Почему я против крещенских купаний
Четыре аргумента епископа Домодедовского
Евтихия против крещенских купаний.
Да, я против крещенских купаний. Почему?
Первое. Это неизбежный риск для
здоровья, совершаемый сознательно и добровольно. Риск,
который вступает в противоречие с Евангелием. Христос
отвечает искушающему диаволу: "Написано также: "не
искушай Господа Бога твоего" (Мф. 4:7).
Хочешь быть последователем Христа – не
рискуй ни жизнью, ни здоровьем тогда, когда для риска
нет высшей цели служения другим. (Известны случаи, когда
люди сильно простужались и даже умирали после такого
купанья.)
Противоречит Евангелию и ссылка на то,
что благодатная сила освящённой воды "не даст случиться
ничему плохому". Следовать подобному утверждению
равнозначно тому, чтобы требовать от Бога чуда. Что в
этом плохого?!
А вот что повествует Евангелие: "…И
требовали от Него знамения с неба, искушая Его. И Он,
глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует
знамения?.." (Мк. 8:11-12); "Но Он сказал им в ответ:
"Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения…" (Мф. 12:39;
16:4).
Томские городские крещенские купания в 2014 году на Белом озере
Второе. Купание в освящённой воде
противоречит благоговейному отношению к великой святыне.
Откройте "Настольную книгу для священноцерковнослужителей" С.В. Булгакова: "К
освящённой воде христиане с древних времен имеют великое
благоговение. Освященная вода называется в Православной
Церкви великою агиасмою (святынею). Эту святыню Церковь
употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает
пить её тем, кои не могут быть допущены до святого
причащения. Благочестивые христиане тоже издревле имеют
обычай в навечерие или в самый праздник Крещения
почерпать освящённую воду для своего домашнего
употребления и хранить её при святых иконах" (издание
1913 г., стр. 21).
Эта вода употребляется и для освящения
храмов, алтарей, святой чаши для причастия, святых икон
и пр. Для таинства крещения вода в купели освящается
другим образом и с соответствующими молитвами. Над
крещенской водой Богу молятся о "причащающихся
(благоговейно пьющих), кропящихся и мажущихся" святою
водою, но не о купающихся в святыне.
Для меня купание в "иордани"
ассоциируется с неприятными слухами о том, что якобы
где-то на молокозаводе баба купалась в цистерне с
молоком и с былями об особой категории людей,
принимающих ванны с шампанским; кстати, эта когорта
повсеместно участвует в крещенских купаниях, и их-то
можно понять: им и жизнь скучна, своей религией они
избирают дремучее суеверие и на святыню им плевать.
Третье. Крещенское купание – это
рассадник суеверия. Снова обратимся к С.В.Булгакову:
"Купаются в особенности те, которые на Святках
переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая
этому купанию очистительную силу от этих грехов" (стр.
24). Ему вторит и видный фольклорист XIX века
А.А.Коринфский, упоминая крещенские купания в перечне
прочих суеверий в книге "Народная Русь": "Купаются и те,
кто святошничал-рядился о Святках, – чтобы очиститься от
греховной скверны в освящённой воде; купаются и просто –
"для здоровья". Последнее, однако, далеко-таки не всегда
оправдывается на деле" (глава "Крещенские сказанья").
Чем же отвечает наш Символ Веры? "Верую
во едино крещение во оставление грехов".
Послушайте, почитайте, посмотрите в
Интернете: кто в основном купается, как к купанию
относятся, что хотят от купания получить и сравните это
с действительным содержанием Евангельского события, с
проповедническим материалом, посвящённым Богоявлению.
Общего не найдёте. А сколько таких людей, которые
самоудовлетворятся крещенским купанием, считая его за
самое действенное доказательство своей веры, но более и
пальцем не шевельнут, чтобы душу спасти, чтобы вырваться
из власти греха.
***
Читайте также по теме:
***
Четвёртое. Крещенские купания для
Русской Православной Церкви не традиционны, не основаны
ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом
наставлении. Отец архимандрит Иоанн (Маслов) на уроке
литургики в Московской духовной семинарии рассказывал
нам об одном батюшке, который нарочно "выранивал" крест
в прорубь, чтобы окунуться самому; нам он преподавал это
в качестве отрицательного примера. Зная многих глубоко
верующих людей с самого детства, я ни от одного из них
не слыхивал о крещенских купаниях!
Описав суеверный обычай крещенского
купания, С.В. Булгаков заключает: "Само собой
разумеется, что подобные описанным обычаи, как
нарушающие святость совершаемого торжества и
противоречащие духу истинного христианства, не могут
быть терпимы и должны быть уничтожены" (стр. 25).
Поэтому я категорически против крещенских купаний.
Евтихий, епископ Домодедовский
Православие.Ru - 20.01.2011.
|