Резолюция Круглого стола "Проблемы духовно-нравственного развития и воспитания в реализации ФГОС"
МАОУ СОШ № 40 г. Томска, 26 августа 2013 г.
Мы, участники Круглого стола, обсудив
проблемы духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России при внедрении новых
стандартов образования и реализацию национальной
образовательной инициативы "Наша новая школа",
пришли к согласию в том, что:
Одной из основных функций образования
является консолидация нации.
1. Основой единства нации являются
духовно-нравственные ценности.
2. В соответствии с принципом целостности
образование должно включать знания о религиозных
культурах как важнейшей части большинства культурных
традиций и о религиозном мировоззрении как части ряда
научных дисциплин, а также обеспечивать
духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию
человека, гражданина и патриота.
3. В нормативных документах, касающихся
деятельности образовательных учреждений на территории
Российской Федерации, духовно-нравственное развитие и
воспитание личности обозначено как приоритетное
направление, занимающее центральную часть в
образовательной деятельности по реализации новых
федеральных государственных образовательных стандартов.
Однако в настоящее время в Томской области можно
отметить наличие определенных проблемных ситуаций,
препятствующих отмеченному выше пониманию значения и
роли духовно-нравственного воспитания:
- многие работники образования еще не восприняли новое содержание и требования новых стандартов общего образования и нового ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- среди педагогов и родителей сохраняется убеждение, что от государства отделена не только церковь как организация, но и религиозная культура и религиозное мировоззрение;
- в нормативных документах отсутствует определение допустимого типа духовности, что позволяет сохранять настороженное отношение к традиционным религиозным культурам или допускать в образовательной деятельности обращение к нетрадиционным религиям и негативную духовность;
- в связи с отсутствием четких рекомендаций учреждения образования воздерживаются от возможностей партнерства с организациями традиционных конфессий;
- в практике патриотического воспитания, в организации профилактики правонарушений и наркомании, в воспитательной деятельности не используется в полной мере потенциал духовно-нравственного воспитания на основе традиционных религий;
- существует потребность в методических материалах по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания, а также в методических пособиях по модулям курса ОРКиСЭ;
- существует потребность в регулярном обмене позитивным опытом по организации духовно-нравственного развития и воспитания в образовательных учреждениях.
Опираясь на содержание и требования
новых федеральных государственных образовательных
стандартов, а также учитывая обозначенную в "Программе
развития воспитательной компоненты в общеобразовательных
учреждениях на 2013-2018 годы" качественно новую роль
воспитательной деятельности (составной частью которой
является духовно-нравственное воспитание), и в связи с
результатами обсуждения мы считаем целесообразным в
Томской области:
1. Создать региональный межведомственный
Координационный совет по вопросам духовно-нравственного
развития и воспитания личности.
2. Разработать региональную целевую
программу духовно-нравственного развития и воспитания
личности жителя Томской области с учетом принципа
неразрывности светской и религиозной культур.
3. Включить во все оценочные процедуры
анализ соответствия образовательной деятельности
требованиям Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России.
4. Включить в госзадание ТОИПКРО систему
повышения квалификации по вопросам духовно-нравственного
развития и воспитания личности. При этом включить
вопросы духовно-нравственного развития и воспитания
личности в инвариантную часть курсов ПК, а также
увеличить объем деятельностных/активных форм ПК.
5. Разработать систему поощрения достижений
в сфере духовно-нравственного развития и воспитания
личности в Томской области.
6. Обратить внимание работников
образования, что носителями базовых национальных
духовных ценностей России являются народ, семья и
традиционные российские религиозные объединения.
7. Одобрить опыт внедрения программ "Социокультурные
истоки" и "Духовная культура Отечества" в
образовательных учреждениях Томской области.
8. В соответствии с возрастными
особенностями на основе форм и методов
духовно-нравственного развития и воспитания разработать
ряд типовых школьных программ по профилактике
правонарушений и наркомании, а также программы
военно-патриотического воспитания в качестве
профилактики девиантного поведения.
9. Организовать региональный банк
методических разработок по модулям курса ОРКиСЭ,
позволяющих добиться более качественного обучения.
10. Организовать периодический выпуск
методических материалов по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания личности.
11. Подготовить методические рекомендации по
организации партнерства и допустимым формам
взаимодействия школ с социальными партнерами в вопросах
духовно-нравственного развития и воспитания личности.
12. Регулярно проводить семинары-совещания
по проблемам духовно-нравственного развития и
воспитания на базе экспериментальных и стажировочных
площадок всех уровней.
13. Годовой план мероприятий и конкурсов по
вопросам духовно-нравственного развития и воспитания
публиковать к началу учебного года.
14. Разработать систему тиражирования
позитивного опыта образовательных учреждений в сфере
духовно-нравственного воспитания и развития.
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - 13.03.2014.
|