Концепция участия Русской Православной
Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с
людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом
Введение
В конце XX века народы, окормляемые
Русской Православной Церковью, вслед за многими странами
мира, столкнулись с эпидемией инфекции вируса
иммунодефицита человека (ВИЧ).
Сегодня эта эпидемия, поражающая в
первую очередь молодежь и экономически активное
население и требующая все больших затрат для лечения
больных, является одной из наиболее серьезных угроз для
стран СНГ.
Питательной средой эпидемии ВИЧ в наших
странах является массовое распространение асоциальных и
аморальных форм поведения: потребления инъекционных
наркотиков и беспорядочных половых контактов. В то же
время нередки случаи, когда заражение происходит из-за
халатности медицинского персонала, в результате
изнасилования, неверности супруга; растет число детей,
родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей. Заболевание,
первоначально распространявшееся среди "групп риска",
постепенно охватывает все более широкие слои общества.
Русская Православная Церковь в лице
священнослужителей и мирян принимает участие в борьбе с
эпидемией вируса иммунодефицита человека / синдрома
приобретенного иммунодефицита (СПИДа) и в преодолении ее
последствий.
Сознавая свою ответственность перед
Богом и людьми, Церковь считает своим первоочередным
долгом духовно-нравственную оценку эпидемии ВИЧ/СПИДа.
Социальные и медицинские факторы и явления,
способствующие формированию так называемых групп риска,
являются причинами эпидемии ВИЧ лишь опосредованно и
вторично. Подлинной же первопричиной и источником
стремительного распространения эпидемии является
достигшее невиданных прежде размеров умножение греха и
беззакония, утрата обществом фундаментальных духовных
ценностей, нравственных устоев и ориентиров.
Все эти разрушительные процессы
свидетельствуют о тяжких духовно-нравственных недугах,
поразивших общество, которые, в случае их
последовательного развития, могут привести и к более
масштабной катастрофе.
Церковь ясно свидетельствует, что
болезни и связанные с ними страдания, в том числе
переживаемое больными отчуждение и презрение со стороны
окружающих, – это последствия греха, пренебрежения
богозаповеданными нравственными нормами и интересами
ближних. Обличая грех, Церковь, следуя примеру своего
Господа, совершает служение милосердия в отношении
больных. Церковь ведет работу с наркозависимыми,
составляющими основную группу риска заболеваемости
ВИЧ/СПИДом. В последнее время ВИЧ-инфицированные все
чаще оказываются в сфере пастырского попечения
приходских священников.
Призвание Церкви в ситуации эпидемии
ВИЧ/СПИДа не отличается от веками исполняемого ею
служения, возложенного на нее Богом. В то же время
современная ситуация с эпидемией ВИЧ/СПИДа является во
многих отношениях новой для Церкви и имеет свою
специфику, связанную с характером заболевания, его
нравственными корнями и социальными последствиями, а
также с масштабом эпидемии.
Часть 1. Богословские и этические аспекты болезни
1.1. Достоинство и предназначение человека
Христианское утверждение о достоинстве
человека основано на учении о сотворении мира и человека
Богом, а также на учении о воплощении Сына Божия.
Согласно Божественному Откровению, выраженному в
Священном Писании, человек создан по образу и подобию
Божию (Быт. 1:26), что поднимает его на высочайшую
ступень бытия. Ценность человека связана также с
воплощением Сына Божия - Господа Иисуса Христа. Будучи
единосущным Богу Отцу по божеству, Сын Божий стал
единосущным нам по человечеству, во всем подобным нам
кроме греха.
В святоотеческой традиции подобие
принято рассматривать в том числе как задачу по
реализации заложенного в человеческой природе образа
Божия, то есть как уподобление Богу в праведности и
святости. В православном богословии стяжание человеком
подобия Божия называется также обожением, то есть
достижением такого состояния, когда человеческая природа
по благодати приобретает свойства божественного
естества. Именно в обожении, по учению Церкви, состоит
высшее предназначение каждого человека.
1.2. Грех и его последствия
Грехопадение есть духовный разрыв
человека с Богом. Оно значительно ослабило возможность
человека совершенствоваться согласно Божиему замыслу о
нем. Произошло изменение состояния человеческой природы,
затронувшее разумную, чувственную и телесную части
человеческого существа. В результате греха телесному
существованию человека от рождения до смерти сопутствуют
болезни (Быт. 2:17; 3:16-19; Рим. 5:12; 6:16; 8:6;
1 Кор. 15:56; Евр. 2:14-15; Иак. 1:15). В болезнях
проявляется власть смерти над человеком (ср. Рим. 5:14;
1 Кор. 11:28-32).
Будучи причиной разрыва между человеком
и Богом, грех вносит разрыв и в отношения между членами
человеческого общества, приводя ко все усиливающемуся
взаимному отчуждению, соперничеству и вражде (Быт. 3:
12; 4; 11:1-9).
1.3. Христос - Искупитель человека
от греха, болезни и смерти
"Бог не сотворил смерти" (Прем. 1:13).
Он создал человека не для того, чтобы дать ему умереть
(Иез. 18. 32), но чтобы он жил (Прем. 1:13 сл.; 2:23).
Хотя человек сотворен не бессмертным по природе, он
призван Богом к вечной жизни, которая возможна только
как пребывание человека в общении с Ним.
Согласно учению Церкви, Сам Бог приходит
на помощь человеку, ставшему пленником греховных
страстей и, как следствие, смерти. Сын Божий становится
Сыном Человеческим. Христос побеждает грех и дает
спасение от него (Мф. 9:13; Лк. 5:8). Сделавшись за
нас "грехом" (2 Кор. 5:21) и "проклятием", которые
навлечены грехом, Христос "искупил нас от клятвы закона"
(Гал. 3. 13).
Исцеление от болезней, очищение от
греха, избавление от страданий и смерти - суть плоды
победы Христа над "князем мира сего", "имеющим державу
смерти" (Ин. 12:31; Евр. 2:14). И
хотя после пришествия Спасителя болезнь не исчезает с
лица земли, Божественная сила, которая ее в конце концов
победит, уже действует на земле. Чудеса исцелений
предвозвещают состояние совершенства, которое
человечество обретет окончательно в Царствии Божием.
Смерть и воскресение Господа Иисуса Христа открывают
путь каждому человеку к победе над грехом и к обретению
вечного спасения от смерти.
1.4. Христианское отношение к болезни и врачеванию
"Попечение о человеческом здоровье -
душевном и телесном - искони является заботой Церкви", -
говорится в Основах социальной концепции Русской
Православной Церкви. - При этом Церковь всегда помнит
библейские слова о том, что "от Вышнего врачевание"
(Сир. 38. 2)".
Болезнь и страдание не только имеют
негативное значение, но могут стать противоядием греху.
Страдания подвигают христианина к духовному
переосмыслению жизни. Болезнь может научить человека
соучастию в страданиях другого, возбудить в нем чувство
солидарности, единства судьбы человеческого рода и
обратить его взор к Богу как Небесному Отцу. Болезнь
напоминает человеку о его смертности, однако для
христианина смерть – не только последний враг; она
связана с упованием на посмертное соединение с Богом,
основанием чего является пасхальная вера в воскресшего
из мертвых Христа, Победителя смерти.
Православное Предание не рассматривает
болезнь и страдания как "плату" за наши грехи. Страдания
являются следствием греховности человека и попускаются
Богом, но они не обязательны для достижения спасения,
ибо грех преодолевается покаянием и исполнением
заповедей Божиих.
Святые отцы не считают возможным
установить однозначную связь болезни с тем или иным
личным грехом человека. Так, преподобный Марк Подвижник
говорит: "Не думай, что всякая скорбь находит на людей
за грехи". Предостерегает от поспешных выводов о
причинах болезней и святитель Иоанн Златоуст: "Есть
много людей неразумных, которые из несчастий другого
обыкновенно выводят дурное заключение о его жизни. Так
было и с Иовом. Не зная за ним ничего худого, говорили
ему: по грехам твоим ты еще мало наказан (Иов. 33:27)".
Такова же позиция в этом вопросе и святителя Филарета
Московского: "Кто может измерить глубину, исследовать
пути Божиих судеб? Кто решится каждого больного признать
осужденным и всякую болезнь вывеской виновности?"
1.5. Больные и Церковь
Люди, страдающие от различных
заболеваний, в том числе тяжелых и неизлечимых, являются
предметом особой заботы Церкви. Церковь совершает
ежедневные соборные молитвы о даровании болящим здравия
и спасения.
Евангелие призывает человека не просто к
состраданию другому, но к деятельному проявлению любви,
которое должно выражаться в трудах милосердия, в
духовной и материальной поддержке нуждающихся.
В отношении к страданию, к отторгнутому человеку любовь
Христова издревле являла себя как высшая духовная сила,
действия которой не следуют мирским установлениям, но
могут побеждать мир и нести спасение обреченным.
Праведники и святые Церкви, встречаясь со страждущими,
отчаявшимися, пребывающими на краю смерти людьми,
проявляли не просто милосердие и сочувствие, но любовь
преизбыточествующую. Эта любовь изливается и на тех
страждущих, которые оказались презренными и
отверженными, изгоями, на тех, кого социальная мораль
считает недостойными сострадания. Участие и любовь к
прокаженным, к наказанным преступникам, к людям, от
которых все с презрением или ужасом
отвернулись, - исконно христианская, евангельская
добродетель. Ибо Спаситель Христос "пришел призвать не
праведников, но грешников к покаянию" (Мф. 9:13).
Образ Божий в человеке неуничтожим даже
в состоянии греха и отпадения от Бога. Чужой грех не
может служить причиной для превозношения или презрения.
Церковь учит, что следует ненавидеть сам грех и
противостоять ему, но при этом не переносить чувство
ненависти и отторжения на согрешившего человека,
согласно святоотеческому принципу: "Ненавидь грех, но
люби грешника".
В ситуации эпидемии ВИЧ/СПИДа
священнослужители и миряне должны сделать все возможное
для того, чтобы попытки людей, живущих с ВИЧ/СПИДом,
прийти в Церковь не были встречены холодом равнодушия, а
тем более презрения и осуждения. Человек с ВИЧ/СПИДом
призван обрести в Церкви дом Отчий, тихую гавань
спасения и заботливую семью.
В современном обществе, где часто
культивируются жестокость и ненависть по отношению к
другому, поощряется борьба с другими людьми за обретение
высокого социального статуса и присвоение максимума
материальных благ, Церковь должна проповедовать словом и
проявлять на деле свою веру и убежденность в том, что
сострадание, милосердие, жертвенная любовь к другому
человеку являются универсальной и абсолютной этической
ценностью.
Часть 2. Задачи по организации церковной работы с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом, и их близкими
2.1. Приходской уровень
Роль и задачи пастыря
а) Строение Тайн Божиих
Священническое служение - это прежде
всего строение Таин Христовых, то есть постоянное
созидание и укрепление Церкви посредством
богоустановленных Таинств и иных священнодействий. Сама
Церковь есть таинство в глубочайшем и всеобъемлющем
смысле слова, и центром ее сакраментальной жизни
является Святейшая Евхаристия. Служение слова и
пастырская забота о прихожанах имеют целью достойное
участие верных в Евхаристии, через которую они вступают
в общение с Богом, "составляя одно тело во Христе" (Рим.
12:5).
Тем, кто уверовал во Христа и очищен
Таинством Покаяния, не может быть возбранен вход в
Царство; в том числе и ВИЧ-инфицированный не может быть
отлучаем от участия в Таинстве Евхаристии.
Это же касается и других Таинств. Люди, живущие с
ВИЧ/СПИДом, которые во дни своей болезни открывают свое
сердце вере во Христа и, если не крещены, искренне
желают принять Таинство Крещения, должны быть с любовью
принимаемы в церковное общение, равно как и те, кто,
будучи крещены, не жили прежде церковной жизнью, но
желают, принеся покаяние Богу, воссоединиться с
Церковью.
Важной задачей пастыря является
содействие включению людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, в
приходскую жизнь, которое должно начинаться с их
вхождения в молитвенный и литургический ритм прихода.
При решении вопроса о безопасности для других членов
общины участия в церковных Таинствах людей, живущих с
ВИЧ/СПИДом, следует руководствоваться следующим.
С медицинской точки зрения (при условии
отсутствия у больного открытых кровоточащих ран) нет
препятствий для совершения Таинства Крещения над
ВИЧ-инфицированным в приходском баптистерии. Также нет
препятствий для совершения над такими больными Таинств
Миропомазания и Елеосвящения. То же самое справедливо
относительно причащения ВИЧ-инфицированных, а также
целования ими икон и иных святынь.
С уважением относясь к медицинским рекомендациям,
верующие помнят, что Крещение - это не "прием общей
ванны", но церковное Таинство, и вода для его совершения
освящается. То же касается и прикосновения верующих к
святыням, и прежде всего приобщения высочайшей Святыни -
Тела и Крови Христовых. По глубочайшему убеждению многих
поколений верующих, передача инфекции через лжицу,
погружаемую в истинную Кровь Христову, невозможна.
Одной из форм духовной помощи членам
прихода, живущим с ВИЧ/СПИДом, могут стать особые
молебны об их здравии, а также включение особых прошений
о них в сугубую ектению. В ряде приходов Русской
Православной Церкви уже в течение ряда лет существует
традиция совершения специальных ежемесячных молебнов о
здравии людей, живущих с ВИЧ/СПИДом.
б) Церковная проповедь
При рукоположении в священный сан
пастырю подается дар свидетельствовать от полноты
церковного Предания. Священник призван к постоянной
проповеди Слова Божия и истолкованию Евангелия в
применении к жизни общины и каждого христианина.
Церковная проповедь должна быть обращена к нуждам и
проблемам сегодняшнего мира и человека, разрешать
которые следует в свете Божественного Откровения и
учения Церкви.
Ситуация с эпидемией ВИЧ/СПИДа, причины
ее распространения, а также отношение общества к больным
ВИЧ/СПИДом должны побуждать священнослужителей чаще
обращаться к данной теме на проповеди. При этом,
всемерно обличая грех и бездуховность, являющиеся
подлинным источником распространения эпидемии,
одновременно следует настаивать на святоотеческом
принципе "ненавидь грех, но люби грешника", обличая
фарисейство и греховный навык осуждения других.
Непременным элементом проповеди
священника должно быть обращение к верующим призыва
Спасителя о деятельной любви к ближним, в первую очередь
к больным, нуждающимся, заключенным, отверженным.
в) Пастырское душепопечение о лицах,
живущих с ВИЧ/СПИДом
Важнейшим основанием и принципом
пастырского душепопечения является сострадательная,
жертвенная любовь пастыря к своим пасомым. При этом
излюбленным святоотеческим образом пастырства является
деятельность врача (см. Св. Григорий Богослов, III
Слово). "Врачевание" души должно осуществляться с учетом
индивидуальных особенностей тех, кто нуждается в таком
врачевании.
Следует помнить, что существует большое
разнообразие способов заражения и ситуаций, в которых
обратившийся к священнику человек с ВИЧ/СПИДом мог
заразиться. ВИЧ-инфицированный может оказаться вовсе не
закоренелым грешником. Священник должен относиться к
ВИЧ-инфицированному как к любому другому человеку,
страдающему каким-либо серьезным заболеванием.
Человек, живущий с ВИЧ, испытывает
чрезвычайную психологическую нагрузку, особенно трудно
переносимую в первое время после получения известия о
своем положительном ВИЧ-статусе. Это психологическое
бремя усиливается рядом иных обстоятельств - отвержением
со стороны общества, утратой смысла жизни, чувством
страха. Пастырь должен проявлять максимальное внимание к
обратившемуся человеку с ВИЧ/СПИДом. Прежде всего важно
помочь ему преодолеть отчаяние и обрести надежду.
Главная же задача пастыря при общении с
ВИЧ-инфицированным - дать ему возможность обрести
подлинный смысл жизни, встретиться со Христом.
Священник должен призывать человека,
живущего с ВИЧ/СПИДом, ответственно относиться к самому
себе и к своим близким. В отношении самого себя больному
следует заниматься лечением и вести здоровый образ
жизни, в отношении близких – делать все возможное для
предотвращения их заражения. Больной также может
принести пользу обществу, в частности, помогая тем
ВИЧ-инфицированным, которые нуждаются в поддержке, чтобы
справиться с психологической нагрузкой и отчаянием.
Для священника, окормляющего людей,
живущих с ВИЧ/СПИДом, будет полезным знание особенностей
протекания болезни, специфики лечения и его доступности,
методов преодоления трудностей, связанных с социальной
адаптацией.
г) Пастырское попечение вне прихода
Священнику следует уделять внимание
посещению ВИЧ-инфицированных на дому, в больнице, в
хосписе - особенно больных, находящихся в терминальной
стадии. Большое значение будет иметь наличие у
священника опыта пастырской заботы об умирающих,
особенно недостаточно воцерковленных. В силу
особенностей распространения ВИЧ/СПИДа в России, в
терминальной стадии могут находиться люди молодого
возраста, многие с опытом употребления наркотических
веществ.
В случае инфицирования и смерти обоих
супругов может возникнуть вопрос о дальнейшей судьбе
детей и близких, находящихся на их иждивении, что может
потребовать той или иной помощи со стороны прихода.
Важна пастырская работа священника с ВИЧ-инфицированными
в тюрьмах. В связи с высокой степенью распространенности
наркозависимости и ВИЧ-инфекции среди заключенных,
большое значение приобретает подготовленность священника
для работы с данной категорией лиц.
д) Вопросы семейной этики в пастырском
попечении о лицах, живущих с ВИЧ/СПИДом
Факт обнаружения ВИЧ-инфекции у одного
или обоих супругов, как правило, оказывается серьезным
испытанием для семьи. Такие случаи требуют особого
пастырского внимания и такта.
Особый случай - вопрос о вступлении в брак лиц, из
которых одно ВИЧ-инфицировано, а другое об этом
информировано и желает вступления в такой брак. Оба
будущих супруга, в случае решимости вступить в брак,
должны ясно понимать, что существует риск заражения
супруга (супруги) и будущих детей. Пастырю в этой
ситуации следует сделать все возможное, чтобы такое
решение не было лишь результатом временной эмоциональной
реакции: оно должно быть взвешенным, ответственным,
духовно и нравственно мотивированным.
Вместе с тем современные
профилактические и терапевтические методы снижают риск
передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку, что открывает
возможность рождения здоровых детей в семьях, где один
или оба супруга ВИЧ-инфицированы. В таких ситуациях
следует рекомендовать супругам обязательное наблюдение у
врача.
Диаконическая (церковно-социальная)
работа с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом
Там, где это необходимо и возможно, на
приходах следует создавать службы оказания духовной и
психологической помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИДом, и их
близким. В работе этих служб должны участвовать
специально обученные миряне и священнослужители. В
приходах могут быть созданы телефоны доверия для
оказания духовной и психологической поддержки
специалистами из числа мирян и священнослужителей.
Приходские патронажные службы,
окормляющие больных и престарелых в больницах и на дому,
могут осуществлять уход и за ВИЧ-инфицированными. Сестры
милосердия и иные специалисты, работающие в хосписах,
также могут оказывать помощь людям, живущим с
ВИЧ/СПИДом. Миряне, участвующие в тюремном служении,
могут оказывать психологическую и духовную поддержку
ВИЧ-инфицированным, находящимся в местах лишения
свободы. Важным направлением работы является
реабилитация ВИЧ-инфицированных наркозависимых. Для
этого могут создаваться специальные реабилитационные
программы и центры, действующие при приходах и
монастырях.
Все эти виды служения в отношении людей,
живущих с ВИЧ/СПИДом, и их близких требуют специальной
подготовки и обучения. Важное значение в приходской
диаконии имеет вовлечение ВИЧ-инфицированных в активную
социальную и иную приходскую работу, включение их в
жизнь прихода.
Образование и катехизация на приходском уровне
Священнослужитель на приходе должен
вести разъяснительную работу в отношении ВИЧ-инфекции и
лиц, живущих с ВИЧ/СПИДом, сообщая прихожанам
объективную и достоверную информацию. Эту работу следует
вести как среди взрослых прихожан, так и среди детей.
Образовательная и воспитательная работа с детьми в
отношении ВИЧ-инфекции может проводиться в рамках
приходских воскресных школ, специализированных
приходских детских и молодежных программ, летних
лагерей. Основная цель этой работы - воспитание в духе
христианских нравственных принципов, усвоив которые,
дети смогут самостоятельно и ответственно контролировать
свое поведение. Образовательная и воспитательная работа
на приходе должна учитывать те опасности, с которыми
сталкивается современная молодежь, и учить противостоять
им. Следует с раннего возраста воспитывать детей в духе
семейных ценностей, супружеской верности и целомудрия,
милосердия и сострадания, отвержения наркотиков и других
греховных искушений.
2.2. Монастыри
В силу организации и внутреннего уклада
жизни монастыри предоставляют хорошую возможность для
реабилитации лиц, живущих с ВИЧ/СПИДом. Поэтому при
монастырях целесообразно создание центров реабилитации
ВИЧ-инфицированных. В подобные центры для наркозависимых
целесообразно принимать людей, живущих с ВИЧ/СПИДом.
2.3. Специализированные церковные
организации
Полезно создание специализированных
церковных организаций по оказанию различной помощи
ВИЧ-инфицированным и их близким. Эти структуры могут
взять на себя также задачу обучения приходских
диаконических тружеников работе с людьми, живущими с
ВИЧ/СПИДом. Работа с ВИЧ-инфицированными может вестись и
на базе существующих церковных организаций, например.
душепопечительских центров по реабилитации
наркозависимых, уже действующих в ряде городов. При
таких центрах могут создаваться специализированные
подразделения по духовно-психологической реабилитации
ВИЧ-инфицированных, организации паллиативного ухода за
больными на дому.
2.4. Епархиальный уровень
Социальным отделам епархий Русской
Православной Церкви следует включить в сферу своей
деятельности работу с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом,
координируя и поддерживая эту деятельность на приходах,
в сестричествах и братствах, в монастырях и
специализированных церковных организациях.
Необходимо вести разъяснительную работу среди
священнослужителей в отношении ВИЧ, о необходимости и
способах оказания поддержки ВИЧ-инфицированным,
особенностях литургической практики и душепопечения в
отношении таких людей.
Епархиальные пастырские совещания
Вопрос пастырского попечения о
ВИЧ-инфицированных и весь комплекс связанных с этим
проблем должен стать предметом обсуждения и изучения на
епархиальных пастырских совещаниях - от получения
объективной научной информации о ВИЧ-инфекции, путях
заражения и профилактики, психологических особенностях
ВИЧ-инфицированных, и до анализа накопленного опыта
разрешения сложных нравственных, пастырских и
церковно-практических вопросов.
Епархиальные пастырские совещания могут
стать инструментом налаживания сотрудничества приходов в
организации совместных диаконических инициатив в помощь
людям, живущим с ВИЧ/СПИДом, и их близким.
Курсы по подготовке пастырей и мирян для
работы с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом
Важное значение в организации участия
Церкви в борьбе с распространением эпидемии ВИЧ/СПИДа
имеет специальная подготовка и переподготовка как
будущих, так и уже несущих свое церковное послушание
священнослужителей.
В связи с этим следует считать
необходимым в рамках учебного процесса в Духовных школах
чтение специальных курсов и проведение иных
образовательных мероприятий по различным аспектам
пастырского попечения о людях, живущих с ВИЧ/СПИДом.
Также следует считать целесообразным проведение
регулярных епархиальных, межъепархиальных, общецерковных
пастырских курсов для священнослужителей, где они могли
бы получать необходимые сведения о болезни ВИЧ/СПИД, о
принципах и методах пастырского попечения о
ВИЧ-инфицированных. Следует считать полезной организацию
диаконической подготовки мирян для служения милосердия и
заботы о людях, живущих с ВИЧ/СПИДом.
Координация и информация
Для эффективной работы по оказанию
помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИДом, необходима
координация соответствующих инициатив как на
епархиальном, так и на общецерковном уровне, а также
обмен различной, в том числе методической, правовой и
медико-психологической информацией между ними.
2.5. Общецерковный уровень
Социальная и
образовательно-воспитательная деятельность Церкви по
противодействию распространению эпидемии ВИЧ/СПИДа, а
также по пастырской и диаконической работе с
ВИЧ-инфицированными, осуществляемая в епархиях и в
специализированных церковных организациях, должна
координироваться на общецерковном уровне. Это позволит
обеспечить единые подходы к решению сложных канонических
и пастырских проблем, способствовать выработке
общецерковной позиции во взаимоотношениях со светскими
организациями, охватывать вопросы обеспечения
информационной и методической базы для организации тех
или иных форм помощи ВИЧ-инфицированным, обучения
священнослужителей и мирян.
***
Читайте также по теме:
***
Часть 3. Сотрудничество с государством и обществом
3.1. Взаимодействие в деле нравственного воспитания
Основным средством противодействия
распространению эпидемии ВИЧ/СПИДа является укрепление
духовных и нравственных норм в обществе, реализуемое
посредством духовного воспитания.
Церковь и воспитание подрастающего
поколения
Русская Православная Церковь традиционно
играла ключевую роль в деле воспитания нравственности,
патриотизма, гражданственности и социальной
ответственности молодежи, содействуя утверждению в
обществе ценностей духовно-нравственного ряда. И в
современных условиях Церковь способна авторитетно и ясно
говорить молодежи о сложных вопросах
этико-экзистенциального и ценностно-смысложизненного
характера, тем самым всемерно содействуя укреплению
нравственного и физического здоровья нации.
Церковь открыта к сотрудничеству с
государством и обществом в сфере духовно-нравственного
воспитания и образования детей и молодежи; развития
образовательной и просветительской работы по
профилактике ВИЧ и наркомании среди детей и подростков;
созданию церковных и совместных с общественными и
государственными организациями образовательных и
обучающих программ по профилактике ВИЧ/СПИДа.
При этом Русская Православная Церковь
считает необходимым выступать против упрощенческих схем,
когда так называемое сексуальное просвещение
воспринимается как панацея от всех бед, единственное
средство воспитания и образования молодежи в вопросах
профилактики СПИДа. Церковь не считает возможным
сотрудничество с теми общественными силами, которые,
эксплуатируя тему СПИДа и ВИЧ-инфекции, отстаивают образ
жизни, поведенческие нормы и этические взгляды,
неприемлемые для христианской морали. Подобная
принципиальная позиция не исключает готовности Церкви к
открытому диалогу по всему спектру сложных
аксиологических, медицинских, социальных проблем,
возникающих в контексте проблематики ВИЧ/СПИДа.
Церковь и СМИ
Учитывая особую значимость средств
массовой информации в деле формирования общественной
нравственности в условиях информационного общества,
Церковь полагает целесообразным свое активное участие в
деятельности СМИ - самостоятельно или в сотрудничестве с
общественными организациями и государственными
структурами (см. Основы социальной концепции Русской
Православной Церкви, гл. XV).
Современные тенденции развития политики СМИ не
способствуют укреплению общественной нравственности.
Так, современное телевидение, благодаря бесчисленным
фильмам и программам, пронизанным культом насилия,
вседозволенностью, безнравственностью, распущенностью,
несет немалую долю ответственности за разрушение
нравственных устоев общества.
Средства массовой информации, в первую
очередь телевидение, могли бы стать важным средством
борьбы с распространением ВИЧ/СПИДа. Но при этом
информационные кампании по профилактике ВИЧ/СПИДа и
наркомании не смогут быть эффективными, оставаясь вне
твердых этических оснований. Должна быть указана
реальная альтернатива наркотикам, пороку, бездуховности.
Усилия государства, общества и Церкви должны быть
совместными при формировании государственной
информационной политики, направленной на пропаганду
твердых духовно-нравственных ориентиров, личной и
социальной ответственности. Немалую пользу в деле
нравственного просвещения может принести такое средство
коммуникации и информации, как интернет, являющийся для
многих людей постоянной средой общения, получения знаний
и информации.
3.2. Диакония и социальное служение
Важнейшими направлениями работы Церкви
по предотвращению распространения ВИЧ/СПИДа и заботы о
ВИЧ-инфицированных в сфере социальной деятельности, где
возможно сотрудничество с общественными организациями и
государственными структурами, являются:
- создание церковной анти-СПИД сети,
призванной осуществлять координацию православных
инициатив в сфере профилактики и борьбы со СПИДом;
- поддержка церковно-общественных проектов
на местах по созданию консультационных служб и телефонов
доверия по проблемам ВИЧ/СПИДа;
- содействие социальной реабилитации и
защите прав людей, живущих с ВИЧ/СПИДом;
- правовая консультация ВИЧ-инфицированных
и их близких;
- психологическая помощь людям, живущим с
ВИЧ/СПИДом (в медицинских учреждениях - больницах,
клиниках, роддомах, в местах заключения и так далее), а
также их близким;
- уход за детьми-сиротами, рожденными от
ВИЧ-инфицированных матерей;
- патронаж и уход за ВИЧ-инфицированными
детьми-сиротами;
- патронаж и уход за взрослыми
ВИЧ-инфицированными, в том числе в терминальной стадии;
- работа в заведениях пенитенциарной
системы, в том числе с ВИЧ-инфицированными заключенными.
Эффективная церковная работа невозможна
без организации системы подготовки и переподготовки
священнослужителей, а также церковных социальных
работников, занимающихся проблемами СПИДа. Учитывая
медицинскую и социальную специфику эпидемии,
целесообразно также сотрудничество Церкви в данной сфере
с государственными и общественными организациями.
Основными направлениями в этой сфере
являются:
- медико-психологическая подготовка
священнослужителей, призванных духовно окормлять людей,
живущих с ВИЧ/СПИДом (в том числе в условиях
пенитенциарной системы);
- подготовка социальных работников
(например, патронажных сестер) и консультантов (телефоны
доверия, консультационные центры) для работы с
ВИЧ-инфицированными и их близкими;
- проведение семинаров, круглых столов,
тренингов и прочих методических, образовательных и
просветительских мероприятий, посвященных различным
проблемам профилактики и борьбы со СПИДом;
- издание методических пособий для
священнослужителей и церковных социальных работников,
работающих с ВИЧ-инфицированными и их близкими,
осуществляющих патронаж и уход за больными с ВИЧ/СПИДом;
- консультирование по методам
православного социального служения в сфере профилактики
и борьбы со СПИДом.
3.3 Социальное партнерство Церкви и государства
Необходимым условием эффективной борьбы
с распространением эпидемии ВИЧ/СПИДа должно стать
социальное партнерство Церкви, государства и общества.
В сфере церковно-государственного
сотрудничества в данной работе Русская Православная
Церковь признает приоритетным сотрудничество с
федеральными и региональными министерствами, ведомствами
и другими организациями, их структурными подразделениями
как в соответствии с ранее подписанными соглашениями,
так и исходя из вновь достигаемых договоренностей.
Развивая социальное служение в сфере профилактики и
борьбы со СПИДом, Русская Православная Церковь считает
необходимым свое участие в работе межведомственных и
межсекторальных советов и комитетов по выработке и
реализации государственной политики по вопросам ВИЧ/СПИДа,
в том числе в деятельности Консультативного совета по
ВИЧ/СПИДу Российской Федерации.
Патриархия.Ru - 24.06.2005.
|