Богослужение. Требы и Таинства
Для всех, даже сторонних наблюдателей,
очевидно, что центр жизни христианской Церкви сосредоточен в
богослужении. Храмы, священники, службы. Однако возникает
вопрос – зачем это все? Нужно ли Богу таковое служение –
фимиам, обряды, песнопения? Скажем так: богослужение в его
исторически определенной форме нужно в первую очередь нам,
членам Церкви. Но и Богу, дабы Он мог действовать в мире,
наше служение необходимо. Мы ведь говорим о том, что главное
свойство человека как образа Божия – свобода. Любовь и
уважение Господа к человеку таковы, что Он добровольно
ограничил Свое всевластие. Творец дал человеку возможность
выбирать: быть с Богом или вне Бога. И в этом контексте наше
служение Богу есть знак того, что мы себя свободно вручаем в
Его волю; мы осознанно просим Его благого вмешательства в
нашу жизнь. Наше участие в богослужении – это призыв к Богу
действовать, призыв к общению с нами.
Церковь знает бесконечное многообразие
богослужений, которое в рамках нашей книги невозможно
описать даже вкратце. Остановимся на самых основных
понятиях. В Церкви есть общественные богослужения, и
частные. К общественным богослужениям относятся службы
суточного круга – вечерни, полунощницы, утрени, часы, и др,
а также главное богослужение Церкви Христовой – Литургия [1]
(греч. "leiturgia", от "leos" – "народ" и "ergon" – "дело,
служение"; "служение народа" или "служение для народа"). Во
время Литургии происходит главное событие бытия Церкви –
Евхаристия (греч. "eucharistia", то же, что причащение); об
этом подробнее рассказано в главе 10. Общественные
богослужения проходят, как правило, непосредственно в помещении храма.
Частные богослужения могут быть совершаемы
как в храме, так практически в любом другом благообразном
месте. Служат частные богослужения по просьбам членов
Церкви, по обстоятельствам. К таковым богослужениям
относятся молебны [2] (в т.ч. всяческие освящения),
погребения и панихиды, а также Крещение, Венчание,
Елеосвящение (Соборование). Если первые из указанных служб
являются должным образом (определенным чином) оформленными
нашими просьбами ко Господу, то последние три стоят совсем в
особом положении, и называются Таинствами. В молебнах мы
выражаем наши благие пожелания и надежды [3], и, уповая на
милость Божию, чаем ответа на наши прошения. Таинства же –
это непреложный дар Господа нам, Его чадам.
Именно в Таинствах наиболее очевидно и
непосредственно происходит ниспослание даров Духа Святого, и
потому участие в них является насущной необходимостью для
каждого члена Церкви. Остановимся подробнее на понятии Таинства.
По своей природе Таинства – это благодатные
дары Духа Святого, преподаваемые верующим в Церкви
посредством особо учрежденного и законно совершаемого
богослужения. По определению Православного Катехизиса
святителя Филарета, Таинство – это "священное действие,
через которое тайным образом действует на человека
благодать, или спасительная сила Божия". Хотя благодать
Божия действует во всем мире – "Дух дышит, где хочет" (Ин.
3, 8), – но с особым изобилием, именно как дар, она
ниспосылается через Церковь и особенно в Таинствах. Внешнее,
обрядовое "оформление" Таинств необходимо как знак, критерий
их истинности, богоучрежденности. Особо следует подчеркнуть,
что все Таинства – это именно дары милости Божией,
изливаемые на верующих людей не за их заслуги, а единственно
по Любви Божией. Они также не зависят от личных качеств
священнослужителей, ибо совершаются не конкретными людьми,
но Господом (потому и недостойный по своим духовным
качествам священнослужитель является полноправным
тайносовершителем). От нас же ожидается "согласие" на
соучастие в этом преизбытке Любви Божией – вера, смирение,
благодарность. Естественно, что к Таинствам Церкви
допускаются только люди сознательно верующие и
воцерковленные, то есть выполняющие требования и установления Церкви.
Всего Таинств Церкви семь. Кроме упомянутых
выше трех Таинств (Брака, или Венчания [4], Елеосвящения,
или Соборования [5], и Крещения, одновременно с которым, как
правило, совершается и Таинство Миропомазания), в Церкви
существуют еще Таинство Рукоположения (совершаемого над
будущими священнослужителями), и Таинства Покаяния и
Причащения. Если некоторые Таинства совершаются или раз в
жизни (как Крещение или Миропомазание), или весьма редко
(Соборование), то только регулярное совершение Таинств
Исповеди (Покаяния) и Причастия Даров Тела и Крови Христовых
является нормой жизни православного христианина. И потому
остановимся на их подробнее.
Примечание
[1] – Все остальные богослужения суточного
круга, по сути дела, являются молитвенной подготовкой к Литургии.
[2] – Наиболее распространены общие молебны
– просьбы о помощи ко Господу и святым, молебны об исцелении
недугов, помощи в путешествии, в созидании добрых дел,
благодарственные и т.д. Со служением молебнов может быть
соединено чтение акафистов – специфических умилительных
песнопений Господу, Богородице или Угодникам Божиим.
Молебнами также являются чины освящения икон и других
святынь, а также квартиры, автомобиля, полей и пр. Особым
видом молебнов является водосвятие. Водосвятие бывает
Великое (раз в году, на праздник Богоявления), или малое,
которое может служиться в любых условиях и в любое время по
просьбе верующих.
[3] – Также и в заупокойных службах –
надежду и прошение о загробном блаженстве для наших близких.
[4] – В Венчании ниспосылаются благодатные
дары Свыше на честное супружество и созидается особая
духовная общность – семейная церковь.
[5] – Соборование есть Таинство исцеления
душевных и телесных недугов, а также напутствия христианина
перед отходом в вечность.
Михаил Шполянский, протоиерей
Православие и мир – 30.08.2007.
|