Новый год и Рождественский пост
Слава Богу, что приближение Нового года
среди тех, кто исповедует себя православным верующим хоть
всегда и вызывает массу вопросов, но обходится без
вопрошения: "Во что одеваться в год рыжей мыши?" или "С кем
знакомиться в ближайший год петуха?" Тут позиция у
православных ясная и четкая: нельзя унижать образ Божий, то
есть человека, до уровня несознательной твари, пусть
красивой, нужной и любимой, но все же созданной в услужение человеку.
Вопрос, который начнут (вернее, уже начали)
задавать священникам на приходах, которым запестрят
интернет-форумы, газетные статьи радио и телебеседы будет
иного плана: "Как встречать Новый год в Рождественский
пост?" Причем в разрешении этого камня преткновения зимнего
периода очень часто требуют, чуть ли ни соборного решения
Церкви, дабы не разрушить мир в семье и не слышать
претензии, что "неверный в малом и в великом неверен будет".
(ср. Мф. 25:14-30)
Возможно ли сочетание того и другого?
Ведь с одной стороны в "Правилах"
Православной Церкви: "Аще кто прийдёт на праздник языческий
или еретический, и будет вкушать лишь разрешённое, и тем
лишь спразднует, отлучен да будет…", а вот другое,
апостольское: "Всякий поступай по удостоверению своего ума.
Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает
дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест,
ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и
благодарит Бога" (Рим.14:5-7).
***
Читайте также по теме:
***
Так как же соединить, например,
обязательное, годами установленное, посещение и поздравление
неверующих родственников с отнюдь нескоромной трапезой, и
необходимостью выполнения постовых предписаний? Как ответить
ребенку на просьбу позвать деда Мороза, так как он и к Тане,
и к Оксане, и Пете, живущим на этой же лестничной площадке,
обязательно придет с подарками? Позволю себе не согласиться
с весьма уважаемым пастырем и прекрасным проповедником отцом
Дмитрием Смирновым, который предлагает следующий выход:
"Если не хотите обижать неверующих домашних – начните пост
на неделю раньше. Нужно сохранять трезвый взгляд. Самое
существенное – любовь". Любовь действительно – "самое
существенное", но ведь пост тоже выражение любви, причем
любви к Богу. Менять веками установленные рамки поста,
значит идти на поводу протестантов, у которых благочестивые
традиции не в чести. Говорить же сегодня о переносе даты
начала поста или Рождества, сколь бы не были аргументированы
эти предложения, нет смысла. 7 января, то есть 25 декабря по
старому стилю, было и останется православным Рождеством. В
то же время игнорировать государственный праздник, да еще и
повсеместно любимый, значит поставить себя в маргинальную
позицию и что еще хуже – впасть в грех осуждения и
превосходства. За негативными последствиями подобного
отношения далеко ходить не надо. Вот одно из мнений, которое
было высказано в моем интернет-блоге, когда обсуждалась эта
тема: "Новый Год это пародия на Рождество Христово.
Известно, что греческое слово "антихрист" означает не только
"противо-Христос", но и "прежде-Христа". Значит,
неправославный светский праздник, пародирующий Рождество
Христово и предшествующий ему, заставляющий простых людей
нарушать как постный режим, так и покаянное настроение поста
– хлопушками, огоньками, салатами оливье и пенистым
шампанским – является "антихристовым" в чистом виде".
Ни много, ни мало – все те, для кого Новый
год праздник, отправлены в стан воинства врага рода
человеческого. Последователи столь одиозной позиции, отнюдь
не маргинальны и редки. Некоторые православные издания
осуждают новогодне-рождественские поздравления, направляемые
священноначалием государственным структурам и руководителям,
негативно воспринимаются благотворительные мероприятия
Церкви, если они приурочиваются к новогодним дням.
Приводится масса "доводов", о "неправославном" происхождении
Нового года, о языческом культе Деда Мороза и Снегурочки и т.д.
Неудивительно, что некоторые не в меру
ретивые хранители "преданий старины глубокой" вносят в
перечень несомненных грехов новогодний фейерверк, елочные
украшения и маскарадные костюмы, причем страдают от этого,
прежде всего, дети. Скажите, как отнесется в будущем к
Православию и церкви ребенок или подросток, который, видя
счастливые глаза и радостные лица своих сверстников, будет
слышать от "воцерковленных" родителей лишь запреты, упреки и осуждение?
Несомненно, каждый праздник должен быть
благочестив и не нести с собой греховное начало. Необходим
принцип: "что через меру, то от лукавого". Ведь не секрет,
что нынче любое торжество обязательно сопровождается
усиленным потреблением напитков отнюдь не способствующих
нравственному началу. "Ты что, уже с утра празднуешь?" –
стало повсеместной фразой, как, впрочем, и сверхбойкая
торговля спиртным в преддверии любых общих торжеств.
Сочетание понятия "праздник" с неудержимым разгулом – беда
давняя, но бороться с ним лишь запретными мерами – себе же
во вред. Принцип: "запретный плод сладок" – срабатывает всегда.
Искать же где-то на стороне, в иных
конфессиях или религиозных верованиях принцип симфонии
народного и государственного праздника с православной
традицией не надо. Он у нас самих присутствует.
Все мы прекрасно знаем, что, например,
праздник Рождества Иоанна Предтечи установлен Церковью в
день древнего торжества Ивана Купалы. Установлен
промыслительно и с совершенно четкой целью: лишить этот день
языческого содержания. И это удалось. Несмотря на прыжки
президентов некоторых постсоветских стран через костер, Иван
Купала стал лишь этнографическим событием, да костюмированным маскарадом.
Шествуя путем фарисейского буквоедства, мы
отбиваем у близких, и неблизких, всякую охоту и стремление
перешагнуть церковный порог. Более того, совершенно не
берется в учет и отбрасывается указание апостола Павла, что
"Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не
приобретаем; не едим ли, ничего не теряем" (1Кор.8:8).
Смысл поста не в том заключается, чтобы не
съесть чего-то скоромного. Смысл в другом, в памяти, что
пред Богом ходим. Боюсь, что не радуем мы Божью Любовь своей
насупленностью, запретными мерами и стремлением создать из
себя праведников-надсмотрщиков, которые свысока и с
осуждением наблюдают за праздником большинства наших
близких. "Любовь – выше поста" – говорил святитель Тихон
Задонский. Не понимать этого, значит шествовать по пути тех,
кто сегодня закопал себя в Пензенской области в яму и с
гордостью кричит чрез земляную дыру о своей праведности и "истинноправославности".
Надо другим служить, а не заниматься самим
собой. Если из-за твоего поста плачет ребенок, то в будущем,
как бы ты не старался, он не будет прихожанином православной
Церкви, а твои родные между собой, что бы ты не слышал (они
ведь тебя любят) обязательно сделают вывод: "Вот до чего попы довели".
Рождественский пост – установление
святоотеческое и он, безусловно, нужен и необходим в деле
нашего личного спасения, но не будет "толку" в деле
собственного духовного совершенствования, когда пост наш
принесет горе и озлобленность.
Можно и нужно сочетать новогодние торжества и наше скромное ожидание Рождества Христова. Как? Да очень просто.
Помните: "Вот и дедушка Мороз, он подарки
нам принес"? А разве святитель Николай подарки нужные не
дарил? Загнали мы нынешнего Деда Мороза в Лапландию, а он
то, скорее всего, с Николая Чудотворца списан. Или елочные
новогодние гирлянды, они нынче в конце декабря замигают
разноцветьем, именно тогда, когда звездочка Вифлеемская в
преддверии Рождества зажглась. Детские хороводы (да и
взрослые тоже) пред елкой – чем же они хуже ангельского
пения "Слава в Вышних Богу"? И разве в словах
государственного руководства в предновогодних обращениях не
слышится просьбы: "и на земле мир и в человецех благоволение"?
Разумное празднество допустимо, если оно
несет радость людям. Главное, чтобы в меру все, по тому
определению, которое преподобный Амвросий Оптинский:
"Смотри, Мелитона, держись среднего тона; возьмешь высоко –
будет нелегко, возьмешь низко – будет склизко; а ты,
Мелитона, держись среднего тона".
Не в празднике грех, а в том, как
праздновать. И если в новогоднюю ночь ты изначально
помолишься, (а в любом городе в храмах в эту ночь
совершаются молебные пения), постараешься простить всех и ни
на кого зла не держать, то, затем, смело можно и с Новым
Годом поздравить, и бокал с шампанским пригубить, и дольку
мандаринки скушать. Видя радостные лица наши, и Господь возрадуется.
Вместо же мирского тоста, рекомендую вот эти
слова митрополита Антония Сурожского прочесть:
"Новый год перед нами снова стелется как еще
ничем не тронутая возможность. Внесем в этот год
вдохновение, войдем в этот год с тем, чтобы творчески пройти
прямым путем весь год. Будем идти вместе, будем идти дружно,
будем идти смело и твердо. Встретится трудное, встретится и
радостное: то и другое нам дает Господь. Трудное – потому
что именно темное, горькое, мучительное нам посылает
Господь, чтобы принести в это свет, радость, тишину; и
светлое – чтобы и нам приобщиться свету, быть детьми света.
Будем идти вместе, заботливо, не забывая
друг друга, и тогда к концу года, когда мы оглянемся,
окажется, что проложена одна прямая стезя, что никто не упал
на краю дороги, никто не забыт, никто не обойден, и что у
многих в нашей малой общине и через нас – во всем мире –
любовь, свет, радость".
И это будет по-православному!
Александр Авдюгин, протоиерей
Интернет-журнал "Русская неделя" – 15.12.2007.
Фото - Best-picture.ucoz.Ru
|