Хотите - верьте, хотите - нет. Часть II
***
В
прошлом номере газеты "Честное слово"
мы начали отвечать на некоторые тезисы, которые были
озвучены участниками митинга, состоявшегося в Томске на
Новособорной площади 9 июня. Тогда на митинг собралось
около ста человек. Девиз митинга был: "За светское
государство и свободу совести". Как тогда рассказал
организатор мероприятия А. Мурашов, "митинг был не
против религий, а за светское государство. Выступили 27
человек - представители разных конфессий и атеисты".
В резолюции митинга было следующее
заявление: "Мы настаиваем, что публичное и официальное
участие высших лиц государства, а также представителей
властей всех уровней в религиозных мероприятиях РПЦ
является открытой пропагандой одного конкретного
религиозного учения, явной рекламой одной конкретной
религиозной организации". Далее следует требование "от
администраций Томска и Томской области, всех уровней
власти: запретить и впредь не допускать официального
публичного участия городских и областных чиновников в
религиозных мероприятиях как РПЦ, так и других
религиозных организаций".
Конституция и права чиновников
Выдвигают митингующие эти и другие
требования на основе статей № 14, 28 и 29 Конституции
РФ. Перед тем, как ответить процитируем упоминаемые
статьи дословно:
Статья 14: "1. Российская Федерация -
светское государство. Никакая религия не может
устанавливаться в качестве государственной или
обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от
государства и равны перед законом".
Статья 28: "Каждому гарантируется
свобода совести, свобода вероисповедания, включая право
исповедовать индивидуально или совместно с другими любую
религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать,
иметь и распространять религиозные и иные убеждения и
действовать в соответствии с ними".
Статья 29:
"1. Каждому гарантируется
свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или
агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную
или религиозную ненависть и вражду. Запрещается
пропаганда социального, расового, национального,
религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не
может быть принужден к выражению своих мнений и
убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право
свободно искать, получать, передавать, производить и
распространять информацию любым законным способом.
Перечень сведений, составляющих государственную тайну,
определяется федеральным законом.
5. Гарантируется
свобода массовой информации. Цензура запрещается".
По всей видимости, участники митинга
читали Конституцию Российской Федерации очень
избирательно. А ссылаются они на нее, видимо, для того,
чтобы придать "психологический вес" своим заявлениям и
припугнуть томских чиновников. А мы скажем, что на
основании этой Конституции представители власти имеют
полное право участвовать в религиозных мероприятиях.
Притом имеют право участвовать публично и официально.
Потому что "каждому гарантируется
свобода совести, свобода вероисповедания, включая право
исповедовать индивидуально или совместно с другими любую
религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать,
иметь и распространять религиозные и иные убеждения и
действовать в соответствии с ними".
Чиновники имеют право участвовать,
потому что "каждому гарантируется свобода мысли и
слова".
Чиновники имеют право публично
участвовать в религиозных мероприятиях, потому что
"гарантируется свобода массовой информации. Цензура
запрещается". Участники митинга что, хотят заставить
журналистов не говорить о том, что тот-то и тот-то
чиновник принял участие в религиозном мероприятии,
богослужении, отправлении культа? Но они не имеют права,
потому что "гарантируется свобода массовой информации",
а "цензура запрещается".
Потом, чиновник по идеальному
определению является "слугой народа". Одна из задач
чиновников - участие в самых различных общественных
мероприятиях. И если часть общества, притом очень
большая часть, например, в День славянской письменности
и культуры выходит на улицы для шествия, крестного хода, чиновник может
официально сказать на этом мероприятии какое-то слово,
поприветствовать собравшихся.
А участвовать Путину или Медведеву в
рождественском, пасхальном богослужении, согласно той же
Конституции, запретить никто не может. Так же, как не
может запретить средствам массовой информации освещать
это событие, комментировать или критиковать.
Как мы можем предположить, многие из
участников этого мероприятия, как и многие либералы,
считают западную демократию идеалом. Давайте приведем
три примера, где главы США, Великобритании и Германии
участвовали, притом участвовали официально, в
религиозных мероприятиях.
Недавно президент США Барак Обама был
избран на второй президентский срок. В январе состоялась
инаугурация. Во время церемонии свое благословение
новоизбранному президенту дал священник Епископальной
церкви Луис Леон. В тот же день Барак Обама и его семья
отправились на службу в Церковь Святого Иоанна, которая
находится по соседству с Белым домом и неофициально
называется "церковью президентов". Церковь (принадлежит
Епископальной церкви) была построена в 1815 году, ее
проект подготовил архитектор, построивший здание
Капитолия. В церковь периодически заходили все
президенты США, в ней даже появилась особая "скамья
президентов", на которой сидели абсолютно все хозяева
Белого дома.
"Я просыпаюсь каждое утро, и говорю
краткую молитву, кроме того я провожу много времени за
чтением Священном Писания и Предания", сказал президент
США Барак Обама на одном из ежегодных собраний в отеле
Вашингтона, также он сказал, что пасторы периодически
останавливаются в Овальном кабинете, звонят ему и
отправляют послания на электронную почты, чтобы они
могли вместе молиться.
Разве США не светское государство со
свободой вероисповедания? Именно светское и именно со
свободой. Вот Обама как свободный гражданин и
отправился, притом официально, в церковь. И никто СМИ не
запрещал публично говорить об этом и освещать данное
событие. А выражение "светское государство" вовсе не
является синонимом государства атеистического.
Второй пример - королева Великобритании
Елизавета II. Которая, кстати, является королевой и еще
15 других государств, включая Канаду и Австралию. Она
совершенно спокойно принимает участие в богослужениях.
И, мало того, является главой Англиканской церкви.
Третий пример будет совершенно
локальным, потому что касается Томска. В 2006 году Томск
посетила канцлер Германии Ангела Меркель. В дни ее
визита в Сибирские Афины состоялось открытие новой
лютеранской кирхи. Меркель без зазрения совести приехала
в новооткрытый храм и поставила там свечку. Многие СМИ,
в том числе и "Честное слово", освещали и это событие.
Что означает слово "светский" и
выражение "отделены от государства"?
Как мы уже говорили выше, в 14 статье
Конституции РФ написано, что "Российская Федерация
-
светское государство. Никакая религия не может
устанавливаться в качестве государственной или
обязательной". Пункт 2 там же добавляет: "Религиозные
объединения отделены от государства и равны перед
законом". Вроде бы понятно, но все же хотелось бы
большей ясности. Что означает слово "светский"?
Попробуем привести определение этого термина из разных
словарей.
Например, в словаре Ушакова слово
определяется в двух значениях: как "хорошо воспитанный"
и как "нецерковный". Большой юридический словарь (БЮС)
определяет "светское государство" как "означающее
отделение церкви от государства, разграничение сфер их
деятельности". Со своей стороны, энциклопедический
словарь "Конституционное право России" определяет
светское государство как "государство, в котором не
существует какой-либо официальной, государственной
религии и ни одно из вероучений не признается
обязательным и предпочтительным". Одновременно Закон РФ
"О свободе совести" от 19.09.1997 года в преамбуле
признает "особую роль православия в истории России, в
становлении и развитии ее духовности и культуры".
На наш взгляд, здесь много неясного.
Конституция отрицает религию в качестве государственной
или обязательной, но ничего не говорит о
предпочтительности одной религии в сравнении с
остальными. Она говорит о том, что они "равны перед
законом". Конституционное право вроде бы добавляет
отрицание предпочтительности какой-либо религии. Закон
"О свободе слова" говорит об особой роли православия,
утверждая при этом, что Россия именно благодаря
православию обрела духовность (!). Налицо явное
предпочтение православия, отрицаемое конституционным
правом, но не отрицаемое напрямую Конституцией.
Ко всему прочему БЮС трактует светское
государство как означающее одновременно и отделение
Церкви от государства и разграничение сфер их
деятельности. Согласитесь, разграничение сфер возможно
только при совместной деятельности, когда стороны
объединены общей целью.
Следует, наконец, понять, что понятие
"светский" не означает отделения или отчуждения от
понятия "религиозный". Например, канцлер Германии Ангела
Меркель - человек светский, не в смысле "хорошо
воспитанный" (хотя и это тоже), а в смысле - не служащий
в церкви, не служка, не священник, не свечница, не
епископ и не монах. Но при этом канцлер Германии считает
себя христианкой. Президент России - человек светский.
Но он же и православный, принял крещение в 23 года по
своей воле и ныне живет церковной жизнью, т.е. участвует
в таинствах Исповеди и Причастия. Премьер-министр
человек светский? Да. Православный? Конечно.
Значительная часть современного российского общества
светская. И православная в то же время.
Если же сделать краткую выжимку из главы
Закона "О свободе совести" об отношениях Церкви и
государства, то мы получим следующее:
- В России ни одна религия не может быть
обязательной;
- Государство не вмешивается в церковные
дела и не передает религиозным организациям свои функции
государственной власти;
- Государство сотрудничает с
религиозными организациями в области сохранения
культурных памятников и образовании. В школах можно
преподавать религиозные дисциплины в качестве
факультатива.
Основная сложность чтения законов
состоит в различном понимании слова "государство": с
одной стороны, как политической системы организации
общества, а с другой - непосредственно общества - всей
страны в целом.
Иными словами - религиозные организации
в России, согласно законодательству, не выполняют
функции государственной власти (религия не навязывается
сверху), но сотрудничают с государством в тех вопросах,
которые касаются общества. Отделение Церкви от
государства обозначает разделение управляющих функций, а
не полное удаление Церкви из общественной жизни.
Разделение Церкви и государства говорит и о том, что
государство не вмешивается во внутреннюю жизнь Церкви.
Кстати, так происходит не везде - в частности, в
некоторых странах и до сих пор монарх назначает
епископов, а Церковь имеет фиксированное количество мест
в парламенте.
В то же самое время, не нужно пытаться
трактовать отделение Церкви от государства как запрет на
христианскую деятельность в тех или иных сферах жизни
общества. Отделение Церкви от государства означает
только то, что Церковь не имеет функций власти, и вовсе
не означает, что она не должна работать в школе,
присутствовать в общенациональных СМИ, не означает
отсутствия у христиан прав руководить, исходя из своей
веры, политикой, экономикой и общественной жизнью своего
государства.
Андрей Исаев,
председатель комитета Государственной думы РФ по труду и
социальной политике, Москва:
- Для современного мира это, безусловно,
хорошо. Потому что государство в нынешних условиях
неизбежно является светским и нейтральным. Только таким
оно и может быть в многоконфессиональной стране, а
сейчас, в условиях глобализации, такими становятся
практически все страны. Я считаю, что именно таким
образом государство может избежать злоупотреблений,
столкновений между религиями. С другой стороны, и
Церковь в этом случае не несет ответственность за все
действия государства и не оправдывает их. Что тоже верно
и правильно. Поэтому мне кажется, что такая юридическая
независимость, невмешательство государства в дела Церкви
и невмешательство Церкви в светскую политику государства
должны быть.
Отделение Церкви от государства, его
светскость не являются его атеистичностью. То есть это
не означает, что государство обязано проводить
атеистическую политику, становиться на одну-единственную
точку зрения. Ничего подобного! Оно должно сотрудничать
с Церковью, как с любым другим общественным движением (а
Церковь, несомненно, позитивное и массовое общественное
движение). Государство должно создавать нормальные
условия для деятельности церковных институтов, равно как
и для деятельности любых других институтов гражданского
общества. Очень важна совместная работа Церкви и
государства в вопросах сохранения национальных культур,
традиций, национальной самобытности и идентичности.
То есть государство не обязано быть
стопроцентно нейтральным - оно должно быть нейтральным
исключительно в том смысле, чтобы никому не навязывать
идеологию.
Фактически нигде в мире, кроме
тоталитарных и идеологизированных стран, отделение
Церкви от государства не мешает, например, присутствию
капелланов в армии. В большинстве стран мира оно даже не
трактуется как норма, исключающая преподавание религии в
школе за государственный счет. Поэтому утверждения, что
президент не может быть верующим человеком, что в школе
ученики не могут по собственному свободному выбору
изучать основы православной культуры, что в армии не
может быть капелланов потому, что Церковь отделена от
государства - это подмена правовых и философских
понятий. Это попытка закрепить ту позорную практику
атеизации общества, которая досталась нам в наследство
от атеистического тоталитаризма. - подытожил А. Исаев.
Из основ "Социальной концепции Русской
Православной Церкви"
В этой статье мы приводили мнения
участников митинга, цитировали и Конституцию, и
Федеральный закон, и словари. Дали слово специалисту.
Теперь процитируем то, что говорит сама РПЦ в одном из
основных своих документов "Основы социальной концепции
Русской Православной Церкви" в главе "Церковь и
государство" в третьем пункте:
- Во взаимоотношениях между Церковью и
государством должно учитываться различие их природ.
Церковь основана непосредственно Самим Богом - Господом
нашим Иисусом Христом; богоустановленность же
государственной власти являет себя в историческом
процессе опосредованно. Целью Церкви является вечное
спасение людей, цель государства заключается в их земном
благополучии.
"Царство Мое не от мира сего"
- говорит
Спаситель (Ин. 18:36). "Сей мир" отчасти повинуется
Богу, отчасти же, и главным образом, автономизирует себя
от собственного Творца и Господа. В той степени, в какой
мир не подчиняется Богу, он подчиняется "отцу лжи"
сатане и "во зле лежит" (Ин. 8. 44; 1 Ин. 5:19). Церковь
же - "тело Христово" (1 Кор. 12:27), "столп и
утверждение Истины"
(1Тим. 3:15) - в своей таинственной
сущности не может иметь в себе никакого зла, ни тени
тьмы. Поскольку государство есть часть "мира сего", оно
не имеет части в Царстве Божием, ибо там, где Христос
"все и во всем" (Кол. 3:11), нет места принуждению, нет
места противопоставлению человеческого и Божия, а
следовательно, нет там и государства.
В современном мире государство обычно
является светским и не связывает себя какими-либо
религиозными обязательствами. Его сотрудничество с
Церковью ограничено рядом областей и основано на
взаимном невмешательстве в дела друг друга. Однако, как
правило, государство сознает, что земное благоденствие
немыслимо без соблюдения определенных нравственных норм
- тех самых, которые необходимы и для вечного спасения
человека. Поэтому задачи и деятельность Церкви и
государства могут совпадать не только в достижении чисто
земной пользы, но и в осуществлении спасительной миссии
Церкви.
Нельзя понимать принцип светскости
государства как означающий радикальное вытеснение
религии из всех сфер жизни народа, отстранение
религиозных объединений от участия в решении общественно
значимых задач, лишение их права давать оценку действиям
властей. Этот принцип предполагает лишь известное
разделение сфер компетенции Церкви и власти,
невмешательство их во внутренние дела друг друга.
Церковь не должна брать на себя функции,
принадлежащие государству: противостояние греху путем
насилия, использование мирских властных полномочий,
принятие на себя функций государственной власти,
предполагающих принуждение или ограничение. В то же
время Церковь может обращаться к государственной власти
с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных
случаях, однако право решения этого вопроса остается за
государством.
Государство не должно вмешиваться в
жизнь Церкви, в ее управление, вероучение, литургическую
жизнь, духовническую практику и так далее, равно как и
вообще в деятельность канонических церковных учреждений,
за исключением тех сторон, которые предполагают
деятельность в качестве юридического лица, неизбежно
вступающего в соответствующие отношения с государством,
его законодательством и властными органами. Церковь
ожидает от государства уважения к ее каноническим нормам
и иным внутренним установлениям.
P.S. В следующих номерах мы продолжим эту тему.
Владимир Филиппов
Честное слово № 26 (855), 03.07.2013.
Федеральный Закон "О свободе совести и о религиозных
объединениях"
Статья 4. Государство и религиозные
объединения
1. Российская Федерация - светское
государство. Никакая религия не может устанавливаться в
качестве государственной или обязательной. Религиозные
объединения отделены от государства и равны перед
законом.
2. В соответствии с конституционным
принципом отделения религиозных объединений от
государства государство:
- не вмешивается в определение
гражданином своего отношения к религии и религиозной
принадлежности, в воспитание детей родителями или
лицами, их заменяющими, в соответствии со своими
убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести
и свободу вероисповедания;
- не возлагает на религиозные
объединения выполнение функций органов государственной
власти, других государственных органов, государственных
учреждений и органов местного самоуправления;
- не вмешивается в деятельность
религиозных объединений, если она не противоречит
настоящему Федеральному закону;
- обеспечивает светский характер
образования в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях.
3. Государство регулирует предоставление
религиозным организациям налоговых и иных льгот,
оказывает финансовую, материальную и иную помощь
религиозным организациям в реставрации, содержании и
охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории
и культуры, а также в обеспечении преподавания
общеобразовательных дисциплин в образовательных
учреждениях, созданных религиозными организациями в
соответствии с законодательством Российской Федерации об
образовании.
4. Деятельность органов государственной
власти и органов местного самоуправления не
сопровождается публичными религиозными обрядами и
церемониями. Должностные лица органов государственной
власти, других государственных органов и органов
местного самоуправления, а также военнослужащие не
вправе использовать свое служебное положение для
формирования того или иного отношения к религии.
5. В соответствии с конституционным
принципом отделения религиозных объединений от
государства религиозное объединение:
- создается и осуществляет свою
деятельность в соответствии со своей собственной
иерархической и институционной структурой, выбирает,
назначает и заменяет свой персонал согласно своим
собственным установлениям;
- не выполняет функций органов
государственной власти, других государственных органов,
государственных учреждений и органов местного
самоуправления;
- не участвует в выборах в органы
государственной власти и в органы местного
самоуправления;
- не участвует в деятельности
политических партий и политических движений, не
оказывает им материальную и иную помощь.
6. Отделение религиозных объединений от
государства не влечет за собой ограничений прав членов
указанных объединений участвовать наравне с другими
гражданами в управлении делами государства, выборах в
органы государственной власти и в органы местного
самоуправления, деятельности политических партий,
политических движений и других общественных объединений.
7. По просьбам религиозных организаций
соответствующие органы государственной власти в
Российской Федерации вправе объявлять религиозные
праздники нерабочими (праздничными) днями на
соответствующих территориях.
Статья 5. Религиозное образование
1. Каждый имеет право на получение
религиозного образования по своему выбору индивидуально
или совместно с другими.
2. Воспитание и образование детей
осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с
учетом права ребенка на свободу совести и свободу
вероисповедания.
3. Религиозные организации вправе в
соответствии со своими уставами и с законодательством
Российской Федерации создавать образовательные
учреждения.
4. По просьбе родителей или лиц, их
заменяющих, с согласия детей, обучающихся в
государственных и муниципальных образовательных
учреждениях, администрация указанных учреждений по
согласованию с соответствующим органом местного
самоуправления предоставляет религиозной организации
возможность обучать детей религии вне рамок
образовательной программы.
|