Никита Стифат. Исповедание веры
Преподобный Никита Стифат (Отважный) (ок.
1005 – ок. 1090) - пресвитер Студийской обители, ученик
Симеона Нового Богослова. Богослов, нравоучитель, автор
сочинений против латинских обычаев...
Никиты мниха, презвитера монастыря Студийскаго, пореклом Скифита, к латином о опресноцех.
Кормчая 1653 год
***
1. Решившийся любомудрствовать о
Божественном и человеческом должен и учить здраво и
правильно, и жить достойно и чисто, чтобы жизнь не
противоречила учению грубыми делами и поступками. Тогда
слово учения, свободное от оков страстности, устремилось
бы прямо к цели, а дело жизни сопутствовало бы слову,
всегда согласное с ним и ни в чем ему не противное.
2. Таким должно быть слово, и, как мне
кажется, это недалеко от истины. Я же, желая огласить
для всех свое исповедание, страшусь двойной
ответственности, чтобы не упустить что-нибудь важное и в
том и в другом; ведь я, лишенный по нерадению и слова,
способного разорвать злосчастные оковы, и святой жизни,
и не пренебрегающий видимым как достойным осмеяния, не
знаю, как я приступлю к словам и к премудрым словам
Божественных Писаний. Но чтобы нас не сочли хулителями
Божественных даров и не уличили в том, что мы по
зависти, как неразумные рабы, закапываем талант, и еще
из-за вредных людей, которые чувствуют слово и охотятся
в погоне за выражением, я бы сказал, излишне усердно,
пугая тех, у кого слова идут от простой и открытой души,
- вот и мы предпочли жизни учение, в котором мы рождены
и вскормлены и достигли такой глубокой старости, и
его-то и предлагаем познать тем, кто желает учиться у
нас. Итак:
3. Верую во единого Бога Отца
Вседержителя, безначального и вечного, Творца всего
видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса
Христа Сына Божия, единородного, рожденного бесстрастно
и вечно от Самого Бога и Отца – и мы не знаем другого
начала, как только Отца – и исповедую Его как Свет от
Света и Бога истинного от Бога истинного, и
единосущного, и совечного Отцу. И в Духа Святого,
исходящего вечно от Бога и Отца, постигаемого как Свет,
и Бога истинного, пребывающего с Отцом и Сыном,
совечного и единосущного Им и имеющего ту же природу,
сущность и силу.
4. Исповедую это от юности, верую в
единосущную Троицу единочестную, единосильную и
единодержавную, составляющую единое Божество и
Господство, хотя три Лица и Ипостаси не сливаются и не
смешиваются в одно лицо. Исповедуя эту Троицу в Единице
и Единицу в Троице, верую в Троицу в трех Ипостасях и в
Единицу по единой сущности и по Божеству. Так я
исповедую единого Бога в трех Ипостасях и единого
Господа. Ибо я не отношу к единому Божеству трех
господств и не ведаю иного Бога вне трех Лиц, и не знаю
других трех единосущных Лиц Троицы вне единого Бога,
которые суть Отец, Сын и Святой Дух, но считаю, что
всесвятая Троица состоит не из сущностей и природ, или
из различных божеств, или трех господств, но из
Ипостасей и разумных и совершенных особенностей,
существующих ипостасно каждая сама по себе. А различаю
Ее по Лицам, то есть по Ипостасям, хотя Она и пребывает
нераздельной и несекомой по сущности, то есть по природе
и по Божеству. Но я не мыслю в Троице ни трех божеств,
ни трех природ, ни трех сущностей, ни трех богов,
превосходящих в чем-либо друг друга. И тех, кто думает
иначе, придаю анафеме.
5. Знаю единое начало единого Божества,
единое царство, единую власть, силу и действие, единый
совет, единую волю, единое владычество и единое
господство единой в трех Лицах и Ипостасях сущности и
природы. Я совершенно не сливаю в одну ипостась или в
одно лицо три Ипостаси и три Лица, но знаю совершенного
Бога Отца, совершенного Бога Сына, совершенного Бога
Духа Святого, ибо каждое Лицо имеет то же единое,
нераздельное, полное и совершенное Божество, и, являясь
Богом, каждое Лицо, узреваемое само по себе, составляет
то же самое – только ум может постичь неразделимое –
Отца и Сына и Святого Духа, Бога в трех [Лицах].
6. Ибо Отец не иной Бог, и Сын не иной
Бог, и опять Дух Святой не иной Бог, ибо Отец не иная
природа, и Сын не иная природа, и опять же Дух Святой не
иная природа, но Отец – Бог, и Сын – Бог, и Дух Святой –
Бог, так как три Лица неразделимо и без остатка
составляют полноту единого Божества и в каждом из них
есть полностью Божество. Ибо Божество неделимо, пребывая
трех Лицах в полноте и совершенстве. Отец, будучи Богом,
есть Отец, а не Сын и не Святой Дух. Он по сущности есть
то, что то, что Дух Сын, и по природе Святой. И Сын,
будучи Богом, есть Сын, а не Отец и не Святой Дух. Отец
по природе возвещает Его и Дух Святой по сущности зрит
Его. И Дух Святой, будучи Богом, есть [Дух] и не
созерцается как Отец, и не приемлется как Сын. Отец
возвещает Его по сущности. Итак, каждый узнается по
своей особенности.
7. Я исповедую, что эта Святая Троица
совершенна не только совершенством единого Божества, но
и сверхсовершенна, сверхбожественна, неразделима, и не
обособляема в славе, царстве и вечности. В этой
единосущной Троице я не знаю ничего сотворенного, ничего
рабского, ничего привнесенного, что прежде будто бы не
существовало, а потом появилось, но Ее непревращаемую,
неизменную и всегда равную Себе я исповедую с младых
ногтей, и воспеваю, и почитаю, и поклоняюсь Ей.
8. Еще же я верую и во единого от той же
самой Святой и единосущной Троицы Господа нашего Иисуса
Христа, единородного, бесстрастно рожденного от Отца
прежде всех веков и времен Сына Божия и Бога слово, по
своей милости пришедшего к нам добровольно и по
благоволению Отца и Святого Духа, но не отделившегося от
утробы родившего Отца, Духом Святым вошедшего в
девственное чрево Марии, чистой и чуждой всякой скверны
в теле. Душе и помышлении, воплотившегося и принявшего
наш образ, и ставшего поистине человеком, вечно
постигаемого как истинный Бог, вневременного и
принявшего начало во времени. Я исповедую, что Он пришел
не призрачно, как мнят безрассудные манихеи и
валентиниане, но в истине и духе, и верю, что Сын Слово
воспринял плоть, единосущную нам, и разумную душу,
соприродную нашим душам, и ум, совершенно сходный с
нашим умом.
9. В Нем я признаю совершенного
человека, рожденного от Святой Девы, очищающего подобное
подобным, и спасающего сродное сродным через воплощение
Слова, говорю одновременно и о плоти, одушевленной и
разумной, и о плоти Бога Слова, одушевленной и разумной.
Я убежден, что плоть не опередила Слово ни на мгновение
ока, но существует с момента соединения природ Слова.
Верую, что Слово воплотилось от чистых и непорочных
кровей пресвятой, пречистой Приснодевы Марии, истинно
усвоило человека, было носимо в девственной утробе,
находилось там в течение обычного срока, уподобилось нам
во всех свойствах природы, не несущих греха, и родилось
совершенным Богом и цельным человеком. И родившая Его
Дева и после рождества сохранила девство и чистоту. Я
почитаю Ее Богородицей, провозглашенной так справедливо
и истинно, ведь из Нее родился Бог [Слово], принявший
ради нас после Своего первого, вечного, природного и
неизреченного рождения от Отца второе рождение во
времени.
10. Веруя, поклоняюсь как совершенному
Богу и совершенному человеку Господу нашему Иисусу
Христу, обладающему двумя природами, двумя действиями,
двумя совершенными волями. Из двух природ Он составил
единство Божества и человечества, причем природы в
соединении не изменяются и не смешиваются, так же как не
разделяются и не рассекаются после соединения образов,
то есть сущностей, как пустословят безумствующий
Несторий и зломыслящий Евтихий. Почитаю одного Сына
Слово, воплотившегося от Девы Духом Святым, и именую
единую Его ипостась сложною, исповедую Его в двух
природах, действиях и волях.
11. Исповедую и два рождения Слова, как
уже сказано, одно от Бога Отца, известное нам как
вневременное и вечное, другое от всесвятой Девы и
Богородицы Марии – недавнее и во времени. Как Богу,
единосущному Отцу, я Ему поклоняюсь, а как Человеку,
единосущному нам и Матери Своей, я воздаю Ему честь;
видимому и невидимому, сотворенному и не сотворенному,
облеченному в плоть и бесплотному, осязаемому и
неприкосновенному, описуемому и неописанному, земному и
всевышнему, и обладающему всем тем, чем нераздельно
обладает двойная природа.
12. Я знаю Его единого и сугубого,
единого по ипостаси, то есть по лицу, а сугубого по
природам и их свойствам – волям и действиям, и, конечно,
каждая природа в общении с другой делает то, что ей
свойственно: Слово совершает приличествующее Слову в
общении с телом, участвуя с ним в деяниях – то
прославляется чудесами, то испытывает поругания. Во
Христе исповедую я воистину две природы и сущности:
Божественную и человеческую, неизменно, нераздельно,
также и две природные воли и два природных действия,
совершенного Бога и совершенного человека, одного и того
же самого Господа Иисуса Христа, Который как Бог ходил
по морю, запрещал ветрам, насыщал пятью хлебами тысячи
людей, воскрешал мертвых, исцелял всяческие недуги,
обращал в бегство демонов, а как человек испытывал голод
и жажду, утомлялся, страдал и затем добровольно
претерпел распятие; как Бог, Он воскрес через три дня в
теле, подверженном тлению, явился ученикам и взошел на
небеса вместе с воспринятой Им святой плотью и пребывает
по правую сторону от Отца, откуда и воздает каждому по
делам его, имея бесконечное царство и беспредельную
власть Божественного могущества.
13. Я исповедую и единое крещение, ведь
в нем я омылся от скверны первородного греха, и
спогребся Христу, и освящен по плоти. А душа моя
бесплотна и бессмертна, ибо Бог сотворил ее разумной и
Божественной, сохраняющей свои свойства и после смерти
вечно. Еще я верю в воскресение мертвых и исповедую
бесконечное царство праведников во век веков и то, что
наказание грешников и самих демонов будет длиться вечно
и никогда не прекратится, и что грешники и демоны не
вернутся снова в первозданное состояние, как
заблуждается в помрачении Ориген.
14. Так я исповедую, так верю. А тех,
кто так не верит и не думает, я почитаю врагами
православной веры христиан и противниками кафолической
апостольской Церкви, их гнушаюсь и предаю анафеме, как и
всякую ересь, обличенную мной подробнее в письме Льву
проэдру Аркадиополя.
15. Еще я почитаю свято и лобызаю
пречистый и святой образ Господа нашего Иисуса Христа и
Самой родившей Его пречистой Богоматери и Приснодевы
Марии, и всех святых, являемых Духом Святым издревле и
доныне, ведь образы святы от своих первообразов и
освящают почитающих их. А те, кто неистовствовал
когда-нибудь на святые образы, и те, кто все еще не
почитает их, не поклоняется им и не лобызает их от всей
души, да не будут иметь места, где преклонить главу, и
упокоения, уготованного для верных в будущем веке.
16. Еще я лобызаю гробницы и мощи тех,
кто скончался ради любви к Богу, тех, кто через
исповедание и мученичество пострадал за Христа, тех, кто
прославлен знамениями, тех, кто послужил словом и
учением на благо Церкви верных, и ликую со всеми ими,
чтобы их освящение запечатлелось на моей душе и теле.
Принимаю, чту и люблю их богодухновенные писания и труды
древних и современных святых учителей Церкви Христовой,
согласные с Евангелием и с апостольским учением,
поскольку они доставляют пользу душе и содействуют
Евангелию Христову. А подложные писания безбожных
еретиков как губительные и исполненные всякого вреда не
только не принимаю, но вместе с написавшими их предаю
анафеме.
17. Наконец, исповедую и то, что почитаю
самую чистую и праведную жизнь, в поступках
добродетельную, истинную, освященную, чуждую безобразия
и плотской нечистоты, просвещенную словом и знанием
Божественного и человеческого, которую мудрость Божия
открыла пред людьми ради общего домостроительства и
блага созерцающих ее. Я опасаюсь и совершенно отвергаю
низменное и нечистое, в удовольствиях свиноподобное и
бессловесное, в корыстолюбии бесчувственное и
бесчеловечное, а в кичливости бесовское и гордое.
18. Вот таково мое исповедание, в
котором я родился. Такова моя вера, в которой я был
крещен, таково учение, в котором я был вскормлен, с
которым я жил и достиг глубокой старости, за которое
произнося слова, я не отказался бы пролить кровь. Вместе
с ним да расстанусь я, о Христос, Царь мой, с этой
жизнью и покину тело, ведомый Твоим Духом в места света,
которые Ты приготовил для надеющихся только на Тебя и
возлюбивших Тебя от всей души, и принесших себя целиком
в жертву Тебе в пламени любви и Духа. Так что,
расставаясь со своим кровом, я найду пристанище в
сокровенности крыл Твоего крова – в Духе радости, неся
богатство исповедания туда, где обитают празднующие в
Духе, где радуются мои богоносные отцы и где Бог Отец
троически воспевается бесчисленными Силами в Тебе Сыне
единородном, и Духе. Да будет так. Аминь. Ныне и присно
и во веки веков.
Никита Стифат, преподобный
Перевод иеромонаха Дионисия Шленова
Святоотеческое наследие
Труды преподобного Никиты Стифата:
|