Мариино стояние – почему сегодня надо быть в храме
И можно даже не стоять, а просто
услышать величайшую педагогическую поэму всех времен...
В начале поста попался крик души
человека, не чуждого эстетики: "Какие же ужасные
богослужения первой седмицы! Андрей Критский писал
цельное произведение, а его раздробили на части! Ну как
так можно?!"
Отмечу, что лично я очень люблю именно
первые дни Великого поста: Великое повечерие с Великим
покаянным каноном выстроено очень красиво и сильно даже
чисто драматургически. Канон, как ни странно, выполняет
функцию завязки этой драмы, а кульминация происходит в
тропарях. Развязка же звучит во вседневном славословии,
тропарях "Господи сил, с нами буди" и, наконец, молитве
Ефрема Сирина.
С утреней четверга пятой недели Великого
поста, в народе именуемой "Марииным стоянием", ситуация
совершенно другая. Богослужение длинное, тяжелое, трудно
воспринимаемое на слух, а по книжке следить в сумерках
еще тяжелее. Тем не менее, искушение сбежать с этого
богослужения надо гнать поганой метлой. Не потому, что
пропускать великопостные богослужения неблагочестиво, а
потому что конкретно Мариино стояние – величайшая
педагогическая поэма всех времен, которая каждый год
воспитывает в нас все то, для чего вообще существует
Великий пост.
***
Примечание МС. Величайшая
педагогическая поэма? педагогика по сути воспитывает в
ребенке или взрослом некую благочестивую модель
поведения. Но что мирянин может скопировать из жизни
Марии Египетской?... А ничего!
***
Можно начать с упомянутой молитвы Ефрема
Сирина.
Понятное дело, что в таком долгом
богослужении ни о праздности, ни о празднословии речь
идти не может.
С любоначалием тоже как-то не
складывается – сам дух Великого покаянного канона
настраивает на смиренномудрие. Житие Марии Египетской –
прививка от уныния и воспитание целомудрия и терпения.
Ну и про любовь – всего несколько слов, а какие сильные:
Всем усердием и любовью притекла ко
Христу, отбросив первый греховный путь, питаясь глубоко
в пустыне и исполняя в чистоте Божественные заповеди
(вторая песнь Великого канона).
Вы, апостолы, возлюбленный виноград
Христов, источающие миру вино духовное (из трипеснца
перед четвертой песнью Великого канона).
Возлюбила и возжелала Христа, ради Него
плоть изнурила, о преподобная! Моли Христа о нас, чтущих
Его рабах Его, да подаст нам мирный дух (седьмая песнь
Великого канона).
Подобно углям из сверхъестественного
огня попалите мои естественные страсти, возжигая во мне
желание Божественной любви, о апостолы! (трипеснец перед
восьмой песнью Великого канона).
Не говоря уж о том, что вся история
Марии Египетской учит тому, что грешника осуждать не
надо – Господь его может к такой святости привести, что
вам и не снилось. А вот свои грехи видеть надо, чтобы
если не к святости, то хоть какому-то исправлению
прийти.
И так далее.
***
Читайте также по теме:
***
***
Большой вопрос, какая часть этого
богослужения более существенная: канон Андрея Критского
или житие Марии Египетской. Поэтический дар преподобного
Андрея бесспорен, но слог его тяжел, метафоры избыточны,
синтаксис запутанный, да и само произведение длинное.
Даже "Евгения Онегина" в один присест прочитать нелегко,
а уж тем более переведенную поэму о крайне сложных
духовных переживаниях, которые в нецерковной поэзии
просто не развиваются до такой степени за ненадобностью.
Богослужение, повторюсь, имеет педагогическую
направленность. Богослужебные произведения нам не только
слух услаждают (могут и не услаждать, если слушатель не
любит византийскую поэзию), но и воспитывают, дают
понятие об аскетике и духовном опыте.
Житие преподобной Марии, в какой
редакции его ни бери, просто и понятно: была грешница,
получила некий духовный опыт, начала каяться и стала
святой. Чудеса вторичны и, в общем, не очень-то и
потрясающие воображение. Ну по воде прошла – что там
того Иордана. Ну в храм войти не смогла – ха, да кто сам
с таким не сталкивался. Весь сюжет бы мог остаться
просто памятником агиографической литературы – благо
историй о покаянии в Священном Предании очень много.
Но именно в сочетании с Великим
покаянным каноном преподобного Андрея Критского это
повествование приобретает законченность.
Это уже не жизнеописание конкретной
женщины, пусть и поучительное, а универсальное
исследование человеческой природы в свете покаяния –
причем покаяния не просто как сокрушения о грехах, а
покаяния как изменения образа не только поведения, но и
чувств, и мыслей. Метанойя, перемена ума.
В силу того, что, как было выше сказано,
богослужение долгое, повторять это погружение можно
более или менее регулярно. Как практическим психологам
бывает нужна супервизия (терапия для терапевтов), так и
нам всем, практическим, хотя и очень начинающим аскетам
(от ἄσκησις, упражнение), короче говоря, всем
занимающимся духовными упражнениями, бывает полезно
пройти такой трехчасовой аскетический семинар. Или курс
восстановительной терапии, кому что ближе.
Одним словом, приходите сегодня в храм –
обновите свои духовные переживания.
Елизавета Сеньчукова, монахиня
Православие и мир - 04.04.2022.
|