Таинство Елеосвящения (Соборование). Ответы
священников
Зачем это нужно здоровым? Как часто можно собороваться?
В чем основной смысл Таинства? Нужно ли исповедоваться
перед этим или это не обязательно? Как использовать елей
и пшеницу, полученные после Соборования? И т.д.
***
- Хотелось бы узнать, миропомазание и
елеосвящение – это одно и тоже или нет? И в чем основной
смысл этих таинств? Татьяна.
- Уважаемая Татьяна! Миропомазание и
елеосвящение – это два совершенно различных таинства.
Таинство миропомазания совершается, как правило, сразу после
таинства крещения, над младенцем или над взрослым. И в нем
подаются дары Святого Духа, которые помогают нам возрастать
и укрепляться в той новой духовной жизни, в которую, как
правило, мы только что родились в купели крещения. В
некоторых особенных случаях миропомазание совершается
отдельно. Это, предположим, если мы принимаем в Православие
человека из инославной конфессии, действительность крещения
в которой мы признаем, но прочие таинства не считаем
действительными. Предположим - из традиционных протестантов
или из большинства старообрядческих направлений. Таким
образом, к Православию были присоединены святая
страстотерпица Царица Александра и ее царственная
августейшая сестра святая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета.
Таинство же елеосвящения или, по другому,
соборования – это таинство, которое совершается над
болящими, по слову послания апостола Иакова, с тем, чтобы по
вере Церкви, по молитве Церкви, по молитве пресвитеров
церковных, болящий получил исцеление или ослабление в своих
недугах душевных и телесных. Также Церковь верит, что в этом
таинстве нам дается прощение забытых, подчеркиваю, забытых,
а не утаенных специально грехов. Как правило, в современной
практике нашей Церкви православный христианин, даже если не
недужится чем-то чрезвычайным, старается приступать к
таинству елеосвящения (соборования) хотя бы один раз в год,
Рождественским или Великим постом.
Безусловно, и от того и от другого таинства
следует отличать то помазание освященным елеем, которое
совершается во время Всенощной, и которое люди только
подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее
иногда воспринимают за некоторое священнодействие. Это есть
лишь помазание святым елеем, который был благословлен той
предыдущей Всенощной, когда совершалась лития; а во время
литии совершается благословление пшеницы, вина, елея и
предложенных хлебов. Вот этим самым освященным елеем
совершается помазание регулярным образом на Всенощном
бдении. Повторим, оно не является таинством церковным.
Максим Козлов, протоиерей
***
- Разве неправильно говорить, что соборуют только умирающих?
- Порой у людей бывают довольно странные
представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему
следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге
смерти. Это пережиток неправославного восприятия таинства
как "последнего помазания" - что совершенно не соответствует
Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом
именно ради исцеления.
Но нельзя также ожидать и немедленного
выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании
людей это таинство превращается в нечто самодостаточное,
внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей,
приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли
они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают
Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его
аспекте и мысли нет... Последствия тут могут быть весьма
печальными– не получив ожидаемого телесного выздоровления,
человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу,
сделал все, что положено, а результата нeт! В итоге люди
могут охладеть к вере, к Церкви.
Исцеление - это свободный дар Всеблагого
любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних
действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству
Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах,
стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь
отчасти сродни таинству Покаяния. Я думаю, отдельно надо
сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда
такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к
скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только
от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь
умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно
подготовиться к переходу в Вечность - исповедоваться,
причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему
священник сразу совершает три эти таинства, последовательно.
Соборование для умирающего человека совершенно необходимо,
ведь он зачастую уже просто физически не может
исповедоваться - но таинство Елеосвящения освободит его от
груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел,
не смог покаяться в таинстве Покаяния.
Валентин Асмус, протоиерей
***
- Во время Великого Поста проходит
Соборование, скажите, как правильно собороваться, нужно ли
исповедоваться перед этим или это не обязательно? И всем ли
можно собороваться? Юлия.
- Уважаемая Юлия, соборование бывает не только
Великим постом, но и другими постами. Бывает и по обращению
людей в тех или иных недугах, ибо это таинство, которое и
установлено в Церкви для того, чтобы мы получали исцеление в
наших недугах душевных и телесных. Безусловно, полезно и
разумно будет соединять таинство соборования с исповедью и с
принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в
соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и
естественно, человек, который поисповедовался, искренне
очистил свою душу в таинстве покаяния, тот с большей для
себя пользой и пособоруется.
Что касается того, кому можно, кому нельзя
приступать к таинству соборования, то, конечно, к
соборованию должны приступать люди, живущие регулярной
церковной жизнью, для которых это не просто случайный заход
в церковь, а часть их духовного в ней пребывания. Как
частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно
особенных ситуаций женщины в период регулярной немощи не
приступают к соборованию, как и к любому другому таинству.
Максим Козлов, протоиерей
***
- Скажите, пожалуйста, как использовать
елей и пшеницу, полученные после Соборования? Может ли елей
использоваться не участвовавшим в таинстве?
- Этого я как раз хотел бы спросить у Вас -
как Вы собираетесь пользоваться елеем и пшеницей,
полученными после Соборования? Потому что мы их раздаем
только по усиленным просьбам прихожан. А в древности ничего
после соборования не раздавали, но все сжигалось.
Можно мазать этим елеем больные места. Можно
им пользоваться и тем, кто не соборовался (нет никаких
указаний в уставе о том, что это запрещено), но только это
не заменяет участия в Таинстве. Но обычно никто ничего не
мажет, а потом люди спрашивают, куда девать прогоркшее масло.
Так что в другой раз не смущайтесь, если все будут брать, а
у Вас не будет такой необходимости - это не обязательно.
Михаил Немнонов, иерей
***
Читайте также по теме:
***
- Как часто можно собороваться?
- По традиции соборуемся ежегодно. Более
частое соборование едва ли уместно, если мы не заболели
какой-либо внезапной и тяжелой болезнью.
Михаил Немнонов, иерей
***
- Знаю, что соборование проводят для
тяжелобольных людей. Зачем это нужно здоровым? Сергей Федорович.
По существующей в Русской Православной
Церкви традиции все христиане, даже здоровые, один раз в год,
обычно во время Великого Поста, приходят в храм для
совершения над ними Таинства Елеосвящения. Как писал
православный писатель XIX века Евгений Поселянин, "вовсе не
сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы
человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать,
что в христианстве страдание душевное признается тоже
болезнью... Итак, если я страдаю духом от смерти близких
людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный
толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы
отчаяния, - я могу прибегать к соборованию. Но и в телесной
болезни человеку необходимо обращаться к Богу с молитвой, не
надеясь только на врача, который есть орудие Божиего
Промысла".
Кроме исцеления от болезней, Таинство
Елеосвящения дарует нам прощение забытых грехов (но не
сокрытых сознательно). Из-за несовершенства памяти человек
может исповедовать не все свои согрешения, поэтому не стоит
и говорить, как велика ценность Соборования. Таинство
Елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек,
начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезней
- грехе. Перед Соборованием желательно исповедаться, а сразу
после Соборования причаститься.
Олег Кудряков, протоиерей
Православие и Мир – 20.03.2007.
|