Амфилохий Иконийский. О правой вере
Память: 23 ноября / 6 декабря
Святитель Амфилохий Иконийский -
богослов, писатель и проповедник конца IV века, обличал
ереси ариан и евномиан. Участвовал в деяниях Второго
Вселенского Собора (381) и возглавлял борьбу против
ереси Македония. Послания и слова святителя совершенная
форма изложения сочетается с глубоким апологетическим и
догматическим содержанием.
Святитель Амфилохий Иконийский. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь, 985 год
***
Итак, один Бог и Отец и
Вседержитель. И один Его истинный Сын, единородный Бог
Слово, соестественный, совечный, единосущный, равный
(Отцу), ничем не отличающийся от Отца, кроме того, что
Он не есть Отец единородного Сына; Бог истинный от Бога
истинного, Вседержитель от Вседержителя, Господь всех от
Господа всех, Свет от Света, Единый от Единого,
Совершенный от Совершенного, Всецелый от Всецелого,
бесстрастно и превечно рожденный от Ипостаси Отца, не
сотворенный; Которым все стоит (ср.: Кол.1:17); Кто есть
Сила творческая и сохраняющая; Которого царствию не
будет конца.
И один Дух Святой, соестественный,
совечный, единосущный, неизменяемый, равный (Отцу и
Сыну), ничем не отличающийся от Отца и Сына, кроме того,
что Он не есть Отец или Сын, ибо Он не рождает
Единородного и Сам не был рожден, но исшел, то есть
исшел от Отца. Он не рожден и не сотворен. Он существует
в Своей собственной Ипостаси. Он освящает, животворит,
совершенствует и умудряет всякую разумную природу,
видимую и умственную, и обновляет ее через Свое
Крещение, и сынами Божиими делает нас по Своему
милосердию. Ибо Он есть Бог истинный, говорящий через
пророков и апостолов; Он - ни слуга, ни служитель
(Божий), но помощник вместе с Богом, равный по действию
и Творец по естеству. Он творит благие (существа) и
совершает наравне с Отцом и Сыном; Своей Ипостасью Он
всегда везде присутствует и следит за всем.
Нет трех Богов - да не будет! - но один
(Бог) и один Господь. И не так, чтобы один был больше,
другой меньше. И (один Бог) не по Слову, но по одному
Божеству и согласию и царству. Вот что значит "один
Бог".
Таким же образом те триста восемнадцать
отцов, что созвали Собор в городе Никее, будучи
исполнены Божественной премудрости и совершенного
внимания, - по той причине, что у некоторых из них даже
члены тела были отсечены за Христа богоненавистниками,
когда они не отреклись от такого исповедания правой и
непорочной веры в то, что истинный Сын соестествен и
единосущен (Отцу) и что единородный Сын не есть тварь, -
изложили (догматы), обретенные ими через Божественного
Духа. Они заключаются в следующем: "Веруем во единого
Бога Отца, Вседержителя" и все прочее.
И когда он (т.е. Амфилохий) закончил
(чтение Никейского Символа веры), он сказал: Какая
точность! Ведь для них недостаточно было сказать
"Единородного Сына Божия, рожденного от Отца", но вместе
с этим они сказали: "то есть, из сущности Отца". Опять
же, сначала они сказали "сошедшего", а потом
"воплотившегося", чтобы всякому стало ясно, что не с
неба Господь наш принес плоть на землю, но от Девы и в
Деве и сверх-девственно. От Девы - потому что именно из
Нее Он воплотился; в Деве - потому что Сущий стал
человеком, не претерпев изменения, тогда как Дева родила
без того, чтобы Ее девство было разрушено;
сверх-девственно - потому что Он есть Бог и тайна сия
неизреченна. Аминь.
Амфилохий Иконийский, святитель
Перевод с сирийского: Иларион
Алфеев, иеромонах
Цитировано по:
Антология. Восточные Отцы и учители Церкви IV века.
Том II. Издательство МФТИ, 2000. -С. 408-409.
Святоотеческое наследие
***
Труды Амфилохия Иконийского:
- "Беседа о покаянии"
- "О правой вере"
- "Послание к Селевку о том, какия книги приемлются"
- "Слово второе на день Сретения Господня"
- "Беседа на преполовение, на расслабленнаго, и на то, чтоб не судить по лицу"
- "Слово первое на день Сретения Господня"
- "Слово на Великую Субботу"
- "Слово на воскрешение Лазаря"
- "Слово на день первомученика Стефана, или толкование на текст: Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия"
- "Слово на Рождество Великаго Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа"
- "Слово о жене-грешнице, помазавшей Господа миром, и о фарисее"
- "Слово о Закхее"
- "Слово о новопросвещенных, или на Воскресение Господа нашего Иисуса Христа"
- "Соборное послание"
|