Резолюция Круглого стола "Выявление
наиболее эффективных практик духовно-нравственного
образования и воспитания в образовательных учреждениях
Томской области"
ТОИПКРО, 29 октября 2013 г.
В рамках программы VI Макариевских
педагогических чтений прошел Круглый стол участников
деятельности по духовно-нравственному воспитанию в
Томской области. В работе Круглого стола приняли участие
представители общеобразовательных учреждений, воскресных
школ и отделов Томской епархии Русской православной
церкви, Департамента среднего профессионального и
начального профессионального образования Томской
области, Томского областного института повышения
квалификации и переподготовки работников образования.
Обсудив проблемы духовно-нравственного
развития и воспитания личности в образовательных
учреждениях Томской области, участники Круглого стола
отметили, что хотя в ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" образование определено как "благо", а в
центре новых образовательных стандартов стоит Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, система управления образованием не
обеспечена процедурами определения "блага" как
результата общественного договора человека, семьи,
общества и государства, а также механизмами реализации
положений Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России. Понятие
духовности в образовательном стандарте не связано с
религиозным пониманием духовности.
На основании обсуждения результатов
конкурсов по духовно-нравственному воспитанию и анализа
наиболее эффективных практик духовно-нравственного
образования и воспитания в образовательных учреждениях
Томской области участники Круглого стола пришли к
выводу, что результаты духовно-нравственного развития и
воспитания фактически не влияют на оценку качества
образования:
- как правило, не учитываются в системе оценки качества образования на всех уровнях;
- не учитываются при аттестации работников образования;
- не влияют на оценку эффективности деятельности образовательных учреждений;
- конкурсы и олимпиады духовно-нравственного содержания не включены в список учитываемых при определении рейтинга образовательных чреждений;
- система духовно-нравственного воспитания в общем образовании не является непрерывной и целостной;
- духовно-нравственное развитие и воспитание в традициях отечественной культуры до сих пор не стали общим делом для родительской общественности, органов власти, системы образования.
Опираясь на положения ФЗ "Об образовании
в РФ", Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации до 2020 года, Стратегии государственной
национальной политики Российской Федерации на период до
2025 года, федеральной Программы развития воспитательной
компоненты в общеобразовательных учреждениях, Соглашение
об основных направлениях взаимодействия между Патриархом
Московским и Всея Руси и полномочным представителем
Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном
округе, учитывая требования федеральных государственных
стандартов образования и Концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России
участники Круглого стола предлагают органам власти и
управления образованием Томской области:
1. Организовать совещание руководителей
департаментов Администрации Томской области и глав
муниципальных образований по теме "Власть и духовность".
2. Заключить соглашения о сотрудничестве
между региональными и муниципальными органами власти и
епархиями Томской митрополии РПЦ.
4. В бюджетах всех уровней Томской области
предусмотреть средства на развитие духовно-нравственного
воспитания в традициях отечественной культуры.
5. Духовно-исторические
Кирилло-Мефодиевские, педагогические Макариевские и
другие чтения, конференции и конкурсы в области
духовно-нравственного воспитания проводить под эгидой и
с участием руководителей органов власти регионального и
муниципального уровней.
6. Одну из коллегий Департамента общего
образования посвятить вопросу о реализации требований
федеральных документов по вопросам духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России.
7. Разработать и внедрить систему учета и
оценивания результатов духовно-нравственного развития и
воспитания в учреждениях образования Томской области
всех видов и типов.
8. При разработке и обсуждении программ
развития науки, образования, культуры Томской области
учитывать духовно-нравственную составляющую.
9. Духовно-нравственное воспитание в
традициях различных культур организовывать с позиций
дружбы и сотрудничества всех членов многонационального
народа России.
10. Организовать периодический выпуск
методических материалов по вопросам
духовно-нравственного развития и воспитания личности.
11. Подготовить методические рекомендации по
организации партнерства и допустимым формам
взаимодействия школ с социальными партнерами в вопросах
духовно-нравственного развития и воспитания личности.
12. Разработать систему тиражирования
позитивного опыта образовательных учреждений в сфере
духовно-нравственного воспитания и развития.
13. Обратиться к Высокопреосвященнейшему
Митрополиту Томскому Ростиславу с просьбой поддержать
данные предложения и выступить инициатором перечисленных
мероприятий.
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" -
13.03.2014.
|