Что значит
злоречие и сквернословие? Или о парадоксах русского мата
Сколько копий сломано в общественной
полемике о допустимости или недопустимости матерных слов
в книгах, СМИ, кинофильмах! Недавно полемика вспыхнула
снова, после публикации, где совсем не маргинальный
человек,
женщина (!) советует учить своих детей
"правильному", скажем так сущностному "интеллигентскому"
мату в противовес примитивному неограниченно
используемому сквернословию социальных низов.
Что говорит слово Божие?
Оно, увы, неутешительно ни для
матерящихся маргиналов, ни для интеллигентов –
сквернословы и злоговорящие наравне с убийцами людей
окажутся в аду:
"Итак, хранитесь от бесполезного ропота
и берегитесь от злоречия языка, ибо и тайное слово не
пройдет даром, а клевещущие уста убивают душу" (Прем.
Сол.1:11).
"…ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы,
ни
злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют"
(1Кор.6:10).
Сквернословие - это признак
неблагодарности Богу и безверия: "И как они не
заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог
превратному уму - делать непотребства, так что они
исполнены всякой неправды, блуда, лукавства,
корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства,
распрей, обмана, злонравия, злоречивы,
клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы,
горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,
безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы,
немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие
такие дела достойны смерти; однако не только их делают,
но и делающих одобряют (Рим. 1:28-32)
Апостол Павел даже запрещает общаться со
злоречивыми христианами: "Но я писал вам не сообщаться с
тем, кто, называясь братом, остается блудником, или
лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым,
или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть
вместе. Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли
вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните
развращенного из среды вас" (1 Кор. 5:11-13)
Сквернословие, как мы видим из
Священного Писания, является проявлением злобности,
которая никак не совместима с любовью к ближнему
"Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца;
а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни
вечной, в нем пребывающей" (1Иоан.3:15), и поэтому не
должно быть у христиан:
"Всякое раздражение и ярость, и гнев, и
крик, и злоречие со всякою злобою да будут
удалены от вас" (Еф.4:31).
"А теперь вы отложите все: гнев,
ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших"
(Кол.3:8).
Что такое злоречие?
Но что же такое злоречие и
сквернословие? Не все тут однозначно. Чтение книги Бытия
позволяет мне предположить, что первый язык людей,
праязык, из которого потом вышли праязыки народов не мог
в принципе содержать неких специальных злых, мерзких
слов.
Изучим этимологические словари.
Изначальный и первый смысл
слова "злоречие" - "сплетни". Д. Ушаков в своем толковом
словаре указывает, что злоречие – "склонность, привычка
говорить дурно, зло о других". Одно из значений слова
"зло" в церковно-славянском языке – "грех". Получается "грехоглаголание"
(Полный церковнославянский словарь / сост. священник
магистр Г. Дьяченко).
Таким образом, Господь через апостола
запрещает сплетни, рассказывать о реальных чужих грехах,
неприглядные и тайные стороны их жизни – вот, что и есть
злоречие.
Сплетни (они же и и есть злоречие)
нужно отличать от клеветы (лжесвидетельства), когда о
человеке сообщается неправда.
В упомянутом послание к Колоссянам
злоречие и сквернословие отделены друг от друга, т.е.
апостол не смешивает два этих понятия - сплетни
(злоречие) и сквернословие. "А теперь вы отложите
все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст
ваших" (Кол.3:8).
Примечательно, что в Писании слова
"сплетня (-и)" нет.
То, что злоречие (оно же злословие) –
это не только худая придуманная сплетня, не некое оскорбление, а правда о грехах человека,
выставляемая при всех, доказывает вот эта ситуация:
"Когда дошел царь Давид до Бахурима, вот
вышел оттуда человек из рода дома Саулова, по имени
Семей, сын Геры; он шел и злословил, и бросал камнями на
Давида и на всех рабов царя Давида; все же люди и все
храбрые были по правую и по левую сторону [царя]. Так
говорил Семей, злословя его: уходи, уходи, убийца и
беззаконник! Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо которого ты воцарился, и предал Господь
царство в руки Авессалома, сына твоего; и вот, ты в
беде, ибо ты – кровопийца" (2 Цар. 16:5-8).
Формально Семей говорил правду! На
Давиде было много убийств и врагов, и одноплеменников, и
некоторые были весьма мерзкие, как-то устройство смерти
в битве Урии для того, чтобы покрыть беременность
Вирсавии от Давида.
"И сказал Авесса, сын Саруин, царю:
зачем злословит этот мертвый пес господина моего
царя? пойду я и сниму с него голову. И сказал царь: что
мне и вам, сыны Саруины? [оставьте его,] пусть он
злословит, ибо Господь повелел ему злословить
Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь? (2
Цар. 16:9-10).
Эти слова Семея Писание не называет клеветой, ни сквернословием, а
злоречием.
Апостол Павел указывает в вышеупомянутом
контексте, что религиозные диспуты, полемика, могут
породить злоречие (обвинения во неких грехах) и лукавые
(лживые) подозрения:
"Кто учит иному и не следует здравым
словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о
благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен
страстью к состязаниям и словопрениям, от которых
происходят зависть, распри, злоречия, лукавые
подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного
ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие
служит для прибытка. Удаляйся от таких" (1 Тим. 6:3-4).
Но…"Согрешающих обличай перед всеми,
чтобы и прочие страх имели" (1Тим.5:20). Как все сложно…
Что такое сквернословие?
Толковый словарь Д. Ушакова:
"Сквернословие, сквернословия, мн. нет, ср. Речь,
наполненная неприличными выражениями, непристойными
словами, брань".
Но и тут все не так просто.
Вот так Господь через пророка Исаию
обличает тогдашних священников и начальников:
"Стражи их слепы все и невежды: все они
немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа,
любящие спать. И это псы, жадные душею, не знающие
сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят
на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть;
приходите, говорят, я достану вина, и мы напьемся сикеры;
и завтра то же будет, что сегодня, да еще и больше" (Ис.
56:10-12).
Кроткий Господь указывал нам на то, что
есть люди подобные псам и свиньям: "Не давайте святыни
псам и не бросайте жемчуга вашего перед
свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и,
обратившись, не растерзали вас" (Мф.7:6). Блаженный
Феофилакт Болгарский толкует, что под псами понимаются
люди неверующие, а свиньями – верующие, но живущие
нечистой жизнью. Замечу, что для иудея эпитет "свинья" -
это большое оскорбление.
Собакой косвенно обозвал Господь женщину
хананеянку (мать одиночку, у которой, между прочим,
больная, бесноватая дочь): "Он же сказал в ответ:
нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам"
(Матф.15:26)
Вот и апостол любви Иоанн твердит о
псах, которые будут вне Небесного Иерусалима: "А вне -
псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и
идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду"
(Откр.22:15).
Вот так припечатал пророк Иоанн
израильскую элиту: "Увидев же Иоанн многих фарисеев и
саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им:
порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от
будущего гнева?" (Мф.3:7)
Вот уже Господь обзывает еврейскую элиту
змеиным отродьем: "Порождения ехиднины! как вы
можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка
сердца говорят уста" (Мф.12:34).
Как все это согласуется со словами
апостола Павла: "Никакое гнилое слово да не исходит
из уст ваших, а только доброе для назидания в
вере, дабы оно доставляло благодать слушающим"
(Еф.4:29).
Когда фарисеи слушали из уст пророка
Иоанна и Господа "порождения ехидны" (змеёныши),
получили ли они благодать от слышания от доброго слова?
Дальше читаем: "Берегитесь лжепророков,
которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть
волки хищные" (Мф.7:15).
"Ибо я знаю, что, по отшествии моем,
войдут к вам лютые волки, не щадящие стада"
(Деян.20:29), кстати, лютыми волками Бог назвал наших
православных... епископов и священников. Больше в Священном
Писание лютыми (бешенными, злобными, немилосердными)
волками никто не назван, даже язычники и еретики.
И апостол Петр обзывает определенную
категорию людей тошнотворными псами: "Но с ними
случается по верной пословице: пес возвращается на
свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в
грязи" (2Пет.2:22).
Итак, что же такое сквернословие?
Наперво нужно сказать, что им не
является точно. Я не не разделяю ставшее уже
общецерковным духовное безумие, по которому называние
вещей и людей своими правдивыми именами сейчас
почитается за "недопустимое осуждение". Называть
блудницу – блудницей, вора – вором, убийцу – убийцей все
это по логике наших пастырей уже есть "осуждение".
Блаженный Феофилакт Болгарский
(Толкование на Евангелие от Матфея) писал: "Пророки
посылались к какому-нибудь одному народу, вы же - соль
для всей земли, исправляющая беспутных учением и
обличениями, дабы они не порождали непрестанно червей.
Почему не оставляете горьких обличений, хотя бы
ненавидели и преследовали вас.
Если я блудника назову блудником – это
якобы осуждение, то, что же тогда обличение?
"Ты блудишь" - это, "правильное"
обличение по кривой логике современных неосужденцев, а
сказать "ты блудник" - это уже осудить человека. Уф...
В голове людей не укладывается то, что
суд состоит из двух важных частей – исследование вины и
вынесение приговора за преступление. Так вот, признание
виновным в совершение преступления - это и есть
обличение. И после обличения человеку определятся наказание (например, гореть тебе в аду, без
упоминания условий - "если": если не
покаешься, не
перестанешь воровать, блудить, делать аборты)) - то это
уже становиться полноценным судом.
Если я блудницу назову блудницей – это
сквернословие? Проституткой? Это будет сквернословие?
Шалавой? А если похотливой сукой? Речь идет о реальной
блуднице. Где граница, когда правда и правдивый образ
переходит в сквернословие? Почему нерадивого
священника-пьяницу можно назвать псом, а блудницу,
проститутку нельзя назвать "похотливой сукой"? Почему женщину-идолопоклоницу, мать одиночку с больным ребенком
можно назвать собакой (по контексту "сукой", а
современную блудницу "похотливой сукой" – это уже
сквернословие?
Приходилось слышать от православной
братии, что, мол, матерные слова – это сатанинские
слова, и то, что их занесли на "Святую Русь"
татар-монголы.
Но… монголы не были сатанистами.
Во-вторых, у сатаны не было своего языка, он, тварное
существо, говорил языком и понятиями, которые дал ему
Творец. Я не филолог и не лингвист, но отказываюсь
верить, что наши пародители намеренно насочиняли особые
мерзкие слова или их этим словам научил сатана.
Читаю Википедию (Можно ли ей доверять?
Если, что - поправьте): Согласно академическому
"Этимологическому словарю славянских языков.
Праславянский лексический фонд" (Вып. 8. М.,1981) под
ред. О.Н.Трубачёва, слово на букву "х" является
однокоренным слову "хвоя". О как! Чередование "в" +
гласная/"у" аналогично чередованию в словах вязать/узы,
на-вык/на-ука. По мнению слависта Геннадия Ковалёва, это
слово имеет общеславянский корень *XŪ, что означало
"отросток", "побег". От этого же корня произошли слова
"хвоя", "хвост" и другие.
То есть изначально это было самое, что
ни на есть обычное слово – "отросток". И почему оно
вдруг стало сквернословием? А вот половой уд, половой
член – это не сквернословие? Древнеславянское слово
"отросток" - может быть мерзким и сатанинским?
А современное "непотребное" слово, куда
мужское уд влагают, читаю, происходит от праиндоевропейского *pisd-eH₂ -
- "вульва", ср. лит. piza с той же семантикой. Опять
никакого сатанизма…
В своей сути мат (сквернословие) не есть молитва
сатане и тем более оскорбление Богородицы, и он не
придуман татар-монголами. Они, как язычники с уважением
относились к богам других народов (а то могут и пакость
устроить боги побежденных народов)
И так любимое мною сущностное слово
"блядь", с чего это оно стало непотребным? Преподобный
Максим Грек им выражался в своих обличительных письмах,
а почему я теперь не могу?
Только потому, что Роспотребнадзор
решил, что это слово стало исключительно матерным?
В послании к Тимофею на
церковно-славянском некоторые вдовы названы "блядивыми"
- т.е. болтливыми. В Синодальном Переводе это выглядит
так: "притом же они, будучи праздны, приучаются ходить
по домам и бывают не только праздны, но и болтливы,
любопытны, и говорят, чего не должно" (1Тим.5:13)
Слово "блядь" присутствует в Священном
Писании! Разве оно может быть скверным для христианина
и сейчас и потом? В Слове Божием мерзости нет!
Слово "блядь" использовалось и в
славянском тексте Библии, и в церковно-богослужебных
текстах Русской Православной Церкви (см. "Полный
церковнославянский словарь", составитель священник
магистр Григорий Дьяченко). Из словарной статьи "Бля":
"Блядивый - 1) болтливый (1 Тим. 5,13);
2) лживый, обманчивый, лжец, пустослов, враль".
"Блядословие, блядство - 1) болтливость,
пустословие; 2) словопрение".
"Блядь - 1) обман, заблуждение; 2)
пустословие, пустяки (Остр. ев. Лук.24,11); 3) выдумка;
4) разврат, прелюбодеяние".
"Блясти - 1) заблуждаться; 2)
пустословить; 3) прелюбодействовать".
Почему наше общество допускает
употребление выражения "имел я тебя", а слово от праиндоевропейского *iebh- (значение "совокупляться" по
или "вступать, вторгаться") – это уже попрание
общественной морали?
Вот некий священник С. Стольников,
настоятель церкви Казанской Божией Матери пишет:
Академик Д.С. Лихачёв, отбывая в
молодости срок на Соловках, создал научный труд, в
котором подверг филологическому анализу воровскую речь и
пришел к интересным выводам. Сквернословие не является в
подлинном смысле человеческим языком. Эти "слова"
воздействуют не на интеллект человека, а на чувственную
часть души, т.е. подобны сигналам, которыми пользуются
животные. Из этого можно заключить, что не только
употреблять в своей речи, но даже слушать сквернословие
вредно, т.к. можно "испортить вкус" к нормальному
человеческому слову
[Азбука веры].
Внимательно прочитал достаточно большой
труд Д.С. Лихачева: Черты первобытного примитивизма
воровской речи // Язык и мышление. - М.; Л., 1935. - Т.
3–4. - С. 47–100.
Как священник С. Стольников умудрился
сделать такой вывод? Про сигналы животных, и что мат
слушать вредно? Именно слушать и именно вредно? Там
этого нет у Лихачева.
Евангельское табу
"А Я говорю вам, что всякий, гневающийся
на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет
брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет:
"безумный", подлежит геенне огненной" (Мф.5:22).
Эти слова, во-первых, указывают нас на
то, что не всякий гнев на человеков есть осудительный.
Вот, что пишет Феофилакт Болгарский:
"Тот, кто гневается на брата своего напрасно, будет
осужден, но если кто гневается по разумным основаниям, в
целях воспитания или по духовной ревности, тот не будет
осужден. И Павел гневные слова говорит Елиме-волхву и
первосвященнику, но не напрасно, а в силу ревности.
Напрасно гневаемся мы в том случае, если гневаемся из-за
имения или славы".
Недопустимо гневаться напрасно, необоснованно, просто
так, по эмоциональности. Эмоциональность, кстати, очень
характерна, для народов Палестины. В России после таких
воплей началась бы драка, а там, орут, орут, но никто не
дерется.
В другом месте блаженный Феофилакт
замечает: "Кроткие же - это не те, которые совершенно не
гневаются (ибо таковые лишены разума), а те, которые
имеют гнев, но воздерживаются, гневаясь тогда, когда
нужно". Т.е. отсутствие гнева - это признак
безумия!
Господом нам табуированы два слова
"безумный" и "рака". Блаженный Феофилакт
Болгарский указывает, что слово "рака" означает
выказывания пренебрежения и презрения:
"Под "синедрионом" разумеется еврейское
судилище, а "рака" тождественно со словом "ты". Мы имеем
обыкновение говорить человеку, которого презираем: "поди
ты"; а поэтому Господь побуждает нас не оставлять без
внимания и такого маловажного выражения и поощряет нас
уважать других. Некоторые говорят, что "рака" в переводе
с сирского значит "презренный". Итак, если кто будет
бесчестить своего брата, называя его презренным, то тот
подпадет собору апостолов, когда они сядут судить
двенадцать колен".
Вот толкование на счет слова "безумный":
"Многие говорят и думают, что это - тяжелый и суровый
приговор, но нет. Разве тот, кто лишает брата разума и
смысла, лишает того, чем мы отличаемся от животных,
разве он не достоин геенны? Кто поносит и бесчестит, тот
разрушает любовь, а когда любовь разрушена, уничтожаются
добродетели, сильные только при существовании любви.
Итак, каждый, кто бесчестит, разрушая все добродетели,
тем самым разрушает любовь и поэтому справедливо
удостаивается огня".
Слово "безумный" не является адекватным
синонимом слова "глупый" и к так распространенному в
русском языке слову "дурак", которым в быту мы называем
в первую очередь глупых, безрассудных людей, делающие непродуманные поступки, но не безумных.
Словарь Даля: "Дурак м. дура ж. глупый
человек, тупица, тупой, непонятливый, безрассудный. ||
Малоумный, безумный, юродивый. || Шут, промышляющий
дурью, шутовством".
В словаре библейских слов, приводимом в
конце Библии, указывается, что "рака" - арамейское
бранное слово, означающее "пустой", "безмозглый".
Библейский словарь Брокгауза:
Рака (арам. "глупец"), оскорбление,
по-видимому, распростр. в новозаветную эпоху. Иисус
предупреждает, что употребивший это слово по отношению к
брату своему (единоверцу), подлежит суду синедриона
(высшего религ. суда), а назвавший брата своего безумным
(см. Безумный), - геенне огненной (Мф 5:2). Суду
подлежит и тот, кто гневается на своего брата напрасно.
В рукописях Мертвого моря (см. Рукописи Мертвого моря)
имеется несколько примечат. параллелей к этим
высказываниям Иисуса. В Кумранской общине было известно
проклятие, к-рым "все мужи жребия Велиара" подлежали
преданию суду "во тьме вечного огня", суду, к-рый
исполняли "все вершащие возмездие" или "платящие
воздаяние", т.е. ангелы-губители или сам Велиар. В одной
из Кумранских рукописей говорится, что совет общины
"должен воздать безбожникам за их дела". Это дает
основание предположить, что греч. слово синедрион в Мф
5:22 не обязательно должно относиться к иуд. высшему совету
см. Синедриону; на это же указывает и то обстоятельство, что
в сир. переводе НЗ в этом месте говорится не о "совете",
а о "церкви", кр. того, в посланиях Игнатия слово
синедрион обозначает, во-первых, круг апостолов, а
во-вторых, старейшин (пресвитеров) церкви. Т.о., Иисус,
говоря о наказании провинившегося синедрионом, видимо,
мог иметь в виду действие, которое Павел называет
"преданием сатане" (1Кор 5:3-5; 1Тим 1:20).
Вероятно, "рака" и "безумный" - слова
синонимы (хотел бы я, чтобы меня поправили филологи), и все выражение
Господа - это экспрессивное усиление запрета
унижения человека: а иначе как понимать, странную
несправедливость наказания: за бранное слово "рака" -
синедрион, за слово "безумный" - уже геенна.
Но если принять внимание толкование Брокгауза, но все
понятно - за "рака" - предать сатане, за "безумный" -
геенна.
Однако сам Господь и опять же для
обозначения еврейской элиты слово "безумный"
использовал, причем неоднократно и с восклицанием для
усиления эмоциональность обличения:
"Горе вам, вожди слепые, которые
говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если
кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и
слепые! что больше: золото, или храм, освящающий
золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то
ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то
повинен. Безумные и слепые! что больше: дар, или
жертвенник, освящающий дар?" (Мф.23:17-19)
Или вот еще: "Но Бог сказал ему:
безумный!" (Лк.12:20)
Как видим из слов апостола Петра, Слово
Божие не отрицает наличие безумных и невежественных
людей: "ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая
добро, заграждали уста невежеству безумных людей"
(1Пет.2:15).
Не является табуированным Писании слово
глупый, глупец. Притчи полны обличения поведения глупых.
"Сын мудрый радует отца, а сын глупый -
огорчение для его матери" (Прит.10:1 ).
"Глупый будет рабом мудрого сердцем"
(Прит.11:29).
"Глупый верит всякому слову,
благоразумный же внимателен к путям своим" (Прит.14:15).
"Глупый сын - досада отцу своему и
огорчение для матери своей" (Прит.17:25 ).
"Как пес возвращается на блевотину свою,
так глупый повторяет глупость свою" (Прит.26:11).
***
Как видите, провести однозначную черту,
когда слово начинает превращаться из обличительного в
оскорбительное, сквернословное, матерщинное нельзя.
Обличение или оскорбление от употребления слова
определяет контекст разговора. Если употребляется
слово "пес" с целью обличения, как образ животного
греха, нечистоты (кстати, читал, что для иудеев собаки –
нечистые животные, как и свиньи) – это не может быть
оскорблением (желательно со сводными словосочетаниями
"ты ведешь себя как", "твое поведение подобно"). Если же
цель употребление слова именно унижение или мимолетное
обзывание – то это уже превращается в сквернословие.
По моему мнению, куда худшим
сквернословием, является то, что весьма распространено в
семейном быту и вообще в общении людей, никак не
осуждается, по факту является нормой общения:
А вчера я сыном был
Мне сказала мама: "Сын,
Ты не сын, а просто свин.
Клей разлил вчера на брюки,
Перемазал краской руки.
Уронил большое блюдо
И толкнул сестрёнку Люду.
Ты медведь и крокодил!…"
А вчера я сыном был.
Что я?
Молча вздыхаю,
Я мальчик опять.
Только надолго ль
Хотел бы я знать.
Мать говорит
На кого он похож?
Волосы дыбом
Не мальчик, а ёж.
Взял и запел я,
Тут бабушка вдруг
-Да замолчи ты,
Горластый петух!
Всех птиц и зверей
Принялся вспоминать.
Кем буду я завтра?
Хотел бы я знать.
Сел я спокойно
Я мальчик опять.
Только надолго ль
Хотел бы я знать?
К стене отвернулся
И дуюсь молчком.
Того и гляди
Обзовут индюком.
Стоило локтем
Сестрёнку задеть.
Крикнул отец
- Неуклюжий медведь!
Вот я в постели
Я мальчик опять.
Только надолго ль
Хотел бы я знать?
Вот я причёсан,
Я мальчик опять.
Только на долго ль
Хотел бы я знать?
Спать я сегодня
Не сразу пошёл.
Дед рассердился
- Упрямый козёл (Стихи Овсея Дриза).
***
Читайте также по теме:
***
Кто в каком слове упражняется...
Есть тип матерщины, которая не
произноситься с целью унижения кого-либо, она является
наполнением речи человека. О ее вреде лучше всего сказал
святой Петр Дамаскина: "Кто в каком слове упражняется,
тот получает
свойство того слова, хотя этого и не видят
неопытные, как видят имеющие духовную опытность".
Сколько у нас людей в России со свойствами
полового члена и вагины?!
Озабоченные свинопасы и крысеныши
Не безынтересна этимология так
распространенного слова "пацан". Однозначно можно сказать,
что это слово появилось в русском языке начале XX века,
возможно, в послереволюционные годы. Слово это
украинского происхождения и имеет несколько значений.
Историко-этимологический словарь
современного русского языка говорит нам: "Корень в этом
слове, вероятно, междометно-звукоподражательного
характера.
Cр. укр. "паць" и "паць-паць"
- межд.,
возглас которым подзывают свиней". Возможно, это слово в
начале означало "свинопас", "пастух", "пастушок",
"мальчик на побегушках" или просто "малый".
Интересно что в толковом словаре Даля
слово "пац" означает большую, откормленную крысу.
Бытует мнение, что слово "пацан",
имеющее хождение в самых разных слоях населения,
произошло от слова еврейского матерного слова "поц" -
половой член. "Возможно такая этимология имеет корни в
одесском регионе, где слово до сих пор используется с
уничижительным оттенком. Там пацаном первоначально
называли подростка, пытающегося приобщиться к половой
жизни в компании более взрослых и опытных парней".
Мать твою...
Есть категория мата, отличающаяся
особенной мерзостью и несущее проклятие, говорящему -
это мат с прямым или косвенным оскорблением отца и
матери:
"Проклят злословящий отца своего или
матерь свою! И весь народ скажет: аминь" (Втор.27:16).
"Ибо Моисей сказал: почитай отца своего
и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да
умрет" (Мк.7:10 ).
"Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать;
и: злословящий отца или мать смертью да умрет"
(Мф.15:4).
Если кто-то оскорбляет чужую мать или
отца - таков человек также проклят, находится вне
спасения - это будущий обитатель ада.
Слово Божие не запрещает нам справедливо
думать о людях худо
Слово Божие не запрещает нам справедливо
думать о людях худо, Господь даже требует умения
различать добрых и худых людей:
"Не давайте святыни псам и не
бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они
не попрали его ногами своими и, обратившись, не
растерзали вас" (Мф.7:6).
Апостол Павел обличал современных ему
язычников:
"И как они не заботились иметь Бога в
разуме, то предал их Бог превратному уму - делать
непотребства, так что они исполнены всякой неправды,
блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены
зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,
злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики,
самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны
родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны,
непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий,
что делающие такие дела достойны смерти; однако не
только их делают, но и делающих одобряют" (Рим. 1:28-32).
Из другого послания апостола читаем, что
и мы, современные люди ни чуть не лучше:
"Знай же, что в последние дни наступят
времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы,
горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны,
неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны,
клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,
предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели
боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его
отрекшиеся. Таковых удаляйся" (2Тим. 3:1-4).
И уже конечно Бог не запрещает нам
обличать, наоборот это является нашей обязанностью:
- "…и не участвуйте в бесплодных
делах тьмы, но и обличайте" (Еф.5:11);
- "Согрешающих обличай перед всеми,
чтобы и прочие страх имели" (1Тим.5:20).
- "а других страхом спасайте, исторгая
из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже
одеждою, которая осквернена плотью" (Иуд.1:23) – тут
говориться даже о брезгливости ко всему, что
соприкасалось с людьми греха.
Проклятие людей для христиан - абсолютно
недопустимо
Но есть слова, которые христианину, без
всяких оговорок нельзя произносить к кому-либо. Это
слова проклятья человека:
"…а язык укротить никто из людей не
может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного
яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем
человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст
исходит благословение и проклятие: не должно, братия
мои, сему так быть (Иак. 3:8-10).
То, что проклятие даже врагов является
худым поведением, не достойным праведника, известно было
до Откровения Моисею, вот что говорил праведный Иов:
"Радовался ли я погибели врага моего и
торжествовал ли, когда несчастье постигало его? Не
позволял я устам моим грешить проклятием души его"
(Иов.31:30)
Позже Моисеем недопустимость проклятия
своих собратьев введено в закон: "Если кто согрешит тем,
что слышал голос проклятия и был свидетелем, или видел,
или знал, но не объявил, то он понесет на себе грех"
(Лев.5:1).
Не нужно думать, что проклятие как удар
мечом при произнесении обязательно наносит рану: "Как
воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так
незаслуженное проклятие не сбудется" (Прит.26:2).
Христианам же, которые являются детьми Бога,
и поэтому находятся под Его защитой, так велено
реагировать на проклятие и любое злодействие против нас:
"А Я говорю вам: любите врагов ваших,
благословляйте проклинающих вас, благотворите
ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих
вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он
повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и
посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы
будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же
ли делают и мытари? И если вы приветствуете только
братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли
поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как
совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:44-48).
Максим Степаненко, сотрудник
Миссионерского отдела Томской епархии
Русской Православной Церкви
"На злобу дня" -
07.07.2015.
Читайте другие публикации раздела "На злобу дня"
|