Амфилохий Иконийский. Слово о
новопросвещенных, или на Воскресение Господа нашего
Иисуса Христа
Память: 23 ноября / 6 декабря
Святитель Амфилохий Иконийский -
богослов, писатель и проповедник конца IV века, обличал
ереси ариан и евномиан. Участвовал в деяниях Второго
Вселенского Собора (381) и возглавлял борьбу против
ереси Македония. Послания и слова святителя совершенная
форма изложения сочетается с глубоким апологетическим и
догматическим содержанием.
Святитель Амфилохий Иконийский. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь, 985 год
***
Когда весенняя пора сменяет угрюмость
зимы, различные птицы, летящие по небу, благозвучными
песнями возвещают людям о приятности этого времени года;
тогда и сладкогласные ласточки, проворным полетом
рассекая воздух и пролетая над головами людей как над
цветком, влагают крик свой в уши людей. В это время
можно видеть воздух чистым и безветренным, а лица людей
светлыми и успокоенными по подобию моря в безветрие.
Потому что звуки птиц радуют слух и чистый воздух
веселит взор, и блеск пестрых цветов услаждает зрение, и
смешанный запах трав наполняет обоняние. И наслаждение
это, возлюбленные мои, предоставляет людям земная и
мимолетная весна, а божественная и непреходящая весна –
Христос наш, наполнивший церковный луг духовными цветами
– фиалками, розами и лилиями, радует зрение верою и
наполняет вместилище сердца нашего божественными
ароматами.
Ибо кто из верных ныне не радуется? И
кто ныне не веселится, когда видит новопросвещенных,
которые сияют по образу лилий, сверкающих красотою
покровов, и в самом сердце несут они золотое сияние
веры? Здесь, возлюбленный мой, если пристально устремишь
взор сердца, обнаружишь, что сердца верных слов, но
пурпурные цветки фиалки обагрены кровью Иисуса, ибо роза
с пламенными лепестками нетленно процвела от Девы Марии.
На каком лугу ты найдешь благоухание, сравнимое с
благоухающей радостью на нашем лугу? Обоняя
новопросвещенного, ты найдешь в нем бессмертное
благоухание духа, под которым я разумею благовоние
небесного помазания. Так пальмы отцов, увенчанные вайями
победы, принесли сладкие плоды любви; так благозвучные
птицы псалмопевцев единогласно воспевали Богу псалмы;
так девство радует Бога, принося чистое благоухание
молитвы, подобное смоле благовонного древа; так
смиренномудрие веселится, принося в жертву Богу
радостную ветвь чистоты, как Авраам принес Исаака; так
стволы маслин, изводя многоплодные ветви благодеяния
бедным, и Господа радуют, и нищих питают. Девство пусть
воспоет, говоря: Да исправится молитва моя яко кадило
пред Тобою, Господи (Пс. 140, 2). Милосердие пусть
скажет: Аз же яко маслина плодовита в дому Божии (Пс.
51, 10). Праведник яко финике процветет, яко кедр, иже в
Ливане, умножится (Пс. 91, 13).
Ныне суровость диавольской зимы изгнана
и радость небесного луга вновь воссияла, ныне печаль
умерших отступила, потому что пришел свет воскресения.
Воспоем все вместе новую песнь, ибо подобает новому
жительству новая и блаженная песнь. Воспоем новую песнь,
ибо, вот, Адам обновлен, ибо уничтожено древнее
прегрешение, се быша вся нова (2Кор. 5, 17). Воспоем
новую песнь, ибо, вот, Адам обновлен и Ева на небеса
вознесена, ибо дьявол низвержен в огонь. Возьмем от
Мариам, сестры Моисея, ее песнь, ибо прилична она нам
ныне так же, как им тогда. Пусть станет вместе с нами
также хор тех святых и пусть произнесет то, что воспел
при Красном море: Поим Господеви, славно б о прославися
(Исх. 15, 1). Но что Он совершил? Коня и всадника вверже
в море (Исх. 15, 1). Коня и всадника: коня – грех
страстного женолюбия и всадника – беса, сидящего при
грехе, погрузил в купели крещения. Ибо колесницы
фараоновы и силу его вверже в море (Исх. 15, 4), то есть
диавола и мрачное и проклятое его демонское полчище
потопил в купели крещения. Больше не боюсь услышать: Яко
земля ecu, и в землю отыдеши (Быт. 3, 19), потому что в
крещении землю отложил и в небо облачился и слышу: "Ты
небо и на небо возвратишься", потому что все вы, елии,
во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3,
27), и яков перстный, такови и перстнии; и яков
небесный, тацы же и небеснии (1Кор. 13, 48). Должно нам
на облака взойти и на небеса вознестись. Мне есть на
кого сослаться. Послушай, что Павел говорит: Мы
восхищени будем на облацех в сретение Господне на
воздусе, и тако всегда с Господам будем (1Сол. 4, 17).
Поэтому – как только что слышали псалмопевца, который
увещает нас и говорит: Сей день, его же сотвори Господь,
возрадуемся и возвеселимся в онь (Пс. 117, 24), – будем
радоваться, не помрачая себя пьянством и бесчинством,
потому что это было бы не радостью, но безумием и
помрачением сердца. Будем радоваться, веселясь духом,
будем радоваться, наслаждаясь любовью, радуясь надеждой.
Но если должно думать о другой радости сердца, то,
принимая чистыми руками небесный хлеб, передадим его
душе, потому что он пища вечной жизни. Говоря "принимая
чистыми руками", имею в виду не руками, вымытыми обычной
водой, а руками, которые светятся от благодеяний. Вберем
лепестками губ божественное и небесное питье, не
пурпуром окрашиваясь, но обагрясь кровью Иисуса Христа.
О поистине великий и благой день, в
который агнец приносится в жертву, и мир искупается, и
Пастырь наш живет, ибо говорит: Аз семь Пастырь добрый
(Ин. 10). О новое таинство и необычайное чудо! Крест
водружен и Христос распят. То, что виделось, было
несправедливой смертью и то, что случилось, было
священным чертогом. То, что виделось, было крестом, а
то, что совершилось, было брачным чертогом. Вчера
приготовлен брачный чертог, а ныне рожден народ. О
смерть Христова, умертвившая смерть и источившая в
горчайшей смерти сладкую жизнь! О таинство Авраамово,
совершившееся во Христе! Связанный Исаак полагается на
жертвенник и вместо него агнец закалается.
Сын Божий на крест возносится и плотью
за нас распинается, и хотя плоть страдает, Божество
остается бесстрастным. Водружен парус креста на корабле
мира, и мир остается невредимым, и благодаря этому
парусу креста плавающий не ведает крушения, каковым
является смерть, но плывет на небеса. Ева уже не боится
осуждения Адама, потому что ее грех очищен в Марии; Адам
уже не боится змия, ибо Христос стер главу дракона: Ты
стерл ecu главы змиев в воде (Пс. 73, 13), то есть в
крещении. Уже не печалюсь, уже не плачу, говоря:
Возвратихся на страсть, егда унзе ми терн (Пс. 31, 4).
Потому что Христос, придя и вырвав терн прегрешений
наших, возложил его на Свою главу. Уничтожена моя
древняя скорбь, уничтожено древнее проклятие, гласящее:
Терния и волчицы возрастит тебе (Быт. 3, 18), потому что
иссохли терния, вырван волчец и на главу мою возложен
искусно сплетенный венец. Кто из иудеев и эллинов
поверит, что древо водружено и жизнь процвела? И каждый
день верные срывают с него плоды, и оно остается
неоскудевающим; и всякое племя и всякий народ верных к
этому древу восходит, шествуя душой, и наполняет ум
бессмертным плодом, и древо носит всех, и питает всех, и
запечатлевает, и обогащает, и после этого на небеса
воссылает.
Ибо какие только ради нас не воспринял
наименования Христос? Не в силах мы, возлюбленные мои,
перечислить имена Его, но я решусь сказать: дверь, путь,
овца, пастырь, червь, камень, жемчужина, цветок, ангел,
человек, Бог, свет, источник, солнце правды.
Многообразный Христос и пребывает единым, многообразен
Сын, будучи един, и не изменяясь, и не переменяясь, ибо
неизменно Божество, но прилагает каждой деятельности
собственное наименование, соотнося его с каждым деянием
соответственно деятельности. Поэтому давайте посмотрим,
возлюбленные, можем ли мы назвать соответственно каждому
наименованию деятельность.
Он называется путь, потому что говорит:
Аз есмь путь и истина (Ин. 14, 6), поскольку Он является
началом всякой добродетели и восхождения на небеса.
Он же назван дверь, потому что говорит:
Аз есмь дверь овцам (Ин. 10, 7), поскольку через Него
как бы через дверь мы входим в Царство Небесное.
Назван рыбаком, поскольку уничтожил
зловоние идолослуже- ния людей, и возвратил наши души к
вере благочестия, и разобщенные обрывки мысли сплотил
истиной.
Назван овцой, потому что яко овча на
заколение ведеся и яко агнец пред стригущими его
безгласен (Ис. 53, 7). Овцой был благодаря закланию, и
благодаря тому, что мы воспринимаем Его святое Тело и
навечно сохраняемся через запечатление Его святой
Кровью.
Пастырь, потому что говорит: Аз есмь
пастырь добрый (Ин. 10, И), поскольку возвращает
заблудившихся овец и убивает древом креста враждебного
нам льва.
Жемчужиной был из-за того, что Он как
жемчужина в раковине, посреди двух створок тела и
девственной души, родился без семени мужа; или из-за
того, что Он есть украшение души; или из-за Его
светозарности и чистоты и блистания вездесущим сиянием
Божества.
Свет, потому что бе свет истинный, иже
просвещает всякого человека, грядущдго в мир (Ин. 1, 9),
поскольку Он прогнал мрачное заблуждение древней тьмы от
наших умов и раскрыл очи господствующего в нас ума,
чтобы мы поистине видели, что те, кому мы раньше
поклонялись, не беша б о бози, но дела рук человеческих,
древа и камение (Ис. 37, 19).
Был камнем краеугольным, потому что
верой возвел два народа словно две стены. Он над ними
возвышается, сводя их в одно спасительное соединение.
Был солнцем правды благодаря тому, что
Он свет и тепло – несть, иже укрыется теплоты Его (Пс.
18, 7), и благодаря двенадцати лучам света апостолов.
Был зерном горчичным, поскольку умалил
Сам Себя и снизошел к нашему состоянию, к самому началу
веры, если Он, после того как глубоко рассыпался,
скрывшись в бороздках нашей души, побудил к благочестию
и разуму, вознесшись к высоте небесной.
Червь, ибо говорит: Аз же есмь червь, а
не человек (Пс. 21, 7), потому что Он, сокрыв сияющее
Божество словно крючок в нашем теле как в червяке, и
опустив его в глубину жизни, и как хороший рыбак,
вытащив, исполнил написанное: Извлечения ли змия удицею?
(Иов. 40, 20 слав. Иов. 40, 25 Sept.).
Был человеком, поскольку Он носил тело,
составленное не от удовольствия и сна, но возникшее от
Девы и Святого Духа.
Но теперь, возлюбленные, после того как
каждый из нас приимет медоточивое учение отцов, давайте
запечатлеем Святым Духом собрание наших слов, чтобы они
сами, придя от источающей мед мудрости Господа нашего
Иисуса Христа, наполнили вместилище сердец наших, и
каждый из нас обильный плод благочестия произрастил, и
один тридцать, и иной шестьдесят, и другой сто венцов
ангелов совершил, в Христе Иисусе Господе нашем, с
Которым Отцу слава, честь, держава вместе со Святым и
Животворящим Духом, ныне и во веки веков. Аминь.
* * *
Ничто так не располагает душу к радости,
как страх Божий и удаление от злых, и стремление к
раскаянию, и покаянный нрав. Поэтому и Давид ныне
ублажил получивших отпущение грехов, представляя, с
одной стороны, человеколюбие Христа, а с другой –
приготовляя грешников обратиться к раскаянию Блажени,
ихже оставишася беззакония, и ихже прикрышася греси (Пс.
31, 1). Итак, какой или блудник мытарь пусть устремится
к неистощимым источникам спасения Христа. Невозможно без
покаяния ни получить освобождение от злых, ни быть
блаженным, даже если бы ты назвал и пророков, и
апостолов, и евангелистов. Потому что все они черпали из
того же самого источника. В пророках – сам Давид, будучи
после прелюбодеяния еще и до ныне пророком благодаря
милости Уступившего. В апостолах –
Петр и Павел, потому что первый после
отречения имеет ключи Царствия, а второй после гонения
стал апостолом язычников, переменив иудейскую ревность
на евангельский нрав. В евангелистах – Матфей, и не
только его знаю спасшимся из мытарей, но и других с ним
двух. Один из которых за то, что, молившись, ударял себя
в грудь – это вместилище зол, за то, что не дерзал
поднять руки во Святая, за то, что смотрел долу, не
только оправдан, но даже прославлен более фарисея. А
Закхей, взойдя на древо, стоя на котором, постоянно
выглядывал, не пройдет ли где незаметно кто из купцов,
избежав обложения налогом, следил и за тем, как бы
незаметно не прошел мимо него купен неба и земли, Тот,
Который приносит непохищаемое сокровище Царства
Небесного.
Но чтобы нам целиком не смешать истории
мытарей, давай сегодня произнесем, если хочешь,
пространную речь только об одном Закхее, взяв его
предметом рассуждения. Иисус – говорит апостол Лука –
вшед прохождаше Иерихон. И се муж нарица- емый Закхей: и
сей бе старей мытарем (Лк. 19, 1–2). Но не просто так
евангелист упомянул об Иерихоне, но говорит о нем
потому, что здесь мытарь радушно принял у себя Бога.
Невероятным было дело. Он упоминает отечество его, чтобы
мы, вспомнив о Раав блуднице, удивились этому
удивительному изменению нрава Закхея. Итак, потому он
упомянул Иерихон, чтобы мы, представив мысленно образ
Раав блудницы, соединили образ спасения обоих. Потому
что, как Раав блудница, приняв соглядатая Иисуса Навина,
скрыла его, так и Закхей мытарь, приняв в доме истинного
Иисуса, смотрящего на мысли наши, накормил его. Та
приняла Иисуса Навина, который ввел народ в землю
обетования; этот принял истинного Иисуса, [вводящего] в
Царство Небесного Та приняла Иисуса, который, этот
принял истинного Иисуса, разрушившего иудейский храм,
ибо говорит апостол Матфей: Не имать остати зде камень
на камени, иже не
В утраченном тексте, по всей видимости,
речь идет о разрушении Иерихона войсками Иисуса Навина,
который как ветхозаветный прообраз сравнивается с
Иисусом Христом, предсказавшим разорение Иерусалима.
разорится (Мф. 24, 2). Та приняла
Иисуса, который через Иордан провел народ в землю,
источающую молоко и мед; этот принял истинного Иисуса,
Который через крещение ввел верных к тому, чего око не
виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша
(1Кор. 2, 9). Та приняла Иисуса, который принес из земли
на древе виноградную кисть; этот принял истинного
Иисуса, Который разбойника ввел в рай.
Источник Иерихона был прежде матерью
бесчадия, питателем бесплодия, поскольку имел воду
нехорошую. Потому что было у него широкое течение,
бесшумно текущее словно масло, но созерцание воды не
избавляло созерцающих от жажды, ибо питье из него было
небезопасно для жаждущих, так как вода его была
губительна. Красота источника заставляла стремиться к
нему проходивших мимо, но боязнь вреда отсекала их
желание. Поэтому, поскольку вода протекала без всякой
пользы, живущие рядом, останавливаясь, часто
сокрушались, поскольку начинали испытывать жажду не
из-за отсутствия воды, а из-за того, что видели, что в
воде этой нет пользы. Не могли они утолить сильное
чувство жажды, поэтому, жалуясь, говорили источнику: "О
источник, что течешь ты без всякой пользы? Лучше бы ты
был невидим, или, протекая в горах и в песчаных
пустынях, имел бы там не многих свидетелей зла". Но
почему вода его была непригодна к питью? Потому что она
убивала тела пьющих, ибо если муж пил из этого
источника, тогда он не мог стать отцом, а если женщина,
то она не могла стать матерью, поскольку теряла дар
материнства. Более того, и земля, если вбирала ток воды
этой, не могла уже как обычно приносить плоды, и пальмы,
доставляющие удовольствие своей тенью, снимали с себя
лиственный покров, и, в целом говоря, все становилось
пустыней, если против своей воли сталкивалось с этой
водой. Такой источник в древности окружал Иерихон, пока
пророк Елисей, придя и взяв соль, и бросив ее в
источник, не оживотворил воду его. Ибо сице глаголет
Господь: Исцелих воды сия (4Цар. 2, 21). Так говорит
Тот, Кто всегда говорит и слово свое приводит в дело: Не
будет в вас безчадных, ниже неплоды (Втор. 7, 14).
Сказал, и вода изменилась, и материнские утробы рождают,
и земля дала плод, и виноград произрос, и маслины
показали свои плоды. И живущие вокруг примирились с
привычным источником; если раньше враждовали и
испытывали неприязнь к нему, то после этого вознуждались
в нем и стали добрыми соседями.
Но что необходимое для нас хочет сказать
загадка этого источника? Источник, щедро текущий, хотя в
древности и источал бесполезный и бесплодный поток, ныне
хранит слово Церкви. Потому что прежде Христа он был
столь злочестив, что и муж, испив от потока воды, губил
само свое человеческое бытие и из-за сплетения мнимых
образов отказывался от своей разумной души; и женщина не
становилась матерью добродетелей и не рождала ростки
смиренномудрия и не источала чистое молоко благочестия.
И хотя он был в таком состоянии, Господь, придя, привел
его тотчас в порядок и сделал пригодным для питья тем,
что, словно соль, вбросил в него апостолов. А то, что
были апостолы солью, послушай Самого Христа, Который
говорит им: Вы есте соль земли (Мф. 5, 13). А то, что
бесплодная и бесчадная станет многоплодной, принявши
апостольскую соль, говорит пророк: Возвеселися, неплоды,
порождающая; возгласи и возопий, нечревоболевшая; яко
много чада пустыя паче, нежели имущия мужа (Ис. 34, 1).
Иисус пришел к Иерихону, Источник
(жизни) – к многопитаемым от источника, Всесильная
Милость – к городу, богатому деревьями и обильному
источниками. И се, муж порицаемый Зак- хей, старей
мытарем. Двойное зло (в нем), потому что и отношение
имел к неправедному ремеслу, и начальствовал над теми,
кто несправедливо занимается таковым, то есть он не
только сам грешил, но и принимал на себя зло других. Ибо
пресекал чужой путь несправедливостью, ставя для
путников преграды на дорогах. Он, конечно, не делал
засады путникам, подражая разбойникам, и не принимал
путешествующих, побуждая себя любовью гостеприимства,
но, поскольку был у него закон поступать несправедливо,
собирал налоги с чужих трудов, подражая немилосердной
прожорливости трутней. Потому что как трутни пожинают
нелегкий труд пчел, хотя и не трудятся с ними вместе,
так и мытари похищают себе труды чужих путешественников,
проводя время свое в праздности и сидя на перекрестках.
Кто-нибудь плыл морем, боролся с морским треволнением,
сражался с ветрами, пересекал большое и непокорное море,
а Закхей, взимая налог, получает от него свою прибыль.
Пастырь, живя при засухе и зное, при дожде, снеге и
инее, находя прибежище на вершинах гор, питаясь сыром и
молоком, одеваясь в необработанную шкуру овен, этот
(человек) сельский, бедный, беседующий с горами,
попадается на встречу с Закхеем, отдает десятую часть от
овен, и тем самым по закону подвергается ограблению и
убивается без меча. Потому что пораженный мечем и
принявший кровоточащие раны удаляется, избегая в
бесчувствии тяжесть страданий, а этот, пораженный
невольной бедностью, трудится до смерти и погибает; не
сразу истощается, но умирает всякий раз понемногу. И
чтобы сказать вкратце, как воины избегают неприступных
крепостей, и кормчие высоких скал, и сражающиеся
подозрительных засад, так торговцы и путешественники,
пастухи и пастыри должны были избегать Закхея.
Но этот (человек), дошедший до такой
степени неистовства в бессмысленном собирании денег,
хотя и желал видеть Иисуса, но не мог, потому что мешала
ему незначительность роста и бремя несправедливости.
Поэтому ныне, поскольку желал исправить находчивостью
ума малость роста своего, устремившись вперед, взобрался
на смоковницу и спрятался под кроной листвы, полагая,
что он видит, а его не видят, и думая, что он скрылся от
Знающего все. Точно так же и кровоточивая стала позади,
полагая, что она незаметно возьмет у Иисуса, Который
будто бы не замечает этого. Но та, находясь рядом,
прикоснулась к краю одежд Иисуса, а этот (человек),
будучи вдали, верой ухватился за Христа. Взобрался он на
древо, чтобы излечить зло Адама: тот древом введен в
заблуждение, когда избегает Бога, а этот, желая видеть
Бога, древом спасается. Потому что, услышав, что Тот
совершает многие и удивительные чудеса, что исцеляет не
только тела, но и души, освобождает души от грехов и
избавляет тела от страданий, захотел увидеть Того, Кто
все всем прощает, рассудив про себя: "Кто же тогда этот
Иисус, очищающий прокаженных, исцеляющий слепцов,
прощающий согрешения просящим? Каков Он видом, каков
наружностью? Знает ли он все? Испытует ли мысли
отсутствующих? Или только обнаруживает помыслы тех, кто
рядом с ним? Исследует ли Он как Бог намерения сердца
каждого человека? Но откуда мне знать это? Кто научит
меня этому? Кто? Опыт – учитель всех. Взойдя на дерево,
спрячусь под кроной ветвей. Спрячусь и узнаю, могу ли
быть спасенным. Если Он узнает движения души моей, я
убежден, что Он изгладил грех души моей. Итак, одно это
познаю для себя, что Он знает тайное помыслов. Если Он,
хотя и окружен толпой, увидит меня, скрывающегося, и не
только увидит, но и откроет страсть моей души, предпочту
все отвергнуть и одно найти. Желаю подражать Матфею,
потому что и он был мытарем, как и я, но Матфей не по
своему произволению приступил [к Нему], но после того
как призван был, послушался. Но едва только увидел Его и
посчитал одним из путешествующих, он по привычке
протянул руки и раскрыл свой бездонный кошель, устремясь
к добыче, и, желая взять налог с Христа, напротив того
сам от Него был обложен налогом не внешне, но отдав
целиком самого себя. Ведь, как только услышал он: Иди
вслед за Мной, приступил к призванию ревностным
желанием, устремившись быстро к Привлекающему. Итак,
если уж мытарей призывает и не только призывает, но и
оправдывает, не помешает и мне множество прежде
совершенных зол. Ибо если Елисей, бросив соль в питающий
источник, бесплодие его сделал плодородным, то, во
всяком случае, и Он Сам, благодатью как солью приправив
душу мою, возродит богатство добродетели".
И когда он помышлял об этом, Иисус
прииде на это место, воззрев рече ему: Закхее, потщався
слези (ср. Лк. 19, 5). Взошел на древо как мытарь, сошел
с дерева как боголюбец. Сошел с дерева на землю, чтобы
взойти через крест на небеса. Поднялся на дерево,
скрываясь от людей, взошел на крест, став угодным
ангелам. Потщався слези: днесь бо в дому твоем подобает
ми быти (Лк. 19, 5). О несказанная милость! О
неизреченное человеколюбие! Ибо где Христос гостит, там
все изменяется в лучшую сторону. Закхее, потщався слези,
днесь бо в дому твоем подобает ми быти. Что же сказать?
Дом мытаря сделался раем. Поскольку, что у разбойника,
то вижу и у Закхея. Сказал разбойнику: Днесь со Мною
будеши в рай (Лк. 23, 43), и, взяв его от древа, ввел в
рай. Сказал Закхею: днесь бо в дому твоем подобает ми
быти, и, взяв его, вошел в преддверие рая, соделав его
дом раем. И быстро слез и подбежал сын Авраама.
Но [все начали] роптать, рассуждая сами
в себе, что Он ко грешну мужу вниде (Лк. 19, 7). О
творцы осуждения и делатели беспечности! Вы кто,
праведники или грешники? Вы не самые ли худшие всех
людей? Как же у вас поселился Иисус? Как Он у вас
родился, вскармливался, рос, пил, ел? Что же, видя
множество своих ран, исследуете чужие согрешения? Иначе,
почему вы называете Христа иногда грешником, а иногда
праведником? Потому что, когда Он исцелил слепого от
рождения, вы назвали Его грешным, сказав: Даждъ славу
Богу; мы вемы, яко Человек Сей грешен есть (Ин. 9, 24),
потому что нарушает субботу. Теперь, когда Он взошел под
кров мытаря, открыто порицаете Его как праведника и как
того, кому не подобает есть вместе с грешниками.
Пискахом вам, и не плясасте; плакахом вам, и не рыдаете
(Мф. И, 17). Потому что, если и исцеляет слепца,
называете Его грешником. Если и ест с грешниками,
порицаете как Того, Кому не подобает есть вместе с
грешниками. Так что же? Неужели Ему не исцелять слепца в
субботу, чтобы не считаться грешником? Неужели не есть с
мытарями, чтобы казаться праведником? Но за то обвиняете
Его, что Он зашел к грешному человеку? И где должен
находится свет, как не во тьме? И свет во тме светится,
и тма его не объят (Ин. 1, 5). Куда должен идти врач? Не
должен ли устремиться к больным? Не требуют здравии
врача, но болящие (Мф. 9, 12). Куда должен явиться агнец
Божий? Не к мытарям ли и грешникам, чтобы, взяв бремя
их, привести? Напрасно ругаете, ибо исполнилось на вас
сказанное, что мытари и любодейцы варяют вы в Царствии
Божии (Мф. 21, 31). Фарисеи Став же Закхей рече ко
Господу: Се пол имения моего, Господи, дам нищим: и аще
кого чим обидех, возвращу четверицею (Лк. 19, 8). Потому
что, приняв [у себя] дома Тебя, заступление нищих, не
могу уже обижать нищих. Не боюсь уже собирания денег,
[найдя богатство бедности Твоей]. [Уже не желаю брать
налоги с чужих путешественников у врат, осуждая Бога в
образе человека получил прощение прежних зол.] Желаю
будучи богатым, постоянно пребывать нищим. Лиси язвины
имут, и птицы небесныя гнезда, а Ты не имеешь, где главы
подклонити (Мф. 8, 20). Пусть уйдут дворы и преддверия,
великолепие строений, блестящие и сияющие дома. Потому
что вместо всего этого я ищу неоскудеваемое богатство
Твоей бедности.
Но поскольку от множества сего мы не в
силах изъяснить богатство души Закхея, вознесем слово
богатому в добродетелях Отцу, ибо гостеприимство
сопутствуемо: добродетели гостеприимства означают
похвалу его, и наше утверждение, и венец Церкви, и честь
Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Амфилохий Иконийский, святитель
Перевод и вступительная статья
иеромонаха Вассиана (Змеева)
Азбука веры
***
Труды Амфилохия Иконийского:
- "Беседа о покаянии"
- "О правой вере"
- "Послание к Селевку о том, какия книги приемлются"
- "Слово второе на день Сретения Господня"
- "Беседа на преполовение, на расслабленнаго, и на то, чтоб не судить по лицу"
- "Слово первое на день Сретения Господня"
- "Слово на Великую Субботу"
- "Слово на воскрешение Лазаря"
- "Слово на день первомученика Стефана, или толкование на текст: Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия"
- "Слово на Рождество Великаго Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа"
- "Слово о жене-грешнице, помазавшей Господа миром, и о фарисее"
- "Слово о Закхее"
- "Слово о новопросвещенных, или на Воскресение Господа нашего Иисуса Христа"
- "Соборное послание"
|