Наше пьяное прошлое
Не раз мне доводилось слышать от
различных общественных, политических и религиозных
деятелей о том, что Русь в прошлом была трезвлена, и
только в последнее время народ наш начал спиваться и
деградировать.
Сократ мне друг, но истина дороже
На миссионерском съезде присутствовал на
выступлении одного из священников, который рассказывал
об опыте профилактики алкоголизма и реабилитации
алкоголиков у себя на приходе. Действительно добрый и
неравнодушный пастырь. Относительно недавно начал это
служение и добился первых впечатляющих результатов.
Но… Когда священник рассказывал о
профилактике алкоголизма услышал от него рассказы о "золотом
веке" трезвости на Руси.
Вроде этого: "И если сейчас в России ни одно застолье
не обходится без крепких напитков, то наши предки
крепких алкогольных напитков не знали долгое время. Пили
медовуху или сурицу – забродивший на солнце настой
целебных трав на ключевой воде с мёдом. Крепость этого
напитка была 2-3 градуса (Прим. МС. священник на съезде
даже назвал цифру 1,5 %). Потом появилось пиво, которое
делали из зерна, и брага из фруктов и ягод. Их крепость
тоже не превышала 3 градусов…"
Дореволюционные антиалкогольные плакаты
В общем, наш народ начал спиваться при
большевиках.
Но что-то не находят отклик в душе
заверения о светлом и трезвом прошлом нашего государства. Пьянство всегда было следствием
личной греховности человека, его неспособностью
противостоять страстям. "Золотого века" православного
благочестия на Руси тоже не было, поэтому сомнительно
утверждение о повсеместной трезвости русских.
Читаем книгу
историка, профессора А.П. Доброклонского (1856 – 1938)
"Руководство по истории Русской Церкви". Этот труд в
1887 году был высоко оценен самой Православной Церковью,
и автор был удостоен премии Высокопреосвященного
митрополита Макария. А.П. Доброклонский
разбил историю Русской Церкви на четыре периода.
При этом для каждого периода автор описывал в отдельной
главе нравственное состояние общества. Вот цитаты.
Дореволюционные антиалкогольные плакаты
Первый период (988 – 1237 гг.). "Также
если не более обычного было пьянство. "Руси есть веселие пити, не может без этого быти", - замечает повесть о
крещении князя Владимира. До каких размеров доходило
пьянство, характерно говорят некоторые памятники того
времени. Один араб Х века пишет: "Русские предаются
питию вина неразумным образом и пьют его целые дни и
ночи; часто случается, что они умирают со стаканом в
руке". Феодосий Печерский так говорит в одном их
поучений: "Одни ползают на коленях, будучи не состоянии
стоять на ногах, другие валяются в грязи и навозе,
ежеминутно готовые испустить дух". Пастыри церкви в
своих проповедях ратовали против этого порока, но
безуспешно".
Второй период (1237 – 1588 гг.). "Пьянство
было пороком всех классов общества. Пиры в высших кругах
составляли как бы часть домашнего обихода: там была
развита своего рода страсть к "тучным обедам", где
поедалось "многое и сладостное" и "выше меры" выпивалось.
Иностранцы, посещавшие Россию, дивились, как много
выпивалось русскими; по их словам "на Руси все без
различия, мужчины и женщины, мальчики и девочки,
заражены пороком пьянства самаго неумеренного"; "несчастные
работники и ремесленники часто истрачивают в кабаках все
то, что должны были принести своим женам и детям, и
остаются совершенного голыми". Многие напивались до
бесчувствия и валились замертво. Больше всего выпивалось
по случаю праздников и семейных событий. Пьянство не
только не считалось за грех, но и признавалось самым
лучшим и достойным (!) провождением праздника".
Третий период (1589 – 1700 гг.). "Нет
страны, где бы пьянство было таким общим пороком, как в
Московии", - говорил один иностранец (Олеарий), - он
распространен в русском народе одинаково во всех
состояниях, между духовными и светскими, высшими и
низшими сословиями, между мужчинами и женщинами, старыми
и малыми, до такой степени, что видишь на улицах там и
сям пьяных, валяющихся в грязи, то не обращаешь на них
внимания, как на явление самое обычное… и знатные бояре,
даже царские великие послы тоже не знают никакой меры в
употреблении предлагаемых напитков и льют их в себя, как
воду, так что совершенно теряют человеческий смысл, а
иногда до смерти напиваются. Праздник без пьянства и
разгула был не праздник в глазах простого народа; для
праздников правительство дозволяло ему варить пива,
браги и меду. Со времени Бориса Годунова правительство
обратило продажу питий в свою доходную статью и взяло
под свою монополию; в сознании простого народа кабак
стал "государевым"; с этого времени охота и возможность
пьянствовать стали быстро развиваться.
Многие приносили и пропивали в кабаках
все, что имели; случалось, что оставляли там даже рубаху
и выходили вон нагими. В праздничные дни народ толпился
у кабаков еще до обедни. На святках, масленице и Пасхе,
когда пили особенно много, везде оказывалось множество
опившихся и замерших пьяниц. В свою очередь, церковная
власть постоянно обличала пьянство; но это было
тщетно…".
Четвертый период (1700 – 1890 гг.).
Говоря о четвертом периоде А.П. Доброклонский, был
довольно скуп, да и к чему были нужны примеры, если он
сам и его современники были этому свидетели: "В высшем
обществе не стало безрассудных (обратите внимание на
слово "безрассудных"!) попоек старого времени, с
половины 18 века они уступили другим развлечениям, и
пьянство там, несомненно, ослабело. Но во многих
сословиях оно доселе составляет обычное явление. Более
других страдает простой народ, особенно фабричный".
Ложь и мифы с небылицами нигде не
допустимы (в этом, к сожалению, преуспел профессор
Владимир Жданов), даже в таком деле как противодействие
алкоголизму. Конечно, в дореволюционной России были
места и деревни, где люди вообще не пили, были и
антиалкогольные бунты, было много трезвенников и обществ
трезвости, но и порок пьянства был заметен, особенно в
городах. В начале XX века среднее потребление алкоголя
на душу населения составляла чуть больше 3,5 л в год, а
это почти 10 бутылок водки на каждого жителя, включая
младенцев. Кто-то их выпивал! Хотя это несравнимо
современным потреблением алкоголя (более 15 л).
Владимир Жданов
***
Читайте также по теме:
***
Примечательно, как одна ложь, паровозом
начинает к себе притягивать другую, в том числе и
религиозную. Владимир Жданов начал со лжи исторической о
абсолютно трезвой Руси, лжи научной о, например,
кефирном алкоголизме, и докатился до лжи религиозной,
искаженных толкований текстов Священного Писания…
Дореволюционные антиалкогольные плакаты
В этой же ловушке оказался и упомянутый
священник, который начал приводить адвентистские (!)
бредни о том, что Христос и апостолы никогда не пили
вино, а только виноградный сок. И даже привел толкование
сектантов, что под "хорошим" вином понимался кипяченый
виноградный сок (это эпизод с чудом превращения вина в Кане Галилейской). При этом и тот, и другие отпускают в своей
аргументации "…и говорит ему: всякий человек подает
сперва хорошее вино, а когда НАПЬЮТСЯ, тогда худшее; а
ты хорошее вино сберег доселе" (Ин. 2:10).
Как можно напиться виноградным соком?
Представляю себе свадьбу трезвенников в Палестине:
начале подают хороший виноградный сок, ну, типа сока
"Я", потом более худшего качества, типа нектара "Моя
семья"… еще литра два. А гости уже так напились сока
"Я", что уже и не различают, что им налили виноградный
нектар "Моя семья"…
Апостол писал "И не упивайтесь вином,
от которого бывает распутство" (Еф.5:18). Опять же
упиться виноградным соком очень сложно, его из-за кислотности нельзя
в принципе выпить много, но еще сложнее
поверить, что виноградный сок может вызвать блудную
страсть. Но еще и еще сложнее поверить, как сохраняли
месяцами виноградный сок в
Палестине, когда еще не была изобретена герметичная
стерильная тара, пастеризация и т.п.
"Мерзость пред Господом - уста лживые, а
говорящие истину благоугодны Ему" (Прит.12:22), и хватит
уже рассказывать сказки про "золотое" прошлое Церкви,
ибо можно потерять доверие людей в настоящем...
Максим Степаненко, руководитель
Миссионерского отдела Томской епархии
Русской Православной Церкви
"На злобу дня" - 22.11.2010.
P.S. Но...
Годовое потребление алкоголя в разных европейских странах в начале XXвека
Читайте другие публикации раздела "На злобу дня"
|