Мефодий Патарский. О пиявице, о которой
говорится в книге притчей, и о (словах) "Небеса
проповедуют славу Божию"
Память: 20 июня / 3 июля
Священномученик Мефодий Олимпийский, епископ Патарский
(около 260 - 312) - богослов и апологет, первый кто
выступил с критикой Оригена.
Священномученик Мефодий Олимпийский, епископ
Патарский
Оглавление
1. Венец из цветов сплетаю я для Христа,
[но] не из [тех], которые похожи на [приносимые]
иудеями, - не из таких. Ведь они полагали, [что можно]
умилостивить Бога кровью животных, а мы, принявшие
словесные жертвы (1Пет. 2:5), не умеем приносить агнца н тельца. Но, как пчела, находящая медоносные источники,
летая по росистым цветам, берет благоухание [нынешних
цветов], принося нам плод, соответствующий полю, - так и
мы, летая на легких крыльях мудрости и, по Евангельским
и пророческим [наставлениям], наполнив [1] [наши] меры
(Лк. 6:38), разнообразными песнями и изречениями, будем
умилостивлять Бога этим духовным почитанием.
2. Боюсь, что это сочинение окажется
трудным и тяжелым, так что, о Евстохий, я не в состоянии
буду духовно истолковать [то, что] ты поручил мне. Ибо
трудно правильно говорить о Боге. Однако сам Господь
усиленно повелевает не лениться и ни в чем не уклоняться
от исследования Писания, говоря: Исследуйте Писания, ибо
в них вы имеете жизнь вечную (Ин. 5:39).
3. Так, по Евангелию, некто, желая
построить башню (Лк. 14:28-29), не мог совершить [этого]. Христос учит нас этою притчею не восходить в
[область] невозможного, то есть в смысл того, что
превышает наше разумение, но, соразмерно с нашими
силами, говорить и поучать прежде всего о познаваемом.
4. Тем не менее, веруя, что Господь
может родить во мне слово, я выхожу на дело и
отваживаюсь говорить. "Излилось из сердца моего слово
благое" (Пс. 44:2). Хотя пророк сказал это [о] Отце и о
Сыне, но [также] и Дух Святой в благочестивых [2] и
чистых [людях] рождает благое слово и божественные
мысли.
5. Поэтому, о душа, приобрети надежду на
Бога и просветись светом познания (2Кор. 4:6). Поучайся
в законе Господнем день и ночь (Пс. 1:2; Нав. 1:8). Не
давай места духу прельщения и подражай всем другим
добродетелям того, кто сказал: "Ради страха Твоего,
Господи, мы зачали во чреве, и болели, и родили дух
спасения" (Ис. 26:18) и т. д.
6. Плотское сделай бесплодным, ибо оно
противится духу (Гал. 5:17). Приобрети образ Христа
(Гал. 4:19), находящегося в тебе, чтобы и ты мог с
дерзновением сказать: "Излилось из сердца моего слово
благое" (Пс. 44:2).
1. Для начала слова пусть будет
достаточно [сказанного], чтобы нам не показаться как бы
препятствующими слову; обратимся же к намеченному [нами], предлагая духовное истолкование. Сделаем здесь
начало.
2. Будем сначала говорить о названии [рассматриваемой] Книги.
[Она] называется "Притчи" по
той причине, что говорит притчами, представляя сказанное
сравнением одного предмета с другим. А чтобы мне не
показаться говорящим без доказательства, буду говорить с
доказательством.
3. В книге Судей (Суд.9) говорится о
том, что, после убиения сыновей Иероваала, младший сын,
убежав, взошел на гору Гаризим и восклицает, понося [жителей] Сихема, так как они забыли Иероваала, мужа
доблестного и многократно хотевшего умереть за своих
людей, [которые] вместо него пожелали [иметь] царем того
убийцу. [Он говорил] так: "Двинувшись, деревья... пошли
поставить над собою царя и сказали маслине: Царствуй над
нами" (Суд. 9:8). Но она не захотела. Тогда стали
просить смоковницу. И она решительно отказалась.
Понуждали виноградную лозу; [потом], так как и она не
захотела (Суд. 9:9-13), сказали терновнику: Царствуй
над нами. И сказал терновник: Если вы действительно
поставите меня царем над собою, то идите [ко мне] и
надейтесь на мою защиту. Если же нет, то выйдет огонь из
терновника и пожжет кедры Ливанские (Суд. 9:14-15) и т.
д.
4. [Поскольку] об этом сказано таким
образом, [постольку] надлежит, конечно, понимать, что не
о деревьях говорится в этой притче, но о чем-то ином.
Для тех же, кто очищен духовно и [освобожден] от
плотского Божиим светом, эти слова могут быть понятными.
5. Поэтому и мы помолимся Всещедрому
Богу чрез Иисуса Христа во Святом Духе, Который из
брения возвышает нищего (1Цар. 2:8), чтобы Он научил
нас истинному разумению. Ибо уже пора говорить об этом.
1. У пиявицы были три дочери, которых
она очень любила. И три не насыщали ее. И четвертая не
удовлетворилась, чтобы сказать: "довольно. Ад, и
вожделение женщины, и тартар, то есть преисподняя, и
ненасытная земля, и вода, и огонь не скажут: довольно"
(Притч. 30:15-16).
2. Пиявка - небольшое животное,
обитающее в воде, подстерегающее, чтобы забраться в тех,
кто пьет воду. [Во время] питья она входит внутрь [того,
кто утоляет] жажду, проникая вместе с поглощаемой водой,
так что пьющий даже не замечает, когда она входит в
него; она останавливается в начале горла, откуда исходит
голос и где происходит поглощение воды, нанося вред тому
и другому.
3. Кто же настоящая кровопийца - пиявка,
которую не могли насытить любимые дочери? Неужели пророк
говорит так об этой видимой пиявке? Не о враждебной ли
силе [говорит он], которая, не насыщаясь злобой, живет в
духовных водах, как и тот левиафан, о котором пророк
говорит в псалмах: "Это - море великое и пространное,
там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с
большими; там плавают корабли, там этот левиафан,
которого Ты сотворил, играть в нем" (Пс. 103:25-26)
[Итак], кто же [это]? [Ведь] дети ее - ад и преисподняя.
4. Может показаться, что я говорю
соблазнительные [вещи] для понимающих [это] буквально и
не могущих правильно уразуметь глубину Писаний [3].
Зададим же такой вопрос: какие яства приносили ей ее
дочери, так что не могли насытить ее?
5. Исследуй, не соответствует ли этому
слово, сказанное Екклесиастом: "Все реки текут в море,
но море не переполняется: к тому месту, откуда реки
текут, они возвращаются" (Еккл. 1:7). Думаю, что пророк
говорит о подобных рекам силах, упавших на землю [с
небес] [4], - [которые] как бы перешли от сладости к
горечи. А что, [как] он говорит, море "не переполняется",
[то это соответствует тому, что] злоба
никогда не насыщается приходящими к ней душами.
1. Много есть и других змей в водах; над
ними царствует великий и страшный левиафан, про которого
Бог говорил многострадальному Иову: Он царь над всем,
сущим в водах (Иов. 41:25). А пророк сказал, что Бог
сокрушил головы этих змиев (Пс. 73:13); и не только
этих, но и того великого [левиафана], кожу с одного
только хвоста [5] которого не может поднять никакое
плавающее животное.
2. Как сказано в семьдесят третьем
псалме: "Ты сокрушил голову левиафана, отдал [его] в
пищу людям эфиопским" (Пс. 73:14). Не подразумеваются
ли под [этими] эфиоплянами [люди], потонувшие во зле,
пища которых - великий левиафан? Блаженны те, которые
вкушают тело Господне и пьют Его кровь (Ин. 6:54), а
вкушающие плоть духовного левиафана - это враги
мысленного света, просвещающего чистые души.
3. Они [эти чистые души], выйдя из
страны эфиоплян, достигли свободы и мира не прежде, чем
прошли чрез воды неведения и видели сокрушенную голову
мысленного фараона. А [когда] мы увидели врага убитым и
войско его все низверженным, мы воспеваем победную песнь
(Исх. 15:1-5). Какая же это [песнь] [6]? "Если бы не
Господь был с нами, когда восстали на нас люди, то живых
они поглотили бы нас" (Пс. 123:2-3). И вскоре после
этого: "Благословен Господь, Который не дал нас в пищу
зубам их" (Пс. 123:6).
4. Чтобы сделать ясными эти слова [о]
страшной той и бурной (Пс. 123,5) воде мысленного моря,
в которой тонут не тела, но души, не имеющие [своим]
кормчим ума, Христос запретил [7] ветру и морю (Мф. 8:
26), чтобы оно не потопило плывущих с Ним в пищу зверям,
находящимся [в море]. Благословен Господь Бог, Который
не только не дал нас в пищу зубам их (Пс. 123:6), но
дает нам также власть наступать (Лк. 10:19) на них.
5. Думаю, что и блаженный Петр, когда он
пошел по морю (Мф. 14:29-31) и готов был потонуть, [и
когда] Господь простер ему спасающую руку и вывел его из
этой бури, вознес Богу и Отцу такие хвалебные слова:
"Если бы Слово Твое и Сын не был с нами, то нас потопила
бы бурная вода" (Пс. 123:2:4).
6. Вознамерившись уяснить это, и Павел
сказал: "Бог... да сокрушит сатану под ногами вашими
вскоре" (Рим. 16:20).
1. И в псалмах снова идет об этом же
речь: "Отправляющиеся на кораблях в море, производящие
дела на больших водах, - они видят дела Господа и чудеса
Его в пучине" (Пс. 106:23-24). Кто же так слеп
духовными очами [8], чтобы подразумевать [в этих словах]
собирателей пурпурных ракушек или губок или тех, которые
производят дела свои в морской воде, спускаясь для этого
в пучину? Неужели они могут достигнуть большой глубины
или узреть чудеса Его в пучине?
2. Что же чудесное есть в пучине по
сравнению с находящимися на небе солнцем и луною и
звездами? Так и Моисей, удивившись и подумав, как бы
народ [еврейский] из-за их превосходной красоты, не
наименовал их богами, воззрев на небо, сказал: "Я видел
солнце и луну и звезды и всю небесную красоту; вы не
должны прельстившись поклоняться им" (Втор. 4:19); [их]
Бог уделил язычникам, а вам не так. Если же такие чудеса
[существуют] на небе, то для чего сказано о плавающих по
морю на кораблях и производящих дела на больших водах, [что они] видят чудеса Господа?
3. Поразмысли же некоторым высшим
разумением, не обозначает ли [это] учеников Христовых,
исходящих из матери - древнего Иерусалима (Гал. 4:26) -
и плавающих телами как бы на кораблях для того, чтобы,
увидевши изумительные чудеса Христовы, произвести дела
на больших водах, уловляя [9] людей в Христову веру (Лк.
5:10) и извлекая [их] из глубины прельщения.
4. Они поистине уловили нас от
идолопоклонства, после того как Господь изведал глубины
смерти, пленил [10] врага и открыл хранимые во тьме
сокровища (Ис. 45:3). [Все это] видели ученики и
удивились. Он же Сам сказал им: "Многие пророки...
желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать,
что вы слышите, и не слышали" (Мф. 13:17), и т. д.
5. И не только удостоились они видеть
чудеса, но и совершить дела [для] множества людей.
Поэтому они и велят нам избегать того [прежнего]
прельщения, а не возвращаться к нему вновь.
1. Это вода, в которой живет левиафан и
потопляет любящих его. Эта вода представляется
спокойной, будучи преисполненной всяческого беспорядка;
эта вода воздвигает огненные волны на приближающихся к
ней. Это - мутная вода, в которой пребывает пиявка -
кровопийца и сожительница левиафана.
2. Удивительна [ее] природа! Ибо сначала
[она] мала [и ее можно] бросить на землю. Поэтому
наступай [на нее] и не вкушай [ее], [имея] [11] власть
наступать на силу вражию (Лк. 10:19). Когда на нее
наступают, она бессильна, а [попадая с] питьем [внутрь],
она чрезвычайно опасна. Ибо, когда она заберется и
присосется внутри к горлу человека, [тогда] она не дает
произнести [ни] слова.
3. Душа, отвратившись от врожденных
склонностей, которые увлекают ее, по природе
бессмертную, или к размышлению о небесном, или к
прозрению грядущего, - вместо этих [мыслей] внимает
негодным помыслам, как бы оскверняя веру кровью, так что
даже весьма мудрый человек переходит умом [то] в одну
сторону, [то] в другую.
4. Поэтому будем избегать ее [пиявки],
ибо с трудом врачуются [причиненные] ею раны. Она не
насыщается всем злом: смерть и сладострастие и тьма не
насыщают ее. Видишь ли ненасытную силу? "Ад, - сказано,
- и вожделение женщины, и тартар, и земля не насыщаются,
а вода и огонь не скажут: довольно" (Притч. 30:16).
5. Ад постоянно принимает души и не
насыщается. Вожделение женщины разжигает грех и
принуждает ради сластолюбия отступать от Бога. Тартар -
[это] вместилище тьмы. Земля не насыщается мертвыми
телами. [Таковы] и огонь и вода: огонь, который попалил содомитян (Быт. 19:24) и вода, потопившая всю землю
(Быт. 7:19), не насытились.
1. Довольно побеседовав [12], таким [образом], о пиявице, прочее опустим. Ибо пора
истолковать и другой вопрос. "Небеса проповедуют славу
Божию, и о делах рук Его вещает твердь" (Пс. 18:2), и
т. д. "...И до пределов вселенной слова их"(Пс. 18:5).
2. О том, что небеса проповедуют славу
Божию, пророк говорит от лица Святого Духа. Но так как [существует] много
[видов] славы Божией, уместно
спросить, какую же [славу] они возвещают. [Идет ли здесь
речь] о той славе, о которой открыто написано в [книге]
Премудрости Соломоновой: "Она есть дыхание силы Божией и
истинное излияние [13] славы Вседержителя" (Прем. 7:25)?
3. Мы же знаем, что нет другой мудрости
и славы, кроме Христа, чрез Которого все [получило]
бытие (Ин. 1:3), как свидетельствует о Нем и апостол
Павел: "Сиянием славы" (Евр. 1:3), - наименовал [он]
Его, - славы высшей, чем слава всякой твари (Кол. 1:
15), высшей всего мира, превосходящей всю природу и
ничего не получающей ни от кого, кроме Одного Отца; [Он
есть] Слава чистая, неизреченная и непорочная, к Которой
не примешивается никакой недостаток и о пришествии
Которой не надлежало возвещать никому, кроме "небес", то
есть самих ангельских сил и прочих [духовных] сил.
Поэтому, мне кажется, ангелы весьма мудро именуются
"небесами".
5 БО 484-485.. Таким образом Отец послал
ангелов возвестить пришествие Христово, ибо, если закон
Моисею был преподан чрез ангелов (Гал. 3:19), - а закон
предвозвещал Христа, как и Сам Господь указал [на это],
сказав: "Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне,
потому что он говорил о Мне"(Ин. 5:46), - и поскольку
Христос есть сияние славы (Евр. 1:3) Отца, постольку и
ангелы, возвещая Моисею закон (Дан. 8:16:9:21; Иезек.
40:3; Зах. 1,9), возвещали славу Божию. Так, ангел
изъясняет глубины и Даниилу и Иезекиилю, а также Захарии
и всем пророкам. Имею показать тебе и другое небо [14],
возвещающее славу Божию, - Гавриила, возглашающего
Пречистой Деве: "Радуйся,Обрадованная" (Лк. 1:28) и т.
д.
6. И что я еще скажу тебе [о том, как] и
Новое и Ветхое [Писание] свидетельствует, что ангелы
служат таинствам домостроительства (Евр. 1:14) [15].
7. Если удобно, [то можно выразить эту
мысль] более возвышенным образом [16]. Душа мудрого есть
малое небо [17], всюду имеющая в себе светлые мысли,
истинное ведение, сияющие дела, так что ими
прославляется Бог.
8. Если же кто-нибудь может найти
истолкование более правильное, чем это, пусть расскажет
[о нем].
9. А я думаю, что в [словах псалма] - "И
о делах рук Его вещает твердь"(Пс. 18:2) - твердью
названа Церковь, ибо она утверждается нетлением. Так и
святой Павел говорит [в послании] к Тимофею: "Чтобы...
ты знал, как тебе должно поступать в доме Божием,
который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение
истины" (1Тим. 3:15).
10. Если же славу Божию проповедуют
"небеса", эти высшие силы, возвещающие славу Божию, то
есть благоволение [Божие] к нам, [бывшее] прежде
спасительного [Христова] пришествия, то под "твердью"
необходимо подразумевать Церковь, возвещающую о делах
рук Его. Таким образом мы [утверждаем], что о пришествии
[Христа] с небес в [человеческое] тело возвещают ангелы,
а о человеческих путях Его и о всех делах говорит
Церковь.
1. [Это] может быть истолковано [и] иным
образом [по отношению] к уму и к чувству; так, под "небом"
[можно] подразумевать чистый и высокий,
возвышенно богословствующий [ум], возвещающий славу
Божию, а под "твердью" - чувство, не разрушаемое похотениями, но твердо им сопротивляющееся.
2. Поэтому и Иоанн Богослов говорит, что
"всякий дух, который исповедует Христа Иисуса, ...есть
от Бога, а всякий дух, который не исповедует Христа
Иисуса воплотившегося, не есть от Бога" (1Ин. 4:2-3); [он] не разрешает нам принимать благочестия
[18]
наполовину. Ибо исповедовать воплощение Божиего Сына от
Святой Девы, но не исповедовать, что [Он] [19] и в
Церковь приходит как бы в Свою плоть, - это
несовершенно.
3. Каждому из нас надлежит исповедовать
Его пришествие не только в той святой плоти, которая
была от Пречистой Девы, но и подобное [этому пришествие
Его] в духе каждого из нас. Если же некоторые полагают,
что кто вообще исповедует Христа, тот от Бога, пусть они
ответят [на вопрос], неужели и грех от Бога. Поэтому,
исповедуя Христа, они согрешают в других делах.
4. Итак, не заслуживают похвалы те,
которые исповедуют Христа, пришедшего во плоти, но
согрешают; подобно [тому [20] не заслуживают похвалы] и
те, которые не согрешают, но не признают Христова
воплощения. Заслуживают же похвалы те, которые и
внутреннего человека украшают правоверием и внешнего -
добрыми делами: того, как "небо", ибо он помышляет о
небесном, а этого [21], как "твердь", поскольку он не
принимает похотений.
5. Так сохраняется порядок Писания. А
плоть, очищенная от всяких страстей и пригвоздившаяся с
Христом к древу (Гал. 2:19) жизни, уже не есть плоть,
но жилище Божие (Еф. 2:22). Ибо плоть получила название
от слабости, а праведник никогда не подвигнется (Пс.
124:1), ибо он не плотской, но духовный (1Кор. 3:1).
1. Не здесь ли вновь [находится]
глубокий и духовный смысл для исследователей Писания,
поскольку Писание говорит разнообразно? [Оно] называет
святых иногда "днями", иногда "звездами", иногда "доброй
землей", иногда же [Писание] называет святых
"колосьями", или "деревьями", или "богами".
2. Так, [Писание] называет [их] "днями",
ибо "день дню передает речь" (Пс. 18:3); [называет их
Писание] "звездами", ибо "звезда... звезду превосходит
славою" (1Кор. 15:41); [называет] "доброй землею" (Мф.
13:8), ибо "вы будете для Меня землею благоволения,
говорит Господь" (Мал. 3:12); [называет] "колосьями"
(Мк. 4:28), ибо "жатвы много" (Мф. 9:37); [называет] "деревьями", ибо
"дерево познается по плоду" (Мф. 12:
33); [называет] "богами", ибо "Я сказал - вы боги"(Пс.
81:6).
3. Пойми же: "не те ли души называются днями, над которыми воссияло Солнце правды?" (Мал. 4:
2). Ибо апостольский сонм, жаждущий Его слов, составлен по
[числу] часов дня [и] называется духовным "днем", то есть
[днем] Церкви, которую и Соломон видел, как
восходящую зарю: "Кто эта восходящая, как утренняя,
заря?" (Песн. 6:9). [Она] жаждет тайн Христовых, в
особенности же [она] постоянно жаждет Писания.
4. "И ночь ночи открывает знание" (Пс.
18:3). "Ночи" уподоблены пророческие речи не ради
злобы, а ради великой глубины. Уразумейте, сказала
Премудрость, притчу и замысловатую речь, слова мудрецов
и загадки (Притч. 1:6). [Слово] "ночь" [употреблено]
также потому, что Христово воплощение было возвещаемо
тенями. [Таким образом] "ночью" называется закон из-за прикровенности
[22] и образности выражений.
5. А иудеи называют их [Книги Писания] так
[23] по причине душевной слепоты и из-за [того, что
они] отказывались от совершенного. Свидетельствует [об
этом] и апостол Павел, говоря: "Но доныне, когда они
читают Моисея, покрывало лежит на сердце [их]" (2Кор. 3:
15). Да и все, до сошествия Господа, сидели во тьме и в
тени смертной (Лк. 1:79), почему [здесь] и говорится о
"ночи" по преимуществу. А после великого дня Воскресения
по всей земле излился свет Святого Духа, когда они [апостолы] проповедовали по всей вселенной о Слове
истины.
6. Пророки же говорили только о
наследии, то есть [о наследии] между иудеями; поэтому
внешние не могли ни уразуметь, ни приступить. А
апостольская проповедь, воссиявшая, как солнце,
просветила всю темноту сердца. Премудрость Отца
пролилась, как роса (Втор. 32:2), и угасила раскаленные
стрелы (Еф. 6:16) змия.
7. Далее [сказано]: "По всей земле
проходит звук их, и до пределов вселенной слова их" (Пс.
18:5). Подобно [этому]: "Вышел сеятель сеять семя свое"
(Лк. 8:5). Правильно здесь Дух наименовал пророчества "звуком", а Евангельскую проповедь
"словами", ибо этими
словами к нам приходит Божия благодать (Ин. 1:17)
[24].
1. После этого исследуем и другой
вопрос. Сказано: "И я человек смертный, подобный всем,
потомок первозданного земнородного. И в утробе матери
образовался... в десять месяцев, сгустившись в крови от
семени мужа и услаждения, соединенного со сном" (Прем.
7:1-2) и т. д.
2. Пророк сказал это, удивляясь Божией
Премудрости: "И я земной человек, как и другие пророки и
цари, но требующий Премудрости" (Прем. 7:7),
прислушивающийся к Ее пришествию. Однако, Премудрость -
не "я" сам, а Тот, "Который приходит и берет... грех
мира" (Ин. 1:29).
3. Ибо "я родился от семени мужа", а Он
от Девы (Лк. 1:35) [25]. О всей этой силе Божией говорит
Иоанн: "Я крещу вас водою, а Он будет крестить вас Духом
Святым и огнем" (Мк. 1:8).
4. Но об этом достаточно, поскольку эта
глава достаточно ясна [26]. [Она] учит, что не о Христе
сказал это Соломон, но о себе, дабы не подумал [кто-нибудь], что он Христос. Дальнейшее же
[истолкование этой темы] о Христе Иисусе во Святом Духе
[находится] в другом [27].
Ты же, Господи, пославший Свою
Премудрость для воплощения, - молюсь Господом Иисусом
Христом в Духе Святом - очисти мое сердце и сотвори [его] жилищем Святого Духа ныне и всегда и в вечные
веки. Аминь.
Мефодий Патарский, святитель
Перевод епископа Михаила Чуб
Азбука веры
Примечания
1. "наполнив" -"исткавше". См. Срезн., т. I, стр.
1158:как у БО 477 (переведено: webend) (сравн. Лк. 6:
38).
2. "в благочестивых" - "в подобныих"; греч. о;е,:.
БО 478: in den Wurdigen.
3. БО 480 переводит иначе.
4. "с небес" - чтение "словесе", очевидно, ошибочно;
следует "с небесе". БО 480 обходит трудность, выпустив
слово "словесе".
5. "хвоста" - "ошиби". БО 481 обходит трудность, выпустив
слово "ошибь".
6. "Какая же это песнь?" - "Кая же есть она". БО
481: wie jenes ist?
7. "Христос запретил". Звательному падежу, очевидно,
следует предпочесть именительный (на основании имеющихся
вариантов). То же самое предлагает и БО 482. Начало
предложения он переводит иначе.
8. "так слеп духовными очами". Словосочетание "сине
не бысть н", очевидно, должно быть заменено словами "сице невистен" (сравн. ниже IX, 5). Так и у БО 482.
9. "уловляя"; вариант "летяще" вразумительнее, чем "любяще". Так и у БО 483.
10. "пленил"; БО 483: verstort hatte.
11. "имея" - вм. "мы" следует, по-видимому, принять
чтение "имын" (сравн. БО 483). па 50 483: die
paradiesischen Regungen.
12. "побеседовав" - "слово сказавше" (вместо славы́•). Так и у БО 484; но там указан и другой
вариант перевода: diese Ansichten.
13. "излияние" - "капля"; БО 484: Funke. В греч.
тексте Библии: агооряа. "другое небо" - БО 485: einen anderen Engel.
15. "таинствам домостроительства" -"строя тайнам"; по-видимому,
"строй".
16. БО 485 считает, что здесь в рукописи пропуск.
Перевод дается несколько иной. Едва ли, однако, можно
согласиться с этим мнением, т. к. перевод "без пропуска"
получается более вразумительный.
17. "Душа мудрого есть малое небо" - БО 485 читает:
"мало небо есть мудраго душа" и переводит: denn nicht
ist etwas Geringes die Seele eines Weisen. С контекстом
речи такой перевод не согласуется.
18. "благочестия" - "благоверства"; греч. sOiifisn.
19. "что Он" - "якоже"; БО 486 предлагает чтение "такоже".
20. "подобно тому" - "подобии"; БО 486: Tuchtige.
21. "того. . . этого" - "ового. . . ового". БО
переводит: bald . . .bald.
22. "из-за прикровенности" - "тьности деля"; БО 488:
wegen der Dunkelheit.
23. "называют их так" - "сице я нарекоша"; БО 488
предлагает чтение: "сиие ся нарекоша" и переводит: die
Juden aber wurden... genannt.
24. БО 488 переводит несколько иначе.
25. БО 489 не ставит точки после "Девы" и переводит: von der Jungfrau durch die ganze Kraft Gottes.
26. "достаточно ясна" - "многу имущи белость"; БО
489: Weisse (Glanz).
27. "в другом" - слав., несомненно, "в ином", а не
"в иомь"
***
Труды святителя Мефодия Патарского:
|