Я отказываюсь вести репортаж с того света…
Ответы диакона Андрея Кураева на вопросы томичей. Первая часть.
За время пребывания в Томске диакону Андрею
Кураеву было задано немало острых вопросов за всевозможные темы.
Эти вопросы и ответы на них мы намерены опубликовать
отдельно несколькими выпусками отдельно от его лекций и
бесед, на которых эти вопросы задавались.
- Что изменилось с того момента, когда Вы
сказали, что Россия - это страна победившего оккультизма?
- Оккультизм закрепил свою победу.
- Вы ощутили (видели на местах)
какой-либо толк от принятой Миссионерской концепции РПЦ? В
чем ее польза?
- В ней высказаны определенные миссионерские
банальности. И очень важно, чтоб эти банальности были
закреплены в каком-либо официальном документе. Это позволяет
немногим ныне реально действующим в России миссионерам,
защититься от бесконечных надоедливых обвинений со стороны
своих же сослуживцев и лжебратии.
- Почему Церковь так упорно
сопротивляется практике длительного оглашения и
обязательной, длительной катехизации новокрещенных?
- Потому что если такую практику ввести, где
взять этих катехизаторов? Ведь даже само духовенство в
минимально степени знакомо с миром православного богословия,
еще меньше у него понимание того, как это знание донести до
народа. В принципе, проблему должной катехизации при
дефиците кадров можно решить. Например, в городах назначить
одного или нескольких действительно образованных священников
"главными" епархиальными катехизаторами, и запретить
остальным священникам крестить людей, непрошедших у таковых
определенную катехизацию. В небольших населенных пунктах это
уже будет невозможным.
- Прочитал и прослезился от слов
протоиерея Владислава Цыпина в "Курсе церковного права"
(Клин, 2002): "Что касается
миссионерства в среде лиц, принадлежащих к традиционным
религиям России, мусульман, евреев, буддистов, то
Священноначалие Православной Церкви не считает такую задачу
актуальной и не допускает каких бы то ни было организованных
форм миссионерства в этой среде". Апостол Павел и святитель
Николай Японский явно не были столь заботливы о спокойствии
"традиционных религий" в странах, где они проповедовали… И с
горечью признаешь, что ряд претензий Диомида были явно не
беспочвенны… Как Вы прокомментируете утверждение протоиерея
Владислава?
- Отец Владислав совершенно оправ, когда
описывает нынешнюю реальность. Сегодня она такова. Например,
я помню слова митрополита Виленского и Литовского Хризостома, высказанные
им несколько лет назад, когда он сказал, что католики ведут
прозелитическую работу в России, а в Литве даже не ставлю
такой задачи, обращать католиков в Православие. А вот можно ли это счесть позицией по
настоящему христианской, вопрос достаточно сложный?!
- Почему Патриархия так не активно
противодействует откровенно антирелигиозным законам?
Например, "прозевала" поправки к закону, по которым
священнослужители должны проходить военную службу, а
"православный" президент без сомнения его подписал? Как-то и
принятие фактически полицейской отчетности НКО (год прошел
по утверждения ее и только потом пошли возмущения). Сейчас
вот-вот примут закон о ювенальной юстиции, об опасностях
которой кто только не говорил, но не официальные лица
Церкви. От чего такая неповоротливость?
- Это вопрос не поворотливости… Это вопрос
влиятельности, политических раскладов и связей. И с чего Вы
взяли, что наши предложения и протесты сразу будут услышаны?
Увы, совсем не идеальная атмосфера в диалоге Церкви и
государства.
- Причастие Плотью и Кровью Господа –
награда или лекарство? Если лекарство, правильно ли
грешника, осознавшего свой грех на целые годы лишать такого
исключительного лекарства, как это делали в древности?
Многие, кто часто причащаются отмечают, стоит начать редко
причащаться один раз в месяц или два – как наступает
деградация духовной жизни… А раньше на годы лишали
Причастия.
- Поскольку эти правила принимали святые
Отцы, значит, какой-то духовный смысл в этом был, многое
зависит от человека, его собственного настроя, отношения
общины. Сегодня, человек, который не причащается – это его
личная, интимная проблема, о которой знает только он и
священник прихода. В раннецерковной истории отлучение от
Причастия – это было публичная мера воздействия на человека.
И вся община знала, что этот человек в числе "припадающих",
он не ходит далее притвора. Поэтому отлучение от Причастия
было очень действенным воспитательным методом. Тогда в этом
был духовный смысл. Сейчас стали мы сильнее или слабее? Не
знаю. Сегодня самые мудрые духовники говорят о том, что надо
щадить людей и не накладывать на них многолетние епитимии.
Это говорит и святитель Феофан Затворник, и отец Иоанн
Крестьянкин, хотя были времена, когда святоотеческие советы
были другие.
- Почему православные христиане, некогда
созидатели и защитники единства государств, теперь все более
превращаются в ненавистников государства и его инициатив
(будь-то ИНН, паспорта, социальные карточки, прививки и
т.п.)? Между тем, если не будет даже такого несовершенного
российского государства, не будет и Православия в той мере,
в какой оно сейчас есть.
- Это очень важная и интересная перемена,
сейчас может даже и полезная. Наконец-то надо перестать
надеяться "…на князей, на сына человеческого, в котором нет
спасения" (Пс.145:3). Я надеюсь, что дистанциирование
православных христиан от государства еще более увеличится.
Другое дело, что нынешние аргументы таких ненавистников
государства во многом дурные. Хотя нужно признать, страхи
перед ИНН, новыми паспортами и микрочипами, электронными
документами и т.п. имеют реальные основания - вторжение в
личную жизнь, возможность глобального контроля.
Церкви нужно пройти тяжелый путь отвыкания
от государственной сиськи. Для того чтобы отучить
взрослеющего ребенка от груди, матери мажут ее горчицей.
Возможно, Господь намазал в ХХ веке "государственную грудь",
чтобы мы научились питаться и жить самостоятельно.
- Святитель Василий Великий, будучи
рожденным в семье христиан, принял крещение в зрелом
возрасте… Почему Церковь не сразу дошла до того, что
младенцев надо крестить практически сразу после рождения?
- Из того, что Церковь поздно признала
необходимость обязательно крещения младенцев, это не значит,
что она его отвергала ранее. И путь этот естественен –
родители хотят поделиться со своим ребенком саамы дорогим –
верой и Таинствами.
- Некрещеные убитые младенцы или умершие
от болезни младенцы станут сопричастниками Царствия
Небесного - скорее "да", или скорее "нет"?
Отвечаю без всякого "скорее" - "однозначно
да", младенцы не будут милости Божией из-за того, что они не
были крещены.
Об этом писал святитель Григорий Богослов
(40 слово на крещение): "Последние не будут у Праведного
Судии ни прославлены, ни наказаны; потому что, хотя
незапечатлены, однако же и не худы, и больше сами потерпели,
нежели сделали вреда. Ибо не всякий, не достойный наказания,
достоин уже и чести; равно как не всякий, не достойный
чести, достоин уже наказания" (Святитель Григорий Богослов.
Слово 40. На святое Крещение // Творения: В 2 т.
Троице-Сергиева Лавра, 1994. С. 558).
То, некрещеные младенцы не будут лишены
Царствия Небесного, пишет в своих келейных записках
Варсонофий Оптинский, где он ссылается на мнение Амвросия,
своего духовника:
"Передавал мне отец Иларий, монастырский
духовник, что отец Амвросий отзывался о некрещеных младенцах
так: хотя они по заслугам Господа Иисуса Христа и будут в
Царствии Небесном, но останутся слепыми, то есть лишатся
возможности зреть лице Господа, вследствие того, что в
Таинстве Крещения с них не смыт прародительский грех"
(Старец Варсонофий Оптинский. Келейные записки. М., 1991. С.
24).
- Следует ли молиться родителям о Божией
милости к своим загубленным абортами детям?
- Не стоит… Не стоит заменять молитвенную
заботу о своем грехе, псевдозаботой о убитых своими руками
детях.
- Какое нужно принести покаяние матери
убившей своих трех, пятерых и т.п. (есть женщины сделавшие
даже более десяти абортов) не родившихся детей?
- Один священник попросившей у него епитимию
женщине, сделавшей аборт, дал ей очень простую епитимию –
один поклон со словами "Господи, прости меня убийцу" в
течение всей жизни. Она вначале обрадовалась простоте
послушания, однако с каждым годом эти слова становились для
нее все болезненнее и болезненнее, все яснее и яснее
становилась жуткая правда этих слов.
- Есть грех страшнее самоубийства?
- Наверное, это будет грех ваххабитского
терроризма. Эти "доблестные" мусульманские шахиды совершают
одновременно и грех самоубийства, и грех убийства детей и
женщин.
- Нужно ли вообще молиться о Божией
милости к самоубийцам или даже их спасении?
- Можно дерзнуть самому, однако заставлять
всю Церковь это делать не нужно.
- Если человек умер в озлоблении к Богу и
миру, будет ли ему "в утешении" и "в радость" молитвы его
родных?
- Я отказываюсь вести репортаж с того света…
- Церковь своей соборною молитвою не
поминает самоубийц потому, что не хочет из неких принципов,
формального закона, или понимает, что это действительно
бесполезно?
- Не и не другое. Церковь не молится о
самоубийцах, что преподать урок живым… Показывая, что это не
выход из затруднений..
- Возможно ли покаяние после смерти? Если
нет, то почему? Кто об этом рассуждал? И будет ли от него
толк, в смысле даст ли он изменение загробной участи?
- Покаяние после смерти будет, потому что
люди удят Истину. Однако, что оно принесет покаявшимся?
Скорее оно будет кислотой, которая будет разъедать и мучить
душу грешника.
- Ад - это место, где будет
присутствовать некое внешнее наказание – "огненное озеро",
"червь" и т.п. или это место самонаказания, где человек
терпит муку от своих страстей и отчужденности от Бога, а
упомянутые в Писании "огонь", "червь" - это лишь образы,
показывающие остроту мучений?
- Думаю, что там будет и то, и другое, при
этом внешним наказанием будем мы сами, все находящиеся в
аду, т.е. будем колоть друг друга своими занозами и шипами,
которые отрастили во время жизни.
Материал подготовил
Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела Томской епархии
Русской Православной Церкви
Диакон Андрей Кураев в Томске (2008)
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" -
20.10.2008.
Фото - Диакон Андрей Кураев выступает перед томскими
семинаристами - иерей Дионисий Землянов
|