О православном отношении к абортам
Чтобы не совершить убийство: "Девочки,
помогите, пожалуйста. Я беременна, срок полтора месяца.
Мы с парнем решили делать аборт. Причины простые: мне
19, ему 20, мы оба студенты, я не работаю, его из-за
кризиса тоже сократили, денег самим не хватает..."
***
"Отход современного человека от христианской
совести чреват величайшими опасностями и бедами. Этот отход
будет продолжаться до тех пор, пока не наступит возвращение.
<...> И чем скорее и глубже человечество постигнет природу
переживаемого им духовного кризиса, чем яснее оно поймет,
что без совести на земле невозможна ни культура, ни жизнь..."
(Иван Ильин "О совести")
Технология аборта и его невинная жертва
Детоубийство в законе
"Девочки, помогите, пожалуйста. Я беременна,
срок полтора месяца. Мы с парнем решили делать аборт.
Причины простые: мне 19, ему 20, мы оба студенты, я не
работаю, его из-за кризиса тоже сократили, денег самим не
хватает. Это окончательное решение. Я против, но уже ничего
не изменится. Подскажите, какой аборт делать лучше –
вакуумный или медикаментозный? Марина К." – женские форумы в
Интернете так и пестрят однотипными сообщениями. И таких
Марин десятки тысяч. Тема абортов, конечно, стара как мир.
Но молчать о ней нельзя.
***
Священное Писание и Православная Церковь об абортах:
***
Любить только себя
Она любила себя. Хотела красивой жизни,
уехала из провинции в Москву и вроде хорошо устроилась:
нашла работу, сняла квартиру, жила, ни в чем себе не
отказывая. Познакомилась с хорошим парнем. Любовь ли это
была? Но вместе жить стало гораздо веселее. А через
некоторое время выяснилось, что она беременна. Ребенок в ее
планы не входил: карьера, съемное жилье, родственники далеко,
да и потом она еще молода, торопиться некуда. И она пошла на
аборт. Назовем ее Татьяной.
В это же время здесь, в провинции, ее
подруга Елена вела схожий образ жизни. Все очень похоже: и
стремление быть независимой, и желание вырасти по карьерной
лестнице. А также любовь к тусовкам, клубам, путешествиям, и
лучший друг – такой же любитель развлечений. В итоге –
аборт.
По меркам сегодняшнего дня кажется, что
ничего необычного в жизни этих девушек нет. К сожалению, так
живут тысячи их сверстниц, и мы не имеем права их осуждать.
Но с другой стороны, аборты – одна из причин "русского
креста" в нашей стране. Термин обозначает ежегодное
превышение количества умерших над количеством родившихся,
крест образуется за счет пересечения линий этих двух
показателей на графике. До финансового кризиса официальное
число не рожденных из-за абортов детей в нашей стране
составляло 1,5 миллиона, по неофициальным подсчетам эта
цифра может достигать 4 миллионов. Сейчас же в условиях
кризиса количество абортов в России, как считают
специалисты, способно возрасти в разы.
Конечно, все прекрасно знают, какой риск для
женского здоровья представляет собой процедура прерывания
беременности. Знают, что исход может быть любой: как
дальнейшая неспособность иметь детей, так и смерть на
операционном столе. Но женщины все равно продолжают
обращаться за этой, страшно сказать... услугой. Аспектов у
проблемы прерывания беременности очень много: правовой,
социальный, медицинский, это тема для очень серьезного и
долгого разговора – мы же попробуем взглянуть на нее с точки
зрения православной этики.
Радость материанства
Уход от Бога
Специалисты утверждают, что рост числа
абортов в кризисное время закономерен. Например, в 1999 году
число родившихся составило 1,214 миллиона, что на 69 тысяч
меньше, чем годом ранее, и абсолютный минимум за всю
новейшую историю России. При этом каждая 11-я россиянка в
возрасте до 29 лет в течение года после дефолта сделала
аборт. Нечто схожее происходит и сейчас. Можно ли остановить
эту тенденцию, и действительно, как быть, когда нет работы и
денег, но есть заключение врача о том, что у вас будет
ребенок.
По большому счету решить проблему аборта
способен лишь православный взгляд на нее. Ведь в окружении
любого из нас есть немало знакомых девушек и женщин,
которые, будучи по-человечески хорошими людьми, не избежали
страшного греха детоубийства. Потому что когда женщина в
тупике – остановить может лишь доверие к Богу, понимание,
что жизнь человека дороже всего, и что Господь не оставит в
самых, казалось бы, непреодолимо трудных обстоятельствах.
Мы решили спросить одного из священников:
как Церковь смотрит на эту проблему в свете непростой
экономической ситуации и каково ее отношение к абортам?
– Отношение Церкви к искусственному
прерыванию беременности исторически является однозначно
отрицательным и не меняется со временем, – говорит священник
Димитрий Шевченко, настоятель храма во имя свт. Николая
Чудотворца с. Дьяковка Краснокутского района и отец троих
детей. – Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать
благословения на аборт. Это всегда грех, приравнивающийся к
детоубийству. Кризис ничего не меняет. Мы на самом деле не
знаем и не можем знать, что каждому из нас готовит
завтрашний день. Но при этом уже сгущаем краски, появляются
такие мысли: а как же я смогу прокормить своего ребенка? И в
такой постановке вопроса проявляются отголоски
атеистического воспитания, когда человек перестает доверять
Богу.
Да, действительно, в наше время популярен
потребительский подход к жизни, многие живут ради получения
удовольствий, для достижения которых нужны материальные
блага. Особенность же христианского мировоззрения –
отдавание себя и жертвенное служение Богу, близким, всему
живому. Сейчас эта жертвенность игнорируется, и в сердцах
людей совершается подмена понятий, превалирует мнение, что
истинное счастье – жить ради себя. Хотя, как показывает
опыт, – это всегда тупик.
Счастье не грешить
Татьяна, сделав аборт, вернулась к своему
обычному образу жизни. Отцу ребенка она ничего не сказала.
Но жизнь дала трещину. Последовала потеря работы, трудности
с оплатой за арендуемое жилье, участились скандалы с другом.
В результате, бросив все, а точнее, оказавшись в ситуации,
когда в Москве у нее ничего не осталось, Таня вернулась на
родину. Лена, как никто другой, смогла понять подругу: ее
жизнь – зеркальное отражение жизни Татьяны. Только отношение
к аборту у девушек разное. Героини рассказали автору этих
строк о своих чувствах. Если Таня испытывала щемящее чувство
пустоты, потери, тоски, а на выходе из больницы расплакалась
и про себя просила прощения у своего убиенного малыша, пусть
ему и было три недели с момента зачатия, то Лена к факту
аборта относится спокойно. "Я не была готова стать матерью,
– сухо говорит она и сейчас. – Тем более что не была уверена
в рождении здорового ребенка".
И здесь кроется еще одна глобальная проблема
в теме вынужденного прерывания беременности. Бывает, что
женщина просто ищет оправдания, почему она сделала аборт, и
ссылается на потенциально возможные патологии малыша,
например, из-за своего пристрастия к курению. А бывает, что
призыв сделать аборт звучит из уст врача. По данным
Министерства здравоохранения РФ, в настоящее время около 70
процентов беременных женщин имеет ту или иную патологию. И
медицинские показания к аборту возникают в том случае, когда
продолжение беременности может привести к смерти матери,
тогда как аборт сохранит женщине жизнь и в случае выявления
у малыша, еще находящегося в утробе мамы, тяжелых патологий.
Выявить их современная медицина в состоянии, начиная с
8–12-й недели беременности, но решение рожать или не рожать
в любом случае принадлежит только матери ребенка.
При этом просто страшно оттого, что случаи,
когда прогнозы медиков в отношении здоровья малыша, не
оправдывались, не единичны. Я лично знаю женщину, которую
врачи предупреждали: ребенок может родиться с синдромом
Дауна, лучший выход для нее – аборт. Но она, как человек
верующий, даже не допустила мысли об этом и спокойно
продолжала ждать малыша, готовиться к родам. Несколько
месяцев назад у нее родился здоровый мальчик.
– Церковь всегда уважает личный выбор
человека, – комментирует проблему отец Димитрий. – Но надо
понимать, что рождение больного ребенка – не случайность.
Человек сам привносит страдание в мир и свою собственную
жизнь, когда забывает о своем подлинном предназначении. А
появление детей с ограниченными возможностями позволяет
растопить сердца, напомнить о необходимости взаимопомощи.
Человечество, удаляясь от Бога, само себя подвергает разного
рода испытаниям. Важно помнить: грех аборта не есть грех
сиюминутный, страшны его последствия, те физические,
душевные и духовные страдания, которые потом переживает
женщина. Для их преодоления православному человеку
необходимо покаяние, и Церковь никогда не отвергает женщин,
решившихся в своей жизни на такой шаг.
Еще один вопрос, который я не могла не
задать отцу Димитрию:
- Если Церковь категорически отвергает
возможность абортов, как женщине выстраивать свою жизнь,
чтобы не допустить тупиковых ситуаций и избежать выбора –
делать аборт или рожать?
– Понимаете, у людей, воспитанных и живущих
в православных традициях, такого вопроса даже не возникает,
– говорит батюшка. – Само зачатие – дар Божий, который не
может регулироваться человеком. Тот, кто живет для Христа,
соблюдает посты, прибегает к воздержанию, не страшится стать
родителем. Брак – это созданный Богом союз между мужчиной и
женщиной. Наше предназначение – в рождении и воспитании
детей, а когда мы отказываемся от этого ради личных
удовольствий – это всегда грех, который обязательно будет
иметь последствия.
Безусловно, тема абортов вряд ли будет
исчерпана в ближайшее время. Во всем мире она всегда была и
остается одной из самых дискуссионных. Здесь переплелось все:
социальные сложности, медицина, политика, этика. Но вопрос "Что
делать?" по сей день для нашего общества в целом остается
открытым. И его решение полностью лежит только на совести
каждого из нас.
P.S. Наша героиня Татьяна вышла замуж,
родила двоих замечательных детей – мальчика и девочку. Она
призналась: после возвращения из Москвы она побывала в храме
и покаялась в совершенном ею грехе. Елена тоже уже состоит в
браке, но детей у них с мужем пока нет. Хотя они очень этого
хотят и надеются на чудо. С Божьей помощью.
Виктория Федорова
Православие и современность - 11.12.2009.
|