О крещении чрез погружение и обливание
Епископ Михаил Лузин о недопустимости
крещения людей обливанием.
Крещение в океана полном
троекратным погружением на Филиппинах и мочение лба в
Ульяновске
***
Содержание:
Введение.
I. О крещении чрез погружение.
II. О крещении чрез обливание.
***
Спаситель мира, Господь наш Иисус
Христос заповедал ученикам Своим крестить "вся языки"
(Мф.28:19.) и сказал: "иже веру иметь и крестится,
спасен будет" (Мк. 16:16); напротив того, "аще кто не
родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие"
(Ин.3:5). На сем основании не только православная
христианская Церковь, но и общества христианские,
отторгавшиеся от Православия, признавали и признают
необходимость крещения и принимают к себе, каждого,
обращающегося к вере христианской, не иначе, как
совершив над ним крещение. Равным образом Церковь
постоянно содержала и содержит ту истину, что видимым
веществом таинства крещения должна быть вода, а не
другое какое-либо вещество.
Но при таком всеобщем и единодушном
признании необходимости крещения для вступления в
Царствие Божие, и именно крещения водою, не везде был и
доныне, остается одинаковым способ совершения сего
таинства, а были, и ныне существуют, различные способы
крещения, именно:
1) способ погружения, употребляющийся по
преимуществу в восточной православной Церкви.
2) способ обливания, вошедший почти во
всеобщее употребление в западной римско-католической
Церкви и во всех протестантских обществах [1].
Какое значение имеет разность сия? Как
относятся упомянутые способы употребления воды при
совершении крещения ко внутренней силе и действенности
сего таинства? Если крещение, совершаемое чрез
погружение, есть истинное и спасительное крещение: то
может ли быть признаваемо таковым и обливательное
крещение [2]? В православной
Церкви давно уже решены сии вопросы, могущие возникнуть
в ум христианина, при взгляде на неодинаковость способа
совершения таинства крещения; и христианину,
руководимому ею на пути умственного и нравственного
совершенства, остается только вникнуть в ее учение,
исследовать ее определения и законоположения о сем,
чтобы не впадать в недоумения при сих вопросах.
Православная Церковь учит, что таинство
крещения должно быть совершаемо чрез троекратное
погружение крещаемого в воду [3].
Сие учение и сообразное с ним действование православной
Церкви основывается:
1) на священном Писании;
2) на примере и свидетельствах о сем
древней Церкви вселенской, показывающих апостольское
предание.
Пример крещения подал верующим Сам
Богочеловек - Установитель сего таинства, приняв
крещение во Иордан от Иоанна (Мф.3:13-17. Мк. 1:9-11.
Лк.3:21-22). Повествуя о сем
событии, Евангелисты говорят: "и крестився Иисус взыде"
(ἀνέβη) "абие от воды" (Мф.3:16); "и abie восходя от
воды, виде разводящася небеса" (Мк. 1:10). Но это
восхождение Иисуса Христа от воды само собою
предполагает нисхождение Его в воду, - как говорит
Константинопольский Патриарх Иеремия [4]. Теперь спрашивается: для чего же Спасителю
нужно было сходить в воду, если бы Он крестился не
посредством погружения? Очевидно, для обливания не
требовалось сего. Это так ясно, что и из среды западных
писателей более беспристрастные сознаются, что словами:
"взыде от воды" и: "восходя от воды"
- Евангелисты
означают именно погружение Христа Спасителя, а не
какой-либо другой способ крещения [5].
Крещение Господне. Мозаика,
XII век.
Capella Palatina di Palermo, Италия. Это и
удивительно, что еще в XII
веке итальянские католики не могли себе представить, что
крещение может быть не в полное погружение
К тому же заключению приводит
рассмотрение способа крещения Иудеев Предтечею Иоанном
вообще. Без сомнения, он крестил Иисуса Христа таким же
образом, как крестил и прочих иудеев, приходивших к
нему; в противном случае. Евангелисты не преминули бы
упомянуть об особенности крещения Иисусова сравнительно
с другими Иудеями, если бы в самом дел была какая-либо
особенность (чего однакоже не видим). Но Евангелист,
говоря о крещении Иудеев Иоанном, между прочим замечает,
что он крестил в Энопе близ Салима: "яко воды многи
бяху ту" (Ин.3:23). Нет сомнения, что Иоанн избрал это
многоводное место для крещения Иудеев потому, что здесь
удобнее было крестить посредством погружения [6].
Ибо если бы Предтеча крестил посредством
обливания, или окропления: то не было бы нужды во
множестве воды; так крестить Иоанн мог бы во всяком
месть Иордана, даже не в реке, а везде, где было
сколько-нибудь воды для обливания, или окропления. Таким
образом, и здесь представляется немалое доказательство
того, что Спаситель крестился именно посредством
погружения.
Древняя Церковь не имела никакого сомнения в том, что
Христос крестился чрез погружение в струях Иорданских.
Блаженный Иероним говорит: "и Сам Спаситель наш Иисус
Христос, Который не очищался в крещении, но крещением
Своим очищал все воды, тотчас как только поднял главу из
потока (statim ut сарut ехtulit de fluеntо), приял Духа
Святого [7]". В канонах,
составленных древними св. песнопевцами на Богоявление
Господне и в честь св. Иоанна Крестителя, ясно также
выражается предание, что Спаситель крестился чрез
погружение. Так в каноне на Богоявление Господне Космы
Маиумского говорится: "огнем Божества невещественным в
плоть вещественну одеявся, Иорданского облагается водою" [8]. Преподобный Иосиф песнописец (IХ-го века) в
своих канонах Иоанну Крестителю говорит, - в одном:
"бездну погрузивый (καταδύσας) благоутробия Христа в
речных струях" [9]; в другом;
"погрузивый во Иорданских струях бездну милосердия,
пророче" [10]. В ином каноне
тому же Пророку воспевается: "каплю спасения одожди ми,
Предтече, погрузивый в струях Иорданских сладости потока
Иисуса" [11]; "во главу
усчен был еси без правды, блаженне, погрузивый главу
Христову в водах" [12].
Так Сам божественный установитель
таинства крещения на Себе показал пример, как должно
совершаться оно в Церкви Его.
Освятив крещение собственным примером,
Спаситель, по воскресении Своем, торжественно установил
таинство крещения, когда сказал Апостолам: "шедшее
научите вся языки крестяще их (Βαπτιζοντεσ) во имя Отца
и Сына и Святого Духа" (Мф.28:19). Здесь понятие
крещения выражено таким словом, которое само собою
показывает образ совершения сего таинства. Слово
ΒαπτίΖω, по сознанию и самих западных писателей [13], значит собственно погружаю. LХХ толковников
сим словом переводили еврейское слово tаbаl, которым
означается погружение, напр. "и сниде Нееман и
погрузися" (ἐβαπτίσατο) "во Иордане седмижды"
(4Цар.5:14). Тоже значение, без сомнения, имеет слово
βαπτίζω и в заповеди Иисуса Христа о крещении
(Мф.28:19).
Так как Господь изрекая сию заповедь, не
присовокупил никакого особенного объяснения касательно
внешнего действия, выражаемого словом: "крестяще": то
Апостолы с сим словом, необходимо, соединяли понятие о
том же дейстии, какое употреблял Иоанн при крещении
Иудеев, и каким был крещен Сам Иисус Христос, т. е.
понятие о действии погружения.
Приняв от Спасителя заповедь крестить "вся языки",
Апостолы крестили обращающихся к вере во Иисуса Христа
посредством погружения. Это особенно можно видеть в
примере крещения Евнуха св. Филиппом. Писатель книги
Деяний Апостольских св. Лука, повествуя о сем событии,
говорит: "и снидоста оба на воду, Филипп же и каженик: и
крести его. Егдаже изыдоста от воды, Дух Святый нападе
на каженика" (Деян.8:38-39.). Здесь говорится, что
Филипп и каженик сошли в воду (κατέβησαν εὶς τὸ ὕδωρ),
один для совершения, другой для принятия крещения. Но
для чего им нужно было сходить в воду, если бы Филипп
хотел крестить каженика, и действительно крестил его, не
чрез погружение? Выражения: "вошли в воду" и: "вышли из
воды" сами собою показывают, что здесь говорится о
крещении не чрез обливание, или окропление водою.
Что́ касается до обратившихся ко Христу
в день Пятидесятницы трех тысяч человек (Деян.2:41): то
нет никакой необходимости с некоторыми из западных
писателей [14] предполагать,
будто крещение их, по причине их множества, не могло
совершиться чрез погружение. Так думают и более
беспристрастные из западных писателей. Вот слова одного
из них: "богословы, которые в крещении трех тысяч
уверовавших видят крещение чрез окропление, не
примечают, что св. Лука отнюдь не говорит, будто св.
Петр крестил сии три тысячи человек в один день и притом
без помощи других Апостолов. Вероятнее, что и прочие
Апостолы в разных местах во Иерусалим крестили
новообращенных и, может быть, не в один день" [16]/
О крещении домов - Корнилия
(Деян.10:47-48.) и темничного стража (10, 32-33), в
котором хотят видеть следы обливательного крещения, мы
воспользуемся кратким замечанием одного из западных же
писателей, что при сем ненужно опускать из виду
употребления на восток домашних ванн, в которых удобно
было крестить и посредством погружения [16]/
Что Апостолы, как сами совершали, так и
преемникам своим предали совершать таинство крещения
чрез погружение, сие видно так же из того, что в древней
Церкви, ближайшей ко временам апостольским, крещение
обыкновенно совершалось чрез погружение. Так оно
совершаемо было ближайшими преемниками Апостолов,
конечно, по примеру и наставлению св. Апостолов.
Спаситель говорит: "аще кто не родится
водою и Духом, не может внити в Царствие Божие"
(Ин.3:5). Очевидно, Господь говорит здесь о духовном
возрождении человека в крещении. Точно также и святый
Апостол Павел называет крещение "банею пакибытия" или
возрождением (Тит.3:5). Но если приложить к понятию
возрождения употребления воды, при посредстве которой
оно совершается: то нетрудно приметить, что понятию
возрождения никакое действие не соответствует так точно,
как действие погружения. Святые Отцы Церкви, сравнивая
действие крещения с действием рождения естественного,
соответственным сему последнему находят именно действие
погружения: ибо, кроме сего действия, они не говорят ни
о каком другом. Святой Златоуст говорит; "погрузившись к
купель вод, он (грешник) восходит из божественных струй
чище лучей солнечных; - потому она и называется банею
пакибытия, что в ней как будто снова родились мы" [17]. И в другом месте: "мы как из утробы матерней,
так и от воды раждаемся" [18].
Сие сравнение духовного рождения с естественным,
очевидно, указывает на погружение. - Равным образом,
когда св. Дионисий Ареопагит именует купель матерью
сыноположения [19] и когда
св. Григорий Богослов сопоставляет три рождения - из
тела, из купели и из гроба (в воскресении) [20]: то оба разумеют именно действие погружения,
как вполне соответствующее действию рождения
естественного.
Святой Апостол Павел в послании к
Римлянам пишет: "или неразумеете, яко елицы во Христа
Иисуса крестихомся, в смерть. Его крестихомся?
Спогребохомся убо Ему крещением в смерть: да якоже воста
Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении
жизни ходити начнем" (6, 3-4). Чтобы внешним действием
крещения вполне изобразить погребение и воскресение
Христово и наше спогребение и совоскресение с Ним,
очевидно, нужно погружать тело в воду, как бы во гроб, и
восклонять его - как бы воздвигать из гроба. И о сем
именно действии единогласно говорят святые Отцы и
Учители Церкви, как образ, вполне соотвествующем
изображаемому. Погружение в воду (κατάδυσις
-
immersio), по их учению, соответствует погребению Иисуса
Христа и нашему с Ним спогребенно; а восклонение из воды
(ἀνάδυσις
- emersio, еlеvаtио) - Его воскреcению и
нашему с Ним совоскресению, Приведем некоторые из их
свидетельств. Так св. Григорий Нисский говорит: "входя в
воду, сродную земле стихию, мы в ней, как Спаситель в
земле, скрываемся, и, сделав сие трижды, изображаем
тридневную благодать воскресения" [21].
Но особенно подробно и ясно раскрывает
сей предмет св. Кирилл иерусалимский: "вы исповедали,
говорит он новокрещенным, спасительное исповедание, и
погружались троекратно в воду, и снова из воды изникали
изображая сим тридневное погребение Христово: ибо, как
Спаситель наш "три дни и три нощи" пребыл во чрев земли
(Мф.12:40): так и вы первым из воды изникновением
изобразили первый день, а погружением - первую ночь
Христова пребывания в земле... В тоже время вы и
умирали, и рождались; и оная спасительная вода была для
вас и гробом и матерью... Новое и необычайное дело! Не
истинно мы умерли, не истинно погребены были, и не
истинно распятые воскресли; но уподобление бывает только
в образе, а спасение в самой вещи. Христос действительно
был распять, действительно погребен и истинно воскрес, и
все сие даровал нам, чтобы, приобщившись страданий Его
уподоблением, на самом деле приобрести нам спасение" [22].
Такое объяснение погружения, как образа
погребения Христова и нашего с Ним спогребения, и -
восклонения, как подобия воскресения Христова и нашего с
Ним совоскресения, встречается и у западных Отцов и
Учителей Церкви. Так св. Лев, Папа римский, говорить:
"тридневному погребению соответствует троекратное
погружение, а восклонение от вод есть подобие востающего
из гроба" [23].
Другой учитель западной Церкви, блаж.
Августин говорит: "после того, как вы обещались
веровать, мы трижды погрузили главы ваши в священном
источнике. Вы правильно трижды погружены: потому что
крестились во имя Иисуса Христа, Который в третий день
воскрес из мертвых; ибо погружение, трижды повторенное,
выражает образ Господня погребения, чрез него вы
спогреблись Христу в крещении и с ним совоскресли в
вере" [24]. Таки образом,
как восточные, так и западные Отцы и Учители Церкви,
раскрывая мысль св. Апостола Павла о спогребении нашем
Христу и совоскресении с Ним в крещении, видят образ и
подобие сего именно в погружении и восклонении
крещаемого.
Вот основания, заключающиеся в св.
Писании, по которым православная Церковь учить и
заповедует совершать таинство крещения чрез погружение.
Если Сам Спаситель крестился посредством погружения, и
заповедь Его о крещении указывает также на погружение;
если сим способом крестили св. Апостолы и предали своим
преемникам крестить так; если погружением в воду ясно
изображается внутренняя сила и действие таинства
крещения, - наше духовное возрождение, спогребение и
совоскресение со Христом: то, очевидно, что крещение
чрез погружение есть самый правильный и вполне
совершенный способ совершения сего таинства.
Другим основанием, по которому
православная восточная Церковь совершает, и заповедует
совершать, таинство крещения чрез погружение, служат
пример и свидетельства о сем древней Церкви вселенской.
Раннехристианский баптистерий в Карфагене
(территория современного Туниса)
Из свидетельств древности о способе
совершения таинства крещения мы убеждаемся, что обычай
погружения был во всеобщем употреблении в древней
Церкви, как на восток, так и на западе, начиная с 1-го
века. Всеобщее сие обыкновение, без сомнения, не могло
основываться ни на чем другом, кроме того, что сей
именно способ крещения древняя Церковь признавала
законным.
Что обычай крестить чрез погружение был
во всеобщем употреблении в древней Церкви, церковная
древность представляет столько ясных доказательств, что
нельзя иметь ни малейшего сомнения в сей истине. Из
многочисленных свидетельств о сем достаточно представить
здесь, кроме изложенных уже выше, еще некоторые. Так -
1-м веке: св. Варнава говорит: "крещение преподается во
оставление грехов; мы нисходим в воду отягченные грехами
и нечистотою, а восходим плодоносящими в сердце страх и
имея в дух надежду на Иисуса" [25].
Эрма говорит: "прежде, нежели человек
приимет имя Сына Божия, он определен к смерти. Но когда
приемлет сию печать, тотчас освобождается от смерти и
приемлет жизнь. Печать же сия есть вода, в которую
нисходят люди подлежащими смерти, а восходят
определенными к жизни" [26].
Св. Дионисий Ареопагит, описывая обряды, с которыми
совершалось таинство крещения в его время, между прочим
говорит: "Священноначальник трижды погружает крещаемого,
призывая при троекратном его погружении (καταδύσεσι) и
восклонении (ἀναδύσεσι) три Лица Божественного
Блаженства" [27]. И в другом
месте: "тремя погружениями (καταδύσεσι) крещаемый
подражает Богоначальной смерти и тридневному погребенно
Жизнодавца Иисуса, сколько вместительно для человека сие
подражание" [28].
В 2-м веке о всеобщем обычае крестить
чрез погружение свидетельствуют Тертуллиан и Климент
александрийский. Первый говорит: "намереваясь приступить
к воде, мы прежде свидетельствуем, что отрекаемся от
диавола и гордыни и ангелов его; потом трижды
погружаемся" [29]. Климент
александрийский говорит: "будучи погружаемы в воду
(καταδυόμενοι), мы просвещаемся, просвещаясь,
усыновляемся Богу" [30].
В 3-м веке Св. Ипполит говорит: "кто с
врою входит в купель (καταβαίνων εἰς τὴv κολημβήθραν)
возрождения, тот разлучается с лукавым, вступает в союз
со Христом, - совлекается рабства и облекается в
усыновление. Он восходит (ἀνέρχεται) от купели крещения
светел как солнце, сияя лучами правды" [31]. Здесь выражения: "входит в купель" и
"выходит", очевидно, указывают на обычай погружения.
Довольно важным свидетельством всеобщности обычая
погружения в 3-м век должно также почесть сомнение
африканского епископа Магнуса в истинности
обливательного крещения, разрешенное св. Киприаном
карфагенским [32]. Видно, что крещение чрез обливание
было в это время еще редким, когда многие, и притом
такие люди, каковы епископы, не знали, как о нем думать,
В 4 и 5 веках. Св. Василий Великий говорит: "великое
таинство крещения совершается тремя погружениями и
равночисленными им призываниями" [33].
Св. Златоуст: "когда мы погружаем главы
(καταδυνόντων ἡμω ν τὰς κεφαλὰς) в воде, как бы в
некотором гроб, ветхий человек погребается, и потом,
когда мы восклоняемся (ἀνανευόντων ἡμω ν),
- востает
новый" [34]. Блаженный Иероним: "мы крестимся во имя
Отца и Сына и Святого Духа, и при сем трижды
погружаемся" [35].
Свидетельства св. Льва Папы римского и блаж. Августина
мы уже имели случай привести выше [36].
В 6-8 веках погружение было во всеобщем
употреблении, как это видно из свидетельств св. Григория
Двоеслова и других. В послании к епископу испанскому
Леандру Григорий писал: "о троекратном погружении в
крещении нельзя отвечать правильные того, как вы
думаете. Мы, погружая троекратно, означаем сим таинство
тридневного погребения, чтобы троекратным восклонением
младенца из воды изобразить тридневное воскресение"
[37] - В требнике его говорится: "священник должен
крестить троекратным погружением (baptizet sub tгinа
mеrsиоnе), призывая только однажды имя св. Троицы. Он
должен говорить так: я крещаю тебя во имя Отца, - и
погрузить в первый раз (mergat semel), - и Сына, - и
погрузить в другой раз (mergat iterum), и Святого Духа,
- и погрузить в третий раз (mergat terbio)" [38]. Св.
Иоанн Дамаскин говорит: "крещение есть образ смерти
Христовой; ибо в крещении троекратным погружением
означается тридневное Господне пребывание во гроб [39].
Из сих свидетельств св. Отцов и Учителей
Церкви первых восьми веков видно, что погружение было
обыкновенным и всеобщим способом крещения в древней
Церкви. Они нигде не сопоставляют сего способа с
другими, и сие-то самое показывает всеобщее употребление
именно погружения: ибо в противном случае св. Отцы и
Учители Церкви говорили бы безразлично как о погружении,
так и об обливании, но писания их не подтверждают сего.
бычай совершать таинство крещения чрез
погружение является и в следующих веках всюду
господствующим, не только в восточной Церкви, в которой
он и доныне соблюдается неизменно, но и в западной, в
которой имел полную силу до конца ХIII-го века [40].
Употреблять вместо погружения обливание,
кроме случаев крайней нужды, запрещалось на самом
западе. Так, в Англии Собор Целихитский (816 г.)
предписывает: "пусть знают священники, что, совершая
святое крещение, они должны не возливать воду на главы
младенцев, но всегда погружать их в купели, как Сын
Божий подал всякому верующему пример в Себе Самом" [41]. В требник Галенском, который относят к IX
веку, предписывается: "потом (после вопросов о вере)
священник должен крестить троекратным погружением
(bartizet sub trina mersioneа), призывая только однажды
имя Святыя Троицы" [42].
Тоже предписывается и в других требниках, относящихся к
IX-XII векам [43].
На поместных западных Соборах ХIII-го
века предписывалось совершать крещение также чрез
погружение. Так - в Англии Собор Ворчестерский (1240 г.)
постановил: "всегда должно быть троекратное погружение
при крещении".
Во Франции Собор Нимский (1284 г.)
постановил: "трижды погружая младенца в воде, крестящий
должен говорить так" - и проч.
В Нидерландах Собор Утрехтский (1293 г.)
определил, чтобы голову младенца трижды погружать в
воде, если только он не будет немощен.
В Германии Собор Кёльнский (1280 г.)
определил: "постановляем, чтобы крестящий, когда
погружает крещаемого в воде, произносил сии слова", и
пр. [44].
Знаменитый богослов западной Церкви XIII
века Фома Аквинский говорит: "хотя крещение может
совершаться не только чрез погружение, но и обливание и
окропление: однако безопаснее крестить способом
погружения, потому что сие находится во всеобщем
употреблении" [45].
По с конца ХIII-го века дело приняло
другой оборот: обычай погружения начал терять свою силу
на запад, и стало входить в общее употребление крещение
чрез обливание, Иоанн епископ литтихский, на Собор 1287
г. постановил: "тот, кто крестит, когда погружает
крещаемого в вод, должен произносить сии слова: "я
крещаю тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа. А чтобы
предохранить крещаемого от опасности, да не погружается
глава младенца в воде, но священник должен трижды
возливать на темя его воду из какого-либо чистого
сосуда". - Собор Камбрейский (1300 г.) постановил:
"слова (я тебя крещаю) произносить должен тот, кто
погружает крещаемого, и когда погружает; а для
предохранения крещаемого от опасности, пусть он не
погружает главу младенца в вод, но возливает трижды на
темя его воду из чаши, или другого какого-либо чистого
сосуда" [46].
Западные Соборы XIV - XVI веков, то
предоставляли произволу частных Церквей и лиц -
совершать крещение посредством погружения, или
обливания, смотря потому, какой где обычай существовал
[47], то решительно говорили (особенно в ХVИ-м веке) об одном
обивании [48]. Следствием было то, что обычай погружения, с течением
времени, все более и более уступал место обливанию, и
обычай обливания распространился наконец на всем западе.
Достопримечательное исключение в сем
отношении на западе представляет Церковь медиоланская. В
конце ХVI-го века, когда на западе уже распространился
обычай крестить чрез обливание, предстоятель
медиоланской Церкви кардинал Карл Барромео установил
навсегда, чтобы крещение в медиоланской Церкви
совершалось не иначе, как посредством погружения,
исключая только крайние нужды, какова напр. тяжкая
болезнь. "Крещение, говорится в определении кардинала,
совершается трояким способом: чрез погружение в воде,
чрез возлияние воды и окропление. Но так как способ
погружения есть древнейшее установление и обычай в
святой Божией Церкви, и постоянно был соблюдаем в Церкви
Амвросиевой: то от обычая погружения отступать не
следует, разве будет настоять угрожающая опасность
смерти; в таком случае крещение совершается или чрез
возлияние воды, или чрез окропление". О самом погружении
кардинал дает такое предписание: "при погружении
священник должен наблюдать, чтобы стоять на той сторон
купели, откуда можно смотреть прямо на востоке". В
погружении он должен наблюдать, чтобы, держа обеими
руками младенца, трижды погружать его, говоря: при
первом (погружении): во имя Отца; при втором: и Сына;
при третьем: и Святого Духа" [49].
Cих постановлений и доныне держится медиоланская
Церковь, и, несмотря на то, что обливание принято теперь
на всем западе, она соблюдает древний обычай и крестит
чрез погружение [50].
Протестанты, отторгшись от единения с
Римскою Церковию, многие из нововведений ее усвоили
себе". Они приняли в последствии и обливательное
крещение. Но первые виновники реформации открыто
сознавались, что сей способ крещения противоречит и
словопроизводству и таинственному значению крещения, и
что посему нужно бы крестить посредством погружения. Так
Лютер о таинстве крещения говорить: "крещение называется
по-гречески βαπτισμὸς, по латыни
- mеrsио, то есть, если
какой-либо предмет погружают в воду так, что она
обнимает его со всех сторон. И хотя во многих местах нет
более обычая погружать младенцев при крещении, а только
возливается на них рукою вода из купели; но делу
надлежало бы происходить так, чтобы младенец и всякий,
кто крестится, весь погружаем был в воду и опять
восклоняем. Этого требует и самое значение крещения: ибо
оно означает, что ветхий человек наш совершенно должен
быть потоплен благодатию Божиею"[51].
В другой раз, советуя Генр. Генезию, как
должно крестить ему одну Евреянку, Лютер говорит: "я
думаю, что она, покрытая платом, должна сесть в ванну,
наполненную водою так, чтобы вода достигала ей до шеи; а
потом крещающий должен трижды погрузить голову ее в воду
с произнесением обычных слов" [52]. Другой реформатор Кальвин в одном месте так
говорит о крещении: "и самое слово - крещение (vеrbum
bарtizаndi) означает погружение (mergere), и обычай
погружения соблюдаем был в древней Церкви" [53] Так и отступившие от Православия признавали
важность погружения, при совершении таинства крещения.
Все, сказанное нами доселе, приводит к
тому заключению, что таинство крещения должно быть
совершаемо чрез погружение, так как чрез погружение
крестился Сам Христос от Иоанна, чрез погружение
крестили св. Апостолы, чрез погружение совершалось сие
таинство в древней Церкви вселенской, наконец,
погружением в воду точно выражается внутренняя сила и
действие крещения - наше духовное возрождение,
спогребение со Христом и совоскресение с Ним, как
изъяснено нами выше.
Хотя то верно, что таинство крещения в
древности обыкновенно совершалось чрез погружение:
впрочем, церковная история представляет несомненные
доказательства того, что древняя Церковь позволяла в
случаях нужды крестить и чрез обливание, признавая, что
таинство крещения не теряет своей силы и при таком
способ совершения, если только совершается во имя Святой
Троицы.
Так, первенствующая Церковь позволяла
крестить обливательным крещением тяжко больных,
возлежавших на одр, которых нельзя было крестить чрез
погружение, и которых посему крестили посредством
обливания, не желая лишить их благодатных даров
крещения; и крещенных таким образом Церковь признавала
истинными христианами.
"Ты спросил меня, любезнейший сын, писал
св. Киприан, епископ карфагенский, Магнусу, - одному из
подчиненных ему африканских епископов, - как я думаю о
тех, которые в болезни и немощи прияли благодать Божию
(крещение), должно ли почитать их истинными христианами,
так как они спасительною водою не омыты, а облиты (non
loti, sed рerfusi)? В этом дуле мое смирение никого не
предосуждает; пусть каждый, как хочет, думает, и как
думает, так и делает. А я, сколько сие доступно
разумению моей посредственности, думаю, что Божественная
благодать не может умаляться и ослабляться; и не может
быть там что-либо меньшее, где с полною и совершенною
верою и дающего и приемлющего принимается то, что
почерпается из Кожественных даров. Ибо зараза греха не
так очищается в спасительном таинстве, как нечистота
кожи уничтожается в телесном омовении, где нужны
купальня, мыло и другие принадлежности, чтобы можно было
омыть и очистить тело. Иначе очищается сердце верующего,
иначе очищается ум человека по заслугам веры.
В спасительных таинствах, по требованию
нужды (соgenete necessitate) и по благоснисхождению
Божию, верующим вполне сообщается благодать, и при
сокращении богоупрежденного чина. И это никого не должно
ощущать, что больные окропляются, или обливаются водою,
когда получают божественную благодать: ибо священное
Писание чрез Пророка Иезекииля говорит: "и воскроплю на
вы воду чисту и очиститеся от всех нечистот ваших и от
всех кумиров ваших и очищу вас; и дам вам сердце ново и
дух нов дам вам" (Иез.36:25-26).
И в другом месте: "рече Господь к Моисею
глаголя, поими левиты от среды сынов Израилевых, и да
очистиши я. И сице да сотвориши им очищение их:
покропиши на пил воду очищения" (Чис.8:5-7); и еще:
"вода окропления очищение есть" (19, 9.). Отсюда видно,
продолжает св. Отец, что и окропление водою имеет силу,
подобно спасительной купели. И когда сие совершается в
Церкви, при чистой вере и дающего и приемлющего: то все
может стать и совершиться по величию Господа и
истинности веры... Мы видим, что крещенные в болезни и
получившие благодать избавляются от нечистого духа,
которым прежде были одержимы, похвально и одобрительно
живут в Церкви, и ежедневно более и более преуспевают в
приумножении божественной благодати, чрез приращение
веры... Посему, заключает св. Отец, сколько мне дано
разуметь верою, мое мнение таково: всякий, кто приемлет
божественную благодать в Церкви, по законной и правой
вере, должен быть почитаем истинным христианином
(Legitimus judicetur Christianus) [54].
Евсевий приводит из письма римского епископа Корнилия
(ИИИ-го в.) к Фабию антиохийскому отрывок
[55], из которого видно, что Новат, когда одержим
был тяжкою болезнию и подвергался опасности смерти, на
том самом одре, на котором лежал, посредством обливания
получил крещение. - И после принятого таким образом
крещения, он достиг степени пресвитера, по благоволению
к нему епископа, который, возложив на него руки, возвел
его на сию священную степень. Хотя это сделалось вопреки
желанию клира, как замечается далее, и, не только клир,
но и многие из народа говорили, что облитого на одре, во
время болезни, не следует возводить ни на какую
церковную степень: но, ни народ, ни клир не требовали
перекрещивания Новата; следовательно, не отвергали
принятого им крещения. А не усумнившийся рукоположить
его во пресвитера, епископ признавал оное совершенно
истинным; в противном случае он не удостоил бы Новата и
рукоположения [56].
Св. Златоуст, похваляя тех, которые не
откладывают крещения до конца жизни, говорит: "хотя как
вам, так и тем, которые крестятся при конце жизни,
сообщается равная благодать (σα τη ς χάριτος), но вы
неравны с ними по предызбранию воли и по приготовлению к
действию. Ибо те принимают крещение на одре;
(λαμβάvουσι ἐν κλίνη), а вы в лоне Церкви
- нашей общей
матери; они - плача и рыдая, а вы - радуясь и
ликовствуя", и далее продолжает описывать различие
крещения, принимаемого в Церкви и дома - на одре,
единственно в отношении к удобству совершения таинства,
торжественности обрядов и душевному состоянию крещаемых [57].
Ясно, что св. Златоуст признавал истинным крещение,
принимаемое больными дома на одре. Сие крещение, без
сомнения, было Папа Стефан II (VIII-го века) на вопрос;
позволительно ли в случае нужды, - например при болезни
младенца, - из сосуда, или рукою возливать на главу его
воду, и таким образом крестить? - отвечал: "крещение сие
(посредством обливания), если оно совершено будет во имя
св. Троицы, - твердо пребудет, особенно же, когда и
необходимость того требует, чтобы тот, кто одержим
болезнию, сим именно способом возродился и соделался
наследником царствия Божия" [58].
И не только в болезни и в случае
опасности смерти, но и в других случаях нужды, древняя
Церковь позволяла при совершении крещения заменять
погружение обливанием, - как например случалось при
стеснительных обстоятельствах во времена гонений на
Церковь. Так о св. Лаврентие (диакон римской Церкви
III-го века) повествуется, что он, находясь в темнице,
крестил некоего воина, по имени Романа, посредством
обливания. В другой раз он крестил таким же способом
некоего Луцилла [59]. Во время гонения Максиминова, св.
мученик Ермоген подобным образом крещен был в
Александрии находившимся там епископами: "Три же,
возливающе воду на главу его, глаголаху: приемлет баню
отрождения Ермоген, во имя Отца и Сына и Святого Духа".
[60]/ Св. мученик Власий, иначе Вукол, вверженный
мучителем в кипящую воду в котле, посредством окропления
крестил некоторых воинов, уверовавших во Христа. "Воины,
иже святого от коноба изати пришедше, по повелению
Игемонову, и того жива видевше, христианы себе нарекоша.
Христов же мученик всех веровавших от такового коноба
покропив, крести их во имя Святыя Троицы" [61].
Вообще, несмотря на общеупотребительный
способ крещения в древней Церкви - посредством
погружения, было довольно и таких примеров, когда, в
особенных случаях, крестили и чрез обливание; и если
положительно можно сказать, что, в обыкновенных
обстоятельствах, всеобщим и непременным способом
крещения было погружение: то, не менее положительно
можно утверждать и то, что в стеснительных
обстоятельствах, когда не было возможности совершить
погружения, употреблялось обливание, или окропление,
Геннадий, пресвитер марсельский (в конце V в.) писал:
"крещаемый исповедует свою веру пред священником и
отвечает на вопросы его. То́же делает и мученик пред
своим мучителем, - и он исповедует веру и отвечает на
вопросы. Потом, после исповедания, первый или
окропляется водою (аsреrgitur aqua) или погружается
(intigitur) в ней; а последний или окропляется кровию,
или объемлется огнем" [62].
Вальфрид Страбон (IХ-го века) говорит:
"должно заметить, что не только посредством погружения,
по и посредством обливания крестили многих в древности;
и ныне можно крестить, если настоит необходимость" [63]/
Примеру древней Церкви и в последующие
времена постоянно следовала православная восточная
Церковь. Она не запрещала в случаях нужды крестить чрез
обливание, а запрещая перекрещивать западных, тем прямо
признавала действительным и распространившееся там
обливательное крещение.
На Собор константинопольском 1301 года,
в присутствии многочисленного сонма греческих и частию
русских иерархов, по нуждам, открывшимся в то время в
русской Церкви, предложен был, между прочим, такой
вопрос: "приходящих от Татар, хотящих креститися, и не
будет велика сосуда, в чем погружати ему" (священнику)?
Пастыри православных Церквей не усумнились сказать и
утвердить: "да обливает его трижды, глаголя: во имя Отца
и Сына и Св. Духа" [64].
Если бы православная Церковь отрицала
силу и действенность обливательного крещения: то
предстоятели ее, конечно, не решились бы поставить такое
определение.
Собор константинопольский 1484 года, на
котором присутствовали четыре восточных патриарха,
касательно присоединяющихся к православию Латинян, между
прочим постановил: если кто из Латинян обратится к
православной кафолической восточной Церкви, таковых
помазывать токмо святым миром, а не перекрещивать.
Составленный собором чин присоединения Латинян к
православию кратко состоит в следующем: после начала
обычного каждому богослужению и по прочтении 50-го
псалма, архиерей, или иерей начинает спрашивать
обращающегося к православию, - отрицается ли он от
исповедания несправославных латинских догматов, и
различных нововедений римской Церкви, утвержденных
главным образом на флорентийском Соборе, и искренно ли
хочет присоединиться к православной Церкви? Затем
повелевает ему читать символ веры без изменения и
искажения его. После того, как он прочтет символ весь,
тотчас помазывается от иерея святым и великим церковным
миром, и на каждом помазуемом месте иерей начертывает
знак креста, и на ушах и на челе его, и на руках и
голенях, - говоря и возглашая при помазании: "печать
дара Духа Святого"". После сего следует молитва, в
которой испрашиваются присоединяемому дары благодати, возращающей и укрепляющей его в жизни духовной. Наконец,
следует запись (λιβίλλος), в которой присоединяемый дает
обещание исповедовать православную веру так, как
исповедует ее восточная Церковь, и снова отрекается от
всех догматов, обычаев и постановлений римской Церкви.
Сим и оканчивается чин присоединения Латинян к
православию [65]. Новое крещение не признается для них
нужным.
***
***
Подобно сему московский Собор 1607 года,
на котором присутствовали три патриарха -
александрийский Паисий, антиохинский Макарий и
всероссийский Иоасаф с преосвященными митрополитами,
архиепископами, епископами и прочим старшим
духовенством, рассмотрев постановления Собора
московского, бывшего при Патриархе Филарете в 1620 году,
между прочим отменил постановление того Собора
относительно перекрещивания Латинян [66]. Главные основания, коими Собор 1667 года
руководствовался в суждении о сем предмете, были
следующие:
1) "В правилах св. Апостол 46-м писано:
"крещение и жертву еретическую прием, святитель
несвящен"; и в 50-м: "аще который епископ, или
пресвитер, не крещает в три погружения единем глашением,
но во едино погружение, в смерть Господню даемо, да
извержется таковый; не рече бо Господь: в смерть Мою
крестит; но, "шедше научите вся языки крестяще их во имя
Отца и Сына и Святого Духа"" По сим апостольским
правилом 46-му и 50-му поразумети подобает: глаголют бо
оныя правила крещение и жертву еретическу и крещение во
едино погружение, явно есть, о тех еретиках глаголют,
иже Божия веры отнюдь отчюждишася, их же и последующая
правила повелевают крестити, а не о тех, иже крещаются
во имя Отца и Сына и Св. Духа, противят же ся иными
некими расколы, или ересми. И та апостольская правила
списатель (соборного изложения - 1620 года) неприлично
выписал на латинское крещение; глаголют бо оная правила:
"аще кто не крещает в три погружения, но во едино, в
смерть Господню даемое, да извержется". Латины же
крестят не во едино погружение, и ниже в смерть
Господню, но трижды обливающе крестят во имя Отца и Сына
и Святого Духа, якоже предложенный чин римского крещения
святому собору свидетельствует".
2) Ересь главнейшая у Латин есть
отступление от восточныя Церкве о исхождении Святого
Духа, яко от Отца и Сына исходит Дух Святый, мудрствуют;
и тоя ереси латинския, яже есть о нехождении Святого
Духа, тягчайшая есть арианская и македонианская ересь.
Ариане бо Сына Божия неединосущна Отцу и Святому Духу
исповедуют; но здание и тварь глаголют; македониане же
Святого Духа от Отца и Сына отчуждают, раба исповедуют
быти. Обаче правило 7-ое второго вселенского Собора и
6-го вселенского Собора 95-е неповелвают их крестити; но
токмо миром помазывати их по чину; колми паче Латин,
меншее преступление имущих, неподобает крестити".
"Правило 7-е второго Собора сице
глаголет: Четыредесятницы, иже и средницы глаголются, и
ариане и македониане, и поватиане, и саватиане, и
аполинарити Писание вдавше приятни, помазующе токмо вся
чувства"; далее указывается подобное правило (95)
Шестого Вселенского Собора и делается такое заключение:
сих ради правил и Латин не подобает крестити, понеже
крещаются во имя Отца и Сына и Святого Духа, а не яко
монтанисти и непузиане и Фриги, и прочии, подобнии им,
суще совершеннии еретицы".
3. "Аще же кто упорством восхощет
покрещевати Латины, памятствовати подобает правило
святых Апостол 47-е, глаголющее сице: "второе крещая
крещенного истинным крещением, и не покрещеваяй
оскверненного от зловерных, таковый святитель
неосвящен"; - и правило 50-е; то бо правило повелевает
покрещевати во едино погружение крестящихся. Того же
Собора святых Апостол 49-е: "аще который епископ или
преевитер, по Господню завещанию, не крестит во имя Отца
и Сына и Святого Духа, но в три безначальны, или в три
Сыны, или в три Утешители крещает, да будет извержен".
"Таковых, иже Апостольская сия правила и
последующая тем отеческая правила повелевают крестити,
тех и крестити подобает; а иже крестившихся во имя Отца
и Сына и Святого Духа, таковых в божественных правилех
св. Апостол и св. Отец не обретеся, еже бы их паки
крестити".
4. О латинском убо крещении, еже
действуется во имя Отца н Сына и Святого Духа трикратным
обливанием, всесвятейшии Патриарси, Кир Паисий папа и
Патриарх александрийский и судия вселенский, и Кир
Макарий Патриарх Божиего града великия Антиохии и всего
востока, и Кир Иоасаф Патриарх московский и всея России,
и Преосвященнии Митрополиты. Архиепископи и Епископи и
весь освященный Собор рассудиша, яко не подобает
приходящим от Латин ко святей апостольстей восточной
Церкве покрещевати. - А во утверждение сего узаконения
предложиша святейшие вселенстии Патриарси, Кир Паисий
Папа и Патриарх великого града Александрии и Кир Макарий
Патриарх Божия града великия Антиохии и всего востока,
на Соборе книгу древнюю греческую, в ней же писано: яко
в лто 6992-е бысть Собор в Констаптинополи, в пречестнем
храме Пресвятые Богородицы, зовомыя Наммакарист, от
четырех вселенских святейших и блаженнейших Патриархов,
Кир Симеона константинопольского и Кир Григория папы и
Патриарха александрийского и Кир Дорофея антиохийского и
Кир Иоакима иерусалимского на прекращение и упражнение
иже во Флорентии зле бывшего собора. Сей святый Собор
повел, яко аще кто от Латин возвратится к православней
кафоличестей восточной Церкве, помазывати их святым
миром, а не прекрещевати.
Подобне повелевает премудреийший и
святейший кир Марко ефесский митрополит во окружней
своей епистолии, еяже начало сице: "иже по всей земли и
островех обретающиися христиане"; в ней же по мнозех
речех и сия глаголет: яко от Латинников приходящих к
православно, яко арианов и македониане и савватиан и
новатиан, приемлем подающих писание и проклинающих
всякую ересь, не мудрствующую, якоже мудрствует святая
восточная Церковь; и по седмому правилу второго Собора
печатаем, спречь помазуем их святым миром чело, очеса и
прочая по уставу, глаголюще: "печать дара Святого Духа.
Аминь". Се тако пишет и повелевает святейший кир Марко
еФесский. Емуже согласующе и святейшии Патриарси, со
всем освященным Собором сицевое сотвориша
законоположение: согласно судихом вси, яко не подобно
Латин покрещевати; но точию по проклинании своих им
ересей, и по исповедании согрешений и подаянии
рукописания помазовати их святым и великим миром, и
сподобляти святых и пречистых Тапн и тако приобщатися
святей соборней апостольстей восточней Церкве" [67].
Таким образом? вопрос, о Латинах,
крещающихся трикратным обливанием, был решен. Соборами
константинопольским (1484 г.) и московским (1607 г.)
положено принимать их в православную Церковь без нового
крещения, так они крещаются во имя Отца и Сына и Святого
Духа.
Хотя обычаю латинскому в совершении
крещения следуют и протестанты: но как сии последние в
учении о предметах веры гораздо более, чем римские
католики, уклонились от православной восточной Церкви,
то, с течением времени, возник вопрос: можно ли
присоединять протестантов к православной Церкви таким же
образом, как римских католиков, или надлежит их
перекрещивать? - Решение сего вопроса сообщено
российской Церкви константинопольским Патриархом
Иеремиею в грамоте, писанной в 1718 году на имя
Императора Петра первого. Содержание грамоты следующее:
"поелику некоторые дела, кажущиеся сомнительными,
предложены были вопросами, для приличного и удобного по
православному исповеданию святые Христовы Церкви
решения, рассмотрением и определением Собора: то
затруднение оных уничтожено и сомнение решено.
Сие должно быть так, как утверждено
Собором, т. е. непоколебимо и во веки ненарушимо
потомством, паче же, если б когда-либо в рассуждении
сего произошло сомнение, к пременению сего клонящееся:
то мы должны всячески стараться сие, яко доброе дело,
предками установленное, защищать и всеми мерами в том
препятствовать. Для сего, кажется, Высочайший и
миролюбивейший Государь, Вы нас о сем чрез грамоту
недавно известили. В оной вопрошаете Вы и требуете от
великой Христовой Церкви мнения о лютеранах и кальвинах,
приступающих к благочестивому и непорочному православной
нашей Веры догмату, надлежит ли их перекрещивать, или
только чрез божественное миро сопричислять к сынам и
наследникам горнего царствия?
Вопрос сей предложен был и от других,
блаженные памяти, константинопольскому Патриарху
Киприану. Когда же сие было рассмотрено и тщательно
иследовано священным Собором: то определено, по уложению
священных правил, что только чрез божественное миро их
должно усовершенствовать и никак не перекрещивать, когда
приступят добровольно к свету православного служения,
прокляв прежде отеческие странные их предания и нелепые
мудрования, и да исповедуют чистосердечно все то, чему
духовне учит и проповедует кафолическая и апостольская
восточная Церковь.
Итак, понеже таково было мнение о сем
оного славного в то время Патриарха и бывших при нем
святых Архиереев, также и мерность наша, согласно с ним,
рассуждая, ничего противного в том не полагает: то
утверждаем и постановляем, дабы сие было непременно во
вся веки. Почему сею утвердительною Патриаршею грамотою
изъявляем, дабы отступающих от ереси лютеранской и
кальвинской, и присоединяющихся к благочестивому
исповеданию непорочныя веры православных христиан,
мудрствующих и исповедающих все то, чему добре и
благочестно научает восточная Церковь, более не
перекрещивать; но чрез едино помазание святым миром
делать совершенными христианами, сынами света и
наследниками царствия небесного. Почему и посылается сия
грамота к Вашему миролюбию, да будет сие дело без
всякого сомнения, так же действительно и впредь, как мы
о сем пишем" [68].
Важность сей грамоты усугубляется от
того, что в ней упоминается о Соборе Константинопольском,
бывшем при Патриархе Киприане (1708 г.), на котором
тщательно был исследован вопрос о протестантах, и
определено, что "только чрез божественное миро их должно
усовершенствовать и никак не перекрещивать", так как и
они крещаются, хотя чрез обливание, но во имя Святой
Троицы.
Но признавая, что обливание при
совершении крещения не уничтожает силы таинства,
православная Церковь не вводит однакож сего способа
крещения во всеобщее употребление, как Церковь западная.
И в этом православная Церковь точно следует примеру
древней Церкви вселенской, в которой, хотя употреблялось
в известных случаях и обливание; но обыкновенным и
общеупотребительным способом крещения было и строго
правильным признавалось погружение, как выше доказано
нами. Имея в виду те обстоятельства, в которых
первенствующая Церковь разрешала отступать от
общеупотребительного способа крещения и заменять его
обливанием, православная Церковь и ныне допускает
обливание при совершении крещения только в случаях
нужды, по примеру древней Церкви, - почитая в других
случаях необходимым крестить посредством погружения.
Михаил Лузин, епископ
Азбука.Ru
Источник: О крещении через погружение и
обливание // Прибавление к Творениям св. Отцов 1855.
Ч.14. Кн.4. С.432-471.
Использованная литература
1. Rituale Romanum, sd. 1614 an.
Предписывает "Sacerdos vasculo, seu urseolo accipit
aquam baptismalem rt de ea ter fundit super caput
infantis". Instructionale Bambergense,
ed. 1773 an, - de sacramento baptismï "Licet baptismus
fieri potest aut per infusionem aquae? Aut
immersionem, aut per aspersionem; tamen modus, qui magis
in usu est, sclicet effusion, pro Ecclesiae
consventudine, o etineatur". Еще решительнее в Rituale
Stiasburg, ed. 1724 an. Предписывается обливание: "nullus
alio, quam per trinam infusionem, modo baptizet".
Brenner`s Geschieht. Darstellung. D. Verricht. D. Taufe.
S. 65-67. Bamberg 1818.
2. Известно, что в нашем отечестве
раскольники, особенно беспоповщинской секты, отвергают
обливательное крещение. Поморск. ответ. стат. 35 о
обливательном крещении. Возражения старообрядцев,
поданные Московскому Митрополиту Платону, показ. 10.
3. Правосл. Исповед. часть 1, вопрос
102. Прострачный Катихиз. изд. по определ. Св. Синода,
член. о крещении. Требник - чин совершения таинства
крещения.
4. Вот подлинные слова о сем Патриарха
Иеремии "Εβάπτιζον οὶ πάλαι, οὐ Ζεροὶν οδλείαις τὸ
ύδωρ ὲπιρρυντίζοντες τοι ς βαπτιζομένοις, ὰλλὰ διὰ τριω
ν καταρδύσεων, τοι ς Θείοις †Ευαγγελίοις ἐπόμενοι.
῾Ανέβη γὰρ, θησιν, ἀπο του ὐδατος. Αη λον δὲ, ὄτι
κατέβη, ἐπεὶ ἀνέβη. Ιδου ου ν λαταδυοις, καὶ οὐ
ραντισμός&ραqυο; . Liber, qui vocatur judex veritatis.
Tom. I. p. 181. ed. Lipsiae. 1758.
5. Brenner - Gesch. Darsi d. Таuch. В.
1. s. 2.
6. Это допускают и западные писатели.
Вот слова одного из них: "вблизи того места, где
крестили ученики Иисусовы, крестил и Иоанн потому, что
тут была глубокая, удобная для погружения вода.
Olshausès Commentai, Г&Ґсн7в;]ber all. Buch N. Teѕt.
Band. ИИ. ѕ. р7г. Ґаtlд. Ср. Roѕenmuller ѕchol. иn Иohan.
c. ИИИ v. г.
7. Dialog. contr. Lucifer c. 6. Paholog
curs. compl. Tom. XXIII. Paris. 1845.
8. Песн. 1. тр. 2 Ιορδάνου περιβύλλεται
τω νάμα (см. ῾Λορτοδρόμον) стр. 130. Wenet 1836.
9. Октоих, гл. 5, вторник, на утрени
канон Предтечи, песн. 1. троп. 2.
10. Там же, гл. 6. вторник, на утрени
канон Предтечи, песн. 5. троп. 3.
11. Там же, гл. 1. вторн. канон на
утрени Предтечи, песнь 4. троп. 2.
12. Там же, песнь 8. тр. 3.
13. Например "Brenner" - Gesch. Darst. d.
Tauf. B. 1. s. 1. "Augusti" - Denkwϋrdigk aus d. Christl.
Archcol. B. VII. s. 5. Leipzig. 1823. "Höfling"
- Sacram.
d. Tauf. B. 1. s. 46. 1846. В истории Флорентийского
собора, писанной Сиропутом (8есt. ИХ. с. 9. р. 262-263),
упоминается о споре присутствовавшего на этом" собор
Грека Григория Протосинкепла с Петром Калабрийским
относительно важности латинского крещения. "Ты хорошо
знаком с греческим языком и образованием, говорит
Григорий, итак скажи, что значить это слово βάπτισνα?
То ли, что по капле лить воду на голову, или значить
погружать что в воду и опять вынимать из нее? Петр
возражал: нет! Βάπτισμα тоже, что καταβάπτισμα. Но
Протосинкелл заметил, что есть различие между сими
словами - βάπτισμα и καταβάπτισμα.
- Καταβάπτισμα
означает погружение чего-нибудь в воду без извлечения
потом из нее; а βύπτισμα значит погружение в воду и
потом извлечение.
14. Augusti Denkw ϋrdigk.
aus d. Christl. Archaeolog. B. VII. s. 232" Tejer
institut. Theolog. Tom. VI. p. 27. ed. 1820. и др.
15. Binterim Denkw ϋrdigk.Christl.
Kathol. Kirche. B. s. 109. 1825. Mainz.
16. Bienner Gesch. Darst. d. Tauf. s. 3.
17. Ad Illuminandos Cathoches. 1. Opp.
Tom. II. ed. Monfauc. 1718 an.
18. In II epist. Corinth. Homil. 11.
19. De Hierarch.
Eccles. cap. 2.
20. Слов.
40, на св. Крещ. Твор.
св. Отцов в русском переводе, Том. III, стр. 279.
21. ῾Επὶ τὸ συγγενὲς τη ς γη ς ςοιχει ον
τὸ ίδωρ ῾ερχόμενοι, ῾εκείνω ἐαυτούς ῾εγχρύπτομεν, ώς ὀ
Ζωτὴρ τη γη καὶ τρίτον του το ποιήσαντες, τὴν τριήμερον
῾εαυτοι ς δναςάσεως χάριν ῾εξεικονίζομεν. (De bapt.
Christ. Opp. Tom. III. p. 372. Paris. 1638.)
22. ῾Ωμολογήσατε τὴν σωτήριαν
οὶμολογίαν, καὶ κατεδύετε τρίτον εἰς τὸ υ δωρ, καἰ πἀλιν
ἀνεδείετε, καὶ ἐιθάυτα διὰ συμβόλου τη ν τριήμερον του
Χριςου αἰνιττόμενοι τάφην. Mystag. 11. p. 312-313.
Paris. 1720.
23. Sepulturam
triduanam imitatur trina demersio, et ab aquis elevatio
reurgentis instar est de sepulchro. Epist. XVI.
ad nnivers. Episcop. per. Sicil. instut. c. 3. Opp. tom.
1. Wenet. 1753.
24. Postquam vos
credere promisistis, tertio capita vestra in sancto
fonte demersimus. - Recte enim tertio mersi estis, qui
accepistis baptismum in nomine I. Christi, qui die
tertio resurrexit a mortuis. Illa enim tertio
repetita demerso typum Dominisae exprimit sepulturae,
per quam Christo consepulti estis in baptismo et cum
Christo resui rexistis in fide. Serm. de Myst. baptism.
Opp. Tom. VI. pag. 1211. Paris. 1841.
25. ῾Ημει ς μὲν καταβαίνομεν εἰς τὸ ἱδωρ
γέμοντες ἁμαρτιω ν λ αὶ ρὑπου, καὶ ἀναβαίνομεν
καρποφορου ντες ἐν τη καρδία... Coteler. Part. Apostol.
vol. II. p. 38, ed. 1724.
26. Sigillum aqua
est, in quam descendunt homines morti obligati,
ascendunt vero vitae assignati. Pastor. I. III.
simil. IX. ed. Coteler. 1724.
27. De Hierarch. Eccel. с. II. pag. 217.
ed. 1664.
28. I. bid. pag. 223.
29. Ut a baptismate
ingrediar aquam adituri, prius contestamur, nos
renunciare a diabolo et pompa et angelis ejus; dehine
tei mergitamur. De coron. milit. c. 3.
30. Paedag. lib. III. c. 6.
31. Hom. in S Theoph.
Opp. p. 264, ed. 1716.
32. Epist. ad Magn.
LXIX. ed. 1690. p. 184.
33. De Spist. S. c. 15. Opp. tom. III.
p. 39. Paris. 1836. ῾Εν τρισὶν ου ν καταδύσεσι, κυὶ
ὶσαριθμοις ται ς ἐπικλήσεσι τὸ μέγα μυςήριον του
βαπτισματος τρλριου ται.
34. Chrysost. in Iohan. III. 5. Homil.
XXV.
35. In Patrem et in
Filium et in Spiritum S. baptizamur, et ter mergimur.
In. C. IV. ad Eph.
36. См.
примеч. и
23 и 24.
37. De trina mersione
baptismatis nil responderi verius potest, quam ipsi
sensistis... Nos, quod tertio mergimus, trpuanae
sepulturae sacramenta signamus, ut dum tertio infans ab
aquis eductitur, resurrectio triduani tempotis
exprimatur (Lib. 1. epist. 43. Patr. Curs. Compl. T. 77,
pag. 498).
38. Augusti. Christl. Archaeol. B. VI §
217, ed. 1825.
39. Точн. излож. Прав. веры, книга 4,
гл. 9. стр. 235. Москв. 1855.
40. Это признают за верное писатели и
западной Церкви - libermann, - Institut. Theolog. lom.
IV. pag. 219. ed. 1840. Brenner, - Geschichtl. Daist. d.
veir. d. Taufe. s. 306.
41. Hoffling. D. Sacram. d. Таиfе В. 1.
5. 51.
42. Маrtеnе - de аntiqu. Ессles. ritibus.
Tom. 1. pag. 69, 70. Аntоerpen, 1763.
43. Маrtеnе. Тоm. 1. р. 72-75. Патриарх
константинопольский Михаил Керулларий (XI в.) обличал
западных в неправильном совершении крещения; но эта
неправильность состояла не в обливании, а в единократном
погружении: "καὶ τὸ θει ον βαπτισμα ἐπιτελου ντες, пишет
он, βαπτίξουσι (Λατίνοι) εἰς μίαν κατάδυσιν" (Ерist. 1.
аd. Реtrum Аntioch) Это действительно и было в церквах
испанских, о чем еще в IХ-м веке писал ученый Алкуин.
44. Определения упомянутых Соборов -
Ворчестерского, Нимского, Утрехтского и Кельнского см. в
Вrenner`s Gesch. Darstell. d. Taufe. s. 38, 39.
45. Тutius
еst, bарtizаre
реr modum immersionis, modum
immersionis, quaia hoc habet commun is usus.
Summ. Theolog. Pars. III. qu. 66. Art. 7.
46. Упомянутые постановления Соборов
Литтихского и Камбрейского см. в Вienner''s Gesch.
Darstell. d. Taufe. s. 43.
47. Собор Равениский (1311 г.) говорит:
"форму крещения мы постановляем такую Петр! я крещаю
тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа, - при
троекратном окроплении, или погружении". Собор
Падуанский (1470 г.) говорить "в отношении к погружению,
или обливанию, должен соблюдаться тот обычаи, какой где
уже введен" Собор Кезансонский (1571 г.): "в крещении,
касательно погружения или окропления, должен соблюдаться
обычай Церкви, то есть, где есть обычай погружать
младенца в воду, он должен быть погружаем, если не будет
опасения за жизнь его, по причине разумной и очевидной;
а где есть обычай окроплять, или возливать воду на
голову без погружения, то он так же должен соблюдаться"
(Вrenner. Gезch. Dаrзt.. d. Таufe. 5. 44). В катихизисе,
написанном и изданном по определению Тридентского
Собора, сказано: "те, которые долженствуют принять сие
тамиство (крещение), или погружаются в воду, или
возливается на них вода, или омываются окроплением
водою. Какой бы из сих обрядов ни соблюдался, должно
верить, что таинство истинно совершается" (Саthehysmus
Romanus ex decreto concilii Tridentini et Pii V. Pontif.
Maxim ed. 1566. раr. II. с. 2. qu. 13 ).
48. Иоанн, Епископ Регенсбурский, на
Соборе 1512 года определил: "крещение должно совершать,
возливая на крещаемого чистую воду, к произнесением сих
слов. N, я тебя крещаю, и проч. Вторая Вюрцбургская
Агеида 1564 г.) говорит священник, правою рукою почерная
воду изь источника, должень возливать ее на младенца
троекратно". Вторая Бамбергская Агенда (1587 г.)
говорит: "безопаснье и разумнье чистою водою обливать
крещаемого, нежели погружать его в вод". Вrеnner Gеsch.
Darstеll. d. Таufе, s. 45.
49. Вrenner’s Gеschicht. Darstel. d.
Таufe s. 46. 47.
50. Вrenner’s Gesch. Darstell der Taufe.
S. 306. Реrrоnе. Praelat. Theolog. vol. VI. pag. 13. ed.
1841.
51. Luther’s Weik. herausg. v. Walch.
Theil. X. s. 2593.
52. Аugusti Сhristl. Аrchaeol. В. VII.
5. 219-220. еd. 1825.
53. Instit. Ralig. Christ. I. IV. сар.
15, §19.
54. Epis. LXIX. ad. Magnum.
55. Hist. Ессl. lib. VI сaр. 43. р.
313-314. ed. 1720.
56. К объяснению того, почему клир и
народ не соглашались на рукоположение Новата, можем
служить 12-е правило Собора неокесарийского "аще кто в
болезни просвещен крещением, то не может произведен быти
во пресвитера; ибо вера его не от произволения, но от
нужды; разве токмо ради после открывшиеся добродетели и
веры, и ради скудости в людях достойных".
Крещенные на одре обливательным
крещением не могли проходить обыкновенного в
первенствующей Церкви оглашены, и были приготовляемы к
крещению не так, как все другие, долженствовавшие
проходить путь испытания в своей вере и укрепления в
ней. Даже самое крещение их было менее чем добровольное
ибо они вынуждались к сему опасностью смерти. Сего
основания было достаточно, чтобы считать крещенных на
одре менее твердыми и совершенными в вере христианами,
чем другие, крещенные по собственному желанию, и после
предварительного оглашения, приготовления и испытания; а
этого было достаточно, чтобы не спешить возведением их
на степени священства. Эту именно причину и приводит
Собор неокесарийский в основание своего определения не
поставлять на священные степени в болезни крещенных.
Впрочем, из сего определения сам Собор делает
исключение, когда говорить, что и крещенный в болезни,
после открывшийся добродетели и веры его, может быть
возведен на степень пресвитера. После сего нет нужды
доказывать, что и при рукоположении Новата клир и народ
препятствовали сему не по причине обливательного
крещения его, а по предполагаемой нетвердости в вере.
57. Аd
иlluminandos Саtbeches
I Орр. Тоm.
II. раg. 226 ed.
Моnfаucon. 1718 аn.
58. Cursus Patrolog. T. 89. pag. 1027.
Papae Stephani II. Responsum XII.
59. Act. Sanct. ed.
Surii 1618. August. 10. Act. S. Laurent. pag. 97.
60. Кн. Житий Св. 10 Дек. стр. 134. Изд.
1837.
61. Пролог. Февр. 3.
62. De dogmat. Eccles. cap. 74. Curs.
Compl. Patrolog. Tom. 58. pag. 997.
63. De reb. Eccles.
cap. 26 в Max. Bibliothec.
Veter. Patr. Tom. XV. pag. 197. ed. 1677 an.
64. Вопр. 23, см. Рукоп. Моск. Д. Акад.
N 191. У Карамзина Ист. Гос. Росс. Т. IV. пр. 181.
напечатано вместо: "да обливает его трижды", "да
погружают его трижды". Это очевидная ошибка. Где
погружать, когда "не будет велика сосуда?" В этом-то и
вопрос.
65. ῾Ακολουθία τυποθει σα ἱπ῾ ἀυτη ς τη
ς δγίας καὶ μεγάλης Ζυνόδου εἰ_Σ τοἰς ἐκ λατινιλω ν
αἰρεοέων ἐπιςρέφοντας τη ορθοδόξω και Καθολικη ῾Εκκλησία
ἐτυπώθη δ῾ύτη ἐv ὲ᾿ τει 1484 ἐν Κονςαντινουπόλει (Моск.
Синод. Библиот. Рукопись (XVI в.). N 354. лист. 105
Рукопись сия прислана в Москву от Досифея Патриарха
иерусалимского.
66. Касательно сего отменения в соборном
деянии 1667 года сказано следующее "аще кто негодовати
начнет за соборное изложение оно, еже бысть при
святейшем Патриарх Филарет Никитич Московском и всея
России, ревность имел, еже бы не разрушити его; о сем
таковый да не негодует и да не сумнится; но да весть,
яко и во древняя времена собор собора исправление, не
негодующе и первом, но на лучшее Церкви смотряюще
исправиша последи".
67. Дополнение к Актам Историческим
издан Археографич. Комиссией. Том 5. стр. 195-300. Спб.
1853.
68. Подлинная грамота на греческом языке
хранится в Московском архиве Министерства Иностран. дет.
В русском переводе она напечатана в Полн. Собр. Зак.
Росс. Имп. том. 5. стат. 3225. стр. 380. - Издан. 1830
г.
***
Читайте также по теме:
|