Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыНовоеСоцсетиПоиск


Вопросы православной миссии и катехизации


Я отказываюсь вести репортаж с того света…

Ответы диакона Андрея Кураева на вопросы томичей. Первая часть.

За время пребывания в Томске диакону Андрею Кураеву было задано немало острых вопросов за всевозможные темы. Эти вопросы и  ответы на них мы намерены опубликовать отдельно несколькими выпусками отдельно от его лекций и бесед, на которых эти вопросы задавались.

Диакон Андрей Кураев в Томской духовной семирии

- Что изменилось с того момента, когда Вы сказали, что Россия - это страна победившего оккультизма?

- Оккультизм закрепил свою победу.

- Вы ощутили (видели на местах) какой-либо толк от принятой Миссионерской концепции РПЦ? В чем ее польза?

- В ней высказаны определенные миссионерские банальности. И очень важно, чтоб эти банальности были закреплены в каком-либо официальном документе. Это позволяет немногим ныне реально действующим в России миссионерам, защититься от бесконечных надоедливых обвинений со стороны своих же сослуживцев и лжебратии.

- Почему Церковь так упорно сопротивляется практике длительного оглашения и обязательной, длительной катехизации новокрещенных?

- Потому что если такую практику ввести, где взять этих катехизаторов? Ведь даже само духовенство в минимально степени знакомо с миром православного богословия, еще меньше у него  понимание того, как это знание донести до народа. В принципе, проблему должной катехизации при дефиците кадров можно решить. Например, в городах назначить одного или нескольких действительно образованных священников "главными"  епархиальными катехизаторами, и запретить остальным священникам крестить людей, непрошедших у таковых определенную катехизацию. В небольших населенных пунктах это уже будет невозможным.

 - Прочитал и прослезился от слов протоиерея Владислава Цыпина в "Курсе церковного права" (Клин, 2002): "Что касается миссионерства в среде лиц, принадлежащих к традиционным религиям России, мусульман, евреев, буддистов, то Священноначалие Православной Церкви не считает такую задачу актуальной и не допускает каких бы то ни было организованных форм миссионерства в этой среде". Апостол Павел  и святитель Николай Японский явно не были столь заботливы о спокойствии "традиционных религий" в странах, где они проповедовали… И с горечью признаешь, что ряд претензий Диомида были явно не беспочвенны… Как Вы прокомментируете утверждение протоиерея Владислава?

- Отец Владислав совершенно оправ, когда описывает нынешнюю реальность. Сегодня она такова. Например, я помню слова митрополита Виленского и Литовского Хризостома, высказанные им несколько лет назад, когда он сказал, что католики ведут прозелитическую работу в России, а в Литве даже не ставлю такой задачи, обращать католиков в Православие.  А вот можно ли это счесть позицией по настоящему христианской, вопрос достаточно сложный?!

- Почему Патриархия так не активно противодействует откровенно антирелигиозным законам? Например, "прозевала" поправки к закону, по которым священнослужители должны проходить военную службу, а "православный" президент без сомнения его подписал? Как-то и принятие фактически полицейской отчетности НКО (год прошел по утверждения ее и только потом пошли возмущения). Сейчас вот-вот примут закон о ювенальной юстиции, об опасностях которой кто только не говорил, но не официальные лица Церкви. От чего такая неповоротливость?

- Это вопрос не поворотливости… Это вопрос влиятельности, политических раскладов и связей. И с  чего Вы взяли, что наши предложения и протесты сразу будут услышаны? Увы, совсем не идеальная атмосфера в диалоге Церкви и государства.

- Причастие Плотью и Кровью Господа – награда или лекарство? Если лекарство, правильно ли грешника, осознавшего свой грех на целые годы лишать такого исключительного лекарства, как это делали в древности?  Многие, кто часто причащаются отмечают, стоит начать редко причащаться один раз в месяц или два – как наступает деградация духовной жизни… А раньше на годы лишали Причастия.

 - Поскольку эти правила принимали святые Отцы, значит, какой-то духовный смысл в этом был, многое зависит от человека, его собственного настроя, отношения общины. Сегодня, человек, который не причащается – это его личная, интимная проблема, о которой знает только он и священник прихода. В раннецерковной истории отлучение от Причастия – это было публичная мера воздействия на человека. И вся община знала, что этот человек в числе "припадающих", он не ходит далее притвора. Поэтому отлучение от Причастия было очень действенным воспитательным методом. Тогда в этом был духовный смысл. Сейчас стали мы сильнее или слабее? Не знаю. Сегодня самые мудрые духовники говорят о том, что надо щадить людей и не накладывать на них многолетние епитимии. Это говорит и святитель Феофан Затворник,  и отец Иоанн Крестьянкин, хотя были времена, когда святоотеческие советы были другие.

 - Почему православные христиане, некогда созидатели и защитники единства государств, теперь все более превращаются в ненавистников государства  и его инициатив (будь-то ИНН, паспорта, социальные карточки, прививки и т.п.)? Между тем, если не будет даже такого несовершенного российского государства, не будет и Православия в той мере, в какой оно сейчас есть.

- Это очень важная и интересная перемена, сейчас может даже и полезная. Наконец-то надо перестать надеяться "…на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения" (Пс.145:3). Я надеюсь, что дистанциирование православных христиан от государства еще более увеличится. Другое дело, что нынешние аргументы таких ненавистников государства во многом дурные. Хотя нужно признать,  страхи перед ИНН, новыми паспортами и микрочипами, электронными документами и т.п. имеют реальные основания - вторжение в личную жизнь, возможность глобального контроля.

Церкви нужно пройти тяжелый путь отвыкания от государственной сиськи. Для того чтобы отучить взрослеющего ребенка от груди, матери мажут ее горчицей. Возможно, Господь намазал в ХХ веке "государственную грудь", чтобы мы научились питаться и жить самостоятельно.

- Святитель Василий Великий, будучи рожденным в семье христиан, принял крещение в зрелом возрасте… Почему Церковь не сразу дошла до того, что младенцев надо крестить практически сразу после рождения?

- Из того, что Церковь поздно признала необходимость обязательно крещения младенцев, это не значит, что она его отвергала ранее. И путь этот естественен – родители хотят поделиться со своим ребенком саамы дорогим – верой и Таинствами.

- Некрещеные убитые младенцы или умершие от болезни младенцы станут сопричастниками Царствия Небесного - скорее "да", или скорее "нет"?

Отвечаю без всякого "скорее" - "однозначно да", младенцы не будут милости Божией из-за того, что они не были крещены.

Об этом писал святитель Григорий Богослов  (40  слово на крещение): "Последние не будут у Праведного Судии ни прославлены, ни наказаны; потому что, хотя незапечатлены, однако же и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий, не достойный наказания, достоин уже и чести; равно как не всякий, не достойный чести, достоин уже наказания" (Святитель Григорий Богослов. Слово 40. На святое Крещение // Творения: В 2 т. Троице-Сергиева Лавра, 1994. С. 558).

То, некрещеные младенцы не будут лишены Царствия Небесного, пишет в своих келейных записках Варсонофий Оптинский, где он ссылается на мнение Амвросия,  своего духовника:

"Передавал мне отец Иларий, монастырский духовник, что отец Амвросий отзывался о некрещеных младенцах так: хотя они по заслугам Господа Иисуса Христа и будут в Царствии Небесном, но останутся слепыми, то есть лишатся возможности зреть лице Господа, вследствие того, что в Таинстве Крещения с них не смыт прародительский грех" (Старец Варсонофий Оптинский. Келейные записки. М., 1991. С. 24).

- Следует ли молиться родителям о Божией милости к своим загубленным абортами детям?

- Не стоит… Не стоит заменять молитвенную заботу о своем грехе, псевдозаботой о убитых своими руками детях.

- Какое нужно принести покаяние матери убившей своих трех, пятерых и т.п. (есть женщины сделавшие даже более десяти абортов) не родившихся детей?

- Один священник попросившей у него епитимию женщине, сделавшей аборт, дал ей очень простую епитимию – один поклон со словами "Господи, прости меня убийцу" в течение всей жизни. Она вначале обрадовалась простоте послушания, однако с каждым годом эти слова становились для нее все болезненнее и болезненнее, все яснее и яснее становилась жуткая правда этих слов.

- Есть грех страшнее самоубийства?

- Наверное, это будет грех ваххабитского терроризма. Эти "доблестные" мусульманские шахиды совершают одновременно и грех самоубийства, и грех убийства детей и женщин.

- Нужно ли вообще молиться о Божией милости к самоубийцам или даже их спасении?

 - Можно дерзнуть самому, однако заставлять всю Церковь это делать не нужно.

- Если человек умер в озлоблении к Богу и миру, будет ли ему "в утешении"  и "в радость" молитвы его родных?

- Я отказываюсь вести репортаж с того света…

- Церковь своей соборною молитвою не поминает самоубийц потому, что не хочет из неких принципов, формального закона, или понимает, что это действительно бесполезно?

- Не и не другое. Церковь не молится о самоубийцах, что преподать урок живым… Показывая, что это не выход из затруднений..

- Возможно ли покаяние после смерти? Если нет, то почему? Кто об этом рассуждал? И будет ли от него толк, в смысле даст ли он  изменение загробной участи?

 - Покаяние после смерти будет, потому что люди удят Истину. Однако, что оно принесет покаявшимся? Скорее оно будет кислотой, которая будет разъедать и мучить душу грешника.

- Ад - это место, где будет присутствовать некое внешнее наказание – "огненное озеро", "червь" и т.п. или это место самонаказания, где человек терпит муку от своих страстей и  отчужденности от Бога, а упомянутые в Писании "огонь", "червь" - это лишь образы, показывающие остроту мучений?

- Думаю, что там будет и то, и другое, при этом внешним наказанием будем мы сами, все находящиеся в аду, т.е. будем колоть друг друга своими занозами и шипами, которые отрастили во время жизни.

Материал подготовил

Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела Томской епархии
Русской Православной Церкви

 

Диакон Андрей Кураев в Томске (2008)
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - 20.10.2008.

 

Фото - Диакон Андрей Кураев выступает перед томскими семинаристами - иерей Дионисий Землянов

 

 
Читайте другие материалы раздела "Диакон Андрей Кураев в Томске (27 - 30 октября 2008 года)"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2020

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru