"Курить - бесам кадить". Говорили ли отцы
Церкви что-нибудь о вреде курения?
О духовном и физическом вреде
табакокурения...
На статьи под рубрикой "Духовное
пространство Сибири" нередко приходят отклики читателей.
Часть этих откликов публикуется в разделе "Обратная связь",
другие нередко становятся поводом для последующих статей.
Причем подчас статей на такие темы, о которых журналисты и
не помышляли…
Жертвоприношение. Следующей жертвой можете стать вы!
Уважаемая редакция! Мне несколько раз приходилось слышать слова
"грех курения". Я согласен с тем, что курение само по себе -
дело нехорошее. Но почему это грех?
Курение не нарушает никаких заповедей
Божьих. О греховности курения ничего не говорится в
Священном Писании или в трудах Отцов Церкви. Курение не
приносит вреда другому человеку (при соблюдении элементарных
правил вежливости). Повторюсь: безусловно, курение очень
вредная привычка, но, наверное, все-таки неправильно
называть ее "грехом". Когда я поделился такими мыслями со
своим знакомым, он сказал, что в Библии вообще есть слова:
"курение радует сердце". Я проверил это по специальной
компьютерной программе "Цитата из Библии", и убедился, что
эта фраза действительно присутствует в книге Притчей (27:9)!
А. Ю. Воронцов, г. Бийск.
Вот такое письмо. Можно смело предположить,
что в обществе, где курят подавляющее большинство мужчин и
около половины женщин, с точкой зрения автора письма
согласятся многие. Тем более что эти же самые "многие" (по
данным социологических опросов) считают себя православными
христианами. И кому же хочется числить за собой "лишний"
грех? Тем более что в чем-то читатель вроде бы прав.
О вреде курения прямо в Священном Писании
действительно ничего не говорится. Табак в нашем мире
появился через много веков после создания Библии. Дата
"открытия" курения известна очень точно. "12 октября 1492
года экспедиция Христофора Колумба пристала к острову
Сан-Сальвадор, - писал епископ Варнава (Беляев). -
Мореплаватели были поражены невиданным зрелищем: краснокожие
жители острова выпускали клубы дыма изо рта и носа! Индейцы
справляли свой священный праздник, на котором курили особую
траву. Ее высушенный и свернутый лист, наподобие сегодняшней
сигары, назывался у них "табако", откуда и пошло нынешнее
название табака.
Туземцы курили "табако" до полного одурения.
В этом состоянии входили в общение с некими "демонами", а
потом рассказывали о том, что им говорил "Великий Дух".
Курение было частью ритуалов поклонения языческим богам
ацтеков, которым приносились, в числе прочих, и человеческие жертвы.
Моряки Колумба захватили таинственную траву
с собой в Европу. И очень быстро новое "удовольствие"
получило повсеместное распространение. Как писал епископ
Варнава: "И вот, при благосклонном участии и тайном
побуждении от бесов, по всей Европе и даже Азии началась
буквально повальная горячка табакокурения. Чего
правительство и духовенство ни делали, чтобы прекратить это
зло, - ничего не помогало!"
С курением пытались активно бороться не
только христиане, но и мусульмане. В 1625 году в Турции
Амурат IV казнил курильщиков, а отрубленные головы с
трубками во рту выставлял напоказ. В Персии шах Аббас
Великий велел в наказание за курение отрезать губы и носы, а
торговцев табаком сжигать вместе с их товаром. Даже во
всегда свободной Швейцарии в 1661 году аппенцельский
магистрат рассматривал торговлю табаком как грех,
равносильный убийству!
У нас на Руси курение вошло в обычай с Петра
I, который сам курил и даже осмеливался складывать
курительные трубки на манер архиерейских дикирия
(двухсвечника) и трикирия (трехсвечника) и "благословлял"
ими народ во время своих пьяных "ассамблей". Но это - Петр,
а до него царь Михаил Федорович в 1634 году велел "казнить
смертию курильщиков". Царь Алексей Михайлович в 1649 году
велел курильщикам "пороти ноздри и носы резати", а после
"ссылати в дальние города".
Об оценке святоотеческой духовной мысли
греха курения мы скажем позже, а пока отметим, что на самом
деле опосредованно о грехе курения в Священном Писании
все-таки говорится. Бог создал первых людей здоровыми и
проявлял заботу об их физическом и душевном совершенстве.
"Возлюби ближнего своего как самого себя", сказано в одной
из заповедей Христовых. Отсюда следует, что прежде, чем
возлюбить ближнего, следует "возлюбить себя". Возлюбить и
бережно относиться к тому дару жизни, который дан всем нам
от Бога. А какое уж тут "бережное отношение" к своему
здоровью курильщика, если всем известно, что табак содержит
более 30 вредных веществ. Самым опасным из них считается
алкалоид никотина. Среди курильщиков особенно много больных
бронхолегочными заболеваниями. А самым грозным последствием
курения является рак гортани и легких. Дело в том, что
табачный дым содержит канцерогены, вызывающие раковую
опухоль. Это бензопирен и его производные.
…Не случайно, как подсчитали эксперты,
каждую минуту в России от болезней, вызванных курением,
умирают три (!) человека…
Все, что дано человеку Богом, должно
использоваться во благо. Телесное здоровье - бесценный дар,
и каждое наше действие, причиняющее вред здоровью, -
настоящий грех перед Создателем. Многие святые учителя
Церкви указывают на это. Вот слова святителя Нектария
Эгинского: "Для того, чтобы человек блаженствовал и был
достоин своего призвания, необходимо, чтобы он был здоров и
телом и душей, потому что без благосостояния обоих не может
быть приобретено ни блаженство, ни дееспособность для
выполнения назначения. Человек должен заботиться об
укреплении, как тела, так и души, чтобы они были крепкими и
сильными".
***
Читайте также по теме:
***
"Разве вы не знаете, что вы храм Божий, -
говорил Апостол Павел, - и Дух Божий живет в вас? Если кто
разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят;
а этот храм - вы". У курильщика этот храм задымлен и
закопчен, и Христос в этот храм вселиться не может.
Человеческой природе курить не свойственно. Дышать воздухом,
есть, пить, спать - да. Но курить, отравляя свой организм
ядом, дышать зловонным дымом - это требование греха, а не
требование природы.
Медицина многое говорит об опасности курения
для телесного здоровья. Но ничего не упоминает о том, что
зловонный запах табака прикрывает запах духовного
разложения. Установлено, что негативные душевные состояния
приводят к изменению гормонального фона человека.
Образующиеся при стрессах и других внутренних конфликтах
химические вещества выводятся из организма, и эти выделения
имеют очень тяжелый запах. Употребление табака делает
невозможным распознание духовного состояния других людей на
самом глубоком биологическом уровне. Курение есть
распущенность не только тела, но и души. Это ложное
успокоение своих нервов. Многие курильщики ссылаются на
успокоение нервов после выкуренной сигареты, не сознавая,
что нервы - это плотское зеркало души. Такое успокоение -
самообман, мираж. Это наркотическое успокоение будет
источником мучений души. Сейчас, пока есть тело, это
"успокоение" надо регулярно возобновлять. А потом оно станет
источником адского мучения. Нужно помнить, что после смерти,
по разделению души от тела, страсти, проявлявшие себя в
телесной жизни, не оставляют душу человека. Не освободившись
от той или иной страсти, душа перенесет ее в иной мир, где
при отсутствии тела невозможно будет эту страсть
удовлетворить. Душа будет томиться и гореть непрестанной
жаждой греха и похоти. Ненасытный в еде будет мучиться после
своей смерти невозможностью набить брюхо. Пьяница будет
невероятно терзаться, не имея тела, которое можно успокоить
только алкоголем. Блудник будет испытывать такое же чувство.
Корыстолюбивый тоже, и курильщик - тоже. Если еще при жизни
курильщик не покурит несколько дней, то что он будет
испытывать? Страшное мучение, но мучение, смягченное другими
сторонами жизни. Но то два дня, а у умершего впереди
вечность. И вечное мучение…
Между тем армия курильщиков стремительно
молодеет. Возраст приобщения к курению в России снизился до
10 лет у мальчиков и до 12 у девочек. На детский организм
курение оказывает особенно пагубное воздействие. Кроме
прочего, у курящих подростков формируется комплекс
нервно-психических отклонений. В итоге страдают внимание,
память, сон, "скачет" настроение. Крайне разрушительно
сказывается курение подростков на репродуктивной функции. Не
случайно сегодня более 70 процентов мальчиков и девочек уже
к 15 годам имеют серьезные проблемы по этой "части".
Если же вернуться к "духовной составляющей"
вреда от курения, то следует остановиться на несвободе
курящего. Многие из курильщиков (особенно в зрелом возрасте)
хотели бы бросить курить. По данным социологов, расстаться с
вредной и греховной привычкой хотели бы 100 (!) процентов
курящих после 30 лет. Увы… У курильщиков развивается
никотиновый синдром. Эта та же зависимость, что и от
алкоголя и наркотиков, только менее разрушительная для
здоровья. Хотя, как сказать: рак легких, рак гортани -
аргумент вовсе не в пользу безобидности столь пагубного
пристрастия, как курение.
Нелишне будет упомянуть о том, что в новой
классификации болезней, вступившей в силу в 1999 году,
табачная зависимость официально признана недугом. А мы
добавим - греховным недугом. Курение - это потворство своим
прихотям, один из видов самоуслаждения. Не случайно, на Руси
уже давно существует присказка: "Курить - бесам кадить".
Когда человек курит, говорят православные
священники, его душа попадает в плен демоническим силам. И
он добавляет еще одно тяжелое звено к цепи рабских
привязанностей; воля его ослаблена, и за всеми оправданиями
курения слышится голос слабовольного человека. Федор
Достоевский в "Братьях Карамазовых" писал: "Спрашиваю я вас:
свободен ли такой человек? Я знал одного "борца за идею",
который сам рассказывал мне, что, когда лишили его в тюрьме
табаку, то он до того был измучен лишением сил, что чуть не
пошел и не предал свою "идею", чтобы только дали ему табаку.
А ведь этакой говорит: "за человечество бороться иду". Ну,
куда такой пойдет и на что он способен?"
Куришь? Осознай свой грех
Медицинская статистика подсчитала, что
каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь человека минимум
на семь минут. Вообще же курильщики в России живут на пять
лет меньше некурящих. Большая часть курящих это знает. И тем
не менее оставить греховную привычку никак не может. Вот что
писал о состоянии курильщика известный православный писатель
С. А. Нилус в первой части книги "На берегу Божьей реки".
"…7 июля 1909 г. Сегодня ночью со мной был
тяжелый приступ удушливого кашля. Поделом! - это все от
куренья, которого я не могу бросить, а курю я с третьего
класса гимназии и теперь так насквозь пропитан никотином,
что он уже стал, вероятно, составной частью моей крови.
Нужно чудо, чтобы вырвать меня из когтей этого порока, а
своей воли у меня на это не хватит. Пробовал бросать курить,
не курил дня по два, но результат был тот, что на меня
находила такая тоска и озлобление, что этот новый грех
становился горше старого. Отец Варсонофий запретил мне даже
делать подобные попытки, ограничив мою ежедневную порцию
куренья пятнадцатью папиросами. Прежде я курил без счета…"
"Придет ваш час, - сказал отец Варсонофий, -
и куренью настанет конец". "Надейся, не отчаивайся: в свое
время, Бог даст, бросишь", - по поводу того же куренья, от
которого я никак не мог отстать, сказал мне отец Иосиф. И
чудо, по слову обоих старцев, надо мною совершилось. И было это так.
Живем мы с подружием моим, женой моей
Богоданной, что называется, душа в душу, в полном смысле
Евангельского слова, так что мы не двое, а одна плоть.
Великая эта милость Божия, нам дарованная свыше, по глубокой
и убежденной нашей вере в Таинство Брака, к которому мы оба
в свое время приступили со страхом и трепетом. И вот, в июне
1910 года жена моя заболела какой-то странной болезнью,
которой ни фельдшер оптинский, ни приглашенный врач
определить не могли: утром почти здорова, а как вечер, так и
до 40 температура. И так неделя, и другая, и третья! Вижу,
тает на моих глазах моя радость, так, как восковая свечечка,
и вот-вот вспыхнет в последний раз и погаснет. И великой,
безмерной великою тоскою и скорбью исполнилось тогда мое
сиротеющее сердце, и пал я ниц пред иконой Божией Матери
Одигитрии Смоленской, что стояла в углу моего кабинета, и
плакал я перед Ней, и ужасался, и тосковал, и говорил Ей,
как живой: "Матушка Царица моя Преблагословенная Богородица!
Ты, верую, дала жену ангела моего, Ты же и сохрани мне ее, а
я Тебе за то обет даю не курить больше никогда. Обет даю, но
знаю, что своими силами исполнить его не смогу, а не
исполнять - грех великий, так Ты Сама мне помоги!" Так было
это часов около десяти вечера. Помолившись и несколько
успокоившись, подошел к постели жены. Спит, дыхание тихое,
ровное. Дотронулся до лба: лоб влажный, но не горячий -
крепко спит моя голубушка нежная. Слава Богу, слава
Пречистой! Наутро температура 36,5, вечером - 36,4 и через
день встала, как и не болела. А я забыл, что курил, как не
курил никогда, а курил я ровно тридцать лет и три года, и
весь организм мой был так пропитан проклятым табачищем, что
я без него жить не мог не только дня, но и минуты".
Во всей этой истории хотелось бы сделать
акцент не столько на произошедшее чудо, сколько на осознание
ее героем самого греха. Без такого осознания чудо было бы
невозможно. И отсюда следует первое правило для желающих
бросить пагубную привычку: надо осознать всю греховность
курения. Собственно, с такого шага начинается преодоление любого греха…
"Прежде чем закурить, помолись"
Теперь остановимся на том месте в письме
читателя, где он говорит, будто отцы церкви ничего не
говорили о вреде курения. Это совсем не так. Другое дело,
что следует знать - в Русской Православной церкви нет границ
святоотеческих наставлений. Дескать, до какого-то
относительно давнего времени - это святоотеческие
наставления, а наставления тех, кто, скажем, причислен к
сонму святых в последние годы, - это нечто недостаточно
авторитетное. В Русской Православной Церкви нет подобных
границ. Нынешние подвижники часто впитывают и развивают
наставления своих предшественников, и каждое слово всякого
святого подвижника самоценно. Вот только некоторые из
высказываний святых отцов о грехе курения.
"Человек извратил самые наслаждения
чувственные. Для обоняния и вкуса, и отчасти для самого
дыхания, он изобрел и воскуряет почти непрестанно острый и
пахучий дым, принося это как бы постоянное кадило демону,
живущему во плоти, заражает этим дымом воздух жилища своего
и воздух внешний, а прежде всего пропитывается этим
зловонием сам, - и вот вам постоянное огрубление своего
чувства и своего сердца поглощаемым постоянно дымом не может
не действовать ни на тонкость сердечного чувства, оно
сообщает ему плотяность, грубость, безчувственность".
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: "Табак
расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает
разум и разрушает здоровье медленной смертью.
Раздражительность и тоска - это следствие болезненности души
от табакокурения".
Преподобный Амвросий Оптинский: "В 1905 году
афонский старец Силуан провел несколько месяцев в России,
часто посещая монастыри. В одно из таких путешествий в
поезде он занял место напротив купца, который с дружеским
жестом раскрыл перед ним свой серебряный портсигар и
предложил ему сигарету.
Отец Силуан поблагодарил за предложение,
отказавшись взять сигарету. Тогда купец начал говорить: "Не
потому ли, батюшка, вы отказываетесь, что считаете это
грехом? Но курение помогает часто в деятельной жизни; хорошо
прервать напряжение в работе и отдохнуть несколько минут.
Удобно при курении вести деловую или дружескую беседу и
вообще в ходе жизни…" И дальше, пытаясь убедить отца Силуана
взять сигарету, он продолжал говорить в пользу курения.
Тогда все-таки отец Силуан решил сказать:
"Господин, прежде чем закурить сигарету, помолитесь, скажите
одно: "Отце наш". На это купец ответил: "Молиться, перед тем
как закурить, как-то не идет". Отец Силуан в ответ заметил:
"Итак, всякое дело, перед которым не идет несмущенная
молитва, лучше не делать".
Теперь о цитате из Библии из книги притчей
Соломоновых "курение радует сердце". Разумеется, речь идет
вовсе не о курении табака. Курениями в древние времена
называли сжигание ароматических веществ и благовонного
масла. Люди во все века любили благовония, и уже в древности
к жертвоприношениям добавлялись благовонные воскурения.
Ароматные растения и экзотические благовония высоко ценились
в религиозных обрядах. Они ценились на вес золота и серебра.
Так, царица Савская привезла Соломону в подарок
ароматические вещества. Благовония хранились в царской
сокровищнице. Именно о таком "курении" говорится в Библии.
Курение радует сердце, а сердечный совет друга - сладок, -
так полностью выглядит эта цитата из книги Притчей. Сегодня
"курением" в храме можно назвать каждение - когда священник
проходит по храму с кадилом, из которого воскуряется
благовоние ладана. "На Богослужении воскуряют ладаном, как и
рабам греха не изобрести своего рода курения? - говорил
святой Никодим Святогорец. - Первое приятно Богу, второе
должно быть приятно врагу Божию - дьяволу".
Церковь предупреждает: курение вредит вашей душе
Сегодня многие эксперты говорят о том, что в
последнее время мировой центр продаж сигарет все активнее
смещается в Россию. В США и в Западной Европе благодаря
предпринятым мерам число курящих ежегодно сокращается на
десятки миллионов человек.
Что это за меры? Запреты на курение в
общественных местах - в ресторанах, самолетах, на улице, в
клубах, офисах и т.д. Не меньший эффект приносит пропаганда
вреда курения. Плакаты о вреде табака размещены буквально
всюду. Плюс к этому табачные компании буквально завалили
судебными исками заболевшие вследствие курения. Суммы исков
составляют сотни миллионов долларов, и суды такие иски очень
часто удовлетворяют. Может быть, еще большее значение на
Западе имеет высокая цена на сигареты. Пачка сигарет в
Европе стоит минимум пять евро, то есть 160 - 180 рублей в
переводе на российский рубль. Будь такая ценовая политика в
России, очень многие бы задумались над тем, стоит ли пускать
такие деньги на дым.
В России совсем другое дело. В силу крайне небольших акцизов
сигареты у нас стоят совсем недорого. Они доступны всем и, к
сожалению, даже детям. В России мировые табачные компании
чувствуют себя по-хозяйски. Умело прибрав к рукам
практически все табачные фабрики страны (сейчас в России
действуют всего две (!) отечественные табачные компании),
зарубежные фирмы бросили огромные средства на рекламу
курения. Если практически повсюду в мире реклама сигарет
строжайше запрещена, то у нас рекламные щиты табачных
изделий сотнями "украшают" улицы едва ли не всех городов
страны. При этом грубо и повсеместно (в том числе в
Новосибирске, Томске, Кемерово, Барнауле) нарушается
российское рекламное законодательство. При помощи нехитрых
уловок надпись о том, что курение вредно для здоровья,
занимает, куда меньшую часть рекламных щитов, нежели
предусматривает закон. Делается это очень просто. Процент
площади высчитывается по отведенной для подобной надписи
полосе, в то время как сама предупреждающая надпись гораздо меньше.
Одновременно зарубежные табачные компании
всячески пытаются создать себе в России имидж фирм, крайне
озабоченных негативным влиянием курения на здоровье. За
рубежом это невозможно по законам. Там табачным компаниям
законодательно запрещено участвовать в благотворительных
акциях, спонсировании спортивных и всяческих других мероприятий.
…В Лос-Анджелесе на бульваре Санта-Моника
установлено табло, отсчитывающее количество умерших от
пристрастия к сигаретам. В России пока такого табло ни в
одном городе еще нет…
Неудивительно, что подобное положение
вызвало серьезную критику со стороны и российских
общественных организаций, и представителей власти. В
частности, предлагают привести в соответствие с западными
стандартами надписи на сигаретных пачках, предупреждающие об
опасности курения. Прежде всего предлагается сделать эту
надпись (как и за рубежом!) не неким малозаметным размером,
а в половину табачной пачки. И вот тут есть смысл вернуться
к тому, с чего мы начали, к тому, что курение не просто
вредит здоровью, но является серьезным грехом.
Предупреждающие надписи на сигаретных пачках
могут быть самого разного содержания. За рубежом такие
надписи предупреждают потенциальных покупателей о том, что
курение чревато онкологическими заболеваниями. О том, что
курение чрезвычайно вредно для беременных женщин. О том, что
для молодежи курение часто оборачивается импотенцией.
Думается, что Русская Православная Церковь всячески
поддержит предложение газеты "Честное слово" о том, чтобы
одна из надписей гласила: "Русская Православная Церковь
предупреждает: курение - это грех". Формулировка подобного
предупреждения может уточняться, но то, что она уместна (и
необходима!), сомнений не вызывает.
С одной стороны, голос Церкви сегодня для
многих весьма весом, с другой - совсем немногие (особенно
среди молодежи) осведомлены о том, как (и почему),
Православная Церковь относится к курению табака. И подобное
предупреждение, вне всяких сомнений, принесет свои
положительные плоды.
Александр Оконишников
Честное слово – 01.11.2006.
Молитва от страсти курения преподобному Амвросию Оптинскому
Преподобный отче Амвросие, ты, имея
дерзновение пред Господом, умоли Великодаровитого Владыку
подать мне скорую помощь в борьбе с нечистой страстью.
Господи! Молитвами угодника Твоего,
Преподобного Амвросия, отчисти мои уста, оцеломудри сердце и
насыти его благоуханием Духа Твоего Святого, да отбежит от
мене далече злая табачная страсть, туда, откуда пришла, во
чрево адово.
|