут использоваться во всех образовательных
организациях, реализующих образовательные программы
основного общего образования", – отмечается в
пояснительной записке к документу.
Сразу заметим, что у курса ОДНКНР
насыщенная история: в качестве факультатива и в составе
других предметов он преподается с 2015 года. Однако с 1
сентября 2022 года в школе преподавание этого предмета
ведется по новым стандартам. В соответствии с ними
ОДНКНР из предметной области превратился в
самостоятельный предмет. Это превращение проходило не
без трудностей: жители регионов жаловались в середине
сентября на нехватку учебников и рабочих тетрадей по
предмету. Хотя сам учебник существует и представлен
публике. ОДНКНР преподается с 5-го класса, ему отводится
не менее одного часа в неделю, и он является
обязательным для изучения в 5–9-х классах. Кстати,
оценка за предмет выставляется в 9-м классе в итоговый
документ. Занятия ведут учителя-предметники по
гуманитарным дисциплинам, прошедшие переподготовку по
данному предмету.
Напомним, что предмет "Основы
духовно-нравственной культуры народов России" – это
продолжение курса "Основы религиозных культур и светской
этики" (ОРКСЭ), который изучается в начальной школе. Эта
дисциплина посвящена основам православной, исламской,
буддийской, иудейской культуры, а также светской этике.
В Концепции преподавания ОДНКНР написано, что
"сохранение традиционных российских духовно-нравственных
ценностей является важнейшим приоритетом РФ на
современном этапе. Именно эти ценности объединяют Россию
как многонациональное и многоконфессиональное
государство". Появление предмета в школе, по замыслу его
авторов, должно пробудить интерес к культуре других
народов, сформировать представления о светской этике и
религиозной культуре народов России.
Как заявляют авторы курса, предмет
ОДНКНР построен таким образом, чтобы школьники могли
систематизировать, расширить и углубить полученные ранее
знания из общественно-научных дисциплин. Это касается
знаний о структуре и закономерностях развития социума, о
прошлом и настоящем родной страны, о
духовно-нравственной культуре России. В материалах курса
сочетается макроуровень (Россия в целом как
многонациональное государство с общероссийскими
духовно-нравственными и культурными ценностями) и
микроуровень (собственная идентичность обучающегося,
осознанная им как часть малой родины, семейных традиций,
этнической и религиозной истории).
***
Читайте также по теме:
***
В Концепции также говорится о том, что
исторический аспект формирования ценностей раскрывается
через историко-культурные экскурсы в историю России и ее
регионов, народов и государствообразующих религий,
фольклор, историю языка, литературы. Культурный
компонент – это не только знакомство с достижениями
культуры народов России, в том числе современной, но и
изучение закономерностей функционирования культуры, ее
особенностей и аксиологических оснований. Религиозный
компонент предмета – история государствообразующих
конфессий, духовно-нравственные принципы религий.
Учителям предлагается строить работу по курсу, используя
культурологический принцип, принцип историзма и принцип
научности.
Почему сегодня решили отказаться от
самостоятельности данного предмета? Скорее всего чтобы
решить накопившиеся методические проблемы. Хоть ОДНКНР
является смысловым продолжением "Основ религиозных
культур и светской этики", но занятия по основам
духовно-нравственной культуры народов РФ не были ранее
описаны во ФГОС как отдельный предмет. При этом в
обязательную программу 5–9-х классов они входили начиная
с 2015 года. Дети изучали эту тему либо непосредственно
на тематических занятиях, включенных в часть учебного
плана, либо в составе других предметов и предметных
областей, либо в формате внеурочной деятельности. И к
этому в школах уже привыкли. Заметим, что ОРКСЭ –
предмет, введенный в школьную программу в 2012 году и
это самостоятельная учебная дисциплина.
Вдобавок за годы преподавания ОДНКНР в
школах так и не была выработана система подготовки и
дополнительного образования учителей этой предметной
области. Решающую роль сыграло усиление предмета
"История". Стало понятно, что здесь важно не перегнуть
палку в перенасыщенности школьной повестки.
Конечно, немаловажную роль в этом
вопросе могло сыграть отношение родителей. В соцсетях
время от времени публиковались жалобы несогласных
граждан. В них отмечали, что "этот предмет излишен и не
является необходимым для учебного процесса в школе", "усвоение основ духовно-нравственной культуры народов
России должно происходить естественным путем в
повседневной жизни детей, общении с окружающими и
сверстниками".

В итоге, похоже, Минпросвещения нашло
оптимальный вариант... Но остается вопрос: с сентября
2023 года "Основы духовно-нравственной культуры народов
России" стал отдельным учебным предметом, на который
должны быть выделены часы в расписании. Например,
сообщение в Telegram-канале "Кипящий МИФИ" просто
вопиет: "Все изменения в школьной программе направлены
на увеличение роли любых дисциплин, кроме технических.
Может быть, Министерство просвещения или депутаты
рекомендовали всем увеличить число часов математики?
Расширить изучение физики обязательным модулем по
естественно-научной грамотности? Или предложили заменить
информатику на программирование? А может, теперь все
обязаны знать робототехнику? Или, на худой конец,
пользоваться ИИ?"
Как мы теперь понимаем, эти вопросы так
и остаются риторическими.
Наталья Савицкая
Новая газета - 24.01.2024.
|