Борьба против прививок: позиция Церкви
Последнее время в православной среде все
чаще звучит совет: "Не делайте!" В монастырях, на
приходах и в церковных лавках стала активно
распространяться литература и видеопродукция
антипрививочного движения. Как ни странно, но
медицинский по существу вопрос стал "яблоком раздора" в
среде верующих людей. Какова же на самом деле позиция
Русской Церкви в отношении вакцинопрофилактики?
Этой проблеме был посвящен доклад
кандидата медицинских наук, педиатра, клинического
фармаколога из Московской академии им. И.М. Сеченова
И.А. Дронова и кандидата медицинских наук, эпидемиолога
противотуберкулезного диспансера №12 Санкт-Петербурга
С.В. Федорова, прозвучавший на
II съезде Общества православных врачей России в
Воронеже.
Любое действие, как известно, рождает
противодействие. Если разбираться в истории вопроса, то
выяснится, что антипрививочная кампания стартовала
следом за тем, как был сделан первый укол с вакциной в
конце XVIII века. Произошло это в Великобритании.
В нашей стране движение, ратующее за
отказ от прививок, зародилось 15 сентября 1988 года,
после публикации в "Комсомольской правде" статьи под
заголовком "Ну, подумаешь укол", в которой вирусолог
Г.П. Червонская выступила с критикой отечественной
системы вакцинопрофилактики. С тех пор кандидат
биологических наук Г.П. Червонская является лидером
антипрививочного движения в нашей стране. Целый ряд ее
публикаций в прессе на закате советской власти
спровоцировал массовый отказ от прививок, который привел
к эпидемии дифтерии, унесшей свыше четырех тысяч (!)
жизней. Это лишило противников иммунопрофилактики
возможности выступать с публичной трибуны. Но, как
оказалось, только на время.
Сегодня антипрививочное движение в нашем
государстве переживает период очередного расцвета.
Являясь частью международного процесса, оно старается
привлечь на свою сторону и духовенство Русской
Православной Церкви, придавая отказу от прививки
биоэтическое обоснование.
"Безусловно, существует целый ряд
медицинских проблем, которые влияют на возникновение и
стимулируют активность антипрививочного движения, -
отмечает один из авторов доклада И.А. Дронов. - Это и
развитие поствакцинальных реакций и осложнений, которые
могут привести к болезни здорового ребенка; и
использование вакцинных препаратов, которые часто
вызывают прививочные реакции и могут приводить к
серьезным осложнениям; и формальный подход к
иммунопрофилактике, при котором не учитываются
индивидуальные особенности ребенка; и отсутствие
полноценного информирования о прививке, из-за чего
родители ребенка не получают объективную информацию о
необходимости вакцинации, последствиях отказа от нее,
возможных реакциях и осложнениях; и административные
методы решения медицинских вопросов, в частности,
регламентирование уровня охвата прививками".
Если обобщить постулаты лидеров
антипрививочного движения, то сводятся к следующим
утверждениям:
- эффективность вакцинопрофилактики не
имеет доказательной базы;
- вакцинация неблагоприятно влияет на иммунную систему;
- вакцины содержат крайне опасные токсические
компоненты;
- развитие многих заболеваний связано с вакцинацией;
- массовая вакцинация выгодна только производителям
препаратов;
- органы здравоохранения скрывают правду о поствакцинных
осложнениях;
- медицинские работники не прививают своих детей.
В качестве одного из примеров,
опровергающих несостоятельность первого постулата, И.А.
Дронов привел данные исследования о динамике
заболеваемости корью в СССР/России. Из них следует, что
внедрение плановой массовой вакцинации привело к очень
быстрому снижению заболеваемости корью более чем в
четыре раза, а введение плановой ревакцинации свело
заболеваемость к единичным случаям. Так, за весь 2008
год в России было зафиксировано всего 27 случаев
заболевания корью.
***
Читайте также по теме:
***
Православные медики крайне обеспокоены
активностью лидеров антипрививочного движения,
которые, выступая на различных православных форумах,
ставят вопрос о греховности вакцинации. Так, в рамках
XIV международных Рождественских образовательных чтений
Г.П. Червонская сделала доклад на тему "Прививки и
здоровье детей", а также провела семинар на тему
"Прививки: мифы и реальность" в Марфо-Мариинской
обители.
Вопрос о необходимости реагирования на
сложившуюся вокруг вакцинопрофилактики ситуацию на
общецерковном и государственном уровне был поднят в
сентябре 2008 года на круглом столе
"Вакцинопрофилактика у детей: проблемы и пути их
решения", организованным
Синодальном отделом по церковной благотворительности и
социальному служению. В итоговом документе участники
круглого стола осудили антипрививочную пропаганду и
подчеркнули недопустимость распространения в обителях и
храмах Русской Православной Церкви антипрививочной
литературы и соответствующей мультимедийной продукции.
Следом за этим обсуждением последовало
совместное заявление Церковно-общественного совета
по биомедицинской этике Московского Патриархата и
Общества православных врачей России о проблемах
вакцинации в России. Врачи православного
вероисповедания, основываясь на евангельском учении и
научном знании, видят следующие пути решения возникающих
проблем:
- совершенствование практики
вакцинопрофилактики: использование более безопасных
вакцин, повышение уровня знаний врачей по вакцинологии,
строгое соблюдение законности и медицинских правил при
проведении вакцинации, предоставление объективной и
полной информации, в том числе по осложнениям,
регистрация и анализ нежелательных реакций на
вакцинацию, адекватная социальная защита при
поствакцинных осложнениях;
- просветительская деятельность:
формирование общественного мнения о пользе
вакцинопрофилактики, активный анализ и аргументированная
критика выступлений антипрививочного движения, как в
профессиональных, так и в массовых изданиях.
На II съезде Общества православных
врачей России в Воронеже было принято решение
организовать активную медико-просветительскую
деятельность в Интернете, а также выпустить брошюру для
родителей по вопросам вакцинопрофилактики.
Людмила Киндиренко
"Церковный вестник" № 23 - 10.12.2009.
|