Увлекаясь чужими идеями, дизайнеры забывают о
русских традициях
О русской культуре и китайском Фэн-шуй. Что китайцу
хорошо, то русскому - смерть?
Каким должен быть интерьер дома и офиса?
Как оборудовать и оформить внутренние помещения? На
первый взгляд ответить на эти вопросы несложно.
Помещение должно быть удобным, не очень тесным и шумным,
прилично выглядеть, выполнять основные функции.
При этом пространство должно хорошо
вентилироваться и освещаться, ведь в противном случае вы
и ваши сотрудники просто не сможете нормально и
высокопродуктивно работать, и под угрозой окажется
здоровье людей. Современное офисное помещение - один из
важнейших инструментов работы, и ошибки в его
обустройстве приводят к серьезным неудачам в бизнесе.
Интерьер = функция + стиль?
Дизайн дома и офиса влияет не только на
имидж хозяина, но и в значительной степени формирует его
быт, душевное настроение, представление о себе. В
минувшем веке в искусстве создания интерьеров произошло
несколько революций. И сейчас мы наблюдаем великое
разнообразие предлагаемых дизайнерских решений, стилей и
подходов. За последние десять лет слова "дизайн" и
"офис" стали у нас по-настоящему культовыми. Они
характеризуют нашу эпоху почти так же, как слова
"большевик" и "ЧК" отражали эпоху революции. Сегодня
Россия стремится поскорее расстаться с пресловутым
"совком", который берет начало с 50-х годов после смерти
Сталина и отличается умопомрачительной дешевизной и
безвкусицей внутренних помещений. Эпоха копеечного
дерматина, низкокачественных древесностружечных плит и
картонных подвесных потолков с круглыми дырочками уходит
навсегда.
Теперь все по-другому. Российские
магазины предлагают новейшие отделочные материалы и
технологии, нет недостатка и в ультрасовременных
"дизайнерских проектах". При желании и при наличии
необходимых средств вы можете оформить свою квартиру или
офис не хуже, чем в "лучших домах Европы".
И хотя интерес к проблемам интерьерного
дизайна в минувшее десятилетие был очень большим,
эйфория от "дизайнерской революции" 90-х начала спадать.
Модные "приколы" приелись, новейшими технологиями уже
никого не удивишь, а осмысленного понимания того, как
все-таки нужно устраивать внутреннее помещение, так и не
появилось.
Между тем вкусы и пристрастия
российских заказчиков стали гораздо более изощренными. И
наряду с понятным желанием копировать новинки западной
моды возник интерес к древним, традиционным принципам
формирования жизненной среды. В первую очередь широкую
публику заинтересовало "все китайское и японское".
Мастер Фэн-шуй
Впервые о древнекитайском искусстве
формирования жизненной среды я услышал несколько лет
назад. На какой-то вечеринке моя приятельница,
сотрудница крупного банка, огорошила меня вопросом: "Ты
случайно не мастер фэн-шуя?" Я ответил в шутку, что,
конечно, мастер, но что такое фэн-шуй, не знаю.
"Продвинутая" девушка объяснила мне, что это древнее
эзотерическое искусство, которое основал мастер Ян Юн
Цанг, служивший в Поднебесной главным советником при
дворе императора Хи Цанга за девятьсот лет до нашей эры.
"Теперь все наши банкиры расставляют стулья и диваны в
своих домах и офисах в соответствии с искусством фэн-шуй",
- добавила приятельница. Я заинтересовался темой и стал
собирать информацию.
Дизайн по
Фэн-шуй. Что китайцу хорошо, то русскому - смерть?
Как выяснилось, это древнекитайское
искусство и в самом деле весьма популярно на Западе,
добралось оно и до России. Немало известных людей и фирм
постоянно прибегают к услугам консультантов по фэн-шуй
при проектировании интерьеров, зданий, прилегающей
территории и инфраструктуры. Но этим поклонники
древнекитайского знания не ограничиваются. Они заявляют,
что умеют не только правильно строить дома и формировать
их интерьер, но также "улучшать судьбу" и
"гармонизировать личные отношения".
Подобный интерес ко всему древнему и
восточному в наши дни вполне объясним. Современный
человек, оторванный от национально-религиозной традиции,
испытывает колоссальную усталость от окружающей его
бессмысленной и грубо-материальной реальности мира
высоких технологий. Восток же обещает дать новое
духовное начало и к тому же манит грандиозностью своих
философских построений, древностью и экзотикой.
Что приемлемо и нормально для
язычника, для православного христианина может граничить
с кощунством.
Крест и "неблагоприятные формы"
Впрочем, московские консультанты,
создающие интерьеры в соответствии с древнекитайским
искусством, первым делом стараются убедить клиентов в
абсолютно нерелигиозном характере своих услуг. Типичное
объяснение звучит примерно так: "Фэн-Шуй - не религия,
это система, основанная на принципах движения потоков
энергии, на законах природы. И задача человека -
использовать эти законы себе во благо... На Руси, как и
во многих других странах, тоже существовали свои вековые
законы организации жизненного пространства. И истинный
специалист Фэн-Шуй, используя древние знания китайских
мастеров, старается сохранить русские традиции" (я взял
этот текст с сайта одного из консультантов).
Но действительно ли древнекитайское
искусство полностью нерелигиозно, а потому приемлемо для
крещеного русского человека? Давайте разберемся.
В любом популярном пособии по фэн-шуй
можно найти описания различных магических ритуалов,
гадательных практик и сведений по астрологии. Не
нужно лишний раз доказывать, что они даже при всем
желании не могут быть совмещены с христианством. Церковь
осуждает занятия магией, гаданиями и астрологией и
считает их тяжким грехом. И это не случайно. Приобщаясь
к таким занятиям, человек неизбежно соприкасается с
миром инфернальных, демонических существ, входит с ними
в контакт.
Дракон - один из "благоприятных"
талисманов китайцев и Фэн-шуй. Для христиан дракон -
образ диавола
Так что заявления о нерелигиозности
фэн-шуй содержат в себе изрядную долю лукавства. И в
древнекитайском учении о формировании внешней среды
духовный (читай: религиозный) момент занимает довольно
значительное место. Иначе и быть не могло. В отличие от
современных европейцев древние китайцы (как, впрочем, и
древние русские, греки, египтяне) не отделяли
религиозную сторону своей жизни от остальных сфер. И
поэтому любой традиционный интерьер (китайский, русский,
греческий, египетский) представлял собой гармоничное и
осмысленное целое, подчиненное не только функциональным
или художественным задачам, но и - самое существенное -
задачам духовным. В основании традиционного интерьера
всегда лежат некие фундаментальные принципы, непонимание
и забвение которых разрушает суть. Можно сколь угодно
точно воспроизводить древние орнаменты, нашпиговывать
помещение предметами, имеющими сакральное значение, но
все это не воссоздаст традиционной среды обитания.
С другой стороны, то, что приемлемо и
нормально для язычника, для православного христианина
может граничить с кощунством. И в этом смысле
показательно, что консультанты по фэн-шуй, например,
считают форму креста неблагоприятной. Они не рекомендуют
клиентам держать дома кресты и возводить крестообразные
здания. Но ведь Крест - центральный христианский символ,
не говоря уж о том, что одна из самых распространенных
форм православного храма - византийского и русского -
крестово-купольная. В каждом христианском доме должно
быть изображение Креста, а на Руси было принято помещать
этот знак на всех сторонах дома - "да погибнут бесы от
лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением".
Крест является не только символом распятия Христа, но и
главным знаком Его победы над смертью и силами ада.
Так что китайские консультанты и их
русские ученики, рекомендуя отказаться от формы креста,
фактически предлагают своим клиентам-христианам
отказаться от православной веры. А то, что
крестообразная форма показалась им неблагоприятной,
вполне понятно. Крест "страшен для бесов", а поклонники
фэн-шуй, как известно, пытаются находиться "в гармонии"
со всеми без исключения силами, в том числе явно
демоническими.
Что имеем - не храним…
Стремление приобщиться к целостной и
древней традиции и обустроить свое жилище в соответствии
с ней выражает, однако, очень глубокую духовную
потребность нынешнего человека. И если тут не могут
помочь китайцы, может быть, стоит обратиться к нашему
собственному наследию? Тем более что на Руси, как и в
других странах, тоже существовали свои вековые законы
организации жизненного пространства. Чтобы убедиться в
этом, достаточно побыть подольше внутри старинной
постройки XVI - XVII веков. Зимой там не холодно, а
летом не жарко, глаз отдыхает на полукруглых сводчатых
потолках, помещение хорошо поглощает шум и при этом
обладает своеобразными акустическими свойствами. Но
главное - в таких домах по непонятным причинам начинаешь
чувствовать себя лучше, душа успокаивается, а мысли
проясняются. Вероятно, такое благотворное воздействие
старинных палат на современного человека не случайно, а
обусловлено искусством их создателей. А раз такое
искусство было, значит, его можно попытаться возродить.
Впрочем, это тема для отдельного разговора, и мы еще не
раз к ней вернемся на страницах нашего журнала.
Икона гораздо более "интерактивна",
чем любой современный монитор.
Интерактивный образ
Для того чтобы более точно определить
предназначение и специфику интерьера, следует назвать
его самые характерные и типичные атрибуты. В Европе для
классических дворянских и буржуазных интерьеров XVIII -
XIX веков такими предметами являлись зеркало и портрет.
Разглядывая свое изображение на зеркальной поверхности,
обитатель интерьера воспринимал и познавал себя, вокруг
зеркала выстраивал свои бытовые ритуалы. И совсем не
случайно "зеркальная тема" вызвала в означенный период
многочисленные ассоциации в литературе, философии,
мистике. Даже человеческое сознание воспринималось в ту
пору как "зеркало окружающей действительности". Зеркала,
как и портреты, выражали ведущие мотивы новоевропейской
культуры - антропоцентризм, индивидуализм, замкнутость
человека на себе, преимущественное внимание к внешнему и
материальному, а не к внутреннему и духовному.
Если же говорить о современном
интерьере, то самым выдающимся его атрибутом, пожалуй,
можно назвать монитор телевизора или компьютера. Между
прочим, экран - в некотором роде развитие зеркала и
портрета, он приводит мир "зазеркалья" в движение,
делает его гораздо более насыщенным в информационном
плане.
Что же является подобным знаковым,
центральным предметом для традиционного русского
интерьера? Ответ очевиден - это икона.
В молитве перед иконами дома и в храме
постепенно, год за годом, формируется духовный и
душевный мир православного человека. Образа имеют
огромное значение не только в процессе храмовых и
домашних богослужений, но и при совершении почти всех
бытовых действий - от совместной трапезы до входа в
квартиру и выхода из нее. Жизнь традиционного русского
дома всегда протекала "под иконами". Не случайно именно
эти предметы первым делом спасали при пожаре (вспомним
выражение "хоть святых выноси…").
В чем же принципиальное отличие иконы от
портрета и зеркала с точки зрения организации среды
обитания?
Современный
Фэн-шуй "икононстас": знак "двойное счастье" - стоит
только весить дома... и Бога просить ни о чем не нужно,
все будет в двойном прибытке
Зеркало и портрет выражают
фундаментальную для западного мира последних столетий
идею однородности места и времени. За зеркальной и
портретной поверхностью человек видит пространство,
полностью подобное своему собственному. Тот мистический
мир "зазеркалья", которому посвящено столько
литературных фантазий, так же, как и виртуальный мир
информационных систем, - лишь обратное отображение
обычного мира.
***
Читайте также по теме:
***
Икона, напротив, соединяет два
разнородных мира - землю и небо, мир материальный и мир
духовный. При помощи иконы Господь, ангелы и святые
оказываются доступными и близкими нам. Современному
человеку трудно понять радикальность основополагающего
православного утверждения об иконах: "слава, воздаваемая
образу, восходит к первообразу". То есть, обращаясь к
иконе святого Николая Чудотворца, вы обращаетесь
напрямую к самому Святителю, и он слышит вас и отвечает
вам. Икона "интерактивна"! Причем ее "интерактивность"
намного более последовательна, чем интерактивность
мониторов, претендующих сегодня на то центральное место
в среде обитания, какое раньше занимали портреты и
зеркала.
Китайская
жаба на китайских дырявых деньгах - любимая икона
современных русских?
В противовес классическому, замкнутому
на себе "буржуазному" интерьеру современное помещение
стремится "открыться". Мониторы, игра с дверными
проемами и окнами, устранение рам, свободные,
неординарные решения перекрытий, оформление стен
показывают эту тенденцию. Но "открывается" нынешний
интерьер пока что явно не в сторону горнего мира… Экраны
телевизоров соединяют людей не с сонмом ангелов и
святых, а с иной, гораздо более прозаичной реальностью…
Кроме тенденции обезбоживания
интерьера существует и другая - стремление воплотить в
современных формах традиционные для России принципы.
Дом и храм
В очень популярном на Древней Руси
толковании на Шестоднев (история Творения мира Богом)
святого Иоанна Экзарха Болгарского рассказывается, как
"…во дворце сделано перекрытие посередине (между верхом
и низом), так и Господь как бы построил единый храм
между землей и небом и создал перегородку (перекрытие) -
второе небо…". Космос здесь уподобляется дому, а дом -
храму. Мир для человека подобен дворцу, а в своем
жилище, как и в храме, человек должен приобщаться к
Творцу и воздавать Ему подобающую славу. В этом случае
дом, храм и мир в целом будут все больше напоминать
человеку о Рае. Замечательный историк древнерусской
архитектуры Михаил Петрович Кудрявцев показал, что и
город Москва в целом строился по образу Небесного Града
и самой своей структурой должен был задавать
определенное отношение к жизни.
Трудно даже представить, насколько
далеко мы отошли от тех принципов, которые вдохновляли
создателей и обитателей древнерусских домов. При
разработке дизайна современного интерьера обычно исходят
только из двух соображений: во-первых, функциональности,
а во-вторых, художественного вкуса и оригинальности. О
духовной же стороне при устройстве среды обитания почти
всегда забывают. Проектируя детские комнаты, спальни и
гостиные, не говоря уже об офисах, никто не вспоминает о
возвращении в Рай. Жилище становится все более
атеистическим. И в современной квартире часто для иконы
не находится места: она, видите ли, совсем "не
вписывается" в интерьер...
И все же кроме тенденции обезбоживания
интерьера существует и другая, способная при
благоприятных условиях привести к противоположному
результату. Сегодня наиболее "продвинутые" дизайнеры и
фирмы-производители модельной мебели стараются тщательно
изучать душевный мир, образ жизни и быт, привычки и
духовные ориентиры заказчика, чтобы приспосабливать к
ним свои изделия. Поэтому, учитывая нарастающее желание
многих русских людей привести свою среду обитания в
соответствие с духовными приоритетами, можно надеяться,
что в ближайшем будущем появится новое направление в
дизайне, которое будет стремиться воплощать в
современных формах традиционные для России принципы.
Дмитрий Другов
Аналитический журнал "Русский предприниматель" № 8, 2002
Советует священник
Икона - это главная вещь в помещении.
Она может быть большой или маленькой, но при этом должна
как бы господствовать в пространстве комнаты или на
столе, если речь идет о рабочем месте. Желательно
размещать образа так, чтобы они были видны и от входа, и
с максимального количества точек. И, конечно, перед
иконой должно быть удобно молиться. Для этого дома
полезно создать "святой" или "красный" (в смысле
красивый) угол: небольшой в гостиной или столовой и
побольше - в личной комнате. На Руси богатые люди в
своих жилищах устраивали даже особые молитвенные
комнаты, часовни и домовые храмы.
Совершенно нефэншуйные домашние
иконостасы простых православных мирян
Оформляя помещение, нужно помнить, что
его внешний и внутренний вид, цветовое решение, живые и
неживые обитатели передают ваше восприятие мира, истории
и культуры. Иерархия и гармония вашей души, сочетание
национального и вселенского - все это должно найти
выражение в организации жилья. И наоборот. Внешняя среда
способна оказывать самое серьезное воздействие на душу.
Чем больше живого, природного и светлого, тем лучше.
Поэтому когда вы приглашаете специалиста или
консультанта по оформлению, будьте внимательны и
придирчивы. Не всегда то, что модно и дорого, на самом
деле хорошо и полезно.
Максим Первозванский, иерей
|