Основы игрушечной безопасности
Меняется мир, развиваются технологии –
меняются и развиваются детские игрушки. Если когда-то кукла
была сделана из тряпочек и даже не имела лица, то сегодня
она может иметь не только привлекающие внимание яркие глаза
и губы, но еще и издавать звуки. Если раньше ребенок сам
придумывал сюжеты, то сегодня разнообразие сюжетов
представлено в компьютерных играх. Да и родителям куда легче
– не надо возиться с ребенком, когда есть развлечения,
которые целиком и полностью завладевают его вниманием.
Хороши ли все эти новшества? Помогают ли они
лучше развиваться ребенку? Как выбрать для своего ребенка
самую лучшую игрушку? На все эти вопросы нам помогает найти
ответы профессор, доктор психологических наук, научный
руководитель учебно-методического Центра игры и игрушки
Елена Олеговна Смирнова.
Время игры
Старинные куклы. Игрушки не должны диктовать ребенку свое настроение
Двухлетняя крошка умеет складывать сложные
пазлы – родители в восторге. Сын или дочка с ранних лет
осваивают компьютер и совершенно самостоятельно могут
запустить любимую игру или даже найти ее в Интернете – мама
с папой предполагают, что у ребенка способности. В век
развития электроники и господства концепций раннего
развития, считается, что обычные игрушки – это для малышей.
А когда дети подрастают, им нужны другие развлечения. Шести,
семилетних детей уже не удивить машинками и куклами, а вот
от компьютера – не оторвать. Может быть, время игрушек уже
ушло? Елена Олеговна даже немного сердится:
В современном кукольном производствен острый дефицит игрушек мужского пола. Игрушки советских времен
– Игрушка – это значит и игра. Если мы
говорим, что игрушки уже не нужны, то и игра уже не нужна?
Вот с этим утверждением согласиться абсолютно невозможно,
потому что это та деятельность, в которой ребенок может
действовать самостоятельно, в которой он может придумывать,
творить, воображать, организовывать свое пространство.
Никакая компьютерная игра такие возможности не дает. Ребенок
садится перед компьютером и лишается собственной
инициативности, потому что программа ему диктует, куда
нажимать. Кроме того, он лишен физического движения, он не
познает реальность, он не выражает свой внутренний мир.
Ребенок, конечно же, не осознает, чего он
лишается без полноценной игры, и вполне себе доволен. И
родителям спокойно – он не пристает к ним со всякими
глупостями. Если ребенка в 6 месяцев посадить перед
телевизором, то он будет часами увлеченно наблюдать за тем,
что происходит на экране, правда, при этом "у него будет
отрубаться вся мозговая активность". И тут все зависит от
того, чего хотят родители – чтобы ребенок их не беспокоил,
или они ставят перед собой какие-то другие цели и задачи?
Если родители заинтересованы в том, чтобы их малыш
развивался, то им надо задумываться, как организовать с ним
общение:
– Я знаю много случаев, когда дети с
упоением играют не с компьютером, а с игрушками, –
рассказывает Елена Смирнова. – Но ребенка надо этому учить.
Или старшие дети, или родители, или воспитатели должны это
делать. Как научить? Играть вместе. Показывать настоящие
игрушки, не интерактивные, которые сами квакают, бегают,
прыгают, а настоящие, традиционные, и показывать возможности
построения настоящей игры.
Играем по-настоящему
Оказывается, модные сегодня пазлы, которые,
как считается, развивают воображение и мышление, в большинстве
случаев предполагают бессмысленное соединение частей по
форме, что может быть полезно лишь для сильно расторможенных
детей, которых нужно учить сосредотачиваться. Звуковые
игрушки полезны лишь для развития познавательной активности
у малышей, а для детей трех-четырех лет пупсы, дающие
команды: "мне скучно, поиграй со мной", или же при любом
прикосновении издающие странные звуки, сводят игру опять же
к нажатию одной единственной кнопки.
Дегуманизация игрушки. "Некоторые игрушки извращают образ человека"
В центре игры и игрушки при Московском
городском психолого-педагогическом университете целый шкаф
"игрушек не для игры". В России это единственный центр, где
проводится психологическая экспертиза товаров для детей.
– Мы рассматриваем игрушку как средство
психического развития ребенка. У нас целые тома по этому
поводу написаны – как и что влияет на его развитие. Это
зависит от возраста, от характера игрушки... – рассказывает
Елена Смирнова. – Мы стараемся выбрать из всего массива те
игрушки, которые полезны, которые действительно имеют
развивающий потенциал.
Для каждого возраста свои игрушки. И даже
куклы должны расти вместе с ребенком.
У нас разработана типология, какие куклы для
какого возраста. Для маленьких детей лучше большие куклы,
которых можно кормить, причесывать и делать все то, что
"мама делает со мной". Потом становятся важны маленькие
куколки, с которыми можно разворачивать целые сюжеты. А
куклы по типу "Барби" хороши для девочек после 5-6 лет,
когда уже разыгрывается взрослая жизнь. Хорошая, красивая
"Барби" – это не плохая игрушка, но тут беда в том, что она
часто слишком оснащена всякой экипировкой – у нее есть
собачка, и мисочка для собачки, и поводок для собачки. Все
это дано уже в готовом виде и можно только использовать. А
ребенок должен сам создавать быт для свой куклы.
Быт для своей куклы должны создавать не
только девочки, но и мальчики. Но, к сожалению, в
современном кукольном производстве острый дефицит кукол
мужского пола.
– Мальчики не играют в кукол, потому что не
во что играть, – уверена Елена Смирнова. – А что, мальчики
не люди что ли? Им тоже обязательно надо пройти через
ролевую сюжетную игру, чтобы как-то включиться в
человеческие отношения. И то, что они так не играют, наносит
большой урон их развитию. Они ведь могут быть и папой, и
доктором, и шофером, и кем угодно, но им тоже надо роль на
себя взять и отождествиться с куклой.
Чем хуже, тем лучше
– Вот старинные куклы, – показывает Елена
Олеговна экспонаты коллекции, когда-то начатой педагогом
Зинаидой Михайловной Богуславской, сегодня дополненной и
превращенной в наглядные материалы для специального курса
обучения "Игра и игрушка". – Раньше, видите, они были вообще
без лиц, то есть в них можно вложить, что угодно. Важно,
чтобы лицо куклы не диктовало своего выражения, чтобы
ребенок мог увидеть в этом лице то, что он представляет,
чтобы оно могло восприниматься и как веселое, и как
довольное, и как, наоборот, огорченное.
Сегодня же куклы становятся все ярче, и все
определеннее становится их настрой.
– Сейчас игрушки создаются для того, чтобы
их купили, – вздыхает Елена Смирнова. – А покупают – чем
страшнее и хуже, тем чаще. Это я цитирую продавца.
Производители и распространители часто
забывают о том, что кукла – это в некотором смысле образец
для подражания, а сюжет игры влияет на настроение игрока и в
реальной жизни.
– От страшилищ развивается агрессия, ведь такие игрушки
навязывают определенную, совсем не добрую игру, – поясняет
Елена Смирнова. – А на смену "Барби" сегодня пришли "Bratz"
– они бывают рыжие, блондинки, всех цветов... Девочки играют
и так или иначе уподобляются им – принимают выражение лица,
позу. И соответственно, мечтают походить вот на эту вот,
извините, малолетнюю путану.
некоторые особенности своей игрушки. "Вот такой разрез глаз,
губ, одежда – все это становится некоторым образцом для
подражания"
На игрушечном рынке сегодня всего лишь 8-10%
отечественной продукции. Все остальное – из-за рубежа, в
основном из Китая. Немногочисленные российские разработчики
пытаются подстраиваться под западные, далеко не лучшие
образцы. Недавно Елена Олеговна вернулась из Германии,
восхищенно делится впечатлениями:
– Там есть экспертиза, и нет плохих игрушек.
Мы ходили и радовались. Все игрушки в магазинах и
экологически, и психологически чистые. И ни "Барби" вы там
не найдете, ни каких-то там целлулоидовых роботов. Только
отборные игрушки.
Подобная экспертиза есть в Скандинавии, в
отдельных магазинах во Франции. В России в Центр игры и
игрушки обращений немного – в основном от производителей или
распространителей, товар которых на самом деле достоин знака
качества "Детские психологи рекомендуют", который они и
получают после экспертизы. Большинство же участников этого
рынка продолжают дальше действовать по принципу: качество не
важно, лишь бы купили.
– Очень трудно исследовать, как повлияли
такие игрушки на уже подросшие сейчас поколения, – говорит
Елена Смирнова. – Но всякие извращения в
морально-нравственном и мотивационном развитии, мы,
безусловно, встречаем и у нас, и на западе. Насколько это
напрямую связано с игрушкой, сказать сложно. Но я думаю,
вполне может быть связано.
Непростой выбор
Маленькому человечку не объяснишь, что та
или иная игрушка повлияет на его психическое развитие и
будущую жизнь. Как же справиться родителям с бесчисленными
"хочу" своего ребенка? Во-первых, советует Елена Смирнова,
покупать игрушки лучше без ребенка:
– Может, это странный совет, но ведь даже у
взрослого разбегаются глаза, когда мы видим десятки всяких
кукол. И выбрать из них хорошую очень даже не просто. Надо
взять в руки, посмотреть – не кричит ли, не отваливаются ли
руки-ноги. А ребенка при виде этого изобилия просто
парализует, он узнает какую-нибудь игрушку, которую видел по
телевизору или в руках у товарища, и сразу ее хочет. Но это
вовсе не значит, что она ему нужна, что он будет с ней
играть, и что она принесет какую-то пользу.
В дошкольном возрасте для ребенка основным видом деятельности является сюжетно-ролевая игра
Вы выбрали время и пришли в магазин.
Следующий этап – рассмотреть игрушку, понять, не несет ли
она в себе какой-то опасности, проверить ее качество. Но
самое главное – это понять, что с ней будет делать ребенок.
– Надо подумать, насколько он может
почувствовать свои возможности с этой игрушкой, результаты
своих действий, какой опыт он приобретет через эту игру.
Надо все это представить, самим попробовать даже.
Простой пример. Вы покупаете машинку для
сына. Какую выбрать? Первая – однотонная, деревянная, с
крутящимися колесами и кузовом. Вторая – яркая,
пластмассовая, с крутящимися колесами, с поднимающимся краном.
– Обе машинки для детей 3-5 лет, – объясняет
Елена Олеговна. – У первой можно поднимать кран, ездить, она
специализированная – строительная. Но непонятно как с ней
играть. А во второй можно возить кого и что угодно – кукол,
кубики, любой груз. Она – настоящее транспортное средство
для перевозки, можно кого угодно посадить и отвезти и на
новую квартиру, и в другой город. А еще лучше, когда можно
внутрь посадить шофера. К тому же, она очень приятная на
вид, хорошо сделана и живая – как будто бы она персонаж.
Все эти тонкости и правила, а также, как
играть с ребенком с максимальной для него пользой, Елена
Смирнова готова объяснять заинтересованным родителям, но их
не получается привлечь.
– Мы несколько раз пытались организовать
курсы для родителей, но они не приходят. Приходят два-три
человека, да и то не постоянно. Времени нет, все заняты.
Поэтому сейчас поднимать ценность игры и
реанимировать ее значение психологи центра пытаются с
помощью психологической экспертизы, сайта в Интернете,
статей в прессе и специального курса для психологов:
– Объяснение родителям, что игра – это
главная деятельность для их ребенка, и что она очень важна и
развивает, пока не имеет достаточного эффекта. Потому что
играть трудно, это надо самим что-то придумывать, не только
время находить, но и какие-то душевные усилия затрачивать. А
игрушки покупают все. Рынок игрушки – один из самых
активных. Вот мы и стараемся хотя бы через игрушку, через
объяснение, с чем хорошо играть, а с чем не очень, достичь
этой цели...
Наверное, отечественный рынок игрушек не
скоро полностью изменит свое лицо. Еще долго среди монстров
и размалеванных "красоток" надо будет выискивать добрых
сказочных героев и опрятных кукол. И если уж родители не
имеют достаточно возможностей играть со своим ребенком и
учить его через личное общение, то необходимо находить время
хотя бы на то, чтобы выбирать для него хорошие полезные игрушки.
Православие и мир – 29.12.2008.
|