"Почему гибнут достойные, а живут всякие
негодяи?"
Здравствуйте! Как же так получается,
почему Бог не справедлив, у нас в церкви погиб батюшка с
женой (матушкой) и с ребенком, в придачу осталось еще
четверо детей, как же Бог так жесток, почему он лишает
детей матери и одновременно отца. Человек, служивший всю
жизнь Богу, так бесславно закончил ее. Почему этот Бог
никого защитить не может, почему всякие негодяи живут, а
хорошие люди уходят, я не согласен с Богом в этом. Как
же так получается Бог - это зло, он убивает тех, кто ему
служит, а всяких уродов Он прощает, что же за Бог то
тогда такой, несправедливый он очень. Как же ему можно
верить, может он завтра всех нас перебьет? Как вы
считаете? С уважением, Роман
***
Ибо, если угодно воле Божией,
лучше пострадать за добрые дела,
нежели за злые; потому что и Христос,
чтобы привести нас к Богу,
однажды пострадал за грехи наши,
праведник за неправедных!
1Петр.3:17-18
"В пример злострадания и долготерпения
возьмите, братия мои, пророков, которые
говорили именем Господним"
Иак.5:10
"Ибо думаю, что нынешние временные
страдания ничего не стоят в сравнении
с тою славою, которая откроется в нас"
Рим.8:18
"Итак переноси страдания,
как добрый воин Иисуса Христа"
2Тим.2:3
Здравствуйте, Роман!
Вопрос, заданный Вами, действительно,
очень серьезен и сложен. Он, естественно, смущает
многих, подчас вызывает протесты. И главная причина
протеста и вопроса, знаете в чем? За что эти страдания?
Обращаю Ваше внимание на постановку вопроса. Мы привыкли
все оценивать с точки зрения причинно-следственных
отношений юридического порядка. То есть, с точки зрения
справедливости, если хотите. Справедливо или не
справедливо? (Ваши слова: "Бог не справедлив", "я не
согласен с Богом").
Одного посадили в тюрьму. За что? Он же
не виновен. Другой, явный вор и негодяй, разгуливает на
свободе. Почему? Где же справедливость? Мы возмущаемся,
потому что смотрим на все с этой точки зрения - права,
справедливости. То есть, говоря языком философии, хотим
ли мы этого или не хотим, но мы постоянно занижаем
уровень самого БЫТИЯ, то есть всего того, что
существует. Мы считаем, что все наше бытие построено на
принципе справедливости. Это и неудивительно. Все
внехристианское религиозное и философское сознание, и,
увы, даже среди огромного числа людей, искренне
считающих себя христианами, к сожалению, строит свои
оценки именно на этой почве - правовой, или точнее
сказать, юридической. На самом деле, не этот закон
является первичным, фундаментальным законом бытия.
Именно здесь коренится главная ошибка в самой постановке
вопроса.
Каков же основной принцип бытия?
Основной закон бытия открыл Христос. Удивительная и
неслыханная вещь, но многие христиане почти постоянно
забывают об этом. Первичный и фундаментальный закон
бытия - это ЛЮБОВЬ, а не правда.
Вот понятный пример. Когда мать
бросается в горящий дом и ценой собственной жизни
спасает жизнь ребенка. Или когда человек, видя
утопающего, бросается ему на помощь и, спасая чужую
жизнь, сам погибает. Справедливо они погибли или не
справедливо? Чувствуете, какая бессмысленная постановка
вопроса? О какой справедливости можно вообще спрашивать
в таких ситуациях. Эти люди, даже не задумываясь,
пожертвовали своей жизнью, при чем тут правда? "Христос,
Праведник, за неправедных пострадал…" (1Пет. 3:18). Все
святые отцы подчеркивают эту мысль: если бы только Бог
всегда поступал с нами справедливо, то все человечество
уже давным-давно было бы осуждено на адские мучения. Но
не этот закон, слава Богу, царствует в нашем мире. Вот с
этой точки зрения мы уже можем понять и страдания
праведников и детей и невинных младенцев. Как же можно
понять? Здесь необходимо сопоставить две вещи, которые
открывает нам христианская вера:
С христианской точки зрения наша земная
жизнь является искрой, кратким мгновением перед лицом
величественной, необозримой, беспредельной вечности, той
вечной жизни, к которой предназначен человек. Независимо
от того, сколько проживет человек, самое ли краткое
время или тысячу лет, это одинаково ничтожно в сравнении
с вечностью. Человек предназначен к будущей вечной
жизни.
Представьте себе такую ситуацию.
Какой-нибудь инопланетянин, наблюдающий за жизнью
землян, видит такую картину. Два человека, мужчина и
женщина, ведут ребенка и приводят его к другому
человеку, одетому в белую одежду. Сажают этого ребенка в
кресло, крепко привязывают, ребенок истошно орет, а ему
открывают рот, и этот человек в белой одежде начинает,
о, ужас! сверлом орудовать во рту ребенка. Какой кошмар,
это что за палачи и мучители подвергают невинное дитя
таким страшным пыткам? А ему говорят, что это папа и
мама, которые очень любят свое чадо, лечат ему зубки,
чтобы в будущем они не болели.
Или другой человек в белом халате. К
нему приходят двое, и он, посмотрев на них, отправляет
одного на курорт, к лечебным водам на отдых, а другого
немедленно хватают, кладут на стол, острым ножом режут
ему живот и еще чего-то там отрезают. Ясно же, что
первого он любит сильнее, а второго, наверное, даже
ненавидит. По крайней мере, очевидно, что он крайне
несправедлив… А оказалось, у первого был хронический
гастрит, а у второго острый аппендицит…
Запомните главную мысль, с христианской
точки зрения человек предназначен к вечной жизни. Все,
что здесь имеет место, является лишь только условиями
обретения этой вечной жизни. Для каждого человека эти
условия оказываются различными (как и лечение для разных
больных из вышеприведенного примера). Мы не знаем
индивидуальностей, мы даже самих себя толком не знаем.
Скажите, что лучше для Вас, с точки зрения достижения
жизни вечной, быть богатым или бедным? Здоровым или
больным? Сильным или слабым? Красивым или уродом? Царем
или последним нищим? Мы даже сами для себя этого не
знаем, можем ли мы судить о других? Справедливы или не
справедливы их страдания?
Конечно, бывают такие страдания, что
душа холодеет, что невозможно без ужаса даже помыслить,
вспомните хотя бы каким страшным пыткам подвергали наших
ребят, попавших в плен в недавнюю чеченскую войну… Мы не
можем знать причин, почему именно для этого
индивидуального человека посылаются именно такие
страдания. Но мы точно знаем, что здесь на земле все,
даже самые страшные страдания непременно заканчиваются.
И по христианскому учению все эти страдания являются
залогом вечно-счастливой благодатной жизни, бесконечной
радости, которую получает человек в вечности.
С христианской точки зрения "Бог есть
любовь" (1Ин. 4:16), и если даже допускает такие
страдания, то только в случае полнейшей необходимости
для данного человека. Неслучайно апостол Павел пишет:
"…я считаю, что страдания нынешнего времени недостойны
сравнения с будущей славой, которая должна открыться на
нас" (Рим. 8:18). К славе предназначен человек, но в эту
славу каждый входит различным образом, через различные
терния земных испытаний. Мы не знаем, кому что лучше, но
мы точно верим и знаем, что все эти страдания не
бессмысленны. А с другой стороны, если нет Бога, нет
вечности, то каков смысл всех этих невинных (!)
страданий? Игра слепых сил природы, случайность,
стечение обстоятельств, безнаказанный произвол
человеческой жестокости? Какой, спрашивается, смысл
имела жизнь этих невинных страдальцев и их часто
жестокие, бесчеловечные мучения? Атеистический ответ
только один - никакого!
***
Читайте также по теме:
***
Второе, что нам открывает Христианство и
что имеет отношение к предмету нашего размышления, - это
удивительная мысль о том, что все мы, все человечество,
вне зависимости от того, любим ли мы или не любим,
нравится ли нам или не нравится, но мы все составляем
один живой организм. И как в живом теле здоровые члены
сострадают больным и восполняют, насколько это возможно,
их функции, так и в живом организме человеческого
общества происходит подобный же процесс исцеляющего
сострадания (хотя многими еще и неосознанного на земле)
духовно здоровыми его членами больным. Исцеляющее
действие этих страданий носит духовный характер. Сами
дети в данный момент его не осознают. Но в жизни вечной
им откроется, что Бог через их страдания совершил для их
близких, какое благо приобрели они сами этим актом
любви. И они вечно будут благодарить Бога за эти
страдания.
Не всем детям даются они, но тем,
которые окажутся способными принять их как дар Божий,
как исключительную возможность пострадать за любимых.
Действительно, этими страданиями они помогают очиститься
своим ближним, опомниться. Множество людей благодаря
страданиям своих и даже чужих детей задумались о смысле
этой жизни, вспомнили о неминуемой смерти, пришли к вере
в Бога.
Что любовь сильнее смерти - известно. Но
истинная любовь - жертвенна, и к ней способны лишь
наиболее чистые в духовном отношении люди, среди которых
дети - прежде всего. Их страдания подобны тем "невинным"
страданиям, на которые идут самоотверженные люди,
полагая свою жизнь за других, или отдавая свою кровь,
свои здоровые органы, чтобы спасти пострадавшего. Эти
люди, охваченные порывом любви, жертвуют, даже не
спрашивая, виновен ли пострадавший в своем несчастье или
нет и справедливо ли страдать за него. Истинная любовь
не знает подобных вопросов. Ее цель одна - спасти
человека. Идеал такой жертвенной любви мы находим во
Христе, Который, чтобы привести нас к Богу, однажды
пострадал за грехи наши, праведник за неправедных (1
Пет. 3:18).
Смысл невинных страданий может быть
понят только при вере в то, что со смертью тела
оканчивается не жизнь, но лишь ее серьезный
подготовительный этап к вечности, и что ни одно
страдание за других не остается без великого и вечного
вознаграждения Божия. Апостол Павел писал: …нынешние
временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою
славою, которая откроется в нас (Рим. 8:18). Ибо
кратковременное легкое страдание наше производит в
безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не
на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а
невидимое вечно (2 Кор. 4:17-18).
Глубокое духовное объяснение смысла
скорбей, болезней, страданий, которым подвергаются
праведники, дают святые отцы. Основную их мысль
отчетливо выразил св. Исаак Сирин: "Потому попускает
Бог, чтобы святые Его искушаемы были всякой печалью… что
вследствие искушений приобретают мудрость". "Если
желаешь добродетели, то предай себя на всякую скорбь.
Ибо скорби рождают смирение". И большинство страдающих
невинно (по-человечески), в действительности, как золото
огнем, очищаются от последних теней грехов и страстей и
приобретают еще большее духовное совершенство. Это
совершенство духа наполняет их такой любовью и радостью,
что они готовы бывают на любые страдания. История
христианских подвижников и мучеников - яркое тому
подтверждение.
Прп. Исаак Сирин, например, передает: "Агафон
сказал: "Желал бы я найти прокаженного и ему отдать свое
тело, а себе взять его". Вот совершенная любовь". Сам же
прп. Исаак сказал: "Достигших совершенства признак
таков: если десятикратно в день преданы будут на
сожжение за любовь к людям, не удовлетворятся сим".
Итак, можно видеть, что вопрос о т.н.
невинных страданиях, свидетельствующих на первый взгляд
против бытия Бога-Любви, происходит из непонимания
природы этих страданий и попытки их осмысления с
правовой, юридической точки зрения, с позиции их
"незаконности", "несправедливости". В действительности
же, данный вопрос уясняется лишь с признанием любви в
качестве высшего закона жизни и веры в вечную жизнь. Они
открывают глубокий смысл всех человеческих бед,
нравственное величие страданий друг за друга, и особенно
страданий праведника за неправедных.
Феодор Прокопов, игумен
по материалам лекций профессора Алексея
Осипова
Миссионерско-апологетический проект "К
Истине"
|