Вариации на тему ци
На протяжении столетий идея
использования невидимой энергии в целях восстановления
здоровья или стимуляции одной части тела для воздействия
на другую непрерывно приобретала все новые и новые
формы, вновь и вновь привлекая к себе внимание людей.
Некоторые ее разновидности напрямую связаны с
традиционной китайской медициной, тогда как другие имеют
с последней лишь отдаленное сходство и исповедуют свой
уникальный подход к проблеме человеческого здоровья.
Например, акупунктура уха, или
аурикулотерапия, основана на предположении, что все
меридианы начинаются в наружном ухе, заканчиваются в нем
или проходят через него. Очевидно, благодаря отдаленному
сходству формы уха с перевернутым вниз головой
человеческим зародышем или новорожденным считается, что
на ухе человека находится примерно сто шестьдесят восемь
акупунктурных точек, связанных с теми или иными частями
тела (Как правило, голова и лицо представлены точками
вокруг мочки уха, а нижняя часть тела соответствует
верхней части уха). Говорят, что при помощи акупунктуры
уха можно вылечить более семидесяти болезней, и в
Соединенных Штатах этот вид лечения широко рекламируется
как средство избавления от наркотической зависимости - в
особенности, от курения. Считается, что маленькие иголки
или скобки, воткнутые в одно или оба уха и оставленные в
теле на несколько дней или недель, могут уменьшить тягу
к курению и еде. Менее известны методы лечения,
использующие точки на лице, коже головы и языке, а также
корейская акупунктура рук, приверженцы которой полагают,
что меридианы и части тела находят отражение на ладонях
человека.
***
Читайте также по теме:
***
Еще одна альтернативная энергетическая
терапия, не имеющая прямого отношения к Древнему Китаю,
называется рефлексотерапией и представляет собой
своеобразное ответвление так называемой "терапии
рефлекторных зон", разработанной в 1915 г. американским
отоларингологом Уильямом Фитцжеральдом.
Рефлексотерапевты полагают, что функции всех органов
тела отражаются на ступнях ног, и наоборот, что массаж
определенных участков на подошвах ног оказывает
воздействие на те или иные органы. Они считают, что
различные части тела особым образом представлены на
каждой ступне - например, лицо человека отражено на
больших пальцах ног, а такие органы как толстая кишка и
мочевой пузырь располагаются ближе к пятке. Интересно,
что эта схема не вполне симметрична. Например, желчный
пузырь и правая (или восходящая) ободочная кишка
находятся на правой ноге, в то время как сердце и левая
(или нисходящая) ободочная кишка находятся на левой. Как
и в случае с акупунктурой, физиологический механизм
рефлексотерапии непонятен для анатомов и неврологов ХХ
века, но считается, что он использует прежде неизвестные
"рефлекторные" нервные пути, а также невидимые
энергетические каналы (отличные от китайских меридианов
и ци). Поскольку продолжительный массаж ног, как
правило, оказывает необычайно расслабляющее действие,
нетрудно себе представить, каким образом эта методика
может приносить видимое облегчение при определенных
симптомах. Некоторые приверженцы считают, что
аналогичного эффекта можно достичь посредством
рефлексотерапии рук, - они пользуются аналогичными
схемами, показывающими, каким образом органы тела
отражаются на ладонях рук.
Многие из тех, кто падает в обморок при
мысли об уколах (пусть даже крошечными иглами), находят
привлекательной технику акупрессуры - по сути, это та же
акупунктура, только производимая не острыми предметами,
а посредством надавливания пальцами. В Японии был
разработан целый ряд методик акупрессуры, но все они,
так или иначе, основаны на мистике ци. Шиацу, например,
включает в себя не только надавливание пальцами на
маленькие участки кожи, но и воздействие на более
обширные поверхности при помощи рук, колен и даже
ступней. Напротив, в другой японской методике,
джин-шин-дзюцу, используются очень легкие нажатия для
перераспределения ци в соответствии с диагнозом,
поставленным на основании пульса. Джин-шин-до ("путь
сострадательного духа") настоятельно подчеркивает
необходимость понимания даосской метафизики - и не
только ради доступа к ее целительным возможностям, но и
для того, чтобы открыть в себе "высшие", экстрасенсорные
центры. Эта методика предполагает не только
перераспределение ци через двенадцать традиционных
меридианов, но также использование восьми
"экстрасенсорных каналов" ("странных потоков"), на
которые можно воздействовать путем медитации, для
устранения препятствий на пути движения невидимых
энергий.
Прикладная кинезиология и "лечебное
прикосновение"
Яркая и характерно американская методика
была разработана хиропрактиком Джорджем Гудхартом - в
1964 году он представил общественности смесь из
китайских энергетических потоков, акупрессуры, мышечного
тестирования, которую назвал прикладной кинезиологией
(ПК)(Следует отметить, что эта техника никак не
связана с традиционной кинезиологией, которая изучает
движения тела и мышцы, ими управляющие. Официальная
кинезиология имеет широкое применение в реабилитации и
физиотерапии). В основе ПК лежит теория о том, что поток
ци передает определенным группам мышц информацию о
проблемах внутри тела. Например, легкие изменения в
трехглавой мышце, которая отвечает за разгибание руки в
локте, отражает состояние поджелудочной железы. Передняя
дельтовидная мышца, благодаря которой сгибается плечо,
как считается, связана с желчным пузырем.
Приверженцы ПК используют мышечное
тестирование и для того, чтобы мгновенно определить,
какие пищевые продукты, витамины и другие вещества могут
способствовать выздоровлению человека, а какие ухудшат
его состояние. Тестируемое вещество кладут человеку в
руку, в рот или просто на поверхность тела, после чего
проверяют "индикаторную" мышцу (Часто для этого тянут
вниз вытянутую руку). Если мышца напряглась, продукт
будет человеку полезен, а если мышца расслабилась,
наоборот. В одном руководстве по ПК, например,
говорится: "Если у пациента обнаружено расстройство
печени, а соответствующая этому органу большая грудная
мышца расслаблена, дайте пациенту пожевать вещество,
которое может поддержать печень, - например, витамин А.
Если... витамин А является верным средством, мышца при
проверке будут более крепкой" [1] .
Теория о том, что ци передает мышцам
информацию, допускает даже "заместительное"
тестирование, при котором крепость руки родителя может
использоваться для оценки состояния и лечения ребенка,
сидящего у него на коленях. Более предприимчивые
приверженцы ПК утверждают, что тест с вытягиванием руки
можно применять к любому и каждому предмету, вступающему
в контакт с телом (например, к наручным часам, солнечным
очкам и даже одежде), чтобы определить степень их
влияния на запас и поток энергии ци [2].
Популярная экстраполяция ПК, "Лечебное
прикосновение" (ЛП), была разработана в 1973 году
хиропрактиком Джоном Таем. Она дополняет методику
мышечного тестирования ПК простым способом лечения: для
того, чтобы укрепить слабую мышцу (и, соответственно,
устранить дисфункцию связанного с ней органа) нужно
попросту провести рукой из конца в конец
соответствующего меридиана одним мягким, поглаживающим,
непрерывным движением. Считается, что эта методика
действует даже в том случае, если рука отклоняется от
меридиана на 3-5 сантиметров и даже если рука проходит
над поверхностью кожи, не прикасаясь к ней. Простота
этого метода и легкость, с которой им могут пользоваться
обычные люди, способствовали тому, что интерес к ПК в
целом и ЛП в частности сохраняется вот уже более
четверти века. Например, в докладе директора Института
кинезиологии Джона Магуайра говорится о том, что Энтони
Роббинс - популярный и очень известный оратор,
специалист по методам достижения успеха и автор книг,
посвященных раскрытию возможностей человека, - с
восторгом принял эту методику и включил ее в курс своего
"Университета мастерства" [3].
Погружение в мистику: Рейки и Цигун
Рейки - это японское слово, состоящее из
двух слогов: рей (что обычно переводится как
"универсальный, вселенский") и ki (т. е. ци, жизненная
сила, о которой идет речь в этой статье). Брошюра "Что
такое Рейки?", изданная Международным центром по
обучению Рейки, придает этому слову особое значение:
Изучение эзотерического смысла, который
имеет японский иероглиф "Рей" в алфавите канджи,
позволило нам глубже понять эту идеограмму. Слово "Рей"
в том виде, как оно использовано в слове "Рейки", можно
более точно истолковать как сверхъестественное знание
или духовное сознание. Это мудрость, нисходящая от Бога
или Высшего Я. Это всеведущее Богосознание. Оно
полностью понимает каждого человека… "Ки" означает то
же, что "Ци" в китайском языке, "Прана" в санскрите и
"Ти" или "Ки" в гавайском языке...
"Ки" - это жизненная сила. Ее также
называют необходимой жизненной силой или вселенской
жизненной силой. Это нематериальная энергия, дающая
жизнь всему живому. Пока существо живет, в нем
циркулирует и его окружает жизненная сила; когда
существо умирает, жизненная сила уходит...
Те, кто занимается боевыми искусствами,
используют "Ки" для своего физического и умственного
развития. Она используется в медитативных дыхательных
упражнениях, именуемых Пранаяма, а шаманы во всех
культурах черпают в ней силу для гадания,
экстрасенсорного знания, явления духов и исцеления. "Ки"
- это нематериальная энергия, которую используют все
целители. "Ки" присутствует повсюду, и ее можно
накапливать в разуме.
В методике, которую мы называем Рейки,
Богосознание ("Рей") управляет жизненной силой ("Ки").
Поэтому Рейки можно определить как духовно управляемую
энергию жизненной силы. Таково осмысленное толкование
слова "Рейки". Оно более точно описывает ощущения,
которые эта методика оставляет у большинства людей;
Рейки сама управляет собой при помощи собственной
мудрости и не откликается на намерения человека, ее
использующего [4].
Методику Рейки разработал д-р Микао
Усуи, японский богослов XIX века, который много лет
пытался воспроизвести чудесные исцеления, совершенные
Иисусом. Он изучал не только христианские, но и
буддистские тексты на многих языках и. в конце концов.
нашел санскритский перевод, в котором, как он считал,
описывалось забытое искусство исцеления. Говорят, что во
время продолжительного поста и молитвы ему было дано
видение, из которого он почерпнул более глубокое
понимание этих учений. Впоследствии он объединил
полученные знания в систему, которая ныне именуется
Рейки.
Суть Рейки сводится к налаживанию
течения жизненной энергии в теле - только без сложных
формул и взаимосвязей традиционной китайской медицины.
Целитель считается не источником энергии, а всего лишь
"проводником". На протяжении сеанса, который длится
около часа, он держит руки над двенадцатью основными
участками тела пациента. Пациент практически не
участвует в процессе - он всего лишь "формулирует
намерение" относительно того, что он хотел бы вылечить,
и в какой-то момент во время сеанса, возможно, ощущает
тепло или покалывание. Чтобы стать целителем Рейки,
нужно получить своего рода инициацию (включающую в себя
древние тайные символы), в ходе которой мастер Рейки
"передает энергию" своему ученику. Очевидно, прочие
навыки и умонастроения менее важны, чем открытие
"целительского канала", которое также называют
"настройкой". Считается, что после "настройки" человек
сможет пользоваться этой энергией на протяжении всей
жизни.
Мастером Рейки можно стать, пройдя
дополнительное (вторая и третья ступень) обучение и
настройку и передав свои знания кому-нибудь другому.
Если верить публикациям Международного центра обучения
Рейки, эта методика "не является религией. Она не
содержит никаких догм и ничего, во что нужно было бы
верить, чтобы изучать и использовать Рейки. По сути,
Рейки вообще не зависит от убеждений и будет работать
вне зависимости от того, верите вы или нет" [5]. Но, по
всей видимости, у Рейки есть некие собственные желания.
И если многие виды терапии, использующие жизненную
энергию, предполагают, что мы можем научиться
определенным методикам управления этой вселенской силой
(по сути, Самим Богом), то Рейки, судя по всему, желает
властвовать над тем, кто взаимодействует с ней.
Леча себя и других, а также размышляя
над сущностью Рейки, вы все больше и больше будете
руководствоваться Рейки в принятии важных решений.
Иногда вы будете ловить себя на том, что совершаете
поступки, которые не имеют смысла или не соответствуют
тому, что вам, по вашему мнению, следовало бы делать.
Иногда вы будете чувствовать побуждение сделать то, чего
вы обещали никогда не делать... Со временем вы
убедитесь на собственном опыте, что водительству Рейки
стоит доверять. Как только вы полностью подчинитесь
этому водительству, вы вступите на Путь Рейки...
В конечном итоге, мы должны помнить, что
мастер Рейки - не тот, кто подчинил себе Рейки, но кого
Рейки подчинила себе. Для этого мы должны полностью
подчиниться духу Рейки, позволив ему управлять всеми
сферами нашей жизни и стать нашей единственной целью,
единственным источником сил и средств к существованию
[6].
Не приходится и говорить, что заявления
о нерелигиозной сути Рейки, мягко говоря, неискренни.
Сторонники лечения при помощи жизненной энергии, как
правило, говорят, что эти методики носят научный,
эмпирический характер и могут использоваться людьми
любого вероисповедания. Однако духовные истоки такого
целительства очевидны, а в случае с Рейки они просто
бросаются в глаза.
Аналогичным образом цигун, который никак
нельзя назвать нововведением и который на протяжении
тысячелетий был неотъемлемой частью традиционной
китайской медицины, имеет несомненное сходство с
метафизическим учением Йоды из кинофильма "Империя
наносит ответный удар" (Вполне возможно, что учитель
джедай, которого актер Лиам Нисон сыграл в 1999 году в
фильме "Призрачная угроза" из цикла "Звездные войны", не
случайно носит имя Квай-Гон Джинн [7]). Цигун - что в
буквальном переводе означает "работа с энергией" - это
сочетание телесных движений, техники дыхания и медитации
исключительно популярное в Китае. По некоторым оценкам,
более шестидесяти миллионов китайцев ежедневно
занимаются этой гимнастикой в общественных парках, часто
в больших группах [8]. Большинство из них занимаются
"внутренним цигуном" и от двадцати минут до часа
медленно совершают заученные движения, сопровождаемые
размеренным дыханием, мысленно представляя, как энергия
ци плавно протекает через их тела.
В противоположность последователям
Рейки, по мнению которых энергия должна, в конце концов,
подчинить себе человека, приверженцы цигуна убеждены,
что они способны управлять потоком энергии силой своего
разума. "С точки зрения философии цигун, главная цель
заключается в сохранении или восстановлении равновесия и
гармонии тела и разума", - говорится в одном из
наставлений по этой практике. "С помощью цигуна человек
может укрепить ци и переместить ее туда, где имеет место
расстройство или закупорка" [9]. Кроме того, считается,
что в процессе занятий цигуном можно мысленным усилием
аккумулировать невидимую энергию в любом из нескольких
"резервуаров", чтобы потом правильно распределить ее по
всему телу. Приверженцы традиционного китайского цигуна
и их западные коллеги полагают, что регулярные занятия
внутренним цигуном укрепляют иммунитет и, как правило,
уменьшают вероятность возникновения и тяжесть протекания
болезни. Нетрудно представить, что ежедневные сеансы
плавных движений в сочетании с дыхательными упражнениями
приносят ощутимую пользу, однако доказать, что занятия
цигуном способны принести все положительные плоды, о
которых говорят сторонники этой гимнастики, очень
трудно.
Интересная дискуссия возникла вокруг
утверждения некоторых энтузиастов, что они способны
направлять поток ци за пределы своего тела, - этот
процесс называется "внешним цигуном". Одни претендуют на
способность направлять свою ци в других людей для их
исцеления, а другие с еще большей смелостью утверждают,
что могут двигать предметы, не прикасаясь к ним,
отразить нападение врага, не прибегая к физической силе,
или заставить лампы дневного света мигать. Как следует
из обширного доклада Комитета по научному изучению
сообщений о паранормальных явлениях (Committee for the
Scientific Investigation of Claims of the Paranormal,
CSICOP), в Китае с избытком хватает мастеров цигун,
приобретших богатство и влияние благодаря своим мнимым
экстрасенсорным и целительским способностям. Но когда
подобные утверждения подвергаются проверке в
контролируемых условиях, и особенно когда за
происходящим наблюдают опытные артисты-фокусники, эти
чудесные способности неизменно оборачиваются старыми
добрыми фокусами, ловкостью рук, гипнотическим
внушением, неудачами (иногда их пытаются объяснить
недостатком веры у присутствующих), а подчас экстрасенсы
просто не приходят на испытания. Участники симпозиума,
проведенного в июне 1995 года Китайской ассоциацией
науки и технологии (China Association for Science and
Technology, CAST), на котором присутствовали и
сотрудники CSICOP, неоднократно называли широко
распространенную веру во внешний цигун "главной
псевдонаучной проблемой" Китая. Один китайский
журналист, научный и политический обозреватель Лин
Цисин, назвал суеверия, процветающие в Китае, угрозой
технологическому развитию страны [10].
Не стоит и говорить, что большинство
китайских ученых не испытывает большого уважения к
традиционной китайской медицине в целом и цигуну в
частности, однако на Западе на это обстоятельство
закрывают глаза. Ярким примером подобного избирательного
внимания можно считать выпущенную Государственной
службой радиовещания США серию программ "Исцеление и
разум" (ведущий Билл Мойерс), впервые вышедшую в эфир в
1993 году. Первая передача, которая называлась "Тайна
ци", была посвящена традиционной китайской медицине. В
ней принимал участие доктор медицины Дэвид Эйзенберг,
автор нескольких известных исследований в области
альтернативной медицины. Еще во время учебы на
медицинском факультете Гарвардского университета
Эйзенберг был очарован китайской медициной и после того,
как в конце 1970-х годов были восстановлены
дипломатические отношения между США и Китаем, он стал
первым американским студентом-медиком, посетившим в
Китай по обмену. Начиная с августа 1979 года он
интенсивно изучал там традиционную медицину, а затем
вновь вернулся в Китай в 1983 году с медицинской
делегацией, чтобы изучить понятие ци. В результате
приобретенного опыта он совершенно ясно понял, что
традиционная китайская медицина неотделима от этого
мистического понятия.
Мойерс: Когда вы приехали туда
двенадцать лет назад, когда вы прибыли, были ли вы
настроены скептически?
Эйзенберг: Весьма. У меня были точно
такие же сомнения.
Мойерс: Как вы относились к традиционной
китайской медицине?
Эйзенберг: Все было слишком просто -
работает ли она? А если работает, то как она работает?
Если она работает, в какой степени это эффект плацебо?
Объясняется ли ее успех лишь верой человека, или
лекарства действительно работают, иглы действительно
работают, медитация действительно работает? Я задавал те
же самые вопросы, которые задаете вы. И я ничего не знал
о ци, об этой жизненной энергии. Собственно, лишь после
нескольких месяцев, проведенных мной в школе
традиционной медицины, учителя, наконец, смогли
втолковать мне, что вся система построена на этой
странной штуке, которая называется энергией ци...
Трудности изучения китайской медицины
отчасти связаны с тем, что ты словно посещаешь
медицинскую школу, расположенную на территории
богословской семинарии. Мы на Западе разделяем религию и
медицину. В китайской медицине мастера-целители, люди,
разбирающиеся в материальных вещах, одновременно
являются духовными лидерами. Они никогда не разделяют
медицину и религию. Представьте, что Гарвардская
медицинская школа находится на территории большой
богословской семинарии, а будущие медики и будущие
богословы посещают одни и те же лекции. Именно так, в
значительной степени, обстоит дело с китайской медициной
[11].
В передаче "Тайна ци" Мойерс и Эйзенберг
посещают традиционную китайскую больницу, наблюдают за
приготовлением экзотических травяных отваров, следят за
операцией на головном мозге (причем пациентка находится
в сознании и очевидно нуждается в меньшей дозе
болеутоляющих средств, поскольку одновременно
подвергается акупунктуре), обсуждают с
мастером-массажистом движение потока ци в китайском
массаже и наблюдают за работой врача, который
утверждает, что лечит больных дозами своего внешнего
цигуна. Почти во всех этих эпизодах они говорят
вполголоса в присутствии традиционных целителей, а
впоследствии выражают свое изумление по поводу всего
увиденного. Время от времени в их голосах звучат
скептические нотки - впрочем, довольно приглушенные, - и
пара ведущих отпускает замечание по поводу важности
контролируемых исследований, однако они делают это,
скорее, по обязанности, чем от сердца.
В одном из эпизодов программы ведущие
встречаются с учителем цигуна, который проводит свои
занятия в пекинском Парке пурпурного бамбука. Мастер Ши,
невысокий пожилой человек, якобы способен отогнать или
разбросать своих крепких молодых учеников одной лишь
силой своего внешнего ци. Несколько человек пытаются
сбить его с ног, но старик легко и без всяких видимых
усилий отражает их атаки. Нападающие показывают, что
прилагают все силы, и громко сопят, но в какой-то момент
Эйзенберг кричит одному из них: "Брось, Эндрю, это
выглядит ненатурально!" Другие специалисты, внимательно
изучившие этот эпизод, пришли к заключению, что все
действительно было подстроено; и поверить в это
нетрудно, поскольку нападавшие были учениками мастера Ши
и посвятили свою жизнь изучению его секретов (Говорят,
старик требовал от них приходить в парк каждое утро на
протяжении трех лет и таким образом доказать серьезность
своих намерений [12]). Эта демонстрация, в подлинность
которой не поверил даже Мойерс, так и не убедила
зрителей, что пожилой учитель из пекинского парка
действительно обладает какой-то психокинетической
энергией.
В своей книге Encounters with Qi ("Опыт
знакомства с Ки") и в диалогах с Биллом Мойерсом
Эйзенберг демонстрирует явный внутренний конфликт между
своим глубоким уважением к китайской медицине и своими
научными познаниями, полученными в Гарвардской
медицинской школе и UCLA [13]. В его словах неоднократно
проскальзывает желание - чуть ли не страстное - увидеть,
что реальность ци и основанных на ней методик (в том
числе и внешнего цигуна), наконец, доказана. Но потом,
словно планета, движущаяся по эллиптической орбите
вокруг двух солнц, он возвращается к западному центру
притяжения и отмечает, что эти методики не вызывают
доверия, что эффективность китайской медицины может
объясняться такими прозаическими факторами, как
внушаемость и эффект плацебо, и что нужны более строгие
клинические исследования. Однако, наблюдая за его
метаниями между Западом и Востоком, трудно не
заподозрить, что Эйзенберг в большей степени тяготеет к
Востоку. Так или иначе, он не скрывает своего желания
объединить эти две традиции:
Когда меня спрашивают: "Что Вы думаете,
доктор? Неужели она [традиционная китайская медицина]
действует?" - я не знаю. Чтобы это узнать, нужно
соединить китайскую медицину с западной. Две стороны
должны объединиться, потому что китайские целители не
обучены науке. Им ничего не известно о контрольных
группах, о рандомизации и статистике. Это не входило в
их теоретическую подготовку, так же как западные врачи
ничего не знают о ци… Для того, чтобы понять, действует
ли она, приносит ли она пользу, экономит ли она деньги,
необходимо применить самые строгие, самые эффективные
научные методы. Вот что должно случиться, и прежде это
никогда не случалось, ни на Западе, ни на Востоке.
Поэтому продукт этого объединения будет чем-то
совершенно новым [14].
Поучительная история: разоблачение
животного магнетизма
Мы довольно подробно обсудили
распространенное мнение, что управление невидимой
жизненной энергией - как бы оно ни называлось и какими
бы методами ни осуществлялось, - может принести
исцеление. Эта идея сохраняет популярность как в
примитивных, так и развитых культурах, хотя еще ни одной
серьезной группе ученых ни на одном континенте не
удалось ни обнаружить, ни сколько-нибудь логично
доказать факт существования ци, или праны, или
чего-нибудь подобного.
Так почему же эта идея продолжает жить -
особенно в технологически развитых странах? Одна из
главных причин состоит в том, что идея вселенской
жизненной энергии дает ответ на сокровенное желание
человека обрести духовную полноту и смысл жизни и
открывает ему возможность почти неограниченного
использования духовной силы.
Другая важная причина заключается в том,
что современная западная культура насквозь пропитана
бездумным прагматизмом, который проявляется в заявлениях
такого рода:
- Не понимаю как, но это работает!
- Миллионам китайцев это помогает, значит,
в этом что-то есть.
- У меня болело плечо, но после сеанса
боль утихла - наверное, поток моей энергия действительно
пришел в норму, как и сказал доктор.
- Я ощущала тепло в тех местах, над
которыми целитель водил руками.
- С тех пор как я начал заниматься Рейки,
мне стало легче сосредотачивать свое внимание.
Даже медики начинают рассуждать таким
образом, когда клинические исследования подтверждают,
что некая методика, в целом не имеющая разумного
обоснования, дает какой-то положительный эффект. К
примеру, один вполне солидный журнал, посвященный
семейной медицине, недавно обнародовал результаты
исследований, из которых следовало, что применение
методики "Лечебного прикосновения" приводит к видимому
улучшению состояния пациентов с остеоартритом коленных
суставов, а колонка редактора была посвящена
размышлениям о значении этого открытия [15].
Однако сотрудники данного конкретного
журнала, равно как и авторы других бесчисленных статей и
книг (адресованных как профессионалам, так и широкой
публике), чьими стараниями энергетические виды лечения
приобрели некоторый вид респектабельности, похоже, не
хотят встряхнуть головой и задаться очевидным вопросом:
зачем (помимо антропологических или социологических
соображений) уделять столько внимания медицинским
теориям, которые игнорируют фундаментальные законы химии
и физики, ставят крест на плодах двухсотлетнего развития
биологии и физиологии, бросают вызов здравому смыслу и
носят откровенно мифологический характер?
Если всемирно известный эстрадный
фокусник говорит, что обладает сверхъестественной силой
и способен мгновенно переместить человека из одного
конца комнаты в другой, и тут же убедительно
демонстрирует свои способности, неужели мы примем его
слова на веру? А если он будет настаивать на своих
словах, и мы не сможем понять, как именно он делает свои
фокусы, неужели мы покинем представление в уверенности,
что он и правда способен бросить вызов законам физики?
Может быть, нам стоит поискать более разумное
объяснение? Да, он прекрасный артист и мастерски
отвлекает наше внимание, и другой фокусник, возможно,
объяснит нам, что на самом деле происходит на сцене. Но
этому человеку, похоже, нужна помощь психиатра.
Большинство из нас согласилось бы с последним выводом. А
если в конце своего представления фокусник заявит, что
развил в себе способность направлять исцеляющую энергию
через всю комнату прямо в больные суставы или опухоль в
мозгу другого человека? Будет ли он по-прежнему
нуждаться в помощи психиатра или же, наоборот, получит
выгодный контракт с издательством и приглашение
участвовать в программах Государственной службы
радиовещания?
Мы поступим мудро, если последуем
трезвому подходу некоторых наших предшественников,
которые столкнулись с аналогичной ситуацией более двух
столетий назад, когда их попросили высказать свое мнение
об утверждениях и методах австрийского врача Франца
Антона Месмера. Сегодня Месмер известен тем, что вводил
многих своих пациентов в состояние, напоминающее транс
(мы называем такую практику месмеризмом), однако в свое
время он был более знаменит как автор теории "животного
магнетизма". Он полагал, что эта жизненная сила, так же
как ци и прана, течет сквозь Вселенную и вливается в
тело человека, а ее правильная циркуляция необходима для
здоровья. Месмер утверждал, что магнетическая терапия
своим "однородным течением" может исправить
"неравномерное распределение нервного флюида и его
хаотическое движение, и порождает то состояние, которое
я называю гармонией нервов" [16].
Сначала Месмер применял в качестве
лечебных инструментов настоящие магниты, но впоследствии
решил, что его собственного "животного магнетизма"
достаточно, чтобы "намагнитить" любое другое вещество -
бумагу или дерево, - которое он хотел использовать. В
конце концов, он вообще отказался от подсобных средств и
заявил, что может направить эту невидимую силу на
человека, стоящего в нескольких метрах, просто указав на
него пальцем. Говорили, что в результате реципиент
входил в состояние "кризиса" - судорожно трясся, стонал,
гримасничал и, в конце концов, терял сознание. В
некоторых случаях такие "сеансы" приводили к явному
улучшению в состоянии пациентов -достаточно часто, чтобы
Месмер приобрел в Париже довольно хорошую известность. В
1784 году король Людовик XVI даже назначил королевскую
комиссию, чтобы изучить деятельность Месмера и его
животный магнетизм. Комиссия из девяти человек, в числе
которых были Бенджамин Франклин и Антуан Лавуазье (один
из отцов современной химии), разработала несколько
элегантно простых экспериментов, которые доказали, что
магнетические кризисы и связываемые с ними случаи
излечения были, по сути дела, результатом обычного
внушения.
Так, в одном эксперименте участвовала
женщина, убежденная в том, что она ощущает тепло в тех
частях тела, которые подвергаются магнетическому
воздействию. Когда ей завязали глаза и тайно подвергли
магнетическому воздействию, она никак на это не
отреагировала. Когда же ее предупредили о предстоящем
воздействии, но делать ничего не стали, она сообщила,
что чувствует привычное тепло. На основании полученных
данных комиссия пришла к выводу, что "воображение без
магнетизма порождает конвульсии, а... магнетизм без
воображения не порождает ничего". Вот ее заключение:
"Этого флюида не существует, следовательно, он не имеет
практической пользы" [17]. Однако выводы комиссии, по
всей видимости, не получили широкой огласки, а потому
"животный магнетизм" и "магнетические исцеления"
продолжали привлекать к себе внимание врачей и пациентов
вплоть до начала ХХ века.
Этот эпизод из истории медицины
заслуживает нашего внимания, поскольку члены королевской
комиссии Людовика XVI проявили большую мудрость, чем
многие их коллеги конца ХХ - начала ХХI века. Как и
большинство сегодняшних проповедников альтернативной
медицины, Месмер настаивал на том, что комиссия должна
сосредоточить внимание на конвульсиях и фактах
исцеления, которые он считал объективным проявлением
животного магнетизма. Однако члены комиссии, прекрасно
сознававшие способность тела к выздоровлению и роль
разума в этом процессе, поставили лошадь впереди телеги
и решили, прежде всего, выяснить, существуют ли
рациональные доказательства существования животного
магнетизма. Они не собирались говорить о потенциальной
пользе этой силы для лечения болезней, пока не получат
убедительного положительного ответа на первый вопрос. Их
честные эксперименты убедительно доказали, что
пресловутая "жизненная энергия" - плод человеческого
воображения. К сожалению, сегодня такой подход редко
применяется к методам лечения, основанным на аналогичных
теориях о течении жизненной энергии в теле человека.
"В этом что-то есть"
В настоящей главе мы увидели отнюдь не
лестную картину мира методов лечения посредством
жизненной энергии. На то есть две причины: научная и
духовная. Если поток невидимой, вселенской жизненной
энергии (как бы она ни называлась) внутри человеческих
существ является ключом к пониманию проблемы здоровья и
болезни, и если из такой энергии действительно соткана
вся Вселенная, справедливы следующие утверждения:
- Все, что мы, казалось бы, знаем о
биологии и физике, неверно.
- Все, что мы, казалось бы, знаем о Боге
из Ветхого и Нового Заветов, неверно.
Многие энтузиасты альтернативной
медицины с радостью согласятся с обоими утверждениями.
"Давайте откажемся от старых, механистических и
упрощенных парадигм и будем рассматривать человека
холистически - как тело, разум и дух. А заодно давайте
откажемся от мысли о Боге как об отдельном от нас
существе, обладающем отеческими наклонностями и
одержимом идеей "греха", и будем во всей полноте
реализовывать свой потенциал как духовных существ".
Конечно, не всякий согласится с подобным
отношением. Распространенное понятие "альтернативная
медицина" подразумевает, что традиционные и
нетрадиционные методы не взаимоисключающи: традиционная
медицина приносит пользу в одних случаях (таких, как
перелом ноги), а нетрадиционная - в других (таких, как
хронические боли в ноге). Авторы многих статьей,
адресованных профессионалам и рядовым читателям, уже
готовым усвоить принципиально новые идеи (или не
желающим показаться ограниченными), обходят эту проблему
молчанием из желания объединить медицину Востока и
Запада. И многие люди, твердо верующие в Писания,
регулярно участвуют в сеансах энергетического лечения -
либо как пациенты, либо как проводники этой энергии. Они
считают поток энергии не Богом, а всего лишь одним из
аспектов Божьего творения, а пользу от управления этим
потоком - зерном, которое можно отделить от
метафизических плевел Востока или Новой эры.
Авторы передовицы, опубликованной в
одном из медицинских журналов, похоже, понимают, какими
последствиями для науки чревато подтверждение
эффективности какого-либо энергетического метода лечения
(в данном случае "Лечебного прикосновения", ЛП) в
определенных клинических случаях:
Должным образом выполненные и
объективные эксперименты с ЛП, дающие положительные
результаты, бросают вызов всему нашему научному
мировоззрению и более всего физике. Если полученные
данные убедительны, значит, объяснения и предсказания,
предлагаемые самыми испытанными и надежными моделями
Вселенной, ошибочны. Вот было бы здорово! Грядущее
поколение специалистов в экспериментальной физике и
химии извело бы горы бумаги, исследуя этот феномен.
Волна новых интенсивных экспериментов могла бы породить
новые рационалистические и упрощенные модели Вселенной.
Произошел бы поистине колоссальный переворот. Итак,
убедительны ли полученные данные?
Далее авторы разъясняют, какие факторы
могут отрицательно повлиять на чистоту исследования
методов, подобных ЛП.
Небольшие исследования в этой области,
как всякие скромные исследования, проводимые
первопроходцами в новых областях науки, до сих пор очень
страдают от предвзятости экспериментаторов и издателей.
Если экспериментаторы не предоставляют негативные данные
для публикации, а издатели не хотят публиковать
позитивные данные, статистика даст нам неверные ответы.
Кроме того, имеет место сильное политическое,
экономическое и социальное давление. На альтернативные
методы лечения тратятся миллиард долларов, маховик
американского капитализма набирает обороты, а политики
получают привычные денежные поощрения. ЛП широко
преподается на курсах медсестер, а многие медицинские
институты вводят в свою программу курс по альтернативным
методам лечения… Наука никогда не свободна от влияния
политики и коммерции; мы должны принять во внимание и
эти факторы.
Где же выход? Если верить авторам
упомянутой выше передовицы, нужно довести до конца
изучение этой конкретной методики (ЛП), а там уж пусть
щепки летят, как угодно, даже если эти щепки величиной с
Эверест.
Давайте проведем масштабное, хорошо
продуманное и четко регламентированное изучение ЛП. Это
исследование должно быть авторитетным, и проводить его
должны опытные ученые, готовые опубликовать как
позитивные, так и негативные результаты наблюдений. Если
результаты будут негативными, мы вернемся к существующим
научным моделям и будем ждать новых проблем с других
направлений. Но если ответы будут позитивными, нас всех
ожидает большое приключение, которое выйдет далеко за
рамки обычной медицины [18].
Авторы этого опуса в своих размышлениях
об исследовании, которое способно повернуть вспять
двухсотлетнюю историю научных изысканий на Западе,
упустили из виду исключительно важную аксиому: необычные
утверждения требуют необычных доказательств. Из этой
аксиомы вытекает очень важное следствие: говорить легко.
Если человек хочет продвинуть некую идею
- в нашем случае, новую концепцию здравоохранения, -
которая бросает вызов фундаментальным и неоднократно
проверенным принципам биологии, химии и физики, на этом
человеке лежит обязанность представить факты,
исключительно убедительные с точки зрения следующих
принципов:
- Об эффективности лечения не следует
судить только по словам пациента, что ему стало лучше.
Конечно, субъективное улучшение самочувствия важно во
всех областях здравоохранения. Но его едва ли можно
признать необычным доказательством необычного
утверждения.
- Такой же результат должны получить и
другие (многие другие!) исследователи - в особенности,
те из них, которые не преследуют какие-то собственные
цели, и не могут ничего приобрести или потерять в
результате исследований. Высказанное в процитированной
выше передовице предположение, что одно-единственное
широкомасштабное исследование "Лечебного прикосновения"
может стать отправной точкой для "большого приключения"
в неизведанных мирах, подрывает авторитет научного
исследования. Если исследователи со всех концов земли не
могут воспроизвести полученный результат, не торопитесь
переписывать учебники.
- Необходимо серьезно изучить и
исключить все и всяческие альтернативные объяснения
наблюдаемого явления. Если это явление можно объяснить в
рамках более традиционных механизмов и теорий,
потребуются очень серьезные и, опять же, воспроизводимые
доказательства того, что мы не имеем дело с проявлением
уже известных факторов.
Практический пример: акупунктура как
обезболивающее
В качестве иллюстрации перечисленных
принципов давайте поговорим о феномене, который еще
несколько десятилетий назад привлек внимание западных
журналистов и общественности и до сих пор остается
главным аргументом для сторонников традиционной
китайской медицины: использовании акупунктуры для снятия
боли во время операции и после нее.
Любопытно, что одним из поворотных
моментов в истории альтернативной медицины стал случай
аппендицита. Джеймс Рестон, обозреватель газеты
"Нью-Йорк Таймс", был одним из первых американских
журналистов, посетивших материковый Китай, когда в годы
президентства Никсона были восстановлены взаимоотношения
между этой страной и США. В 1971 году он присутствовал
на нескольких хирургических операциях - в том числе по
иссечению опухоли мозга, - во время которых пациенты
находились в сознании и бодрствовали. Единственным
обезболивающим во время этих операций, по-видимому, была
акупунктура. Во время поездки в Пекин Рестон свалился с
приступом аппендицита, и ему понадобилась срочная
операция, проведенная с использованием спинальных
анальгетиков. После операции у него начались желудочные
колики - врачи диагностировали гастрит и успешно
вылечили его при помощи акупунктуры. Рассказ Рестона об
этих событиях, опубликованный в "Нью-Йорк Таймс" (22
августа 1971 года), и его интервью в других средствах
массовой информации вызвали значительный интерес в
Соединенных Штатах.
На протяжении нескольких последующих
месяцев журналисты, ученые и врачи один за другим
совершали паломничества в Китай, и многие из них
впоследствии публиковали свои впечатления в популярной
прессе, а некоторые - в научных журналах. В этих статьях
сообщалось, что в Китае с успехом проведены уже тысячи
успешных операций под акупунктурной анестезией, в том
числе краниотомии (вскрытия черепной коробки), операции
на щитовидной железе, тонзиллэктомии, кесаревы сечения и
даже операции на легких и на открытом сердце. К
несчастью, многим из этих путешественников - даже тем, у
кого было медицинское образование, - недоставало опыта,
чтобы оценить увиденное. По мере того как научное
сообщество стало уделять феномену акупунктуры более
пристальное внимание, началось обсуждение вопросов, на
которые пресса прежде смотрела сквозь пальцы. Так ли
эффективна китайская медицина, как об этом рассказывают?
Насколько она эффективна - особенно в сравнении с
другими формами лечения или отсутствием всякого лечения?
Зависит ли ее эффективность от таких переменных, как
тип заболевания, преобладающие в данной культуре
религиозные убеждения и эмоциональный настрой пациента?
Что важнее - использование каких-то конкретных точек или
способ их стимуляции? Если акупунктура дает
положительный результат в значительном числе случаев,
благодаря чему это происходит?
Ряд особенно серьезных комментариев
опубликовал более четверти века назад доктор медицины
Джон Дж. Боника, начальник отделения анестезиологии
Вашингтонского университета, долгое время изучавший
феномен боли. Внимательно наблюдая за акупунктурной
анестезией в Китае, Боника обнаружил ряд фактов, которые
в то время - да и сейчас - неверно понимали другие
наблюдатели. Так, например, в первых сообщениях
говорилось, что этот вид анестезии применяется в
большинстве хирургических операций, которые проводятся в
Китае. Опираясь на статистику, собранную китайскими
исследователями, Боника подсчитал, что акупунктура
использовалась менее чем в 10 % всех случаев [19]. Более
того, хотя акупунктура, по-видимому, приглушает болевые
ощущения, она, как правило, не устраняет боль и другие
неприятные ощущения полностью. Некоторые авторы
отмечают, что применять к акупунктуре термин "анестезия"
("отсутствие ощущений") неправильно - более уместным был
бы термин "гипалгезия" ("уменьшение боли").
Едва ли не каждому пациенту, который во
время хирургического вмешательства подвергается
акупунктуре, делают инъекцию наркотического средства или
барбитурата перед операцией или ставят капельницу с
наркотиком во время операции. Перед тем, как сделать
разрез или произвести иное воздействие на чувствительные
ткани, врач часто делает пациенту инъекцию
местноанестезирующего средства. Акупунктура не
обеспечивает расслабления мышц, что крайне осложняет или
даже исключает проведение операций на брюшной полости
(напряженные брюшные мышцы являются труднопреодолимым
препятствием), а неизбежное смещение внутренних органов
может вызвать у больного тошноту и рвоту. Чтобы решить
эту проблему, в тех случаях, когда акупунктура является
основным обезболивающим средством, китайские хирурги
часто действуют с крайней осторожностью. По сути дела,
неотложные хирургические операции никогда не делаются с
применением акупунктуры. Но даже с учетом этих оговорок
нельзя отрицать, что пациент находится в сознании и
бодрствует при множестве разных операций, а в некоторых
случаях это большое преимущество. К другим преимуществам
акупунктуры относятся минимальный риск, отсутствие
существенных физиологических отклонений и меньшее время
восстановления после операции. Боника также приводил
сообщения об отличных результатах, которые акупунктура
дает при многих хронических болевых синдромах - за
исключением болей на поздних стадиях рака и при
остаточном нервном расстройстве (невралгии) после
вспышки опоясывающего лишая. В тех случаях, когда
требовалось неотложное врачебное вмешательство, а
пациент был напуган, использование акупунктуры также не
приносило впечатляющих результатов.
Отчет Конференции по достижению
консенсуса относительно акупунктуры, проведенной
Национальными институтами здравоохранения (NIH) в ноябре
1997 года, не затрагивал вопрос об использовании
акупунктуры в хирургии, однако в нем было отмечено, что
в изученной участниками медицинской литературе
присутствуют предположения об эффективности акупунктуры
для снижения послеоперационных болей в стоматологии, и
что есть некоторые данные (хотя подчас полученные в ходе
единичных исследований) о снижении болевых ощущений при
менструальных коликах и лучеплечевом бурсите [20].
Участники конференции отметили, что количество и
качество проведенных исследований недостаточны, чтобы
доказать эффективность акупунктуры при широком спектре
болезненных состояний - разве что при тошноте и рвоте
после операции и химиотерапии (а также во время
беременности). Боника точно так же отзывался об
услышанных в Китае заявлениях по поводу эффективности
акупунктуры в самых разных случаях, включая глухоту и
паралич:
Насколько я сумел выяснить из рецензий,
а также собственных наблюдений и бесед, заявления о
высокой эффективности акупунктуры не опираются на
данные, полученные в результате хорошо контролируемых
клинических испытаний. Во многих поликлиниках и даже в
некоторых больницах, по сути, вообще не ведутся записи
об истории болезни пациента и о его реакции на лечение.
В некоторых случаях врач, который делал акупунктуру, не
мог рассказать нам о количестве сеансов и полученных в
каждом случае результатах просто потому, что не вел
записи [21].
Между тем, указания на реальную
эффективность акупунктуры при различных типах болей
присутствуют во многих исследованиях и рассказах
очевидцев - чем может объясняться такой эффект? Есть
много возможных объяснений, и в данной ситуации, скорее
всего, применимы сразу несколько из них. Все варианты
можно разделить на несколько основных категорий:
Физиологические механизмы. Боль, как и
большинство функций человеческого организма,
представляет собой сложный феномен. Знакомая ситуация,
когда определенное событие (удар по пальцу) вызывает
мгновенную реакцию ("Ой!"), подводит нас к интуитивной
догадке, что между поврежденной частью тела и мозгом
есть простая и непосредственная связь. Но даже такая,
казалось бы, примитивная ситуация включает сложный
механизм, затрагивающий многочисленные области нервной
системы сложные механизмы, многие из которых поддаются
воздействию акупунктуры. Более тридцати лет назад
канадские исследователи Рональд Мелзак и П. Д. Уолл
предложили т. н. "теорию ворот" ("воротного контроля") -
идею о том, что ряд механизмов в нервной системе может
вмешаться в передачу болевых ощущений прежде, чем
болевой сигнал достигнет мозга, который, в свою очередь,
тоже может изменить восприятие болевого импульса. В
докладе NIH отмечается:
Многочисленные исследования, проведенные
на животных и на людях, показали, что акупунктура может
вызвать множественные биологические реакции. Эти реакции
могут возникать либо поблизости от места иглоукалывания
(локально), либо на удалении от него - сенсорные нейроны
передают сигнал во многие участки центральной нервной
системы. Этот процесс может привести к активизации
цепей, воздействующих на различные физиологические
системы как в мозгу, так и на периферии [22].
К числу пресловутых биологических
реакций относятся:
- Выделение так называемых эндогенных
опиоидных пептидов - внутренних обезболивающих средств,
которые своими свойствами напоминают обычные
болеутоляющие препараты, такие как кодеин. Кропотливые
исследования д-ра Жи-Шень Хана в Пекинском университете
выявили действие сложных веществ, именуемых эндорфинами,
энкефалинами и динорфинами, как в головном, так и в
спинном мозге.
- Выделение нейротрансмиттеров [23]
серотонина и норадреналина - биохимических "посыльных",
которые, помимо прочего, влияют на настроение человека и
его болевой порог.
- Изменения в работе гипоталамуса и
гипофиза, а также автономной нервной системы. Эти
изменения могут оказать серьезное влияние на
производство гормонов и кровоток.
- Феномен противостимуляции. Давно
известно, что болевой сигнал, идущий от одной части
тела, можно подавить путем стимуляции другой части тела,
расположенной на некотором расстоянии от первой. (На
этом принципе основано действие электрического
чрескожного нервного стимулятора, который посылает
низковольтные электрические импульсы через электроды,
прикрепляемые к коже. Этот прибор помог многим людям,
страдавшим от хронических болей - особенно в области шеи
и спины).
Нейроанатом и нейрофизиолог доктор
медицины Джордж Улетт в своей книге Beyond Yin and Yang:
How Acupuncture Really Works [По ту сторону Инь и Ян:
Как на самом деле действует акупунктура] так описывал
эти механизмы:
Если подводить итог, акупунктура
стимулирует эндогенные системы, регулирующие уровень
болевых ощущений путем выделения серотонина, опиоидов и
других трансмиттеров на трех уровнях центральной нервной
системы: спинной мозг, таламус и кора головного мозга -
таким образом, ингибируется восприятие и передача
ноцицептивной [вызывающих болевые ощущения] информации [24].
Дальнейшие исследования были связаны с
изучением самих акупунктурных точек. Так ли важно, куда
втыкать иголки? Многие специалисты по иглоукалыванию,
прошедшие обучение на Западе, не верят, что точки и
меридианы существуют на самом деле. Британский
специалист Феликс Манн, комментируя непомерно большое
количество точек в разных частях тела, описанных
современными целителями, язвительно заметил, что, если
верить этим данным, не останется в буквальном смысле "ни
кусочка кожи, который не был бы акупунктурной точкой"
[25]. Во многих случаях положительный результат
достигается при стимуляции "фиктивных" точек,
расположенных на некотором удалении от "настоящих" точек
из традиционных атласов. Некоторые исследователи
полагают, что иглоукалывание в определенных точках
действительно производит больший физиологический эффект,
но таких точек немного, и они совпадают с известными
науке анатомическими структурами [26].
Психологические механизмы. Религиозные
убеждения, ожидания и культурная обусловленность играют
большую роль во всех системах здравоохранения (в том
числе и в традиционной западной медицине). Многие
исследователи китайской медицины полагают, что видимая
эффективность акупунктуры и других традиционных методик
в значительной мере объясняется названными факторами.
Вероятность этого особенно велика, когда речь идет о
боли. Вот еще несколько существенных факторов:
- доверие к специалисту,
- вера в эффективность лечения,
- ритуализованные элементы обследования,
диагностика на основании пульса и иглоукалывание как
таковое,
- спокойствие или беспокойное состояние
пациента,
- способность пациента терпеть
неприятные ощущения,
- желание сделать целителю приятное
сообщением об улучшении самочувствия.
Организация исследований. Как уже было
сказано, Конференция NIH по достижению консенсуса
относительно акупунктуры отметила, что попытки сделать
какие-то выводы на основании сотен исследований,
описанных в современной литературе, сопряжены с большими
трудностями из-за их плохой организации. Для того, чтобы
правильно организовать исследование и адекватно
интерпретировать его результаты, необходимо соблюсти
целый ряд условий. Не стоит и говорить, что не все
исследования организованы одинаково хорошо, и те из них,
которые на первый взгляд подтверждают утверждения
целителей, зачастую не выдерживают тщательной проверки.
Фальсификация и мошенничество. Ученые,
изучавшие эффективность акупунктуры как обезболивающего
средства, - и противники, и сторонники этого метода - не
нашли серьезных оснований объявить феномен акупунктуры в
целом сложной мистификацией. Однако зрелищные
демонстрации силы ци, наподобие тех, которыми
"мастерами" qi gong поражают доверчивую публику, -
совсем другое дело. Можно вывести общее правило: чем
более экстравагантны претензии человека, и чем более
чудесным кажется явление, тем более вероятно, что здесь
не обошлось без старого доброго театрального искусства.
Жизненная энергия: символ веры
Принимая во внимание эти приемлемые
объяснения видимого положительного эффекта, который
акупунктура дает при болевых ощущениях - и, если уж на
то пошло, при любом количество других состояний, - как
нам относиться к понятиям ци и меридианов? Очевидно, что
научное сообщество Запада не станет переписывать все
свои учебники, опираясь на внешнее впечатление от
китайской медицины и любого другого вида лечения
(например, аюрведы), основанного на философии витализма.
Современный интерес к жизненной энергии не является
следствием исследований, проделанных множеством
специалистов в разных областях знания. До сих пор еще
никто не представил безукоризненных доказательств того,
что подобная энергия существует на самом деле, и никто
не продемонстрировал ее действие в ходе экспериментов,
которые можно было бы повторить.
Специалисты по акупунктуре, акупрессуре
и другим видам энергетического лечения обычно смотрят на
все с прагматических позиций: "Я не знаю, как оно
работает, - оно просто работает, и этого мне
достаточно". Кто-то заметит, что не обязательно
разбираться в электронике, чтобы включить телевизор, и
не обязательно быть отличным автомехаником, чтобы водить
машину, а люди выпили миллиарды таблеток аспирина,
прежде чем кто-то, наконец, понял, как работает это
лекарство. Однако принцип действия автомобиля и
видеотехники, при наличии времени и толкового
наставника, может усвоить любой человек с обычным
уровнем интеллекта. Аналогичным образом, загадочный
механизм, благодаря которому аспирин снимает боль в
воспаленных суставах, был понят посредством обычной
логики и экспериментов. Никто не глотает таблетки
аспирина, полагая, что в них заключена жизненная энергия
или живут добрые духи. Резкое различие между этими
примерами и классической китайской медициной, аюрведой и
другими древними системами целительства заключаются в
том, что в последнем случае наблюдения наших предков
тесно переплелись в них с преобладавшими в те времена
религиозными убеждениями. Кроме того, человеческие
существа - не телевизоры и не автомобили, и их реакцию
на медицинское вмешательство вряд ли можно сравнить с
теми результатами, которые мы обычно получаем, нажимая
кнопку на пульте дистанционного управления или
поворачивая ключ зажигания. Мы редко видим, что
причинно-следственные связи в человеческом организме
имеют такой упрощенный вид.
Внушительный контингент специалистов в
области альтернативной медицины не слишком обеспокоен
тем, сумеет ли западная наука обнаружить и признать факт
существования ци, меридианов, праны и других форм
жизненной энергии, и даже тем, обращают ли ученые
внимание на все это. Для них существование жизненной
энергии и управление ею - вопрос веры и практики. Всякий
раз, когда они пытаются увязать свои идеи (пусть даже
отдаленно) с научными открытиями Запада, в основу их
подхода ложится мировоззрение, основанное на личных
ощущениях, связанных не только с исцелениями, но и с
измененным состоянием сознания. При огромном
многообразии нюансов, это мировоззрение всегда включает
в себя четыре основных принципа, в том или ином виде
присутствующие в восточно-мистических традициях
(индуизме, даосизме и буддизме), в "науках разума" XIX
века, в оккультных философиях и в объединяющем все
перечисленное Движении новой эры, которое пытается
объединить под своим широким "зонтиком" едва ли все
верования и философии мира. Само собой, эти четыре
принципа радикально отличаются от основного учения
Ветхого и Нового Заветов.
1. Все одно. Это суммарное утверждение
мировоззрения, известного под названием "монизм", - не
теоретическое суждение, а практический вывод, который
почти всегда складывается во время измененных состояний
сознания (вызванных медитацией или употреблением
психотропных лекарств). В таком состоянии многие
чувствуют, что все различия между ними и другими людьми
и предметами исчезают. Вдобавок, добро и зло считаются
не более чем разными проявлениями одной и той же
реальности, которую различные религии и мистики называют
то Богом или Богиней, то Единым или Брахмой, то
Космическим Сознанием или любой другой из множества
сущностей. Все, что нас окружает, - мир людей и
животных, деревьев и растений, гор и рек, океанов и неба
- на самом деле не существует. В зависимости от традиции
человека наши повседневные ощущения рассматриваются как
иллюзия (часто используется индуистский термин майя),
коллективная галлюцинация, снящийся Богу бесконечный сон
и так далее. Есть самые разные объяснения того, почему
все обстоит именно так, однако большинство этих
объяснений предполагает, что все мы - маленькие
фрагменты Бога, которые оставили Единого и отправились
на поиски приключений, чтобы однажды вернуться обратно,
подобно каплям воды, которые возвращаются в безбрежный
океан. Важной составной частью общей картины обычно
является реинкарнация - многочисленные воплощения в
человеческих (или животных) телах на протяжении тысяч и
миллионов лет.
Очевидно, что подобные представления
полностью противоречат основополагающему учению Библии,
которое можно обобщить так: "Есть только один Бог, и ты
- не Он". Давид писал: "Ибо кто Бог, кроме Господа, И
кто защита, кроме Бога нашего?" (Пс. 17:32).
Исаия выразил эту мысль еще более
категорично: "Так говорит Господь, Царь Израиля, и
Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний,
И кроме Меня нет Бога, Ибо кто как Я?" (Ис. 44:6–7).
Хотя Библия ясно говорит, что реальность
не ограничивается рамками материального мира и
пределами досягаемости наших чувств, даже усиленных
техническими изобретениями, Писание столь же
недвусмысленно указывает на реальность и значимость
нашей жизни на этой планете. Христиан уже давно
высмеивают - их, дескать, интересует только "журавль в
небе", а на окружающие их страдания закрывают глаза. На
самом деле, подобной критики заслуживает как раз монизм
во всех его разнообразных проявлениях. Зачем пытаться
облегчить участь менее счастливых людей, если все в их
жизни (как и в нашей собственной) нереально?
2. Человеческие существа по сути своей
совершенны. Если во Вселенной существует только одна
реальность, и мы едины с ней, то наша истинная природа
божественна и совершенна. Иллюзорно не только наше
восприятие самих себя как отдельных друг от друга
личностей, но и переживаемые нами болезни и немощи.
Таким образом, наше внутреннее "Я" должно быть
неисчерпаемым источником мудрости и любви - даже если
наше внешнее поведение наводит на мысль об обратном.
Многие альтернативные виды лечения находят в этой идее
поддержку, они предлагают пациенту вступить в контакт с
собственным "высшим Я", "внутренним наставником", и
превозносят мудрость, которая содержится в жизненной
энергии, текущей через наши тела.
Очевидно, что пропасть, лежащая между
этими идеями и вестью Писания, непреодолима. Вся Библия
представляет собой историю об отчуждении человека от
своего Создателя и о величайшей жертве Сына Божьего,
давшей нам возможность примириться с Богом. На всем
своем протяжении Библия ясно и твердо разоблачает нашу
склонность роптать на Бога и навлекать на себя и на
окружающих всевозможный вред. В своем глубоком и
основательном письме к римским христианам апостол Павел
высказывает эту мысль с пылкостью судебного обвинителя:
Как написано: "Нет праведного ни одного;
нет разумевающего; никто не ищет Бога; Все совратились с
пути, до одного негодны; Нет делающего добро, нет ни
одного. Гортань их - открытый гроб; Языком своим
обманывают; Яд аспидов на губах их. Уста их полны
злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови;
Разрушение и пагуба на путях их; Они не знают пути мира.
Нет страха Божия перед глазами их" (Рим. 3:10-18).
И уж конечно Иисус, Которого глубоко
уважают даже последователи Новой эры, видящие в Нем
просвещенного целителя и великого учителя, никогда не
говорил о нашем внутреннем совершенстве. Рассуждая на
тему о том, может ли употребление определенной пищи
осквернить человека, Он дерзко заявил:
Он сказал им: неужели и вы так
непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне
входящее в человека, не может осквернить его? Потому что
не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем
очищается всякая пища [Тем самым Иисус объявил всякую
пищу "чистой"]. Далее сказал: "исходящее из человека
оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца
человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния,
любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба,
коварство, непотребство, завистливое око, богохульство,
гордость, безумство, - все это зло извнутрь исходит и
оскверняет человека" (Мк. 7:18-23).
3. Самая главная цель жизни - отчетливо
осознать свою истинную, божественную природу. Это
осознание могут называть по-разному: просветление,
озарение, самопознание или самореализация. Такого
состояния мы можем достичь посредством многочисленных
перевоплощений, благодаря нашему естественному влечению
к Единому. Однако этот долгий процесс можно сократить
при помощи различных видов медитации и других
упражнений. Небольшая группа авторов, и в том числе
выдающийся апологет альтернативной медицины д-р Эндрю
Уэйл, полагает, что эффективным способом ощутить
единство всего сущего и осознать свою истинную природу
является употребление (в разумных дозах) психотропных
препаратов. Англоязычные люди, желающие приспособить
новые убеждения к своим христианским корням, возрождают
древний смысл слова аtonement ("искупление") и
произносят его как "а-ton-ement" ("соединение,
слияние"). Тем самым вместо идеи о необходимости
примирения и восстановления разорванных отношений между
нами и Богом Библии, Которого беспокоит наша участь, они
подчеркивают мысль о том, что мы уже "в единстве" с
богом, о котором говорят восточные мистики и приверженцы
Новой Эры, и для которого понятие примирения лишено
всякого смысла.
В их мировоззрении место прощения грехов
и спасения, без которых мы навечно останемся во тьме и
отделении от Бога, занимает просветление. И
действительно, если нет реальной необходимости мирить
человека с Богом, то и способ, которым - согласно Библии
- Бог обеспечил нам спасение (т.е. крестная смерть
Иисуса Христа), тоже становится бессмысленным актом
насилия, или, во всяком случае, приобретает иной смысл,
нежели тот, что на протяжении двух тысячелетий
вкладывали в него христиане. Апостол Павел резко отверг
бы такую мысль:
"Ибо Христос, когда еще мы были немощны,
в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто
умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть,
кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам
доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были
еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы
Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи
врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем
более, примирившись, спасемся жизнью Его. И не довольно
сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса
Христа, посредством Которого мы получили ныне
примирение" (Рим. 5:6-11).
4. Просветление ведет к исцелению и
другим психическим и духовным проявлениям. По мере того,
как человек познает реальность, недосягаемую для обычных
органов чувств, он начинает управлять духовными и
материальными мирами, контролируя свое сознание. Ему
открывается знание незримых вещей, находящихся вокруг
него и вдалеке, нынешних и будущих. Он может
осуществлять исцеление при помощи любой из множества
контактных и медитативных методик перенаправления
"жизненной энергии" или посредством изменения
собственного сознания относительно состояния больного.
Некоторые авторы, пишущие об альтернативной медицине,
вкладывают в слово "молитва" новый смысл:
"пространственно неограниченное расширение сознания" для
блага другого человека. Более деятельные (или
безрассудные) люди - особенно те, кто профессионально
занимается шаманизмом, - вступают в контакт с духовными
существами, которые якобы помогают им исцелять людей.
Жажда знаний и власти была присуща людям
всегда, но соблазн выйти за пределы скудных
возможностей, которые предоставляют нам органы чувств и
обычное трезвое сознание, особенно живуч и непреодолим.
По сути дела, как мы читаем в Книге Бытия, именно таково
было самое первое искушение. Если вы ослушаетесь Бога,
промурлыкал змей, получите двойную выгоду: "вы не
умрете" и "вы будете, как боги" (Быт. 3:4-5).
Трагические последствия того, что первые люди поверили
этим лживым обещаниям, можно увидеть невооруженным
глазом - причем не только в Писании, но и в ежедневных
колонках новостей.
Последнее предостережение
Знакомство с истоками методов лечения,
основанных на управлении жизненной энергией, вызывает
серьезную озабоченность в связи с тем, что люди,
претендующие на способность управлять ци, праной и
прочими невидимыми субстанциями, вольно или невольно
помогают выстроить прочный мостик между нашим извечным
желанием избавиться от болезней (или обрести совершенное
здоровье) и мистическим мировоззрением восточных
мистиков и Движения новой эры. По этой причине мы
решительно настаиваем на том, что не следует прибегать к
услугам таких врачевателей, какую бы методику они не
использовали, будь то иглы, массаж, легкие
прикосновения, пассы руками, вытягивание рук или что-то
другое [27].
С чем связана столь непримиримая
позиция?
Во-первых, приверженцы такого рода
методик далеко отошли от традиционных объективных
представлений о функциях человеческого тела. Их "наука"
построена на догадках, субъективных впечатлениях,
ненадежных данных, измененном состоянии сознания и
предписаниях древних религий. Вряд ли можно ожидать, что
когда-нибудь в серьезном научном журнале мы прочтем
обзорную статью о потоках праны или услышим из уст
представителей №Н заявление о важности равномерного
распределения ци. Несмотря на многократные попытки
привязать жизненную энергию к квантовой физике, ни одна
уважаемая научная организация не подтверждает
существование такой связи. Мы призываем всех, кто
занимается подобным целительством, серьезно
поинтересоваться его истоками, лежащей в его основе
философией и природой свидетельств о его эффективности.
Во-вторых, литература на тему о
жизненной энергии постоянно провозглашает, подтверждает
или, во всяком случае, признает достоинства мистики
Востока и Движения новой эры. Как следствие,
деятельность приверженцев энергетических методик лечения
по всем параметрам подходит под определение
религиозного обряда, и они вольно или невольно
воспитывают в своих пациентах позитивное отношение к
мировоззрению, лежащему в основе этих методик (некоторые
целители даже входят в состояние транса, чтобы
перенаправить свою жизненную энергию в пациента). Мысль
о возможности управления невидимой энергией в другом
человеке может показаться безобидной, но ее результаты
никак не назовешь тривиальными. Еще во времена расцвета
движения холистического здоровья исследователь Брукс
Александер предостерегал:
Нетрудно убедиться, что... психическое
манипулирование может превратить хорошую лечебную
методику в духовную западню. Взаимоотношения, по
определению существующие между врачом и пациентом,
подразумевают доверие со стороны последнего и его
подчинение целителю на многих уровнях... Заняв пассивную
позицию "пациента" во время общения с врачом, который
использует духовные силы (либо сам, либо, предоставляя
свое тело другим силам в качестве канала воздействия),
человек рискует заработать духовное расстройство и даже
попасть в рабство [28].
С учетом всего сказанного, нас весьма
беспокоит тот факт, что некоторые убежденные христиане
пользуются лечебными методиками, использующими жизненную
энергию. Как правило, эти люди полагают, что ци, прана,
меридианы и чакры - это такие же составляющие Божьего
творения, как электричество и радиоволны, что они не
хороши и не плохи сами по себе, и что пользоваться ими
может каждый. Но такие христиане либо закрывают глаза на
происхождение этих идей, либо полагают - и, на наш
взгляд, ошибаются, - что они в силах отделить "истину"
об энергетических потоках от всевозможных мистических
заблуждений. Постулаты естественных наук - электроники,
биохимии и многих других - можно экспериментально
проверить в любом месте земного шара, причем религиозные
воззрения экспериментаторов никак не будут влиять на
результаты проверки. "Технология" же жизненной энергии
всецело основана на религиозных убеждениях ее создателей
и проповедников. Христиане, которые пытаются совместить
свои убеждения с верой в жизненную энергию, противоречат
сами себе. Они называют Библию основанием своей веры, но
при этом их поступки обусловлены мировоззрением, идущим
вразрез с основными учениями тех самых Писаний, которым
они якобы следуют. Вне всякого сомнения, они искренни
как в своей вере, так и в своем желании помочь другим,
однако, к сожалению, они в полной мере не осознают
последствия тех идей, которые проповедуют. Этим
христианам мы хотим искренне посоветовать: внимательно
присмотритесь к миру жизненных энергий и свой роли в
нем. Ощущаете ли вы мир в сердце, пропагандируя
восточный мистицизм, поддерживая идею о том, что "все
одно" и приближая наступление новой эры "чудес" и
волшебства? Если нет, вам пора подумать о том, чтобы
ограничить свою деятельность теми методиками, которые
не противоречат краеугольному камню вашей веры.
Пол Рейссер, Дэйл Маби, Роберт Веларде
Paul C. Reisser, M.D., Dale Mabe, D.O.,
Robert Velarde. Examining Alternative Medicine: An
Inside Look at the Benefits & Risks (Downer Grove, IL:
InterVarsity Press, 2001), pp. 100-122.
Перевод на русский язык: Центр апологетических исследований, 2004
Использованная литература
1. D. S. Walther, AppliedKinesiology:
Synopsis (Pueblo, Colo.: Systems DC, 1988), p. 135.
2. Исчерпывающий анализ этого явления
можно найти в работе John Diamond, Behavioral
Kinesiology (New York: Harper & Row, 1979).
3. John Maguire, "TFH Scores Big at
Anthony Robbins' Mastery University", Touch for Health – www.63.238.164.100/health/masruniv.htni
4. "Reiki FAQ: What Is Reiki?", отрывок
из работы William Lee Rand, Reiki: The Healing Touch (South-field,
Mich.: Vision, 1991) – www.reiki.org/FAQ/WhatIsReiki.html
5. Там же.
6. William Lee Rand, "Becoming a Reiki
Master" (The International Center for Reiki Training) - www.reiki.org/reikinews/reikin3.html.
7. Речь идет о своддстве между с словами
"цигун" в традиционном западном написании (qi gong) и
именем Квай-Гон Джинн (Qui-Gon Jinn). - Примечание ред.
8. A. Woodham, D. Peters, Encyclopedia
of Healing Therapies (London: Dorling Kindersley, 1997), p. 99.
9. Yugui Guo, introduction to Qi Gong" - www.acupuncture.com/QiGong.htm
10. Wallace Sampson, Berry Beyerstein, "Traditional
Medicine and Pseudo-science in China: A Report of the
Second CSICOP Delegation", Skeptical Inquirer (July-August
1996; September 1996).
11. "The Mystery of Ch'i," part 1 of
Healing and tlie Mind, Public Affairs Television, 1993.
Second paragraph from Bill Movers, Healing and tlie Mind
(New-York: Doubleday, 1993), p. 297.
12. Sampson, Beyerstein, "Traditional
Medicine and Pseudoscience". Поскольку единственным, кто
"бросил вызов" Мастеру Ши, были его собственные ученики,
остается только догадываются, что могло случиться, если
бы продюсеры предложили приличное вознаграждение любому,
кто одержит вверх над этим пожилым человеком.
13. UCLA – Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе. – Прим. ред.
14. "Mystery of Ch'i".
15. A. Gordon, J.H. Merenstein, F. D'Amico, M.A. Hudgens, "The Effects of
Therapeutic Touch on Patients with Osteoarthritis of the
Knee", The Journal of Family Practice 47 (1998), pp.
271-277; J. G. Fauuhgan, E. A. Lagace, "Science and the
Alternative", The Journal of Family Practice 47 (1998), pp. 262-263.
16. F. A. Pattie,
Mesmer and Animal Magnetism: A Chapter in the History of
Medicine (Hamilton, N.Y: Edmonston, 1994), p. 39. uhx.
no Thomas S. Ball, Dean D. Alexander, "Catching Up with
Eighteenth Century Science in the Evaluation of
Therapeutic Touch", Skeptical Inquirer 22, no. 4 (1998).
17. Pattie, Mesmer and Animal Magnetism,
p. 41.
18. Fauuhgan, Lagace, "Science and the
Alternative", p. 263.
19. John J. Bonica, "Therapeutic
Acupuncture in the People's Republic of China", Journal
of the American Medical Association 228 (1974), pp.
1545-1550. Другие более поздние оценки несколько выше от
30 до 40 %. Смотрите George A. Ulett, Beyond Tin and
Yang (St. Louis, Mo.: H. Green, 1992), p. 21; Dillard,
Terra Ziporyn, Alternative Medicine or Dummies (Foster
City, Calif.: IDG, 1998), p. 155.
20. NIH Consensus Development Panel on
Acupuncture, "Acupuncture", Journal of the American
Medical Association 280 (1998): 1518-1524. Всего было
изучено 2302 источника с января 1970 года по октябрь
1997 года.
21. Bonica, "Therapeutic Acupuncture in
the People's Republic of China", p. 1549. Кypсив
оригинальный.
22. NIH Consensus Development Panel, "Acupuncture"
p. 1520.
23. Нейространсмиттеры – химические
передатчики импульсов импульсов между нервными
клетками. – Примечание переводчика.
24. Ulett, Beyond Tin and Tang, pp.
43-44.
25. Quoted in S. T. Botek, "One
Doctors Acupuncture Odyssey," Medical Tribune, May 2,
1984.
26. Ulett, Beyond Tin and Tang, p. 54.
27. Случаи, когда квалифицированный
специалист, знакомый с традиционной анатомией и
физиологией и сознательно действующий в этих рамках,
использовал бы акупунктуру для устранения конкретных
проблем – в особенности хронических болей – редчайшее
исключение.
28. Brooks Alexander, "Holistic Health
from the Inside", Journal of the Spiritual Counterfeits
Project, August 1978, p. 16.
|