Обращение Священного Синода Украинской
Православной Церкви относительно возможности внедрения в
Украине системы ювенальной юстиции
Уже несколько лет в нашем обществе
ведется полемика по поводу возможного внедрения в
Украине ювенальной юстиции, то есть отдельной системы
судопроизводства относительно несовершеннолетних. Среди
многих православных мирян и политиков такая идея давно
вызывает негативную реакцию. Да, в марте 2009 года
подобный проект уже был отклонен Верховной Радой
Украины. Тогда народные депутаты, обеспокоенные
возможными негативными последствиями законопроекта "Об
общегосударственной программе "Национальный план
действий по реализации Конвенции ООН о правах ребенка"
на период до 2016 года", разработанного на выполнение
Указа Президента Украины В. Ющенко от 11.07.2005 г. №
1086 "О первоочередных мерах по защите прав детей"
(регистрационный № 2570) ", удалили из него пункт 4.9, в
котором и был изложен проект о создании ювенальной
юстиции в Украине.
16 марта 2010 года согласно приказа
министра юстиции Украины была создана рабочая группа по
внедрению в Украине ювенальной юстиции (приказ № 198/7).
Как отмечено в данном приказе, эта группа создана "с
целью развития современной системы ювенальной юстиции с
целью уменьшения уровня преступности среди молодежи и
улучшения защиты их прав и интересов".
Действительно, в последнее время мы
наблюдаем в Украине существенный рост количества
правонарушений среди детей и подростков. Это требует от
государственных органов не только эффективных
мероприятий борьбы с этим досадным явлением, но и
профилактики детской и подростковой преступности. Но,
как свидетельствует опыт стран, которые пытаются
преодолеть преступность среди молодежи, наличие органов
ювенальной юстиции может не только не улучшить, а даже
ухудшить ситуацию. Да, во Франции, которая первой в мире
ввела такую систему несколько лет назад состоялись
наибольшие молодежные беспорядки в странах Европейского
Союза, поскольку благодаря ювенальной юстиции малолетние
правонарушители оставались фактически безнаказанными.
Кроме того, опыт западных стран, где
ювенальная юстиция действует уже много лет,
свидетельствует, что это приводит к значительному
расширению полномочий судов и социальных служб, которые
фактически получают санкцию на вмешательство в семейные
дела и контроль над родителями. Причем такое
вмешательство может осуществляться в том числе и на
основании обращений в суд самих детей.
Противопоставление прав и интересов ребенка правам и
интересам родителей и семьи в целом создает опасность
разрушения традиционного представления о семье. Именно
этот аспект ювенальной юстиции вызывает в украинском
обществе острые споры.
В связи с заметным обострением дискуссий
относительно ювенальной юстиции после подписания
министром юстиции упомянутого приказа Украинская
Православная Церковь считает своей обязанностью
констатировать следующее.
Христианство учит, что семья есть
богозаповеданным социальным институтом. Рождение и
воспитание детей является неотъемлемой частью семейной
жизни. Более того, согласно Священному Писанию
воспитание детей должно происходить именно в семье.
Родители несут перед Богом ответственность за воспитание
детей. Не раздражайте детей ваших, а воспитывайте их в
учении и наставлении Господнем, – призывает родителей
святой апостол Павел (Еф. 6,4). Однако и дети несут
ответственность за благополучие своей семьи : Почитай
отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на
земле, – говорит пятая заповедь Закона Божьего (Исх. 20,
12). В Ветхом Завете пренебрежение к родителям
рассматривалось как большое преступление (Исх. 21,
15-17; Притч. 20, 20; 30, 17). Новый Завет также учит
детей с любовью подчиняться родителям: Дети, будьте
послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно
Господу (Кол. 3,20).
Украинская Православная Церковь в своих
официальных документах неоднократно подчеркивала
исключительную роль семьи в воспитании детей. В
частности в десятом разделе "Основ социальной концепции
Украинской Православной Церкви" отмечается, что семья –
это "единственный организм, члены которого живут и
строят свои отношения на основе закона любви. Опыт
семейного общения учит человека преодолению греховного
эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности.
Именно в семействе, как в школе благочестия формируется
и крепчает правильное отношение к ближним, а
следовательно, к своему народу, к обществу в целом.
Живая преемственность поколений, начинаясь в семействе,
находит свое продолжение в любви к предкам и отчизне, в
чувстве причастности к истории. Поэтому таким опасным
является разрушение традиционных связей родителей с
детьми... Роль семьи в становлении личности
исключительна, ее не могут подменить другие социальные
институты. Разрушение семейных связей неминуемо связано
с нарушением нормального развития детей и отражается на
всей их дальнейшей жизни".
Украинская Православная Церковь признает
необходимость защиты детей от возможного насилия, в том
числе и со стороны родителей. Однако мы также считаем
полностью обоснованной обеспокоенность простых верующих
и Верховной Рады Украины тем, что внедрение системы
ювенальной юстиции может нести в себе и опасность для
института семьи. Активное вмешательство в семейные
отношения со стороны судебных органов, общественных и
общественных организаций может иметь негативные
последствия как об этом свидетельствует опыт
функционирования систем ювенальной юстиции в других
государствах.
Важно помнить, что сегодня в мире не
существует единой системы ювенальной юстиции. В каждом
государстве система судопроизводства относительно
несовершеннолетних и защите прав детей имеет свои
особенности, обусловленные историко-культурными
традициями разных стран. Потому, в процессе реформ в
отрасли юстиции в Украине следует, прежде всего,
учитывать отечественный опыт. Сейчас в нашем
законодательстве существуют достаточно норм, которые
позволяют наказать родителей-правонарушителей и
малолетних преступников.
Учитывая выше изложено Украинская
Православная Церковь считает нецелесообразным внедрение
в Украине системы ювенальной юстиции.
Пусть "чистая и непорочная набожность
перед Богом" (Иак. 1, 27) станут залогом достойного
воспитания молодого поколения и спокойной жизни в нашей
стране.
28 мая 2010
† Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины
Предстоятель Украинской Православной Церкви
Члены Священного Синода:
† Никодим, митрополит Харковский и Богодуховский
† Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский
† Иоанникий, митрополит Луганский и Алчевский
† Онуфрий, митрополит Черновицкий и Буковинский
† Марк, архиепископ Хустский и Виноградовский
† Иоанн, архиепископ Херсонский и Таврийский
† Феодор, архиепископ Мукачевский и Ужгородский
† Агапит, епископ Сєверодонецкий и Старобельский
† Митрофан, архиепископ Белоцерковский и Богуславский
Официальный сайт УПЦ МП - 04.06.2010.
|