Феодорит Кирский. Толкование на 50-й псалом
Блаженный Феодорит Кирский - участник
Третьего и Четвертого Вселенских соборов, и один из
главных участников христологических споров. Активно
занимался миссией среди язычников, благотворительностью.
Феодорит Кирский - один из самых замечательных экзегетов
древности, сумевший соединить лучшие стороны
антиохийского и александрийского подходов. Его
исторические труды представляют значительную ценность.
Писал ясным, сжатым и чистым языком. Феодориту Кирскому
принадлежит одна из последних апологий против язычников.
Обличение Давида пророком Нафаном.
Гравюра. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд
***
Помилуй мя Боже по велицей милости
Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие
мое. И божественному Давиду, и плененному народу, и
всякому из нас, если только болезнует кто, приличны
предложенные речения; потому что великие язвы имеют
нужду в соразмерных врачевствах, и кто впал в тяжкий
недуг, тот требует большего о нем попечения; кто много
прегрешил, для того нужно великое человеколюбие.
Посему-то великий Давид умоляет явить ему великую
милость, весь источник щедрот излить на греховный струп;
потому что иначе и не могли быть изглажены следы греха.
Справедливо же прегрешение называет беззаконием; потому
что в нем заключается сугубое преступление закона.
Наипаче омый мя от беззакония моего и от
греха моего очисти мя. Ты даровал уже мне оставление
грехов через пророка Нафана, говорит Давид, и как бы
неким прижиганиям и сечениям, подверг меня всякого рода
бедствиям; но прияв в себя великое зловоние греха, еще
требую чистительных врачевств. Посему снова омой меня,
Владыка, чтобы стереть всю греховную скверну.
Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой
предо мною есть выну (выну - всегда). И по оставлении
Тобою греха моего, не предаю его забвению, но
непрестанно вижу образы худых моих дел, и те беззакония,
на которые я отважился, и ночью мечтаются во сне, и днем
представляются в мысли. Так поступать согрешающим
повелевает и сам Бог через пророка Исаию; ибо говорит:
Аз есмь заглаждаяй беззакония твоя, и не помяну неправд
твоих. Ты же помяни, и да судимся: глаголи ты беззакония
твоя прежде, да оправдишися (Ис.43:25-26). Согласно с
сим и сам Давид написал в тридцать первом псалме: рех,
исповем на мя беззаконие мое Господеви: и Ты оставил еси
нечестие сердца моего.
Тебе Единому согреших, и лукавое пред
Тобою сотворих. Многих и великих даров насладившись от
Тебя, говорит пророк, воздал я за них противным,
отважившись сделать воспрещенное законом. Не то разумеет
он, что не сделал обиды Урии (потому что причинил обиду
и ему и жене его), но что величайшее беззаконие учинено
им против самого Бога, который избрал его, из пастыря
овец сделал царем, явил победителем врагов и
преизобильно наделил благами всякого рода. Хорошо
присовокуплено им: лукавое пред Тобою сотворих. О сем
упоминает и история; ибо сказано: соделанное оказалось
злым пред Господем (2Цар.11:27). Представляя же, что
говорит сие народ в пленении, должно понимать так: Тебе
Единому согреших, то-есть, неблагодарным оказался я за
дары Твои, преступил данные мне законы, насладившись
благами всякого рода, не был признателен; не сделав
никакой обиды Вавилонянам, великие терплю от них обиды.
Яко да оправдишися во словесех Твоих, и
победиши внегда судити Ти; то-есть, сам я для себя стал
виновником зол; а Твоя правда просиявает во всем? Ибо,
если так рассудить, что Тобою для меня сделано и
сравнить с этим то, на что я отважился, то явишься Ты и
правдивым и человеколюбивым, а я окажусь и беззаконным и
неблагодарным. Поэтому речение: яко не означает здесь
причины: не для того согрешил сам Давид, или потом и
народ, да оправдается Бог; а напротив того, и по
учинении ими греха, открывается Божия правда; потому что
Бог всячески промышляет о Давиде; и о народе его, и о
всех человеках.
Се бо в беззакониих зачат есмь, и во
гресех роди мя мати моя. Издревле и с самого начала,
говорит пророк, грех возобладал естеством нашим, потому
что преступление заповеди предшествовало Евину зачатию.
По преступлении, по произнесении Божия приговора,
лишившись уже рая, Адам позна Еву жену свою, и заченши,
роди Каина (Быт.4:1). Поэтому пророк хочет сказать, что
грех, возобладав над нашими прародителями, в роде нашем
продолжил себе некий путь и стезю. Сие говорит и
блаженный Павел: единым человеком грех в мир вниде, и
грехом смерть, в нем же вси согрешиша (Рим.5:12). Сие и
Бог всяческих изрек досточудному Ною: прилежит
помышление человеку прилежно на злая от юности во все
дни (Быт. 8:21). Все же это научает нас, что сила греха
не есть сила естественная (а если бы действительно так
было, то мы были бы свободны от наказания); но что
естество, смущаемое страстями, склонно к падению. Посему
не брак обвиняет Пророк, как предполагали некоторые, и
беззаконием называет не брачное общение, как неразумно
полагали иные, в таком именно смысле понимая слова: в
беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.
Напротив того, выставляет он на вид то беззаконие, на
которое древле отважились прародители человеков, и
говорит, что оно соделалось источником сих потоков,
то-есть, если бы они не согрешили, то не подпали бы и
смерти в наказание за грех; а не быв смертными, не
подлежали бы тлению; с нетлением же, без сомнения, было
бы соединено бесстрастие; а пока водворялось бы
бесстрастие. не имел бы места и грех. Но поелику
прародители согрешили, то преданы они тлению; а
сделавшись тленными, таковых родили и детей; и их, как
тленных, сопровождают вожделения и страх, удовольствия и
скорби, гнев и зависть. Со всем этим и с тем, что от
сего рождается, борется рассудок, и победив,
прославляется и украшается победными венцами; а уступив
над собою победу, подвергается стыду и наказанию. Вместо
роди Симмах выразился: носила во чреве.
Се бо истину возлюбил еси. Судишь же Ты
так, говорит пророк, и одних наказываешь, а других
увенчиваешь, потому что любишь истину. Но любя истину и
ведая немощь естества, окажи снисхождение просящим
врачевств.
Безвестная и тайная премудрости Твоея
явил ми еси. Не почитаю себя достойным какого-либо
извинения. после стольких даров соделавшись
неблагодарным. Не только утвердил Ты меня на царском
престоле, но сподобил и пророчественной благодати,
открыл мне, что будет по прошествии долгого времени,
безвестное для других соделал известным для меня, так
что и другим возвестил я вочеловечение, спасительное
страдание и Воскресение единородного Сына Твоего,
спасение вселенной, щедрое оставление грехов, велелепные
и божественные дары святого крещения. Всему этому
предварительно наученный всесвятым Духом Твоим, умоляю о
том, чтобы и мне причастным быть той благодати, о
которой вопию и предвозвещаю другим.
Окропиши мя иссопом, и очищуся: омыеши
мя, и паче снега убелюся. Ибо единый дар крещения может
произвести сие очищение. Дать же очищение сие Господь
всяческих обещал через пророка Исаию. Сказав: измыйтеся.
и чисти будете, отымите лукавства от сердец ваших, через
несколько слов изрек Он: аще будут греси ваши яко
багряное, яко снег убелю (Ис.1:16-18). И сам великий
Давид в шестьдесят седьмом псалме предвещает это; ибо
говорит: внегда разнствит Небесный цари, оснежатся в
Селмоне (Когда Всемогущий рассеял царей на сей земле,
она забелела, как снег на Селмоне; Пс.67:15). Посему это
же говорит и здесь, а именно: имею нужду в той
благодати, которая будет дана всем человекам; потому что
она одна может вполне соделать меня чистым и дать мне
белизну снега. А что иссоп ни мало не дает отпущения
грехов, не трудно дознать сие из Моисеевых писаний; ибо
человекоубийцу и похитителя чуждого ложа не окроплениями
очищал закон, но подвергал смертному наказанию. Посему
иссоп служит указанием на что-либо другое. Ибо в Египте
иссопом окропив овчую кровь на пороги, избегли руки
Погубляющего; и это было образом спасительных страданий.
И здесь указуются кровь, спасительное древо и спасение,
подаваемое приступающим с верою.
Слуху моему даси радость и веселие:
возрадуются кости смиренныя, то есть, сего веселия
исполни слух мой, обетовав совершенное очищение, чтобы
радость объяла у меня все телесные члены, и кости,
смиренные ныне злостраданием, снова процвели и восприяли
свою крепость.
Отврати лице Твое от грех моих, и вся
беззакония моя очисти. Воззри, говорит пророк, не на
совершенные мною беззакония, но на меня, оплакивающего
оные.
Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух
прав обнови во утробе моей. Поелику постигла меня
греховная старость; то обнови меня человеколюбием Твоим.
Сие через пророка Иезекииля обещал Владыка и пленникам в
Вавилоне; ибо говорит: дам им сердце ново, и дух нов
(Иезек.36:26), разумеет же не всесвятаго Духа, но
возбуждение разумной силы, то есть: обучив нас
продолжительным сим вразумлением, и показав вам, какие
плоды приносит грех, сделаю, что изберете добродетель.
Сего и здесь испрашивал блаженный Давид, то есть, просил
обновить поврежденное сердце его и укрепить разумную
силу, чтобы идти ему путем Божественным.
Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа
Твоего Святаго не отыми от мене. Из слов сих ясно
дознаем, что Давид не был лишен благодати всесвятаго
Духа; ибо не просит о том, чтобы восприять Духа, как
лишенному, но умоляет не лишать его Духа и не удалять от
него Божественного о нем попечения. Ибо лицом назвал
здесь промыслительность.
Воздаждь ми радость спасения Твоего, и
духом владычним утверди мя. Умоляет о том, чтобы и
впредь иметь ему то, чего не утратил, то-есть, благодать
Духа; а что утратил, о том просит, чтобы снова восприять
сие; утрачено же было радование о Боге. Всяким веселием
наслаждался я, говорит пророк, когда имел великое
дерзновение пред Тобою, Владыка, а теперь, лишившись
оного, утратил и благодушие. Лишило же меня дерзновения
рабство сластолюбию. Посему умоляю, чтобы ум мой
восприял прежнее владычество, и, порабощенный страстям,
снова возвратил себе власть над ними.
Научу беззаконныя путем Твоим, и
нечестивии к Тебе обратятся. Снова пользуясь Твоим
Человеколюбием, буду я образцом покаяния для любящих
жизнь беззаконную; буду же и провозвестником Твоей
благости, людей злочестивых и беззаконных убежду
прибегнуть к Тебе с молением.
Избави мя от кровей Боже, Боже спасения
моего. Давид непрестанно содержит в памяти убиение Урии.
Сие дал видеть и в самом начале псалма: грех мой предо
мною есть выну (всегда).
Возрадуется язык мой правде Твоей.
Симмах перевел сие так: возглаголет язык мой милость
Твою. Не буду молчать, получив оставление грехов, но не
перестану песнословить Тебя, поведая милости Твои.
Господи, устне мои отверзеши, и уста моя
возвестят хвалу Твою. Грех обыкновенно связывает язык,
заграждает уста, гнетет и принуждает молчать. Посему
пророк умоляет, чтобы ему, получив оставление грехов,
возиметь прежнее дерзновение, и подвигнуть язык к
песнопению.
Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых
убо: всесожжения не благоволиши. Согласно и сие со
сказанным в предыдущем псалме. Там слышали мы, глаголет
Бог всяческих: не прииму от дому Твоего тельцев, ниже от
стад Твоих козлов (Псал.49:9). И божественный Давид,
вняв сему Божию слову, справедливо сказал: яко аще бы
восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не
благоволиши. Ты изрек, говорит Пророк, что не угодны
Тебе жертвы бессловесных; посему принесу Тебе жертву
угодную.
Жертва Богу дух сокрушен: сердце
сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Угодная и
приятная Тебе, Богу нашему, жертва, говорит пророк, -
смиренный образ мыслей. Посему много смирив сердце, и
как бы сокрушив, и до крайности истончив оное, принесу
Тебе угодную жертву. Сими же словами выразились и
блаженные отроки в пещи; ибо сказали: сердцем
сокрушенным, и духом смиренным, да прияты будем пред
Тобою, яко во всесожжениях овнов и юнцев тучных
(Дан.3:39-40). Ибо мужественные оные отроки отсюда
дознав, какая жертва угодна Богу, принесли в дар Владыке
смирение в образе мыслей и сокрушение сердца.
Ублажи Господи благоволением Твоим
Сиона, и да созиждутся стены иерусалимския. Тогда
благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая:
тогда возложат на олтарь Твой тельцы. Из сих речений
видим, что псалом исполнен пророчества. Ибо слова сии
приличны тем, которые принуждены были жить в Вавилоне,
желали освобождения от рабства и оплакивали запустение
города. Они умоляют, чтобы город сподобился помилования
и возвратил себе прежнее благополучие, когда исправлены
будут его ограды и возобновится в нем Богослужение по
закону. Ибо теперь, говорят они, живя в чужой стране, не
можем приносить установленные Тебе жертвы: потому что
закон повелевает приносить жертвы в оном одном городе.
Но если дано будет нам возвратиться и снова воздвигнуть
храм, то будем тогда приносить Тебе жертвы установленные
законом. Весьма приличны им и сии слова: Господи устне
мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Ибо их
это изречение: како воспоем песнь Господню на земли
чуждей (Пс.136:4)? Но конец псалма сего заключает в себе
и другое пророчество. Поелику выше говорил пророк о
дарах всесвятаго Духа, а потом, простираясь далее,
показал, что Бог всяческих не благоугождается жертвами
по закону; то умоляет, чтобы явлен был новый Сион,
соградился на земле Иерусалим небесный, и как можно
скорее, установилось новое жительство, приносящее Богу
не бессловесные жертвы, но возношение и жертву правды,
всесожжения разумные и живые, о которых говорит
блаженный Павел: молю вас, братия, щедротами Божиими,
представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну
Богови, словесное служение ваше (Рим.12:1). Ибо
божественный Давид, как дознавший безвестная и тайная
премудрости Божией, говорит сие, зная, что в новом
завете будет совершенное оставление грехов, а потому и
сам желая достигнуть скорейшего и совершенного
освобождения от грехов, вожделевая мгновенного и
решительного очищения.
Феодорит Кирский, епископ
Святоотеческое предание
***
Труды блаженного Феодорита Кирского:
|