Основы социальной концепции Русской Православной Церкви
ХII.9. Священное Писание и учение Церкви
недвусмысленно осуждают гомосексуальные половые связи,
усматривая в них порочное искажение богоданной природы человека.
"Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они
сделали мерзость" (Лев. 20:13). Библия повествует о тяжком
наказании, которому Бог подверг жителей Содома (Быт. 19:1-29), по толкованию святых отцов, именно за грех
мужеложства. Апостол Павел, характеризуя нравственное
состояние языческого мира, называет
гомосексуальные
отношения в числе наиболее "постыдных страстей" и
"непотребств", оскверняющих человеческое тело: "Женщины их
заменили естественное употребление противоестественным;
подобно и мужчины, оставив естественное употребление
женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на
мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие
за свое заблуждение" (Рим. 1:26-27). "Не обманывайтесь: ни
малакии, ни мужеложники... Царства Божия не наследуют", -
писал апостол жителям развращенного Коринфа (1 Кор. 6:9-10). Святоотеческое предание столь же ясно и определенно
осуждает любые проявления гомосексуализма. "Учение
двенадцати апостолов", творения святителей Василия Великого,
Иоанна Златоуста, Григория Нисского, блаженного Августина,
каноны святого Иоанна Постника выражают неизменное учение
Церкви: гомосексуальные связи греховны и подлежат осуждению.
Вовлеченные в них люди не имеют права состоять в церковном
клире (Василия Вел. пр. 7, Григория Нис. пр. 4, Иоанна Постн.
пр. 30). Обращаясь к запятнавшим себя грехом содомии,
преподобный Максим Грек взывал: "Познайте себя, окаянные,
какому скверному наслаждению вы предались!... Постарайтесь
скорее отстать от этого сквернейшего вашего и смраднейшего
наслаждения, возненавидеть его, а кто утверждает, что оно
невинно, того предайте вечной анафеме, как противника
Евангелия Христа Спасителя и развращающего учение оного.
Очистите себя искренним покаянием, теплыми слезами и
посильною милостынею и чистою молитвою... Возненавидьте от
всей души вашей это нечестие, чтобы не быть вам сынами
проклятия и вечной пагубы".
Дискуссии о положении так называемых сексуальных меньшинств
в современном обществе клонятся к признанию гомосексуализма
не половым извращением, но лишь одной из "сексуальных
ориентаций", имеющих равное право на публичное проявление и
уважение. Утверждается также, что гомосексуальное влечение
обусловлено индивидуальной природной предрасположенностью.
Православная Церковь исходит из неизменного убеждения, что
богоустановленный брачный союз мужчины и женщины не может
быть сопоставлен с извращенными проявлениями сексуальности.
Она считает гомосексуализм греховным повреждением
человеческой природы, которое преодолевается в духовном
усилии, ведущем к исцелению и личностному возрастанию
человека. Гомосексуальные устремления, как и другие страсти,
терзающие падшего человека, врачуются Таинствами, молитвой,
постом, покаянием, чтением Священного Писания и
святоотеческих творений, а также христианским общением с
верующими людьми, готовыми оказать духовную поддержку.
Относясь с пастырской ответственностью к людям, имеющим
гомосексуальные наклонности, Церковь в то же время
решительно противостоит попыткам представить греховную
тенденцию как "норму", а тем более как предмет гордости и
пример для подражания. Именно поэтому Церковь осуждает
всякую пропаганду гомосексуализма. Не отказывая никому в
основных правах на жизнь, уважение личного достоинства и
участие в общественных делах, Церковь, однако, полагает, что
лица, пропагандирующие гомосексуальный образ жизни, не
должны допускаться к преподавательской, воспитательной и
иной работе среди детей и молодежи, а также занимать
начальственное положение в армии и исправительных учреждениях.
Порой извращения человеческой сексуальности проявляются в
форме болезненного чувства принадлежности к противоположному
полу, результатом чего становится попытка изменения пола (транссексуализм).
Стремление отказаться от принадлежности к тому полу, который
дарован человеку Создателем, может иметь лишь пагубные
последствия для дальнейшего развития личности. "Смена пола"
посредством гормонального воздействия и проведения
хирургической операции во многих случаях приводит не к
разрешению психологических проблем, а к их усугублению,
порождая глубокий внутренний кризис. Церковь не может
одобрить такого рода "бунт против Творца" и признать
действительной искусственно измененную половую
принадлежность. Если "смена пола" произошла с человеком до
Крещения, он может быть допущен к этому Таинству, как и
любой грешник, но Церковь крестит его как принадлежащего к
тому полу, в котором он рожден. Рукоположение такого
человека в священный сан и вступление его в церковный брак недопустимо.
От транссексуализма надлежит отличать неправильную
идентификацию половой принадлежности в раннем детстве в
результате врачебной ошибки, связанной с патологией развития
половых признаков. Хирургическая коррекция в данном случае
не носит характер изменения пола.
Патриархия.Ru
Фото: "Уничтожение Содома" - фреска
Гурия Никитина в Троицском соборе Данилова монастыря
в Переславле Залеском (1662) - http://uchcom.botik.ru
"Уничтожение Содома" - средневековая иллюстрация - Форум диакона Андрея Кураева
- www.kuraev.ru/
|