Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Христианская антропология


Песок на зубах: мучительная правда о еде фараонов

Примечание редакции проекта "К Истине". Зубы, человеческие зубы являются одним самых ярых противников веры в мифическое долголетие допотопных патриархов. Не может человек с имеющейся у него зубной системой жить 500 - 900 лет! Не может!

У человека зубы не растут постоянно как у грызунов. Если они стираются - они стираются уже безвозвратно. Коренные зубы не появляются из ничего! Они, оказывается, уже есть в челюсти младенцев.

На фото череп ребенка. Под молочные зубами - зачатки коренных.

Кариес даже сейчас в XXI веке, с зубными щетками, лечебно-профилактическими зубными пастами - к 50 года уничтожает значительную часть зубов у большинства людей. После того, как зуб удален, начинается такое явление как "рецессия десны и атрофия костной ткани челюсти". Можете посмотреть тьму видео на YouTube по этой теме.

Так вот, если удален зуб (-ы) из-за отсутствия нагрузки на этот участок начинается неизбежное уменьшение (!) костной ткани на пустом месте. С каждым годом оно становится все больше и больше. И челюсть уменьшается... И это явление необратимо! Кстати, именно поэтому нужно не только бережно относиться к зубам, вовремя лечить, но и бороться за каждый зуб, избегая его удаления...

Атрофия костной ткани челюсти после удаления зубов

Хорошо, скажут мне - раньше был такой состав слюны и генетика, что кариеса не было. Представьте, я соглашусь. У моей третьей дочери (у ней единственной!) не был поражен кариесом ни один молочный зуб. Ни один. Ей сейчас 19 лет и у ней абсолютно здоровые зубы.

Но... На этот аргумент есть такая штука как стирание зубов... Об этом собственно ниже приведенная статья.

Она также о том, каков был уровень стоматологии в древности даже в великом Египте. Ну не могли жить люди с такой зубной системой и стоматологией в древности по 500 - 900 лет!

Еще один из важных моментов - до сих пор не найдено ни одного скелета допотопного человека, возраст которого составлял не то, что 900 лет, а хотя бы 200 лет.  Например, большинство (а их найдено очень много) скелетов неандертальцев, которые однозначно были жители Земли до потопа редко, кто доживал до 50 - 60 лет. Это же относится и к скелетам "кроманьонцев" (читай "обычных" людей по нашим меркам), чей возраст датируется старше 5000 лет.

Хлеб насущный, хлеб губительный

Хлеб для древнего египтянина был всем: зарплатой, основной пищей, валютой и священным подношением. Но этот же самый хлеб, основа жизни, был и её главным проклятием, медленным и верным источником невзгод. Проблема заключалась не в рецепте и не в качестве зерна, а в технологии, которая не менялась тысячелетиями. Чтобы превратить твёрдые зёрна ячменя или эммера в муку, их нужно было измельчить. И делали это на примитивных каменных зернотёрках.

Женщина становилась на колени перед плоским или слегка вогнутым камнем-основанием (как правило, из песчаника или гранита) и часами двигала по нему взад-вперёд другим, меньшим камнем. В процессе этого монотонного, изнурительного труда от обоих камней неминуемо отделялись микроскопические частицы. Кварц, полевой шпат, слюда - весь этот минеральный коктейль щедро смешивался с мукой, становясь её неотъемлемой частью. Это был не случайный мусор, а постоянный, гарантированный ингредиент.

Просеивание муки, гробница Рехмира. Новое Царство (современная копия росписи). Около 1504–1425 гг. до Р.Х.

Но и это было лишь полбеды. Сам Египет - это, по сути, узкая долина, зажатая между двумя огромными пустынями. Вездесущий песок был частью воздуха. Он проникал повсюду. Во время жатвы, когда колосья срезали и обмолачивали на открытых токах, ветер щедро сдабривал урожай порцией абразива. Зерно хранили в глинобитных силосах, куда песок тоже находил дорогу. В итоге каждая горсть муки представляла собой смесь органики и минералов, готовую абразивную пасту. Когда из этой муки пекли хлеб, часто прямо на раскалённых камнях или в глиняных формах, посыпанных золой, чтобы тесто не прилипало, концентрация несъедобных частиц лишь увеличивалась. Египетский хлеб "та" был плотным, жёстким и отзывался во рту характерным хрустом. Каждый съеденный кусок был актом медленного саморазрушения, ежедневным испытанием для зубной эмали.

Примерно так выглядел пресный бездрожжевой хлеб в Египте, подобные пресные лепешки ели евреи после выхода из Египта и потом на Пасху

Примерно так выглядел пресный бездрожжевой хлеб в Египте, подобные пресные лепешки ели евреи после выхода из Египта и потом на Пасху

Ирония в том, что египтяне, судя по всему, даже не осознавали масштаба проблемы. Для них этот хруст был таким же естественным свойством хлеба, как его вкус или сытность. Они жили с этим постоянным дискомфортом, считая его, вероятно, неизбежной частью человеческого удела. Фараон и вельможа страдали от этого так же, как и простой крестьянин, ведь даже в дворцовых пекарнях технология была той же. Исследования мумии фараона Аменхотепа III показали, что к концу жизни его зубы заметно утратили свою первоначальную высоту. Великий строитель, могущественный правитель, живой бог на земле был так же беззащитен перед песчинкой в своём хлебе, как и последний из его рабов. Хлеб давал жизнь и силы, но забирал за это особую плату - безмятежность улыбки.

Многочисленные египетские мумии - молчаливые свидетели проблем с зубами у древних египтян

***

Историческая справка. Гастрономия Древнего Египта так же, как и Древней Месопотамии, основывалась на хлебе и пиве. Древнегреческий историк, предшественник Геродота, Гекатей Милетский, отмечает, что "египтяне - [большие] хлебоеды", и далее добавляет: "...они мелют ячмень, чтобы варить пиво" [Сочинения Гекатея Милетского "Путешествия по миру" (или "Землеописание") и "Генеалогии" не сохранились, до нашего времени дошли только небольшие фрагменты, процитированные другими античными авторами. Эту цитату приводит Афиней. См.: Афиней. Пир мудрецов, X, 447 c-d.].

В надписи на гробнице номарха Неферки Пепианха Среднего, жившего в самом конце эпохи Древнего царства, хлеб и пиво неразрывно связаны: "О люди, все, которые пройдут на север или на юг! Как верно то, что царь живет для вас, как верно то, что бог, перед которым вы обретаетесь, живет для вас, так да воздадите вы мне хлебом и пивом из того, что имеете, и да совершите вы это своими руками!" [История Древнего Востока. Тексты и документы / Под ред. В. И. Кузищина. М., 2002. С. 15.] И жертвоприношения сначала совершаются хлебом и пивом, а затем уже мясом и птицей, как следует из "Речения фараона Пепи II Ноферкара" [Там же. С. 91–92.].

В "Поучении Гераклеопольского царя сыну своему Мерикару", написанном в эпоху Первого переходного периода, то есть во времена между Древним и Средним царством, автор - по-видимому, фараон Хети III - наставляет сына: "насыщайся своим хлебом и своим пивом" [Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1980. Ч. 1. С. 32.].

Сочетание "хлеб" и "пиво" остается и в текстах Среднего царства. В жизнеописании номарха Аменемхета говорится: "О, вы, любящие жизнь и ненавидящие смерть, возгласите: "Тысячу хлебов и [кружек] пива!"" [История Древнего Востока. Тексты и документы. С. 23.]. Сочетание "хлеб и пиво", по-видимому, соответствовало нашему выражению "хлеб насущный": оно часто встречается именно в таком смысле. В рассказе "Обличение поселянина", который также датируется Средним царством, присутствуют такие фразы: "из ячменя приготовишь мне хлеб и пиво на день: я буду этим жить", "ведь необходимое имеется в твоем доме - кувшин пива и три каравая хлеба", "но ты-то ведь сыт своим хлебом, пьян от своего пива", "неужели я должен есть твой хлеб, неужели я должен пить твое пиво вечно!" [Сказки и повести Древнего Египта / Пер., комм. И. Г. Лившица. М., 1979. С. 37, 44, 46, 59.].

Более того, выражение "хлеб и пиво" является синонимом "запасов кладовой" - как, например, в надписи на стеле фараона XIII династии Собекхотепа IV [История Древнего Востока. Тексты и документы. С. 52.]. Эта древняя гастрономическая диада не утрачивает свою актуальность и на закате истории Древнего Египта. В надписи на стеле фараона Пианхи воины восхваляют правителя: "Хлеб твой в чреве нашем на любом пути. Твое пиво утоляет нашу жажду" [Там же. С. 132.]. И на так называемой "Стеле сна" последнего фараона XXV династии Танутамона (663–653 годы до нашей эры) записано: "Дал он хлеб и пиво для богов пещер, откуда вытекает Нил" [Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1997. С. 131].

Цитировано по:

Виталий Задворный. Кухня древнего мира. - М., 2025

***

Невидимый враг в каждом куске

Хотя хлеб был главным источником абразива, он был далеко не единственным. Песок в Египте был тотален. Он проникал в пищу на всех этапах её приготовления и потребления. Овощи и зелень, выращенные на поливных огородах, были покрыты тонким слоем ила и пыли, которую невозможно было смыть дочиста речной водой, самой по себе содержащей взвесь частиц. Финики, инжир и другие фрукты, которые сушили на солнце, становились липкими ловушками для наносимой ветром пыли. Мясо и рыбу, которые готовили на открытых очагах, тоже нещадно посыпало песком. Любой порыв ветра с пустыни во время трапезы мог добавить в тарелку новую порцию "приправы". Еда на открытом воздухе, столь приятная в средиземноморском климате, в Египте превращалась в рискованное предприятие.

Вода из Нила, которую пили все, от фараона до крестьянина, также была далека от идеала. В период разлива она несла тонны ила, а в остальное время, хоть и становилась прозрачнее, всё равно содержала мелкую минеральную взвесь. Пиво, которое было густой похлёбкой, тоже готовилось на этой воде и с использованием зерна, уже загрязнённого песком. Таким образом, египтянин получал дозу абразива с каждым куском хлеба, с каждым глотком пива и воды, с каждой порцией овощной похлёбки. Это было постоянное испытание для зубной эмали, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

***

Читайте также по теме:

***

Современные исследования позволяют даже определить минеральный состав этой губительной диеты. Анализ частиц, застрявших в зубном камне мумий, показывает наличие кварца, слюды, полевого шпата и роговой обманки - твёрдых минералов, из которых состоят гранит и песчаник, использовавшиеся для зернотёрок. По сути, трапеза египтян напоминала работу жерновов. Этот процесс, называемый аттрицией (истиранием зубов), усугублялся самой структурой их пищи. Рацион был богат грубой клетчаткой: непросеянная мука, жёсткие стебли растений, овощи. Всё это требовало долгого и тщательного пережёвывания, что лишь ускоряло прощание с былой крепостью зубов. Невидимый враг был повсюду, и спасения от него не было ни во дворце, ни в хижине бедняка.

Улыбка фараона: анатомия боли

Последствия такой диеты были катастрофическими и задокументированы с удручающей наглядностью на тысячах мумий. Исследование более 4800 зубов из разных династических периодов показало, что у 90% из них наблюдался значительный износ. Это не просто небольшие потёртости - со временем эмаль и дентин уступали место более глубоким слоям. Зубы, особенно моляры, которыми пережёвывают пищу, теряли свою природную форму, становясь гладкими площадками. Когда защитные слои стачивались, открывался доступ к самому сердцу зуба. С этого момента жизнь наполнялась постоянным беспокойством. Малейшее прикосновение или кусочек пищи могли вызвать волну неприятных ощущений.

Но это было лишь началом. Утративший защиту зуб становился уязвимым для внутренних недугов. Бактерии из полости рта проникали вглубь, вызывая воспаление. Вокруг корня зуба начинали формироваться внутренние нарывы, которые росли, ослабляя костную ткань. На черепах мумий часто видны следы, свидетельствующие о том, что внутренний разлад искал выход наружу. Это приводило к развитию кист, глубокому недугу кости и тяжёлому остеоартриту височно-нижнечелюстного сустава. Челюсть меняла свою структуру, и каждое её движение напоминало о себе.

В конечном итоге внутренний разлад мог охватить всё тело, приводя к угасанию жизненных сил. Многие египтяне, вероятно, покидали этот мир не от старости или боевых ран, а от последствий зубных недугов. Исследование мумии знатной дамы по имени Алин, жившей в римский период, выявило у неё множественные очаги воспаления, которые, по мнению учёных, и стали причиной её преждевременного ухода в возрасте около 35 лет. Постоянный дискомфорт был спутником жизни. Можно только догадываться, как это влияло на психологическое состояние людей и их работоспособность. Величественные статуи фараонов с их загадочными, безмятежными улыбками скрывают одну тайну: за этими каменными губами, скорее всего, таились последствия песчаной диеты и отголоски былого дискомфорта.

Врачи без бормашины

Столкнувшись с такой тотальной стоматологической катастрофой, египетская медицина, весьма развитая в других областях, оказалась практически бессильной. Египетские врачи, или "суну", умели лечить переломы, проводить несложные хирургические операции и обладали обширными познаниями в фармакологии, но их инструментарий для усмирения зубных невзгод был весьма скромным. У них не было ни бормашин, ни анестезии, ни нормальных щипцов для удаления зубов. Их подход был в основном терапевтическим и магическим.

Главным источником наших знаний о египетской стоматологии является папирус Эберса (около 1550 г. до н. э.). В нём есть целый раздел, посвящённый зубным болезням. Рецепты, которые он предлагает, вызывают сегодня лишь сочувственную улыбку. Для "укрепления" шатающегося зуба предлагалось заполнить его смесью из ячменной муки, мёда и охры. Для снятия воспаления - приготовить припарку из тёртых фиников, бобов и некоего растения. Если в зубе образовалось отверстие, его рекомендовалось "заполнить" смесью из ладана, охры и растёртого малахита. Все эти средства в лучшем случае могли дать кратковременный успокаивающий эффект за счёт вяжущих свойств или просто забить полость, предотвратив попадание пищи. Ни о каком реальном лечении речи не шло.

Когда консервативные методы не помогали, в ход шла магия. Многие рецепты сопровождались заклинаниями, которые нужно было произнести над больным. Считалось, что зубную боль вызывает червь, который завёлся в зубе - верование, распространённое во многих древних культурах. Заклинание должно было изгнать этого червя. Например, один из текстов гласит: "О, червь, который в зубе этом! Да падёт он, да умрёт он!". Врач, по сути, занимался психотерапией, пытаясь убедить пациента, что причина его страданий устранена. Что касается хирургии, то доказательств преднамеренного удаления зубов крайне мало. Вероятно, шатающиеся зубы просто выпадали сами или их удаляли подручными средствами, что было испытанием не для слабонервных. Существуют единичные примеры зубных "протезов" - как правило, это выпавшие зубы, привязанные золотой проволокой к соседним. Но это были не функциональные протезы для жевания, а, скорее всего, посмертные косметические процедуры, чтобы усопший предстал перед богами в полном комплекте. Первый известный в истории "стоматолог", Хеси-Ра, живший в XXVII веке до н. э., носил титул "величайший из врачей, лечащих зубы", но чем именно он занимался, остаётся загадкой. Скорее всего, его величие заключалось в умении облегчить страдания с помощью припарок и заклинаний.

Чистота телесная, агония зубная

Самый поразительный парадокс заключается в контрасте между одержимостью египтян чистотой тела и их полным пренебрежением к гигиене полости рта. Египтяне были, возможно, самым чистоплотным народом древности. Они регулярно мылись, используя вместо мыла соду (натрон) и масло. Они брили головы и тела, чтобы избежать вшей, и носили сложные парики. И мужчины, и женщины обильно пользовались косметикой: подводили глаза чёрной краской (кохль) для защиты от солнца и мух, наносили зелёные тени из малахита на веки. Их одежда из белого льна всегда была чистой. В гробницах находят целые наборы туалетных принадлежностей: бронзовые зеркала, пинцеты, бритвы, сосуды для мазей и благовоний. Но среди всего этого изобилия нет ни одного предмета, который можно было бы с уверенностью идентифицировать как зубную щётку или зубочистку.

Почему так произошло? Вероятно, они просто не видели связи между чистотой рта и здоровьем зубов. Зубы теряли свою крепость у всех, независимо от статуса и гигиенических привычек. Проблема была не в поверхностном налёте, а в самом составе пищи, против которого гигиена была бессильна. Они воспринимали разрушение зубов как неизбежный процесс старения, как появление морщин или седины. Их медицинская теория была основана на учении о "вехведу" - невидимых болезнетворных агентах, которые перемещаются по телу с кровью и вызывают недуги. Зубная боль, скорее всего, объяснялась проникновением такого "вехведу" или злого духа, а не недостаточной гигиеной.

В некоторых текстах позднего периода встречаются упоминания о жевании смолы или веточек определённых растений для освежения дыхания, но это были скорее дезодорирующие, а не чистящие процедуры. Отсутствие кариеса в современном понимании (который вызывается сахаром и бактериями) также не стимулировало развитие гигиены. Их главная проблема была не в дырках, а в механическом износе. Таким образом, египтянин мог часами умащивать своё тело благовониями, носить накрахмаленные одежды и тщательно укладывать парик, но при этом мириться с несвежим дыханием, причиной которого был внутренний разлад в полости рта.

Эта ирония достигает своего апогея в их погребальных практиках. Они тратили колоссальные ресурсы на мумификацию, чтобы сохранить тело для вечной жизни. Они строили грандиозные гробницы, чтобы обеспечить душе комфортное существование в загробном мире. Они верили, что в полях Иалу усопший будет вести ту же жизнь, что и на земле, - пахать, сеять и, конечно же, есть. Но они отправляли в эту вечность тело, сохранившее память о земных страданиях. Великая цивилизация, подарившая миру монументальную архитектуру, сложную письменность и глубокие религиозные концепции, так и не смогла решить простую человеческую проблему - как съесть кусок хлеба, не расплачиваясь за это безмятежностью улыбки.

Lace Wars

Дзен - 13.07.2025.

***

И еще один пример "долголетия" простого народа древности:

Простой египетский паренёк. Легкие забиты копотью и гранитной пылью, в кишечнике ленточные и круглые черви, в мочевом пузыре и печени – шистосомы. Голодал. Болел. Умер от пневмонии в 15 лет.

Особенно интересно, что у юноши был силикоз – профессиональное заболевание каменотёсов. Это тяжёлая болезнь лёгких, развивающаяся при постоянном вдыхании каменной пыли… Мы знаем, что еще в начале 20 века от силикоза страдали рабочие гранитных каменоломен. Что уж говорить про Древний Египет! Увы, мумии, которые могут нам рассказать о болезнях древних египтян, редко принадлежат простым людям – обычно это жрецы, чиновники, знатные особы, те, кто мог позволить себе погребение высшего разряда. И всё же изредка египтологам улыбается удача.

Гроб 15-летнего египтянина Нахта

Гроб 15-летнего египтянина Нахта

Познакомимся поближе с нашим героем. Его звали Нахт, он жил в районе Фив примерно 3200 лет назад, в эпоху XX династии. Его имя сообщает иероглифическая надпись на деревянном гробе, там же говорится, что юноша был ткачом и служил в храме Сетнахта, царя-основателя XX династии.

В 1904 году археологи нашли погребение Нахта, гроб вывезли в Канаду, и там он лежал долгие годы в подвале Королевского музея Онтарио. Лишь спустя 70 лет ученые вскрыли гроб и обнаружили внутри тело в обмотках, которое, судя по всему, мумифицировалось естественным образом, в сухом египетском климате. Во всяком случае, следов традиционного обряда бальзамирования не обнаружено, и это неудивительно – мумификация была не по карману для семьи простого бедняка. Именно поэтому из тела не были удалены внутренние органы.

В 1977 году журнал Канадской медицинской ассоциации опубликовал серию коротких статей об этой мумии, названной в отчётах Nakht – ROM I. В исследовании приняли участие многочисленные эксперты различных специальностей – рентгенологи, биологи, паразитологи.

Кроме мумии, в гробу находилось несколько предметов одежды – вероятно, эти вещи юноша носил, либо сам их изготовил. Впадина на сморщенном животе Нахта была заполнена двумя рубашками без рукавов, наверняка входившими в его личный гардероб.

Льняные бинты сняли слой за слоем, и специалисты взялись за исследование мумии. Высохшее тело весило всего около 5 кг. Зубы юноши были в полном порядке, за 14 лет он не успел испортить их. Увы, об остальных органах молодого человека этого сказать нельзя.

Развитие костей подтверждало юный возраст Нахта, на момент смерти его тело всё еще росло, рост исследователи определили как 122 см (вероятно, это рост мумии, живой юноша был чуть повыше). На костях ног антропологи заметили признаки задержки роста, указывающие на недоедание или на тяжелую болезнь с высокой температурой. Такое можно найти у многих людей, но Нахт болел заметно сильнее обычного.

Тело сохранилось очень неплохо и видно, с какой любовью его готовили к погребению: лицо гладко выбрито, а ногти подстрижены. Увы, череп всё же пострадал: лицевые кости разрушились, вероятно, уже после погребения.

Внутри тела исследователи обнаружили сердце, печень, почки, мочевой пузырь, предстательную железу и кишечник, который был тонким, "как папиросная бумага". Сохранилась селезенка, которая была увеличена и окружена тёмной массой – возможные признаки малярии. Особенно круто, что уцелел мозг, ведь обычно его удаляли. Пишут, что он сохранился благодаря естественному химическому процессу гидролиза, превращающего жир в человеческих тканях в воскообразное вещество.

А теперь о грустном – о патологиях. Лёгкие были поражены "синдромом черного легкого", развивающимся при длительном вдыхании угольной пыли. То ли в помещении, где постоянно находился Нахт, готовилась на огне еда, то ли чадили масляные лампы, но на пользу юноше это не пошло. Еще один диагноз – уже упомянутый силикоз. Исследователи обнаружили в дыхательных путях многочисленные частицы песка, которые изучили с помощью электронного микроскопа и идентифицировали как красный гранит – очень похожий на гранит, встречающийся в египетском Асуане. Именно там египтяне добывали камень для многочисленных обелисков, статуй, колонн… Египтологи предположили, что юноша мог работать на каменоломнях, куда его послали в наказание за какой-то проступок, либо он был задействован, например, в полировке статуй непосредственно в Фивах.

В кишечнике Нахта исследователи нашли ленточных червей Taenia и их многочисленные яйца – подарочек древнему мясоеду. Нашли и круглых червей трихинелл – это значит, что юноша ел плохо прожаренную свинину. И как же без шистосом – паризитов, откладывающих яйца в мочевом пузыре и печени. У Нахта их нашли целых два вида. В итоге у парня развился цирроз. А в мочевом пузыре присутствовала кровь. Убила же Нахта, по-видимому, пневмония, которая истощила и без того повреждённые лёгкие.

Эх, нелегко жилось простому человеку в Древнем Египте… Кстати, имя "Нахт" переводится как "сильный, могучий".

Цитировано по: Антропогенез.Ru  - 24.11.2025.

 

 

 

Читайте другие публикации раздела "Христианская антропология"

 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2025

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru