Православная антропология
Все наши дальнейшие рассуждения будут
иметь центром одну тему - Церковь. Все, что мы будем
говорить, так или иначе касается именно Церкви. Поэтому
нам с вами нужно дать определение - что такое Церковь.
Сразу нужно сказать, что Церковь по
своей природе, - такая реальность, которая не имеет
четкого и исчерпывающего определения. Церковь, будучи
явлением мистическим, Божественным, не укладывается
целиком в рамки рассудочных определений; все таковые
есть лишь приближения к пониманию того, что есть
Церковь. И, собственно говоря, определять, что она есть,
мы будем в течение всего нашего курса. Рассматривая те
или иные стороны жизни Церкви, мы сможем составить
представление о ней, увидеть проявления деятельности
Церкви в разных сферах человеческого бытия; и из этих
частных картин служится сколько-нибудь целостное знание
и чувствование, что такое Церковь. Полное же познание,
что есть эта Богочеловеческая реальность, раскрывается
человеку не рассудочно, а в процессе правильной
церковной жизни, и не сразу, но со временем, по мере
духовного христианского становления человека.
Тем не менее, сделав скидку на некую
неполноту, попытаемся определить, что такое Церковь. Но
чтобы дать определение, нужно рассмотреть предварительно
два вопроса. Ясно без всяких дефиниций, что Церковь -
спасает; человек обращается к Церкви за спасением.
Поэтому нам нужно разобрать, что такое спасение. А дать
ответ на этот вопрос невозможно, не коснувшись хотя бы
кратко антропологии - т.е. учения о человеке.
Шестой день творения.
Гравюра. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд
Итак, начнем с Православной
антропологии.
Мы веруем и исповедуем, что Бог,
будучи Творцом, сотворил мир - "видимый же весь и
невидимый", привел в бытие из ничего двоякую реальность
- мир духовный, ангельский и мир сей, вещественный,
материальный. Венцом творения Божия является человек -
созданный не просто в порядке прочего творения, но как
образ и подобие Божие (Быт. 1:27).
Мы читаем в первых
строках Священного Писания, что "создал Господь Бог
человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание
жизни, и стал человек душою живою" (Быт. 2:7). Человек
сильно отличается от всего прочего тварного мира. Если
всё существующее проходит свое бытие как творение Божие,
то человек, будучи также таковым, носит в себе нечто
большее, а именно - образ и подобие Божие, являясь
"некоторым начатком Его создания" (Иак. 1:18), а целью
существования имея - не просто бытие, но соделывание
причастниками Божеского естества (2 Петр. 1:4). - "Славлю
Тебя, потому что я дивно устроен" (Пс. 138:14),
восклицает Псалмопевец. Как же устроен человек?
Рассмотрим его, так сказать, "схематически". - Святые
отцы условно "делят" человека на три части: дух, душу и
тело.
Прежде всего, скажем о теле человека.
Оно состоит из разных органов, которые обеспечивают
человеку физическую жизнь. Тело необыкновенно сложно,
совершенно и гармонично. В нем мы видим разные
отправления и соответственно им разные потребности: в
пище, во сне, в движении и прочее. Тело по существу
своему есть орудие, идеально приспособленное для жизни и
деятельности в окружающем нас материальном мире.
Существует спиритуалистическая точка зрения, которая
видит в теле зло, и стремится "преодолеть" тело... Эта
концепция весьма распространена; некоторые ее элементы
даже проникли и в христианский аскетизм, как крайность.
Тело - не зло, и не то, что нужно "умертвить",
"сбросить": тело неотъемлемо от человека, тело есть храм
Духа, как говорит апостол Павел (1Кор. 6:19). Оно - не
просто "оболочка", но - в этом мире - выразитель, осуществитель действий души и духа, неотъемлемое от них;
и в будущем веке тело наше будет с нами, только
преображенное, одуховленное.
Затем мы видим в человеке душу. Душа
носит в себе важнейшее качество Богоподобия -
бессмертие. Определить, что она есть, трудно, ибо душа
нематериальна. Душа есть то "я", которое каждый человек
непосредственно ощущает как некий "центр" самого себя.
Все действия души можно распределить по трем разрядам,
или сторонам - и назвать их мыслительною, желательною и
чувствующею частями души.
Мыслительная часть души. Это прежде,
всего рассудок, который заведует рассуждением,
обдумыванием, нахождением решений, исходя из оценки той
или иной внешней и внутренней ситуации. В человеке
ничего не делается без оценки, обдумывания и
соображения, пусть даже мы и не замечаем этого по
привычности и быстроте. Из совокупности оценок
складывается то, что мы называем знанием - это плод
работы рассудка, плод мыслительного труда души. -
Подручные силы рассудка есть: наблюдение, которое
осуществляется посредством органов чувств тела - зрения,
слуха и прочих; воображение - вспомогательная сила,
восполняющая опытное наблюдение; память - некий архив,
держащий в себе всё, что касается как всего человека,
так, в особенности, работы мыслительной части души. В
теле ей соответствует, главным образом, мозг.
Желательная часть души. Здесь
действующая сила - воля. Она желает сделать, употребить,
приобрести и проч. то, что находит для себя полезным,
нужным и приятным, и не желает противного этому. Воля
есть сила действующая, ее область и потребность - жить и
действовать. Она держит в заведовании все силы души и
тела, которые и пускает в ход, когда нужно. Сфера
деятельности воли есть наши желания, которые
определяются разнообразными потребностями. Вот эти
желания и удовлетворяет волительная сила души.
Чувствующая часть души. Вся
святоотеческая мысль единогласно относит ее к сфере
деятельности сердечной. Трудно сказать с точностью,
соответствует ли этот телесный орган чувственной сфере,
но - так уже вошло в наш язык и образ мыслей то, что мы
чувствуем - сердцем. Поэтому будем употреблять именно
этот термин. Вот как пишет о чувствующей стороне души
святитель Феофан: "Сколь великое значение имеет в нашей жизни
сердце! В нем осаждается всё, что входит в душу со-вне,
и что вырабатывается ее мыслительной и деятельной
стороною; чрез сердце проходит и то всё, что
обнаруживается душою во-вне. Поэтому сердце называется
центром жизни.
***
Чистая душа.
Икона, конец XIX века
Слева изображение стоящей на луне Души
чистой - девы в царском одеянии, с короной на голове,
зубцы которой украшены цветами. Поодаль от нее - лев
(олицетворяющий гнев), змий (олицетворяющий грех) и
фигура диавола, отбегающего к пещере в правой части
композиции, с сидящей в ней обнаженной фигуркой,
олицетворяющей грешную душу. В темно-синих небесах -
сидящий на престоле в раю Христос, которому предстоят
ангел и приведенная на поклонение Чистая душа. В центре
композиции - солнце с человеческим лицом. На полях
тексты, поясняющие изображение.
***
Дело сердца - чувствовать всё,
касающееся нашего лица. И оно чувствует постоянно и
неотступно состояние души и тела, а при этом и
разнообразные впечатления... от течения жизни,
понуждая... человека доставлять ему во всем этом
приятное, и отвращать неприятное. Здоровье и нездоровье
тела, живость его и вялость, утомление и крепость,
бодрость и дремота, затем - что увидено, услышано...,
что воспомянуто и воображено, что обдумывается... что
делано и делается..., что благоприятствует или не
благоприятствует нам..., всё это отражается в сердце и
раздражает его приятно или неприятно...
Всякое воздействие на сердце производит
в нем особое чувство, но для различения их в нашем языке
нет слов. Мы выражаем свои чувства общими терминами:
приятно - неприятно, нравится - не нравится, весело -
скучно, радость - горе, и т.д. Сердце поддерживает
энергию всех сил души и тела... Как спешно делается
дело, которое нравится, к которому лежит сердце! А перед
тем, к которому не лежит, руки опускаются и ноги не
двигаются...
Таким образом, видно, что сердце наше
точно есть корень и центр жизни. Оно, давая знать о
хорошем или худом состоянии человека, возбуждает к
деятельности прочие силы, и после деятельности их опять
принимает в себя, на усиление или ослабление того
чувства, которым определяется состояние человека" (и
ради которого предпринимается деятельность. - И.П.). Вот
краткий очерк действия чувствующей стороны души.
Надо сказать, что рассмотренное нами
членение души на силы, и резкое разделение тела и души,
конечно, схематично. Человек есть неразделимое целое. Мы
сами по себе знаем: страдает тело - страдает и душа;
расстроена душа - начинает болеть тело. Душа и тело
всегда выступают как единство. Это видно из хода наших
дел. Рассмотрим течение (опять же, схематично) некоего
дела.
Под влиянием тех или иных, телесных или
душевных потребностей в сердце, т.е. в чувствующей
стороне души, возникает соответствующее чувство, а в
действующей части души - желание. Эти чувство и желание
передаются в мыслительную часть души, т.е. в рассудок.
Он, пользуясь внешними, полученными от телесных органов
впечатлениями о текущей обстановке, извлекая из памяти
опыты предыдущих схожих дел, строя в воображении
возможный ход предстоящего дела, обсуждает, обдумывает,
соображает, возможно ли привести дело в исполнение.
Придя к выводу, что оно возможно, рассудок обдумывает
далее, какие средства и способы нужно употребить к
совершению дела и, приняв окончательное решение,
передает эстафету воле, которая по плану, начертанному
рассудком, побуждаемая чувством необходимости, исходящим
из сердца, посредством тела совершает дело самим фактом.
По совершении дела рассудок обогащается
опытом и оценивает доброту или худость плана, который он
начертал для совершения дела, исходя из факта и способов
его совершения. Воля вкушает покой от удовлетворения
желания, сердце запечатлевает все обороты деятельности
души и тела приятным чувством.
Если дело не удалось, то воля не вкушает
покой, а в сердце стоит чувство неудовлетворенности,
которое побуждает рассудок еще раз рассмотреть дело, и
или отказаться от его выполнения, или изыскать другие
способы к его совершению. Так идут все наши дела. Только
весь ход этой внутренней работы показан нами развернуто,
а в действительности совершаться он может за считанные
мгновения, единым действием души и тела.
Вот кратко о душе и теле. Но есть в
человеке третья, высшая его часть - дух. Душа и тело по
преимуществу "обращены на устроение нашего временного
быта - земного. И познания (души) все строятся только на
основании того, что дает опыт, и деятельность ее
обращена на удовлетворение потребностей временной жизни,
и чувства ее порождаются и держатся... из ее состояний и
положений видимых. Хоть и бывает в (душе) нечто выше
сказанного, но то суть гостьи, заходящие в (душу) из
другой, высшей области, именно - области духа.
Что же это за дух? - Это та сила,
которую вдохнул Бог в лице человека, завершая сотворение
его... Душа человеческая, хотя и сходна с душою животных
в низшей своей части, но в высшей она несравненно превосходнее ее... Дух, вдохнутый Богом, сочетавшись с
душою, несравненно возвысил ее над всякою другою душою".
"Дух, как сила, от Бога изшедшая, ведает Бога, ищет
Бога, и в Нем Одном находит покой. Неким духовным
сокровенным чувством, (непосредственно) удостоверяясь в
своем исхождении от Бога, (дух человеческий) чувствует
свою полную от Бога зависимость, и сознает себя
обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и
Им". Можно усмотреть три проявления действия духа в
человеке.
1. Страх Божий, или
непосредственное чувство, что Бог есть, что Он
определяет нашу жизнь, что человек зависим от Бога и не
может убежать от Него. На какой бы ступени развития не
стоял человек, каких бы взглядов он ни придерживался -
показанное чувство, пусть хотя бы и в редко возникающей
интуиции, присуще ему по природе.
2. Совесть. Это есть всажденный
от Бога в человека индикатор, который указывает, что -
добро, и что - зло, что право и неправо, что должно, а
что не должно делать, за всем этим имея как основу
непосредственное чувство, что угодно Богу, а что не
угодно, пусть даже эта основа и не сознается. Указав
правое, совесть понуждает исполнить то, а сознав
не-правое - не делать ни в коем случае; за исполнение
требования совесть награждает утешением, за неисполнение
- наказывает угрызением. "Совесть есть законодатель,
блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть
естественные скрижали завета Божия, простирающие на всех
людей" Мы видим, что, будь даже человек атеистом,
совесть есть в нем, и действует хоть как-то.
3. Жажда Бога. В людях, не
знающих Бога, она выражается в стремлении ко
всесовершенному благу, пусть даже так, как каждый
понимает это благо; а свидетельствуется она всеобщим
недовольством тварной, видимой стороной жизни. "Что
означает это недовольство? - То, что ничто тварное
удовлетворить нашего духа не может. От Бога изшедши,
Бога он ищет, Его вкусить желает, и, в живом с Ним
пребывая союзе и сочетании, в Нем успокаивается. Когда
достигнет сего, покоен бывает, а пока не достигнет,
покоя иметь не может."
Вот три действования духа в человеческой
природе. Главное здесь - что дух всецело зависит от
Бога, Им живет, Его чувствует, Его волю диктует, Его
ищет, в Нем упокаивается, находя высший смысл и цель
существования в Нем.
Дух проникает собою все силы души и одуховляет их. Так в мыслительной части, которая по
природе должна довольствоваться лишь тем, что получает
она из материального опыта, от духа в душе образуется
стремление к идеальности, к познанию не только вещей и
явлений, но невидимых оснований видимого мира, - каков
его смысл, значение, цель, происхождение. Все это вещи
идеальные, материально не существующие; но наш разум
имеет от духа некое чувство и стремление к познанию их.
К этому понуждает разум уверенность в существовании
высшего, идеального уровня бытия, и неудовлетворение
остановкой только на видимой, тварной его части.
В деятельной, волительной части души от
действия духа является желание и производство
бескорыстных дел, или добродетель. Будучи по природе
устроительницей бытия только своей души, воля получает
от духа стремление, так сказать, выходить за свои
пределы, и, часто в ущерб себе или даже жертвуя собою,
совершать дела любви. К этому понуждает волю совесть,
которая имеет в себе начертание нормы жизни - праведной,
доброй, святой.
Чувствующая часть души по природе должна
заниматься тем, чтобы воспринимаемые чувством
благоприятные или неблагоприятные состояния души и тела
направлять к укреплению благоприятных и ослаблению
неблагоприятных, воздействуя на волю и рассудок, то есть
крутиться в кругу чувств, относящихся до себя, так
сказать, корыстных, эгоистичных. От действия же духа
является в сердце стремление и любовь к красоте,
бескорыстное услаждение красотою. Дух по природе своей
постигает красоту Божию, ею единою ищет наслаждаться;
чувственной же части души он передает это стремление.
"Не красивости только ищет душа, духом водимая, но
выражения в прекрасных (земных) формах невидимого
прекрасного мира, куда манит ее своим воздействием дух"
("Что есть..." стр. 40-41). Здесь мы также видим жажду
высшего, бесконечного, лучшего и неудовлетворение лишь
материальным образом жизни. Здесь - и начало эстетики,
как различения в сфере искусства хорошего и плохого.
Итак, всё это - дух, который, помимо
собственного существования, проникает собою все силы
души. Теперь скажем, как человек должен жить по замыслу
Божию, как должен он править собою, исходя именно из
собственного устроения, из того, как он вышел из
творческих рук Божиих.
Главной, властной и определяющей всю
жизнь человека частью его является дух. Он
непосредственно чувствует свою живую, реальную,
ежемгновенную всесильную связь с Богом, получая от Него
неисчерпаемую силу существования. Совесть с определяющей
силой диктует человеку непосредственно волю Божию по
каждому конкретному случаю, так что человек имеет точное
знание воли Божией. Жажда Бога немедленно
удовлетворяется в каждый момент жизни, доставляя
человеку неизъяснимое блаженство. Благодаря этому дух
властно правит подчиненными ему силами - душою и телом.
Мыслительная часть души управляется совестью, располагая
всю свою деятельность так, чтобы она согласовывалась с
волей Божией, имея целью - сообразить, как наилучшим
образом творить ее. Желательная часть души, получая
крепость от непосредственной связи с Богом, творит
узнанную волю Божию с максимально возможным
совершенством так, что Бог вверяет человеку власть над
прочим созданием (то, что в книге Бытия означено, как
хранить и возделывать рай, а также обладать землею и
владычествовать над ней - Быт. 2:15; 1:28). Чувствующая
сторона души - сердце - упокаивается в Боге, в Нем
получая высшее и всестороннее, совершенное наслаждение,
в полноте удовлетворяя жажду Бога вкушением Божественной
красоты.
Тело - послушное орудие, служит духу и
душе, подчиняется им, удовлетворяет свои потребности в
гармонии и соразмерности с духом и душою, не выходя за
свои естественные пределы. Отсюда видно, каковы цель и
назначение человека, каким его сотворил Бог. Цель -
жизнь с Богом, непосредственное вкушение Его,
Богообщение - т.е. то, что уже сказали мы: быть
причастниками Божеского естества (2 Петр. 1, 4), а
назначение - творить волю Божию, быть как бы Его
сотрудником, неким управителем, будучи начатком Его
созданий (Иак. 1, 18) и венцом Его творения. Наконец,
необходимо отметить, что человек сотворен бессмертным, -
по духу и душе, а тело, будучи всецело подчинено им,
тоже должно проникаться этим качеством, т.е.
бессмертием.
Таков идеальный человек. И таким бы он и
оставался, если бы на заре истории не произошла
величайшая трагедия - грехопадение человека, которое
изменило это идеальное положение вещей.
Петр Мещеринов, игумен
Киевская Русь
Вернуться на исходную страницу
|