Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыНовоеСоцсетиПоиск


Таинства Христовой Церкви


О действительности Таинств, совершаемых тяжко и нераскаянно согрешающими священнослужителями

За основу при составлении данной подборки взят фрагмент из второго тома "Православно-догматического богословия" митр. Макария Булгакова. Также приведен ряд цитат и канонов, не упомянутых митр. Макарием.

Святое Крещение через полное троекратсное погружение

***

Примечание редакции. В приведенном материале автор собрал достаточно много аргументов о  действительности Таинств, совершаемых тяжко и нераскаянно согрешающими священнослужителями. Но... Нужно признать, что всё это по сути является преданием благочестивых старцев, которые защищают корпоративную честь. Бог прямо, ясно и не двусмысленно в своих откровениях не взыскался почему-то об этом.

И если цена последствия недейственности Таинства в случае с покаянием содомиту или прелюбодею, или принятием Святых Даров, которые могут быть и не святыми, или венчанием  - не критическая, то в случае с Крещением (Миропомазанием) и рукоположением во священники   - последствия катастрофические.

Почему так?

Священное Писание показывает, что прощение грехов возможно из без исповеди и разрешения  от грехов священника. Без Причастия в течение длительного срока  спасение возможно (надеюсь, не нужно приводить имена святых?). Таинство венчания появись очень поздно, и без него как то тысячу лет обходились христиане и ветхозаветные праведники.

А вот если действительным не окажется Таинство Крещения  и Миропомазания, то не произойдет необходимое рождение свыше, то человек не войдет в Царствие Небесное:

"Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Иоан.3:3).

"Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога" (1Ин.3:9).

***

Читайте также по теме:

***

Если недейственным окажется Таинство рукоположения во священники  от, например, епископа содомита, или с нарушением канонов (раньше 30 лет), то человек всуе будет служить без благодати все свою жизнь, и совершать безблагодатные Таинства.

Для меня является актуальным ответ на вопрос, почему из 60 - 70 % россиян в храмах в воскресения бывает всего около 0,5 %. Не потому ли, что они не были при Крещении рождены свыше, потому что Таинство совершалось за мзду (пожертвование), безблагодатным священником, рукоположенным в нарушение канонов, епископом, погрязшим в смертных грехах?

Ибо любящий и рожденный от Бога стремится к Нему. "Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога" (1Ин.4:7).

Могу добавить, что удивительно то, что автор пропустил важные слова из Священного Писания:

"Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!" (Пс. 31:1-2). В этих словах, правда, есть условие отпущения грехов - согрешавший должен быть честным человеком.

"Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.  Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас" (Рим. 8:28-34).

В этих словах есть другое  условие оправдание грехов - согрешивший должны быть человеком, любящим Бога и нужным Богу для совершения Его воли.

"...и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим... Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6:12-15).

Однако с другой стороны по-настоящему честный пастырь, совершивший грех, который по канонам не допускает священического служения, должен честно признаться в этом, и подать прощение о лишении сана. И это будет поступок истинно праведника, праведника, оступившегося и искренне покаявшегося.

***

Читайте также по теме:

***

Свидетельства того, что благодать не зависит от личных качеств человека есть и в Евангелии:

"Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите, а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.... (Мф. 10:5-7).

Напомню, что среди двенадцати был Иуда (на тот момент - по крайней мере вор). Однако в Евангелии нет никаких указаний, что он не мог исцелять, изгонять бесов и т.п.

О том, что Иуда имел те же дарования, что и Апостолы мы слышим и в Утрени Страстной Пятницы:

"Кий тя образ, Иудо, предателя Спасу содела? Еда от лика тя апостольска разлучи? Еда дарования исцелений лиши? Еда со онеми вечеряв, тебе от трапезы отрину? Еда иных ноги умыв, твои же презре? О коликих благ непамятлив был еси! И твой убо неблагодарный обличается нрав. Того же безмерное проповедуется долготерпение, и велия милость"

***

Примечание редакции. Совершенно бестолковый аргумент. На тот момент Иуда Искариот и не совершил предательства, возможно ещё и не начал воровать.

***

О действительности Таинств, совершаемых грешными священнослужителями, много раз писал свт. Иоанн Златоуст:

"Кто почитает священника, тот будет почитать и Бога; а кто стал презирать священника, тот постепенно дойдет когда-нибудь и до оскорбления Бога. "Кто принимает вас", – сказал Господь, – "принимает Меня" (Мф.10:40); священников Его, сказано в другом месте, имей в чести (Числ.18:8). Иудеи стали презирать Бога потому, что презирали Моисея, что бросали в него камни. Кто благоговеет пред священником, тот тем более будет благоговеть пред Богом. Хотя бы священник был нечестив, но Бог, видя, что ты из благоговения к Нему почитаешь даже недостойного чести, сам воздаст тебе награду" (свт. Иоанн Златоуст. Толкование на 2-е послание к Тимофею, 2)

"Что же, скажешь, неужели Бог рукополагает всех, даже и недостойных? Всех Бог не рукополагает, но чрез всех сам Он действует, – хотя бы они были и недостойными, – для спасения народа. Если для народа Он говорил чрез ослицу и Валаама, человека нечестивого (Числ.22), то тем более – чрез священника. Чего не делает Бог для нашего спасения? Чего не изрекает? Чрез кого не действует? Если Он действовал чрез Иуду и чрез тех пророков, которым говорит: "не знаю вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Лк.13:27; Мф.7:23), и которые изгоняли злых духов, то тем более будет действовать чрез священников. Когда мы начинаем исследовать жизнь начальствующих, то хотим сами быть рукополагателями учителей, и таким образом извращается все, ноги становятся вверху, а голова внизу. Послушай Павла, который говорит: "Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или [как] [судят] другие люди" (1 Кор.4:3); и еще: "А ты что осуждаешь брата твоего" (Рим.14:10)? Если же не должно осуждать брата, то тем более учителя. Если бы Бог повелел тебе это, то ты поступал бы хорошо, и грешил бы, не поступая так; но если напротив, то не будь дерзким и не выходи из своих пределов" (свт. Иоанн Златоуст. Толкование на 2-е послание к Тимофею, 3)

"...когда рукополагает Бог, - мы и презираем рукоположенного, и оскорбляем его, и преследуем бесчисленными поношениями, и, тогда как нам запрещено судить и своих братьев, изощряем язык на священников. И какое найдем мы себе оправдание, когда в своем глазе не видим бревна, а у другого со злобным старанием замечаем и сучек? Ужели не знаешь, что, когда судишь таким образом других, приготовляешь и себе самому тягчайшее осуждение? Говорю это не потому, чтобы я одобрял недостойно проходящих служение священства; нет, - я крайне жалею о них и плачу; тем не менее однакож утверждаю, что и в этом случае подчиненные и особенно люди самые простые, не имеют права судить их. Пусть жизнь священника будет самая порочная; но, если ты внимателен к самому себе, то не потерпишь никакого вреда в том, что ему вверено от Бога. Если Господь заставил говорить ослицу и через волхва даровал духовные благословения; если, таким образом, и через бессловесные уста ослицы, и через нечистый язык Валаама Он действовал для неблагодарных иудеев, то тем более для вас если вы будете признательны, Он сделает со своей стороны все, что нужно, и ниспошлет Духа Святого, - хотя бы и крайне порочны были священники. Ведь и чистый (священник) не своею собственною чистотою привлекает Духа Святого; но все совершает благодать. "Ибо все ваше", говорится, "Павел ли, или Аполлос, или Кифа" (1 Кор. 3:22). Все, что вверено священнику, есть единственно Божий дар; и, сколько бы не преуспевало человеческое любомудрие, оно всегда будет ниже той благодати. Говорю это не для того, чтобы мы беспечно располагали своей жизнью, но для того, чтобы вы подчиненные, видя нерадение кого-либо из предстоятелей, не преумножали по этому поводу для самих себя зла. Но что я говорю о священниках? Ни ангел, ни архангел не может оказать никакого действия на то, что даруется от Бога: здесь все устрояет Отец и Сын и Святой Дух, а священник только ссужает свой язык и простирает свою руку. Да и несправедливо было бы, если бы, по причине порочности другого лица терпели вред те, которые с верою приступают к символам нашего спасения. Итак, зная все это, будем и Бога бояться, и уважать Его священников, оказывая им всякую честь, чтобы и за свои добрые дела и за уважение к ним получить от Бога великую награду, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа." (Св. Иоанн Златоуст На Иоанна 86, 4).

"Но как он называет плотскими людей, которые получили столько (даров) Духа и которых он в начале послания превозносил такими похвалами? Точно также, как были плотскими те, которым говорит Господь: "отойдите от Меня,... не знаю вас, делающие беззаконие" (Мф.7:23), хотя они изгоняли бесов, воскрешали мертвых и изрекали пророчества. Следовательно и тот, кто совершал знамения, может быть плотским. Так Бог действовал и чрез Валаама, открывал будущее и фараону и Навуходоносору, и Каиафа пророчествовал, сам не зная, что говорил, и другие некоторые изгоняли бесов Его именем, хотя сами не были с Ним, – потому что все это бывает не для совершающих, а для других. Часто это совершалось и чрез недостойных. И удивительно ли, что это бывает чрез людей недостойных для других, если и чрез святых Бог действует для других?

Так Павел говорит: … "Он поставил одних Апостолами, других пророками,... иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения" (Еф.4:11–12). Если бы этого не было, то все беспрепятственно впадали бы в погибель. случается, что начальники бывают злы и невоздержны, а подчиненные добры и воздержны, миряне живут благочестиво, а священники порочно; и если бы благодать всегда искала достойных, то не было бы ни крещения, ни совершения тела христова, ни приношений. Но теперь Бог действует и чрез недостойных, и благодать крещения нисколько не терпит вреда от жизни священника; иначе и приемлющий терпел бы вред. Хотя это бывает редко, однако бывает. Говорю это для того, чтобы кто-нибудь из предстоящих, наблюдая за жизнью священника, не соблазнялся касательно совершаемых им таинств. Человек ничего не привносит в них от себя, но все – дело силы Божией; Бог действует на вас в таинствах" (Св. Иоанн Златоуст. Беседы на послание 1 к Коринфянам. Беседа 8).

Об этом же писали и другие Отцы Церкви.

Свт. Григорий Богослов:

"Не говори: "меня должен крестить Епископ, притом Митрополит и Иерусалимлянин (благодать не от места, а от Духа), сверх того кто-нибудь из людей благородных; ибо опасно, чтобы благородство мое не было унижено крестителем; или хотя священник, но безбрачный, человек воздержный и ангельской жизни; ибо несносно, если осквернюсь во время очищении". - не вникай в достоверность проповедника или крестителя. У них есть другой Судия, испытующий и невидимое; потому что человек (зрит) на лице, Бог же на сердце (1 Цар. 16:7), а к очищению тебя всякой достоин веры, только был бы он из числа получивших на сие власть, не осужденных явно и не отчужденных от Церкви. Не суди судей ты, требующий врачевания; не разбирай достоинства очищающих тебя; не делай выбора, смотря на родителей. Хотя один другого лучше, или ниже, но всякий выше тебя. Рассуди так: два перстня, золотой и железный, и на обоих вырезан один и тот же царский лик, и обоими сделаны печати на воску. Чем одна печать отлична от другой? - Ничем. Распознай вещество на воску, если ты всех премудрее. Скажи: который оттиск железного, и который золотого перстня? И от чего он одинаков? Ибо хотя вещество различно, но в начертании нет различия. Так и крестителем да будет у тебя всякий! Ибо хотя бы один превосходил другого по жизни, но сила крещения равна, и одинаково может привести тебя к совершенству всякий, кто наставлен в той же вере" (Св. Григорий Богослов. Слово 40. На святое Крещение).

Св. Исидор Пелусиот:

"Ничто не теряет приемлющий (свящ. Таинства), если бы преподавший оказался и недостойным, и не бесплодными он пользуется Таинствами, хотя бы священник всех людей влек с собою к нечестию" (Lib. III, ерist. 340; цитирую по "Православно-догматическому богословию" митр. Макария Булгакова).

Блж. Августин:

"Богу всегда принадлежит благодать, Богу - и Таинство, а человеку - одно служение. Если он хорош, то согласуется с Богом, действует с Богом; если - худ, то через него совершает Бог видимую форму Tаинства, а сам дарует невидимую благодать" (Eрist. аd Dоnаtistаs CV, n. 12).

"Не думайте, будто от нравов и действий людей зависят божественные Tаинства: они святы от Того, Кому принадлежат" (Cоntr. lib. Pеtil. 11, 37, n. 88).

Об этом же говорит и св. Николай Кавасила ("Истолкование Божественной литургии. Глава 46. О том, каким образом сии Дары всегда бывают приемлемы Богом"). К сожалению, я не смог найти текстовую версию, но интересующиеся – легко найдут аудиофайл. Вкратце, основная мысль св. Николая - та же, что и у других Отцов: Tаинства совершает не человек, а Бог.

Св. Симеон Солунский:

"Вопрос. Если кто узнает что-нибудь за священником и потеряет веру в то, что получит освящение от него: что тогда ему делать?

Если кто за священником узнал какой-либо грех, говорит Василий Великий, то пусть он известит о том архиерея, чтобы тот произвел изследование; но не должен он оказывать пренебрежение священнику пред его церковию. Пока священник сам себя не обезславит, не должно его ни срамить, ни порицать, ни уклоняться от него. Если же кто стесняется обращаться к такому священнику; то пусть идет к другому. но если бы он предоставил Богу то, что знает о священнике и принял чрез него, как чрез орган, дары благодати: то имел бы награды гораздо больше, как обратившийся с верою к благодати, а не к силе человека, и сделавший это ради единого Бога. Как же скоро кто обращается не с верою, то все, "еже не от веры, грех есть" (Рим.14:23), – как написано. Такой пусть лучше идет туда, где имеет веру; только да будет ему известно, что он лишится великой награды за неосуждение, а, быть может, и ошибется, и, если начнет осуждать таких священников, то, по навету врага, начнет осуждать и чернить и невинных и чистых, подвергая тем опасности свое спасение" (Св. Симеон Солунский. Ответы на некоторые вопросы, предложенные ему от архиерея).

Из параллельного места в этом же тексте ясно, что речь идет не только о грешных священниках, но и о грешных епископах:

"...и в недостойном, если только он рукоположен, архиерее, священнике, клирике, или служителе церковных треб, по силе рукоположения благодать действует, ради спасения обращающихся к нему, – и каждый получает от него освящение, и ни один не остается, не сподобившись его. Рукополагаемые ими рукополагаются; разрешаемые от грехов, или связываемые, разрешаются, или связуются, и все, совершаемые ими Tаинства, – действительно Tаинства: потому что совершает их не человек, но чрез этот орган – благодать" (там же).

Бл. Феофилакт:

""Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие". В начале проповеди многие, будучи даже и недостойными, изгоняли бесов, так как демоны обращались в бегство именем Иисуса. Ибо благодать действует и чрез недостойных, подобно тому, как мы получаем освящение и чрез недостойных священников" (Толкование на Евангелие от Матфея. Глава 7)

Св. Никодим Святогорец:

"Так что же, скажет кто-то, - мы должны покоряться любому игумену, архиерею и правителю - даже если он недобрый? Я отвечаю тебе: что, христианин, ты имеешь в виду, говоря, что твой архимандрит или игумен недобр? Если он недобр в вере, то есть если он имеет еретические и хульные учения, то уйди от него, даже если он ангел, сошедший с неба. Если же он недобр в [собственной] жизни и подвиге, то покоряйся ему, ибо Господь говорит о таких, как он: "на Моисеове седалищи седоша книжники и фарисее. Вся убо елика аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите: по делом же их не творите: глаголют бо и не творят" (Мф.23:3).

Но о епископах и игуменах еретиках и развращенных в вере апостол Павел сказал, чтобы мы не прилагались их учения: "В научения странна и различна не прилагайтеся" (Евр.13,9). Почему же мы должны повиноваться архиереям и вообще всем пастырям, недобрым в житии, но не должны повиноваться архиереям (и вообще всем пастырям.), недобрым в вере? Потому что архиерей, недобро живущий, никогда не станет советовать другим тоже жить плохо: ведь и сам он, совершая злые дела, стыдится их. И из одного ясно видно другое: то есть раз он использует всякое ухищрение и способ, для того чтобы скрыть от людей совершаемые им недобрые дела, то как он сможет учить им других?" (Преп. Никодим Святогорец. Толковании на послание к Евреям . Цит. по иером. Доримедонт. К неверящим в то, что в наше время возможно доброе послушание пастырю. М., "Святая Гора", 2004. - с. 30-31).

"Что ж касается до немощи о. Гавриила, то Вам известно, что немощь священника как человека, отнюдь не препятствует совершению Таинств, совершающихся по причине благодати священства, которою облечен человек, а не по причине собственных его достоинств, хотя и приятно видеть в одном лице соединение достоинств собственных с дарами благодати" (Свт. Игнатий Брянчанинов. Письмо иером. Антонию Бочкову 28 августа. Полное собрание творений. Том 4. С. 529.)

О недопустимости отделяться от грешного но не осужденного собором епископа (в частности, прекращать его поминовение на литургии) прямо говорят каноны Двукратного Собора: они определяют такое отделение как раскол.

13 Двукр. Вселукавый, посеяв в Церкви Христовой семена еретических плевел, и видя, яко оне мечем Духа посекаются из корени, вступив на другой путь козней, покушается безумием раскольников разсекати тело Христово; но и сей его навет совершенно воспрящая, святый собор определил ныне: аще который пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям, зазрев своего епископа, прежде соборнаго изследования и разсмотрения, и совершеннаго осуждения его, дерзнет отступити от общения с ним, и не будет возносити имя его в священных молитвах на литургиях, по церковному преданию: таковый да подвергнется извержению, и да лишится всякия священническия чести. Ибо поставленный в чине пресвитера, и восхищающий себе суд, митрополитам предоставленный, и, прежде суда, сам собою осуждати своего отца и епископа усиливающийся, не достоин ни чести, ниже наименования пресвитера. Последующие же таковому, аще суть некие от священных, токожде да лишены будут своея чести: аще же монахи или миряне, да отлучатся вовсе от церкви, доколе не отвергутся сообщения с раскольниками, и не обратятся к своему епископу.

14 Двукр. Аще который епископ, поставляя предлогом вину своего митрополита, прежде соборнаго разсмотрения, отступит от общения с ним, и не будет возносити имя его, по обычаю, в Божественном танодействии: о таковом святый собор определил: да будет низложен, аще токмо обличен будет, яко отступил от своего митрополита, и сотворил раскол. Ибо каждый должен ведати свою меру: и ниже пресвитер да пренебрегает своего епископа, ниже епископ своего митрополита.

15 Двукр. Что определено о пресвитерах и епископах и митрополитах, то самое, и наипаче, приличествует патриархам. Посему, аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отсупити от общения со своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но прежде соборного оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол: таковому святый собор определил быти совершенно чужду всякаго священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии. Впрочем сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви…

В интернет-обсуждениях некоторые, ссылаются на 31-е Апостольское правило:

Ап. 31. Если который пресвитер презрев собственного епископа, отдельно собрания творить будет, и алтарь иной водрузит, не обличив судом епископа ни в чем противном благочестию и правде: да будет извержен, как любоначальный. Ибо есть похититель власти. Так же извержены да будут и прочие из клира, к нему приложившиеся. Миряне же да будут отлучены от общения церковного. И сие да будет по первом, и втором, и третьем увещании от епископа.

Отмечают, что в греческом оригинале слово "судом" отсутствует, т.е. следует читать "...не обличив епископа ни в чем противном благочестию и правде...". Отсюда будто бы следует, что от тяжко и нераскаянно грешащих епископов можно отделяться. Некоторые идут дальше и делают вывод, будто их Tаинства могут быть неспасительными (по крайней мере для тех, кто знает об их грехах). Такое толкование, очевидным образом противоречит приведенным выше словам Отцов.

Впрочем, по мнению патролога А. Дунаева данное место в греческом тексте следует переводить просто "осудив". а как это понимать - уже толкования.

Приведу также фрагмент толкование на Ап. 31 византийского канониста Матфея Властаря в Алфавитной Синтагме:

"...клирики могут отделяться от своих епископов не по какой другой причине, разве если обличат их судом как нечестивых или несправедливых. Другим же способом, хотя бы на епископа или на пресвитера были взводимы обвинения в тяжких преступлениях, несправедливо отступать от общения с ним прежде, чем суд, по тщательном расследовании, не низложит его: ибо благодать не от людей, но от Святого Духа, Который и чрез недостойных подает ее тем, которые приступают с теплотою веры: ибо не всех Бог рукополагает, говорит Св. Златоуст".

Свт. Афанасий Ковровский:

"В Церкви Христовой благодать изливается и освящение и спасение совершается не священнослужителями, а самою Церковию, чрез священнослужителей. Священнослужители – не творцы благодати. Они только раздаятели ее…

За недостойных священнослужителей Господь посылает Ангела Своего совершать святые Tаинства. Tаинства, совершаемые недостойными священнослужителями, бывают в суд и осуждение священнослужителям, но в благодатное освящение с верою приемлющим их…"

Преп. Ефрем Сирин:

"Как не терпят вреда светлое золото, если покрыто оно грязью, а также и самый чистый бисер, если прикоснется к каким-нибудь нечистым и скверным вещам, так подобно сему и священство не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший его и был недостоин".

Преподобный Макарий Оптинский:

"По заповеди церковной и апостольскому завещанию вы должны уважать священников, яко служителей алтаря и Tаинств Божиих; ибо без них невозможно спастися, и, по силе своей, сколько можете, уделяйте им на их нужды, ибо служащии олтарю со олтарем делятся (1 Кор.9, 13); но при исповеди благодарность вашу можете дать или оставить. Судить же их в их погрешностях совсем не ваше дело; овца пастыря не судит, каков бы он ни был. Судить священника значит судить Самого Христа; как можно сего берегитесь!"

Преподобный Серафим Вырицкий:

"Личные человеческие немощи не могут отнять благодати рукоположения. Во время совершения Таинств священник является лишь орудием в руках Божиих. Все Таинства невидимо совершает Сам Христос. Какой бы ни был батюшка грешный, даже если ему уготовано в огне геенском гореть, только через него мы можем получить разрешение от наших собственных грехов".

Преподобный Иосиф Оптинский:

"Батюшке рассказали про одну барыню, которая умерла без напутствия, потому что в ее приходе был священник, о котором она знала много нехорошего и не захотела у него приобщиться. Старец пожалел умершую и сказал, что не должно смущаться жизнью иерея, так как рука его только действует, а Tаинство совершает благодать. При этом он рассказал, как один преподобный, заболев к смерти, пожелал принять Святые Тайны. Ближайший иерей, которого нужно было позвать, был очень порочной жизни и, казалось, совсем недостоин носить священство. Преподобный несколько смутился, но затем, победив этот помысл, призвал его. Во время причащения Господь сподобил его такого видения: он видел, что его приобщили Ангелы".

Из притчей св. Космы Этолийского:

Некий человек исповедался пятнадцать лет у одного духовника. Однажды он пришёл к нему на исповедь и застал его за грехом блуда.

– Горе мне, я столько лет ему исповедовался – теперь меня ожидает ад, – воскликнул тогда он. Всё, что он мне простил, осталось непрощённым. Сказав это, он тотчас ушёл.

По дороге его начала мучить жажда. Неподалеку он увидел текшую там воду, которая была такой чистой, что он воскликнул:

– Если эта вода столь чиста и прозрачна, то насколько чище её источник!

Наклонился и стал пить.

После этого он дошёл и до источника этой воды, которая текла из пасти одного пса. Человек тяжело вздохнул и сказал:

– Горе мне! Я осквернился.

Тогда Ангел Господень сказал ему:

– Почему сначала, когда ты испил воды – ты не почувствовал себя оскверненным, а теперь, когда увидел, что она течёт из пасти собаки, побрезговал ею? Она что - не от Бога, сотворившего небо, землю и все остальное? Если собака грязная, не переживай, вода не принадлежит ей. Также и духовник, который тебя исповедовал. Прощение, которое он тебе дал, разве принадлежит ему? Нет, оно принадлежит не ему, но Духу Святому. Так как у него есть сан иерея, он выше царей и Ангелов. А если он блудник, что тебе с того? Он олицетворяет собой пасть пса, а тебе расстраиваться не следует. Все, что он тебе простил, будет прощено. Тебе надо только пойти к духовнику и покаяться, а его самого уже будет судить Бог. И Ангел стал невидимым.

Тогда человек поспешил назад к своему духовнику, рассказал ему обо всем произошедшем и принес ему покаяние, как научил его Ангел. Услышав этот рассказ, духовник, заплакал, покаялся и спасся. Нам следует обвинять во всем себя и тогда спасемся.

Валерий Синильников

Живой журнал - 12.02.2014.

 

 
Читайте другие публикации раздела "Таинства Православной Церкви"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2021

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru