Не сотвори себе химеру (об исцелениях истинных и ложных)
"Мы неуклонно приближаемся к времени,
когда откроется широкое поприще для
многочисленных ложных чудес, чтобы
привлечь к погибели тех несчастных
потомков плотского мудрования,
которые будут соблазнены и совращены
этими чудесами".
Святитель Игнатий Брянчанинов
Особенно серьезную опасность представляют усиленно
распространившиеся оккультные ереси и секты. Кабалистика и
теософия, астрология и гипноз, кодирование и медитация,
экстрасенсорные воздействия на человека, парапсихологические
методики "лечения" определяются церковным вероучением ясно и
недвусмысленно как чародейство, обаяние, волхвование и
колдовство - богомерзкие сатанинские "искусства", губящие и
калечащие бессмертную человеческую душу.
Восстанем же, братия! Облечемся в святую ревность, отринем
уныние и робость! Се, ныне Господь призывает нас поработать
на ниве Своей, да не услышим осуждающий глас Его: "знаю твои
дела; ты ни холоден; ни горяч; о, если бы ты был холоден иди
горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну
тебя из уст Моих... Итак, будь ревностен и покайся" (Апок.
3:15-19).
Из послания Его Высокопреосвященства, Высоко
Преосвященнейшего Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и
Ладожского клирикам и мирянам Санкт-Петербургской епархии
"Против ересей и сект".
***
Все мы в той или иной мере пользуемся благами научного
творчества человечества. Включая электроутюг или садясь в
самолет, человек становится причастен практическим плодам
познания глубоких законов физического мира. Открытие этих
законов стоило в свое время огромного умственного труда,
зачастую подвига всей жизни гениальным ученым. И никакому
простому человеку не приходит в голову изобрести свой закон
и начать действовать по нему. Например, заявить, что нет
силы тяжести и поэтому прыгнуть с крыжи дома. Такие опыты
быстро заканчивается в могиле или психиатрической лечебнице.
Непреложны законы мира физического. Велик труд для их
открытия и усвоения в человеческой практике. Но есть мир
духовный, мир хотя и невидимый, но не менее реальный, чем
физический. Он существует по своим законам, даже более
непреложным, чем законы видимого мира. Отец Павел Флоренский
писал, что если физические законы называют "железными", то
законы духовного мира следует называть "алмазными". Духовные
законы абсолютно непреложны, а их познание требует от
человека всеохватывающего подвига очищения тела, ума и
сердца для принятия учения Святого Духа. Этот подвиг мы
видим на примере святых Апостолов, на примере всех святых,
усвоивших Законы Божий своею жизнью и передавших их нам
настолько, насколько мы, каждый в свою меру, можем их
воспринимать.
"Таких гениев, как Паскаль, Менделеев, Пастер - единицы, но,
обучаясь, мы воспринимаем открытые ими истины. Так и в
духовной жизни - "Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли
учители? Все ли чудотворцы?" (1Кор. 12:28), но все члены
Церкви, соединяясь в единое Тело Христово, каждый в своей
мере, причастны их дарованиям. После падения Адама наша
человеческая природа глубоко изменилась, мы стали неспособны
к истинно духовной жизни. "Слепотою поражены наши ум и
сердце. По причине этой слепоты ум не может различать
ощущений духовных от ощущений душевных греховных, особливо
когда последние не очень грубы. По причине слепоты духа вся
деятельность наша делается ложною, как и Господь назвал
книжников (ученых) и фарисеев лицемерами и слепыми (Мф. 23)
вождями слепых, не входящими в Царство Небесное и непопущающим человеков входить в него" (Святитель Игнатий
Брянчанинов "Слово о смерти").
Поэтому нам, чтобы не погибнуть от незнания духовных
законов, надо прибегать к соборному разуму Церкви, в нем
искать ответа на все жизненные вопросы. Это нам более
необходимо, чем слепому - помощь поводыря в стране,
наполненной опасностями. Иначе человек, что так свойственно
нашему безумному и безответственному времени, "суется в
воду, не зная броду" и уподобляется безумцу, который, желая
воспользоваться электрической силой, хватается руками за
оголенные провода. Долг Церкви - предупредить об опасности.
От чего мы должны исцелиться? Об исцелении совершенном
Остановимся на частном, но всех волнующем вопросе телесных и
душевных недугов, являвшимся одним из основных источников
страдания человека. Как действовать, чтобы стремясь
избавиться от них, не оказаться в еще худшем положении,
чтобы избегая огня, не попасть в полымя?
Возвращение здоровья очень точно в духовном смысле
называется словом "исцеление" - восстановление целостности.
Какая же целостность нарушена в человеке? Мы знаем из
Священного Писания, что "Бог есть любовь" (1 Ин.4:8). По
избытку Божественной любви сотворен весь мир - и видимый, и
духовный, ставший для человека после грехопадения невидимым.
Создав свободные разумные существа - Ангелов и человека -
Господь основным законом их бытия положил любовь к Себе,
Всеблагому источнику жизни, блаженства, истины, красоты.
Первым этот закон презрел один из херувимов, родив в себе
ложную мысль о возможности бытия вне Бога, в
противопоставлении Ему. Он принял эту мысль всем своим
существом и из светлого Ангела стал сатаной - противником
(Бога), образовав мрачное, лимонное подлинного бытия, но
существующее, царство духовной тьмы, растления, смерти и
безобразия. Если Бог Жизнь и Источник Жизни, Свет и
Светоподатель, то что, кроме небытия и мрака может быть вне
Его? Всем известно выражение "тьма кромешная" (от "кроме" -
вне), это тьма того бесовского мира, сознательно ставшего
вне Бога, Сатане удалось заразить соблазном этой лжи -
возможности быть богом без Бога новосозданого человека.
Увлечённый этой мыслью, соблазнённый тварной красотой
запретного плода, человек легкомысленно преступил заповедь
любви, попрал доверие Бога к нему. Он добровольно разорвал,
нарушил целостность той связи с Источником жизни.
Естественным результатом этого действия стала смерть.
Духовная смерть, прекращение оживления тварного
(сотворённого) духа человека Всемогущим Духом Божиим
наступило мгновенно, как и предупреждал человека Господь
(Быт. 2:17). Это видно из библейского повествования:
человек, до грехопадения о6лекавшйся славою Божией, после
вкушения от древа познания добра зла тотчас увидел себя
нагим, тот, кто имел разум нарекать имена всему творению
Божию - безумно прячется от всевидящего Бога в кустах (Бит.
3:8). Дума и тело продолжали жить - но рассечение человеком
связи с Богом имело следствием рассечение всех связей в
самом человеке и между ним и миром.
"Мне отмщение и Аз воздам" (Евр. 10:30) - эти слова Божий
исполнились в самом нашем естестве - дух угас, душа, которая
властвовала телом, поработилась плоти. Нарушилась вся
гармония столь тонко созданного духовно-душевно-телесного
состава человека. Извратился - вывернулся наизнанку - и
внутренний мир человека, и мир, его окружавший. Из царя и
владыки - по благодати Божией - он стал рабом тварных стихий
по своему падшему естеству. Тот, кто должен быть по промыслу
Божьему, развивая в себе заложенные Господом духовные и
телесные дарования, перейти к слову чад Божьих, стал рабом
диавола.
Через падение человека диавол получил возможность
разрушительно действовать на земле - т.е. во всём видимом
мире, во всём космосе. И если естественное бытие человека, в
любви и единении с Богом было для него источником
всеохватывающего блаженства, то теперь вся жизнь наполнилась
страданиями - следствием порванных человеком живых связей.
Но падение человека не было столь абсолютным, как падение
сатаны. Человек не родил ложь из себя, она вошла в него
силой соблазна, извне. Поэтому, утратив заложенное в него
при сотворении подобие Божие, он сохранил, хоть и в
искаженном виде, в себе образ Божий. Для человека осталась
надежда на избавление от страдания и смерти. Только у него
уже не было сил для того, чтобы восстановить связь с Богом.
Развращенное первородным грехом естество не могло никакими
человеческими усилиями, никакой естественной праведностью
стать достойным Бога, войти в единение с Ним. И от Адама и
до воскресения Христова все люди - и грешники, и праведники
- после разлучения души и тела шли в ад.
***
Читайте также по теме:
***
Только Тот, Кто сотворил человека, смог совершить исцеление
человеческой природы - она исцелена, нераздельно соединена с
естеством Божественным в личности Господа Иисуса Христа,
Сына Божия и Сына человеческого. Совершив искупительную
жертву. Он, взойдя ко Отцу, оставил на земле, купленную
ценой его смерти и страданий. Церковь. Церковь - это живой
Богочеловеческий организм, в котором растлившееся грехом
естество наше, через действующую в ней благодать Духа
Святого, причащается - становится частью триста и в Нем
исцеляется от греха, страдания и смерти.
Поэтому в духовном плане Церковь есть материнская утроба,
вынашивающая человека для вечной жизни, есть совершенная
лечебница, исцеляющая, дающая первозданную целостность всему
нашему тройственному духовно-душевно-телесному составу. Все
многообразные формы церковной жизни - таинства, молитва,
жизнь по заповедям Христовым, усвоение святоотеческого
предания - во всей полноте соответствуют всем проявлениям
жизни в человеке, со всех сторон несут ему исцеление.
Бог абсолютно свят, абсолютно свята и Его Церковь, о чем Он
сказал Сам: "Врата адовы но одолеют ее" (Мф. 16:18). Это
также говорит и о том, что попытки одолеть Церковь будут
совершаться всегда. Как свободен был человек в раю, так же
свободен он в своем выборе и теперь: верить Богу и быть
верным Ему, или верить диаволу и мнить себя богом - без
Бога, в противлении Ему и основанной Им Церкви; причащаться
ли человеку еще на земле благодатной жизни Царствия
Небесного через подвиг воздержания и отречения от
тройственной похоти, составляющей "тело смерти" человека,
или растлеваться сладострастным ядом гордыни, существовать,
питаясь из "колодцев сокрушенных", отравленных грехом твари.
"Не любите мира, ни того, что в мире: это любит мир, в том
нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть
очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего"
(Ин. 2:16-17).
Христос дает человеку, который через любовь, т.е. исполнение
Его заповедей, соединяется с Ним, в жизнь истинную,
блаженство по сравнению с которым все самые высокие радости
нашего падшего естества являются всего лишь смутной тенью.
Об этом свидетельствует множество святых мучеников, которые,
никем не понуждаемые, добровольно отдавали себя на страшные
мучения и телесную смерть, потому что в их сердце уже жило
Царство Божие. Как писал святитель Игнатий Брянчанинов, мир
может утешить в скорби - только отнятием этой скорби.
Господь же дает утешение, которое попирает, убивает скорбь,
хотя она продолжает действовать. Подобие этого духовного
действия в земной жизни указал Господь, говоря о радости
рождения человека: "Жена, когда рождает, терпит скорбь,
потому что пришел час ее, но когда родит младенца, уже не
помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир"
(Ин. 16:21) - хотя она и продолжает страдать.
Поэтому если человек хочет действительно избавиться от корня
своих душевных и телесных страданий, он должен искать
соединения со Христом Спасителем в основанной Им Церкви. И
опыт множества наших православных благочестивых предков
говорит о том, что они имели эту благодатную силу -побеждать
со Христом лежащий во зле мир, и наследовали Царство
Небесное. В них происходило это исцеление, о котором так
удивительно дерзновенно говорил Максим Исповедник: "Надлежит
нам соединить любовью тварную природу с природой нетварной,
проявляя их в единстве и тождестве стяжанием благодати".
Такой, достигший христианского совершенства человек
становится еще в этой земной жизни выше зависимости от всего
тварного, что мы видим на примере святых, которые искали
скорбей и лишения плоти, которых так страшится тот, кто не
обрел свободу во Христе. Тот, кто источник своей жизни ложно
полагает в чем-то тварном - будь то вещественное богатство,
телесное здоровье или душевные отношения между людьми вне
Христа.
О естественном врачевании
Но Господь милостив к нашей немощной природе, не требует от
нас полноты совершенства, доступного для немногих. По Своей
милости Он дает для облегчения наших страданий различные
врачевания. Для этого в вещественном мире Он заложил
возможность отчасти восстанавливать разрушающийся телесный
состав человека. Это - дар Божественной благодати и
праведным, и грешным, дар милосердного Бога, ожидающего
нашего к Нему обращения в покаянии, дар Того, Кто
"повелевает солнцу Своему восходить над злыми м добрыми и
посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф.5:45). Так
как природа вещества нравственно нейтральна, в отличие от
природы духовной, то естественные исцеления, медицинское
искусство Господом не осуждаются.
Верующий человек видит в нем дар милости Божией и благодарит
Господа. Так, великий хирург Филатов молился перед своими
операциями: "Господи, руки - мои, а исцеление - Твое". Чтобы
отказаться совсем от медицинской помощи, надо иметь глубокую
по вере преданность воле Божии, Так Серафим Саровский
отказался от лечения в тяжелой болезни, полностью вручая
себя Господу и Его Пречистой Матери. И Пресвятая Богородица
явилось ему Сама и подала исцеление. Нам же, зная свою меру,
следует благоразумно со смирением воспользоваться мудростью
оптинских старцев, которые советовали обращаться за помощью
к врачам, чтобы восстанавливать свою работоспособность, не
требуя полного исцеления - что для несовершенной медицины,
как правило, и невозможно. Всякому житию свое время и свой чин.
Болезни телесные и душевные - это следствие и оброки греха,
проклятие Божие, которое мы сами на себя навлекли и
навлекаем. Но Божие проклятие - не как человеческое, оно не
кара, а средство к исправлению, покаяния. Много ли людей,
пришедших к Богу от сознания благодарности за здоровье и
земное благополучие? А скорби и болезни напоминают нам о
том, что на земле мы не вечны, что от земных условий мы не
можем ждать полноты блаженства, которого так жаждет наше сердце.
Великое множество людей именно через болезни обращались к
Богу и получали самое главное - спасение во Христе, жизнь
вечную. При этом не так важно становилось, получено ли
телесное здоровье. Так св. апостол Павел говорит: "Если
внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день
обновляется" (2Кор.4:16).
Надо еще сказать, что один из основных нравственных законов
нашей жизни - все действительно ценное получать через тяжкий
труд, исполняя Божие повеление. "В поте лица твоего будешь
есть хлеб твой" (Быт.3:19). Подвергаясь медицинскому, иногда
очень длительному и мучительному лечению, человек глубоко
осознает немощь своей природы, смиряется, смягчается
сердцем. И соответственно дорожит с трудом обретенным здоровьем.
О греховном, ложном "исцелении" через колдовство
Но диавол соблазняет действовать, противясь закону Божию,
что проявляется и в этой области. Во все времена, у всех
народов были известны другие способы "излечения" - через
магические, колдовские действия. Те, кто "исцелял" таким
образом - языческие жрецы, колдуны, шаманы - всегда вызывали
естественный страх. В отношении их в Ветхозаветном законе
даются самые жесткие повеления: "Не должен находиться у тебя
прорицатель, гадатель, ворожея, обаятель, вызывавший духов,
волшебник и вопрошающий мертвых, ибо мерзок пред Господом
всякий, делающий это" (Втор.18:10-12). Наказание за такие
дела полагалось наравне с грабителями и убийцами, и не случайно.
Человек, по замыслу Создателя, был точкой, соединявшей
горний мир светлых духов и вещественный космос. Разорвав
связь с Богом, человек стал недостоин общения со светлым
духовным миром: "Святые духи уклонились от общения с
человеком, как с недостойным такого общения, духи падкие,
увлекшие нас в свое падение, смесились с нами, и чтоб
удобнее было содержать нас в плену, стираются соделать и
себя, и свои цепи для нас незаметными" (Святитель Игнатий
Брянчанинов "Слово о смерти").
Стремление развить в себе любые естественные способности не
во Христе, не для служения Церкви, а для увеличения своего
сознания, расширения своей самости - это собирание себе дров
и хвороста для вечного геенского огня, куда будет ввергнуто
"всякое растение, не Отцом (Небесным) насажденное" (Ин.
15:5). "Кто не со Мной, тот против Меня; и кто не собирает
со Мной, тот расточает" (Мф. 12:30). Это справедливо по
отношению и к телесным, и к душевным способностями человека.
Но особенно опасно пытаться развить в себе т.н. "духовные
способности", способности падшего человеческого духа,
смесившегося с духами бесовскими и противодействующего Духу
Святому. И все "духовные достижения" вне Православия, не
основанные на глубочайшем покаянии и осознании своей немощи,
без самораспятия - прямое служение сатане. Эта деятельность
губительна для того, кто ею занимается; она губит, дает
сугубый вход демоном в души тех, кто по легкомыслию или
злому умыслу прибегает к помощи колдовских методов. Это
касается и лечения.
Демон и его служитель - колдун (как бы он ни именовался:
маг, экстрасенс, народный целитель) - не может, будучи
человекоубийцей и лишенным жизни, помогать людям. "Вор
приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить"
(Ин. 10:10). Наши предки удивительно точно назвали эту тьму
бесовскую словом "нежить". Диавол не хочет и не может
уменьшить в этом мире количество зла - он, всемирный тать,
существует только за счет лжи и разрушения Божия мира. Более
же всего - за счет язв человеческой души. Его власть - это
власть манипулировать и перераспределять, чем он имитирует
недоступную ему божественную способность к творчеству (Нам,
живущим в стране, без малого век как отвергшей закон Божий и
избравшей своим законом закон бесовского существования, во
всей полноте видны плоды этого адского существования -
полное истощение жизни).
Демоны сеют в нас многоразличные страсти, которые делают нас
мерзкими для Бога, и затем питаются жизненной энергией своих
жертв. Об этом предупреждал Апостол Петр: "Трезвитесь,
бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как
рыкающий лев, ища, кого поглотить" (1 Петр. 5:8).
Вот пример из современной жизни. Одна колдунья, которой этот
"дар" достался по наследству от матери, рассказывала, что
однажды ее попросили свести бородавки у одного человека. Это
она делала с легкостью. Но на следующий день к ней прибежала
жена "исцеленного" - теперь у нее все руки были в
бородавках. Оказывается, после ухода "целительницы" эта
женщина подмела пол - и этого было достаточно чтобы болезнь
- не уничтоженная, оставшаяся в мире, умножившаяся от
магических заклинаний - перешла на нее.
Этот простой пример показывает общую схему беззаконных
бесовских действий: за улучшением в чем-то частном,
достающееся просто и безболезненно - идет оплата или за счет
другого человека, или за счет повреждения своих, как
правило, более ценных, органов тела, а главное - в любом
случае за счет своей собственной души. Всякий контакт с
демонической силой и ее адептами - губителен для человека.
Вы неизбежно получите вместо обещанного "целителем" золота -
горшок с нечистотами, заплатив угрозой вечных мучений, по
сравнению с которыми любые земные страдания вполне ничтожны.
Таким образом, если в этом разделе мы говорили о
совершенном, Божественном, сверхъестественном исцелении, во
втором о естественном, то здесь говорится о нижеестественной
греховной попытке получить избавление от страданий. Это
соответствует трем состояниям, в которых может находиться
человек, как учат святые отцы: сверхъестественном
(духовном), естественном (душевном) и нижеестественном
(плотском).
|