Свадьба по-эмиратски
Ширин - дочь египтянина и британки.
Поскольку ее отец египтянин и мусульманин, она также
считается египтянкой и мусульманкой, несмотря на то, что
росла и училась в Англии и Канаде. По профессии она
иммунолог. Она работала редактором научного отдела
Economist и долгое время - в аппарате ООН в Нью-Йорке.
Ширин пишет, что с профессиональной точки зрения, ее
всегда поражала чрезвычайно низкая статистика СПИДа в
арабских странах, по сравнению с соседями, Азией и
Восточной Европой. И она начала задавать себе и другим
вопросы.
Как, в эру массовой миграции и
доступности, одна часть мира оказалась практически
неуязвимой для СПИДа? Может быть, арабы просто не
позволяют себе рискованное сексуальное поведение? Может
быть, арабские наркоманы не колются одной иглой, может
быть, в больницах нет зараженной крови, может быть в
регионе нет "опасного" секса? Чем больше я погружалась в
эти проблемы, тем яснее видела разрыв между официальной
статистикой и реальностью частной жизни. В то время как
множество людей заверяли меня, что СПИД не есть и не
может стать проблемой арабского мира, я встречалась с
целыми семьями, все члены которых были заражены, и
слышала все более настоятельные просьбы - сделать все
возможное ради того, чтобы остановить эпидемию. И чем
больше я смотрела, тем больше понимала, секс - это тот
клин, который вбит между видимостью и реальностью:
коллективное нежелание смириться с любым поведением,
недотягивающим до брачной сделки - сопротивление,
поддерживаемое религиозной интерпретацией и общественным
договором.
Современная
раскрепощенная исламская молодежь
Говоря обобщенно, сексуальный климат в
этой части мира весьма напоминает Запад накануне
сексуальной революции. И многие из тех подспудных сил,
что привели к изменению в Европе и Америке существуют и
в арабском мире, пусть иногда и в зародышевой форме:
борьба за демократию и личные права, быстрый рост
городов и усиливающееся давление на структуры
традиционной семьи, ослабление контроля общины над
поведением индивида, огромные популяции молодых людей,
чем образ жизни и ценности отличаются от родительских,
изменение роли женщины, превращение секса в
потребительский товар благодаря экономической экспансии
и либерализации. И все это подводит к закономерному
вопросу: после современных политических конвульсий стоит
ли ожидать сексуальных изменений в регионе?
Из-за существенных отличий в истории,
религии и культуре, Запад не может быть гидом для
арабского мира. Развитие - это путешествие, а не гонка,
и различные общества выбирают различные пути. Некоторые
пункты назначения, однако, предпочтительнее других. Я
верю в то, что общество, позволяющее людям сделать свой
собственный выбор и реализовать свой сексуальный
потенциал, общество, предоставляющее им образование,
инструменты и возможности для этого, и общество,
уважающее права других - лучше, чем альтернативы. И я не
верю в то, что подобное общество фундаментально
несовместимо с социальными ценностями арабского мира,
который когда был куда больше открыт полному спектру
человеческой сексуальности, и может открыться вновь. И
это необязательно приведет к неизбежному столкновению с
господствующей в регионе религией: это лишь современные
интерпретации ислама, а не сам ислам загоняют множество
мусульман и их религию в клетку.
Я все время говорю об "арабском мире"
как о некоем коллективном образовании, как будто можно
обобщить то, что происходит в 22 странах, с населением в
350 миллионов человек. Несмотря на то, что существуют
существенные сходства в сексуальном поведении в арабских
странах, есть также и существенные отличия в том, как
эти общества занимаются - или отказываются заниматься
решением сексуальных проблем. И эти отличия выходят за
рамки сексуальности и ясно проявляются в различных
траекториях политического изменения, вызванного
народными восстаниями этого десятилетия.
И потому, мое внимание концентрируется
на Египте, в особенности на Каире, население которого
представляет срез социального спектра страны. Оставив в
стороне персональную историю, Египет - естественный
выбор - потому что это - самая населенная страна
арабского мира, потому, что он продолжает сильно влиять
в политическом, культурном, экономическом и социальном
смысле на регион, и потому, что он занимает важное
геостратегическое положение.
На Глобальном Юге был достигнут
существенный прогресс в решении проблем сексуальности, и
здесь есть впечатляющие уроки, заслуживающие изучения и
адаптации египтянами. Я также рассмотрела положение к
западу от Египта - в Марокко и Тунисе, и к востоку - в
Ливане. Я путешествовала по странам Залива - ОАЭ, катару
и Саудовской Аравии. Этот регион существенно влияет на
Египет - через прессу, деньги и миграцию. Именно деньги,
пресса и миграция имели самое мощное воздействие на то,
какую форму приняла жизнь ( в том числе, и сексуальная)
египтян.
Свадьба в Египте подобна запуску
космического корабля на Луну. Причины матримониальных
трудностей египтян подробно описаны в материале
"Коксинель, как оружие массового заражения" (по
материалам ученой монографии Mass Mediations. New
Approaches to Popular Culture in The Middle East and
Beyond. Berkley, 1997).
Семьи - горючее для выхода за
пределы атмосферы. Моя подруга, успешная бизнесвумен в
Каире, комментирует: "Если хочешь выйти замуж, надо
ходить в определенные места. Надо ходить по определенным
маршрутам. И ты должна быть уверена в том, что выбранный
тобою парень - из подходящего брачного материала. И это
должно идти через его семью - через его маму, через его
теток, через его сестер. Его семья должна знать и твоя
семья должна знать. Бардак в этих делах недопустим".
Фаза помолвки начинается после того, как
семья публично признает существование отношений и дает
паре разрешение проводить время вместе: в случае более
либеральных родителей это означает и время наедине друг
с другом. Помолвка - достаточно гибкий институт, и я
знаю множество женщин, проходивших через него множество
раз - без какого-либо ущерба для репутации. Следующей
фазой Миссии Супружество является китб аль-китаб
(написание книги) - формальная исламская свадебная
церемония. Как правило, речь идет о событии небольшого
семейного масштаба, в присутствии мадхуна (свадебного
нотариуса). И, наконец, дело доходит до фарах -
публичной свадьбы. Считается неправильным превратить
брачные отношения в реальность спальни в любой точке
времени, предшествующей фарах. Тем не менее, множество
пар начинают жить вместе сразу после китб аль-китаб.
Одно из главных отличий от прошлого -
египтяне женятся практически поголовно (90% лиц в
возрасте старше 35 лет связаны узами брака), но теперь
это происходит значительно позже. Моя собственная
бабушка рассматривалась в качестве "старой девы", когда
ей "повезло" и она вышла замуж за дедушку - в возрасте
18 лет. Ее сестры вышли замуж в 16. Их дочери и внучки
выходили замуж в возрасте 23-25 лет. Это отражается и в
национальной статистике: только четверть египтянок
выходит замуж в возрасте до 18 лет - по сравнению с
третью поколение назад. Не все этим довольны -
девушку-подростка куда легче контролировать, и
гарантировать ее пригодность (=девственность) к семейной
жизни, нежели молодую женщину, живущую в современном
мегаполисе.
Спросите женихов, и вы получите
откровенный ответ о причинах сдвига брачного возраста.
Владелец одной из своднических контор объясняет:
"Проблема теперь в том, что наше общество - очень
материалистичное. Деньги - впереди всего. Мы растеряли
наши старые принципы". Женихи-претенденты и новые мужья
еще более откровенны: "Дело - в семьях молодых леди. Они
так глупы! Они просят так много - шабка (драгоценности),
они просят золото, они просят бриллианты-солитеры. Плюс
квартира, плюс все домашние приборы, плюс муакхар
(сумма, выплачиваемая жене в случае развода) плюс махр
(денежный подарок жениха невесте), плюс, плюс, плюс".
Ожидания распухали на протяжении
последних десятилетий. Те, кто критически относятся к
нынешним матримониальным эксцессам, зачастую цитируют
хадис, в котором Пророк советует бедному человеку
жениться, даже если у того за душой нет и гроша - и
предложить в качестве приданного части Корана, которые
он знает наизусть. Мой отец, в качестве приданного, дал
холодильник и набор кухонных ножей, махр составил 25
пиастров (5 центов в сегодняшних ценах) - эти деньги
мать хранит и по сей день. Но то были постные дни
расцвета режима Насера, сегодня холодильником и вилками
не отделаться.
Средняя стоимость свадебной церемонии в
Египте - 20 тысяч фунтов (3 тысячи долларов) среди
беднейших слоев населения и около 60 тысяч у богачей.
Свадьба - гигантская инвестиция. Семьям бедняков
приходится работать библейски важные семь лет, дабы
скопить денег на свадьбу.
По мнению египтян, самыми большими
препятствиями на пути к женитьбе являются жилье,
наполнение его мебелью и различными домашними приборами,
а также нахождение работы для финансирования данного
амбициозного проекта. Для снятия остроты этой проблемы в
Египте были испробованы различные схемы - некоторые
финансировались правительством, некоторые -
благотворительными организациями, прежде всего,
"Братьев-Мусульман" и им подобных. Сюда входят
субсидированные групповые свадьбы, которые, однако, в
практическом отношении, более привлекают журналистов в
поисках колоритной истории, нежели невест в ожидании
самого большого дня своей жизни.
Некоторые правительства в регионе,
провели настоящую тотальную атаку против холостячества.
Примером стали Объединенные Арабские Эмираты.
Правительство выделяет "бедному" жениху грант в размере
70 тысяч дирхамов (19 тысяч долларов). Бедным считается
индивид, зарабатывающий менее 19 тысяч дирхамов в месяц.
Чтобы понять, как много (вернее, как
мало) можно купить на эти деньги, я отправилась на
свадебную ярмарку в Абу-Даби.
В событии участвовали сотни фирм - от
дизайнеров свадебного платья и ювелиров до кондитеров и
специалистов по мейк-апу - все это в закрытом павильоне
размером с футбольное поле.
Мой интерес был не только
профессиональным, но и персональным - я и мой
возлюбленный наконец-то решили пожениться. Тот, кто
помог мне разобраться с происходящим на шоу -
организатор торжественных мероприятий Carnation .
Речь идет о настоящем бизнес-буме в
Эмиратах, в особенности в свадебный сезон - с октября по
апрель. Стоимость свадьбы может легко превысить
несколько миллионов дирхамов. Стоимость свадьбы принцев
правящих семей составляет десятки миллионов дирхамов.
Такие события посещают несколько тысяч гостей - и принцы
тем самым устанавливают невозможно высокий стандарт - не
только для Эмиратов, но и для всего арабского мира.
Даже менее важные свадьбы - большое
постановочное дело в Заливе. Свадьбы с 500 гостями
считаются "интимными вечеринками". В ОАЭ, все эти гости,
и все эти расходы распределяются между двумя отдельными
событиями. В то время как в Египте (и в большинстве
стран арабского мира) свадьба - смешанный праздник, в
котором представители обоих полов свободно общаются и
танцуют друг с другом, в Заливе речь идет о раздельных
мероприятиях для мужчин и женщин.
Тоже самое существовало и в Египте - во
времена моих бабушек. Организаторы свадеб описывают
мужскую вечеринку в качестве относительно
низкопрофильного события - с одним ужином и местной
музыкой. Свадьба для женщин, однако, куда более
длительное и роскошное собрание, с тщательно
разработанной программой ужина, чередой певцов,
доставленных частными самолетами из развлекательных
центров - Бейрута и Каира и безумным количеством золота
и драгоценностей. На шоу невесты организаторы бьют по
чувствам гостей лучшими образцами бордельного дизайна:
достаточно золота, кристаллов, украшений, перьев,
цветов, позолоты, кружев, бисера и сатина для того,
чтобы причинить участникам синдром Стендаля.
По сравнению с этим то, что предлагает
Carnation кажется сдержанным и ограниченным. Осама
Мисталь, менеджер компании, и я сидим на белой с
позолотой по краям кожаной софе. Наши ноги утопают в
розовом свечении брошенных на пол шкур, и мы смотрим
вниз - на подиум, где вечером состоится парад невесты -
после драматически запоздалого прибытия. Важнейшей
деталью праздника, несомненно, является платье невесты
- и это отражается на его цене (от 35 тысяч дирхамов и
выше). В моде - обилие, скрещенное с декадентством:
голые плечи, рискованные разрезы, открытые спины. Гости
женского пола, в особенности те, что на выданье, также
одеты, чтобы убить наповал. Они демонстрирует все свое
достояние, понимая, что принимают участие в мероприятии,
которое правильнее было бы назвать "ярмаркой невест" и
дают будущим свекровям шанс увидеть то, что те могут
предложить сыновьям. Женская вечеринка продолжается и
после того, как жених увозит невесту в отель, а иногда -
и куда-нибудь подальше (в последнее время в качестве
места проведения первой брачной ночи агрессивно
рекламирует себя Южная Корея).
Мисталь объясняет, что не свадьба сама
по себе превращает мужей в банкротов: "Тут тебе и
золото, и платье, и мебель, и дом, подарки невесте в
период помолвки - дорогая косметика, часы, платья… так
много способов потратить деньги". Залив открывает для
себя полную силу глобального капитализма, и потому
никого не должно удивлять то, что статус отныне связан с
имуществом, и свадьбы превратились в фестивали
экстравагантного потребительства. Мисталь делится
наблюдениями: "Там, где вы - Запад, были 20 лет назад,
мы находимся сейчас. 20 лет назад, что детям нужно было?
Они ходили в школу и возвращались домой. Теперь им нужна
отдельная комната, лэптоп, игры и мобильный телефон.
Теперь так много требований. И их становиться все больше
и больше".
40 лет назад, когда ОАЭ и другие страны
Залива только оседлали волну нефтяного благоденствия,
свадьбы были чем-то гораздо более простым и скромным -
главной заботой было накормить бедных членов племени.
Некоторые из этих традиций сохранились. Свадьбы, может
быть, переехали из шатров в пустыне в пятизвездочные
отели, но верблюд все еще в меню - только теперь вам
нужен целый караван для того, чтобы накормить легион
гостей.
Не свадьбы, но сами невесты, в первую
очередь, являются смесью нового и старого. Возьмите мою
знакомую Аннус. Ей 22 года, она только что вышла замуж -
но после окончания университета. Это было большой
редкостью в поколении ее матери - тогда замуж выходили
подростками и к возрасту Аннус уже имели несколько
детей. Сегодня, однако, в ОАЭ гораздо больше женщин с
высшим образованием, чем мужчин. Аннус объездила весь
мир, говорит на прекрасном английском, знает все о моде
в Заливе и на Западе. И, несмотря на это, отец подобрал
ей жениха - дальнего родственника, которого она видела
до свадьбы лишь один раз. Ее сестра вышла замуж за
кузена, которого увидела впервые на свадьбе. И в этом
нет ничего необычного . Исследования показывают, что
браки, спланированные родителями остаются нормой в ОАЭ.
Финансовые и социальные выгоды того, что "все остается в
семье" перевешивают известные медицинские риски - ведь
речь идет, как правило, о браках между двоюродными
братьями и сестрами.
Аннус утверждает, что счастлива с
выбором отца: "Если он из вашей семьи, вы чувствуете,
что все ОК. Если же он женился "по любви", он потом
разведется. Есть женщины, которые вышли замуж по любви.
Но это проблема в нашей культуре. Если муж - родственник
- все будет лучше".
Несмотря на это, женщины сегодня куда
более разборчивы, чем это было в прошлом. В исламе у
женщины есть право отвергнуть жениха - хотя она не
всегда и не везде может им воспользоваться. Моя знакомая
Сальва - пример. Она отказала толпе потенциальных
женихов. Она ждет "правильного" человека. Его
характеристики: моральный, уважаемый, упорно работающий,
вежливый (так принято называть молодых людей из хороших
семей), и, определенно, не женатый на другой женщине.
Это - важный пункт, из которого в обществах Залива есть
существенные исключения. В последнее время наметилась
тенденция среди работающих женщин, делающих карьеру,
становиться второй женой. Это дает им все привилегии
брака, оставляет возможность работать, и сваливать все
домашние хлопоты на жену номер один. Но Сальва не
принадлежит к этому кругу, и ее разборчивость, по мнению
некоторых - отражение причин тяжелых демографических
проблем Эмиратов.
Коренное население ОАЭ - исчезающий вид
в своей собственной стране: более 80% ее населения -
иностранцы, импортированные для того, чтобы страну
создать. В то время, как по плану иностранные рабочие
должны были строить небоскребы и автострады, они начали
строить и семьи - и 20% мужчин из Эмиратов сейчас женаты
на иностранках - гражданках азиатских и арабских стран.
10% эмиратских невест выходят замуж за иностранца, но
эта цифра постоянно растет. Этому помогает недавно
принятый закон, согласно которому мать может передать
гражданство - и все привилегии, связанные с ним - детям.
Официально, вину за феномен браков с
иностранцами возлагается на озабоченные статусом семьи
невест, занятые организацией "свадьбой столетия" и
созданием семейного очага на века. И потому женитьба
стала частью борьбы за сохранение национальной
идентичности и против кажущейся фрагментации семейной
жизни. Но, как показывает пример Сальвы и тысяч других,
в этом процессе участвует и другие силы - и их не
одолеть любым количеством денег.
Постскриптум - 01.05.2013.
***
Читайте по теме:
Читайте другие публикации раздела "Апология христианства перед исламом"
|