Бесконтактный массаж: отрасль медицины или заигрывания с оккультизмом?
В январе Фред Эймс был доставлен в больницу
с острой болью в брюшной полости. Его жена Энн отмечает, что
к началу первой из семи операций, проведенных врачами,
поджелудочная железа ее мужа уже была поражена некрозом.
Фред очутился в реанимации с девятью дренажными трубками в теле.
Однажды утром к Энн подошла медсестра и
сообщила: "Мне следовало сначала спросить разрешения у Вас,
но я хочу, чтобы Вы знали: ночью я зашла проверить состояние
Вашего мужа и сделала ему так называемый бесконтактный
массаж. Как Вы отнесетесь к тому, если я повторю эту
процедуру сейчас, когда Фред уже не спит?". Энн ответила:
"Спросите его самого".
Фред согласился: "Хорошо, если это поможет,
что бы там это ни было, давайте попробуем. Я хочу сказать,
по науке все уже тянется слишком долго, так что давайте
попробуем это".
Первый в своей жизни сеанс бесконтактного
массажа, который он осознавал, Фред описывал так:
Я помню, что бесконтактный массаж делался
ночью, в темноте, помню руки, двигающиеся вдоль моего тела,
где-то в дюйме от него, от головы к ногам. И еще помню слова
медсестры: "Тепло чувствуется там-то и там-то". И это было
интересно, потому что на следующий день врач приходил и
говорил: "О, да у Вас здесь воспаление". И это оказывалась
та самая горячая точка, найденная прошлой ночью.
Медсестра также научила Энн бесконтактному
массажу, и иногда они проводили сеанс вместе. Энн описывает
один из таких сеансов:
"Медсестра говорила: "Давай сделаем это
каждая со своей стороны, а потом поменяемся местами, чтобы
проверить, ощущаю ли я то же, что и ты". Когда дело дошло до
нюансов, в которых сестра, естественно, была опытнее меня,
ее руки становились такими горячими, что ей приходилось
ополаскивать их в холодной водой. Мои руки тоже нагревались,
но ее - просто раскалялись. Когда Фреда перевели в обычную
палату, медсестра продолжала навещать его так часто, как
могла."
Когда Фред наконец вернулся домой, Энн
продолжала делать ему бесконтактный массаж. Она
самостоятельно посещала курсы массажа, которые проводила
другая медсестра, и которые проходили в книжном магазине
Новой Эры [1].
Бесконтактный массаж получает широкое
признание
То, что произошло с Фредом в больнице, -
вовсе не единичный случай. По самым скромным подсчетам,
около 100.000 медсестер были обучены технике, именуемой
"бесконтактный массаж" (Therapeutic Touch). Благодаря
обучению, которое с поистине миссионерским усердием
проводилось в более чем 65 странах, вы с равной вероятностью
можете столкнуться с этой практикой и в Пекине, и в Бостоне.
Обучение бесконтактному массажу в виде
обязательного или факультативного курса проводилось в более
чем 80 американских колледжах и университетах, а журналы,
посвященные уходу за больными, наводнились научными и
популярными статьями на эту тему. Более того, практика
бесконтактного массажа получила широкое признание в
обществе. Недавно этой теме был посвящен эпизод популярной
телепрограммы Unsolved Mysteries ("Нераскрытые тайны") на
канале NBC. Reader’s Digest Association также способствовала
росту популярности этой практики, включив соответствующую
статью в свой "Семейный справочник по естественной
медицине" [2].
Финансирование для программ бесконтактного
массажа в США найти проще простого, а большая часть средств
идет из федерального бюджета. Для примера вспомним грант в
200.000 долларов, выделенный Сестринским отделом
Департамента здравоохранения и социального обеспечения США
(The Division of Nursing, U.S Department of Health and Human
Services) Центру ухода за больными Д’Ювилля (D’Youville
Nursing Center) в Буффало, штат Нью-Йорк, на обучение этой
технике медсестер-студенток [3], а также грант в 355.000
долларов, выделенный Министерством обороны США группе
исследователей из Университета Алабамы в Бирмингеме для
изучения воздействия бесконтактного массажа на ожоговых
больных [4].
Кроме того, при Национальном институте
здравоохранения (National Institutes of Health, NIH) был
создан Отдел альтернативной медицины (Office of Alternative
Medicine), который финансирует исследования в области
нетрадиционных методов лечения. Это свидетельствует о
растущей популярности бесконтактного массажа и родственных
ему практик: Рейки, рефлексологии и рольфинга [5].
Что такое бесконтактный массаж?
В литературе бесконтактный массаж
описывается как производная возложения рук или возрожденный
и обновленный древний способ исцеления [6]. Между человеком,
проводящим сеанс бесконтактного массажа, и пациентом не
происходит никакого физического контакта, но контакт все же
есть, если принимать на веру фундаментальный тезис: человек
"не заканчивается своей кожей"
[7]. Предполагается, что контакт
происходит с энергетическим полем человека.
Люди, давно занимающиеся бесконтактным
массажем, утверждают, что тело человека - просто
локализованное выражение энергетической системы Вселенной.
Пища питает и созидает тело, а энергия, именуемая праной (в
переводе с санскрита - "жизненная сила"), которая протекает
через энергетические центры тела, именуемые чакрами (на
санскрите - "круг" или "колесо"), и преобразуется ими,
пронизывает тело и поддерживает в нем жизнь. Здоровые люди
имеют избыток праны; больные - недостаток. Имеющий избыток
праны может осознанно и целенаправленно передать эту энергию
пациенту. Энергетический поток, окружающий больного
человека, можно ощутить и направить руками целителя без
какого-либо физического контакта8.
Как делается бесконтактный массаж?
Бесконтактный массаж обычно преподается и
осуществляется как последовательность из четырех шагов.
Концентрация, иногда именуемая йогой разума, - первый и,
очевидно, самый важный шаг. Для подготовки к сеансу
бесконтактного массажа целитель должен войти в интуитивное
состояние сознания, в котором он расслаблен и спокоен.
Использование различных методов медитации (например,
повторение мантры) должно помочь научиться концентрации.
Следующий шаг - оценка. Целитель помещает
руки в 2-4 дюймах от тела пациента раскрытыми ладонями вниз
и медленно сканирует его от головы до пальцев ног,
интуитивно отыскивая места дисбаланса энергетического поля.
Считается, что болезненные участки, места накопившегося
напряжения или воспаления воспринимаются руками в виде
покалывания, повышенного давления или пульсации, тепла или
холода. Считается, что такие ощущения указывают на
заблокированную или избыточную энергию.
Третий шаг - разглаживание. Теперь движения
рук становятся более активными, и целитель совершает широкие
круговые движения, чтобы "распределить" энергию пациента,
перемещая избыток энергии в области, где поток слаб, а
иногда и убирая его совсем, выводя вниз и наружу через ноги.
Затем целитель обычно сильно встряхивает руками, чтобы
избавиться от избытка энергии, которую он накопил.
Затем наступает очередь следующего шага,
модуляции, который заключается в перемещении едва уловимой
целительной энергии от целителя к пациенту или изменении
направления потока собственной энергии пациента. Руки
целителя то и дело останавливаются над теми участками тела
пациента, где ранее было обнаружено нарушение баланса.
Сеанс бесконтактного массажа заканчивается
тогда, когда целитель "интуитивно чувствует", что энергии
пациента вновь пришли в равновесие. Как правило, это
происходит от пяти до пятнадцати минут спустя после начала
сеанса9.
Сторонники метода утверждают, что с его
помощью можно добиться практически всего, чего угодно - от
успокоения плачущего ребенка и снятия головной боли до
понижения кровяного давления и повышения уровня гемоглобина.
К восторгу приверженцев холистического мировоззрения, эта
техника не вторгается в организм человека - хотя многим это
утверждение представляется весьма сомнительным.
Истоки бесконтактного массажа
Официально американские медсестры
познакомились с бесконтактным массажем в 1975 году через
статью, опубликованную в American Journal of Nursing (AJN),
одном из самых читаемых журналов для практикующих
медсестер10. Автором статьи была доктор Делорес Кригер,
профессор Нью-Йоркского университета.
Проведенное ей исследование, посвященное
воздействию бесконтактного массажа на уровень гемоглобина в
крови человека11, основывалось на работах канадского
биохимика Бернарда Града. Град изучал рост ячменных зерен,
поливаемых водой из бутылок, которые держал в руках Оскар
Эстебани, целитель-экстрасенс [12].
Хотя Кригер является наиболее заметной
фигурой, связанной с бесконтактным массажем, главная честь
создания этой практики принадлежит ее наставнику - Доре
Кунц. Кригер скромно отзывалась о Кунц как о женщине,
"родившейся с уникальной способностью воспринимать
неуловимые энергии вокруг живых существ" [13]. Кстати, Кунц
сама именует себя парапсихологом, а в прошлом занимала пост
президента американского Теософического общества (The
Theosophical Society). Фотографиями из ее книги The Personal
Aura, на которых изображены радужно переливающиеся
энергетические поля вокруг людей, открывается серия из трех
видеофильмов, посвященных "бесконтактному массажу" и
выпущенных Национальной лигой медсестер (National League for
Nursing, NLN) [14]. NLN - это организация, отвечающая за
аккредитацию учебных заведений для медсестер в США.
Отчасти развитие бесконтактного массажа в
его современном виде является заслугой и бывшего декана
Нью-Йоркского университета Марты Роджерс, одного из наиболее
известных и влиятельных теоретиков ухода за больными. После
своей смерти в 1994 году она, вдобавок, стала чем-то вроде
культовой фигуры. Благодаря концептуальной модели Роджерс,
которая представляет людей в виде развертывающегося
четырехмерного энергетического поля, целое поколение
студентов помимо бесконтактного массажа изучало такие
предметы, как ясновидение, предвидение, восточный мистицизм
и опыт выхода из тела [15].
Обвинения в псевдонаучности
У бесконтактного массажа нашлись свои
критики, как в среде специалистов по уходу за больными, так
и вне ее. Одно из первых скептических заявлений относительно
научных претензий сторонников бесконтактного массажа сделала
известный теоретик ухода за больными Мира Левин.
Сразу после того, как AJN опубликовал статью
Кригер с описанием ее исследований, Левин направила
редактору письмо, в котором подняла вопрос о правдивости
рекламы и профессиональной подотчетности:
"Претензии целителей на то, что они
осуществляют терапию на научной основе, просто бессовестны.
Стремясь к тому, чтобы наша профессия
получила академическое признание, мы попросту не можем себе
позволить увлекаться шарлатанством такого рода.
Бесконтактный массаж бросает вызов достоверности современных
исследований, теории и практики в области ухода за больными.
Если практикующие этот метод настаивают на своей роли
целителей, то пусть они честно называют себя знахарями и
прекратят называть себя лечащими медсестрами" [16].
Двенадцать медсестер, весь коллектив кафедры
физиологии ухода за больными Вашингтонского университета,
также написали редактору, призывая Кригер к ответу за
многочисленные и очевидные методологические погрешности,
связанные с малым объемом выборки, предвзятым выбором
объектов исследования, неверным использованием статистики и
неспособностью измерить то, измерению чего и было посвящено
исследование, поскольку уровень гемоглобина не является
истинным показателем количества поглощенного кислорода. Они
заявили, что журнал пытается "придать совершенно ненаучному
процессу научную ауру" [17].
Одним из наиболее откровенных критиков
бесконтактного массажа является Национальный Совет США по
борьбе с мошенничеством в здравоохранении (National Council
against Health Fraud, NCAHF), штаб-квартира которого
находится в Лома Линда, штат Калифорния. Наибольшее
беспокойство, по словам президента NCAHF д-ра Уильяма
Джарвиса, вызывают исследования, которые подпадают под
определение "патологической науки" или мошенничества во имя
науки [18]. Исследователи, движимые жаждой доказать, что некий
избранный ими способ лечения действительно работает, и
пользующиеся любым поводом закрыть глаза на противоречащие
этой цели результаты, вызывают особое подозрение.
В данном случае речь шла о проекте Джанет
Куинн из Колорадского Университета, имеющем своей целью
проверить правильность энергетической теории Роджерс и
обильно финансируемом Национальным институтом
здравоохранения (NIH). Куинн сравнивала воздействие
истинного бесконтактного массажа и его имитации на 153
пациента отделения интенсивной коронарной терапии. Изучались
уровень беспокойства, уровень систолического кровяного
давления и частота пульса до и после каждого сеанса. Куинн
заранее предположила, что в группе с истинным бесконтактным
массажем все показатели будут существенно ниже, но эти
исследования не подтвердили ни одной из выдвинутых ей
гипотез. Свою неудачу Куинн объясняла ошибочностью выбранной
методики исследований, которая в действительности была
вполне разумной [19].
Не поколебавшись перед лицом фактов, в конце
своей статьи, опубликованной в в исследовательском журнале
Nursing Science Quarterly, Куинн сделала одно из тех
заявлений, что не оставляют NCAHF без работы:
"Клиническая практика по-прежнему
свидетельствует, что бесконтактный массаж - это
необыкновенно богатый и мощный метод помощи и лечения,
который медсестры только-только начали понимать с научной
точки зрения. При проведении этих научных исследований
необходимы осторожность и творческий подход, иначе
произойдет то, что происходит с бабочкой, когда ее
прикалывают булавкой для детального изучения: феномен будет
уничтожен в результате попытки понять его [20]".
Однако некоторые исследования показали
статистически значимые различия в показателях между
группами, подвергавшимися бесконтактному массажу,
подвергавшимися имитации такого массажа или не
подвергавшимися ни тому, ни другому (контрольная группа).
Это вынудило некоторых критиков признать, что с пациентами,
подвергающимися бесконтактному массажу, возможно, происходит
нечто такое, что, по меньшей мере, приводит к измеримому
расслаблению, не имеющему ничего общего с восстановлением
баланса энергии.
Один из возможных механизмов воздействия
бесконтактного массажа - это эффект плацебо, т.е.
производящий процедуру человек внушает пациенту, что она
даст некий положительный результат, и тот, отчаянно желая
расслабиться, заснуть или не чувствовать такую боль, ожидает
обещанного изменения. Простая вера в то, что процедура
принесет облегчение, нормализует реакции парасимпатической
нервной и иммунной систем, и это само по себе может
уменьшить беспокойство, понизить уровень кровяного давления
и частоту пульса, ослабить мускульное напряжение и боль.
Подобное воздействие на тело человека наблюдалось после
применения музыкальной терапии и методов расслабления,
основанных на биологической обратной связи.
Одна из теоретически возможных причин того,
что нетрадиционные методы лечения производят эффект,
находится в компетенции новой области знаний, именуемой
психонейроиммунологией21, которая занимается исследованием
воздействия разума на тело. Многие видят в таком подходе
более приемлемое объяснение любых положительных результатов
бесконтактного массажа, не зараженное метафизическими
домыслами.
Область сверхъестественного
Однако именно эти метафизические объяснения
бесконтактного массажа должны вызвать беспокойство, несмотря
на попытки опровергнуть их при помощи логических и
материалистических истолкований. Многие
медсестры-христианки, занимающиеся бесконтактным массажем,
либо попросту игнорируют эти метафизические объяснения, либо
пытаются привести их в соответствие со своим собственным
пониманием христианского целительства. Пациенты, как
правило, тоже пребывают в неведении, почему или каким
образом действует техника перекачивания энергии, которую
применяют к ним медсестры. Не говорят им и о том, что
процедура, которой они подвергаются, не является научной в
соответствии с общепринятым определением науки. Это чистой
воды религия, и согласятся с положениями этой религии далеко
не все.
В основе спора о бесконтактном массаже лежит
вопрос об истинной (а не просто видимой или вымышленной)
природе реальности и истинной природе любой энергии,
используемой при помощи данной техники. Не все энергии
поддаются научному исследованию и объясняются законами
природы этого мира по одной простой причине: не все они от
этого мира. По утверждению библейского теизма, существует
так называемая сверхъестественная, метафизическая
реальность, а сверхъестественные силы действуют в этом мире
- силы добра (Божьи) и силы зла (сатанинские) [22].
Полагаться на то, что энергия, с которой, по
их собственным словам, взаимодействуют энтузиасты
бесконтактного массажа, - сила добра, или божественная сила,
небезопасно. По сути, мы можем с уверенностью утверждать
обратное, поскольку эта сила явно связана с противоположными
христианству мировоззрениями и практиками, однозначно
запрещенными в Писании. А эти практики явно связаны с
попытками вступить в контакт с духовными (не научными в
точном смысле слова) силами и так или иначе манипулировать ими.
В одном из самых ярких отрывков Священного
Писания, где идет речь об оккультизме и спиритизме, Бог
через Моисея говорит израильтянам о некоторых вещах, от
которых они отделиться. Бог заповедует им не подражать
мерзким путям народов, среди которых они будут жить. Им не
следует заниматься гаданием, волшебством, колдовством,
чародейством и прорицанием, и среди них не должно быть тех,
кто общается с мертвыми или миром духов. Бог с отвращением
относится ко всякому, делающему подобные мерзости, и суд
падет на голову народов, занимающихся ими. Заключительная
фраза совершенно недвусмысленна: хотя другие народы и
занимаются такими делами, Израилю запрещено так поступать.
Подобные дела отвратительны в глазах Господа и являются
нарушением завета между Израилем и Богом (Втор. 18:9-12).
В Новом Завете новообращенные верующие
каялись в своих занятиях оккультизмом и сжигали свои
чародейские книги (Деян. 19:11-20). Подобные примеры
показывают, что слова Бога к Израилю в не меньшей степени
относятся и к христианам.
Начинающие медсестры, посещающие семинары
или курсы по бесконтактному массажу, не всегда сразу могут
увидеть, что эта методика нередко имеет непосредственное
отношение к вышеупомянутым мерзостям. Нужно более
внимательно изучить литературу по этой теме, а также
получить некоторые исторические сведения, чтобы понять, к
чему может привести бесконтактный массаж.
Кригер во всех своих статьях и лекциях
непременно подчеркивает, что бесконтактный массаж не имеет
конкретного религиозного контекста. В каком-то смысле это
правда. Все исходные положения, лежащие в основе
бесконтактного массажа, имеют явно синкретическую природу и
берут свое начало в представлениях о мире, общих для всех
нехристианских религий и философий, таких как индуизм,
буддизм, даосизм и теософия.
Помимо пантеистических или эманационных
представлений о всеобщей природе реальности (т.е., что все
есть Бог, или что вселенская энергетическая система есть
сила Бога, исходящая из Него в форме концентрических
окружностей), истинная цель метафизического исцеления во
всех вышеперечисленных философиях заключается в том, чтобы
помочь людям поверить в свою изначально божественную
сущность или осознать свое тождество с Единым [23]. В особенности это относится к целителю.
Для достижения этого мистического понимания
возникает все более острая потребность открыться всем без
разбора видам духовного опыта, который можно получить
посредством различных методик. Эти методики открывают
человеку путь в мир сверхъестественного или паранормального,
где возможно общение с ангелами и духами. Но сторонники
всевозможных методов энергетического исцеления вроде
бесконтактного массажа умалчивают о том, что ангелы и духи,
с которыми человек может встретиться в метафизическом
путешествии, - падшие.
Связь со спиритизмом и оккультизмом
Если Кригер старалась не придавать
бесконтактному массажу конкретные религиозные черты, то
многие другие медсестры, писавшие об этой методике, ясно
описывали ее как духовное целительство. Наиболее откровенны
высказывания Барбары Блатнер, чей учебник Holistic Nursing
был написан на основе курса лекций, прочитанного ею
студентам Сан-Францискского университета [24]. Блатнер считает
бесконтактный массаж формой экстрасенсорного исцеления,
которую она определяет как "направление и передачу
сверхсознательной энергии, являющейся источником и разумным
центром всего живого" и характеризующейся "ощущением
единства со всеми другими существами" [25].
Исцеляющая энергия в описании Блатнер
разумна; она обладает личностными свойствами. Но эта
разумная энергия собьет нас с пути и лишит наши личности
целостности. Нигде в Священном Писании нам не предлагается
неразличимо слиться с кем-либо другим - ни с людьми, ни с
Богом. Бог уважает нашу уникальную индивидуальность,
отдельную от Его Собственной. Понятия личности,
индивидуальной целостности и межличностных взаимоотношений
являются основой христианского мировоззрения и, благодаря
влиянию христиан, системы ухода за больными; эти понятия
чужды безличностному мировоззрению, стоящему за методикой
бесконтактного массажа.
Блатнер также рекомендует медсестрам
использовать для развития необходимых при исцелении навыков
интуитивной оценки "оккультные науки". Она конкретно
упоминает астрологию, нумерологию, карты Таро, хиромантию
(предсказание по ладони) и графологию (изучение почерка) [26].
На практике, если не в теории, Кригер также
тяготеет к оккультизму. Она призывает студентов, изучающих
бесконтактный массаж, искать доступ к своему подсознанию
посредством широкого спектра методов, в том числе толкования
снов, рисования мандал и гадания по И-Цзин [27]. Приветствуется и развитие скрытых телепатических
способностей в общении между студентами. Эти способности
считаются естественным побочным следствием для тех, кто
регулярно занимается бесконтактным массажем и научился
изменять состояние своего сознания при помощи визуализации,
йоги, пения мантр и медитации [28].
Связь с колдовством
Бесконтактный массаж имеет близкое родство с
Виккой (ведьмовская или, точнее, неоязыческая традиция).
Стюарт Фаррар пишет, что в ритуале исцеления у
последователей Викки диагноз ставится, в основном, методом
ясновидения, а лечение включает в себя возложение рук и
совершение над телом больного пассов, напоминающих движения,
предусмотренные методикой Кригер для шага "оценка". Во время
исцеления по методике Викки энергия не разглаживается, а
нейтрализуется, после чего пациента наполняют целебными
вибрациями - аналог модуляции в бесконтактном массаже. Как и
при бесконтактном массаже руки целителя-ведьмы нагреваются,
и в кистях может ощущаться покалывание. Избавиться от этих
ощущений можно, помимо погружения рук в холодную воду,
энергичным стряхиванием с них избытка негативной энергии [29].
В 1994 году в Сан-Антонио Американская
сестринская ассоциация (The American Nurses Association) на
своем ежегодном конгрессе предложила "новаторский формат".
Помимо сохранения традиционных направлений обучения он
включал в себя мероприятия для специалистов-целителей;
символом нового направления, что неудивительно, был
кристалл. В программу конгресса входил семинар под названием
"Знахарки, медсестры и ведьмы" имевший своей целью изучение
понятия энергетических полей и их связи с бесконтактным
массажем [30].
Спиритическое целительство
Некоторые из практикующих бесконтактный
массаж также активно занимаются целительством в рамках своих
церквей - спиритических церквей, если говорить конкретно.
Опрос, проведенный среди медработников, практикующих и
преподающих бесконтактный массаж, показал, что четверо из
них "обратились" в спиритизм после того, как в течение
нескольких лет или месяцев занимались бесконтактным
массажем. Каждый из них считает себя практикующим медиумом и
посещал семинары одновременно по бесконтактному массажу и
спиритическому целительству в Лили Дэйл, штат Нью-Йорк,
(один из самых крупных в мире центров спиритического
обучения) или в Пампкин Холлоу, Крэривилль, штат Нью-Йорк,
(место ежегодного проведения семинаров Кригер, собственность
Теософического общества). На вопрос, есть ли какая-то
разница между бесконтактным массажем и спиритическим
целительством, одна сестра-медиум ответила: "Называйте как
хотите, но по сути это одно и то же" [31].
Медиумическая практика, в спиритической
традиции издавна имевшая отношение к общению между умершими
и их живыми родственниками, в интерпретации этих
сестер-медиумов приобрела характерный оттенок теософии и
Новой Эры. Их, главным образом, интересовали контакты с
духами-наставниками высших рангов, которые могли бы
посвятить их в тонкости исцеления путем энергетических
манипуляций. (Тот факт, что многие медсестры в своей частной
практике взимают плату за разного рода контактную терапию,
возможно, является стимулом в развитии этой конкретной формы
медиумизма).
Разновидностью бесконтактного массажа,
которая стремительно распространяется в сестринских кругах,
является методика "Целительное прикосновение" (Healing
Touch). Пользуясь поддержкой местных отделений сестринских
ассоциаций и предлагая студентам обучение по низким тарифам,
эта методика проникает в учебные заведения для медсестер.
Обучение состоит из трех отдельных семинаров выходного дня -
за это время человек переходит от элементарных знаний по
бесконтактному массажу к практикумам по вступлению в контакт
со своим духом-наставником или ангелом.
Д-р Мэри Джо Трэпп Балбрук, специалист и
инструктор по "Целительному прикосновению", которая
проводила семинар для медсестер в Рочестере, штат Нью-Йорк,
утверждала, что ее методики получены через контакт с
духами-наставниками. Аккредитованные Американской
холистической ассоциацией медсестер (American Holistic
Nurses’ Association) семинары по "Целительному
прикосновению" также основываются на трудах таких известных
личностей, как покойная, но все еще популярная Алиса Бейли и
Розалин Брюйер, основатель и директор центра "Исцеляющий
свет" (Healing Light Center) в Глендейле, штат Калифорния.
Брюйер занимается тем, что обучает людей пробуждать в себе
энергию кундалини (в переводе с санскрита "сила змеи") для
развития как духовного, так и физического сознания [32].
Возвращение к месмеризму
Еще одно немаловажное историческое движение,
питающее сегодняшнюю практику бесконтактного массажа, - это
феномен месмеризма. Месмеризм вырос из того, что можно
назвать "магнетической школой философии", приверженцы
которой сравнивали человеческое тело с гигантским магнитом.
Обычным явлением в медицинской практике некоторых врачей в
15-16 веках было лечение с помощью магнита, которым водили
над телом пациента, тем самым регулируя некую жизненную
силу, якобы проникающую в тело из космоса.
Франц Антон Месмер (1734-1815), врач из
Вены, был чрезвычайно увлечен идеей магнетической медицины,
хотя в конечном итоге он пришел к выводу, что причиной
исцеления является вовсе не магнит. Скорее, утверждал он,
причина кроется в так называемом "животном магнетизме", т.е.
неуловимой субстанции (вспомните неуловимые энергии) в
человеческом теле, которую для исцеления тела нужно либо
направить, либо удалить из него. Вскоре он вообще отверг
необходимость магнита, полагая, что одних рук будет
достаточно. Проведя руками над пациентом, он нередко
встряхивал ими, чтобы сбросить магнетическую силу [33].
Обвиненный Венским медицинским братством в
шарлатанстве Месмер в конце концов перебирается в Париж, где
продолжает заниматься магнетическим целительством, иногда
магнетизируя не только руками, но попросту "месмеризируя"
людей одним своим пристальным взглядом. Пациенты при этом
нередко конвульсивно дергались, жалобно стонали и вздыхали,
сардонически смеялись и заливались слезами, как
свидетельствовал Ж.П.Ф. Делез, библиотекарь, который в 1843
году описал французский феномен. Делез писал: "Маэстро,
сложив пальцы в виде пирамиды, проводил руками вдоль всего
тела пациента, начиная с головы, вокруг плеч и вниз, к
ногам. Затем он снова возвращался к голове, и спереди и
сзади, к животу и спине; он возобновлял это процесс снова и
снова, пока магнетизированный человек не насыщался
целительной субстанцией и не забывался от боли или
наслаждения, причем оба ощущения были одинаково
благотворны" [34].
В 1838 году с помощью бывшего
студента-медика француза Шарля Пуаена и его спутницы,
ясновидящей Цинтии Глисон, которая в состоянии транса
ставила диагнозы больным, месмеризм пересек Атлантический
океан. Месмеризм явно претерпевал изменения, которые
подготовили почву для появившегося 10 лет спустя спиритизма.
Новый Свет созрел для появления новой, еще неизвестной
псевдонаучной религиозной философии, а месмеризм, приобретая
метафизический оттенок, был этому только рад.
Вскоре введенные в транс пациенты уже не
просто подвергались месмеризации лишь непосредственно ради
физического исцеления, но когда они пребывали в состоянии
транса или измененного сознания, целитель просил их войти в
духовные миры и передать обратно на землю любые сообщения.
Отныне месмеризм стал основной техникой для входа в
состояние высшего сознания, наиболее подходящего контакта с
космическими силами и получения как духовных, так и телесных
благ. Историк Роберт К. Фуллер писал, что месмеризм
"невольно сыграл роль повивальной бабки, принявшей на руки
практику медиумизма в состоянии транса"
[35].
Руки прочь от бесконтактного массажа
Бесконтактный массаж также играет роль
повивальной бабки, помогая зарождению в среде ухода за
больными множества духовно незаконнорожденных и опасных
практик, которые связаны с медиумизмом и много чем еще. Тем,
кто говорит, что может практиковать бесконтактный массаж и
не касаться его оккультных сторон, следует напомнить, что
без оккультизма бесконтактный массаж превратится в ничто.
Его истоки и корни лежат в спиритизме, и он приносит
соответственные плоды.
Христиане не могут практиковать
бесконтактный массаж, не идя на компромисс со своей верой и
не подвергая опасности свои взаимоотношения с Богом. Он один
может научить нас подлинному смыслу возложения рук для
утешения, заботы и исцеления.
Шэрон Фиш - профессиональная медсестра. Она
работает над докторской диссертацией в университете г.
Рочестер, штат Нью-Йорк, где преподает методы исследования в
области ухода за больными. Она является автором и соавтором
ряда публикаций относительно влияния Новой Эры на
здравоохранение и уход за больными. Она также является
сопредседателем комиссии по сомнительным методам ухода за
больными при Национальном совете по борьбе с мошенничеством
в здравоохранении (NCAHF).
Шэрон Фиш
Центр апологетических
исследований, г. Санкт-Петербург
Использованная литература
1. Аудиозапись интервью, взятого у автора.
2. Delores Krieger, соавтор и консультант,
"The Healing Touch", Family Guide to Natural Medicine
(Pleasantville, NY: The Reader’s Digest Association, 1993), pp. 94-97.
3. Vem L. Bullough and Bonnie Bullough,
"Therapeutic Touch: Why Do Nurses Believe?", Skeptical
Inquirer, Winter 1993, pp. 169-174.
4. Rita Healy and Jennifer Mattos, "A
No-Touch Therapy", Time, 21 November 1994, p. 88.
5. NIH Guide for Grants and Contracts, 26
March 1993 and 7 January 1994. Рейки - один из видов
тибетского целительного искусства, при котором
целитель-посредник использует для оздоровления и лечения
пациента космическую энергию Рейки. Система была разработана
в середине XIX века Микао Усуи. Рефлексология - техника
точечного массажа ступней, разработанная Уильямом
Фицджеральдом (ум. 1925). Рольфинг - система массажа
"фасциальных плоскостей", созданная в начале XX века
американским физиологом Идой Рольф.
6. Delores Krieger, Living the Therapeutic
Touch (New York: Dodd, Mead and Company, 1971), p. 7.
7. Там же, p. 33.
8. Delores Krieger, How to Use Your Hands to
Help or to Heal (New York: Prentice Hall Press, 1979).
9. Там же. См. тж. Janet Macrae, Therapeutic
Touch: A Practical Guide (New York: Alfred A. Knopf, 1991).
10. Delores Krieger, "Therapeutic Touch: The
Imprimatur of Nursing", American Journal of Nursing, May
1975, pp. 784-787.
11. Delores Krieger, "The Response of
In-Vivo Human Hemoglobin to an Active Healing Therapy by
Direct Laying-On of Hands", Human Dimensions, Autumn 1972, pp. 12-15.
12. Bernard Grad, "Some Biological Effects
of the Laying-On-of-Hands; A Review of Experiments with
Animals and Plants", Journal of Psychical Research 59
(1965): pp. 95-127.
13. Krieger, How to Use Your Hands, p. 4.
14. Dora van Gelder Kunz, The Personal Aura
(Wheaton, IL: The Theosophical Publishing House, 1991);
Janet Quinn, Therapeutic Touch; Healing through Human Energy
Fields и Theory and Research (серия из трех видеофильмов),
NLN and The Center for Human Caring, University of Colorado, 1992.
15. Martha E. Rogers, An Introduction to the
Theoretical Basis of Nursing (Philadelphia: F. A. Davis, 1970).
16. Myra E. Levine, "Letter to the Editor",
American Journal of Nursing, August 1975, p. 1383.
17. Barbara Walike, et. al., American
Journal of Nursing, August 1975, pp. 1275, 1278, 1292. См.,
напр., Linda Rosa, "Therapeutic Touch: Skeptics in Hand to
Hand Combat Over the Latest New Age Health Fad", Skeptic 3
(1994): pp. 40-49; Sharon Fish, "Therapeutic Touch: Can We
Trust the Data?", Journal of Christian Nursing, Summer 1993,
pp. 6-8; Bullough and Bullough, pp.169-174.
18. NCAHF Bulletin, May/June 1992 и личная
переписка. The National Council against Health Fraud, P.O.
Box 1276, Loma Linda, CA 92354. (909) 824-4690.
19. Janet F. Quinn, "Therapeutic Touch as
Energy Exchange; Replication and Extension", Nursing Science
Quarterly 2 (1989), pp. 79-87.
20. Там же, p. 87.
21. См., напр., Robert Adar, ed.,
Psychoneuroimmunology (New York: Academic Press, 1981);
Philip Clark and Mary Jo Clark, "Therapeutic Touch: Is There
a Scientific Basis for the Practice?", Nursing Research,
January-February 1984, pp. 37-41.
22. См., напр., Elliot Miller, "The
Chris-tian, Energetic Medicine, and "New Age Paranoia",
Christian Research Journal, Winter 1992, pp. 24-27.
23. Brooks Alexander, "Occult Philosophy and
Mystical Experience", SCP Journal, Winter 1984, pp. 13-19;
Paul Reisser, Teri Reisser and John Weldon, New Age Medicine
(Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1987).
24. Barbara Blattner, Holistic Nursing (Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1981).
25. Там же, pp. 84-85.
26. Там же, pp. 329, 331.
27. Krieger, How to Use Your Hands, p.80.
28. Там же, p. 71.
29. Stewart Farrar, What Witches Do (Custer,
WA: Phoenix Publishing, 1983), pp. 129-137.
30. The American Nurse, официальное издание
American Nurses Association, January 1994. Вкладыш, посвященный конференции.
31. Интервью с автором; телефонные
переговоры с Теософическим обществом и фермой Пампкин Холлоу.
32. Mary Jo Trapp Bullock, информационные
листки, раздаваемые на семинарах. Wellness Network and North
Carolina Center for Healing Touch, 413 Waterside Drive, Carrboro, NC 27510.
33. D. Scott Rogo, New Techniques of Inner Healing (New York: Paragon Press, 1992), pp. 9-15.
34. Цит. там же, pp. 15-16.
35. Robert C. Fuller, Mesmerism and the American Cure of Souls (Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1982), p. 98.
|