Домашние роды, "духоносные" акушерки и
трусливый Гена
Порой я понимаю недоверие людей к нашей
медицине, но... Где рожать - в роддоме или дома? К чьим
советам на эту тему прислушиваться? А как оно
"по-православному"? Историями из жизни делится мама
троих детей Елена Кучеренко.
"Какие у Вас чудесные детки!" -
обратилась ко мне после службы в одном из монастырей
незнакомая женщина. Я расплылась в довольной улыбке, но,
ради приличия, стала все отрицать. "Ах, ну что Вы!
- скромничала я. - Какие же они чудесные! Эта вот
не слушается, эта грубит. Кушают плохо. Молиться
не хотят. Да, дети?".
Женщина пристально осмотрела моих
девчонок. "А вы где рожаете?" - спросила она. "Ну как
где, - растерялась я. - В роддоме". "Вот! В этом причина
всех проблем! - торжественно заявила моя собеседница.
- Все верующие люди давно рожают дома! Все, кто желает
здравия и спасения своим детям!" И начала пространный
монолог с какими-то очень сложными
причинно-следственными связями между роддомами
и неподобающим детским поведением.
Половину я не поняла, но там было что-то
о сатанинских веяниях в медицине, смысл которых - еще
на стадии рождения загубить "чистые души". Она говорила
об отрицательной энергетике медучреждений, где "все
против нас". О врачах-убийцах, родительской
безответственности и маловерии, воровстве плацент
и пуповин и необходимости "естественной среды обитания"
(имелась в виду квартира) для благополучного
родоразрешения при помощи "духоносной акушерки".
Видно было, что незнакомка разошлась
не на шутку, поэтому я молчала и глубокомысленно кивала
в ответ, параллельно ее рассматривая. Внешний облик моей
собеседницы представлял из себя то, что среди
противников Церкви считается "православным
классическим": вся в чем-то бесформенном, черном
и подобранном так, чтобы одна вещь как можно меньше
подходила к другой, с рюкзаком за плечами и увешанная
всевозможными четками, иконками и ладанками. И конечно,
с потусторонним блеском в глазах и совершенно
неопределимым возрастом.
В итоге она "вырвала" у меня обещание
"больше не губить невинных младенчиков". И на будущее
сунула мне в руку бумажку с именем и номером телефона
"верующей акушерки, которая денег берет немного,
но молитва которой творит чудеса". И, лукаво подмигнув,
добавила: "А детки у тебя еще будут, я такие вещи
прозреваю"…
А буквально через несколько дней мне
позвонил старый знакомый Гена и с дрожью в голосе
спросил: "Лен, а ты тоже рожаешь дома?" Еще находясь
под впечатлением от атаки монастырской незнакомки,
я зарычала в трубку: "Нет! Я рожаю в роддоме! И что?!
Ты тоже скажешь, что это душевредно
и не по-православному?! И что я загубила невинные
души?!"
"Понял, я позже перезвоню", -
пробормотал Гена и повесил трубку. А потом выяснилось,
что его жена, которая донашивала первенца, вдруг
заявила, что "вся продвинутая и прогрессивная
общественность рожает дома", и "этим убийцам" (врачам)
она живой в руки не дастся. А Геннадий должен будет
морально ее поддерживать и в итоге принять на свои руки
ребенка, как это делают "все нормальные, любящие
и заботливые отцы". Уговоры мужа, свекрови и собственных
родителей девушку только злили и, назвав их всех в итоге
отсталыми ископаемыми, она пообещала, что если ей будет
мешать, она родит на улице в кустах.
***
Читайте также по теме:
- О сектантской направленности псевдомедицинских центров подготовки к родам - Центр свщмч. Иринея Лионского
- Рожана: секта или спасение для мам?
Школа материнской культуры "Рожана", еще недавно слывшей
эталоном материнства и детства, сейчас попала в эпицентр
крупнейшего скандала, в результате которого может и вовсе
прекратить свое существование - Ирина Киеня
- Секты начали маскироваться под центры для беременных. В Синодальном отделе по
благотворительности Русской православной церкви
эксперты по биоэтике, акушеры-гинекологи и сектоведы
обсудили опасности различных практик подготовки к
родам. Женщины зачастую не доверяют официальной
медицине, и этим пользуются злоумышленники - Александра Сопова
- Какого духа "духовное акушерство" Альтернативное
(духовное) акушерство: на его "фасаде"
- комплименты, обращенные к беременной, свечи на зеркале, музыка и ароматы,
"плацента в хрустальной вазе". За "фасадом" -
"тайна, покрытая мраком, из которого время от
времени появляются машины скорой помощи с
роженицами, истекающими кровью, и младенцами с
асфиксией"... - Ирина Щеглова
- Домашние роды, "духоносные" акушерки и трусливый Гена - Елена Кучеренко
Перепуганный мужчина обратился ко мне,
ища поддержки, но я сама еще переваривала полученную
от бесформенной незнакомки в крестах информацию, так что
это, видимо, был не Генин день…
…Нет, меня совсем не шокировало, что кто
то, оказывается, рожает сейчас дома. Меня разозлил (хотя
я и смолчала) "агрессивный маркетинг", с которым на меня
напала эта "духоносная" дама.
Я с ужасом для себя поняла, что если бы
все это случилось лет девять назад, когда я донашивала
своего первого ребенка и когда на меня еще производили
глубокое впечатление черные платки и большое количество
четок (что и было в моем представлении показателем высот
духа), то я, возможно, и позвонила бы "верующей
акушерке, молитва которой творит чудеса". И еще
не понятно, чем бы это закончилось.
Я совсем не хочу сказать, что
домашние роды -
это абсолютно точно что-то дикое и мракобесное. У меня
масса знакомых, рожающих именно так: от крайних
православных консерваторов до ультра-современных,
продвинутых и при этом совсем не церковных людей.
Большинство из них - умные, образованные, интересные
и очень ответственно подходящие к воспитанию детей
родители. Уверена, что к этому они пришли осознанно,
взвесив все "за" и "против" и желая своим малышам только
добра. А не под влиянием незнакомок с блеском в глазах
и пламенной речью. Но никто из них, за редким
исключением, не пытался меня агитировать. Даже наоборот.
Помню, один чудесный папа, верующий,
удивительный муж и отец, который сам благополучно принял
у себя дома на руки шестерых детей (с помощью акушерки,
конечно), рассказывая о том, что для них это самый
лучший вариант, и объясняя - почему, добавил: "Но это
дело индивидуальное, и нужна готовность и взаимное
согласие и мамы, и папы. А если кто-то не готов,
например, папа, то это ни в коем случае не означает, что
он - слабак. Все люди разные".
Но была одна мамочка (тоже "православная
классическая"), которая при каждом удобном случае
пыталась убедить меня, что таки да, "больница - это стан
врагов и язычников, все истинные христианки рожают дома,
а мои страхи - от маловерия. И что я в таком случае
вообще делаю в церкви! И ни одна матушка в нашем храме
в роддом ни ногой". Я, правда, не стала говорить этой
женщине, что ради любопытства пообщалась с несколькими
матушками (не со всеми, конечно), и они, странно на меня
посмотрев, сказали: "Мы - в роддоме".
Нет, порой я понимаю недоверие людей
к нашей медицине, и что врачи разные. И знаю случаи,
когда медики, действительно, оказались убийцами. У одной
моей знакомой в роддоме акушерка уронила новорожденного
сына, и он умер. У других вследствие врачебной ошибки
одна девочка из двойни стала глубоким инвалидом. Третьей
сделали кесарево и занесли инфекцию. Женщина едва
не погибла, ее пришлось повторно оперировать, и больше
детей у нее не будет. Когда же она попыталась напомнить,
что "заплатила огромные деньги", ей ответили: "Нам все
платят". Да, порой отношение настолько скотское, что оно
и на роды, предполагаю, негативно влияет. И невольно
согласишься с тем, что уж лучше дома, в спокойной
дружелюбной обстановке, в окружении любящих людей
и с молитвой.
Но, согласитесь, что врачи далеко
не все-такие. Лично у меня именно с родами
проблем не было. Первую я рожала в маленьком
провинциальном роддоме, практически в домашней
обстановке. Рядом был муж, который потом каждый день
навещал меня в любое время. Отношение персонала было
прекрасным, и после выписки мы еще долгое время
общались, а заведующая роддомом мне позже очень помогла
в другом вопросе. Причем, совершенно бескорыстно.
Вторая дочь появилась на свет уже здесь,
в Москве.
Врач, которая
вела ту беременность в женской консультации
(и последующую тоже), сама человек верующий и большой
профессионал. И относится ко мне с пониманием.
Я не делаю скрининг? Ну и ладно, наверное, это
правильно. Все равно же аборт делать не буду, если что.
Кстати о скрининге… У меня две знакомые,
которым сделали этот самый скрининг и потом убеждали
прервать беременность, потому что у них "дауны".
От аборта они обе отказались, но что им пришлось
пережить - отдельный разговор. В итоге родились здоровые
дети. Так что да, понимаю тех, кто с таким столкнулся
и потом даже не учет не вставал и предпочитает рожать
"в чистом поле".
Появление второй дочери… Врать не буду,
все было не так гладко, как тогда, в провинции. За 15
часов родов ко мне подошли от силы пару раз, в один
из которых, уже с сильными схватками, заставили идти
на УЗИ, "которое забыли сделать". Когда же
я останавливалась от боли, на меня еще и покрикивали:
"Если ты так будешь ковылять, мы никогда не дойдем, ишь,
неженка какая".
Зато в боксе обстановка была вполне
домашняя. Я там была одна, общалась по телефону, читала
(когда не орала), ходила-бродила и т. д. Но когда пришло
время родов, и я оказалась на самом кресле,
то выяснилось, что принимает у меня стажер,
а непосредственно акушер только "дирижирует": "Нет,
не так, нужно вот так. Нет, за это не тяни, сломаешь… И
т. д.". "А давайте вы потренируетесь на кошках!" -
попыталась возмутиться я. "Так! Ты лежи и тужься!" -
было сказано мне.
Но в принципе все прошло легко и без
осложнений, А потом меня еще и "подкупили" тем, что
показывали мою Соню другим мамочкам для того, чтобы они
поняли, какой "здорово-бордовый цвет должен быть
у орущего ребенка" (а орала Соня от души, громко и без
перерыва, что продолжает делать до сих пор, и за что нас
тогда возненавидели все роженицы). В общем, все
неприятности быстро забылись, и я считаю, что и эти роды
были удачными.
Третьи были прекрасными и вообще
"чудесно-мистическими".
Началось все несколько волнительно.
В конце беременности у меня стало подниматься давление,
от больницы я отказывалась, но в итоге, со 160/110
и "мушками" в глазах, сама себе вызвала скорую. А перед
ее приездом позвонила нашему батюшке за благословением
(тому, который "обругал" меня в истории с дудочкой):
"Помираю, в больницу еду".
Батюшка, как положено, благословил,
и в итоге в отделении патологии, куда меня привезли
с моими "мухами", оказалось свободной только платная
палата на одного "клиента". Со всеми удобствами, включая
телевизор. Куда меня и положили бесплатно. Там
я пролежала три дня и за мной редко когда так ухаживали.
А потом у меня отошли воды, и я за три
часа родила нашу Дуняшу. И, соответственно попала
в послеродовое отделение - по сложившейся уже "традиции"
в платную палату за бесплатно.
О процессе появления на свет Евдокии
стоит рассказать отдельно. Многие знают, как иногда
трудно бывает не только "за бесплатно", но и "за платно"
докричаться до врача (хотя не всегда, конечно).
В течение этих трех часов от меня практически
не отходили сразу несколько человек медицинского
персонала - от заведующего отделением до анестезиолога
и простых акушеров. Все были очень внимательными
и всячески старались облегчить мне жизнь.
Не знаю уж, благословение сыграло тут
свою роль или там просто такие чудесные врачи, но я всем
пожелала бы так рожать, как я в последний раз.
В общем, это я все к тому, что, конечно,
врачи бывают разные, бывают и плохие, и очень плохие,
но не всегда и не везде. Есть очень хорошие. А вот
к "домашним акушеркам" у меня отношение настороженное
(это при всем при том, что я вполне понимаю аргументы
родителей и их желание добра своим детям).
Нет, я верю, что кто-то из этих акушерок
может быть прекрасным человеком и отличным
профессионалом. Но меня лично в случае домашних родов
больше всего интересует вопрос: "Как эти акушерки
не бояться брать на себя такую ответственность? А ВДРУГ
ЧТО?" Возможно, это "а вдруг" - показатель моего
маловерия, но ведь бывает всякое. И у верующих людей,
уповающих на Бога, тоже. Если непредвиденная ситуация?
Опасность для жизни ребенка, и счет идет на минуты?
Помню, я общалась с той самой
агитирующей меня мамой, которая говорила, что мне
в церкви не место, раз я езжу в роддома. "Слушай, я если
что-то пошло не так, что делает ваша акушерка?". "Ничего
не делает, - ответила она. - Говорит вызывать „скорую“".
Я так для себя понимаю, что за последствия она
не отвечает.
И эта же женщина с восторгом
рассказывала мне, что клиентов у таких акушерок, как
правило, много. И начать рожать некоторые из них могут
одновременно. "Кто первый - к тому и едет". А иногда
даже к тем, к кому едет, может не успеть.
"Представляешь, однажды она ехала в Подмосковье и встала
в пробке. Звонит муж роженицы - у жены уже „полезло“.
Так она по телефону ему объясняла, что и как делать".
Мне лично кажется, что это не нормально. Хотя, конечно,
и "скорая" может не успеть. И кто знает, кому и где
придется рожать.
В общем, я бы лично не рискнула рожать
у таких акушерок. Страшно. Я вообще трусиха. Мне
и в роддоме-то страшно, и я каждый раз готовлюсь
к самому худшему. Но в больницах, по крайней мере, есть
все необходимое на случаи из серии "а вдруг", и хотя бы
теоретически есть с кого спросить….
…А жена моего знакомого Гены в итоге
рожала дома. Муж, "как должны делать все нормальные
отцы", ребенка на руки не принимал, потому что
не выдержал криков и всего происходящего и постоянно
порывался уйти: "В аптеку сбегаю, может что-то надо?".
А потом на нервной почве просто заснул в соседней
комнате. И "враги и сплетники" даже предполагают, что
он там от страха выпил. А у супруги, в конце концов,
началось сильное кровотечение, которое паникующая
акушерка не знала, как остановить, и пришлось вызвать
скорую. Слава Богу, успели.
Но опять же, многие мои знакомые рожают
дома благополучно. Но они как-то об этом много
не болтают. Наверное, не хотят брать на себя
ответственность за принятое кем-то решение. Быть может,
у них принимают роды какие-то другие акушеры -
действительно, профессионалы, с которыми безопасней, чем
в роддомах. Очень бы хотелось услышать их счастливые
истории. А еще мне все же интересно: хоть какую-то
ответственность за гипотетический неблагополучный исход
родов несут такие акушерки?
Елена Кучеренко
Православие и мир - 04.01.2014.
|